Духовно нравственное воспитание учащихся классный час. Методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию. Вовлечение в волонтерское движение

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ « Ключевская средняя общеобразовательная

школа им. »

«____» ____________ 2012 год

по духовно- нравственному воспитанию учащихся

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. Твой школьный вид. Организация своего рабочего места Первый раз в первый класс Вежлив ли я? Что такое хорошо и что такое плохо? В школьной библиотеке . В гости к медсестре. С любовью к родной школе.

(воспитание любви к животным)

В мире животных Лес – наш друг. Лес и его обитатели. Игра - путешествие. В зоопарке. Собака - друг человека! Мы из Красной книги России В гостях у жителей «Подводного царства» Животные - герои сказок и рассказов. Домашние питомцы. Экскурсия в Шадринский краеведческий музей.

Беседа «Старших уважай - малышей не обижай» Собрание с родителями «Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня». Утренник «Будь вежливым и добрым» Внеклассное мероприятие «Все люди труда - друзья и братья» Беседа «Опасная парочка» (о хвастовстве и зависти) О дружбе и взаимопонимании между девочками и мальчиками Семейный праздник «Праздник бабушек и мам» Посещение городского музея Классный час «Поклонимся Великим тем годам…»

1. Славные символы России

2. Москва - столица России

3. Прошлое моей Родины

4. Путешествие по России

5. Растительный и животный мир моей страны

6. Моя Малая Родина - Шадринский район.

8. Страна, открывшая путь в космос

9. Великая война - Великая Победа

1. Сыны Земли Шадринской (о,)

2. Инсценирование сказок «Чем учат народные сказки?»

3. Исследовательская работа «История моего села»

4. Знаменитые люди района, области.

5. Святочные гадания «Раз в Крещенский вечерок…»

6. Моя родословная

7. Беседа о народных промыслах «О чем рассказали игрушки?»

8. Экскурсия в краеведческий музей

9. «Праздник со слезами на глазах»

1. Беседа «Вежливый пешеход - вежливый водитель»

2. Правила и нормы поведения в обществе

3. Этикет - составная часть общественного порядка и порядочного человека

4. Школьный этикет. Правила поведения в школе.

7. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

8. Встречай гостей приветливо

9. Культура и безопасность отдыха

1. Человек - есть существо мыслящее.

2. Что есть счастье?

3. Что есть труд?

4. Что есть совесть?

5. Что есть свобода?

6. Что есть судьба?

7. Что есть деньги?

8. Что есть «Я»?

9. Что есть моя жизнь?

1. Что есть человек?

2. Жизненное кредо достойного человека

3. Молодежные субкультуры

4. Классный час «Похититель рассудка» (алкоголизм, наркомания)

5. Игровая программа «Давайте поговорим о нас…»

6. Что есть любовь?

7. Я и закон.

8. «Золотое правило нравственности»

9. Литературно - художественный вечер «Не забудет никто, никогда….»

1. Профориентационное занятие «Мир профессий»

2. Профессиональная консультация «Твой профессиональный маршрут»

3. Тестирование в центре занятости «Мой темперамент и выбор профессии»

4. Отрасли народного хозяйства и их основные профессии

5. Экскурсии в ПТУ, СУЗы, ВУЗы

6.Профессии наших родителей

7.Психолого - педагогически особенности, обуславливающие выбор профессий.

8. Беседа с приглашением выпускников «Как достичь успеха в профессии?»

9. Куда пойти учиться?

1. Беседа «Цвета осени»

2. Этикет красоты

3. Гардероб мужчины и гардероб женщины

4. Красота человеческого тела

5. Красота вокруг нас

6. Любовь - это согласие ума, души и тела.

7. Немного обо всем. Классный час с приглашением косметолога , врача, парикмахера, модельера.

8. Беседа «Будьте счастливы и человечны».

9. «Музы вели в бой». Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны.

1. «Я имею право на …»- разговор на заданную тему

2. «Моя будущая профессия. Какой я её вижу?» Экскурсия в центр занятости.

3. Тематическая бизнес викторина «Профессия и современность»

В настоящее время особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание. Классные часы по данному направлению стараются проводить на всех ступенях обучения. Во многих школах функционируют и патриотические клубы, которые работают по специальным программам.

Какие классные часы по духовно-нравственному воспитанию можно провести для школьников? Предлагаем несколько примеров таких занятий для учеников разных классов. Остановимся на тех аспектах, которые должен затрагивать в своей работе наставник.

Разработка методических материалов для проведения классных часов начинается с определения целевой аудитории, так как в разных возрастных группах сделать занятия эффективными помогают разные методы. Следующим этапом становится отбор материала и разработка плана занятия. Идеи для осуществления этих действий вы найдете в статье.

Работа со старшеклассниками

В подростковом возрасте особое значение приобретают беседы, диспуты, в рамках которых ребята могут продемонстрировать сверстникам свои творческие и интеллектуальные способности.

Какие классные часы по духовно-нравственному воспитанию можно провести? Предлагаем пример занятия «Как вести себя в мире людей».

