Дородовое воспитание. Методы воспитания детей до родов. Дородовое воспитание ребенка в животе мамы

Как правило, во время беременности почти все будущие мамы начинают читать книги по воспитанию малыша, но никто из них не догадывается, что воспитывать своих будущих детей нужно начинать, когда они находятся еще в животике. Задолго до появления на свет ребенок может уже слышать, видеть, запоминать, чувствовать эмоции и ощущать вкусы и запахи.

Многочисленные исследования доказали, что дети реагировали на песни, которые слышали много раз в животе у мамы. В возрасте нескольких дней дети узнавали лица тех людей, которые часто видела мама во время беременности. Так что еще до рождения ребенок способен на многое! Поэтому не надо пренебрегать воспитанием ребенка до его рождения. Доказано, что малыши, которых воспитывали еще в животике матери, раньше начинают говорить, дольше концентрируют свое внимание и такие дети более активные и независимые. Сегодня мы расскажем, как воспитать ребенка до его рождения.

Воспитываем едой

В 3 месяца у плода появляется вкусовое восприятие. Еще в утробе матери ребенок начинает показывать свои вкусовые пристрастия, ведь амниотическая жидкость, которая омывает нос и рот малыша, имеет вкус и запах. И малыш глотает ее, а если вкус не нравится, то выплевывает. А состав околоплодной жидкости зависит от принимаемой мамой еды. Поэтому еще до рождения малыша можно познакомить его с различными вкусами и даже приучить к определенной пище. Главное во время беременности питаться здоровой и полезной пищей. Если мама во время принятия пищи радуется ей и благодарит природу за ее дары, то она передает своему будущему ребенку культуру питания и любовь к определенной пище.

Воспитываем музыкой

В 6 месяцев плод уже может слышать и запоминать услышанную музыку или звуки. Иногда удается даже почувствовать, как плод шевелится в такт музыки. Хорошая и правильно подобранная музыка или хоровое пение укрепляет нервы и улучшает самочувствие будущей мамы и благодаря этому на свет появляются спокойные, психологически уравновешенные и здоровые малыши.

Подобрать музыку очень легко. Нужно дать ребенку послушать самую разнообразную музыку, и он своими движениями даст вам понять, какая музыка ему больше нравится. Доказано, что малыши очень хорошо реагируют на классическую и спокойную музыку например, Шопен, Вивальди. Полезно давать слушать плоду самые разнообразные звуки, например звуки инструментов трещоток, колокольчиков, бубнов, музыкальных шкатулок и т.д. Если мир звуков для малыша будет красивым и разнообразным, то будет хорошо развит слух.

В 7 месяцев плод начинает распознавать женские и мужские голоса, в том числе голоса матери и отца. Голос мамы оказывает самое положительное воздействие на клетки плода, и активизирует разные биохимические процессы в них. Так же голос матери успокаивает ребенка и снимает сильное эмоциональное напряжение. Так что разговаривайте с будущим малышом как можно чаще.

И чем чаще будут говорить с плодом, тем раньше ребенок заговорит. При чем легче всего он будет усваивать тот язык, на котором говорила его мать. А если вы хотите, что бы ваш ребенок с легкостью усваивал какой-то иностранный язык, то с 16-й недели беременности и до 3-хлетнего возраста нужно как можно чаще говорить на определенном иностранном языке.

Воспитываем эмоциями

К 3-му месяцу беременности ребенок может уже реагировать на эмоции. Эмоции матери очень сильно влияют на развитие малыша и его характер. Успех, счастье, уверенность, независимость улучшают развитие ребенка. А чувство вины, страха, беспомощности, тревоги - угнетают развитие малыша. Очень важно во время беременности находится в состоянии счастья и внутренней свободы, тогда будущий ребенок будет намного радостнее по жизни. Чувство счастья и прекрасного у ребенка поможет развить пение, поэзия, музыка, искусство и природа.

Очень важно, чтобы будущий отец положительно относился к жене и будущему ребенку всячески заботился о них и проявлял свое счастье по поводу беременности, - тогда ребенок родится уверенным, счастливым, сильным и спокойным.

Не менее важным является отношение к беременности самой матери. Если ребенок желанный и любимый, то он родится спокойным. Если во время беременности мама ни разговаривает со своим малышом и не думает о нем, то такой ребенок родится слабым, с разными нарушениями желудочно-кишечного тракта, с различными нервными расстройствами, беспокойным или плохо адаптированным к окружающей среде. А в случае негативного отношения к ребенку (или с желанием избавиться от него) они рожаются с тяжелыми психическими расстройствами, а нередко и с чувством ненависти к окружающему миру.

