Должен ли мальчик драться? Доктор комаровский о том, что делать, если ребенок дерется с родителями

Общение с мальчишками полно приключений, впечатлений и неожиданностей, как в хорошем «вестерне». Это школа, в которую можно ходить и в тринадцать, и в тридцать, и в шестьдесят. Всегда найдется новая тема урока. Ради них и на второй год можно оставаться, и экзамены несколько раз пересдавать. На что они способны ради нас?

Почему мальчики любят соперничество?

➣ Мальчики - прирожденные бойцы, воины. И непременно должны победить! А поле битвы для них — сама жизнь. Дух соперничества начинается еще с детской площадки. Я сделаю это быстрее, выше, сильнее! Этот дух присущ не только мальчишкам, но и девчонкам. Но мальчишки в большей степени стремятся проявить свою силу, ловкость, смелость.

Теперь понятно, почему им так нравится спорт. Великий дух соревнования! Побеждает сильнейший. Побеждает по-настоящему, по-справедливому. Теперь понятно, почему их за уши не оттянешь от виртуальных игрушек со всевозможными сражениями. Их больше огорчит проигрыш в футбольном матче, чем двойка по зарубежной литературе. Они могут заплакать от невинного проигрыша в карты, домино, шашки, шахматы или нарды. Они часами могут набивать мяч: кто больше? Они могут организовывать дурацкие «на спор» и рискованные пари. А слабо прыгнуть с крыши сарая или нырнуть с моста? А слабо постричься налысо? Или подойти к незнакомой девчонке на улице? И все ради того, чтобы доказать, убедить, утвердиться, завоевать авторитет.

И вот на горизонте появляются девочки. Они, в общем-то, и раньше мелькали, но теперь почему- то стали более заметными. Что происходит? Теперь есть объект, который нужно завоевывать! Крепость, которую нужно брать штурмом! Соперников вокруг море: блондинов в крутых штанах, брюнетов с бицепсами, рыжеволосых с умищем палата, шатенов с очаровательной улыбкой и гитарой в руках. Нужно чем-то выделиться среди прочих и завоевать сердце Елены Прекрасной. Иногда в ход идут кулаки.

Это в зрелом возрасте уже не надо никому и ничего доказывать. Успехи не собирают для того, чтобы понравиться девочке или получить «титул». Успехи просто приходят, как награда за то, что человек делает, прежде всего, для себя, для своего собственного развития. И это касается не только мальчиков, но и девочек.

Вызывающее поведение . Почему они так себя ведут? Вызывающе, агрессивно, развязно, грубо, нахально, нагло. Чтобы насолить предкам? Вывести МарьВанну из себя ради забавы? Понравиться девочкам таким неадекватным способом? Их главная цель — стать заметными, авторитетом среди сверстников, отвоевать территорию свободы у взрослых, доказать свою независимость. Как правило, за агрессией прячется низкая самооценка, то есть неуверенность в себе. Им кажется, что сотни глаз глядят на них и оценивают: слабак или силач, трус или смельчак? И он начинает работать «на публику». Главное — не ударить лицом в грязь! А если среди «публики» находятся симпатичные девочки, тут начинается настоящая бравада.

Почему мальчики дерутся, как молодые петухи?

Инстинкт! Если к этому зову природы не подключать вовремя хоть капельку мозгов, у парня могут быть большие неприятности. В драке есть и дух соперничества, и борьба за территорию, и за даму сердца... Из-за нас тоже дерутся. Раньше были дуэли, а сейчас потасовки. И кто его знает: мы всего лишь повод или причина для драки? Им необходимо куда-то девать безудержную энергию. Когда-то на Масленицу на Руси проводились кулачные бои. Важна была в этом народном развлечении даже не победа, а участие. Нам трудно понять, что их захватывает сам процесс. Нужно ли вмешиваться в драку между парнями? Сами парни не советуют. Потому что в пылу могут и девочке заехать по уху. Но если разборка серьезная не по-детски или когда «четверо на одного», то лучше призвать на помощь взрослых.

➣ Мальчика-подростка можно сравнить с бомбой замедленного действия. Взрыв может произойти в любой момент. У мальчишек это проявляется в более агрессивной форме, чем у девчонок. Мы по природе своей склонны к дипломатии, сглаживанию острых углов. Они же — рубят сплеча!

Как мальчики мыслят?

➣ Вообще-то в науке под названием логика нет разделения на «мужскую» и «женскую» логику. Ее условно разделили, потому что есть различия в мужском и женском типе мышления. Они думают более прямолинейно, аналитически и без всяких выкрутасов. А мы? Мы образно, символично, с красивыми метафорами.

Мальчишки лучше разбираются в технике. Ты согласна с этим утверждением? Так показывает всезнающая статистика. Да и жизненный опыт тоже, согласись. «Железо» им, наверное, и по ночам снится. Они с закрытыми глазами могут разобрать и собрать велосипед или DVD-проигрыватель. А нам бы запомнить кнопочки под названием «off» и «оп». Хотя современные девчонки более продвинуты в технике, чем их мамы и бабушки. Поколение «техно» — это твое поколение!

И все-таки техника — это мужская стихия. Ее придумывают, эксплуатируют, усовершенствуют мужчины. Чинят тоже они. Мы по-своему тоже ремонтируем: стукнешь кулачком или пригрозишь пальцем компьютеру, который завис: «А ну, хватит, глючить!» — и магическим образом все начинает работать...

Мышление у ребят аналитическое . Всякая инженерная конструкция, будь-то мобильный, компьютер или автомобиль, работает по алгоритму. У машин — железный тип логики, как и у них. Одним словом, они братья по разуму.

Могут ли договориться между собой «мужская» и «женская» логика? Могут, если захотят! Вот некоторые примеры:

Они любят короткие и ясные ответы: либо «да», либо «нет». Не ожидай от них развернутых фраз, задавая вопросы.

Девчонки любят намеки. Мальчишки их просто не понимают. Старайся говорить прямо о своих желаниях.

Они любят спорт, технику, кино. Им трудно понять, как можно тратить время на бесконечные походы по магазинам. Не приглашай его на прогулку по супермаркету.

Если у тебя плохое настроение, позвони лучше подруге, чем другу. Мальчишки умеют сочувствовать, но молча. Утешать умеем мы.

Если вы повздорили, не напоминай ему о том, что он говорил тебе вчера. У них короткая память! Он, правда, может не помнить своих слов.

Ты точно уверена, что хочешь услышать правдивый ответ на свой вопрос? Тогда спрашивай. Мальчишка способен сказать правду в глаза, без всяких образных выражений и камуфляжа.

Как мальчики ориентируются в пространстве?

Вспомни имена великих путешественников. Колумб, Веспуччи, Марко Поло, Магеллан, Кук, Беринг, Жак Ив Кусто. Ни одного женского имени! Хотя сравнительно недавно, в 1988 году, австралийка по имени Кейт Когти стала первой в мире женщиной, которая совершила одиночное кругосветное плавание на лодке. Заметим, что плыла она не по карте, а по навигационной компьютерной программе. Спрашивается, зачем ломать голову, если есть умная машина?

Почему же их так много, этих первопроходцев, а нас единицы? И лавры за открытия новых земель и улиц достаются им! Придется с этим смириться. Они лучше нас ориентируются в пространстве. Знаешь почему? У них есть гормон тестостерон. От него, оказывается, не только борода растет, но и лучшая ориентация в окружающем мире. Правое полушарие мозга у мальчишек на каком-то этапе развивается быстрее левого. Оно как раз и отвечает за пространственную ориентацию. Многие исследователи утверждают, что эта отличительная мужская способность — мастерство, отточенное веками. Родом оно из древних времен, когда парни назывались еще питекантропами и ходили всей толпой на мамонта.

➣ Хороший совет

Хочешь привлечь внимание мальчишки? Дай ему поговорить вволю о «железе». Это их конек! Пусть он реально почувствует себя на коне, рассказывая о новых моделях мобильных телефонов. А ты в это время хлопай ресницами. Ничего-ничего, завтра ты будешь ему рассказывать о новинках сезона «осень-зима». Тогда он будет хлопать ресницами.

Молчание — золото

«Мужчины говорят молча, женщины думают вслух».

➣ Ты произнесла целую речь! Монолог, которому бы позавидовала сама Офелия или Татьяна Ларина. А он? Молчит! В лучшем случае может что - нибудь сказать односложное: типа «да», «нет», «хорошо», «круто». Хочется вытрясти из него хоть одно теплое словечко, а он в ответ — «шуба». Чем не теплое словечко?

Как они говорят?

Их фразы короче наших. Экономят силы для подвигов. Они излагают свою мысль ясно, с доказательствами и аргументами. Легко понять в разговоре, чего они хотят. Они говорят прямо, а мы намекаем. А еще мы более терпимы и внимательны к собеседнику.