Его целью является нравственное воспитание ребят подросткового возраста. В какой форме лучше провести классный час? в 9 классе предполагает общение в виде творческой мастерской. Участниками ее станут и сами школьники, и классный руководитель.

Ход занятия

Как должно осуществляться духовно-нравственное воспитание? Классный час начинает педагог. Он отмечает, что в наши дни многие представители молодого поколения не имеют представления о правилах поведения в обществе. Что именно важно знать? Зачем людям нужны хорошие манеры? Эти вопросы классный руководитель адресует своим воспитанникам, затем систематизирует и обобщает высказывания ребят.

Педагог отмечает, что нужно знать и использовать правила этикета для того, чтобы уметь общаться, налаживать взаимоотношения с партнером либо собеседником, не наносить другим людям вреда и беспокойства. Тот человек, который обладает определенными манерами, оставляет о своем воспитании у окружающих людей приятное впечатление, считается воспитанным и цивилизованным собеседником.

Педагог отмечает, что существуют определенные правила, которые используются в разных вариантах общения: служебном, гражданском, общественном, бытовом, семейном.

Те правила, которые включают в кодекс, не являются новыми, они просты и понятны по смыслу и содержанию.

Как с ними соприкасается духовно-нравственное воспитание? Классный час, пример которого предлагается в данном материале, является отличным способом формирования в подрастающем поколении азов взаимоотношений между людьми.

Элементы этикета общения

Какие именно правила можно включить в классные часы на тему духовно-нравственного воспитания? Педагог отмечает, что важно так вести себя во взаимоотношениях с другими людьми, как хотелось бы, чтобы они вели себя с тобой. К примеру, улыбнувшись собеседнику, можно рассчитывать на ответную доброжелательную реакцию с его стороны.

Есть несколько правил, которыми должен владеть любой цивилизованный человек:

    в присутствии дамы мужчина без приглашения с ее стороны не должен сидеть;

    нельзя начинать разговор с женщиной, пока она не даст понять, что узнала мужчину;

    в общественных местах недопустимо обращаться к женщине по фамилии;

    за столом запрещены разговоры о неприятных вещах;

    ни у кого нет права на принижение представителей какой-либо национальности;

    воспитанный мужчина сначала пропускает в помещение свою спутницу, лишь потом заходит сам

    Вопросы и ответы

    Как осуществлять в доступной форме духовно-нравственное воспитание? Классный час для подростков желательно выстраивать в форме вопросов и ответов. Сначала педагог выясняет, как нужно правильно здороваться. В рамках беседы, выявляются некоторые правила приветствия. Педагог отмечает, что здороваться необходимо в любых ситуациях, даже если отношения с человеком далеки от идеала. Безусловно, младшее поколение должно приветствовать старших по возрасту людей, мужчина здоровается с дамой. А вот рукопожатие — это вовсе не обязательный элемент этикета. Его можно использовать для приветствия только тех людей, с которыми хорошо знакомы.

    Во время рукопожатия необходимо смотреть в глаза собеседнику. Ладонь должна быть слегка сжата, чтобы не доставить неприятных ощущений другому человеку.

    Искусство общения

    Отдельное внимание педагог в рамках беседы о нравственном воспитании уделяет комплиментам. Что они собой представляют? В каких ситуациях они уместны? Эти вопросы особенно интересны для подростков, поэтому обязательно должны быть рассмотрены в рамках классного занятия.

    Не все могут естественно говорить приятные и красивые слова собеседнику. Если комплимент сделан неумело, он может обидеть человека, потому что будет воспринят не как добрые слова, а как усмешка, неискренняя лесть. Обучение искусству говорить комплименты подрастающего поколения — это тоже духовно-нравственное воспитание. Классный час можно отдельно посвятить именно этому вопросу, чтобы у ребят сформировалось правильное представление о том, что комплименты одинаково хороши как для мужчин, так и для женщин.

    О чем нужно знать

    Безусловно, женщина с удовольствием выслушает в свой адрес добрые слова, но и мужчины нуждаются во внимании. Как правильно сделать комплимент представителю сильной половины человечества? Если для женщины важны слова о ее внешней красоте, хозяйственности, то мужчина хочет, чтобы были отмечены его мужественность, умственные способности.

    Для того чтобы завоевать дружбу, расположить к себе мужчину, важно отмечать именно эти качества. Желательно говорить комплименты не по необходимости, а именно тогда, когда появилось внутреннее желание отметить положительные качества своего собеседника. В такие моменты найдутся самые удачные слова.

    Правила общения с другими людьми

    Как выстроить духовно-нравственное воспитание? можно построить на основе тренинга, в рамках которого школьники получат не только теоретические, но и практические навыки общения со сверстниками, взрослыми людьми.

    К примеру, в рамках организуемого занятия, вместе со своими воспитанниками классный руководитель выявляет основные правила успешного общения. Для того чтобы работа была интересной и полезной, можно включать в ход мероприятия определенные тренинги и ролевые игры. К примеру, для того чтобы вести речь о доверии, ребятам предлагается следующее упражнение. Все становятся в одни круг, выбирается «смелый» ученик. Он располагается в центре круга, закрывает глаза. Педагог предлагает ему отклониться назад, не опасаясь, что тот упадет на пол. В зависимости от того, насколько у ребенка сформировано доверие к своим одноклассникам, они будут выполнять данное задание более или менее успешно. Затем учитель поясняет ребятам, что только в том случае, когда человек уверен в других людях, можно говорить о доверительном и конструктивном общении.