Ребенок еще в утробе матери начинает различать положительные и отрицательные реакции матери. Поэтому если во время беременности у мамы появляются нежелательные эмоции, то нужно как можно быстрее успокоиться и успокоить своего малыша, объяснив ему происходящее. В такие моменты малыш запоминает, что в жизни бывают взлеты и падения, которые необходимо преодолевать. И благодаря этому ребенок вырастает выносливым, сильным и эмоционально устойчивым человеком.

Воспитываем солнцем

За пару месяцев до рождения ребенок может уже видеть. Он различает свет, который падает на мамин животик. Поэтому принятие солнечных ванн (в разумных дозах) положительно сказывается на развитие зрения малыша.

Мария Соколова


Время на чтение: 11 минут

А А

О необходимости воспитания малыша «с пеленок» знает каждый родитель. Пока ребенок лежит «поперек лавки», у мамы с папой имеются все возможности – привить чаду нужные навыки, любовь к искусству, правила поведения в обществе. Но вот о воспитании чада в утробе задумываются далеко не все. Хотя учеными уже давно доказано, что дородовое воспитание – важный и нужный этап развития крохи.

Есть ли в этом смысл, и как воспитывать малыша во время беременности ?

3-й месяц беременности: воспитание под музыку Вивальди

На данном этапе будущий малыш уже приобретает человеческий облик, активно развивается спинной и головной мозг, органы чувств, сердечко, вкусовые рецепторы и половые органы. Уже сформировались пуповина с плацентой. Будущий кроха способен ощущать прикосновения родителей к животу , при громких звуках его сердечко бьется сильнее, глаза реагируют на свет, уши – на звуки.

Что могут родители?

  • Сейчас важно «наладить контакт» с малышом, и сделать это легче всего через музыку. Согласно исследованиям, классика является лучшим вариантом – она более других нравится малышам в утробе, а Вивальди и Моцарт «полезны» для активного развития мозга и формирования нервной системы.
  • Что касается рок-музыки и более тяжелых жанров – они приводят ребенка в возбуждение и даже вызывают страх. Классическая музыка и народные колыбельные действуют успокаивающе, убаюкивая . Родившись, малыш будет легко засыпать (и днем, и по ночам) под уже знакомую мелодию. Принесет пользу и музыка «релакс» — звуки моря, леса и пр.
  • Не менее важны в этот период личные отношения супругов. Все конфликты и недопонимания отразятся после рождения малыша на его характере. Поэтому бережные, теплые отношения и забота друг о друге сейчас – самое важное.
  • Никаких негативных мыслей! Ребенок начинает накапливать информацию, и задача мамы – уберечь кроху от любого негатива. Все мамины страхи могут перейти «по наследству» к ребенку, все пережитые мамой отрицательные эмоции отложатся в его подсознании. Не говоря о том, что любой мамин стресс отражается на малыше гипоксией (нехваткой кислорода).
  • Пойте своему крохе. Голос мамы – лучший в мире. Успокоит, убаюкает, подарит ощущение защищенности. И читайте сказки – добрые и красивые. А если они будут на других языках – еще лучше (изучение языков при такой «подготовке» не будет для малыша проблемой).

Спорт и активный образ жизни на 4 месяце беременности

Ваш кроха уже совершает первые движения, формируются ушные раковины и пальчики. Голова растет, все органы и системы активно развиваются, появляются зачатки зубов. 4-й месяц – время «закладывать фундамент». Будущий характер чада, способности интеллекта и даже ленивость формируются, по мнению специалистов, именно сейчас.

Что могут родители?

  • Маме не следует запираться в квартире и дрожать за каждый свой шаг (если только это не рекомендовано врачом) – ведите активную жизнь, встречайтесь с друзьями, совершайте регулярные пешие прогулки.
  • Не ленитесь вставать по утрам, не сбивайте режим дня. Привыкая смотреть по ночам романтические комедии (например) и трескать сладенькое, вы рискуете снабдить данной привычкой своего малыша.
  • Не исключайте из своей жизни спорт. Конечно, прыгать с парашютом, летать на тарзанке и покорять вершины не следует, но легкие виды спорта не просто не противопоказаны, но и рекомендованы. На крайний случай, всегда остаются такие варианты, как , специальная физкультура, йога для беременных.
  • Помните о здоровом питании. Придерживаясь правильного отношения к пище, вы формируете вкусы будущего крохи. Читайте также: .