Все, что касается чувств и эмоциональной сферы, они предпочитают не обсуждать. «Что тут говорить, делать надо!» — скажет тебе мальчишка. И будет по-своему прав! Они выражают себя больше через поступки, действия. Ему все время надо быть собранным, сконцентрированным. А вдруг враги? Он должен быть всегда в полной боевой готовности.

Мальчишки не способны образно и красиво говорить, описывать свои переживания. У них мозги повернуты в другую сторону. Известный факт, что женщины более эмоциональны. Эта эмоциональность отражается, конечно, в нашем поведении. И в речевом, в том числе. Мы ярко проявляем себя в слове, звуке. Представь себя в виде какого-нибудь музыкального инструмента. Например, скрипки. Слегка прикоснулись к твоим струнам — уже вспыхнули эмоции: слезы, смех, обида. Потом полились слова. Есть ли у мальчишек эти струны? Еще как! Может быть даже потоньше нашего звучание у этих струн. Только звук этот уходит внутрь, куда-то в глубину. Они говорят, но в уме. Принимают решения, строят планы, а потом только результаты выдают. Когда они молчат, нам кажется, что у них какие-то проблемы. Может, он обиделся? Или чем-то недоволен? Нет! Он просто молчит... Позволь ему помолчать! Ты, наверное, замечала, как мальчишки шумно ведут себя в компании? Но молчание в этой же компании их не напрягает абсолютно. Для нас же молчание — это неловкость, пауза, которую надо чем-то заполнить. И мы начинаем болтать о том о сем...

О чем мальчики мечтают? Какие они, юношеские мечты?

Если говорить о будущей профессии, то космонавты и летчики остались в глубоком детстве. Сейчас они мечтают быть президентами, врачами, программистами, экономистами, юристами, учеными, журналистами, топ-менеджерами, дипломатами и... каскадерами. Все-таки тяга к риску и романтике очень велика! Каскадер, гонщик — самая романтическая профессия. Кто-то хочет стать шеф-поваром и открыть свой ресторан, кто-то мечтает об актерском ремесле, а кто-то хочет быть инструктором по туризму или дрессировщиком животных.

А если говорить о мечтах вообще? Они мечтают не о воздушных замках, а о вещах вполне земных, материальных. О подарках на Новый год! Например, о новом мобильном телефоне, ноутбуке, фотоаппарате. А еще — обо всем, что на колесах: машине (конечно, настоящей!), мотоцикле, скутере, классном велосипеде, роликах. Они жаждут побед в спортивных соревнованиях и школьных олимпиадах. Они ждут признания! Они мечтают найти свое место в жизни, реализоваться, добиться успеха.

Их захватывают путешествия: пешие, лыжные, водные, конные. В соседнюю деревню или за три моря — не столь важно. Главное — двигаться в сторону приключений.

Они мечтают о том, чтобы «не учили жить», чтобы «понимали» и «любили». И, конечно, мечтают встретить девушку своей мечты...

«Сбылась ли когда - нибудь хоть одна мальчишеская мечта? Сомневаюсь. Взгляните на Брандера Маттьюза. Он хотел стать ковбоем. И кто он сегодня? Всего лишь университетский профессор. Станет ли он когда-нибудь ковбоем? В высшей степени маловероятно».

Марк Твен

Типология мальчишек

У каждого человека уникальные отпечатки пальцев и сетчатка глаза. Сам по себе человек уникален! Не бывает двух абсолютно одинаковых парней: ни по внешности, ни по характеру, ни по способностям. Даже близнецы-братья сильно отличаются друг от друга.

И все-таки мы попробуем их классифицировать. Лепидоптерологи изучают жизнь бабочек и делят их на типы. А мы мальчишек условно поделим на типы. Подозрительных «типов» тоже будем иметь в виду. Итак, среди них встречаются:

. «Ботаники». Редкий, мало изученный экземпляр. Все время заняты учебой, любят книги, тишину. Ведут уединенный образ жизни. Тусовки не признают, любят общаться с родственниками и животными. Девочек обходят стороной. Однако если с ботаником подружиться, он уже не будет казаться таким страшным занудой. Он много знает, умеет хорошо рассказывать, может помочь в учебе.

. «Рыцари». Тип практически вымирающий. В Средние века популяция рыцарей была многочисленной. Сражения во имя Дамы Сердца сегодня никто не устраивает! Однако галантность, присущая рыцарскому духу, еще жива среди некоторых мальчишек. Их даже не надо воспитывать. Они рождаются воспитанными и культурными.

. «Ковбои». Не признают прелестей цивилизации. Они романтики с большой дороги. Жажда приключений руководит ими. Они спешат познавать мир, покорять его (хотя бы крышу дома или высокий забор!). А как же девочки? Девочки им нравятся, но мужская дружба и мужские «заботы» у них всегда на первом месте.

. «Мачо». В этого «типа» легко влюбиться. Он излучает мужскую силу, уверенность, надежность. Мачо в современном мире — эталон мужской сексуальности.

. «Донжуаны» . Эти без девочек жить не могут. Им подавай разных, и чем больше, тем лучше. Донжуаны обворожительны, галантны, умеют общаться с прекрасной половиной. Девчонки в таких влюбляются без памяти. Однако довольно-таки быстро раскусывают их ветреность и ненадежность.

. «Свободные художники» . Летают сами по себе. С ними очень интересно и легко дружить. Они прекрасные рассказчики, много знают. Они умеют красиво ухаживать, но боятся брать на себя ответственность в отношениях.

Он никому не нравится, кроме тебя... в кого мы влюбляемся?

Пай-мальчики нам не интересны. А вот какой-нибудь сорвиголова, от которого шарахается не только класс, но и вся школа — это, пожалуйста. Ведь парень-заводила — всегда на виду. Он ничего не боится: ни прогулов, ни сорванных уроков, ни родительских собраний. Он кажется свободным, привык рисковать, идти против правил. Обычно он первым в классе начинает курить и потягивать пиво. Ему кажется, что это делает его взрослее. Драки для него — проверка на смелость. Кажется, за такой спиной можно надежно спрятаться. Даже дюжина безбашенной шпаны в темном переулке не страшна, если рядом такой парень. «Плохие» мальчики чаще всего перерастают, как говорят взрослые, и становятся «нормальными ребятами». А бывают случаи, что дебоширы остаются такими на всю жизнь. Игра в «хулигана» затягивается надолго! Тогда... плохо той девочке, которая рядом с таким идет по жизни.

Как часто бывает, что «хорошая» девочка влюбляется в «плохого» мальчика. Родители бьют в набат, учителя хватаются за голову: «Посмотри, кто рядом с тобой! Ты же умница, красавица. А он... лоботряс настоящий, двоечник, драчун...» Почему же «хороших» девочек тянет к оболтусам. Психологи дают этому очень простое объяснение. Дело в том, что с малых лет мы все находимся под пылким взглядом родителей и педагогов. Нас учат хорошим вещам, а мы почему-то тянемся к противоположному. Это закон нашей природы. Личность, которая растет, расправляет крылья, хочет всегда себя укрепить, утвердить, заявить о своей свободе личного выбора.

Умеют мальчики флиртовать?

Мы прибегаем к самым разным хитростям-премудростям, чтобы очень тонко, незаметно заявить о себе: взглянуть через плечо, пристально посмотреть или «стрельнуть глазками», поправить волосы, послать ему улыбку Джоконды... Интересно, умеют ли мальчишки кокетничать? Нет никаких сомнений, что да. Только у них это по-другому называется: флирт, соблазнение, заигрывание. Слово «кокетство» для них обидное. Оно ведь такое девчачье. Мы подчеркиваем свою женственность, а они — мужественность. Правда, мы делаем это более изысканно. К чему они прибегают, чтобы выглядеть привлекательным в глазах девчонок?

Во-первых, они всячески демонстрируют свою силу. Мы любим играть словами, а они — бицепсами. Любая девчонка хочет чувствовать себя защищенной рядом с парнем. Они это прекрасно знают и стараются быть мужественными.

Во-вторых, они привлекают к себе внимание с помощью «трюков бесстрашия». Провести девчонку до дома по темным переулочкам — не это ли лучший способ завоевать ее сердце? Надежный и бесстрашный — это те пункты в характере мальчишек, на которые мы прежде всего делаем ставки. А они с удовольствием зарабатывают у нас очки!

В-третьих, для них характерен, скажем так, интеллектуальный флирт. Быть привлекательным — значит блеснуть умом! Чтобы понравиться девочке, они станут мерцать гранями своего интеллекта. «Ах, какой умный! Просто ходячая энциклопедия!» — всплеснут руками девочки.

