Дошкольное образование во франции. Французское воспитание. Французские родители не перегружают детей

Американская журналистка Памела Друкерман переехала в Париж, где у нее с мужем родилось трое детей. И оказалось, что французское воспитание сильно отличается от американского (или русского). Французам удается приучить младенцев спать по ночам, а детей всех возрастов - обедать овощами и знать хорошие манеры.

А мамы идут работать уже через три месяца после родов и не сидят все время с детьми. Друкерман разобралась в феномене французов и написала книгу «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа».

Материнство по-французски

Требования в обществе к только родившим женщинам очень высоки. Молодая мама должна остаться красивой и выйти на работу уже через три месяца после родов. Француженки во время беременности записывают будущего ребенка в ясли, куда детей принято отдавать до года.

Молодые матери быстро приходят в форму благодаря правильному питанию во время и после беременности. Привилегия гулять с ребенком непричесанной и в застиранной футболке относится только к мамам иностранкам. Француженки элегантны даже рядом с детской песочницей.

На прогулках они наблюдают за ребенком, но не скатываются вместе с ним с горок, не комментируют каждое движение, не подталкивают его познавать мир только активным способом.

Принцип «счастливая мать - счастливый ребенок» один из главных. И соблюдается неукоснительно.

Поэтому французы не стесняются обращаться к няням с первых дней жизни ребенка, не бросают карьеру и ходят на свидания вместо того, чтобы провести лишний вечер с детьми.

Младенческий сон

Один из первых вопросов, который начинают задавать молодым родителям окружающие: «У вас есть ночь?». Французы верят и знают по собственному опыту, что младенец уже с двух месяцев может спать всю ночь не просыпаясь. Для этого родители не бросаются к плачущему ребенку в первую секунду, а наблюдают за ним несколько минут.

По совету французских педиатров, родители должны первые месяцы в основном наблюдать за младенцем, пытаясь понять, почему тот плачет. Если кряхтит во сне, то скоро снова уснет. Если что-то болит, то плач не прекратится через пять минут, придется успокаивать ребенка на руках. Для современных американцев и русских это может выглядеть как игнорирование базовых потребностей.

Французы уверены: младенец еще не научился переходить из одной фазы сна в другую - если в эти моменты брать его на руки, он будет просыпаться. Аргумент, что младенец голоден, французские родители и педиатры отвергают очень просто: взрослые тоже успевают проголодаться, но это не повод есть ночью.

«Родители-французы считают своей задачей ненавязчиво обучить детей правильному сну - так же, как впоследствии учат их гигиене, сбалансированному питанию и езде на велосипеде. И ночные бдения с восьмимесячным младенцем не воспринимают как знак родительской привязанности. Для них это знак того, что у ребенка проблемы со сном, а в семье - разлад».

Почему французским детям нравятся овощи

Французы знают толк в еде и ее приготовлении. Они своим примером учат детей не переедать, есть овощи, красиво сервировать домашние трапезы и разбираться в оттенках вкуса.

Родители как можно скорее приучают младенцев к еде в определенные часы, хоть и считают это кормлением по требованию

Уже в возрасте трех месяцев французы завтракают, обедают и ужинают, а не просто едят молоко или смесь. Дети не знают перекусов, поэтому к определенному времени всегда голодны. Этим объясняется, почему маленькие французы не плюются едой, и даже годовалые способны терпеливо ждать свой заказ в ресторане.

Детям постоянно предлагают новые продукты, которые пробовать обязательно, а съедать - нет. Мамы готовят одни и те же овощи разными способами, чтобы найти тот вариант приготовления брокколи и лука, который понравится их ребенку.

Родители разговаривают с детьми о вкусе и внешнем виде продуктов, но рассматривают еду не только с позиции вкусно - не вкусно. В книгах по воспитанию советуют задавать детям вопросы: «Как думаешь, какой у этого будет вкус, если отварить или пожарить?», «Будет ли он хрустеть, если откусить кусочек?», «На что похож аромат?».

Меню яслей и детских садов не отличается от ресторанного, а в ресторанах нет привычных «детских» позиций типа гамбургеров, картофеля-фри или макарон с сыром. Во время праздников никакие ограничения не работают: конфет можно есть сколько угодно. Шоколад вовсе не запретный продукт и в обычные дни, поэтому дети не пытаются наесться им, как в последний раз.

Французское воспитание: умение ждать, манеры, авторитет

Французы знают, что такое твердая родительская позиция и не путают это понятие с наказаниями. Они вообще не используют это слово. Французы часто говорят об обучении детей и постепенно учат их тому, что приемлемо, а что нет.

Родители строги только, когда речь идет о соблюдении нескольких правил. Их воспитание - это жесткие рамки, в пределах которых полная свобода.

Детей с раннего возраста учат спокойному ожиданию. Самоконтроль в разных ситуациях помогает пребывать в настоящем моменте не нервничая, не раздражаясь, не требуя. Почти в любой ситуации французы способны сохранять присутствие духа и наслаждаться жизнью.

Совсем маленькие французы произносят «спасибо», «пожалуйста» и здороваются при встрече, даже заходя в магазин. Именно приветствие ставит ребенка на одну ступень со взрослыми. Родители и сами дети понимают, что они способны соблюдать правила цивилизованного общества.

Для французских семей вполне естественно, что пятилетний ребенок может вести себя культурно в гостях, а не требовать макароны без соуса, кусаться под столом или прыгать на хозяйском диване.

Под полным запретом физическая агрессия в адрес родителей. Но когда дети дерутся или ругаются между собой, взрослые обычно не вмешиваются.