    Работа с детьми в среднем звене

    Предлагаем классный час «Духовно-нравственное воспитание». 7 класс по ФГОС предполагает не только формирование у школьников универсальных учебных навыков, но и привитие у подрастающего поколения желания к саморазвитию и самосовершенствованию. Как правильно организовать беседу с ребятами о таком сложном, но очень важном понятии нравственности? Безусловно, если планируется классный час «Духовно-нравственное воспитание» (6 класс или 7) в среднем звене, важно правильно подбирать теоретический материал, «разбавлять» его конкретными примерами.

    Классный руководитель обязан учитывать индивидуальные особенности данного возраста, в противном случае все его старания будут напрасными. К примеру, можно пригласить на классный час вымышленных персонажей, героев сказки, былины, литературного произведения. Они, разыграв для детей какое-то театральное представление, помогут педагогу настроить школьников на конструктивную беседу.

    Пример для занятия

    К примеру, речь может идти об умении не только слышать, но и слушать своего собеседника. В рамках такой беседы классный руководитель плавно переходит на понятие толерантности, поясняет детям, насколько важно терпеливо относиться к людям, имеющим другие исторические и культурные традиции и устои поведения.

    Для ребят 12-14 лет особое значение имеют конкретные примеры, поэтому педагог должен тщательно подходить к подбору материала. Безусловно, одним из важнейших факторов успешного формирования толерантного отношения у подрастающего поколении, является личный пример взрослых людей, окружающих ребенка: педагогов, родителей, бабушек и дедушек.

    Вовлечение в волонтерское движение

    Как составить классный час «Духовно-нравственное воспитание»? 5 класс, к примеру, это тот благодатный период, когда ребята с удовольствием вовлекаются в активную деятельность. Педагог, который работает с детьми этого возраста, может формировать в своих воспитанниках азы нравственности посредством вовлечения детей в активную волонтерскую работу. В качестве тех объектов, с которыми будут работать дети, могут выступать не только ветераны, бездомные животные, но и деревья и кустарники.

    К примеру, в рамках подготовительной работы, педагог вместе с учителем биологии рассказывает детям о значимости живого мира, о правилах посадки кустарников, особенностях ухода за ними. Далее вместе с классным руководителем, родителями маленькие волонтеры приступают к активным действиям.

    Если ребята сами посадят кустарники, будут осуществлять постоянный уход за своими «зелеными питомцами», в них будут формироваться такие нравственные качества, как ответственность, исполнительность, забота, сопереживание. Это станет отличной базой для формирования в подрастающем поколении уважительного и бережного отношения к живой природе.

    А как в начальной школе можно организовать и провести классный час «Духовно-нравственное воспитание»? 1 класс — это время, когда малыши только знакомятся с учебным заведением, познают те традиции, которые сформированы в школе. В это время они нуждаются в поддержке и помощи своих родителей. Именно поэтому в рамках занятий по нравственному воспитанию педагог может привлекать мам и пап своих подопечных, организуя совместные праздники и конкурсы.

    К примеру, можно организовать творческую мастерскую, работы в которой будут представлены не отдельными участниками, а целыми семьями. Подобная совместная деятельность способствует формированию отношений не только между сверстниками, но и внутри семьи между старшим и младшим поколениями.

    Информация для педагога

    В качестве эффективных средств, которые способствуют стимуляции нравственного развития личности школьников, можно рассматривать различные психологические тесты. Они вполне приемлемы для использования на старшей ступени обучения. Если классный руководитель предложит подобные тесты своим воспитанникам в непринужденной обстановке, он пробудит в них желание не только узнать себя, но и найти способы для самопознания, самосовершенствования.

    Подведем итоги

    В настоящее время вопросы, касающиеся нравственного воспитания подрастающего поколения, стоят особенно остро. В связи с теми событиями, которые происходят в политической и экономической жизни страны, во всем мире, особую актуальность получили вопросы, касающиеся нравственного воспитания подрастающего поколения.

    От того, насколько серьезно и ответственно классный руководитель подходит к данной работе, продумывает в планировании тематику и направленность классных часов, зависит конечный результат - воспитание положительных качеств в подрастающем поколении. Духовность и нравственность необходимы современному молодому человеку для успешной адаптации в социуме.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и при общении друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

  • Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность.
  • Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • Формировать умение совместно работать в группе;
  • Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

Оборудование:

  • Компьютер;
  • Мультимедийный проектор;
  • Экран;
  • Карточки с пословицами о доброте;
  • Фонограммы песен “ “Ноктюрн” Ф. Шопена, “Твори добро” в исполнении Шуры.
  • Бумажные цветы.

Ход классного часа

1. Организационный момент (слайд 1)

Учитель. Сегоднянаше занятие мы посвятим очень важному, нужному качеству, без которого человек не может называться человеком. А какому качеству вы узнаете, когда составите слово.