В-четвертых, юмор и остроумие для мальчишек всегда был, есть и будет замечательным способом оказаться в центре внимания. Хотя есть в мальчишеском юморе своя специфика. Иногда их шуточки и анекдоты нам кажутся довольно грубыми и несмешными.

Полезный совет. Избегай общих фраз типа: «Как ты классно выглядишь!» Каждый мальчишка — это уникум. В каждом есть что-то такое, чего нет в другом. Учись видеть детали и подчеркивай их. Можно сказать: «Классная рубашка!». А можно построить фразу так: «У тебя прикольный узор на рубашке. Мне нравится!»

Как понять мальчишек по жестам и мимике

➣ Есть общение вербальное (словесное), а есть невербальное. Это когда мы изъясняемся на языке мимики и жестов. Оказывается, что большая часть информации усваивается нами не с помощью ушей, а визуально, то есть с помощью глаз. И окружающих мы интуитивно «сканируем» взглядом.

Ты можешь просто понаблюдать за мальчиками, чтобы узнать их больше. Правду всегда расскажет тело. Конечно, не на все 100 % следует доверять жестам. Каждый человек — индивидуальность. И один и тот же жест по-разному можно расшифровать или вообще не придать ему значения. Обрати внимание на следующее:

Глаза — зеркало души! Прямой контакт «глаза в глаза» — это выражение искренности, смелости, честности. Взгляд в сторону, искоса — уход от темы разговора, закрытость.

Сомкнутые плотно губы говорят о внутреннем напряжении собеседника, а расслабленные — об открытости человека.

Если твой собеседник слегка потирает нос указательным пальцем — это означает сомнения. Пощипывание переносицы с опущенной головой — знак напряжения или сосредоточенности.

Почесывание подбородка характерно для процесса принятия решения.

Если голова наклоняется в сторону (как у любопытной собаки), это говорит о заинтересованности собеседника. Опущенная вниз — знак неодобрения, критической оценки.

Поза «руки на поясе» считается мужской. Она демонстрирует агрессивность, готовность к действию. Поза сидя с вытянутыми вперед ногами говорит о неуравновешенном характере человека.

Как понять, обманывают ли тебя?

Обман можно узнать по мимике и жестам. Это может быть как осознанное грубое вранье, так и невинная ложь, фантазия, о которой человек даже не задумывается. Итак, лжец обычно прикрывает рукой рот, прикасается к носу, часто моргает. Его зрачки сужаются, глаза «бегают», уголки рта искривляются, брови приподнимаются, появляется румянец на щеках. Но встречаются и прирожденные вруны. Таких вычислить очень трудно!

Страхи и комплексы мальчиков

Интересно, есть ли отличия между страхами мальчиков и девочек? В детском саду все одинаково боялись черной руки из страшилки, темноты и грома. А теперь их страхи более конкретны и связаны с действием. А наши — эмоционально окрашены. Мальчишки больше полагаются на себя. Они сами предпочитают справляться со своими проблемами. Тем не менее, страх оказаться непонятым родителями, учителями, особенно сверстниками у них гораздо выше, чем у девочек. Они боятся незнакомой компании больше, чем мы. Девочки чаще ищут защиты, помощи со стороны взрослых, но авторитет их меньше беспокоит.

Комплексы человека — это тоже страхи. Причина заключается в боязни, что окружающие видят тебя каким-то не таким. Какие комплексы у мальчиков? Они меньше зациклены на внешности, по сравнению с нами. Прыщ на носу им, конечно, настроения не прибавит, но и убиваться сильно не станут. Комплекс роста — это их «конек». Обычно юноши маленького роста добиваются признания собственным умом или вызывающим поведением. Парни низкого роста — амбициозны и стремятся к успеху. А еще мальчишек беспокоит недостаточный объем бицепсов. Их задевает, если они физически слабее других. Им больно в душе, если кто-то грозится поставить фонарь под глаз, а они не могут ответить достойным ударом. Им страшно показаться слабаком, слюнтяем, «маминым сын ком».

Статистика

У мальчиков страх остаться без друзей составляет 30,02 %, а у девочек — 19,72 %; потерять жилье у мальчиков — 17,97 %,

у девочек — 8,84 %; стать наркоманом у мальчиков — 19,38 %, у девочек — 0,61 %;

попасть в армию у мальчиков — 8,31 %, у девочек (ясное дело!) — 0,61 %.

У девочек больше страха неудачно сложившейся жизни (34,76 %), чем у мальчиков (26,61 %).

Как меняется тело мальчиков

➣ Известно, что девочки опережают мальчиков - сверстников как в физиологическом, так и в эмоционально - психическом развитии. Не случайно, одноклассницы на полголовы выше одноклассников. До некоторых пор.

Неугомонные гормоны/ Интересно, что заставляет их организм развиваться по мужскому курсу? Мужской гормон тестостерон. Кстати, в женском организме есть свой заводила — гормон эстроген. Под воздействием тестостерона происходят не только физиологические изменения в теле юношей, но и ряд психологических особенностей: склонность к агрессии, жажда борьбы, риска, лидерства, преобладания.

Лет в четырнадцать с ними происходит «скачок роста», и они нас догоняют и перегоняют в росте. Период полового созревания у девочек начинается где-то в 10—11 лет, у мальчиков в среднем — в 12—13 лет. Что с ними происходит? Увеличиваются половые органы (пенис, мошонка, яички), растут волосы на лобке, в подмышечных впадинах, на ногах. Позже появляется растительность на груди, лице. Становится заметным кадык, «ломается» голос, становится грубее. Кстати, грудь у них немного набухает и становится болезненной. Но, конечно, не вырастет до таких размеров, как у тебя.

Примерно в 13—15 лет у мальчиков случаются, так называемые, «мокрые сны», или поллюции — непроизвольный выброс семенной жидкости во сне. Для них — это не менее волнующе, чем месячные для девушки. В этот же период случаются у мальчишек эрекции. Эрекция — это увеличение объема пениса и его отвердение в результате наполнения тканей кровью. Это может случиться под воздействием сексуальных переживаний. А может произойти и спонтанно, причем в самый неподходящий момент. Например, во время ответа у доски. Нужно быть предельно корректной в такие моменты: не хихикать, не поглядывать, не перешептываться. Просто сделай вид, что ты ничего не заметила.

Первый сексуальный опыт для парней и девушек

Первый сексуальный опыт навсегда остается в памяти юноши и девушки. А для девушки, как существа эмоционального и впечатлительного, особенно важно, как «это» произойдет. Не только как, но главное — с кем. Нет никаких сомнений, что для физической близости есть только одна причина — глубокое, искреннее чувство между двумя людьми. А поводов можно найти сколько угодно!

Запретный плод . Доказано, что «табу» на секс разжигает еще больший интерес среди тинейджеров. Нужно не просто запрещать, а просвещать, как уверяет большинство психологов.

По каким причинам девочки-подростки соглашаются на сексуальные отношения? Они могут быть самыми разными.

Одна из первых — это быть, как все! Нередко здесь есть давление со стороны сверстников.

Некоторые девушки считают, что секс — это прекрасное оружие для провокации и шантажа. Переспала — можно манипулировать им, привязать его к себе. Это глубочайшее заблуждение.

Чтобы спастись от одиночества, насолить родителям и наконец-то обратить на себя внимание.

Нередко это происходит под воздействием алкоголя или наркотиков, когда девушка неадекватно оценивает ситуацию.

Ради любопытства, эксперимента, спора и нового опыта.

Ради денег.

По статистике 90 % девушек и лишь 10 % парней разочаровываются после первого сексуального контакта. Есть волнение, страх, чувство неловкости. Девушки обычно боятся боли во время первой интимной близости, а также беременности. Парни больше осведомлены в сексе не только теоретически, но и практически. Ведь у них интерес и тяга к физической близости появляется раньше и проявляется гораздо сильнее, чем у девушек. Нередко они делают это ради самоутверждения, чтобы не казаться «лохом» среди сверстников.

Над чем стоит задуматься? Этот шаг должен быть осознанным, а не спонтанным! Сексуальные отношения требуют и физических, и эмоциональных сил. Придется обманывать родителей, встречаться тайком, как-то предохраняться, волноваться... в подростковом возрасте секс может принести кучу проблем, а не удовольствие.

Подводные камни. Кроме ранней беременности, существует еще немало подводных камней в сексуальной жизни. Болезни, передающиеся половым путем, — одна из самых больших опасностей. К сожалению, подростки попадают в группу риска. Почему? Из-за незнания, несоблюдения элементарных гигиенических норм, неправильных способов предохранения или полного их отсутствия.

Вроде бы и проблема на слуху. И родители твердят, и учителя лекции читают... А процент заболеваемости растет. Во-первых, подростки (особенно парни) часто меняют половых партнеров. Во-вторых, уровень осознанности нередко зависает на отметке — «авось пронесет», «я ему доверяю», «не волнуйся, я здоров!». Доверяй, но проверяй. Незащищенные половые контакты — большой риск! Если уж это произошло, необходимо обязательно провериться у врача и сдать необходимые анализы.