Учеба и развитие

Похоже, что учеба и различные способы ускоренного развития детей - это то, в чем французские семьи чувствуют себя расслабленно. Они не обучают детей чтению с пеленок, не стимулируют развитие их математических способностей и не оценивают свои родительские качества по количеству кружков и секций, которые посещает их ребенок.

Маленькие французы ходят на уроки фехтования, тенниса или английского, но взрослые не считают это признаком своего родительского превосходства.

Французам неведом дух соперничества, когда речь идет о раннем развитии.

В детских садах устраивают недельные выезды на природу, куда берут детей с четырех лет. Они живут под присмотром воспитателей, учатся обслуживать себя в быту, катаются на пони, кормят козочек и изучают природу. Такие выезды не редкость, детских лагерей во Франции тысячи. Там детям предоставляют значительную степень независимости, учат рассчитывать на себя и справляться с трудностями.

К тому же, ранняя самостоятельность помогает ребенку сформировать самооценку, не зависящую от похвалы взрослых. Французские дети с трех лет готовят йогуртовый торт по простому рецепту, где количество продуктов измеряется стаканчиком из-под йогурта.

Французы не стремятся оградить ребенка от потрясений и эмоциональных переживаний. Вместо лагерей, где американских подростков учат выживанию в экстремальных условиях, французы очень спокойно и с раннего детства позволяют ребенку иметь свое личное пространство.

Педиатр Франсуаза Дольто много лет учила французских родителей создавать условия для самостоятельности детей с ранних лет, при условии, что им обеспечена безопасность.

«Позволить детям „жить своей жизнью“ - не значит отпустить их на все четыре стороны <…> Главное - признать, что дети не являются воплощением родительских амбиций, „проектами“, которые мы, родители, стремимся довести до совершенства».

Французы не хвалят ребенка по каждому поводу. Для уверенности в себе их детям нужна только самостоятельность.

Ребенок должен сносно излагать свои мысли, поэтому во время формирования речи его не хвалят за каждый произнесенный звук. Родителям нужны правильные фразы. Если ребенок чересчур медлителен, родителям проще продолжить фразу за него. Но обязательно объяснить, что мысль лучше сформулировать в уме заранее. Даже в старших классах школы умение логично излагать мысли ценится выше, чем личное мнение.

В России вышла книга Памелы Друкераман «Французские дети не плюются едой» о том, как вырастить детей счастливыми и послушными без шлепков и криков

Изменить размер текста: A A

Американская журналистка Памела Друкерман поселилась в Париже вместе с мужем- англичанином. Там она родила и растит троих детей. Естественно, ей пришлось пересмотреть свой подход к воспитанию.

На первый взгляд, французские обычаи обращения с детьми довольно странные: мамы не сидят годами в декрете, в ясли детей отдают с 9 месяцев, читать учат только в школе, растят в строгости, но без единого окрика и шлепка (во Франции самые низкие показатели телесных наказаний в семье). И ребятишки вырастают спокойными и доброжелательными. Как это удается французским мамам? Об этом – остроумное исследование «Французские дети не плюются едой».

С разрешения издательства «Синдбад » публикуем главу из книги.

Кто в доме главный

Лео, наш смугленыш, все делает очень быстро. Не в том смысле, что он одаренный, нет. Просто он передвигается примерно в два раза быстрее, чем обычные люди. К двум годам у него телосложение профессионального бегуна . Он даже песенку «С днем рождения тебя!» поет очень быстро - пара секунд, и песенке конец.

Управляться с этим маленьким "торнадо" очень сложно. Когда мы с ним идем в парк, мне приходится постоянно бегать: ведь любая калитка для него – приглашение войти.

Что больше всего поражает меня в родителях- французах - их непререкаемый авторитет. (Это самое сложное из того, чему у них можно и нужно научиться.)

Многие папы и мамы настолько естественно и спокойно демонстрируют свою власть, что им нельзя не позавидовать. И дети обычно слушаются. Никуда не убегают, не перечат, не вступают в длительные переговоры с родителями. Но как французам это удается? И как мне научиться этому волшебному качеству?

Одним воскресным утром моя соседка Фредерик, с которой мы вместе гуляем в парке, видит, как я пытаюсь управиться с Лео. Раньше Фредерик работала в агентстве путешествий в Бургундии. Ей сорок с чем- то, у нее хриплый голос заядлой курильщицы и деловая манера общения. Спустя годы бюрократических проволочек она удочерила Тину - прелестную рыжеволосую малышку из русского приюта.

К моменту нашей совместной прогулки материнский стаж Фредерик равняется всего трем месяцам. Но мне уже есть чему поучиться. Кажется, сам факт того, что она француженка, дает ей понимание, что можно, а чего нельзя.

Мы с Фредерик сидим на бортике песочницы в парке, пытаемся вести разговор. Но Лео то и дело порывается выбежать за пределы детской площадки. И каждый раз я встаю, гонюсь за ним, ругаю и тащу обратно, а он орет. Меня это очень раздражает и утомляет. Поначалу Фредерик наблюдает за этим молча. А потом без капли снисхождения в голосе заявляет, что если я буду все время бегать, то мы не сможем спокойно посидеть и поговорить.

Ну да, - отвечаю я. - А что я могу сделать?

Фредерик говорит, что я должна быть с Лео построже, чтобы он понял: убегать из песочницы нельзя.

Иначе так и будешь бегать за ним до старости, а это не дело, - решительно заявляет она.