Отцы и дети на 5 месяце внутриутробной жизни малыша

Малыш двигается уже весьма интенсивно, его рост более 20 см, начинают расти волосики на макушке, появляются ресницы и брови. Этот период важен для формирования тесной связи крохи с его отцом .

Что может папа?

  • Конечно, общаться с чадом так же тесно как будущая мама, папа не сможет. Но время на общение с малышом нужно находить обязательно. Гладьте животик супруги, читайте крохе сказки, разговаривайте с ним, не забывайте пожелать доброй ночи и поцеловать с утра перед уходом на работу. Ваше участие в жизни малыша до родов – залог будущих близких и тесных отношений с ребенком.
  • Если супруга нервничает, плачет или злится, успокойте малыша – тем самым вы сглаживаете воздействие негативных эмоций на психику будущего крохи. А заодно и маму учите контролировать свои эмоции.
  • Не стесняйтесь супруги и родственников – пойте ребенку колыбельные. Низкочастотный голос папы, согласно исследованиям, благоприятно сказывается не только на развитии психики чада, но и на развитии его репродуктивной системы.
  • Дети, с которыми общались до родов и мама, и папа, легче переносят роды, а их интеллект развивается быстрее , чем у сверстников.
  • Запомнив в утробе ласковый голос и тембр папы, новорожденный будет так же спокойно засыпать с отцом , как на руках у мамы.

Развиваем у будущего малыша тягу к прекрасному на 6 месяце жизни в утробе

Рост малыша уже 33 см, весит он около 800 г, на руках и ногах уже различимы пальчики. Глазки открываются и чутко реагируют на свет. В ситуации преждевременных родов малыш (при соответствующей интенсивной медпомощи) способен выжить .

Как говорят специалисты, на этом этапе оказывается влияние на обретение дурного/хорошего вкуса и даже на внешние данные . Что касается внешности – это факт не доказанный, а вот привить малышу правильный вкус мама очень даже может.

Что делать, как воспитывать ребенка в утробе?

  • Все внимание на искусство ! Просвещаемся, отдыхаем с пользой, наслаждаемся красотой природы и искусством.
  • Смотрите добрые позитивные фильмы и читайте классическую литературу (лучше вслух).
  • Отправляйтесь на интересную выставку, в галерею, в музей или в театр . Желательно, вместе с супругом.
  • Займитесь творчеством и арт-терапией . Рисуйте так, как умеете, не стесняясь, вкладывая всю свою любовь к малышу в картины.
  • Учитесь танцевать, вязать крючком или делать украшения . Творчество, которое приносит удовольствие маме – это польза для психики и развития малыша.

Учим малыша расслабляться на 7 месяц беременности

Ваш кроха уже не только реагирует на звуки и свет, но и спит, бодрствует, отличает кислое от сладкого, помнит голоса папы с мамой и сосет большой палец . В этот период для мамы важно наладить тесный контакт с малышом.

  • Освойте одну из техник расслабления – йога, медитация и пр.
  • Регулярно отвлекайтесь от суеты и, включив приятную музыку, расслабляйтесь и настраивайтесь на «одну волну» с ребенком.
  • Поглаживайте животик , сочиняйте сказки вслух, читайте по памяти детские стихи.
  • Помните, что ваш «релакс» во время беременности – это устойчивая психика малыша в будущем , высокий иммунитет, легкая переносимость стрессов и спокойный сон.
  • Используйте световые и тактильные «игры». Касайтесь живота, играйте с пяточками малыша, ждите, пока он откликнется в ответ на прикосновение. С помощью папы и фонарика можно играть с крохой в «светло/темно», направляя луч на живот.

Общаемся с малышом и учим радоваться жизни на 8 месяце внутри утробы

Малыш уже отлично видит и слышит . За исключением легких, хорошо развиты все системы. Интенсивно развивается мозг. Чем больше сейчас позитива в жизни мамы, тем активнее развивается малыш, тем крепче его здоровье и психика.

  • Используйте все возможности для получения положительных эмоций. Отправляйтесь на массаж или в салон красоты, используйте арома- и цветотерапию, окружайте себя только хорошими людьми и красивыми вещами.
  • Ваш малыш уже знает вашу реакцию на стрессовые факторы и положительные моменты . Если вы научитесь быстро справляться со стрессами, и ваше учащенное сердцебиение в этот момент будет кратковременным, кроха запомнит вашу реакцию и после рождения порадует вас эмоциональной устойчивостью.
  • Малыш впитывает сейчас информацию на клеточном уровне. Объясняя ему все, что происходит, успокаивая, подавляя в себе отрицательные эмоции, вы программируете характер сильного и волевого человека.