Практика показывает, что большинство венерических заболеваний обнаруживаются не сразу. Ведь многие из них протекают скрыто, с незначительными симптомами. Девушки и юноши не спешат показаться врачу. Болезнь может перейти в хроническую форму. Тогда лечить ее будет намного сложнее. Да и последствия могут быть неутешительные: воспалительные процессы, бесплодие (как у девушек, так и у парней).

➣ Что такое ЗППП?

ЗППП расшифровывается как Заболевания, Передающиеся Половым Путем. Сюда входят классические венерические заболевания (сифилис, гонорея) и сравнительно новые инфекции (хламидии, герпес).

СПИД (или Синдром Приобретенного Иммунодефицита) — одно из самых опасных и неизлечимых заболеваний, которое передается половым путем (кроме того, при переливании крови, использовании зараженных шприцев, от инфицированной матери ребенку).

Известные американские психологи Адель Фабер и Элейн Мазлиш много лет ведут семинары для родителей. Одна из тем, которая обсуждается больше других: что делать, когда братья и сестры ведут себя, как злейшие враги.

— А что вы обычно говорите, когда дети дерутся? — спросила я у всех участников семинара.

— А что еще?

— Позволяю им разобраться самостоятельно.

— Почему?

— Потому что стоит вмешаться, и дети сразу же втянут тебя в свои разборки.

— А если разрешать все их конфликты, они никогда не научатся делать это самостоятельно.

— Итак, — сказала я, — вы все считаете, что лучше всего по возможности игнорировать потасовки. Вы твердите себе, что так дети учатся преодолевать свои разногласия.

Женщина, заговорившая первой, не удовольствовалась моим резюме.

— Я говорю не о легких потасовках, но о воплях, ругани и швырянии вещей. Я не могу не обращать на это внимания.

— Именно об этом мы сегодня и подумаем, — кивнула я. — Как вмешиваться в детские драки с пользой, когда нам кажется, что это нужно сделать? Но сначала очень важно спросить себя, есть ли для этих драк причины, о которых мы еще не поговорили.

Я задала этот вопрос настоящим специалистам. Их ответы посыпались как из мешка.

— Моя дочь дерется из-за вещей — из-за своих и из-за вещей брата, которые она хочет считать своими.

— Мои дети дерутся за территорию: "Папочка, он опять сунул ногу в мою комнату".

— Я сам обычно дрался со своей сестрой, чтобы перетянуть отца на свою сторону и доказать, что он любит меня больше, чем ее!

— Это может показаться странным, но мне кажется, что братья и сестры порой дерутся, чтобы справиться с сексуальными чувствами, которые испытывают друг к другу. Это один из способов поддерживать безопасную дистанцию.

Несколько человек удивленно подняли брови, но никто не стал спорить. Список продолжал расти.

— Иногда дети начинают драться потому, что злятся друг на друга, и никто не может помирить их.

— Или потому, что они злятся на друга, но не могут поссориться с ним и дерутся с братом.

— Или потому, что учитель в школе накричал на них...

— Или потому, что им нечем заняться. Так происходит с моим сыном и его младшей сестрой. Он изводит ее просто от скуки. Он говорит: "Ты знаешь, что у тебя отвалятся ноги? Ты знаешь, что, когда родилась, была щенком?"

— Мой сын начинает драться с младшим братом, чтобы почувствовать себя большим. Однажды, когда он его дразнил, я саркастически заметил: "Забавно изводить своего брата, верно?" А он ответил: "Да, так я чувствую свою силу. А сила мне нужна для футбола".

— Мои дети дерутся, потому что им нравится видеть мою реакцию. Стоит мне уложить их спать, как тут же раздается: "Маааа! Он прыгнул на меня!.. Ма-ааа! Он залез в мою комнату!" Я прибегаю с криком: "Что происходит? Немедленно прекратите! Прекратите это!" Так продолжалось довольно долго, пока я не поняла, что происходит. В конце концов мальчики признались: они стучат по стенке и притворяются, что дерутся. Они делают это, чтобы я заходила к ним раз шесть, не меньше. Им кажется, что это классно...

Кое-кто рассмеялся, кто-то нахмурился, а кто-то вздохнул.

— В моем доме смеяться не над чем, — сказала женщина, начавшая эту дискуссию. — То, что делают мои мальчишки, пугает меня до смерти. Вчера они стали кидаться друг в друга тяжелыми деревянными брусками. Когда я прекратила драку и отправила их по комнатам, у меня так разболелась голова, что мне пришлось лечь. Я лежала в постели с мокрой тряпкой на лбу и слышала, как они хохочут и играют внизу. Я подумала: "Как им хорошо! Я рада, что они больше не дерутся. А у меня мигрень".

— С такой головной болью сталкиваются все родители, — ответила я. — Давайте начнем с обсуждения того, как мы обычно реагируем на детские драки.

Или так

Всем стало ясно, что стандартные стратегии разрешения детских конфликтов вызывают еще большую подавленность и обиду.

Затем я решила продемонстрировать иной подход, которым могли бы пользоваться родители. Сначала я описала этапы разрешения конфликта, грозящего перерасти в драку.

  1. Для начала признайте право детей испытывать гнев по отношению друг к другу. Одно это уже может их успокоить.
  2. Уважительно выслушайте каждого из детей.
  3. Покажите, что понимаете сложность проблемы.
  4. Выкажите уверенность в том, что они способны найти взаимно приемлемое решение.
  5. Выйдите из комнаты.

Вот как выглядит этот подход на практике.

— А что делать, если дети не представляют, как разобраться с проблемой? Мои двое просто стоят и смотрят друг на друга...

— В этом случае попробуйте ненавязчиво предложить простое решение перед уходом. Например: "Может быть, вы захотите установить очередность... или поиграть вместе. Обсудите это. Вы договоритесь, я уверена".

Элейн Мазлиш
Адель Фабер

Обсуждение

обязательно попробую у меня двое сыновей разница 2,7 постоянно бьют друг друга

Гладко было на бумаге. Им ВСЕГДА бдет нужна одна и та же игрушка, и никогда замена зебры на корову не окажется адекватной:)

Комментировать статью "Когда дети дерутся"

Помощь по большей части нужна мне - как себя вести с жалобщиками и обвинителями плюс как донести до ребенка, что драться нельзя.

Обсуждение

Здравствуйте! Не буду читать всю ветку, вижу что рекомендации вам дали, расскажу как было у нас. Дочка дома с 1,7, в сад пошла в 2,9, сад у нас коррекционный детей мало, когда в группе их было 5 все было нормально,но когда их стало 10 начались драки,показательные истерики и концерты на публику, воспитателей она не воспринимала, делала что хотела и когда хотела.Так же как у вашего после больничного или непоявления в саду несколько дней моя дочь устраивала разбор полетов с другими детьми. Я обошла и психолога, невролога и психиатра и от всех был один ответ,- ЭТО ПРОБЛЕМА ВОСПИТАТЕЛЯ!Поговорив со вторым воспитателем оказалось что проблема с поведением моего ребенка существует только у одного воспитателя. Хорошо хоть родители не бегали ко мне жаловаться так как у всех дети с проблемами и все считали что они это перерастут. Я тоже и наказывала ребенка и проигрывала и ругала,но помогло только то что терпение мое лопнуло в отношении этого воспитателя. Получилось что воспитатель позволила себе вроде как в шутку высказаться в отношении моей дочери в присутствии нашего папы и папа ее поддержал. Я представляю как было обидно моей дочке! Потому что разозлилась я очень сильно и влетело папе по первое число. После этого я очень популярно объяснила воспитательнице что ждет ее за оскорбление моего ребенка и ей надо очень хорошо подумать, воспитатель конечно же от своих слов отказалась. Но ребенку я объяснила что что бы не происходило мама порвет всех за нее. Конфликты в садике прекратились,а потом и воспитатели поменялись и никто на нее уже давно не жалуется,а только хвалят.