Мне беготня за ребенком представляется неизбежной. Но, по мнению Фредерик, этого вполне можно избежать.

Сомневаюсь, что у меня получится воплотить ее совет быть построже. Ведь последние двадцать минут я только и делаю, что приказываю Лео перестать убегать из песочницы. Фредерик улыбается и рекомендует вложить в мое «нет» побольше решимости - чтобы не осталось сомнений: я не шучу!

Когда Лео в следующий раз выбирается из песочницы, я говорю «нет» чуть строже, чем обычно, но он все равно уносится прочь. Встаю и тащу его обратно.

Вот видишь? - обращаюсь к Фредерик. - Это невозможно.

Фредерик снова улыбается: мол, мое «нет» было недостаточно убедительным. По ее мнению, мне не хватает уверенности, что Лео меня послушает.

Надо не кричать, а говорить убежденно.

Но я боюсь, что Лео испугается.

Не бойся, - подбадривает меня Фредерик.

Лео опять не слушается. Я начинаю чувствовать, как мое «нет» становится все более и более решительным. Я не кричу, просто голос становится тверже.

Мне кажется, что я играю роль какой- то совсем другой мамы.

Четвертая попытка. Лео подбегает к калитке, но тут случается чудо - он не открывает ее! Мой сын оглядывается и настороженно смотрит в мою сторону.

Я сдвигаю брови, всем своим видом выражая неодобрение.

Проходит еще минут десять, и Лео оставляет попытки сбежать. Теперь он спокойно играет с Тиной, Бин и Джоуи в песочнице. А мы с Фредерик болтаем, вытянув ноги.

Я поражена тем, что Лео вдруг начал воспринимать меня как «старшего по званию».

Вот видишь, - произносит Фредерик, отнюдь не злорадствуя. - Главное - выбрать правильный тон.

Непохоже, что Лео получил психологическую травму, - добавляет она.

Я смотрю на него и понимаю, что, пожалуй, впервые в жизни он начал вести себя как французский ребенок. Вообще все трое ведут себя благоразумно, я вдруг чувствую, как расслабляются мои плечи. Раньше мне никогда не удавалось расслабиться в парке. Так вот каково это - быть французской мамой!

Несмотря на приятное расслабление, чувствую себя глупо. Как все просто - почему же я с самого начала не вела себя так? Да уж, суперпродвинутая техника воспитания - просто научиться говорить «нет»! По сути Фредерик не научила меня ничему новому, просто убедила отбросить сомнения и обрести уверенность в собственной компетентности.

Фредерик уверена - если родители в хорошем настроении и могут спокойно поболтать в парке, детям от этого только лучше. И, кажется, она права. Мы сидим и разговариваем, я вижу, что Лео гораздо спокойнее, чем полчаса назад. Вместо беготни с последующим возвращением, он мило играет с другими малышами.

Жестких правил нет, - говорит она, - нужно все время менять подход.

Как жаль… Так какое еще секретное оружие помогает французам пользоваться авторитетом у своих детей? Как они добиваются уважения день за днем, ужин за ужином? А главное - как мне научиться?

Коллега- француженка дает совет: коль скоро меня интересует вопрос родительского авторитета, мне нужно поговорить с ее кузиной. Доминик, французская певица и мама троих детей, живущая в Нью- Йорке , - неофициальный эксперт по различиям между французскими и американскими родителями.

Знакомимся. Доминик 43 года, она похожа на героинь фильмов французской «новой волны»: темные волосы, изящные черты лица, выразительные глаза. Если бы я была стройнее и красивее, умела бы петь, то можно было бы сказать, что мы - зеркальное отражение друг друга: Доминик - парижанка, растит детей в Нью-Йорке; я - бывшая жительница Нью- Йорка и воспитываю детей в Париже.

Жизнь во Франции сделала меня спокойнее, теперь я менее склонна к неврозам. А Доминик, несмотря на свою чувственную красоту, заразилась нью-йоркским многословием и склонностью к самоанализу - неотъемлемой частью манхэттенской жизни. По- английски она говорит живо, хотя и с французским акцентом, часто вставляет всякие «типа» и «о, боже мой».

Она приехала в Нью- Йорк студенткой, в 22 года. Планировала полгода учить английский, потом вернуться домой. Но Нью- Йорк быстро стал для нее домом.

Здесь я чувствовала себя прекрасно, меня все вдохновляло, у меня было столько энергии! В Париже я уже давно не испытывала ничего подобного, - вспоминает она.

Выйдя замуж за американского музыканта, Доминик с первой же беременностью приняла американский подход к родительству.

Люди здесь стремятся поддержать друг друга, во Франции такого нет… Допустим, ты ждешь ребенка и занимаешься йогой - пожалуйста, вот группа йоги для беременных.

Она также стала обращать внимание на то, как в США относятся к детям. На праздновании Дня благодарения с родственниками мужа Доминик поразилась, увидев, как с появлением трехлетней девочки двадцать взрослых людей прекратили все свои разговоры и сосредоточились только на ней!

Я тогда подумала: как же это здорово, что за культура! Дети здесь словно боги, и это потрясающе. Неудивительно, что американцы так уверены в себе, так оптимистичны, а французы вечно в депрессии! Вы только посмотрите, сколько внимания - и все одному ребенку.

Со временем Доминик изменила свое мнение. Она заметила, что та самая трехлетняя девочка, ради которой в День благодарения затихли все разговоры, похоже, отрастила непомерное чувство собственной значимости.

Эта девочка начала действовать мне на нервы, и я решила: все, хватит.