Готовим малыша к встрече с миром на 9 месяце беременности

Ваш карапуз вот-вот появится на свет. Уже полностью сформированы все органы, практически нет места для движения малыша, он набирается сил для выхода «в свет» , и ваша задача – всецело ему в этом помочь.

Более ста лет назад ученые обратили внимание, что в мозгу новорожденных имеется значительное число атрофированных нейронов. Возникло предположение, что они атрофируются в период внутриутробного развития ребенка в связи с их невостребованностью. К этому времени уже существовало достаточно достоверной информации о том, что от числа нервных клеток головного мозга в значительной степени зависит интеллект будущего ребенка.
В связи с этим в конце семидесятых-начале восьмидесятых годов нашего столетия сначала в Европе, а потом в Америке появились идеи о начале воспитания и развития ребенка еще в дородовый период, появилась специальная отрасль психологии - педагогика дородового воспитания, пренатальная педагогика (pre- перед и natalis-относящийся к рождению) и пренатальная психология, которая изучает, как события, происходящие во время беременности, родов, послеродовом периоде влияют на формирование психики взрослого человека.

Воспитание эмоциями

Существует связь между эмоциональным содержанием ожидания ребенка и его последующим развитием и обучением: желанный, любимый ребенок намного успешнее беспокойного и «вечно капризного» нежеланного. Как ни странно, еще не родившемуся малышу необходимо, чтобы о нем думали и говорили, иначе, как отмечает автор книги «Тайная жизнь нерожденного ребенка» Томас Верни, «его дух, а часто и тело начинают слабеть». А негативное отношение мамы может приводить к тяжелым расстройствам в уже вполне зрелом возрасте.

Современные исследования подтверждают, что такие эмоции беременной мамы, как чувство уверенности в себе, независимости, радость улучшают развитие младенца, а чувства вины, тревоги, страха, подавленности - угнетают. Особенно это касается длительных переживаний (кратковременные негативные переживания компенсируются). Дело в том, что надпочечники вырабатывают при стрессе стрессовые гормоны - катехоламины, которые без труда проникают через плацентарный барьер, а когда мы испытываем положительные эмоции, мозг вырабатывает гормоны радости - эндорфины, которые способны вызвать состояние покоя и радости у еще не родившегося ребенка.

А вот главная эмоция, которая совершенно необходима будущему ребенку для его успешного развития - это Любовь мамы к нему. Научно доказано, что дети, родившиеся у женщин, не думавших о вынашиваемом ребенке, часто имели при рождении вес, не достигавший средних показателей, чаще страдали различными нарушениями желудочно-кишечного тракта, страдали нервными расстройствами, были более беспокойны и труднее адаптировались к окружающей жизни. Более того, у взрослых людей в подсознании информация из их пренатальной жизни (которые были восстановлены на гипнотических сеансах и после расспросов их родителей), и если она негативна, это может стать причиной серьезных заболеваний. Так уже в утробе матери человечек проходит свою первую школу принятия и любви или ненависти и отвержения.
На изменение эмоционального состояния матери ребенок реагирует изменением характера движений. Профессор Хуго Юнг считает, что его движения можно расценивать как язык знаков, подаваемых «с целью досознательного выражения самочувствия и развития». Можно беседовать с ребенком, спрашивать, как его зовут, говорить ласковые слова, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ, такую методику развития тактильных ощущений ребенка, налаживания контакта с ним задолго до родов датчанин Франц Бельдман назвал гаптономией (от греческого - hapto -касаться).

Радуйтесь, наслаждайтесь жизнью, а ребенок будет радоваться вместе с вами, а, поглаживая, похлопывая свой животик, танцуя вместе с ним, вы, наверняка, добьетесь и ответной реакции.
Ощущения радости, любви, передаваясь ребенку, зафиксируются в клетках его мозга, во многом определят его отношение к миру и после рождения.

Существует мнение, что, если зримо представлять себе те качества, которые хочется видеть у своего будущего ребенка, сознательно визуализировать их, они войдут в новое существо и станут его личностными особенностями. При этом мать как бы становится сознательным участником в творческом процессе природы.

