Доклад из опыта работы на тему: «Роль народного фольклора в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника. Педагогический проект «Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя любовь к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста -одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя любовь к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.

Используя фольклорные средства в работе, поставила перед собой цель: создать условия для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.

Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

  • познакомить детей с особенностями фольклора, культурой русского народа;
  • развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников
  • обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д.;
  • прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа;
  • Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
  • воспитывать патриотические чувства.

Изучив и систематизировав имеющийся материал, стало понятно, что начинать работу надо с создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству.

Развивающую предметно-пространственную среду я построила так, чтобы каждый ребенок мог эффективно развиваться с учетом его склонностей, интересов, уровня активности: оборудовала книжный уголок; создала игротеку с малыми фольклорными формами; пополнила аудиотеку сказками, фольклорным песенным материалом; в музыкально-театральном центре есть звучащие игрушки, костюмы в народном стиле, разные виды театров.

Прогулочный участок оборудован (частично) в русском народном стиле.

Знакомство ребёнка с фольклором начинаю с малых фольклорных форм: потешек, закличек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, игр.

Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества использую разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором, включаю их во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.

Уже в младших группах малыши знакомятся с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. От возраста к возрасту усложнятся задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.

Постепенно привлекаю детей к изготовлению персонажей потешек, прибауток. Например, играя с зонтиками, рисуем зонтики, вспоминаем потешку «Дождик, дождик, пуще», изготавливая аппликационную работу «Котик», вспомнили потешку «Пошел котик на Торжок»; заучивая потешку «Ешь, собачка, ам, ам!» мои воспитанники предложили вылепить собачек. Даже самые малоактивные дети действуют с особым желанием и вполне самостоятельно, без всякого побуждения.

Использую дидактические игры, например «Узнай потешку», «Собери сказку», «Я начну, а ты закончи», «Чья песенка?». С помощью подобных игр дети упражняются в чтении потешек, закрепляют навыки интонационной выразительности речи, учатся управлять своим голосом, передавать особенности мимики, жестов различных персонажей.

Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
Использую забавные игры («Коза рогатая», «Ивану-большому – дрова рубить», «Идет кисонька из кухни»), которые побуждают детей к импровизации. На начальном этапе показываю детям образец, а потом, как правило, этого не требуется - дети ориентируются на интонацию взрослого («веселый петушок», «грустная кисонька»). Игры способствуют развитию у детей чувства юмора и воображения, желания сопереживать герою и друг другу. Через народное творчество учу детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: “Ходит Ваня”, “Бабочки», «Хлоп, хлоп, убегай», водящего выбираем при помощи считалок.

Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки простые по содержанию и форме («Теремок», «Репка»), и сказки с захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди»). С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от игровых потешек к поэтическим образам сказок, от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от малышей напряжения всех душевных сил. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям.

Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально-игровых композиций, сказок, кукольных спектаклей. В процессе игры ребенок органично познает новые образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

Строю воспитательный процесс на основе принципов интеграции: изготавливаем коллективные поделки - беседуем о сказках, ее особенностях, героях, рассматриваем иллюстрации;

Знакомимся с закличкой «Мороз, мороз…бабу снежную принес…» - лепим снеговиков; зовем в гости солнышко «Солнышко-вёдрышко, взойди поскорей» - а вот и оно.

Для знакомства детей с культурой русского народа слушаем музыкальные произведения, сказки в аудиозаписях; играем на музыкальных инструментах; рассматриваем народные игрушки, изделия народно-прикладного искусства; в различные мероприятия включаем элементы фольклора

Традиционным стал праздник Масленицы как для малышей, так и для детей постарше. Рассказывая сказку о дочери Деда Мороза создаю условия для знакомства с праздником, символами которого являются – чучело, карусель, круг, народные гуляния, ну и, конечно, блины.

Работая над проектом, параллельно появляются вспомогательные проекты. Много потешек, поговорок, песенок существует про домашних животных, в результате родился проект «В гостях у Матроскина» для расширения представлений о домашних питомцах.