Малышка всегда считала: раз она здесь, все должны обращать внимание только на нее.

Сомнения Доминик усилились, когда она услышала, как малыши в детском саду, куда ходили ее дети (сейчас им 11, 8 и 2), реагируют на указания воспитателей: «Ты мне не босс».

Во Франции такого никогда не услышишь, никогда!

А когда их с мужем приглашали в гости американские пары с маленькими детьми, готовила обычно Доминик - хозяева были слишком заняты, пытаясь уложить детей спать.

Вместо того чтобы строго сказать: «Хватит, детям пора спать, это взрослое время, наше время, которое мы хотим провести со своими друзьями»…

В общем, как ты понимаешь, так никто не говорил. Не знаю почему, но в Америке никто так не говорит. Они просто не умеют. Они выполняют все желания детей, как прислуга, и все. Смотрю на это, и у меня слов не хватает.

Доминик все еще обожает Нью-Йорк и считает американские сады и школы лучше французских. Но что касается воспитания, она все больше склонна возвратиться к французской традиции с ее строгими правилами и ограничениями.

Французские методы порой слишком строги, не отрицаю. Французы могли бы быть с детьми и помягче, подружелюбнее, - говорит она. - Но американцы довели все до абсурда. Воспитывают детей так, будто те - короли мира!

Мне сложно спорить с ней. Ведь я прекрасно помню ужины в День благодарения. Американские родители, и я в том числе, почему- то теряются, когда требуется показать, «кто в доме главный».

Чисто теоретически мы знаем, что детям нужны границы. В нашей теории воспитания тоже есть такая аксиома. Однако на практике часто неясно, где проходят эти границы, а порой нам кажется, что устанавливать их как- то неловко.

Я лучше вообще не буду на нее сердиться, чем потом мучиться чувством вины из- за того, что рассердилась, - оправдывает плохое поведение своей трехлетней дочери бывшая сокурсница Саймона.

Одна моя подруга призналась, что трехлетний сын ее укусил. Но ей было совестно его отчитывать, зная что он наверняка заплачет. Она предпочла забыть о случившемся.

Многие родители боятся излишней строгостью сломать свободолюбивый дух своих чад . Одна американская мамочка, приехав к нам в гости, пришла в ужас, увидев в нашей квартире манеж. Оказывается, в Штатах считается, что манежи ограничивают развитие. (Мы этого не знали - в Париже ими пользуются все.)

Знакомая с Лонг- Айленда рассказывает о своем невоспитанном племяннике, чьи родители, по ее мнению, слишком много ему позволяли. Однако он вырос и стал главой отделения онкологии одного из крупнейших американских медицинских центров - а был невыносимым ребенком!

Думаю, если ребенок умен, но при этом неуправляем, с возрастом он ощутит больше свободы для развития, - говорит она.

Очень сложно понять, где они, эти границы. Что, если я заставляю Лео сидеть в манеже, а он из- за этого в один прекрасный день не изобретет лекарство от рака? Где кончается свобода самовыражения и начинается обычное хулиганство? Если я разрешаю своим малышам останавливаться и разглядывать крышки люков на тротуаре, значит ли это, что я им потакаю. Или так развивается любознательность?

Многие мои знакомые (не французы) застряли где- то посредине и пытаются быть для своих детей одновременно и музами, и диктаторами. В результате такого подхода они бесконечно торгуются со своими детьми.

Сталкиваюсь с этим впервые, когда Бин исполняется три года. Новое правило нашего дома гласит, что ей можно 45 минут в день смотреть телевизор. В один прекрасный день она просит посмотреть подольше.

Нет. На сегодня хватит, - отвечаю я.

Но ведь когда я была маленькой, я совсем не смотрела телевизор, - возражает она.

Как и в нашей семье, во многих домах существует хотя бы несколько запретов. Но теорий воспитания так много, а есть родители, которые вообще против дисциплины.

Знакомлюсь с одной такой мамочкой во время очередной поездки домой.

Лиз - дизайнер, ей тридцать пять или около того, а ее дочке Руби - пять. Лиз без запинки называет авторов, сформировавших ее взгляды на воспитание: педиатр Уильям Сирз, писатель Элфи Кон и бихевиорист Б. Ф. Скиннер. Когда Руби хулиганит, Лиз с мужем пытаются объяснить девочке, что она делает неправильно с точки зрения морали.

Мы стремимся избавиться от нежелательного поведения, не напирая на родительский авторитет, - говорит Лиз. - Я стараюсь не сдерживать ее физически лишь потому, что я сильнее. Стараюсь не пользоваться тем, что распоряжаюсь деньгами: «это я тебе куплю, а это не куплю».

Меня впечатляет то, как продуманно и старательно Лиз отнеслась к созданию собственного метода в воспитании. Она не просто приняла на веру чьи-то правила, а тщательно проанализировав работы нескольких экспертов, вывела собственный гибрид. По ее словам, изобретенный ею новый метод воспитания - просто революционный скачок вперед по сравнению с тем, как воспитывали ее.

Но за все нужно платить. Лиз говорит, что ее эклектичные методы, а также нежелание слышать критику в свой адрес настроили против нее многих соседей, сверстников и даже ее собственных родителей.

Бабушка с дедушкой в шоке от того, как она воспитывает Руби, и в открытую не одобряют этого, поэтому Лиз больше не обсуждает с ними эту тему. Когда они приходят в гости, атмосфера накаляется, особенно если Руби начинает безобразничать.