Учитель. На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны в теплых тонах, и составьте из них слово.

Д О М Б Л Р К О С Т А (слайд 2)

Доброта (слайд 3)

2. Вводная беседа

Учитель: Наше занятие мы посвятим доброте и добрым делам и поступкам.

Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение. Обратите внимание, как будет меняться интонация этого музыкального произведения.

Звучит "Ноктюрн" Ф.Шопена (слайд 4 )

Учитель. Ребята, вы обратили внимание, как менялась интонация музыкального произведения.

Вначале она была спокойная, затем все больше и больше набирала силу. Такова и жизнь человека. Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется качествами, которые необходимы ему для жизни.

Посмотрите на доску. Вы видите чистый лист бумаги. Сегодня мы попытаемся его заполнить теми качествами, которыми должен обладать добрый человек.

Учитель: - Что же обозначает слово доброта?

Какого же человека можно назвать добрым?(ответы детей)

Учитель: Верно, добрый человек - .......

Это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти помощь,

Вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми,

Любит природу и бережёт её.

Давайте сравним ваши высказывания с определением, которое можно прочесть в толковом словаре.

Доброта – (слайд 5)

Отзывчивость,

Душевное расположение к людям,

Стремление делать добро другим.

Учитель: Знаете ли вы, что слово “добро” - это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.

Вспомните некоторые из них:

3. Работа в парах (слайд 6)

Вам даны карточки, в них 2 столбика. Вы к началу пословицы должны подобрать продолжение, соединить стрелками.

  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • Не хвались серебром, а хвались добром.
  • Доброе слово лечит, злое калечит.

Учитель: - Теперь проверим (дети читают пословицы)

4. Поиграем в игру “Сказочный герой – добрый или злой?” (слайд 7-8)

Учитель: Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в сказках.

Ребята, вы любите сказки? Значит, вы знаете, что в сказках встречаются злые герои и добрые.

Сейчас мы поиграем в игру “Добрый или злой”

Игра. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.

5. Беседа о вежливых словах.

Учитель: Первый шаг к доброте – это доброе слово. Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова ещё называют “волшебные”.

Какие добрые слова вы знаете? (Ответы детей)

Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Игра “Доскажи словечко” (слайд 9)

Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться... (“Доброе утро!”)

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... (“Добрый день!”)

Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)

Растает ледяная глыба
От слова доброго... (“Спасибо!”)

Когда бранят за шалости,
Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)

И во Франции, и в Дании говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)

Всем вам с большой любовью
Желаю... (Крепкого здоровья.)

Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

Сценка “Случай в автобусе”

Учитель: - Как часто в жизни мы употребляем добрые (волшебные слова). Давайте с вами разыграем ситуацию, которую часто можно увидеть в жизни.

Мне понадобятся актеры (водитель автобуса, Витя, пожилая женщина, мужчина, пассажир автобуса)

Актеры не забудьте, что вы должны смотреть на зрителей.

“Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу.

На останове вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: “Садитесь ...(пожалуйста)

Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему: ...(спасибо) .

Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему... (извините).

Мужчина улыбнулся и тихо произнес: “Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?”

Представьтесь актеры. Давайте поблагодарим актеров за хорошую игру.

6. Выставка рисунков (слайд 10)

Учитель. Обычно, раскрывая понятие, мы берем предметную картинку и говорим, например: "Это книга".

А можно ли изобразить доброту? (ответы детей)

Учитель. Но все-таки ваши сверстники попробовали на уроках рисования изобразить людей, которые совершают добрые поступки.

Учитель. - Посмотрите внимательно на эти рисунки.

Какие добрые поступки совершают дети? (ответы детей)

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе? (Ответы детей)

Какое чувство вы испытали делая доброе дело? (делать добро очень приятно и радостно).

7. Ларец добродетелей (слайд 11)

А теперь заглянем в ларец добродетелей. Как вы думаете, что там?

Чтобы узнать что там, нужно произнести заветные слова и хлопнуть в ладоши:

“Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться...”

  • помогать там, где нужна моя помощь
  • понимать другого
  • заботиться о близких
  • выручать друзей в беде
  • не ссориться

8. Итог классного часа

Игра “Волшебный цветок добра”

Учитель. Давайте вернемся к нашему пока еще чистому листу бумаги. Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?

У каждого из вас лежит цветок. Напишите на его лепестках те качества, которыми должен обладать добрый человек.

Учитель: - Вот то, чему мы посвятили сегодняшнее занятие.

Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества. Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого человека. Заботьтесь о своем сад, наполняйте его добрыми словами и делами.

Я хочу закончить наше занятие призывом из песни "Твори добро" (СЛАЙД 12)

Звучит фонограмма песни

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО! (СЛАЙД 13)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ивановская средняя общеобразовательная школа
393432 Тамбовская обл., Сампурский район, с. Ивановка, ул. Крупской.

Классный час

по нравственному воспитанию

для обучающихся 7-8 классов

разработан учителем географии

МОУ Ивановской СОШ

Ерохиной Галиной Васильевной.

Цель: формирование нравственных понятий «доброта» и «милосердие».