Семейный фольклор натолкнул меня на проект «Это важное слово – семья». Воспитанники познакомились с родословной, традициями своей семьи, узнали, что человек силен своей семьей.

Идея о создании мини-музея «Чудо-ложки» появилась во время работы над фольклором речевых ситуаций. Детям интересно было узнать что ложкой «не только щи хлебают и шалунов усмиряют, но и на пиру людей развлекают». Оформили картинную галерею, выставочную композицию разных видов ложек.

Проект «Сказка – кладовая мудрости народа» также осуществлялся с учетом дифференцированного подхода и ФГОС, включал в себя разнообразные формы и методы работы - выставка рисунков, изготовление различных видов театров, дидактических игр, тематических альбомов, заключительным мероприятием стала литературная викторина «В гостях у сказки».

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта о своем родном крае, поэтому знакомлю малышей с Орловским фольклором. Воспитанники с удовольствием познакомились с пословицами о городах нашей области: «В названье «Мценск» есть меда блеск», «Наш Болхов тем гордится, что он церквей столица»; поют колыбельные песни, используют считалки, приговоры-зазывалки, как способ сбора на игру.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не взаимодействие с родителями. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. Они – активные участники деятельности ДОУ: посещают «Дни открытых дверей»; играют роли на досуговых мероприятиях; участвуют в конкурсах и многое другое.

Деятельность в выбранном мною направлении дает свои положительные результаты: у детей сформирован интерес к устному народному творчеству, способствующему развитию патриотических чувств; обогащен и активизирован словарный запас; появился интерес к народным традициям родного края, который проявляется в развитии способности к применению в игровой деятельности. В дальнейшем планирую работу над проектом «Богатство и самобытность русского фольклора», чтобы выяснить зачем сохранять традиции.

У всякого дерева глубоко в земле есть крепкие корни. И у всякого народа есть корни - это его история. Сквозь сито веков просеял народ свое

культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре.

Мой опыт работы убедительно доказывает, что знакомство дошкольников с фольклором способствует познавательному, художественно

Эстетическому, духовно-нравственному и эмоциональному развитию.