Развитие сенсорики (органов чувств)

Уже к 3-му месяцу беременности у развивающегося малыша появляется вкусовое восприятие, вскоре развиваются обоняние и слух, чувство равновесия, кожа ребенка постоянно подвергается воздействию мышц матки и передней брюшной стенки, так что ребенок рождается с уже хорошо развитыми тактильным восприятием. В последнюю очередь появляются зрительные ощущения, но все-таки ребенок различает свет, который падает на живот матери, поэтому для развития зрения растущего крохи очень полезно принимать солнечные ванны.

Ребенок уже в материнском чреве демонстрирует определенные вкусовые пристрастия, ведь нос и рот его постоянно омываются амниотической жидкостью, которая имеет вкус и запах. Ребенок может глотать или выплевывать ее уже начиная с 10-й недели. Если добавить в амниотическую жидкость сахар, малыш проглотит двойную порцию, а если добавить горький раствор, то количество заглатываемой околоплодной жидкости резко уменьшается. Можно сказать, что ребенок питается вместе с мамой: состав околоплодной жидкости зависит от того, что она ест, пьет, чем дышит и т. д. Так что еще до рождения вы можете познакомить ребенка с разными вкусами, приучить к определенной пище.

Уже шестимесячный плод прекрасно слышит, внешний мир врывается в его жизнь водопадами звуковых вибраций, которые он запоминает, ведь звуки извне могут доходить до ребенка в усиленном виде, он ощущает на себе вибрации звуковых волн, воспринимает их как бы всем телом. За два месяца до рождения малыш начинает различать мужской и женский голоса (кстати, некоторые ученые считают, что мужской, и вообще низкие звуки, ребенок слышит более отчетливо).

Известны случаи, когда ребенок шевелился в такт музыки. В своем интервью американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенным произведением впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая занималась музыкой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. О подобном феномене рассказывали и другие музыканты.

Замечено, что младенцы прекрасно относятся к классической, медленной музыке. Вивальди, Шопен - неизменные любимцы у еще не родившихся малышей. Впрочем, подобрать музыку не так сложно, почти наверняка, ребенок своими движениями даст понять, что ему нравится,. Очень полезно «давать послушать», как звучат разные инструменты, колокольчики, бубны, цимбалы, трещотки, музыкальные шкатулки. Пусть мир звуков будет разнообразным и красивым. Даже если ваш малыш и не станет в будущем музыкантом-виртуозом, он будет восприимчив к музыке, и у него хорошо будет развит слух. У матерей регулярно занимавшихся во время беременности музыкой, в три раза чаще рождаются дети с абсолютным слухом.

Но самое значительное воздействие имеет голос самой матери, он оказывает вибрационное воздействие на клетки плода, активизируя различные биохимические процессы в них. Потому так популярно пение у многих народов во время беременности и родов. Пойте и разговаривайте со своим ребенком как можно больше. Считается, что ребенок запоминает музыкальные отрывки, стихи и колыбельные, которые слышал еще в животике у мамы.

Развитие речи

Рядом исследователей выдвигается гипотеза о том, что ребенок фиксирует даже язык, на котором говорят вокруг его мамы, да и сама мать, впоследствии он начинает раньше говорить, а если его усыновят граждане другой страны, он легко усвоит язык, на котором говорила его настоящая мать.

Описан эксперимент, проведенный любящим отцом над своим еще не родившимся сыном. В этом эксперименте он читал вслух отрывок из Одиссеи Гомера, находясь рядом со своей беременной женой. Когда ребенку исполнилось семь лет, ему предложили выучить наизусть два отрывка из Одиссеи. Один был взят из той части, которая была ему прочитана несколько раз еще до рождения. Знакомый отрывок ребенок выучил вдвое быстрее незнакомого.

Точно установлено, дети в животике у мамы узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости. Понимают интонацию, настроение собеседников, - если окружающие, особенно мать, говорят нервно и раздраженно, у них учащается сердцебиение, а частота сердечных сокращений нормализуется, когда тон разговора становится спокойным.
Вы можете начать развивать у ребенка способность к слуховому восприятию звуков речи, учить его прислушиваться и слышать, развивать чувство ритма. Как можно больше разговаривайте с ним, пойте песенки, рассказывайте стихи, не забывайте при этом похлопывать по животу, подчеркивая ритм. Объясняйте свои действия, особенно, если произошло что-то неприятное, успокойте его.