Тем не менее Лиз с мужем не отступают от своего намерения вовсе не пользоваться родительским авторитетом. В последнее время Руби начала их бить. Когда это происходит, они усаживают ее и спокойно объясняют, почему бить людей плохо. Но рациональное общение с самыми лучшими намерениями, похоже, не помогает.

Она все еще нас бьет, - признается Лиз.

В сравнении с этим Франция кажется другой планетой. Даже родители богемных кругов бравируют своей строгостью, ни у кого не возникает сомнений, кто стоит на вершине семейной иерархии. В стране, где почитают революцию и баррикады, за семейным столом анархистов нет.

И это парадокс, - признает Джудит из Бретани , специалист по истории искусств и мама троих детей.

Джудит утверждает, что в политике она отрицает любые авторитеты, однако, когда речь заходит о воспитании, она - главная, и точка.

Сначала родители, потом дети, - так она определяет семейную иерархию. - Во Франции, - поясняет Джудит, - нет такого понятия, как разделение власти с детьми.

Во французских СМИ и среди старшего поколения часто обсуждают тему синдрома «ребенка- царька». Но, общаясь с парижанами, я всегда слышу только одно: «C’est moi qui decide» («Здесь решаю я»). Есть более категоричная версия: «C’est moi qui commande» («Здесь командую я»). По словам родителей, эти фразы напоминают детям, да и самим родителям о том, «кто в доме хозяин».

Американцам такая иерархия может показаться тиранией. Американка Робин замужем за французом, живет в пригороде Парижа. У нее двое детей: Эдриен и Леа. За семейным ужином в своей квартире она однажды рассказывает о том, как повела Эдриена к педиатру, когда тот был совсем маленьким. Эдриен плакал и отказывался вставать на весы, тогда Робин присела с ним рядом и принялась его уговаривать. Но тут вмешался доктор.

Не надо ничего ему объяснять, - произнес он. - Просто скажите: «Так надо. Ты встанешь на весы, и это не обсуждается».

Робин была в шоке. Потом она нашла другого педиатра - этот ей показался уж очень суровым. Марк, муж Робин, послушав ее рассказ, бросился возражать:

Нет, он не так сказал!

Марк - профессиональный игрок в гольф, вырос в Париже. Он относится к тому типу французских родителей, кому без усилий удается внушить детям уважение. Я успела заметить, как внимательно слушают его малыши, когда он с ними разговаривает, и мгновенно реагируют.

Так вот, Марк не считал, что врач нахально раскомандовался. Напротив, по его мнению, доктор помог Эдриену, показав, как вести себя воспитанно. Тот случай Марк вспоминает совсем по- другому:

Он сказал, что ты должна вести себя более уверенно, взять ребенка и поставить его на весы… Если предоставить ребенку выбор, он растеряется. Нужно показать ему, что делать. Внушить, что принято делать так, это не хорошо и не плохо - просто так надо.

Это такая простая вещь, но с нее все и начинается, - добавляет Марк. - Некоторые вещи не нужно объяснять. Ребенок должен взвеситься, поэтому мы берем ребенка и ставим на весы. И точка. Точка!

То, что Эдриену урок не понравился, тоже пошло ему на пользу.

В жизни есть не слишком приятные вещи, но их все равно надо делать, - пожимает плечами Марк. - Нельзя делать лишь то, что любишь, и то, что хочешь.

Когда я спрашиваю Марка, откуда у него такая уверенность в себе, становится понятно, что она дается ему не так легко. Ему пришлось приложить много усилий, чтобы установить подобный стиль общения с детьми. Родительский авторитет - то, о чем он очень много думает и считает главным. Марк старается заслужить уважение своих детей, потому что убежден: дети сами ощущают себя увереннее, если их родители уверены в себе.

Я бы предпочел, чтобы мои родители были лидерами, указывали мне дорогу, - рассуждает он. - Ребенок должен чувствовать, что у его мамы или папы все под контролем.

Это как на лошади, - встревает Эдриен, которому уже девять лет.

Хорошее сравнение! - соглашается Робинн.

Во Франции есть поговорка, - продолжает Марк, - «Проще ослабить болт, чем закрутить». То есть нужно быть очень жестким. Если ты тверд, то сможешь и расслабиться. Но если слаб… «закрутить болт», то есть стать сильнее, будет очень сложно.

По сути, Марк описал систему ограничений, которую родители во Франции выстраивают для своих детей с первых лет жизни. Важным кирпичиком в ней является право родителей время от времени сказать: «Вставай на весы, и точка». Американцы вроде меня принимают как должное, если им приходится весь день гоняться за детьми по парку или укладывать их спать полвечера, хотя на ужин пришли гости. Это раздражает, но воспринимается уже как норма. Но для французов жизнь с «ребенком- королем» означает огромный дисбаланс в семье. Они считают, что это никому не на пользу. Повседневная жизнь и для родителей, и для детей становится лишенной удовольствия. Создание системы ограничений, cadre, требует больших усилий, однако альтернатива неприемлема. Французы понимают: четкие границы - единственное, что избавляет их от двухчасовых уговоров лечь спать.

Возможно, кто- то считает, что, если у тебя есть дети, ты уже не можешь распоряжаться своим временем, - говорит Марк. - Но дети должны понимать, что не являются центром внимания. Что мир не крутится вокруг них. Как же родителям удается выстроить эту систему?