вам дали очень много рекомендаций, нам их давали то же - садик найти где будет 10 человек - это либо дорого, а если бесплатно то там сильно больные дети и своего туда отдавать ну никак нельзя. а проблема все росла и росла, сменили группу, потом еще одну, потом пришлось сменить садик и в нем еще пару групп, дошло дело до увольнения воспитателя так как не сдержала свои эмоции и оставила глубокие шрамы на спине сына от великолепно наращенных ногтей. Но это все цветочки по сравнению с тем, что испытывает сам ребенок - он стал всем чужой и он это стал чувствовать, хочет дружить а неумеет и начинает опять драться, мы не знали как решить эту проблему, неврологи, психологи ни чего не помогает. Сейчас мы ходим во второй класс у нас так и нет друзей, учитель терпит насколько может, все родители периодически нас вылавливают что бы рассказать что мой сын избивает их детей (а я сама знаю). Это очень большая проблема и игры ролевые нам не помогли, а еще нам не помогло: успокоительные, ноотропы, занятия с психологом, пряник и кнут, два месяца лечения в стационаре псих больницы, сегодня ребенок принимает неу лептил - немного сдержаннее и малость нас слышит и делает уроки. Да еще на фоне отсутствия друзей возникла новая проблема - воровство - ребенок понял что привлечь внимание обиженных им же ребят можно какой-нибудь игрушкой или жевачкой т.п., а коль мама денег не дает надо сходить и своровать (в округе его не пускают ни в один магазин). Я пишу это вам для того что бы вы очень сильно обратили внимание на эту проблему она не рассасется а будет только прогрессировать - я не знаю чем вам помочь могу только пожелать удачи и что бы вы не прошли наш путь который подавляет психологически всю семью. буду держать за ваше чудо кулачки что бы все получилось как надо.

06.10.2016 08:03:26, ЕИринаЕ

«Устами младенца глаголет истина». Пословица. Общение с детьми может стать не только приятным времяпрепровождением, но и полезным, как для ребенка, так и для взрослого. Детей надо учить и воспитывать – это известно всем. Мы даем им знания, делимся своим опытом и ждем, когда ребенок, подобно губке, все впитает в себя. Мы учим их. А можем ли мы научиться чему-то у них? 1. Разговоры с детьми. У детей на все есть собственное мнение, не зашоренное социальными стереотипами. Их ответы категоричны...

В каждом человеке от природы есть агрессия. Это своеобразный защитный механизм, реакция на раздражение. Когда возникает опасная ситуация – например, кто-то отобрал игрушку или дал лопаткой по голове, ребенок защищается от нападения. Но иногда агрессивным становится фоновое поведение – ребенок нападает сам, акцентируется на плохих героях в сказках, говорит обидные слова. Это не значит, что он вдруг стал плохим. Это значит, что есть раздражитель, который постоянно приводит его агрессию в...

Дети дерутся, почти все, что ни для кого не секрет. Даже самые маленькие – и те норовят устроить минипотасовки, не говоря о более взрослых. Иногда это превращается в настоящую проблему для родителей, решить которую они хотели бы, да не знают, как подступиться. Пытаются обсуждать ее на родительских интернет-форумах, в ответ получают противоречащие один другому советы. Обращаются к психологам, но и те не вносят особой ясности своим поиском мотивов в диапазоне от недолюбили-недоласкали до...

Вчера были на день рождении трехлетнего ребенка. Моей дочке тоже 3 года только исполнилось. Мы с ней договорились, что она будет вести себя на празднике хорошо. Но именинница была в плохом настроении, и когда мой ребенок хотел взять любую игрушку или книжку (не из подарка, а старые игрушки хозяйки),то она начинала бить мою дочку. Естественно, что моей было обидно. Как правильно реагировать, чтобы никого не обидеть, пыталась объяснить ребенку, что хозяйка устала, что драться плохо и все в том...

Как часто вам приходится оправдывать братишек и сестренок, которые не ладят друг с другом или даже дерутся? Мне приходилось слышать разные родительские оправдания: А мы с братом тоже в детстве как кошка с собакой жили. Да все дети дерутся. И что я могу сделать?! Вот разок в глаз получит, научится цивилизованно спорить... Но у меня есть другой вывод, точнее - серия аргументированных выводов. Старший младшему не товарищ? У моей приятельницы две дочки с разницей в возрасте в десять лет. Старшая...

То что ребенок дерется ее проблемы. Ребенка надо чем-то занять, чтоб времени на подраться у него не оставалось.

Обсуждение

Я вот тоже считаю, что воспитателю надо внушить, что не надо переваливать свои проблемы на плечи ребенка и родителей. То что ребенок дерется ее проблемы. Ребенка надо чем-то занять, чтоб времени на подраться у него не оставалось. Ребенка надо учить не драться по факту, а не отдаленно. Кроме этого надо разобраться, а чего это ребь дерется, может он так к себе внимание привлекает. У любой драки есть корни. Если эти корни раскопать, то и драк станет меньше или они уйдут.

Воспитатель виноват.

Именно воспитатель, немедленно, должен прекратить драку о посадить драчуна, на стульчик, например. А еще очень помогает "волшебная фраза". Например, у нас в саду детей учат фразе "оставь меня" ... что означает, что другим детям от ребенка надо отойти и не приставать к нему.

21.03.2013 22:39:44, masha__usa

Здравствуйте! Подскажите, как быть: сыну 7 лет, тут поведал бабушке от том, что ему иногда не хочется жить,меня когда мама обижает (накричу за что-нибудь или шлёпну), я сижу в комнате, а у меня голос в голове "убей себя", можно ведь с крыши спрыгнуть или с лестницы (у нас стенка шведская дома)спрыгнуть на что-то острое...Бабушка говорит ему "Димочка, ты же умрёшь тогда", а он ей отвечает:"Бабушка, но душа то останется"...Я в шоке, как правильно поговорить и избавить сына от этих мыслей...

Обсуждение

Здравствуйте!

К сожалению, я не знаю вашу ситуацию в деталях, что происходит у вас в семье и по какому принципу выстраиваются взаимоотношения с ребенком. Но скажу вам честно – то, о чем вы пишете – это серьезный звонок, на который нужно обратить пристальное внимание. Очень хочется вам помочь, но, к сожалении, он-лайн общение имеет свои ограничения. Могу рассмотреть и оценить вашу ситуацию лишь приблизительно.

Что такое мама? Мама – это человек, давший жизнь, самый близкий человек для любого ребенка. Вы пишете, что, когда вы обижаете своего ребенка, кричите на него, шлепаете, ему не хочется жить. Мамина любовь необходима вашему сыну, как воздух, которым он дышит.

Задайте вопрос себе – зачем вы его обижаете? Какая у вас есть необходимость шлепать и кричать на семилетнего ребенка? Ведь что такое крик и шлепки? Это одна из разновидностей насилия. Вероятно, будучи не в силах воздействовать на ребенка спокойно, вы прибегаете к такому способу «воспитания». Поставьте себя на его место. К вам подходит, например, муж и говорит – сделай то и это. По какой-то причине вы отказываетесь. Он переходит на крик. Вы снова не хотите. Пара затрещин в ваш адрес «завершают переговоры». Я думаю вам, такой способ общения будет малоприятен.

Разберитесь с собою. Все ли в порядке у вас внутри? Ведь если спокойна мама, спокоен и ребенок. Если взаимоотношения с ребенком выстроены правильно, нет никакой необходимости повышать голос и уж тем более драться. Спокойно объясните, чего вы от него хотите, выслушайте его мнение. Главное, чтобы вы сами четко понимали, чего вы хотите от вашего сына и, действительно, ли вам это нужно.

Приведу пример: мама собирает сына в детский сад, подгоняет его – давай быстрее, тебе нужно успеть в сад, а мне на работу. А про себя думает: «Как же я не люблю эту работу, почему я должна ходить туда каждый день? Я ненавижу то, чем я занимаюсь. Если бы мне не были нужны деньги, я бы не ходила на нелюбимую работу, а сидела бы дома с ребенком, и мне не пришлось бы водить его в сад, где одни болезни и т.д. и т.п.» Мысли – сплошь негативные, самочувствие соответствующее. Мама – вся на нервах, на взводе. Ребенок все это чувствует и, «отражая» состояние матери, кричит во все горло: «Не хочу в детский сад. Не пойду». «Ах, не пойдешь? - далее разыгрывается знакомая ситуация с криком и затрещинами…

Что сделал ребенок? Он в данном случае вслух выразил то, что его мама усиленно обдумывала все последнее время, он всего лишь «отразил» ее состояние. Мама не хочет водить ребенка в сад по такой-то и по такой-то причине, а еще меньше – на работу. Она внутренне сама не хочет, чтобы ребенок шел в садик – боится, что он заболеет. Сама не хочет, а его заставляет. То есть думает и чувствует одно, а вслух говорит совсем другое.
Это несоответствие и выражает вслух ее ребенок.

Поговорите с вашим сыном. Что его беспокоит? Чего ему не хватает? Если это недостаток внимания с вашей стороны, постарайтесь по возможности уделять ему больше времени. Если это реакция на ваши крики и шлепки, немедленно прекратите такой способ общения и начните дарить своему сыну больше любви и нежности. Успокойтесь внутренне сами.

Если ситуация не выровняется, обязательно покажите вашего сына хорошему детскому психологу.