«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ МЕРОПРИЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА, ФОЛЬКЛОРА»
Карачева Инна Викторовна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальна сегодня - не может быть успешно решена без глубокого познания богатства своего народа, освоение народной культуры. Так, в соответствии с новыми государственными требованиями, согласно приказу № 655 от 23 ноября 2009 года Министерства образования Российской Федерации в содержании образовательной области «Социализация» входит одна из задач формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым. И возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека. По мнению К.Д. Ушинского, «фольклор – одно из направлений воспитания дошкольников, влияние русских народных традиций на воспитание гражданственности и патриотизма».
Влияние народных традиций, фольклора на воспитание гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста – эта проблема заинтересовала меня.
Таким образом, целью исследования является влияние народных традиций, фольклора на воспитание гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста.
Для осуществления поставленной цели, решали комплекс задач:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Выявить значение народных традиций, фольклора в воспитании гражданственности, патриотизма у дошкольников.
Определить особенности гражданского воспитания детей дошкольного возраста.
Косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка.
История человечества показывает, что вопросы гражданского воспитания издревле находились в центре внимания любого государства, но решались они в различные исторические эпохи по-разному с учетом социальных потребностей, экономических условий, использованием различных средств, методов, форм работы. В каждую эпоху оно наполнялось новым содержанием и, было обусловлено характером, организацией жизни общества и отражало общественные противоречия своего времени.
Так, одним из приоритетных направлений регионально-образовательной политики является воспитание гражданина. «В период реформирования дошкольного образования большое значение уделяется вопросу ознакомления дошкольников с историей и культурой русского народа. Об этом свидетельствует включение в государственно-образовательный стандарт по программе дошкольного воспитания такого раздела, как «Человек в истории и культуре» .
По мнению Шергина Б., «патриотизм, гражданственность – это твое и мое, личное, родовое, историческое чувство, это наше достояние и ответственность. И оно способно, если о нем не забывать благотворно действовать и в повседневной жизни, способно строить твое сознание, твое миропонимание, твои поступки и всю жизнь»
К.Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, анализируя психолого-педагогическую литературу, можно с уверенностью сказать, что фольклор является важным средством воспитания патриотизма, гражданственности у детей дошкольного возраста. Другим словами все произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
В современной литературе существует огромное количество разнообразных форм и методов, способных зажечь в ребенке искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов. Это могут быть и занятия, и развлечения, и праздники, и экскурсии, и театр, и игры, и чтение литературы и многое другое.
Следовательно, наша гипотеза - воспитание гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста будет успешным, если: систематически проводить мероприятия с использованием народных традиций, систематически проводить мероприятия с использованием народных традиций, а так же проявлять творческий подход в обучении и воспитании гражданственности, патриотизма у детей.
Так, сначала был организован кружок «Гусельки». На протяжении четырех лет работы кружка нами были использованы разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми и родителями с использованием народных традиций, фольклора. Для занятий с детьми были подобраны иллюстрации к различным сказкам, потешкам, стихам.
Были созданы картотеки, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, такие как «Пословицы», «Поговорки», «Потешки», «Частушки», «Колыбельные песни».
В приобщении к ценностям народной культуры, воспитании гражданина огромная роль отводится тесной взаимосвязи и сотрудничеству с семьёй.
Благодаря родителям было создана в детском саду база для знакомства с истоками русского народного творчества: уголок быта со множеством предметов-образцов, экспонатов народно-прикладного искусства; обширный наглядный материал, представленный набором открыток, иллюстраций, схем, альбомов с изображением русских костюмов и его элементов, предметов русского быта, образцами русских народных художественных промыслов; библиотечка русских народных сказок, былин, преданий, колыбельных, частушек, календарных песенок, закличек, приговорок, потешек, дразнилок; набор народных инструментов: колокольчик, бубен, ложки, трещотки, дудочка и др.Основными формами работы с детьми в рамках кружка были следующие: экскурсии, комбинированные занятия, развлечения, беседы, народные праздники и традиции, народные игры, посиделки игры на русских народных инструментах. А в свободное время дети слушали музыку с аудиокассет, дисков в исполнении музыкантов и оркестров на народных инструментах. Для углубления знаний о музыкальных инструментах приглашали детей для выступления из школы искусств в детском саду. Особая роль в системе работы кружка отводится народно-прикладному искусству – Хохлома, Городец, Дымка, Гжель, волжские кружева, резьба по дереву и т.д. В изобразительной деятельности «превращались в народных умельцев» и сами изготавливали эти предмет, закрепляя виды росписей. После проделанной работы оформляли выставки работ в группе, дарили в виде подарков изделия детям младших групп. В приобщении детей к народной культуре и традициям фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Поэтому одним из методов воспитания гражданственности являются наблюдения, экскурсии, походы.
Основными показателями воспитания гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста можно считать – изменение у детей интеллектуальных, творческих способностей, изменение содержания, выразительности хороводных игр, плясок и других жанров фольклора, их использование в самостоятельной деятельности.
Так, у дошкольников повысился интерес к народным традициям, фольклору, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности; мы зажгли в детях искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитали патриотов; взаимоотношения между детьми стали более ровными, доброжелательными, практически бесконфликтными; у детей сформировалась эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод:
1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения является первым и непременным условием воспитания гражданственности у дошкольников.
2. Залогом успешного развития и воспитания детей явилось также создание условий для свободной самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразии окружающего мира.
3. Исследование показало, что надо строить обучение так, чтобы не только накапливались практические умения, но и развивалась мысль детей, интерес, желание и умение думать, а также воспитывалась их личность.
4. Подтвердилась большая эффективность разнообразных методов, средств, приёмов, конкретизировалась методика их применения.
5. Также подтвердилось и то, что именно с дошкольного возраста необходимо начинать воспитывать гражданственность, патриотизм у дошкольников.
6. Огромную роль в патриотическом воспитании сыграл целесообразный подбор русского народного материала и оборудования, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Наши исследования позволяют нам утверждать, что в воспитании гражданственности, патриотизма у детей дошкольного возраста особое внимание необходимо обратить на народные традиции и фольклор.
Поэтому, обобщение педагогического опыта и выявление значения народных традиций, фольклора в воспитании гражданственности, патриотизма у дошкольников, которое было целью нашей работы, является полезным вкладом в решение данной проблемы.
Материалы данной работы были использованы педагогами и родителями МДОУ «Детский сад № 1» г. Александровска, на базе которого проводилось исследование, и позволит эффективнее работать над данной проблемой. Также эти материалы могут быть использованы и методистами, педагогами ДОУ, родителями, студентами, обучающимися по специальности «Дошкольная педагогика и психология», а также всеми заинтересованными этой проблемой лицами.
Список литературы.
Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. – Пермь, 2002. – 115 с.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: Планирование, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148 с.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Задачи:

  1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:
    • к семье, поселку, стране;
    • к природе родного края;
    • к культурному наследию своего народа.
  2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
  3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
  4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.

1. Проблема

Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Общие положения» пункте 1.6 говорится: «Стандарт направлен на решение следующих задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В разделе «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования»: «Содержание Программы определяется несколькими образовательными областями, одна из них - познавательное развитие: формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» обращаем внимание: на гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, бережное отношение к природе и окружающей среде.

Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.

Цель: формирование у воспитанников интереса к русскому - народному творчеству, народной культуре. Осуществление патриотического и нравственного воспитания.

Задачи:

  • воспитывать любовь и уважение к труду народных умельцев, создающих игрушки;
  • воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
  • воспитывать бережное отношение ко всем игрушкам;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
  • дать возможность детям ощутить радость, любовь и доброту которые приносит эта игрушка.
  • создать благоприятные условия для ознакомления детей с русской народной игрушкой – Матрешкой.

Участники педагогического проекта: воспитатели, специалисты, воспитанники группы и их родители, сотрудники ДК «Колос».

2. Планируемые результаты

  • дети познакомятся с русской народной игрушкой Матрешкой, историей ее создания;
  • совместная с родителями работа еще более сблизит детей и родителей;
  • создание мини-музея «Матрешка».

3. Рабочий план реализации проекта

Средства реализации проекта:

  1. Опрос детей.
  2. Консультация для родителей
  3. Выставка «Семейная матрешка».
  4. Выставка детских рисунков «Наши матрешки».
  5. Дидактические игры «Подбери заплатку», «Расставь по росту»
  6. Мастер-класс для родителей «Игры и занятия с матрешками».
  7. Беседа.
  8. Кружковая работа.

Этапы реализации педагогического проекта

Организационный:

  1. Постановка целей и задач, прогнозирование результатов.
  2. Составление плана реализации проекта.
  3. Изучение проблемы по данному вопросу через специальную методическую литературу.
  4. Подбор детской литературы, изготовление дидактических игр в соответствии с возрастом детей.
  5. Изготовление картотек, игр, подбор художественного слова по данной проблеме (загадки, стихи, пословицы и поговорки, т.д.).
  6. Подготовка консультаций, рекомендаций родителей.
  7. Оснащение развивающей среды.
  8. Создание необходимых условий для реализации проекта.
  9. Обсуждение сценария развлечения с работниками Д/к «Колос».

Основной:

Предполагаемая дата проведения мероприятия Место проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный за выполнение
Работа с детьми
1 декабря Групповая комната Беседы об истории возникновения и развитии матрешечного дела. Воспитатели
2 декабря Муз.зал Просмотр презентаций: «История матрешки», «Русская матрешка». Воспитатели
1-5 декабря Групповая комната Чтение и обсуждение литературных произведений стихотворений, рассказов о матрешке
Воспитатели
1-5 декабря Групповая комната, муз.зал Заучивание стихов, потешек, песенок о матрешке Воспитатели, муз.руководитель
3-5 декабря Групповая комната НОД: «Красавица-матрешка», «Наряды для матрешки». Воспитатели
4 декабря Групповая комната Аппликация «Матрешка в подарок»(кружковая работа) Воспитатели
4-5 декабря Муз.зал Прослушивание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова муз.руководитель
2 декабря Групповая комната Разучивание физ. минутки «Матрешки» Воспитатели
3 декабря Спорт.зал Подвижная игра: «Матрешки» Физ.инструктор
1-5 декабря Групповая комната Сюжетно-ролевые игры: «Матрешка встречает гостей», «Экскурсия на выставку», «Семья», «Магазин игрушек»
Воспитатели
1-5 декабря Групповая комната Дидактические игры: «Расставь по росту», «Найди матрешку», «Собери матрешку», «Подбери по цвету». Воспитатели
1-5 декабря Групповая комната Рассматривание иллюстраций Воспитатели
Работа с родителями
1 декабря Групповая комната Консультация для родителей «Матрешка» Воспитатели
5 декабря Групповая комната Проведение мастер-класса для родителей «Игры и занятия с матрешками». Воспитатели
1-5 декабря Изготовление семейной матрешки. Воспитатели и родители
1-5 декабря Групповая комната Организация мини-музея Воспитатели, родители и дети

Заключительный:

Подведение итогов в реализации проекта

Развлечение «Матрешенька», организованное совместно с сотрудниками Д/К «Колос».

4. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов

  • дидактические и наглядные пособия;
  • методическая литература;
  • иллюстрации с различными видами матрешек;
  • детская художественная литература;
  • аудиозаписи «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В. Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Русский сувенир» муз. и сл. Чурилова

Список используемых источников:

  1. Сотникова Ирина. «Кто придумал матрёшку». Сайт «Русские напёрстки»: thimble.h11.ru 2.Матрешка: история русской любимой куклы www.dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor
  2. Матрешка – русская игрушка pandoraopen.ru/2013-10-16/matryoshka-russkaya-igrushka/
  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
  4. Новый Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» – М.: Изд. «Проспект», 2013.
  5. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой» вторая младшая группа. – Волгоград: Изд. «Учитель», 2014.
  6. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа – М.: Изд. «Карапуз-Дидактика», 2010.

Ольга Порозова
Опыт работы «Фольклор как средство патриотического воспитания детей»

Опыт работы «Фольклор как средство патриотического воспитания детей »

ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ № 85 «БЕРЕЗКА»

ПОРОЗОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Фольклор – народное творчество, чаще всего устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы;

создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка (песни, инструментальные

наигрыши и пьесы, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол, танец, архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство.

Актуальность темы : С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди, как работали и как отдыхали , как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт. Я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников , что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к фольклору . Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт , духовный мир, чувства наших предков.

Цель опыта : установить степень эффективности применения фольклора в практике работы по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, а также приобщить детей к миру народной культуры, развить

познавательный интерес к народным традициям и праздникам на Руси. Воспитать любовь к своей Родине, к своему народу, к традициям русского народа.

Сущность моего опыта заключается в том , чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому, считаю, и верный способ патриотического воспитания , воспитания чувства любви к Отечеству.

НОВИЗНА ОПЫТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В :

Использование метода мнемотехники при разучивании подвижных игр

Использование ИКТ для более наглядной демонстрации материала

В начале своей работы по данной теме мною были поставлены следующие задачи :

Создать атмосферу национального быта;

Поддержание интереса детей к фольклору ;

Познакомить детей с народными традициями и обрядовыми праздниками;

Развивать интерес к народному творчеству;

Знакомство с русскими народными играми.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками , загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей .

Фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники : ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

В рамках реализации обозначенной цели по патриотическому воспитанию и развитию творческих способностей детей я провожу досуги для детей , театрализованные представления и праздники, имеющие социально-значимые идеи; в ходе поддержания преемственности между детским садом и семьей разработаны серии консультаций для родителей о праздниках и обрядах на Руси, разработан цикл родительских встреч и посиделок.

Хороводные игры – любимые забавы малышей. Легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. Это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям.

Народные игры в детском саду - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир.

В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно. Восприятие и речь детей формируются в процессе действий с дидактическими игрушками.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения .