Джуринский н история педагогики. Джуринский А.Н. История педагогики
В учебнике на основе обновленных установок историко-педагогической науки рассмотрена история мировой и отечественной педагогики; тенденции развития педагогической мысли и образования в России и в мире анализируются как целостный и взаимосвязанный процесс. Представлены ведущие педагогические идеи, концепции, теории, направления эволюции образования. С учетом ретроспективного анализа педагогики предложены ответы на вызовы школе и педагогике, которые возникают в условиях глобализации, вследствие необходимости модернизации и инноваций российского и мирового образования в виде стандартизации, профильного обучения, религиозного обучения, двухуровневого высшего образования, мультикультурного образования и т.д. Соответствует Федеральному государственному образова- тельному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология», «Социальная психология», «Педагогика», бакалавров, аспирантов, докторантов, преподавателей, научных и школьных работников, а также всех, кто интересуется и занимается вопросами образования, кого заботят судьбы отечественной педагогики и школы.
Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;
Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;
Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;
Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».
На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.
Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.
Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:
- Безналичный способ:
- Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
- Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения.
Просим корректно ввести данные во все поля.
Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта. - Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся
по педагогическим специальностям
Рецензенты:
профессор, академик РАО
Н.Н. Нечаев;
доктор педагогических наук, профессор
А.Е. Дмитриев
Джуринский А.Н.
Д40 История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
ISBN 5-691-00196-5.
В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.
Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.
ББК 74.03
© Джуринский А.Н., 1999, 2000
© «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 1999, 2000
© Серийное оформление обложки.
«Гуманитарный издательский
ISBN 5-691-00196-5 центр ВЛАДОС», 1999, 2000
Предисловие
Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. На этом пути педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в науку. Позитивные педагогические идеи часто утрачивались, а затем возрождались, но уже в ином облике. Развитие образовательно-воспитательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом, уровень, масштабы и результаты которого с течением времени становились все более весомыми.
Изучение истории школы и педагогики - важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания и образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.
Пособие хронологически охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.
Так, цивилизации Древнего мира, временные и территориальные границы которого огромны (он существовал с 5-го тысячелетия до н. э. до IX в. н. э. и охватывал 4 материка: Европу, Азию, Африку и Америку), оставили первое наследие организованного воспитания и обучения. Помимо опыта Древнего Востока (Двуречье, Египет, Индия, Китай) такой опыт был накоплен в Средиземноморском центре Античного мира, где господствовали традиции греко-римской культуры, а на периферии - традиции варваров и славян.
Особое место занимает история школы и воспитания Средневековья, когда получили развитие иные, чем в пору Античности, типы образования и парадигмы педагогической мысли. Выйдя из Античного мира, школа и воспитание Средневековья стали однако альтернативой педагогической традиции древних сообществ и цивилизаций. Хотя средневековое воспитание в различных регионах мира не совпало по временным рамкам, тем не менее всюду ему были свойственны общие характеристики. Построенное на статичных сословных отношениях, это воспитание было ограничено социальными регламентациями и репродуктивными принципами обучения. И хотя уже в Средние века зарождались тенденции, направленные на самореализацию человека, освобождение его от жестких социокультурных нормативов, в целом воспитание и обучение готовили личность к месту в заданной социальной страте (от лат. stratum - слой), и преодолеть эту заданность было крайне сложно. Другая важная особенность средневекового воспитания - коллективное осознание принадлежности к тем или иным конфессиям и этносам.
В эпоху Нового и Новейшего времени ускорилось формирование общественных и духовных ценностей. Вследствие этого процесса появились концепции воспитания, созданные на основе познания объективных закономерностей природы и общества.
Человек рассматривался прежде всего как член гражданского общества, возвышающийся над социальными и национальными условностями.
Новейшая эпоха прошла под знаком противостояния тоталитарных и демократических режимов, что отразилось на эволюции мировой школы и педагогики.
На исходе 2-го тысячелетия новой эры произошли изменения, вызвавшие необходимость перевести на педагогический язык новые тенденции развития мирового сообщества. Одна из главнейших тенденций - прогресс воспитания и образования, которые являются центром духовности и приобщения к национальным и общечеловеческим культурным ценностям.
Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики - с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.
Школа и педагогика - арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов. В отдельные периоды подобные столкновения выливались в бурные конфликты, в результате которых возникали серьезные перемены в воспитании и образовании. История школы и педагогики подводит к осмыслению этой постоянной тенденции.
Изучение истории школы и педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям.
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».
Москва 2000г.
Содержание.
Предисловие.
Раздел I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ.
Глава.
1. Возникновение воспитания.
К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания.
Концепции происхождения воспитания.
Зарождение воспитания как особого вида деятельности.
Возникновение семьи. Воспитание детей в семье.
Появление организованных форм воспитания.
Раздел II. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ.
Глава.
2. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока.
Общий взгляд.
"Дома табличек".
Школа в Древнем Египте.
Воспитание и обучение в Древней Индии.
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае.
Глава.
3. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья.
Воспитание и школа в Древней Греции.
Философы Древней Греции о воспитании.
Воспитание и образование в эпоху Эллинизма.
Воспитание и школа в Древнем Риме.
Педагогические идеи Древнего Рима.
Воспитание и обучение у ранних христиан.
Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира.
Глава.
4. Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. .
Общий взгляд.
Воспитание у восточных славян.
Раздел III. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
Глава.
5. Воспитание и школа в Византии.
Общий взгляд.
Педагогическая мысль.
Система воспитания и образования.
Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение.
Глава.
6. Воспитание и школа на Средневековом Востоке.
Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-XVII вв.).
Воспитание и обучение в Средневековой Индии.
Воспитание и школа в Средневековом Китае.
Глава.
7. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья.
Общий взгляд.
Философско-педагогическая мысль.
Воспитание и обучение.
Глава.
8. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации.
Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации.
Школа в XV – начале XVII в. .
Глава.
9. Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X - конец XVII в.).
Общий взгляд.
Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.).
Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.).
Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-XVII вв.).
Раздел IV. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ.
Глава.
10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (середина XVII - конец XVIII вв.).
Общий взгляд.
Педагогическая мысль начала Нового времени.
Педагогическая мысль эпохи Просвещения.
Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции.
Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений.
Глава.
11. Школа и педагогика в России XVIII в. .
Общий взгляд.
Школьные реформы первой половины XVIII в. .
Школа и педагогическая мысль во второй половине XVIII в. .
Глава.
12. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в. .
Общий взгляд.
Педагогические идеи в философии.
Классики педагогики ХIХв. .
Полемика вокруг школы.
Главные направления развития школы.
Глава.
13. Школа и педагогика России первой половины XIX в. .
Общий взгляд.
Развитие школьного дела в первой четверти XIX в. .
Школьная политика второй четверти ХIХв. .
Педагогическая мысль в первой половине XIX в. .
Глава.
14. Школа и педагогика России во второй половине XIX в. .
Общий взгляд.
Школьные реформы 1860-х гг. .
Период реакции в школьной политике.
Педагогическая мысль во второй половине ХIХ в. .
Раздел V. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ.
Глава.
15. Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в. .
Общий взгляд.
Основные педагогические течения.
Итоги школьных реформ к середине ХХв. .
Попытки модернизации общеобразовательной школы.
Глава.
16. Современная школа и педагогика за рубежом.
Общий взгляд.
Основные направления развития педагогической мысли.
Приоритеты и проблемы воспитания и образования.
Школьные системы.
Практика школьного обучения и воспитания.
Реформирование обучения и воспитания.
Глава.
17. Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX вв. .
Общий взгляд.
Школьные реформы.
Педагогические направления и идеи.
Глава.
18. Отечественные школа и педагогика советского периода.
Общий взгляд.
Школа и школьная политика.
Развитие педагогической науки.
Глава.
19. Школа и педагогика России в конце XX в. .
Общий взгляд.
Школьная система.
Полемика о путях образования и воспитания.
Практика образования и воспитания.
Министерством образования
Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся
по педагогическим специальностям
Рецензенты:
профессор, академик РАО
Н.Н. Нечаев;
доктор педагогических наук, профессор
А.Е. Дмитриев
Джуринский А.Н.
Д40 История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
ISBN 5-691-00196-5.
В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.
Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.
Ббк 74.03
© Джуринский А.Н., 1999, 2000
© «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 1999, 2000
© Серийное оформление обложки.
«Гуманитарный издательский
ISBN 5-691-00196-5 центр ВЛАДОС», 1999, 2000
Предисловие
Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. На этом пути педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в науку. Позитивные педагогические идеи часто утрачивались, а затем возрождались, но уже в ином облике. Развитие образовательно-воспитательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом, уровень, масштабы и результаты которого с течением времени становились все более весомыми.
Изучение истории школы и педагогики - важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания и образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.
Пособие хронологически охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.
Так, цивилизации Древнего мира, временные и территориальные границы которого огромны (он существовал с 5-го тысячелетия до н. э. до IX в. н. э. и охватывал 4 материка: Европу, Азию, Африку и Америку), оставили первое наследие организованного воспитания и обучения. Помимо опыта Древнего Востока (Двуречье, Египет, Индия, Китай) такой опыт был накоплен в Средиземноморском центре Античного мира, где господствовали традиции греко-римской культуры, а на периферии - традиции варваров и славян.
Особое место занимает история школы и воспитания Средневековья, когда получили развитие иные, чем в пору Античности, типы образования и парадигмы педагогической мысли. Выйдя из Античного мира, школа и воспитание Средневековья стали однако альтернативой педагогической традиции древних сообществ и цивилизаций. Хотя средневековое воспитание в различных регионах мира не совпало по временным рамкам, тем не менее всюду ему были свойственны общие характеристики. Построенное на статичных сословных отношениях, это воспитание было ограничено социальными регламентациями и репродуктивными принципами обучения. И хотя уже в Средние века зарождались тенденции, направленные на самореализацию человека, освобождение его от жестких социокультурных нормативов, в целом воспитание и обучение готовили личность к месту в заданной социальной страте (от лат. stratum - слой), и преодолеть эту заданность было крайне сложно. Другая важная особенность средневекового воспитания - коллективное осознание принадлежности к тем или иным конфессиям и этносам.
В эпоху Нового и Новейшего времени ускорилось формирование общественных и духовных ценностей. Вследствие этого процесса появились концепции воспитания, созданные на основе познания объективных закономерностей природы и общества.
Человек рассматривался прежде всего как член гражданского общества, возвышающийся над социальными и национальными условностями.
Новейшая эпоха прошла под знаком противостояния тоталитарных и демократических режимов, что отразилось на эволюции мировой школы и педагогики.
На исходе 2-го тысячелетия новой эры произошли изменения, вызвавшие необходимость перевести на педагогический язык новые тенденции развития мирового сообщества. Одна из главнейших тенденций - прогресс воспитания и образования, которые являются центром духовности и приобщения к национальным и общечеловеческим культурным ценностям.
Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики - с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.
Школа и педагогика - арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов. В отдельные периоды подобные столкновения выливались в бурные конфликты, в результате которых возникали серьезные перемены в воспитании и образовании. История школы и педагогики подводит к осмыслению этой постоянной тенденции.
Изучение истории школы и педагогики помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.
История педагогики. Джуринский А.Н.
М.: 2000 . - 432 с.
В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.
Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.