Кстати на своем сайте www.schastie.info я веду бесплатную рассылку. Вы можете подписаться и регулярно получать советы и рекомендации по улучшению качества своей жизни, здоровья, улучшению взаимоотношений с близкими, самореализации, поиске любимого дела и многое другое.

С уважением,
Татьяна Горчакова

Ребенка в день, когда он дерется, лишаю вечерних мультиков (для него это серьезная "потеря"), говоря, что "драчуны мультики не получают" (Гипенрейтер читала...

Обсуждение

вчера поговорила с другой нашей воспитательницей, она говорит, не волнуйтесь, проходили такое (очень активный ребенок). Она _находит способы_, как переключить моего ребенка в нужное русло.
Короче, все не так страшно оказалось, что в группе происходит:-)

хахаха три раза
вы с ним пятый год "обсуждаете" что девочек и малышей бить нельзя???
вообще то это задолго пяти лет воспитывается. еще в песочнице. дал совком соседу по голове. получил предупрждение. дал еще раз - пошел вон из песочницы.
какие такие разговоры надо вести еще?
есть правила, и есть наказания за наршуение этих правил. наказания должны быть понятные, не отсроченные во времени, - причем НЕ физические типа по попе и без соплежуйства с вашей стороны.
например - девочек бить нельзя. и точка. если девочка сама лезет - обсуждаем, выясняем, разговариваем.ищем решение проблемы и вместе с мамой девочки - но.. п 1 мальчику девочек бить нельзя.
как с другой планеты, ей богу.
кончно -выяснить надо причину. - у мальчика стресс от новой группы, адаптация и прочее. он не знает как с этим справиться. и никаким разговорами вы этому не поможете.
идите к нормальному психологу. и воспитывайте своего будущего мужчину нормально. если только не вы не из маргиналов.

10.10.2012 22:48:27, неважно. плавали

1. Дети - это счастье. Они такие милые, добрые, хорошенькие, ласковые, искренние. Не верите? Каждый их вздох, каждое движение, улыбка делают взрослых счастливыми. В какой-то момент вы не сможете понять, как раньше жили без этих маленьких человечков. 2. Вспомнить детство. Независимо от того, было ли ваше детство счастливым, ваш ребенок даст вам возможность окунуться в него еще раз. Помните беззаботное время? Уже будучи взрослым, с накопленным багажом опыта и мудростью пережить эти чувства...

Вступаться ли за любимое чадо, или дать возможность самому разобраться

Ваш ребенок постоянно забирает у других детей игрушки, дерется, кусается, настаивая на своем, падает на пол и яростно стучит ногами – все это симптомы детской агрессии. В период с 2 – 4 это нормальная стадия развития ребенка. Касание является формой общения для выражения своего неудовлетворенного состояния – я злюсь, я хочу это, отдай, это мое. Не умея еще словами выразить свои желания – малыши склонны прибегать к помощи зубок и кулачков. Родители не должны пускать на самотек подобное...

Если ребёнок дерётся от злости, проговорите ещё его эмоции. Например: " Я понимаю, ты сердишься, тебе обидно, когда ты сердишься можешь сделать то-то и то-то...

Обсуждение

Недавно по каналу мать и дитя увидела, новый (для себя)метод воздействия на ребенка, присесть с ним в ровень и заставляя смотреть себе в глаза авторитетно сказать, что вас не устраивает, т.е. четко определить место в семье. У нас была таже проблема, при этом он еще и швыряется тяжелыми предметами, вот уже два дня применяю эту методу, пока вроде работает. Но важно не только проговаривать словами но и мимикой поддерживается, уже два дня у на без повышения голоса с моей стороны.

Перерастет. У нас было такое год назад, даже с психологом разговаривали. Перерос.

Обсуждение

Спасибо всем, поддержали, есть много информации для размышления и действий. Выше почитала, не одни мы такие, может втянется в школе и лучше будет. Думаю еще, завышенные у нас требования (по учебе, организованности), ловлю себя на этом на родительских собраниях, мне-то кажется, что нормальные, как иначе-то.

Ещё раз перечитала тему - многие Вам тут советуют силу показывать, ломать и всячески приструнивать ребенка. Скажите, а когда дочка хорошо себя ведет, Вы с ней нежничаете? Ну бывает такой, чтоб Вы её погладили, массажик сделали? И ещё вопрос: Вы пишете, что она так себя ведет от усталости, может вместе с ней, грубо говоря, спать ложиться в 8 вечера, или какую другую замануху придумать, чтоб отдыхала - знакомые купили дочке лампу с пузыриками, она лежала в кровати и смотрела, как они плавают. Я вижу комплексное решение проблемы не в ЗАСТАВЛЯНИИ что-либо делать (не делать) ребенка, а создании ему условий и факторов, побуждающих делать то, что приведет к изменению поведению - больше спать, снимать напряжение (ванны? массажи? вязание крючком?), озвучивать свои эмоции (она умеет нормальными словами сказать, что устала или что у неё плохое настроение?).

и в саду должны направить Бывает, что дети ссорятся и дерутся потому, что не знают, чем еще себя занять. Вашим - есть чем? что за дети вообще? девочки, мальчики, по сколько лет? Как вы себя ведете, когда они ссорятся? Из-за чего чаще всего конфликты?
Правильно вам сказали, невозможно по вашим вводным что-то толковое сказать.
Мне помогало - когда дети начинали драться (хотя у них такая большая разница, что им нечего делить) - разобраться с самого начала, из-за чего возник конфликт и какие у них претензии друг к другу - и (самое главное) - как надо было правильно поступить (то есть сказать "не делай так" - мало, надо показать, как надо делать, дать другой образец поведения). Раза три разбирали: а тебе не надо было брать ее вещь без спроса, а тебе надо было попросить спокойно, чтоб вернул, а не кидаться с криком, а тебе не следовало убегать с вещью, а можно было сказать: можно я тебе ее верну через 20 минут? - а ты бы разрешила? а почему не разрешила бы? ну и ты пы... такой простой домашний курс бесконфликтного существования. Ничего, довольно мирно живут.
Еще важно - не запрещать детям негативные эмоции, а учить их правильно эти эмоции выражать. Что надо сделать, чтобы показать брату/сестре, что тебе не нравится все происходящее? что надо сделать, чтобы брат/сестра пошли навстречу и сделали как ты хочешь? что будет, если кинешься с кулаками? получишь желаемое?
это нудная, долгая работа, но ее надо проделать.

Как отучить ребенка драться? Нашей дочке 2 года, она бьет детей в детском саду, воспитателей, она моет без какой либо причины подойти и ударить родителей.

Обсуждение

Боюсь что никак.
Мой дрался с 2 до 4. То есть лупил всех и везде - в саду, на площадке, мог на улице подойти и врезать. Возраст битых не смущал. Не помогало ничего!!! Только после месяца приема фенибута прошло.
Объективно:
он плохо говорит.
Хорошо ли говорит ваша дочка? Может у нее такой способ общения. Она хочет общаться, но не может иным способом начать разговор.
В семье все нормально?
Это началось только после начала посещения садика?
Никаких других проблем у вас нет? Объясняю: мы тоже не знали что делать, а в три года ребенку поставили диагноз "аутизм", просто он не может общаться общепринято. Сейчас начал выходить из этого состояния и пытается общаться общепринятыми способами.
Помогает еще общение с более старшими детьми. Нет возможности перевести в более старшую группу. На моего младшие дети действовали как тряпка на быка. 03.01.2001 16:13:57, Jenny

Если вы также считаете, что мальчики не должны плакать, но это нормально, если они дерутся, хотя лучше бы не дрались – вы на стороне большинства. Как мальчик становится подростком, парнем и вырастает в настоящего мужчину , особенности воспитания, вот об этом пойдет речь. Кто должен заниматься воспитанием сына, какие подводные камни лежат в безобидном “парни не плачут”. Делает ли подобное требование его сильным и смелым, успешным и счастливым?..

Многие задаются вопросом, почему мужчины скрывают свои чувства, а есть ли у них чувства вообще, умеют ли они чувствовать так, как чувствуют женщины?..

Ответы на эти вопросы кроятся в детстве, в воспитании будущего мужчины. Об одной из причин говорилось в статье “Почему мужчины скрывают свои чувства? Психология отношений мужчины и женщины ”.

С другой стороны бывают драки, когда о дружеском общении речи не идет. Скорее мальчику, парню сделали больно, задели его самолюбие, например, и он считает своим долгом восстановить справедливость. Вот тут важно, чтобы у него был выбор – ответить ли обидчику словами, “цивилизованно” или решить дело кулаками. Умея постоять за себя и в словесной форме, а для этого надо научиться сохранять хладнокровие, понимать свои чувства и эмоции, и в идеале, понимать, что заставило другого оскорбить, задеть его . Отдавая себе отчет во всем вышеперечисленном, мальчик, и тем более мужчина, скорее всего, сам перехочет решать конфликт таким примитивным способом. Нет, ему не придется себя сдерживать, и его не удержит страх, он увидит ситуацию такой, какая она есть. Осознает, что намеренно пытаются задеть другого люди сами глубоко и сильно задетые, несчастные, обиженные, раненные, травмированные. А естественную мужскую потребность в выражении агрессии будет проявлять в спорте , соревнованиях, состязаниях, жизненных испытаниях и т.д. Т.е. там, где это проявление гнева, упорства, умения постоять за себя приветствуется и даже способствует успеху .

