До мурашек! Почему младенцы детдома всегда молчат? Почему молчат дети

Как часто родителям приходится сталкиваться с ситуацией, когда малыш в ответ на слова, просьбы и вопросы взрослых просто молчит и как будто замыкается в себе. Так случается, когда мама пытается научить сына математике, а он не желает повторять только что объясненный ею урок; так бывает, когда папа ругает малыша за плохое поведение, а он словно не слышит. Но малыш просто делает вид, что не слышит взрослого и молчит. Почему так происходит?

Ребенок боится

Очень часто дети теряются и не могут найти подходящих слов, когда взрослый по какой-то причине их пугает. Возможно, малыш боится ответить на вопрос неправильно и тем самым вызвать гнев родителей. Точно так же обычно ведут себя и взрослые. Вспомните свою реакцию, когда вы чего-то боитесь – все нужные слова сразу же вылетают из головы, а внимание рассеивается, и вы не можете вспомнить, что вам только что сказали. Так же и у малыша - вместо нужных ответов в голове начинают крутиться мысли о том, правильно ли он отвечает, как он выглядит, что скажут родители и так далее.

Ребенку не интересно

Еще одна причина, по которой вам может казаться, что ребенок вас не слышит или не слушает – это отсутствие интереса с его стороны. К примеру, малыш увлекся сборкой самолета из конструктора и пропустил вопрос отца или не услышал, как мама зовет его обедать. Не нужно ругаться – вспомните свою реакцию на внешние раздражители в то время, когда вы чем-то сильно увлечены. Попробуйте попросить мужчину починить дверцу шкафа во время просмотра футбольного матча или спросить у женщины, где лежит квитанция о квартплате, когда она увлеченно разговаривает с подругой по телефону, и вы поймете, что с первого раза вас вряд ли услышат.

Ребенок протестует

Очень часто дети никак не реагируют на просьбы и вопросы родителей, когда хотят им досадить. В большинстве случаев такой протест – это эмоциональная реакция на большое число ограничений, жесткий родительский контроль и стремление участвовать во всех делах ребенка. Родители из-за своей чрезмерной опеки и контроля быстро теряют доверие и уважение ребенка, которые очень трудно вернуть.

Если замкнутым и необщительным становится подросток, то родителям необходимо поговорить со своим ребенком. Если беседа не принесла результатов и причина замкнутости или агрессии осталась невыясненной, то следует незамедлительно обратиться к психологу.

В вашем браузере отключен JavaScript

Если ребенок молчит…

Если вы столкнулись с таким поведением ребенка, в первую очередь определите, с чем оно связано. Страх можно прочитать в глазах малыша и постараться успокоить своего ребенка. Не используйте командный тон, не повышайте голос, говорите с малышом спокойно.

Если страх ребенка – это боязнь что-то сделать не так, то он обычно возникает как реакция на чрезмерную опеку со стороны родителей. Вам нужно пересмотреть свое поведение и постараться давать малышу как можно : не стоит объяснять ему правила пользования каждой новой игрушкой, читать лекции о том, как опасно ходить по лужам, покрытых льдом, и каждый раз рассказывать, как нужно правильно шнуровать ботинки. Постепенно малыш перестанет чувствовать давление с вашей стороны и станет более раскованным и открытым.

Если ребенок вас не слышит из-за того, что его мысли сосредоточены на чем-то совершенно другом, нужно либо дождаться более удобного момента, либо поговорить с крохой о том, что его занимает в данный момент. Малышка, с которой вы немного поиграете в куклы, охотнее пойдет обедать, а ребенок, собирающий новый конструктор, сможет переключиться на ваш вопрос, если вы сначала поинтересуетесь, чем он сейчас занят.

Если же причина – протест против , вам нужно пересмотреть правила воспитания. Если ребенок постоянно слышит от вас замечания и упреки, неудивительно, что ему это надоедает, и он стремится закрыться от них «непроницаемой стеной».

Главное – это умение интересоваться тем, что происходит в мире вашего ребенка, и желание понять его, а не стремление сделать так, чтобы он беспрекословно подчинялся, выполнял приказы и всегда был готов отвечать на ваши вопросы. Только при взаимном понимании между родителем и ребенком могут возникнуть доверие и близость, которые нужны всем.

Виктория Грицук

Дайна и Мэтт Мейгер - молодая пара из Челси, штат Мичиган, США. В прошлом году они с нетерпением ждали рождения своей малышки Луэллы.

После 18-часовых схваток Дайна совсем ослабла, а сердцебиение Луэллы начало замедляться. У матери и дочки сильно поднялась температура. Мэтт и Дайна молились, чтобы все прошло успешно, и 23 октября Дайна родила.

Совсем недавно Дайна поделилась историей, которая быстро разошлась по Интернету, не оставляя никого равнодушным.

“В первый раз, когда мы решились оставить дочь дома, мы отправились в церковь. Там один из миссионеров рассказал случай, который запал мне глубоко в душу. Этот миссионер побывал в одном из детских приютов в Уганде. На самом деле он бывал во многих из них, но именно этот отличался от остальных.

Мужчина вошел в детскую комнату, где было более 100 кроваток, в которых лежали младенцы. Он в изумлении прислушался и не поверил своим ушам - стояла оглушающая тишина.

Звук, который никогда не присутствует там, где есть маленькие дети. Но здесь, в комнате с более чем 100 малышами, стояла именно она, пугающая тишина. Он повернулся к нянечке и спросил, почему так тихо. Ответ, который прозвучал, заставил меня вздрогнуть. Я никогда, НИКОГДА в жизни не забуду его.

Медсестра посмотрела на миссионера и сказала: “После того, как они попадают к нам сюда и плачут бессчетное количество часов, проходит неделя, когда они успокаиваются, понимая, что никто к ним не придет…

…Они перестают плакать, когда понимают, что никто не придет к ним. Ни через 10 минут, ни через 4 часа, возможно, никогда…

Мое сердце как будто разбилось на части, и я никак не могла собрать его по кусочкам. Во мне загорелось желание дать обещание. Обещание самой себе.

Мы пришли домой. В ту ночь, пока Луэлла спала, прижавшись своим маленьким тельцем ко мне, я дала ей обещание. Что я всегда буду приходить к ней.

Всегда.

В 2 часа ночи, когда услышу плач по радионяне, я приду.

Когда ей впервые будет больно, когда ее сердце будет разбито в первый раз, мы придем к ней.

Мы будем рядом, поддержим, позволим ей самой принимать решения, но будем рядом.

Она увидит, как мы плачем и расстраиваемся, ведь плакать и чувствовать - это нормально.

Она будет знать, что мы - ее безопасное пристанище.

Мы всегда будем рядом”.

БУДЬТЕ ВСЕГДА РЯДОМ! НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДРУГ ДРУГА!

Она дала ему ответ, услышав который любой вздрогнет. Я эти слова НИКОГДА не забуду!

Эту историю рассказала Дайна из Челси. Она сама недавно стала матерью, причем роды проходили очень сложно. Но, к счастью, малышка родилась здоровой и мамочка не пострадала. Дальше от ее лица.

Однажды мы с мужем пошли в церковь, и оставили доченьку дома. Там один миссионер рассказал нам историю, которая запала мне глубоко в душу. Он часто бывал в приютах, но один из визитов запомнился ему лучше других. Тогда он зашел в комнату к младенцам и не мог поверить своим ушам.

Там стояло около 100 манежиков, но никто из деток не издавал ни звука. Это было так нехарактерно для маленьких детей, что атмосфера казалась странной и даже пугающей. Тогда миссионер спросил у няни, почему в комнате так тихо. И она дала ему ответ, услышав который любой вздрогнет. Я эти слова НИКОГДА не забуду!

Женщина посмотрела с грустью в глазах и сказала: «Попадая к нам, первое время они сильно плачут. Но проходит час, два часа, день, неделя, и они успокаиваются, так как понимают, что к ним никто не придет…».

Детки понимают, что ни через 5 минут, ни через час, возможно, даже никогда, к ним никто не придет…

После этих слов мое сердце замерло. И я дала себе обещание, что всегда буду приходить к своему ребенку. Я вернулась домой, прижалась к маленькому тельцу дочки и пообещала ей, что приду посреди ночи, если услышу ее плач. Что мы с мужем всегда будем рядом, поддержим ее в любой ситуации.

Что мы будем любить ее, станем для нашей девочки самым безопасным пристанищем и самым уютным местом на земле. Мы всегда будем рядом.

Читайте также:

News, Познавательное

Просмотрено

Топ 10 самых вкусных и удачных салатов для новогоднего стола!

News, Удивительное

Просмотрено

Рианна в соблазнительном костюме и с зелеными волосами хорошо повеселилась на барбадосском фестивале

News, Доброе

Просмотрено

Столкнулся в коридоре с Леной, нашим финансовым директором, она похвасталась картонной коробкой… Добрая история из жизни

Некоторым родителям приходится сталкиваться с таким явлением как задержка речевого или психо-речевого развития у ребенка. Подобный диагноз может поставить невролог или психотерапевт. Существует много споров по поводу того, что считать задержкой, а что нормой. До сих пор во многих случаях не выяснены реальные причины задержек развития. Специалисты делятся на два лагеря – сторонников медикаментозного вмешательства и его противников. Я хочу рассказать о собственном опыте, о том, как можно помочь своему малышу, которому никак не удается начать разговаривать.

Мой мальчик не разговаривает в свои два и четыре года. Я не врач, не логопед и не психолог. Я просто мама, которая обошла всех этих специалистов с одним вопросом: «Почему мой ребенок молчит?» Получив самые разнообразные ответы, я сделала выводы и разработала программу помощи своему сыну. Все, о чем вы прочтете ниже – это мой опыт.

Как правило, до трехлетнего возраста задержку психо-речевого развития называют темповой – это означает наличие у ребенка особенностей в созревании коры головного мозга, что и вызывает отставание, но в перспективе есть большая вероятность благоприятного исхода – ребенок заговорит, просто позже, чем его сверстники.

Три года – это некая критическая точка. До этого возраста фразовая речь должна сформироваться. Если же в три года и после ребенок не строит хотя бы простые предложения, родителям не следует откладывать визит к специалистам, так как отсутствие речи после трех лет может привести в будущем к проблемам в обучении и различным комплексам, связанных с общением.

Важно понимать, что задача родителей – своевременно выявить проблемы в развитии своего ребенка. В этом вам помогут таблицы норм психо-речевого развития. Вам следует обратиться за консультацией к специалисту в том случае, если вы заметите отставание от нормы хотя бы по одному пункту. Для того, чтобы свериться с нормами речевого развития, я рекомендую первую главу книги практикующего логопеда М.А. Поляковой «Как правильно учить ребенка говорить», кроме того в ней же вы найдете целую программу упражнений по развитию речи.

Мои же рекомендации подходят для домашних занятий с детками до трех лет. Как правило, у малышей этого возраста задержка речи и задержка психического развития идут рука об руку. Эту связь очень подробно объясняет Л. Выготский в своей знаменитой книге «Мышление и речь». Говоря простым языком, когда ребенок говорит, строит фразы, в его мозге образуются тысячи новых нейронных связей и процесс мышления активизируется. Когда мы задаем вопросы, просим вспомнить, предположить, придумать – все это сложные психические процессы, очень необходимые для развития мышления. И совершенно ясно, что это развитие существенно тормозится в том случае, когда малыш никак не выражает свои мысли, а наши вопросы игнорирует.

Неговорящих или плохоговорящих деток зачастую выдает их «странное» поведение. Так, например, малыши, не имеющие проблем речевого развития, уже с годовалого возраста могу показывать глазки у игрушки или тыкать пальчиком в книгу с вопросом «что это?» Они могут еще и не говорить, но смотреть на вас вопросительно – это неважно. Чуть позже ребенок, развивающийся по норме, легко усваивает небольшие поручения и просьбы: «дай», «возьми», «отнеси», «подойди» и т.д. По мере взросления малыша эти просьбы становятся более сложными: «Подними и положи на стол». Детки с задержкой в развитии зачастую не исполняют таких поручений. Складывается ощущение, что они не понимают, не хотят или не слышат. В этих случаях родителям часто рекомендуют сводить малыша к лору и проверить слух. Но даже со здоровым слухом ребенок может полностью игнорировать ваши просьбы. Это говорит о том, что у ребенка отсутствует или плохо сформирована «внутренняя речь».

Многие из занятий, о которых вы прочтете ниже, по своей сути, напоминают занятия с дефектологом. Но найти хорошего дефектолога не так-то просто, да и каждый день к нему ездить не будешь, а заниматься дома можно ежедневно и это совсем не сложно.

Разговаривайте с ребенком

Способность к овладению речи – это врожденная особенность каждого человека. Развитие речи начинается с момента рождения, а современные психологи убеждены, что речь развивается еще в утробе. Поэтому очень важно с первых дней жизни ребенка разговаривать с ним. На практике эта рекомендация порой тяжело дается молодым мамам – за неимением опыта общения с детьми они часто признаются в том, что не знают, о чем говорить с малышом. И в самом деле, очень сложно общаться с крохой, которая даже еще не смотрит в вашем направлении и уж тем более не подает никаких признаков интереса к тому, что вы говорите.

Помогут следующие приемы:

– проговаривайте ребенку все ваши действия: «сейчас я буду тебя купать, я осторожно опущу тебя в ванну и буду держать крепко-крепко. Какая теплая водичка! Мой сыночек купается. Мы моем ножки, моем ручки, животик, спинку. Ай, какая приятная водичка!» и т.д. С непривычки это кажется странным, но постепенно такое общение станет частью вашей жизни;
– рассказывайте ребенку сказки и стихи. Длинные произведения детских (и не только) поэтов – это просто спасение в первые годы жизни малыша. Вам достаточно заучить пару стихов – «Сказку про мышонка» С. Маршака, стихотворение «Машенька» А. Барто или вступление к поэме «Руслан и Людмила» А. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый», например, и вам всегда будет что рассказать ребенку;
– хорошо, когда с ребенком разговаривают и другие люди. Расширяйте круг общения, выходите в люди, приглашайте гостей, хотя бы иногда.

Возможно, это вас и удивит, но в современном мире коммуникаций и ценности информации одной из самых распространенных является проблема речевого развития детей. Каждый второй ребенок в возрасте от двух до четырех лет попадает ко мне, как к психологу, с задержкой речевого развития (плохо говорит, или ребенок вообще молчит).

Тенденция роста подобных проблем наблюдается последние 20 лет во всем мире. Но если в начале 70-х такие нарушения были всего у 4% детей, то на сегодняшний момент число детей с данным диагнозом возросло почти в семь раз. С такой тенденцией одной из самых востребованных профессий скоро будет логопед-дефектолог. Речь - необходимое условие полноценного развития человека, ибо это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, управления своим поведением, осознания своих чувств и себя как личности.

Для понимания проблемы важно знать, что речь бывает активной и пассивной. Активная речь - это непосредственно то, что ребенок говорит, т.е. может произнести вслух. Пассивная выражается в форме понимания чужой речи, например, вы просите ребенка подать вам телефон, и он подает вам именно телефон, а не что-то другое, находящееся в его поле зрения. Он отличает ложку от вилки, стул от табурета, конфету от карандаша, конечно же, при условии, что вы сами не путаете названия. У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих, а потом уже начинает говорить сам. То есть его пассивная речь развивается раньше.

Однако следует учесть, что уже с первых недель жизни ребенок распознает особенности речи матери и уже в этот период учится говорить активно. Посему важно начинать говорить с малышом как можно раньше. Как ни парадоксально, многие родители не считают необходимым разговаривать с младенцами, не видя в них личность и полагая, дескать, они все равно ничего не понимают, так зачем вообще сотрясать воздух.

Давайте попробуем разобраться, в чем причины задержки речевого развития, и почему наши дети упорно «отказываются» с нами говорить. На приеме трехлетний малыш. Войдя в кабинет, он пролетает мимо меня в сторону яркой игрушки, даже не остановив на мне взгляд. Кажется, что никого кроме него в кабинете и нет. Пока ребенок занят игрушкой, он не отвечает на вопросы, не реагирует на раздражители, и даже мама не может ничем привлечь его внимание. Но вот игрушка наскучила малышу, и он, обратив свой взор на маму, произнес: «А-аа». Мама извлекает из сумки бутылочку с компотом и вручает мальчику. Он удовлетворен. Только ей самой известно, что означало это «а-аа», но по реакции видно, что она «угадала».

За время всей встречи было еще несколько протяжных гласных, на которые мама реагирует мгновенно, как фокусник, доставая из сумки еду, игрушки и другие, интересные ребенку, предметы. Вскоре малышу наскучили все эти манипуляции, и он затягивает уже протяжное громкое «А-аааа!». На этот сигнал мама реагирует извлечением из недр сумки планшета. С этого момента малыш затихает, и отвлечь его внимание от заветного гаджета уже ничем невозможно. Это не конкретный пример, это типичный случай. Причин нарушений речи может быть множество, и задержка речевого развития - часто результат целого комплекса в той или иной степени поправимых проблем. Но гораздо важнее на более ранних этапах замечать некоторые несоответствия, и тогда многие проблемы можно избежать.

Первое, что я рекомендую, - проверить у ребенка слух. В принципе при любых проблемах с речью визит к отоларингологу не будет лишним. Мне известен случай, когда нарушение слуха у ребенка обнаружили уже при приеме в школу. До этого способный по природе мальчик научился читать по губам. Проблема выяснилась, когда артикуляция говорящих с ним чужих людей стала сильно отличаться от артикуляции его близких. Отоларинголог может обнаружить и другую проблему - слишком короткую уздечку или слишком крупный язык, что может вызывать трудности при говорении, в результате чего ребенок предпочитает молчать.

Задержку речевого развития способен выявить и врач-невролог. Так что плановые походы к нему в рекомендуемые сроки пропускать не стоит. Помните, что речь человека начинает формироваться с рождения, и до того, как ребенок произнесет первое слово, его речь проходит такие стадии развития, как гуление и лепет. Именно отсутствие этих стадий может обнаружить невролог. Бывают случаи, когда задержку речевого развития «предвещают» иные сопутствующие диагнозы - обстоятельства рождения, периода беременности, генетические нарушения, патологический (повышенный или пониженный) тонус мышц и пр.

Следует знать, что задержка речевого развития - один из главных признаков детского аутизма. Если у малыша обнаруживаются отставание речевого развития и симптомы отсутствия стремления к контактам, можно предположить, что этот ребенок - аутист. Такие дети не улыбаются, не оживляются при виде родителей, часто не смотрят в глаза. Но диагноз такому ребенку вы не имеете права ставить самостоятельно. Только квалифицированный детский психиатр может поставить диагноз аутизм. Психолог тоже не имеет на это права, он может всего лишь предположить, но для постановки диагноза направит ребенка к врачу. Идти или не идти к психиатру - это, конечно, ваш выбор, но для полноценной адаптации ребенка к условиям реальной жизни вам придется во многом поменять свои представления о детях, а значит воспринимать реальность полноценно.

Теперь о «бытовых» причинах задержки речи. Назовем первую так - «успокоительный гаджет». Безусловно, за тот промежуток времени, пока в руках у малыша заветный планшет или телефон, мама успевает сварить борщ, постирать и повесить белье, накормить младшего братишку, папу и даже выгулять собаку… Но, как правило, у ребенка, рано познавшего прелести «компьютерной жизни», -не только проблемы с речью, он раскоординирован, у него ярко выраженные вспышки агрессии, проблемы с питанием, засыпанием, он долго не может успокоиться при минимальном раздражении. Важно понимать, что мозг маленького человека развивается в последовательности, предполагающей качественные переходы от одной ступени развития к другой, где каждая предшествующая является основой последующих ступеней или стадий развития.

Предметно-манипулятивная деятельность - основная в период младенчества, за которой следует предметная. Ребенок в этот период развивается за счет исследования предметов из окружающего его мира. И в этот период реальный кубик в руках малыша непосредственно развивает его. Он может взять его в руку, в рот, лизнуть, бросить на пол, постучать им по другому кубику и т.п. Но кубик на экране планшета не обладает набором свойств, необходимых малышу, и, естественно, не может стимулировать развитие мозга, дать понимание свойств и качеств предметов. Ведь свойства всех виртуальных предметов одинаковы - плоский гладкий экран! И гордость, с которой родители хвастаются друг другу о том, как ловко их малыш управляется с планшетом, - абсолютно ложный посыл.

Поэтому правило номер один: до трех лет - никаких гаджетов! Компьютерные игры можно вводить в деятельность ребенка только после того, как он освоил традиционные виды детской деятельности - рисование, конструирование, восприятие и сочинение историй. Когда малыш научится самостоятельно играть в обычные детские игры - ролевые, манипулятивные, моторные, логические. О развитии мелкой моторики - отдельный разговор. Многие уже знают, что развитие мелкой моторики каким-то дивным образом влияет на развитие речи, и мамы с материнским рвением заставляют малышей работать пальчиками.

Действительно, мозг человека устроен так, что, говоря простым языком, участки головного мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику, связаны, и, развивая один участок, мы стимулируем развитие другого. Это, кстати, часто используют и у взрослых людей при поражениях головного мозга (инсультах). В процессе реабилитации им рекомендуют вязать, вышивать, лепить и т.п. Но мелкую моторику невозможно развивать, не развивая общую, а это - умение ребенка ловко и скоординировано двигаться. Например, бросать и ловить мяч, прыгать, двигать синхронно руками, ходить по лестнице и по «бровке» (дети действительно это очень любят!). Иногда простые упражнения на координацию движений - лепка, рисование карандашами, застегивание пуговиц, шнурование - могут серьезно стимулировать развитие речи.

Важно понимать и обратные процессы: если центры речи и моторики настолько связаны, то бить ребенка по рукам - категорически запрещается! Вспомним оскароносный фильм «Король говорит», где король Англии Георг VI испытывает большие трудности от заикания, приобретенного в детстве: отец бил его по рукам, переучивая писать правой рукой, ведь будущий король был левшой.

Часто речевое развитие, как ни странно, тормозит двуязычная среда. Огромное количество семей в современном мире складываются из людей разных языковых культур и являются дву- или многоязычными. У детей, живущих в многоязычной семье, - своеобразные особенности в развитии речи. Но нормальное развитие двуязычной речи будет формироваться при условии, если ребенок будет постоянно слышать эту речь, и если у него нет отставаний в психическом развитии. Считается, что многоязычные дети овладевают произносительной частью речи медленнее и так же медленнее воспринимают звуковые сочетания в языке. Но, во-первых, многое зависит и от особенностей самих языков: близкие по грамматическим конструкциям и произношению языки осваиваются проще и быстрее, чем совершенно разные (впрочем, как и у взрослых). Чем сильнее разница в произношении одного и того же слова на языке матери и отца, тем сложнее его освоение. Ребенку нужно усвоить не только словесное название тех или иных предметов, но и соотнести их на одном и на другом языке между собой.

Процесс освоения речи может быть немного более растянутым во времени, поскольку объем усвоения информации увеличен в два-три раза (исходя из количества языков), но на общем психическом и моторном развитии это никак не отражается. Но тут важно условие присутствия раздельной языковой среды - каждый родитель должен говорить с ребенком на своем родном языке и не заимствовать сам слова из другого языка. Проще говоря, от родителей ребенок должен слышать эталонную речь, а не суржик, следует всегда «поправлять» ребенка, если он, говоря на одном языке, использует слова из другого. Выводы в этом вопросе делать вам.

И самым удивительным образом задержка речи проявляется у детей гиперзаботливых мам. Такие мамы, являясь в крайней степени перфекционистками, просто не дают возможности ребенку заговорить. Они улавливают желания малыша по движению его руки, вскинутой брови или отклонению уголков губ. И у такого ребенка просто нет необходимости говорить! Его понимают даже не с полуслова, а с полубуквы!

Точно иллюстрирует ситуацию анекдот: В одной семье был единственный сын, который ничего не говорил. Мальчика таскали к различным профессорам и логопедам, но те лишь разводили руками и ничего не могли поделать. Прошло время, мальчику исполнилось семь лет. Как-то утром, когда вся семья завтракала, он вдруг четко и внятно говорит: «Почему каша пересолена?». Родители забегали, засуетились, спрашивают: «Почему же ты раньше не говорил?», а он им отвечает: «Так раньше все было хорошо!».

Речь - это деятельность, имеющая свою структуру. И на первом этапе важна ПОТРЕБНОСТЬ говорить. А она не возникнет, если мама по первому жесту ребенка будет давать ему требуемое и работать «переводчиком» для остального мира. Эта ситуация весьма удобна для ребенка, и сам малыш вряд ли захочет исключить этот комфорт, его нужно выводить оттуда на речевое общение именно родителям. Ребенок должен осознать, что речь ему необходима, что без нее он не получит желаемое.

Учитывая все вышесказанное, нужно понимать, что какими бы ни были изначальные проблемы задержки речевого развития, все-таки основной причиной может являться то, что сами родители не считают нужным много разговаривать со своим ребенком. Не слыша в достаточной мере речь взрослых, не видя артикуляции и не имея возможности ей подражать, малыш будет отставать в речевом развитии. Нельзя забывать, что речевое и умственное развитие тесно связаны, и не сформированная вовремя речь может повлечь за собой отставание в умственном развитии. Для развития речи ребенка, прежде всего, необходимо создать благоприятные условия.

Самое главное - как можно больше говорить с ребенком. Он должен постоянно слышать речь, обращенную к нему, а не с экрана телевизора. Для этого следует постоянно комментировать все бытовые ситуации и события жизни малыша. Например, сборы в садик, уборку постели, прогулку, процесс еды. Важно описывать все, что вы видите с ребенком, все, что вы делаете, и все что вы чувствуете, называя все простыми словами, стараясь не использовать чересчур длинных и сложных слов.

Помощь в развитии речи оказывают чтение и заучивание стихов, считалочек, которые могут сопровождаться действиями, отображающими суть происходящего. Наши дети растут в новых условиях тотальной занятости родителей, и, к сожалению, их проблемы - порождение новых условий жизни взрослых, их стремительной жизни и отсутствия времени. Но важно понимать, что реагировать как страус в этой ситуации не получится, и надежда на то, что все само рассосется, и ребенок «вдруг» заговорит, слишком мала, даже несмотря на заверения бабушек.
Источник статьи: http://gazeta.zn.ua/family/pochemu-molchat-nashi-deti-_.html