Формат: doc
Размер: 3 ,6 Мб
Скачать: drive.google
Содержание
Предисловие 3
Раздел I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ 4
Глава 1. Возникновение воспитания 4
К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания 4
Концепции происхождения воспитания 4
Зарождение воспитания как особого вида деятельности 4
Возникновение семьи. Воспитание детей в семье 5
Появление организованных форм воспитания 5
Вопросы и задания 6
Литература 6
Раздел II. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ 6
Глава 2. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока 6
Общий взгляд 6
"Дома табличек" 8
Школа в Древнем Египте 10
Воспитание и обучение в Древней Индии 12
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае 15
Вопросы и задания 17
Литература 17
Глава 3. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья 18
Воспитание и школа в Древней Греции 18
Философы Древней Греции о воспитании 21
Воспитание и образование в эпоху Эллинизма 25
Воспитание и школа в Древнем Риме 26
Педагогические идеи Древнего Рима 27
Воспитание и обучение у ранних христиан 29
Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира
30
Вопросы и задания 30
Литература 31
Глава 4. Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. 31
Общий взгляд 31
Воспитание у восточных славян 32
Вопросы и задания 33
Литература 33
Раздел III. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 33
Глава 5. Воспитание и школа в Византии 33
Общий взгляд 33
Педагогическая мысль 34
Система воспитания и образования 35
Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение 37
Вопросы и задания 38
Литература 38
Глава 6. Воспитание и школа на Средневековом Востоке 38
Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-XVII
вв.) 38
Воспитание и обучение в Средневековой Индии 42
Воспитание и школа в Средневековом Китае 44
Вопросы и задания 46
Литература 46
Глава 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего
Средневековья 46
Общий взгляд 46
Философско-педагогическая мысль 47
Воспитание и обучение 48
Вопросы и задания 56
Литература 56
Глава 8. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и
Реформации 56
Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации 56
Школа в XV – начале XVII в. 62
Вопросы и здания 68
Литература 68
Глава 9. Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и
русском государстве (X - конец XVII в.) 68
Общий взгляд 68
Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.) 69
Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.)
72
Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-XVII
вв.) 77
Вопросы и задания 79
Литература 79
Раздел IV. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ 79
Глава 10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной
Америке (середина XVII - конец XVIII вв.) 79
Общий взгляд 79
Педагогическая мысль начала Нового времени 80
Педагогическая мысль эпохи Просвещения 84
Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции 92
Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений
93
Вопросы и задания 97
Литература 98
Глава 11. Школа и педагогика в России XVIII в. 98
Общий взгляд 98
Школьные реформы первой половины XVIII в. 99
Школа и педагогическая мысль во второй половине XVIII в. 102
Вопросы и задания 105
Литература 106
Глава 12. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в.
106
Общий взгляд 106
Педагогические идеи в философии 107
Классики педагогики ХIХв. 109
Полемика вокруг школы 112
Главные направления развития школы 115
Вопросы и задания 123
Литература 124
Глава 13. Школа и педагогика России первой половины XIX в. 124
Общий взгляд 124
Развитие школьного дела в первой четверти XIX в. 124
Школьная политика второй четверти ХIХв. 126
Педагогическая мысль в первой половине XIX в. 128
Вопросы и задания 130
Литература 130
Глава 14. Школа и педагогика России во второй половине XIX в. 130
Общий взгляд 130
Школьные реформы 1860-х гг. 131
Период реакции в школьной политике 132
Педагогическая мысль во второй половине ХIХ в. 133
Вопросы и задания 143
Литература 143
Раздел V. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 143
Глава 15. Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в. 143
Общий взгляд 144
Основные педагогические течения 144
Итоги школьных реформ к середине ХХв. 150
Попытки модернизации общеобразовательной школы 151
Вопросы и задания 154
Литература 154
Глава 16. Современная школа и педагогика за рубежом 155
Общий взгляд 155
Основные направления развития педагогической мысли 155
Приоритеты и проблемы воспитания и образования 156
Школьные системы 157
Практика школьного обучения и воспитания 158
Реформирование обучения и воспитания 161
Вопросы и задания 163
Литература 163
Глава 17. Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX вв. 164
Общий взгляд 164
Школьные реформы 164
Педагогические направления и идеи 169
Вопросы и задания 172
Литература 173
Глава 18. Отечественные школа и педагогика советского периода 173
Общий взгляд 173
Школа и школьная политика 173
Развитие педагогической науки 177
Вопросы и задания 183
Литература 183
Глава 19. Школа и педагогика России в конце XX в. 184
Общий взгляд 184
Школьная система 184
Полемика о путях образования и воспитания 187
Практика образования и воспитания 189
Вопросы и задания 198
Литература 198