Задачи:


  • формировать нравственные идеалы на положительных примерах;

  • способствовать формированию гражданской позиции подростков в сложных жизненных ситуациях нравственного выбора;

  • прививать обучающимся такие качества личности как доброта, милосердие, любовь, добропорядочность и уважение к окружающим;

  • развивать умение мыслить и рассуждать.
Форма: классный час-размышление.

Участники: обучающиеся класса, классный руководитель.

Подготовительный этап:

1. Совместно с учителем русского языка предложено написать мини-сочинение на тему добра и зла: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать».

Л.Н. Толстой


  1. Совместно с учителем изобразительного искусства предложено нарисовать символы добра и зла.

  2. Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле.

  3. Несколько человек готовятся к выступлению (стихи, сказки, басни на тему добра).

Ход классного часа.

Вступительное слово учителя:

В жизни каждому человеку приходится встречаться с добром и злом, оценивать поступки и дела знакомых и близких людей, самому совершать разные поступки: добрые или не очень.

Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти веч­ные вопросы. Давайте и мы поразмышляем вместе на эту тему.
Учитель предлагает школьникам продолжить фразу: «Доброта - это...», затем обобщает ответы обучающихся.
В словаре С.И.Ожегова читаем: “Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”. Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви. Добро в первую очередь связано с умением сорадоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, от­кликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь дру­гому, делать это не ради выгоды, не напоказ, а бес­корыстно, по велению сердца. Доброе дело - это то, что дарит радость другому человеку.

Ученица читает стихотворение М. Шехтер:

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово -

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

Ребята, многим известны пословицы и поговорки про добро и зло. Давайте вспомним их.


  1. Жизнь дана на добрые дела.

  2. Доброе дело и в воде не тонет.

  3. Доброе слово лечит, а худое калечит.

  4. Про доброе дело говори смело.

  5. Злой не верит, что есть добрые люди.

  6. Злом за зло не воздавай.

  7. Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.

  8. За добро постоим, а на зло - настоим.

  1. Злой человек не проживет в добре век.

  2. Не ищи красоты - ищи доброты.

  3. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

  4. Мир не без добрых людей.

  5. Худо тому, кто добра не делает никому.

  6. Не хвались серебром, а хвались добром.

Учитель:

Мы часто говорим друг другу: «желаю вам всего добро­го», «желаю вам добра и счастья» - это не просто выраже­ние вежливости, в этих словах мы выражаем свою челове­ческую сущность. По-настоящему хорошие, добрые жела­ния живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Человек доброжелательный не сможет быть злым, грубым, жестоким. Почему же не у каждого получается быть добрым? Ведь даже в семье могут сложиться совсем не добрые и тёплые отношения. Достаточно часто в средствах массовой информации рассказывают о трагедиях, которые случаются среди близких и родных людей. Жестокое обращение с детьми, жестокое обращение с родителями…

Послушайте, пожалуйста, болгарскую сказку «Непослушные дети».

Пришла мать с колодца с большими ведрами на коромысле. Она насквозь промокла, и с ее одежды стекала вода. Поставив ведра на лавку, простуженная женщина подошла к очагу, в котором горел яркий огонь, и сказала:

Дети, подвиньтесь немножко, чтобы и я согрелась. Я еле держусь на ногах от усталости и холода. На улице хлещет страшный дождь. Река прибывает, опять смоет мост. Подвиньтесь немножечко!

Четверо детей, устроившись у очага, грели босые ноги и протянутые вперед покрасневшие руки. Первый сын обернулся и сказал:

Мама, я не могу уступить тебе место. У меня дырявый ботинок, и я промочил ноги, когда возвращался из школы, мне надо согреться.

Второй сказал:

А у меня шапка дырявая. Сегодня в классе, когда мы бросались шапками, моя порвалась. Пока я возвращался домой, я намочил голову. Потрогай, если не веришь!

Я, мамочка, так удобно пристроилась рядом с братцем, что мне и вставать не хочется, – лениво добавила девочка. А четвертый, самый маленький, громко крикнул:

Кто ходит под дождем, пускай мерзнет, как мокрая курица!

Согревшиеся дети засмеялись звонко и весело, а простуженная мать грустно покачала головой. Не говоря ни слова, она пошла в кухню месить хлеб детям. Пока она месила, ее мокрая рубашка прилипла к спине и зубы начали стучать от холода. Поздно ночью мать растопила печь, посадила в нее караваи, подождала, пока они испекутся, положила на полку и сверху накрыла своим тулупом. Потом легла под одеяло, задула лампу. Ее дети сладко спали, устроившись рядышком, а мать не могла сомкнуть глаз, потому что у нее болела голова и ее сильно знобило.

Утром дети, умываясь, вылили всю воду. Потом отломили по куску мягкого хлеба, сунули в мешочки и пошли в школу. С больной матерью остался младший сын.

Медленно тянулся день. Мать не смогла подняться с кровати. Ее губы потрескались от жара. После полудня трое детей вернулись из школы, хлопнули дверью.

Ах, мама, ты все еще лежишь и ничего нам не сварила! – укорила ее девочка.