Пребывая в мужском обществе, мальчики знакомятся и с чужим опытом, учатся жизнестойкости, и подобное общение даже может, в какой-то степени, заменить ребенку отсутствие отца, например. В противном же случае подростка запросто может засосать в уличную группировку, где существует уже сложившаяся иерархия отношений, мужские правила и порядки, которые, однозначно, имеют огромное значение для мужчин в отличие от женщин.

Но вернемся к тому, может ли мальчик или мужчина заплакать?.. Мужчины чаще женщин страдают алекситимией , аутизмом, алкоголизмом , психосоматикой . Причиной тому запрет на чувства, идущий из детства, как признак проявления слабости (!). В действительности же, признаком смелости и уверенности в себе является не скрывать чувства. С пониманием, если не одобрением у мальчиков встречаются только агрессивные эмоции, наподобие злости, гнева (а иногда и они не разрешаются!!). Как тут быть, как не сойти с ума, не потеряться на местности без карты и словаря для перевода с языка “аборигенов”? А чувства и эмоции выполняют именно такие функции. Даже участие в драке и проявление гнева не спасет и не поможет хорошенечко разобраться в себе, своих потребностях.

Поэтому очень важно ни в коем случае не запрещать мальчику плакать – застав его в слезах, помогите ему разобраться, что его расстроило, какие чувства он сейчас испытывает. Поделитесь своим опытом (лучше будет, если это сделает отец или другой близкий человек, выполняющий роль отца), когда вы были расстроены чем-то подобным или испытывали схожие чувства. Признав свое право на эмоции, и умея называть их словами (иначе прибегнув к саморефлексии), у будущего настоящего мужчины в 99% случаев пропадет необходимость в слезах. Он сделает то, что у сильного пола получается лучше всего – перейдет к целенаправленной активности. Проанализировав свои чувства, он будет либо решать проблему, либо отложит до более удобного случая, при этом зная, к чему конкретно хочет прийти. Право на чувства и свободное их выражение даст независимость от общественного мнения , что тоже относится к качествам настоящего мужчины.

Мальчики плачут и дерутся, когда есть такая потребность и необходимость! Разрешите сыну чувствовать, и открыто, без стыда и стеснения проявлять свои эмоции. Тем самым вы окажете ему неоценимую помощь, застраховав от многих зависимостей и сделав более успешным, удовлетворенным общением с другими, уверенным в себе; дадите путевку в счастливую жизнь.

Еще в мои мятежные 17 лет, - время, когда все подростки изо всех сил стараются самоопределиться и найти свое место, - я примкнула к веселым хиппи. Мне нравилась их жизненная философия, музыка, стиль жизни, свобода от осуждений и штампов. Я с упоением плела многочисленные фенечки, вплетала цветные ленточки в волосы, носила длинные цыганские юбки и, к ужасу моей мамы, колесила автостопом по стране. Потом я взрослела, менялась, набиралась опыта. На память о хипповской молодости мне осталось острое неприятие насилия в любом виде и татуировка в виде пацифика на лодыжке.

Отношение к дракам у меня сложное. Но т.к. телевизор мы не смотрим, дома не деремся даже в шутку, то до появления садика в нашей жизни эта тема и не поднималась в доме. Но Максим пошел в садик, и проблема стала актуальной. Должен ли мальчик драться? Уметь постоять за себя? Как лучше поступить, если тебя ударили - дать сдачи или отойти?

Недавно на площадке возле сада я наблюдала такую картину. Один мальчик в борьбе за право первым залезть на горку оттолкнул другого мальчика, да так, что тот плюхнулся на землю. Тут же коршуном подлетела мама поверженного мальчишки: Никита!!! Дай ему сдачи! Ударь его! Что ты за мямля? Так и будешь стоять? Тебе все будут бить в саду, если ты отвечать не будешь!

Никита стоял в растерянности. От падения на землю он даже не заплакал и не придал бы этому особого значения, если бы не мама. Сдачи он давать явно не собирался. Это вообще один из самых тихих и скромных мальчиков в группе. Вся эта история закончилась слезами, мама утащила ревущего Никиту домой, внушая ему по дороге, что он ДОЛЖЕН драться, должен давать сдачи!

Вот тут-то я и задумалась. Ясное дело, увиденное меня шокировало, для меня это абсолютно неприемлемое поведение. Но как быть, когда бьют твоего ребенка? Если ты рядом, ты можешь вмешаться, разрулить конфликт. А если мамы рядом нет?

Ну, не могу я сказать своему сыну: дай сдачи! Ударь в ответ! Одно дело, если он САМ в конкретной ситуации даст сдачи, посчитает это уместным и нужным. Но другое дело, если мама призывает ребенка к агрессии! Не могу я посоветовать своему ребенку бить других детей! Если я так скажу, значит это:
А) правильно
Б) приемлемо для меня

А это совсем не так! Я не считаю насилие правильным, и сама никого не могу ударить. Я могу сказать Максу – если видишь драку, отойди. Если тебя ударили – скажи воспитательнице. Но тут возникает другой спорный вопрос. Разве ябедничать хорошо? Что лучше – рассказать воспитательнице или двинуть в ответ?

В поисках ответа я пошла в интернет. Мнения, собранные на различных форумах, можно разделить на 3 группы:

Да, мальчик должен уметь дать сдачи обязательно! Первым драку не начинай, но и себя в обиду не давай. Если тебя ударили, ударь в ответ!
- Должны уметь драться не только мальчики, но и девочки. А родители просто обязаны научить своих детей этому.
- Нет, не должен ребенок уметь драться. Нужно всегда стараться решить спор без кулаков. Если обидчиков много – просить помощи у родителей, воспитателя, учительницы.

Я спросила мнение моей старшей сестры, у которой двое сыновей. Светлана, 34 года, мама Гриши (8 лет) и Миши (6 лет): «Мальчику не надо уметь драться. Мальчик должен уметь защитить себя. Это мое глубокое убеждение и принцип в воспитании сыновей. Я никогда не говорила своим детям «дай сдачи» и спорила с воспитательницей в саду, когда она предлагала такое. Я всегда пресекала любые попытки решить спор в драке, когда они возникали у нас дома или где-нибудь еще. Мои сыновья не смотрят боевики и не играют в компьютерные игры с драками. Я против насилия. С самого раннего возраста я стараюсь не вмешиваться в конфликты моих детей друг с другом или с кем-то еще, давая им возможность самостоятельно разрешить споры. Я так же пресекаю любое нытье и жалобы по поводу «он меня удааааарил». Я учу своих детей, что любой спор можно и нужно пытаться решить словами. До определенного возраста я позволяла себе шлепнуть ребенка по попе или взять за ухо. Сейчас моим сыновьям 6 и 8 лет, и любое физическое воздействие у нас в семье под запретом. Я не хочу, чтобы они считали это нормой и выросли с мыслью, что кто сильнее, тот может заставить более слабого делать что угодно. Мои установки приносят свои плоды – до сих пор ни в саду, ни в школе ни от кого я не услышала «Ваш сын сегодня подрался». Я заметила, что дома в ссорах с младшим братом у Гриши стал появляться такой аргумент: «Сейчас как стукну, сразу поймешь!» Садимся и разбираемся, убеждаемся, что «стукать» незачем, можно убедить и словами. Если кто-то начнет драку с моими мальчишками (всерьез, без предупреждений и разговоров) – я уверенна, что они не убегут с плачем и не будут стоять и терпеть, они будут защищать себя. И друг друга они будут защищать в любой ситуации. Но если есть способ избежать драки – думаю, они им воспользуются»

Этот вопрос для меня остается пока открытым… Очень жду вашего мнения и ваших историй!

Мальчики дерутся. Сразу несколько дружественных мне девочек переживают, что их мальчики - дерутся. Те мальчики, которых они родили, а не те, с которыми.. ну, вы поняли. И мне есть, что сказать на эту тему. Я совсем не психолог и ничего не знаю, например, про девочек. Но у меня был самый драчливый мальчик из всех живущих, и я хотела бы прочесть такой пост три года назад. Моя жизнь тогда бы была намного легче.