Чем бы вы ни занимались со своим будущим малышом, главное, чтобы эти занятия приносили радость вам обоим. Фантазируйте, придумывайте, прислушиваясь к себе и уважая развивающиеся способности своего ребенка, вы непременно добьетесь успеха.

В последнее время все больше можно услышать о воспитании ребенка еще до его рождения. Однако, у множества народов такое воспитание практикуется уже давно или практиковалось раньше.

К примеру у народов лао (Лаос), воспитание ребенка начинается уже тогда, когда зародыш находится в чреве матери, и она должна об этом постоянно помнить. Хорошее самочувствие женщины в период беременности свидетельствует о том, что будущему ребенку предстоит долгая жизнь, и, напротив, различные недомогания и тревожные сны предвещают опасности в его жизни. Во время беременности женщина должна удерживаться от некоторых действий, которые могут нанести вред будущему ребенку. Например, в пищу запрещалось употреблять личинки пчел (ребенок будет беспокойным, как пчела); порицается стремление женщины слишком много внимания уделять своей прическе и одежде (ребенок вырастет гордецом); не желательно сидеть на нижней ступеньки лестницы (роды могут затянуться) и т.п. (симпатическая магия – Подобное притягивает подобное). Эти поверья лао кажутся нам несколько наивными, но во многих из этих действий есть смысл, ведь мать находится в неразрывной связи с еще нерожденным ребенком и все, что она делает, чувствует, мыслит, так или иначе отражается и на ребенке.

Также у лао беременной женщине предписывается каждое утро три раза ударять себя по пояснице сжатыми кулаками, повторяя при этом: «Пусть плацента упадет, пусть оболочка, закрывающая ребенка, удалится». По вечерам после омовения тела рекомендуется массировать живот и проводить по нему хвостами угрей, чтобы ребенок, как угорь, без труда вышел на свет. Опять же, несмотря на кажущуюся наивность это не только массаж, но и прекрасное самовнушение.

Интересный обычай есть у народов Северной Индии. Беременной женщине, по их поверьям, полезно любоваться маленькими здоровыми детьми, а каждое утро непременно взглянуть на мужа, чтобы ребенок был похож на него; в отсутствии мужа – на себя в зеркале.

А вот, как понимали воспитание до рождения в Древнем Китае*: «Каждая женщина после того, как забеременеет, должна совершать добрые дела, не смотреть на скверные зрелища, не слушать скверные речи, унять похотливые помыслы, не проклинать и не поносить, не ругать и не бранить, не бояться и не тревожиться, не утомляться и не уставать, не пустословить, не унывать и не грустить, не есть сырую, холодную, уксусную, грязную и горячую пищу, не ездить ни в повозке, ни верхом, не подниматься высоко, не приближаться к глубинам, не спускаться по откосу, не спешить при ходьбе, не принимать эликсир бессмертия, не прибегать к иглоукалыванию и лечебному прижиганию. Во всех случаях ей положено успокаивать сердце, выправлять помыслы, постоянно слушать чтение канонических книг. Если следовать этим предписаниям, то дети будут умными и сметливыми, мудрыми и рассудительными, верными и честными, стойкими и добрыми. Это называется воспитание зародыша».

* Из трактата «Учитель-проникший-в-таинственную тьму».

В наше время на Западе проблемами пренатального (пренатальный – до рождения) воспитания занимаются многие ученые. Проявляется интерес к дородовому воспитанию и в нашей стране.

Основной принцип, на котором строится воспитание ребенка до его рождения – будущий ребенок, находящийся в тесной эмоциональной связи с матерью, способен воспринимать самую разнообразную информацию и даже способен к обучению.

Андрэ Бертин президент Французской национальной ассоциации пренатального воспитания пишет*: «При совокуплении мать и отец испытывают достаточно сильные ощущения и чувства, генерируя мощное поле, которое заставляет вибрировать каждую клеточка их тела, включая гаметы, образующие при слиянии зародыш. Эта вибрация имеет исключительно важное значение. Давайте рассмотрим два экстремальных случая.

1. Представим себе пару, которая в один из субботних вечеров после хорошей выпивки, ссоры, а может быть и драки, ищет примирения в спальне. Они сильно рискуют создать существо, предрасположенное к похотливости и насилию, поскольку ему передаются вибрации родителей.