Процесс ее создания кому- то может показаться жестким. Но тут дело не только в умении говорить «нет» и в насаждении собственным авторитетом. Родителям во Франции удается очертить границы просто потому, что они постоянно о них говорят. То есть тратят действительно много времени, объясняя детям, что можно, а что нет. Все эти разговоры выстраивают систему ограничений. Дети начинают ощущать ее почти физически - так хороший мим способен убедить человека, что перед ним действительно стена.

Постоянное напоминание о границах дозволенного происходит в очень вежливой форме. Родители часто говорят «пожалуйста», даже обращаясь к младенцам. (С младенцами тоже надо говорить вежливо, ведь они понимают, о чем идет речь). Устанавливая границы для детей, родители часто используют выражение «имеешь/не имеешь право».

«Не бей Жюля, - говорят они. - Ты не имеешь права его бить». И разница здесь не только в семантике. Подобный запрет звучит совсем иначе. Это выражение подразумевает, что существует некая фиксированная, организованная система правил для взрослых и детей.

И если ребенок не имеет права делать одно, у него есть право делать что- то другое. Есть даже песенка, которую знают все малыши: «Oh la la, on a pas le droit de faire ca!» («О- ля- ля, мы не имеем права так делать!»)

Другая фраза, которую часто используют французские родители в общении с детьми, - «не одобряю».

«Я не одобряю, когда ты швыряешься горошком», - мамы произносят это серьезным тоном, глядя ребенку в глаза. «Не одобряю» несет в себе гораздо больше, чем обычное «нет». Таким образом родители показывают, что у них есть свое мнение, с которым ребенок должен считаться. При этом допускается, что у малыша может быть свое мнение по поводу разбрасывания горошка - пусть родители от него и не в восторге. То есть такое поведение воспринимается как сознательный выбор - и соответственно ребенок так же сознательно способен от него отказаться.

Возможно, именно поэтому за столом во Франции всегда царит такое спокойствие. Вместо того, чтобы ждать большого скандала и прибегать к суровым наказаниям, родители предпринимают множество маленьких вежливых превентивных шажков, основываясь на установленной системе правил.

Я наблюдала эту систему в действии в яслях, присутствуя на обеде для полуторагодовалых малышей (шикарный обед из четырех блюд). Шестеро карапузов в одинаковых розовых слюнявчиках из махровой ткани сидели за прямоугольным столом под присмотром Анны- Мари. В комнате царила атмосфера полной безмятежности. Анна- Мари рассказывала о каждом из блюд и объявляла, что будет дальше. При этом она пристально следила за действиями своих воспитанников и, не повышая голоса, комментировала их небольшие промахи.

Doucement… тихо, ложкой мы так не делаем, - обращается она к мальчику, который начал бить по столуложкой.

Нет, нет, сыр не трогаем, его едим потом, - велит она другому малышу.

Разговаривая с ребенком, она всегда смотрит ему в глаза. Не всегда родители и воспитатели прибегают к столь тщательному контролю. Но я обратила внимание, что они часто делают это именно во время еды - за столом много правил, много мелких действий, и если что- то пойдет не так, это может привести к хаосу. На протяжении всего 30-минутного обеда Анна-Мари непрерывно разговаривает с детьми и поправляет их.

К концу обеда лица малышей перепачканы едой - зато на полу лишь пара крошек.

Марк, Анна-Мари - французские родители и воспитатели внушают уважение, но при этом не выглядят диктаторами. Они не стремятся вырастить детей послушными роботами. Напротив, они прислушиваются к малышам и постоянно с ними разговаривают. Самые авторитетные родители среди моих знакомых говорят с детьми на равных, а не как хозяева с подчиненными.

Когда что- то запрещаешь, всегда нужно объяснять причину, - говорит Анна-Мари.

Когда я спрашиваю французов о том, какими бы они хотели видеть своих детей, большинство отвечает: чтобы были уверены в себе и нашли свое место в мире. Они желают, чтобы у их малышей был собственный вкус и мнение.

Французы даже начинают беспокоиться, если дети слишком послушны. Им важно, чтобы дети проявляли характер. Но они верят, что достичь этого можно лишь в том случае, если дети уважают границы и умеют владеть собой. Поэтому одного характера мало: должна быть еще и система ограничений.

3 августа 2015, 19:47

Во Франции дети не смотрят мультфильмы до трёх лет и не едят фастфуд, а если ребёнок устраивает истерику - его запирают в туалете или в кладовке.

ЖЖ о жёстких и не очень методах воспитания по-французски.

Но прежде, чем перенимать чужой опыт необходимо задуматься кого вы хотите вырастить? Послушного и замкнутого или яркого и умного ребенка? Или просто счастливого человека? Мы знаем множество примеров, как русские и американские дети вырастали в выдающихся, умных и известных людей, а так ли знамениты французы? Увы, из известных современных французов кроме Саркози никто не приходит в голову.

Очень часто (да и в книге это подтверждают), что взрослые французы - это замкнутые и холодные люди, кстати, также могу сказать и про русских. Сейчас это общество интровертов, которых трудно «расшевелить». Думаю причиной всему воспитание в семьях. И подход к воспитанию детей необходимо постоянно пересматривать, потому что дети с каждым поколением рождаются совершенно другие.

Итак, что мне понравилось и что стоит взять на заметку у французов:

1. Француженки остаются желанными женщинами и после рождения ребенка. Они не нажираются во время беременности, едят в меру, а после родов приходят в форму максимум до ТРЕХ месяцев. Француженки хорошо исполняют роль любовниц, в отличие от американских и русских матерей, которые в большинстве своем больше матери и домохозяйки.