Ведь я тебе сказал, что у меня ботинки промокают.

Ты забыла, что у меня шапка дырявая, – добавил второй.

Какая ты смешная, мама! – сказала девочка.- Разве я могу бежать за водой, когда мне надо делать домашнее задание?

Глаза матери наполнились слезами. Младший сын, увидев, что мать заплакала, схватил кувшин и бросился на улицу, но споткнулся на пороге, и кувшин разбился. Все дети ахнули, потом пошарили по полкам, отрезали себе по ломтю хлеба и незаметно ускользнули на улицу играть. Остался только младший сын, потому что ему нечего было обуть. Он начал рисовать пальцем человечков на запотевшем окне. Больная мать приподнялась, посмотрела на улицу в распахнутую дверь и сказала:

Хоть бы мне превратиться в какую-нибудь птицу! Хоть бы у меня выросли крылья! Улетела бы я от таких плохих детей!

И мигом совершилось чудо: больная женщина превратилась в кукушку. Младший сын, увидев, что мать его стала птицей и машет крыльями, выбежал на улицу в одних чулках и закричал:

Братишки, сестрица, идите скорей! Наша мама стала птичкой и хочет улететь от нас!

Дети бросились бежать, но когда они приблизились к дому, их мать уже вылетала в открытую дверь.

Улетаю я от вас, не хочу жить с вами! Вы – плохие дети.

Мамочка, – запищали все четверо, – вернись домой, мы сразу принесем тебе воды.

Поздно, детки. Я уже не человек – вы же видите, я птица. Не могу я вернуться. Я буду пить воду из прозрачных ручьев и горных озер. И она полетела над землей.

С плачем бросились дети за ней. Девять дней они бежали следом за кукушкой по нивам, оврагам и колючим кустам, падая, охрипнув от крика. Ночью кукушка устало куковала на каком-нибудь дереве, а дети ютились у его ствола. На десятый день птица взмахнула крыльями над густым лесом и пропала. Вернулись дети в свое родное село, но дом показался им совсем пустым, потому, что не было в нем их матери. А кукушка больше не вьет гнезд и не высиживает птенцов. По сей день она скитается по свету, одиноко кукует и несет яйца в чужие гнезда.

Учитель предлагает высказать своё мнение об этой сказке.

Можно ли вообще быть добрым, никак не проявляя свою доброту в делах?

Можно ли принудить человека быть добрым?

Согласны ли вы с мыслью о том, что доброе отношение к людям проявляется уже в детские годы?


Вместе делают вывод о том, что Доброта живет в том доме, где царят любовь, взаимопонимание, благодарность, забота друг о друге, покой. Очень плохо, если дети дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним.

Самый близкий и добрый человек, который заботится о нас с самого раннего детства – мама. Сколько бы нам не было лет, нам нужна мама, ее ласка, ее тепло. Есть такая пословица: при солнышке тепло, при матери добро. У мамы самое доброе и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не останется равнодушным. А вот некоторые из нас порой обижают своих мам поступками и грубыми словами.

Стихотворение Татьяны Дашкевич “Обидное слово”.

Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит – и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.

Ребята, нам, живущим в семье, трудно представить жизнь детей в детских домах, мечтающих о любящей и заботливой маме. Как хорошо, что в нашей стране много делается для того, чтобы не было детей без родителей. Несколько лет назад появились передачи на телевидении, в газетах: центральных, областных и даже в нашей районной газете «Трудовая слава» есть рубрики, которые помогают найти новую семью детям из детских домов и домов ребёнка. И в нашем селе нашлись добрые люди, не пожалевшие ласки, тепла, внимания и заботы и ставшие приёмными родителями для детей – сирот. В газете «Аргументы и факты» уже несколько лет существует рубрика «Доброе сердце», которая помогает собрать средства – нередко огромные суммы, на дорогостоящие операции тяжело больным детям, на оказание материальной помощи инвалидам, тем, кто не может выжить без доброго сердца незнакомых, но бескорыстных и милосердных людей.

Солнце и ветер

Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.

Я докажу, что я сильнее, - воскликнул ветер. - Вот видишь человека в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.

Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.

Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахи­вал на себе плащ. Наконец ветер стих, а затем и совсем прекратился.

Тогда солнце выглянуло из-за тучи и добродушно улыб­нулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелю­бие всегда пересилят ярость и принуждение.

Эзоп был рабом при дворе царя Крёза. Свои бессмерт­ные басни он сочинил в XVI в. до н.э., а их нравственные уроки справедливы и в наши дни.

(Обсуждение)


Во что может превратиться человек, помнящий зло, пе­рестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его и человеком - то назвать трудно. Человек на то и чело­век, чтобы делать добро, потому что добрых людей на Зем­ле гораздо больше, чем злых.

У Л.Н. Толстого есть замечательное высказывание:

“Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра”.


Я думаю, что каждый из Вас совершает больше хороших поступков, чем плохих. Давайте послушаем несколько ваших сочинений.

(Учащиеся зачитывают отрывки из своих сочинений).

Каждый ваш хороший поступок - это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

Как бы жизнь ни летела – Дней своих не жалей, Делай доброе дело


Ради счастья людей. Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле, Делай доброе дело - Тем живём на земле.