Итак, постулат первый: драться для мальчиков - нормально. Естественно. Скорее, для них ненормально - не драться. Посмотрите на всех этих котенков и щеночков, на маленьких обезьянок - они вечно дерутся и возятся друг с другом, прикусывают, толкаются. Учатся. Да, я знаю, что есть маленькие ангелы, которые даже никогда и не думали драться. Я знаю, что есть мальчики, которые после первого же маминого объяснения о том, что "драться нехорошо" - сразу прекращали, становились веганами и записывались в Гринпис. Я тут только о тех, кто дерется, даже если у мамы уже закончились все слова убеждения и аргументы. И кому от года до четырех.

Постулат второй: драться - это один из самых древних инстинктов. Но это не значит, что с ним ничего нельзя сделать. Отнимать еду у слабого, насиловать привлекательных самок и писать в подъезде - это тоже инстинкты, но общество как-то научилось их преодолевать. Вот, смотрите: наверняка, ребенок определенного возраста уже знает, что лучше писать не в штаны, а в унитаз. Но у него не всегда получается. Когда его психика и мочеполовая система дозреют до того, чтобы сдерживаться необходимое количество времени, то все получится. Объяснениями тут не поможешь. Точнее, от объяснений будет результат, но он проявится только тогда, когда ребенок дорастет. Так и с драками. Во-первых, запомните мантру "этопройдет". Во-вторых, продолжайте объяснять, но не ждите результата раньше, чем ребенок станет в состоянии себя контролировать и не бить того, кого очень хочется ударить. А это социальный процесс лишь отчасти. Мозг тоже должен дорасти и сформироваться.

Третье. Мы уже осознали и приняли для себя, что драться для него - естественно. Мы всячески объясняем ему, почему делать это нехорошо. Мы повторяем мантру. И мы не пугаем себя мыслями о том, что растим жестокое чудовище, которое сегодня поколотило лопаткой по голове Ванечку из песочницы, а в старших классах забьет ногами старушку и светит нам исключительно детская комната милиции, строгий приговор и передачки в тюрьму. Нет, мы об этом не думаем. Совсем! Ни капельки! Даже, если он прекрасно понимает вашу речь и даже если сам говорит предложениями - это вовсе не значит, что он уже способен усвоить ваши представления о добре, милосердии, любви к ближнему и сострадании. Даже взрослые многие не могут усвоить. Что вы хотите от двухлетки?

Поэтому мы спокойны, не накручиваем себя, а думаем и наблюдаем: почему он дерется? На всякий случай: мы сейчас говорим о совершенно здоровых детях без всяких неврологий и психологических травм. Саня дрался сразу по нескольким причинам:

Когда он не умел говорить. Когда вам чего-то оооочень хочется, то вы можете это купить, да? Когда не можете купить, то можете попросить. А если очень хочется, но не купить, не попросить невозможно? Вы уже показали всеми силами, что вам бы этого, красного... А вам эти тупые люди все равно не дают? А вы - бойкий двухлетний мальчик с активной жизненной позицией, ничего не знающий об усмирении плоти? Понятно, что надо как-то мотивировать этого непонятливого человека, который не понимает. Как! Ему! Это! Нужно! Ну, или если вам мелко, исподтишка обижают? И вы все понимаете, но ничего не можете сказать? Или даже, если вам кажется, что вас обижают? Сидят себе, лепят куличики, фифы такие, а на вас - ноль внимания. Как только Саня смог громко сказать: "Мама, эти девочки совсем некрасивые, они мне не нравятся!" - он в тот же момент перестал разрушать их куличики и замахиваться на них... Также в нашем боевом арсенале: "Какашки!" и "Вы совсем с ума сошли?!" Что делать с мальчиками, которые обзывают девочек, мы поговорим в следующем выпуске. Главное: как только оно начнет свободно говорить, оно станет драться гораздо меньше.

Когда он не понимает, что вот это - больно. Многие мамы пытаются ущипнуть и куснуть в ответ, чтобы наглядно показать ребенку, каково это. Такое никогда не работает. Это слишком сложно: он точно знает, что когда он царапается - это прикольно, а когда его царапают - это больно. Для ребенка это два совершенно не связанных друг с другом события, никаких выводов он не сделает. Ну, в лучшем случае он решит, что вы его наказали за то, что он вас или кого-то еще поцарапал. Действует - показать в режиме реального времени, что это - больно. Вскрикнуть, отдернуть травмированную конечность, прекратить игру. Только если он действительно сделал вам больно: младенец должен научиться контролировать свои силы - вот тут он дружески в шутку прикусывает, а тут - ай, больно!!!

Когда у нас были проблемы с иерархией или ведущей ролью матери, если хотите. Я всегда знала, что у нас в семье будет демократия. Что я никогда в жизни не буду самодурствовать и запрещать что-либо без объяснений, я буду с ним разговаривать, вместе принимать решения не есть окурков и не лазить вилками в розетку. Я была дурой. Да, я добилась того, что мы принимали решения вместе. Я ему не приказывала, я его убеждала... Только, знаете, у этого есть вторая сторона. Когда ты кого-то убеждаешь, есть шанс не убедить. Или - что человек тебе скажет: да, я ознакомился со всеми возможными рисками и готов подвергнуть себя опасности червей в животе ради удовольствия облизать вот эту вот урну.

Понимаете, у него еще инстинкты. Он не верит в равенство, дружбу и братство. Для понимания демократии нужен гораздо более высокий уровень человеческого сознания, чем есть сейчас у вашего младенца. Ему обязательно нужно, чтобы кто-то был главный и ведущий, а кто-то подчиненный. Если он не находит в вас этого авторитарного стержня, если он думает, что вы - такой же, как он, только большая... То он попробует взять над вами верх. Все эти мамские шутливые про то, что младенец кинул в нее чашкой, обиделся и кусался, а она отвлекла его игрушками и "успокоила" - это самая настоящая борьба за власть. Он не обиделся, он наказывал вас за плохое поведение, за неповиновение. Вы стали хорошей девочкой, развеселили его игрушками, поэтому он вас помиловал и прекратил кусать и царапать.

Идея авторитарного управления ребенком была настолько глубоко мне противна, что я запустила ситуацию очень сильно, я просто была не готова отказаться от такой прекрасной идеи всеобщего братства и равноправных партнерских отношений. Мне казалось, что нет ничего ужаснее, чем вот это вот родительское "сделай так, как я сказала, просто потому что я лучше знаю". В конце-концов я ращу свободную личность, я лучше ему объясню, достучусь, чтобы он сам понял... В результате наша няня вечно ходила поцарапанная и покусанная и с синяком под глазом (она тоже была за демократию).

Демократия закончилась у нас в тот момент, когда трехлетний Саня встал у дверей и сказал, что не разрешит мне выйти из дома в такой короткой юбке. (До этого он напоминал мне, что нужно купить подсолнечное масло, потому что оно закончилось, разрешал или не разрешал няне есть яблоки, определял, кто на каком месте за столом будет сидеть и кто из какой чашки пить, напоминал мне положить в сумочку телефон, ключи и кошелек, требовал помыть машину и запрещал мне разговаривать по телефону, потому что я мешаю ему смотреть мультики). Любое неповиновение его воле выливалось в драку: он или бил няню, или какого-нибудь ребенка поблизости - знал, как эмоционально я на это реагирую. Понимаете, он с одной стороны, изнывал от ответственности - ведь он искренне считал себя главой семьи и искренне обо всех заботился, требовал, чтобы няня надела теплые рейтузы и не простудилась, чтобы я накрасила ногти и "была красивой", следил за тем, чтобы у нас не кончались продукты в холодильнике и бензин в бензобаке. А для трехлетних мальчиков - все это непосильно и давит. С другой - на правах патриархального главы семьи быстро и жестоко подавлял любой бунт и любое неповиновение.

Я все это время думала, что у нас эмоциональный мальчик с тонкой душевной организацией. И что ему надо еще раз все хорошенько объяснить, и он Сразу Все Поймет и Перестанет.

Помогло жесткое завинчивание гаек. Этого нельзя, потому что я так сказала. Я лучше знаю. Кто кидается игрушками, того без всяких объяснений скручивают и несут думать над своим поведением в свою комнату. Кто замахивается на другого ребенка, тот сразу уходит с детской площадки. Нипочему. Потому что я не разрешаю драться. На диване есть нельзя, потому что крошки. Да, мне можно, потому что после меня крошек нет. А тебе нельзя. И будет нельзя, пока я не разрешу. Нет, в переговоры я не вступаю. Ну, и так далее. И знаете - человек стал гораздо спокойнее. Немножко отпустило. Понял, что ему можно пока сложить с себя ответственность за наше семейное благополучие. Выдохнул. И - да. Перестал драться. Он, конечно, все еще контрол фрик, а мой авторитарный семейный уклад - мягче большинства известных мне демократических... Но Саня больше не дерется. И с ним легко и приятно договариваться. Что и требовалось)