2. Дети едят 4 раза в день разнообразную пищу, приготовленную дома как в ресторанах. Дети помогают готовить еду и сервируют стол. Фаст-фуд и закуски - табу.

3. Мультфильмы не смотрят, производство мультфильмов для детей до 3-х лет запрещены законом.

4. Дети на площадке самостоятельные, матери просто сидят на лавочке, а не ходят по пятам (как например в США или России).

5. Француженки стильно одеваются, они никогда не выйдут в спортивном костюме на площадку (в России и США поголовно каждая вторая в спортивных трениках).

6. Детей не принято бить (по крайней мере на улице и в общественных местах).

7. Детей не принято отдавать с младенчества на три секции подряд, например, плавание, танцы и карате одновременно, как это часто любят делать в США и некоторых российских семьях.

8. Французским родителям доктора советуют расслабиться и успокоиться в вопросах воспитания детей.

9. Детям не принято часто и много покупать игрушки, особенно дорогие.

10. При рождении ребенка не принято покупать все детские вещи подряд на всякий случай. Покупают только самое необходимое.

11. Всех детей одевают стильно.

12. Воспитывают в детях терпеливость.

13. У родителей должна быть собственная жизнь, отдельная от детей.

Что не понравилось

1. Беременные француженки могут пить и курить во время беременности и после родов, когда кормят ребенка грудью. Причем врачи им не запрещают.

2. Кормят грудью до 3-х месяцев и выходят на работу.

3. Сдают детей в ясли чуть ли не в 3-6 месяцев.

4. Если грудничок орет - по фигу, выжидают несколько минут и только потом подходят.

5. Чтобы ребенок спал в кровати сам - оставляют одного, чтобы он «наорался».

6. Редко носят на руках.

7. Уч:) и оценки в школе - главное в жизни. Учитель каждый день зачитывает список двоечников, тем самым прелюдно унижая ребенка.

8. Родители строгие, они главные в семье, перечить нельзя, 100% подчинение. У детей вырабатывается страх перед родителями.

9. Строгая дисциплина во всем.

10. Если ребенок истерит, его запирают в туалете или кладовке.

Ну и вообще как власти относятся к детям

Беременным француженкам выплачивают субсидию 150 евро в месяц с 4-го месяца. Эту субсидию получают до 18 лет ребенка, если это не первый ребенок.
Если французская пара усыновила сироту власти выплачивают ежемесячно 500 евро в месяц.

Европейская система воспитания во многом отличается от российской. Мы можем сколько угодно говорить о том, что русские мамы самые заботливые, нежные и добрые, но при этом невозможно отрицать тот факт, что европейские дети на много более самостоятельные, спокойные и послушные. Особенно ярко все особенности европейского воспитания проявляются во Франции. Это объясняется тем, что Франция является самой типичной западной страной. Люди здесь вынуждены много работать, но при этом они любят хорошо отдыхать и с удовольствием занимаются саморазвитием. Французы вкладывают немало сил и денег в образование детей. Но в то же время они требуют от малышей дисциплины и самостоятельности. Конечно, французское воспитание не претендует на звание идеального. Но все же многие идеи и убеждения французских родителей не помешало бы применить в русских семьях, чтобы наши дети не садились на головы мамам и папам, умели спокойно себя вести в магазинах, не устраивали истерики и не пытались постоянно доказывать свой привилегированный статус.

Воспитание по-французски

Общая система французского воспитания не сильно отличается от российской. Здесь есть ясли, государственные и , хорошие воспитатели, развивающие , обучающие пособия, и т.д. Но все дело в том, что француженки, которые вынуждены много работать, более активно применяют все эти инструменты ранней социализации малышей. Уже в возрасте 2-3 лет детишки идут в детские сады, где их учат самостоятельно мыть ручки, ходить в туалет, завязывать шнурки, переодеваться и играться без взрослых. Дети не сидят на шее у мамы и не кричат «Поиграй со мной!». Французские родители уделяют много времени тому, чтобы научить детей играть самостоятельно. Хотя они непременно читают детям книжки и регулярно выходят с ними на прогулки.

Большинство французских женщин возвращаются на работу уже через 2-3 месяца после родов, разделяя с мужьями ответственность по наполнению семейного бюджета. Поэтому встретить неработающую маму во Франции сложно. Дети воспринимают это как должное. Даже более того, те малыши, мамы которых не работают, не имеют право посещать государственные детские сады. В школе такие дети лишаются бесплатных обедов, так как они должны кушать дома. Это не очень приятно для малышей. Но женщины и сами предпочитают заниматься профессиональным развитием и не сидят в четырех стенах. Зачастую бросают работу лишь те дамы, у которых рождается второй или даже третий ребенок. Тогда их пребывание дома становится вполне обоснованным.

Еще одна особенность французского воспитания – мягкость и умеренность в . Конечно, мы не имеем в виду отсутствие во французских семьях «папиного ремня» и «угла с гречкой». От этих методов воспитания уже давно отошли и в России. Но все же русские психологи нередко советуют родителям вводить некоторые меры покарания, предварительно согласовав их с детьми. Французские родители не обращают внимания на детские шалости и провинившихся сорванцов наказывают лишением сладостей или подарков. Зато за хорошее поведение малышей награждают. И непросто шоколадками или мороженым, а деньгами, которые они складывают в копилочку.

Воспитание по-французски опирается на помощь нянь и частных развлекательных центров. К их услугам обращаются родители по средам, субботам и воскресеньям, когда школы не работают. Конечно, нужно отдать должное развитой структуре французского образования. Ведь в этой стране существует огромное множество кружков, секций и центров развития. У родителей всегда есть выбор, куда отвести ребенка, чтобы он гармонично развивался в их отсутствие. Но для россиян это все же не привычно. У нас родители часто звонят бабушкам и дедушкам, которые вплотную занимаются развитием внуков. Во Франции старшее поколение занимается собой, лишь изредка проведывая любимых внуков с подарками и угощениями.

Французское воспитание детей

Когда детей воспитывают только родители, их некому баловать! Русских бабушек, от которых еще ни один внук не ушел голодным, во Франции нет. Дедушек, которые целыми днями возятся с детьми, тоже. Вот и получается, что французские дети растут в относительной строгости. Они не заглядывают в холодильник каждые 10 минут. Они едят ровно тогда, когда приходит время. Они всегда здороваются, прощаются, говорят «Спасибо!» и «Пожалуйста!». Когда дети начинают шуметь, родителям достаточно лишь взгляда, чтоб они успокоились.

Кроме того, французское воспитание детей предполагает полную зависимость детей от решения родителей. И здесь дело не в отсутствии у малышей собственного мнения, за которое так борются наши современные мамочки, просто французские родители очень четко определяют свое положение в семье. И дети это уважают. Малыши не капризничают, если мама отказывается купить в магазине лишнюю шоколадку или понравившуюся игрушку. Они чаще соглашаются с родителями. Они смирно сидят в ресторанах, спокойно ожидая ужин. И все это выглядит так, как будто французские дети очень чопорные и воспитанные. Но с другой стороны, они довольно сильные, как физически, так и психологически.

Французская система физического воспитания предполагает . Малыши не боятся упасть или удариться. Они с интересом выполняют все задания, пробуют себя в различных видах спорта и в творчестве. Они не бегут в слезах к маме после первой неудачи, как это делают наши дети. Потому что мамы зачастую нет рядом. А заботливые педагоги всегда следят за тем, чтобы дети чем-нибудь занимались. Кстати, по стандартам дошкольного образования Франции, в классе на 20 детей должно быть одновременно не менее 4 педагогов. В таких условиях малыши не чувствуют себя обделенными вниманием и любовью. Общение между детьми и воспитателями носит очень открытый и доверительный характер. Педагоги стараются делать все возможное, чтоб дети чувствовали себя как дома.

Французское воспитание – это не только скромные и выдержанные дети, это еще и сильные родители. Мамы и папы во Франции умеют говорить слово «Нет» так, чтобы оно звучало уверенно. Они знают, что их любовь не измеряется подарками, уступками и бессонными ночами. И возможно как раз этой черты не хватает нашим русским мамам, которые готовы отдать ребенку жизнь, не услышав при этом даже обычного «Спасибо».

Как воспитывают детей во Франции. Какова роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Рассмотрим секреты французского воспитания детей.

Жизнь во Франции очень дорогая, и, чтобы обеспечить своего ребенка, мать очень рано после его рождения выходит на работу. Отпуск по уходу за ребенком — шесть недель до и десять недель после рождения малыша — предоставляется женщине, которая хотя бы два года до родов отработала на своем предприятии.

Маму-домохозяйку, которая полностью посвящает себя воспитанию детей, встретишь нечасто. Французские мамы опасаются, что за время вынужденного простоя в работе они потеряют квалификацию и потом никуда не смогут устроиться.

Француженке недостаточно быть только мамой и женой, она стремится реализовать себя в профессиональной сфере, дорожит своей независимостью и не хочет жертвовать своей карьерой даже в том случае, если муж неплохо зарабатывает. Она предпочтет отдать половину своей зарплаты няне или домработнице, которая приготовит обед и присмотрит за детьми, но сохранит при этом свою автономию.

В последнее время во Франции появились такие понятия, как «мама-наседка» и «папа-наседка». Так называют родителей, которые слишком горячо заботятся о своих детях. Как ни странно, сейчас «папы-наседки» во Франции встречаются все чаще и чаще, подавая пример своим женам. Вечерами после работы именно папы возят малышей в спортивные секции, гуляют с ними в выходные, ходят на родительские собрания.

Но, несмотря на пример таких отцов, большинство французских матерей уверены в том, что ранняя социализация малыша — помещение его в коллектив, обучение общению с другими людьми — пойдет ему только на пользу. Француженки, не без основания, считают, что в коллективе ребенок развива-ется гораздо лучше. В коллективе, за компанию с друзьями, он научится играть, читать, рисовать, освоит необходимые в быту навыки и азы дисциплины.

А французские дети настолько естественно воспринимают то, что их мамы работают, что неработающая женщина вполне может услышать от своего ребенка вопрос: «Мама, ты не работаешь, потому что больна?»

Во многих государственных детских садах и досуговых центрах Франции детей, у которых мамы не работают, не кормят, и они должны ходить обедать домой.

Поскольку домашнее воспитание в связи с занятостью родителей не очень актуально, во Франции достаточно раз-вита система образования, включая дошкольный этап: ребенок почти с самого рождения с утра до вечера находится в яслях, потом в саду, далее в школе. Естественно, при такой постановке воспитания дети во Франции рано взрослеют. Они самостоятельно ходят в школу, могут по дороге зайти в магазин и на свои карманные деньги купить школьные принадлежности.

Роль бабушек и дедушек во французских семьях невелика . Внуки встречаются с бабушкой и дедушкой в лучшем случае по выходным дням, в каникулы. В Париже можно чаще встретить бабушек в кафе за чашкой кофе или бокалом вина, нежели гуляющих с внуками.