2. На противоположном конце шкалы расположим пару, ступающую в половой акт, испытывая глубокое чувство любви друг к другу и полностью осознавая важность переживаемого момента. До этого они читали, рассматривали различные работы по искусству, слушали хорошую музыку, что повлияло на качество их вибраций, которые стали намного сильнее тех, что были присущи им от природы. Данная пара имеет все шансы на рождение ребенка, не обладающего пороками. Народная мудрость гласит, что дети любви – прекрасные дети. Когда наступает посевная, садовники отбирают семена и готовят почву. Думающие люди, желающие зачать ребенка, убедятся в качестве «семян», постараются подготовить почву наилучшим образом, то есть будут вести здоровый образ жизни и достигать определенного психологического настроя».

Исследования последних лет доказали, что будущий ребенок как бы записывает на клеточном уровне информацию, получаемую из всех ощущений матери. В первые три месяца развития плода передача этой информации идет в основном через чувства матери. Поэтому для матери в это время очень важно стараться жить в состояниях красоты, счастья, восторга и избегать отрицательных эмоций и переживаний.

В период первых трех месяцев беременности желательно:

Проводить своеобразную медитацию визуализации – зримо представлять себе те качества, которые вы хотели бы видеть у своего ребенка. Рекомендуется с помощью воображения нарисовать себе картины проявления этих качеств в детском возрасте, в период полового созревания и в момент зрелости. Но есть одна опасность: родители осознанно или неосознанно могут как бы навязать ребенку свои скрытые нереализованные желания, несбывшиеся мечты, неудавшиеся дела и т.п.

Как можно больше времени, если это, конечно, возможно, необходимо проводить на природе. Представляйте, что вместе с вами красотой природы любуется и ваш будущий ребенок.

Старайтесь побольше находиться в состояниях счастья, внутреннего покоя и свободы. Эти состояния ощущаете не только вы, но и ваш будущий ребенок.

Читайте вспух и про себя красивые стихи. Стихи подбирайте такие, чтобы они передавали легкие, светлые состояния (в крайнем случае легкую грусть). Стихотворений, которые передают такие состояния как печаль, тоску, горе и т.п., старайтесь избегать.

Старайтесь бывать на художественных выставках, посещать музеи, театры, читать красивые литературные произведения.

Особое внимание в воспитании в утробе матери уделяется музыке. Андрэ Бертин в своей книге «Воспитание в утробе матери или Рассказ об упущенных возможностях» пишет: «Плод воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страдания, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структуированную музыку».

А.М. Ильин и Л.П. Ильина рекомендуют беременным женщинам два-три раза в день слушать по 10-20 минут лучшие произведения мировой классической музыки и предлагают следующий примерный репертуар* (который, естественно, можно расширить по собственному усмотрению):

*См. Ильин А.М., Ильина Л.П. Букварь XXI века или Как научить детей читать, считать, думать.

1. П.И. Чайковский. Времена года.

2. П.И. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

3. П.И. Чайковский. Вальс (ля-минор) из балета «Спящая красавица».

4. Эвард Григ. Пер Гюнт: «Песня Сольвейг», «Танец Анитры».

5. П.И. Чайковский. «танец феи Драже» из балета «Щелкунчик».

6. М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила», «Марш Черномора», хор «Ах, ты, свет Людмила» из 4-го действия оперы.

7. М.П. Мусоргский. «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина».

8. М.П. Мусоргский. Картинки с выставки: «Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота», Тюильрийский сад».

9. Ф. Шопен. Мазурка (ми-мажор), Вальс № 7.

10. Ф. Шуберт. Вальс (си-минор), «Вечерняя серенада».

11. И. Брамс. Венгерский танец № 5 (фа-диез минор).

12. А. Рубинштейн. «Мелодия» (фа-мажор).

13. П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро».

14. Н. Римский-Корсаков. «Шехерезада». Симфонический сюита, соч. 35.

Слушая музыку фиксируйте свое внимание на том, какие чувства он и вызывает и представляйте, что это чувство вы переживаете вдвоем.

В период с 3-х до 6 месяцев у ребенка развиваются органы чувств и соответствующие центры мозга. Будущей маме в это время желательно фиксировать внимание на ощущениях. Продолжая жить в мире искусства и красоты, будущие мама могут практиковать и следующие упражнения (упражнения даются по А.М. Ильину и Л.П. Ильиной):

Познание предметов окружающего мира.

Возьмите в руки предмет, например, ручку, повертите ее в руках, осознайте ощущения – вес, материал, форма, функция. Положите ручку на стол и, глядя на нее мысленно проделайте ту же операцию. Осознайте ощущения. Закройте глаза, вспомните ощущения, которые вы испытывали от этого предмета и также передайте эти ощущения своему ребенку.