А сейчас послушаем «Сказочку о счастье» И. Токмаковой:


На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!» -

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.


  • О, всемогущий мой король,

  • Подать хоть грошик мне изволь.

  • Эй, попрошайка, пропусти

  • Скорей мою карету.

  • Сойди немедленно с пути,

  • Ведь я за счастьем еду! -
Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл...

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

О, мой король, - вскричал солдат,

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

А ну, служивый, пропусти


Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! -

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.

Мой дом - вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из лесу я дрова -

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то...

А ну, старуха, пропусти


Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! -
Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

В путь пора,

Еще немного - и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

До дома довезешь дрова.

Распилишь и уложишь....

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Вопросы для обсуждения:
Как бы вы озаглавили эту историю?
Почему король не хотел помочь девочке, солдату и старушке?
Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
Как вы думаете, почему изменился король?
Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
Случались ли с вами подобные истории?
Приходилось ли вам изменить что-либо в себе после того, как кто-либо вам указал на ваш недостаток?
Давайте определим, каких качеств не хватало королю до встречи со старцем?
Была ли цель жизни у короля до встречи со старцем?
Изменилась ли она после встречи?
Чему учит нас эта сказка?
Доброта - стремление человека дать счастье всем людям.

Делайте добро! Это принесет вам счастье.


По качествам, определяющим доброту, человека можно назвать:
- Добродетельный (высоконравственный);
- Добродушный (незлобивый, мягкий по характеру);
- Доброжелательный (желающий добра другому);
- Добронравный (обладает хорошим нравом, хорошим поведением);
- Добросердечный (обладает добрым сердцем, ласковый, участливый)
- Добросовестный (честно выполняет свои обязанности)

Мне очень хочется, чтобы каждому из вас всегда подходили эти определения.

Пусть завтра будет, как вчера, кто сердце не остудит!
Спешите, день начать с добра, и день ваш добрым будет.
Пусть только радость входит в дверь – откройте двери эти!
И горьких не было б потерь совсем на белом свете!
Пусть чьи-то сбудутся мечты и сгинут все напасти,
Пусть будет много доброты, пусть будет мир и счастье!

Завершить классный час можно словами В.А. Сухомлинского (лучше, если они будут на экране):

«Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих людей не только показа­тель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Поистине добрый человек сегодня ста­новится лучше, чем вчера; добрые побуждения ему самому приносят счастье. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим лю­дям. Способен желать добра другому только тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера. Добрые желания, доброжелательность - главное противоядие от зазнайства, себялюбия. От того, как мы видим другого человека, как мы к нему относимся, зависит мир и покой в нашей душе».

Классный час по духовно-нравственному воспитанию

Тема: «Чем я богат»

Назаренко А.Г.,

учитель начальных классов

МКОУ «Шараповская СОШ»

Цель : воспитание духовно-нравственной культуры учащихся

Комплекс воспитательных задач:

    познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями;

    помочь развить интерес к человеку, как к явлению природы вообще и к самому себе в частности;

    формировать умения различать истинные и мнимые ценности.

Комплекс образовательных задач:

    дать представления о первоначальных ценностях;

    обогатить словарный запас учащихся;

    развивать умения выражать свои мысли.

Оборудование:

средства ИКТ, презентация, демонстрационный материал (бусинки, две шкатулки, солнышки в подарок).

Ход классного часа:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. C егодня у нас будет классный час на тему: «Чем я богат » (слайд 1)

Давайте улыбнемся друг другу и подумаем о чем-нибудь приятном. Ведь для того, чтобы наш классный час прошел хорошо, нужно, чтобы у каждого из нас было прекрасное настроение (слайд 3)

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Но понятны ли хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

И в ответ улыбку зажечь.

    Введение в тему

Ребята, протяните мне свои ладошки (каждому ребенку в ладонь кладется бусинка).

Рассмотрите бусинку. На что, по вашему мнению, она похожа?

(дети высказывают свои мысли)

А может она похожа на нашу планету Земля? Такой мы видим ее из космоса (слайд 4).

Как живется нам с вами на планете Земля?

На нашей планете около 5 миллиардов жителей и каждый из них - это целый мир. У каждого есть душа.

Можете ли вы дать определение понятию «душа»?

На протяжении многих веков люди бились над определением «души». Ее нельзя ни увидеть, ни пощупать, можно лишь только ощутить. Душа имеет свой мир (слайд 5).

Она способна жить своей жизнью. Поэтому сегодня можно услышать, как кто-то говорит о себе: «душа радуется», «душа болит»… (слайд 6,7)

Что еще говорят о душе? (слайд 8, 9)

У каждого человека есть свои духовные ценности. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся и попытаемся разобраться: чем же богат каждый из нас?

    Знакомство с духовными ценностями.

Сейчас я прочитаю сказку Шэла Сильверстейна «Щедрое дерево», а вы внимательно послушайте и вдумайтесь в ее название (см. приложение 1).

Ребята, что означает название сказки? Как вы это понимаете?

Назовите главных героев? (мальчик и яблоня). Представьте, что слова мальчик и яблоня превратились бы в магнит, имели бы способность притягивать. Какие из ниже перечисленных слов притянет к себе слово «яблоня». Объясните свой выбор.

Какие слова притянет к себе слово «мальчик». Докажите (дети в парах работают на карточках) (проверка ответов по слайду 10).

Какой частью речи являются слова мальчик и яблоня? (существительные) Поставьте к ним вопросы (яблоня-что?, мальчик-кто-?).

У кого из них больше душевного и живого?

Вывод: на самом деле живого и душевного у яблони больше, чем у мальчика, так как она способна чувствовать, ощущать, переживать.

- Ребята, я для вас приготовила совет-пожелание. (слайд 11)

    Различия между истинными и мнимыми ценностями

- А теперь поразмышляем над темой нашего классного часа «Чем я богат?»

У меня есть две шкатулки (слайд 12 , а также демонстрируется шкатулка с драгоценностями).

В одной лежат украшения, деньги – это богатство. Что можно сделать с этим богатством? Для чего люди копят богатства? (ответы учащихся)

А в другой шкатулке – пусто. Что мы можем туда положить? (размышление детей).

Давайте в шкатулку положим свою бусинку с названием духовной ценности, которой обладаете именно вы (дети кладут в подготовленную пустую шкатулку свою бусинку с названием духовной ценности)

- Это тоже богатство, но только богатство человеческого сердца, духовное богатство. Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь: богатство из первой шкатулке или из второй?

Вывод : прочнее и ценнее то богатство, которое копится в нашей душе, находится в нашем сердце. Его у нас никто не отнимет – это наша с вами собственность. Чем больше людей с таким богатством будет на нашей Земле, тем лучше и добрее будет наш мир (слайд 13)

V . Рефлексия деятельности

Изменилось ли у вас настроение?

Наше солнышко по-прежнему продолжает улыбаться и согревает нас своим теплом (слайд 14) .

И в память о нашем сегодняшнем разговоре, солнышко дарит вам частичку себя (детям раздаются маленькие солнышки).

Приложение 1

Щедрое дерево

Жила в лесу дикая яблоня... И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с неё листья, плел из них венок, надевал его как корону и играл в лесного короля. Он взбирался по стволу яблони и качался на её ветках. А потом они играли в прятки, и когда мальчик уставал, он засыпал в тени ее ветвей. И яблоня была счастлива... Но шло время, и мальчик подрастал, и все чаще яблоня коротала дни в одиночестве. Как-то раз пришел мальчик к яблоне. И яблоня сказала:

    Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках, поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!

    Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям. - ответил мальчик - Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты можешь мне дать их? г

    Я бы рада, - вздохнула яблоня, - но у меня нет денег, одни только листья и яблоки. Возьми мои яблоки, продай их в городе, тогда у тебя будут деньги. И ты будешь счастлив! И мальчик залез на яблоню и сорвал все яблоки, и унес их с собой. И яблоня была счастлива.

После этого мальчик долго не приходил, и яблоня опять загрустила. И когда однажды мальчик пришел, яблоня так и задрожала от радости.

    Иди скорей сюда, малыш! - воскликнула она.

    Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо!

    У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, - ответил мальчик, - мне хотелось бы иметь семью, завести детей. Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Ты можешь дать мне дом?

    Я бы рада, - вздохнула яблоня, - но у меня нет дома. Мой дом - вот мой лес. Но зато у меня есть ветки. Сруби их и построй себе дом. И ты будешь счастлив. И мальчик срубил ее ветки и унес их с собой, и построил себе дом. И яблоня была счастлива.

После этого мальчик долго-долго не приходил. А когда явился, яблоня чуть не онемела от радости.

    Иди сюда, мальчик, - прошептала она, - поиграй со мной.

    Я уже слишком стар, мне грустно и не до игр, - ответил мальчик. - Я хотел бы

построить лодку и уплыть на ней далеко-далеко. Но разве ты можешь дать мне лодку?

    Спили мой ствол и сделай себе лодку, - сказала яблоня, - и ты сможешь уплыть на ней далеко-далеко. И ты будешь счастливым. И тогда мальчик спилил ствол, и сделал из него лодку, и уплыл далеко-далеко. И яблоня была счастлива. ...Хоть в это и нелегко поверить.

Прошло много времени. И мальчик снова пришел к яблоне.

    Прости, мальчик. - вздохнула яблоня. - Но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок.

    На что яблоки? - ответил мальчик. - У меня почти не осталось зубов.

У меня не осталось ветвей, - сказала яблоня - Ты не сможешь посидеть на них.

    Я слишком стар, чтобы качатъся на ветках - ответил мальчик.

    У меня не осталось ствола,- сказала яблоня. И тебе больше непочему взбираться вверх.

    Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, - ответил мальчик.

    Прости - вздохнула яблоня, - мне бы очень хотелось тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости...

    А мне теперь много и не нужно, - ответил мальчик. Мне бы теперь только тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.

    Ну что ж, - сказала яблоня. - старый пень для этого как раз и годится. Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай.

Так мальчик и сделал. И яблоня была счастлива