Возьмите следующий предмет (утюг, иголку. Лампочку, стеклянную вазу и т.д.) и проделайте ту же операцию.

Трогайте как можно больше предметов, осознавайте разницу в ощущениях от холодного и горячего. Представьте, что вы как ребенок заново познаете окружающий мир, и вам это чрезвычайно интересно, и вы любопытны как младенец.

Работа с цветом.

Возьмите цветную бумагу.

А) Посмотрите на красный цвет, закройте глаза, вспомните ощущения этого цвета и передайте это ощущение ребенку. То же с другими цветами.

Б) Старайтесь осознать разницу ощущений между синим и красным, желтым и зеленым цветом и т.д.

В) Возьмите красный цвет и сравните его со всеми другими цветами. Красный – синий, красный – зеленый, красный – желтый и т.д.

Г) То же, но за основу возьмите зеленый цвет, затем желтый и т.д.

Д) Разложите цвета в ряд по следующему принципу:

1. Из всех цветов выбираете самый приятный цвет, затем самый привлекательный из оставшихся.

2. То же, но первым кладете самый неприятный цвет и т.д.

Работа с цветами стимулирует психическое и физическое развитие, развитие полушария, ответственного за невербальное мышление. Этому же способствует и занятия со звуками музыкального ряда.

Слушаем звуки.

А) Подойдите к пианино и нажмите на любую клавишу в центре клавиатуры. Осознайте, какие ощущения вызывает у вас этот звук. Отпустите клавишу, вспомните ощущения. Затем то же проделайте с другой клавишей и т.д.

Б) Нажмите на одну из клавиш справа, и затем на одну из клавиш слева по клавиатуре. Осознайте разницу в ощущениях и мысленно как бы объясните эту разницу ребенку.

Продолжайте сравнивать звуки, но каждый раз сдвигайтесь на одну клавишу к центру.

В) Если у вас музыкальное образование, то слушайте ощущения от интервалов.

Слушайте ощущения от человеческого голоса. Прислушайтесь к голосам двух разговаривающих женщин, сравните. Прислушайтесь к голосам двух мужчин, сравните. Сравните мужской и женский голос – осознайте разницу в ощущении их. Слушайте звонкие голоса детей, радуйтесь им.

После шести месяцев у ребенка начинает функционировать внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающее сигнал в мозг, а значит появляется и восприятие речи. Поэтому можно добавить в свой комплекс упражнений для воспитания ребенка до родов следующие упражнения (упражнения даются по А.М. Ильину и Л.П. Ильиной):

Беседа с ребенком.

А) Гуляя, ведите с ребенком беседу о том, что вы видите, обращая особое внимание на то, что вам кажется интересным, красивым, эстетичным.

Б) В то время, как вы занимаетесь делами, необходимо помнить о том, что ребенок внимательно следит за вами, он любопытен и хочет узнать, чем вы занимаетесь. Поэтому негромко но отчетливо рассказывайте ему чем вы занимаетесь, как вы собираетесь выполнять свое дело.

Помните, что ребенок воспринимает три потока информации: ваше эмоциональное стостояние, речь и отношение к нему. Уважайте в нем своего молчаливого собеседника.

Чтение вслух.

Положите руку на живот, читайте ребенку книжку вслух. Остановите ваше внимание на картинке и расскажите, что на ней нарисовано.

Время занятий (от 5 минут и более) определите самостоятельно. Не утомляйте ребенка излишним старанием. Помните, что занятия должны приносить радость вам и ребенку.

Поставьте пластинку с музыкально оформленными сказками и, внимательно слушая, старайтесь переживать события, о которых идет речь с позиции ребенка. По окончании прокомментируйте вслух свое отношение к героям сказки: «Какая умная Василиса Прекрасная», «Какой смелый Иван Царевич»... и т.д.

Общение с отцом.

В этот период развития важную роль начинает играть общение с отцом. Его отношение к жене, беременности и ожидаемому ребенку – чрезвычайно важный фактор.

Положите руку на живот и расскажите, с каким нетерпением вы ожидаете его появления на свет, какой он здоровый, красивый, благородный, энергичный, великодушный и сильный (безотносительно к полу).

Желательно выбрать время для «свидания» с ребенком и в будущем придерживаться этого графика. Продолжайте беседовать с ребенком. Обращаясь, к нему поясняйте вслух свои действия.