Дидактические игры на гигиенические навыки. Занятие беседа с элементами игры «Личная гигиена школьника

Покидова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №11
Населённый пункт: г. Североморск
Наименование материала: картотека
Тема: Картотека игр для знакомства детей младшего дошкольного возраста с предметами личной гигиены
Дата публикации: 12.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Картотека игр для знакомства детей

младшего дошкольного возраста с

предметами личной гигиены

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель:
Знакомить детей с предметами личной гигиены. Активизировать речьдетей. Пополнить словарный запас.
ОБОРУДОВАНИЕ
: мешочек с предметами личной гигиены.

Ход игры
: Вы знаете, ребята, сегодня утром к нам в группу заходил Мойдодыр. Он очень хотел вас увидеть. Так жалко, что Мойдодыр вас не дождался, ведь у него утром так много забот! Но он оставил вам вот этот мешочек. Дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться. Затем воспитатель читает загадки и предлагает найти ответ среди предметов, которые дети достали из чудесного мешочка.
Отгадывание загадок:
Ускользает, как живое, Хожу-брожу не по лесам, Но не выпущу его я. А по усам, по волосам. Белой пеной пенится, И зубы у меня длинней, Руки мыть не ленится. Чем у волков, у медведей. (Мыло) (Расческа) Пластмассовая спинка, И сияет, и блестит, Жесткая щетинка, Никому оно не льстит, С зубной пастой дружит, А любому правду скажет – Нам усердно служит. Все как есть ему покажет. (Зубная щетка) (Зеркало) Вытираю я, стараюсь, Хвостик из кости, После ванной паренька. На спинке – щетинка. Все намокло, все измялось – Эта вещь поможет нам Нет сухого уголка. Чистить брюки и кафтан. (Полотенце) (Щетка)
Что ты можешь о них сказать!

Задача игры
. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Оборудование:
Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.
Ход игры
. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле. Воспитатель называет по имени одного ребенка: “Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы. Далее воспитатель задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: “Яна, есть у вас дома мыло?” Когда ребенок ответит утвердительно, воспитатель
просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?” Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитатель может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.) Воспитатель может задать и наводящие вопросы: “Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) “Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) “Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”. В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.
Чистоплотные дети

Задачи игры
. Учить детей находить предметы гигиены по просьбе воспитателя; узнать их назначение.
Ход игры.
Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать,тем лучше). Затем воспитатель говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова “волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.). Вариант. Воспитатель задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, плато
Что нужно кукле!

Задачи игры
. Упражнять культурно-гигиенические навыки.
Пособия:
Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход игры
. Воспитатель знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: “Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?” Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитатель направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: “Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

ИГРА - ЛОТО «УРОКИ МОЙДОДЫРА»

Цель
: закрепить знания детей о предметах личной гигиены, культурно-гигиенических навыках - последовательность действий (мытья рук, одевания, сервировки стола).
Правила:
Детям раздаются поля, разделенные на квадраты. В центре поля изображена большая картинка, ребенку предлагается выбрать нужные картинки, сопровождая свои действия объяснениями - «для чего это нужно». «Как Вова учился мыть руки» "Поможем Вове сервировать стол" "Оденем Вову на прогулку" "Чистота - залог здоровья" "Ванные принадлежности" При помощи данной игры дети закрепят знания о предметах личной гигиены, культурно- гигиенических навыках - последовательность действий (мытья рук, одевания, сервировки стола).

Игра-экспериментирование

«Прозрачная вода»

Цели
Познакомиться с водой, ее свойствами (прозрачная, без запаха, льется). Сформировать умения и навыки по использованию воды.
Материалы:
две прозрачные баночки (одна заполнена водой, вторая с чаем), стеклянная банка с широким горлышком, таз с водой, ложки, маленькие ковшики, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки.
Описание

В
гости к ребятам приходит Капелька.
Воспитатель.
Кто такая капелька? Где она живет? Ребятам предлагается узнать, что находится в банках. Дети убеждаются, что в одной вода, в другой - чай.
Воспитатель.
Как вы догадались, что это вода? Какого та цвета? Чем она пахнет? (Ответы детей.) Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики водой с помощью ковшиков.
Воспитатель.
Что мы делаем?
Дети.
Переливаем, наливаем воду.
Воспитатель.
Что делает водичка?
Дети.
Льется.

Воспитатель.
Послушайте, как она льется. Какой слышим звук? Воспитатель предлагает детям добавить в стаканчики сахарный песок ложечкой, помешать и понаблюдать, как сахар растворится. Предлагает поиграть в игру «Узнай и назови». Показывая картинки через банку с чаем, воспитатель спрашивает: «Вы что- нибудь видите?» Затем происходит рассматривание картинок через банку с водой.
Воспитатель.
Что вы увидели?(Ответы детей.) Почему так хорошо видно картинку? Какая вода?
Дети.
Прозрачная.
Воспитатель.
Что мы узнали о воде? (Ответы детей.)
Игра-экспериментирование «Чистящая вода»

Цели
Получить или закрепить представления, что вода смачивает и очищает. Сформировать умение (навык) мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой.
Материалы:
широкая миска (желательно прозрачная) с водой, две салфетки: чистая и грязная; безопасная краска для нанесения на детские ладони.
Описание
Детям предлагается взять бумажную салфетку (чистую) и осторожно опустить ее в сосуд на поверхность воды. Вода намочила салфетку. Аналогичные действия совершаются с грязной салфеткой. Объясняется, что вода растворила грязь с салфетки и" поэтому стала мутной. Затем на детские ладошки наносится краска, и детям нужно опустить руку в воду. Понаблюдать, что будет с ладонями. Рассмотреть, как окрашивается вода, а руки становятся чистыми. Порассуждать с детьми, зачем мыть руки, можно ли ходить с грязными руками, почему это небезопасно.

Игра-экспериментирование «Мокрые рукава и полотенце»

Цели
Показать необходимость засучивать рукава (иначе они будут мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо. Сформировать умение (навык) мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем через практикование и экспериментирование.
Материалы:
кусочек полотенца или маленькое полотенце целиком, широкая миска с водой.
Описание
Предложить детям взять полотенце и положить его в миску.
Воспитатель.
Как вы думаете, что будет с полотенцем?
Дети.
Оно намокнет, станет мокрым. Повторить то же с рукавом одежды. Объяснить, что рукава тоже могут намокнуть. Детям предлагается подумать, удобно, полезно ли ходить с намоченными рукавами. Поче- му это небезопасно? Объяснить, что полотенце впитывает воду (становится мокрым) с рук.
Игра-экспериментирование «Грязные и чистые руки»

Цели
Получить или закрепить представления, что вода очищает. Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки через практикование и экспериментирование с водой.

Материалы:
две прозрачные миски, условная грязь (глина, краска).
Описание.
Предложите ребенку полоскать руки в миске. Затем испачкать руки и снова пополоскать их. Сравнить воду по цвету. Подвести к выводу, что грязь, которая бывает на руках, остается в воде, что вода смывает грязь, делает руки чистыми.
Игра-экспериментирование «Какой формы мыльце?»

Цели
- Получить или закрепить представления о мыле, его полезных свойства; - Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки с мылом через практикование и экспериментирование
Материалы:
кусочки мыла разной формы, тазик с водой.
Описание.
Рассмотреть кусочки мыла разной формы. Обратить внимание, что такими их изготовили на фабрике, но человек, когда мылит руки, может изменить форму мыла. Взрослый берет мыло и хорошо намыливает руки, показывая детям необходимые действия, фиксируя их внимание на этом процессе. Потом обращает внимание на форму мыла, рассматривает ее с детьми, ищет, что изменилось. Затем предлагает детям повто- рить самим действия с мылом и водой. Обращает внимание на действия детей, помогает, подсказывает. После мытья рук с мылом и вытирания их полотенцем насухо взрослый рассматривает с детьми, какой формы оказалось мыльце, какие фигурки получились у детей, на что они похожи. Обращает внимание на воду, ее загрязненность. Делается совместно вывод о том, что вода вместе с мылом делает руки чище, ароматнее.
Игра-экспериментирование «Делаем мыльные пузыри»

Цели.
Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свой- ствами мыла: может растягиваться, образует пленочку, меняет цвет. Поддержать интерес к здоровье - сберегающим предметам.
Материалы:
жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.
Описание.
Медвежонок Миша рассказывает, что любит пускать мыльные пузыри. Но он не знает, как они делаются.
Воспитатель.
Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно? (Ответы детей.) Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в петлю.
Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в раствор.
Воспитатель.
Что мы видим, когда вынимаем петлю? (Ответы детей.) Потихоньку дуем. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? (Ответы детей.) Пузырь получился только из жидкого мыла. Оно может растягиваться в очень тонкую пленку, которая остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь. Можно поиграть в игры: «Какой формы пузырь», «Какой летит дальше, выше?» Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой он формы, какие цвета можно увидеть на ее поверхности.
Игра-экспериментирование

«Госпожа зубная щётка»

Цель:
Познакомить со свойствами зубной щётки: Состоит из маленьких ворсинок, хорошо трёт, чистит.
Материал:
Зубная щётка, тазик с водой, зубная паста.
Описание:
Взрослый приносит зубную щётку. - Чем мы чистим зубы? Почему мы их чистим зубной щёткой? Предлагает рассмотреть щётку, потереть ею о руку. - Что вы чувствуйте? Зубная щётка хорошо трёт, маленькие ворсинки попадают в щелочки между зубами и достают грязь. Зубки остаются чистыми, а значит здоровыми. - А откуда в зубах грязь? Как она скапливается во рту? Как часто надо чистить зубы? Зачем это необходимо делать? Что будет, если не чистить зубы или делать это неправильно? Поэкспериментировать с зубной щёткой и водой, размочить ворсинки, посмотреть, как по - разному они выглядят. Потереть ладошку влажной щёткой, сравнить результаты. Нанести на щётку пасту, растворить её в воде, понаблюдать, что будет происходить в воде.

Игра – путешествие «Путешествие в страну щеток».

Цели:
обратить внимание детей на то, что существуют разные щетки, но цель у них одна- помочь человеку убрать грязь; закрепить необходимый навык в использовании здоровьесберегающего предмета.
Материалы:
разные щетки –обувная, зубная сметка, швабра, щетка-расческа для волос.
Описание игры.
Воспитатель рассказывает, что госпожа Зубная Щетка приехала к ним из страны Щеток и предлагает отправиться в путешествие в эту страну.
Воспитателель:
В стране щеток живут жители – разные щетки. Посмотрите на них. Чем они отличаюся? (Внешним видом, размером, назначением). Для чего они нужны? (Показ детьми разнообразных действий со щетками). Но все они живут в одной стране. Что общего у всех этих жителей? (ворсинки). Для чего нужны нам эти вещи? (Для соблюдений чистоты, для помои по дому).
Игры со щетками
по желанию детей, предметно-манипулятивные действия. Также взрослый может создать ситуацию, в которой щетки используются неправильно Незнайкой: зубная чистит обувь, столовая – причесывает волосы… Дети решают эту запутанную ситуацию правильно, раскладывают щетки по назначению.
Игра – путешествие «Путешествие в город Предметов личной гигиены»

Цели:
обратить внимание, что вокруг нас много вещей, среди них – предметы личной гигиены, которые помогают нам соблюдать чистоту и опрятность; продиагностировать знания детей об их необходимости и умения использовать их.
Материалы:
мыло, мочалка, зубная щетка, полотенце, расческа; изображения этих предметов личной гигиены.

Описание игры.
В гости к ребятам приходит девочка чумазая.
Воспитатель.
- Ах ты, девочка чумазая, Где ты руки так измазала? Черные ладошки; На локтях – дорожки. - Играла на улице, вот и ичпачкалась. Ребята, что нужно сделай нашей девочке? (Умыться). Ты знаешь, что тебе поможет в этом?
Девочка чумазая:
Нет.

Воспитатель:
Давайте отправимся в путешествие страну Вещей, в город Предметов личной гигиены. Там мы встретим жителей этого города, которые помогут девочке чумазой стать чистой и опрятной. Воспитатель вместе с детьми отправляются в путь. Взрослый подчеркивает, что в стране Вещей живут разные вещи. Но в городе Предметов личной гигиены живут вещи необходимые нам, чтобы стать чистыми, опрятными, красивыми и здоровыми.
Воспитатель:
Вот один из жителей этого города. Что это? (мыло). Зачем нам нужно мыло? Что мы с ним делаем? (Намыливаемруки, отмываем грязь…). Что это? (Полотенце).Зачем нам нужно полотенце? (Вытирать руки). Где у нас хранится полотенце? (На вешалке). Вы умеете вытирать руки. Покажите мне, как вы это делаете. А вот две подружки. Что это? (Зубная щетка и зубная паста). Зачем они нам нужны? (Чистить зубы). Кто помогает нам сделать волосы аккуратными, красивыми? (Расческа). Вот сколько помощников мы встретили в этом городе, которые помогают нам стать чистыми и опрятными. Ты запомнила их, девочка чумазая? Пора возвращаться домой. Чтобы нам не забыть жителей этого города, мы возьмем их портреты и повесим в комнате гигиены.

Главный герой всех игр - Лутонюшка.

Сказочный герой Лутонюшка будет здесь заводилой, учителем, наставником. Он будет учить маленьких детей всему, что сам умеет и чем владеет.

Я - ухоженный ребенок

Я — ухоженный ребенок,

За собой слежу с пеленок.

Знаю, что мне надо делать,

Чтобы чистым было тело,

Чтобы зубы не болели,

Хвори чтоб не одолели!

Пока во дворе шла обычная утренняя суета и ты помогал животным завтракать, Лутонюшка после утренней гимнастики начал приводить себя в порядок, чтобы быть чистеньким и аккуратным целый день. Распевая песенку, он пошел в ванную. А дедушка, который тоже встал, кряхтя и постанывая, медленно (кости-то уже немолодые и негибкие, потому что мало физкультурой занимался) пошагал во двор, где к стене дома был прибит умывальник. Кошка Крошка побежала за дедушкой, а котенок Игрунчик, подпрыгивая и прогибаясь, последовал за своим любимым хозяином Лутошкой (так иногда называла бабушка Лутонюш- ку, когда сердилась). Сел Игрунчик в сторонке и начал лапкой умывать свою мордочку. А Лутонюшка взял зубную щетку с красивой пластмассовой ручкой и мягкой щетинкой и начал чистить зубы. Кошки зубы не чистят, потому что не знают, как, и не хотят знать. Не любят ничему учиться. Все бы только играть! Лутонюшка пытался приучить котенка следить за своими зубами, всегда показывал ему, как их чистить. А вдруг что-нибудь и западет котенку в память из его уроков! Он рассказал кошкам, зачем чистят зубки. А ты знаешь, для чего это делают каждое утро и на ночь?

❧ Выучи стихотворение и рассказывай незнайкам и грязнулям, что делать, чтобы к зубным врачам не обращаться.

Чтобы зубы не болели,

Дольше сохранились,

Люди зубы свои утром

Чистить научились!

От еды за целый день

Зубы загрязняются.

Зубы чистить также на ночь

Умные стараются:

Чтоб от грязи не загнили,

Чтоб, как сахар, белы были!

Игрунчик мыл свою шерстку и косился одним глазом на мальчишку. А тот учил.

1. Води щеткой во рту и туда, и сюда, и сверху вниз, и снизу вверх. Целых 3 минуты води, будь терпеливым!

2. Прополощи рот водичкой!

Почистив зубы, Лутоша прополоскал рот из стаканчика, который ему бабушка приготовила для полоскания. Водичка была кипяченая, потому что в сырой воде из речек и озер микробы заразные плавают.

Отвечай да выполняй

Развиваем внимание, запоминаем текст, учимся правилам гигиены и этикета

Материал для игры

Наша книжка и предметы по тексту: зубная щетка, зубная паста, стаканчик пластмассовый, рукавичка, 2 полотенца — для лица и ног.

Полощи рот правильно, как это делает Лутонюшка!

Расскажи кукле, как прополоскать зубы.

1. Набери воды в рот, закрой его и гоняй водичку, не глотая.

2. Отклони голову назад и полощи-булькай. Воду не глотай! Выплесни ее изо рта.

Потом открыл Лутонюшка кран, потекла холодная водичка, ну, не такая уж и холодная. Зимой она бывает прямо ледяная. И тогда бабушка помогает ему сделать водичку потеплее, смешивая ее с горячей. Подставил Лутонюшка ладошки горсточкой и стал мыть личико: помыл щечки, лоб, носик. И про уши и шею не забыл!

За ушами помыл,

Пальчик в ухо вставил,

Ушко тщательно протер,

Грязи не оставил!

❧ А как ты ухаживаешь за собой перед сном? Любишь свои ножки? Как? Что с ними делаешь? Для чего? А своим игрушечным друзьям моешь ноги перед сном? Скажи всем грязнулям, пусть запомнят:

На ночь моют свои ножки

Мишки, зайки и матрешки!

Даже волки и ежата,

Не помыв их, не ложатся!

Даже лисы, даже лоси

Грязь в постели не приносят!

❧ Собери своих игрушечных зверят и расскажи, чем вытирают лицо и ноги. Не перепутай полотенце для ног с полотенцем для лица, как получилось у козочек.

Вышла с козами оплошка:

Вытирали они ножки

Полотенцем нашей кошки.

Сердится чистюля-кошка:

«Взяли б лучше вы ветошку

Иль хотя б вон ту рогожку!

Я купила у матрешки

Полотенце за три трешки.

Я лицо им вытирала,

Вам его я не давала!»

❧ Посмотри на рисунок: чье полотенце длиннее, а чье короче?

Закрась самое длинное полотенце голубым цветом, а самое короткое — розовым. Другие раскрашивай по желанию.

Закончи фразу:

Полотенце-рушничок протянул сверчку... (сверчок).

Повтори скороговорку:

Цаца-царапа полотенце зацапала. Котик уже почистил свою шерстку и подал хозяину варежку, которую бабушка сшила из мягонькой ткани. Халат свой банный махровый распорола и нашила варежек для себя, для внука и для Старого, так она к дедушке обращалась. Сел котик Игрунчик в сторонке и начал наблюдать за Лутоней. А тот начал обтирать свое тело. Вот что он делал.

1. Намочил варежку.

2. Отжал ее.

3. Надел на левую руку и начал обтирать правую руку от пальчиков к плечу.

4. Переодел варежку на другую руку и начал обтирать левую так же, от пальцев до плеча.

5. Обтер грудь и тело.

Утро доброе, лошадка!

Спинка находится сзади. И мыть ее непросто, особенно малышам — руки-то еще короткие. И наш Лутонюшка, который протер влажной рукавичкой все, что мог, спинку не смог обтереть, не достал. Позвал на помощь бабушку, а той недосуг, делом занималась, завтрак готовила. Но помощник тут же нашелся. Это был Знатка, суровый старик-сосед, живший в доме неподалеку. Он и помог обтереть Лутонюшке спинку. Он пришел в дом к соседям не просто так — принес привет и улыбку.

Заглянул он в дом к соседям, чтобы поздороваться. А поздороваться — это значит пожелать человеку здоровья и добра. Во всех странах все люди с давних-давних пор всегда здороваются.

Идут навстречу, говорят: «Здравствуйте!» А если кто-то не хочет здороваться, значит, недобро к тебе относится, а может, просто не знает, что принято желать каждому здоровья.

Но Лутошка-то умница! Все знает! Он выглянул из ванной и сказал:

— Доброе утро, дядя Знатка!

— Доброе утро, соседушка!

Утром всегда так говорят, желая добра и знакомым, и незнакомым.

❧ А что надо говорить вечером? Пусть твой мишка ответит! Поиграй в приветствия со своими игрушками.

— Здравствуй, мишка,

— Здравствуй, мышка!

— Будь здоров и ты, малыш!

— Утро доброе, лошадка!

— Да уж ночь уже, глупыш!

— Добрый вечер! Перепутал.

«С добрым утром!» — скажем утром!

Рукавичка

Попроси маму (бабушку, сестренку) сшить рукавички из махровой ткани, чтобы делать обтирания. Вот такие рукавички:

У меня в шкафу одежда

Чистенький, с белыми зубками и со свежим дыханием, в самом лучшем настроении вышел Лутонюшка из ванны, чтобы быстренько одеться и пойти в столовую, откуда доносился запах печеных оладушек, которые он ел со сметанкой по утрам. Вечером, раздевшись для сна, малыш аккуратненько сложил всю одежду рядом с кроваткой, на креслице, чтобы не метаться потом утром и не разыскивать по углам свою разбросанную одежду. Время надо экономить для игр и полезных дел. К чему его растрачивать на поиски своих штанишек, маечки? Ведь растеряхам сложно жить. Время от них убегает вперед. Везде они опаздывают, ничего не успевают, все их ругают. А все очень просто — нужно только правило знать и всегда его помнить: аккуратным надо быть — и себя, и всех любить!

Игра «Минута аккуратности»

Учим работе с текстом, приучаем быть аккуратным

Материал для игры

Картинки с разбросанной одеждой, сложенная стопочкой на табурете одежда, аист с плакатом в клюве.

Ход игры

Воевода, помощник Лутонюшки, учит ребятишек быть аккуратными. Делает он это на занятиях под названием «Минутка аккуратности». Сначала он читает нижеследующий текст.

Когда Лутонюшка был совсем маленьким, куда он только ни бросал свои вещи! Родители и Бабуля с ним просто замучились. Но однажды утром прилетел аист, который приносит детей, попросился в комнату мальчика и повесил на стену красивый плакатик с картинками. Так как Лутонюшка еще не умел читать, аист сам все прочитал. На плакатике стоял заголовок: «Для зверушек и детишек!» А ниже аист красиво написал:

Правило аккуратности

Не бросай свою одежду!

Это делают невежды.

Снял колготки и сложил,

Рядом майку положил!

По утрам лишь растеряхи

Ищут обувь и рубахи.

Выучи это правило наизусть и напоминай его себе, когда снимаешь с себя одежду. Поиграй с куклами-неряхами и другими игрушками в «Минутку аккуратности». Проведи с ними «Занятие-внушение». Не уставай повторять своим мишкам-зайчишкам Правило аккуратности. Выучи и расскажи своим родителям, бабушке и дедушке стишок.

Правило давно я знаю.

Утром время не теряю.

Ничего не разбросаю,

Аккуратно все сложу,

Утром быстро одеваюсь,

По квартире не кружу.

Взрослые и ребятишки носят туфли и штанишки...

Учим работе с текстом, развиваем внимание и память, закрепляем понятие одежды детской и взрослой; учим различать одежду зимнюю и летнюю

Материал для игры

Одежда для кукол, вырезанная из бумаги или раскрасок, картинки с изображением одежды; два кукольных тазика, цветные карандаши.

Наш Лутонюшка всегда, как бы ему ни хотелось спать, снятую одежду складывал в одно место, а утром быстренько-быстренько одевался. Вот и сейчас подошел он к креслу, посмотрел... и ахнул от удивления: никакой одежды на кресле не лежало! Он оглянулся и нигде не увидел ни своей футболочки, ни носочек, ни штанов. «Наверное, бабушка унесла все постирать», — догадался он. Вчера ему пришлось поработать на огороде, травку сорную с грядок вырывать. От зеленой травы остались на футболке пятна. «А вдруг одежду кто-то утащил?» — подумал малыш. Это могла сделать мышка Шуршишка. Она выбиралась из своей норки, когда дома никого не было, и утаскивала в свою норку кусочки сыра, хлеба, колбасы со стола. А сегодня, пока он спал или ходил умываться, она унесла его одежду!

— Эй, Шуршишка! — позвал мальчик и спросил: — Ты зачем, шалунья-мышка, унесла мои штанишки?

Никто ему не ответил. А где мышкина норка, мальчик просто не знал. Он открыл шкафчик, где была сложена вся остальная его одежда. На глаза ему попались теплая куртка, шерстяная шапочка с полосками и шарф. Нет, это не то, что ему сейчас нужно. На дворе лето, не просто теплая, а жаркая пора. Солнышко совсем близко у земли и греет, как печка. А вот и валеночки стоят в уголке. Он по снегу в них зимой ходит, чтобы ноги не замерзали. А сейчас ноги в них просто вспотеют, при такой-то жаре!

Рядом стоят резиновые сапожки — это для осени. Когда идет дождь холодный, солнышко прячется за тучами, все кругом хмурое, лужи на каждом шагу, тогда их надевают. И весной, когда снег тает, грязи полно кругом да и луж тоже, они необходимы. А дождик и летом идет, не такой холодный, как осенью, но луж тоже хватает. Так что и летом нужны сапожки. Но не сегодня — сегодня солнышко сияет на небе, как нарядное сверкающее блюдо. Закрыл Лутонюшка в раздумье шкаф и вышел во двор. Во дворе стояли столбики, а между ними была протянута веревка. А на веревке висела, сушилась одежда мальчика и большая длинная юбка бабушки, дедушкины полосатые брюки и папина рубашка. За веревку цеплялись четыре вешалки: одна — с праздничным маминым платьем из шерсти, другая — со старушкиной шубой, третья — с дедушкиным тулупчиком, четвертая — с курточкой Лутони на меховой подкладке. «Бе-е!» — проблеяла овечка Кудряшка и подвела Лутоню к открытой калиточке, ведущей в огород. Лутоня заглянул в огород. Там стояло огромное пугало, а на нем висел новый дедушкин пиджачок в клетку:

«Это мы повесили! — похвалилась Кудряшка. — Я и коза Мекалка. Одежду надо проветривать, чтобы моль в ней не заводилась. Моль очень любит несвежие, пыльные вещи и грязь! Шубы и вещи из шерсти проветривать надо летом, а зимой их берут из шкафа и надевают».

Собака Лаюшка радостно лизнула своего маленького хозяина и помогла снять одежду с веревки. А складывала она ее в тазики, которые принесла свинья Маркуша.

❧ Отвечай да выполняй

Помоги и ты Лутошошке с друзьями. Посмотри на веревку с бельем и покажи:

1. Какие вещи его?

2. Где одежда взрослых?

Обведи вещи мальчика голубым карандашом и проведи к тазику с одеждой Лутонюшки стрелочки.

Обведи одежду взрослых синим карандашиком и проведи стрелочки к тазику с их одеждой.

Разложи кукольную одежду в свои игрушечные тазики: в один — для лета, в другой — для зимы или осени.

3. А что носит твой папа?

У папочки большие плечи,

Носит джинсы и пиджак.

Носит разные рубашки.

Папа выглядит вот так.

Раскрась рубашки папы на бельевой веревке в разные цвета.

4. Что носит твоя мама?

Мама моя стройная.

Самая прекрасная,

Модная и стильная!

Носит платья разные.

Раскрась платья мамы на предыдущем рисунке разноцветными карандашиками (фломастерами).

Раскрась там же платье для куклы Июлины, которую Лутонюшка хочет подарить своей маленькой соседке.

Нарисуй такое же платье на отдельном листочке, вырежь и подари своей кукле.

5. Какую одежду ты надеваешь на зимнюю прогулку?

Назови обувь и одежду, которую выбрали зверята. Обведи красным цветом то, что мы носим зимой.

Обведи летнюю одежду зеленым карандашом.

Выучи стихотворение, которое сочинил Лутонюшка:

Летом ползают букашки.

Я хожу в одной рубашке.

А зимой — мороз и снег,

Мерзнет зверь и человек.

Я в сапожки залезаю,

Шубу, шапку надеваю.

Зачеркни лишние предметы.

Поросенок Неряшка потерял одну сандалию. Найди ее!

В грязном платье не ходи!

Учим слушать текст, развиваем внимание, усваиваем информацию по теме «уход за одеждой»

Материал для игры

Данный текст по теме.

Ход игры

Вернулся Лутонюшка со двора в дом, а лошадка Аллюрка принесла к двери и поставила на крылечко тазики с одеждой, снятой с веревок. Из дома выглянула бабушка в нарядном фартучке, с расписной деревянной ложкой в руках.

— Где ты, Лутонюшка? Завтракать давно пора. Блинчики остывают. Ах, ты еще не одет! — всплеснула она руками и тут увидела тазики с бельем. — Ты хочешь это надеть? — спросила Бабуля. — Сначала белье надо погладить. Выстирал — погладь! Мятое никто не надевает. Мятое — все равно что непостиранное, вида не имеет. Вот если бы коты и кошки ходили в мятой шкурке! Ты же видел, как неприглядно они смотрятся с взъерошенной шерстью, когда подерутся с другими котами и кошками. Ну, они-то знают, что шерсть надо приглаживать. Шерсть — это их одежда. А кошки — чистюли.

— Я тоже знаю: одежду стирают, гладят утюгом и чистят щеткой. Эй, вы, слышите меня, мышки- затишки, кошки-балабошки, свиньи-оплошки?

Слушай Лутошошку и повторяй за ним последние слова:

Грязное белье стирают,

Даже кошки это знают.

В мятом платье не ходи,

Утюжочком поводи!

Щеткой грязь с пальтишка чисти,

Жить учись лишь только чистым!

Игра «Что мы делаем с одеждой?»

Даем представление об уходе за одеждой, предметах ухода; учим сравнивать, даем понятие крута

Материал для игры

Тазик, мыло, пакет стирального порошка, щетка, нитки, иголка, утюг — на картинках или настоящие — для показа; зеленый карандаш и бумага; мыльная вода, трубочка для пускания мыльных пузырей.

Ход игры

Воевода, помощник Лутонюшки, читает стишок:

Что мы делаем с одеждой?

Чистой мы ее содержим.

Чистим щеткой, грязь выводим,

Гладим — мятые не ходим.

С порошком в тазу стираем,

Дырки сразу зашиваем.

Затем он демонстрирует предметы ухода за одеждой: для стирки, чистки, ремонта — и комментирует.

Про порошок:

В таз кидаем порошок —

Он стирает хорошо.

Про щетку:

С длинной ручкой эта тетка.

Чистит вещи наша щетка!

Про утюг:

Он не падает на бок.

Сверху у него горбок,

А точнее, ручка.

После стирки расправляет

Вещи эта штучка.

Про иголку:

Эта остренькая пика

С ушком узким невелика.

Одинокой не бывает:

Дырки с ниткой зашивает.

Воевода делает мыльный раствор и показывает, как пускать пузыри:

Пузыри вокруг летают,

Дивным цветом расцветают.

❧ Отвечай да выполняй

Что не пригодится для ухода за одеждой? Почему? Убери лишний предмет — зачеркни.

На что похожа щетка? Ты согласен с Лутонюшкой, который сказал: «На ежа похожа щётка»?

И на стрижку у газона.

Обведи траву на газоне. Вот так:

Раскрась ежика зеленым карандашом, иголки — коричневым, носик — розовым.

На что похож утюг?

Кораблик-утюжок

По платью, как по морю.

Тихонько, плавно плыл

И волны тихо гладил.

Сделай кораблик из половинки яйца.

1. Вареное яйцо без скорлупы разрежь на половинки вдоль.

2. Воткни зубочистку.

3. Наколи на зубочистку кусочек сыра или ветчины (колбасы).

Из мыльной пены научись пускать пузыри.

Поросеночек в корытце

Стал стирать свои копытца.

Он стирал да играл:

Пузыри выдувал.

Какая форма у пузырей?

Пузырьки — как шарики:

Круглые, цветные,

Синие и красные...

Все кружочки разные.

Если ты не имеешь возможности пустить пузыри, раскрась нарисованные: большие — красным цветом, маленькие — каким хочешь.

«Иди, Лутонюшка, я дам тебе другую чистую и поглаженную одежду, — предложила Бабуля. — А эту я сама поглажу, ты еще маленький, вырастешь — будешь гладить сам. Но после завтрака ты можешь погладить одежду для куклы Июлины, которую ты хотел подарить своей кошке Крошке на день рождения. В твоей корзине с игрушками и маленький утюжок есть».

Завтракать пора

«Лутонюшка! Внучок! Дедуля сидит голодный за столом, но есть без тебя не хочет. Одевайся, обувайся и быстренько сюда, в столовую!» — скомандовала Бабуля.

Лутонюшка быстро оделся и вошел в столовую. Какая замечательная была столовая!

Игра «Что поставим мы на стол?»

Знакомим с убранством столовой, посудой, едой; выполняем по ходу текста действия и задания

Материал для игры

Рисунки, карандаши.

По стенам стояли и висели открытые полки с посудой. От двери к столу привел мальчика половичок с красивым узором. Вот такой это был половик.

Укрась половик узором.

Посреди столовой стоял стол на четырех ножках, накрытый веселенькой скатертью. Край скатерти был украшен узором. Это были огурчики и луковицы:

Дорисуй узор на скатерти. Обведи луковицы и огурцы карандашом. Раскрась: лук — желтым, огурцы — зеленым цветом.

В какую посуду насыпают перец, наливают молоко?

Повторяй и запоминай.

Перец насыпают в перечницу.

Молоко наливают в кувшин:

Варенье наливают в вазочку.

Сметану — в сметанницу.

Блины кладут на тарелку.

Сок наливают в стакан.

Сахар насыпают в сахарницу.

Масло кладут в масленку.

Суп наливают из кастрюли,.

Картошку жарят в сковороде.

Соль насыпают в солонку.

Хлеб кладут в хлебницу.

Обведи продукты, с которыми едят яйца.

От яйца кусочки ложкой

Чайной отделяю,

Их солю и мягким хлебом

Сразу заедаю.

— Дедуля! — воскликнул Лутоня, — а ты яйцо-то без хлеба ешь!

— Вставать не хочется, — ответил дедушка, — тяжело мне. Вот ты и принеси мне хлебушка!

— А мы попросим кошек нам помочь, — придумал Лутонюшка, — пусть к труду приучаются!

— Кошки не люди, еще перепутают все! — возразил было Дедуля.

— Сейчас мы проверим их сообразительность, — ответил Лутонюшка.

— А я буду им подсказывать, — пропищала мышка Шуршишка, которая все подслушивала, затаившись в уголке. — Если они не ту посуду будут брать, я буду пикать. Вот так: «Пи-пи!»

Что на стол поставят кошки?

Кошки приняли предложение с радостью. Вдруг им тоже со стола что-то вкусненькое перепадет! Они пошли к полкам, на которых стояла посуда, взяли с полки хлебницу с мягкими ломтиками хлеба и поставили на стол.

Посмотр на стол и на полку и скажи, чего не хватает еще на столе? Помоги выбрать кошкам ту посуду и столовые приборы, которую Бабуля забыла поставить.

Мышкины вопросы-подсказки.

1. Из чего будут есть Лутонюшка и Дедуля? (Из тарелок)

2. Чем будет Дедуля намазывать на хлеб масло? (Ножом)

3. А чем Лутонюшка возьмет из чашки сметану, чтобы намазать на блинчик? (Ложкой)

Кошки были внимательные и сообразительные, да еще мышка их поддерживала своим писком. Они принесли и поставили на стол недостающую посуду.

— Спасибо, киски! — поблагодарили за помощь кошек Дедуля с Лутонюшкой. Они придвинули к себе тарелки. Дедуля размазал масло ножичком на ломте хлеба, а Лутонюшка выпил сок, положил на свою тарелку блинчик и пододвинул к себе чашку со сметаной.

Обе кошки облизнулись, и Лутонюшка угостил их сметаной. Да и как не угостить: ведь потрудились! Да и сметану кошки просто обожают!

4. А во что налил мальчик сметану для кошек? Выбери и обведи.

Выучи поучение, которое сочинил Лутонюшка для своих любимцев.

Для людей — тарелки,

А для кошки — миска.

По столу ходить нельзя

Ни мышам, ни кискам!

Повтори поучение для своих кошек и мышек!

5. Вопрос для мышки: «Можно ли ставить на стол кошачью и собачью посуду?» Повтори ответ мышки!

Назидание псам и кошкам:

Со стола не брать ни крошки!

Произнеси скороговорки.

Из сухарницы сметану с солью есть не стану. Вареное варенье в вазу выливать не надо сразу. Простоквашу квашу — с простоквашей ем кашу.

Обведи цветным карандашом или фломастером свою любимую еду.

Чистоплотные дети

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит: "Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), "купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, плато

Что нужно кукле!

Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Пособия. Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: "Наша куколка

встала и хотела бы умыться, но чем?”

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: "Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

Что ты можешь о них сказать!

Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

Воспитательница называет по имени одного ребенка: "Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”

Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)

Воспитательница может задать и наводящие вопросы: "Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) "Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) "Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

Тема «Готовим обед для кукол»

Цель: учить различать продукты питания (мясо, рыба, творог, овощи, фрукты и т.д.), определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед, закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.

Оборудование: куклы, набор детской кухонной и столовой посуды, детская плита, муляжи фруктов, овощей, мяса, рыбы, сыра, молока, творога, колбасы.

Ход игры.

Воспитатель: «Кукла Маша принесла из магазина много разных продуктов. Назовите, пожалуйста, какие продукты принесла Маша?». Дети по муляжам перечисляют продукты.

«А сейчас мы все вместе приготовим вкусный обед для наших друзей (кукол). Из чего состоит обед? - из первого блюда (борщ, суп, щи), из второго блюда (котлеты, голубцы, пельмени, картофель, макароны, рис, овощные салаты), из третьего блюда (сок, минеральная вода, компот, чай). Выберите на столе посуду, которая нам понадобится для приготовления первого блюда (кастрюля, в которой мы варим суп), второго блюда (сковорода, в которой мы жарим котлеты, картофель, рыбу), третьего блюда (кастрюля для варки компота или графин для воды или сока)».

Воспитатель вместе с детьми показывает и имитирует действие приготовления пищи на обед. Например, воспитатель сначала спрашивает детей, как они будут готовить обед, а затем объясняет поэтапно приготовление первого блюда:

Промыть в дуршлаге необходимые продукты для приготовления первого блюда (мясо, овощи);

Очистить овощи от кожуры и нарезать на разделочной доске;

Положить в кастрюлю необходимые продукты и залить водой;

Поставить на детскую плиту и зажечь конфорку;

После того как суп будет готов, разлить половником по тарелкам.

На второе блюдо готовим рыбу с овощами. Воспитатель по аналогии проводит беседу и показ необходимых продуктов и посуды для приготовления второго блюда. На третье - варим компот из фруктов (яблок, груш и лимона).

Воспитатель поэтапно объясняет детям каждое действие, а затем спрашивает, что они сделали, что делают и что будут делать. Когда обед для кукол готов, начинаем сервировать стол посудой. Раскладываем приготовленные блюда по тарелкам, желаем приятного аппетита и дети начинают кормить кукол, расхваливая при этом блюда. После того, как куклы пообедали, дети вытирают их салфетками и «благодарят» за вкусный обед.

Тема «Вымой кукле руки»

Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость и значение.

Оборудование: кукла, умывальник, шкафчик с полотенцем, белое платье.

Ход игры.

Дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Воспитатель говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки».

Ребенок ведет куклу к умывальнику и моет кукле руки, затем вытирает их полотенцем, берет белое платье и надевает его на куклу. Кукла Аня говорит «спасибо» и уходит в гости. Воспитатель обсуждает с детьми то, что произошло. Кукла Аня «пришла» с прогулки и не вымыла руки. Педагог: «Дети, надо приходить с прогулки и обязательно мыть руки».

После формирования положительного отношения к навыку мытью рук в процессе дидактической игры педагог переходил к закреплению этого навыка в режимных моментах. При этом ребенок должен был овладеть рядом последовательных действий. В качестве примера рассмотрим последовательные действия, необходимые ребенку для мытья рук: засучить рукава; открыть кран; намочить руки; взять мыло в руки из мыльницы; подставить руки с мылом под струю воды и намочить мыло; намылить ладони, растерев мыло до получения пены; сделать «мыльные перчатки»; положить мыло в мыльницу; растереть мыло круговыми движениями по всей поверхности рук; продолжать делать «мыльные перчатки»; подставить руки под струю воды; круговыми движениями смыть мыло с ладоней и тыльной стороны кистей рук; стряхнуть воду с рук; закрыть кран; вытереть руки о полотенце насухо.

Воспроизведение всех этих этапов действия при мытье рук требует от ребенка высокого уровня восприятия и развития моторики.

Тема «Мыльные перчатки. Пузырики»

Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.

Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.

Ход игры.

Воспитатель: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". Воспитатель поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки".

Затем воспитатель предлагает детям совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, у нас с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь. Воспитатель эмоционально фиксирует появление у детей пузырей. Если дотронуться до них пальчиком, то пузыри лопаются потому, что они нежные и воздушные. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, воспитатель проводит совместные действия с ребенком, помогая ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря. После этого мыло смывается под струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем.

В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки. Например.

Первая потешка:

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!».

Вторая потешка:

«В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Умывается сама Машенька Егорова»

(или воспитатель называет имя ребенка).

Третья потешка:

«Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

мы пришли умыться!

Лейся на ладошку,

по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

будем умываться веселей!»

Эту игру с сопровождением потешек можно включить в проведение режимных моментов.

Тема «Подберем куклам одежду»

Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Оборудование: две куклы - кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли.

Ход игры.

Воспитатель: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Далее воспитатель предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Воспитатель спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой - Катю. Воспитатель в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. воспитатель обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво.

Тема «Найди пару»

Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды - правый.

Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша.

Ход игры.

Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию: «Маша-растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т.д.». Детям предлагается помочь Маше-растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Воспитатель предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т.д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару». В случае затруднения выполнения задания помогает отыскать пару, обращает внимание ребенка на одинаковый размер и цвет. Через некоторое время взрослый просит отыскать эту же пару самостоятельно. Другой вариант игры может проводиться на предметах одежды детей. Игра способствует закреплению умения различать левые и правые варианты одежды и обуви, правильно соотносить, на какую ногу или руку одеваем тот или иной вариант.

Тема «День рождения»

Цель: учить правилам культурного поведения в гостях, умению поздравлять друг друга.

Оборудование: гости - куклы, игрушки, праздничный стол сервирован с детской посудой, подарки.

Ход игры.

Ребенок (или выбранный персонаж) сегодня именинник. Он с помощью воспитателя готовится к приему гостей: сервирует праздничный стол, украшает шариками, мишурой и приводит в порядок помещение. Дети-гости берут маленькие подарки-поделки (заранее приготовленные на занятиях труда). Именинник встречает гостей, здоровается со всеми, принимает подарки и приглашает гостей сесть за стол, показывая гостю его место. Рядом с детьми за столом рассажены игрушки. Гости «пробуют» угощение, «пьют» чай, «едят» мороженое. Затем педагог помогает ребенку придумать пожелание для именинника. Воспитатель рассказывает детям о правилах поведения в гостях:

Поздороваться, когда приходишь в гости;

Без приглашения не входить в комнату;

Дарить подарок с пожеланиями имениннику (в качестве подарка может быть стихотворение, песня, танец);

За столом не шуметь, не брать пищу руками;

Приступать к еде после приглашения отведать то или иное угощение;

Не перебивать друг друга;

Пользоваться приборами и салфеткой во время еды; - придвигать и отодвигать стул неслышно;

После еды не забыть поблагодарить именинника;

Перед уходом попрощаться;

Когда гости уходят, именинник помогает взрослым убирать посуду со стола.

Каждый из детей должен побыть в роли именинника. Воспитатель во время игры напоминает детям, как следует себя вести в той или иной ситуации. Игра эмоциональная и очень привлекает детей.

Тема «Волшебный шнурок»

Цель: развитие движений мелкой моторики рук, учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке.

Оборудование: книжка «Волшебный шнурок» и шнурки разного цвета (желтый, красный, зеленый).

Ход игры.

Воспитатель вместе с ребенком рассматривает сюжетную картинку, просит назвать, кто изображен на рисунке и что он делает. Предлагает ребенку «дорисовать» шнурком (по выбору) недостающие штрихи (элементы) в картинке: лестница, качели и т.д.

Если у ребенка не получается выполнить действие самостоятельно, воспитатель совместно с ним воспроизводит эти действия.

Тема «Посади цветочки на лужок»

Цель: научить ребенка вдевать петельку на пуговицы разного размера, развитие мелкой моторики рук, соотнесение правой и левой руки.

Оборудование: зеленое полотно, на которое пришиты пуговицы разного цвета и разного размера, цветы вырезаны из плотной ткани разного размера с прорезями в центре, соответствующими пуговицам.

Ход игры.

Воспитатель: «Давайте посадим на лужок красивые цветочки. К каждой пуговичке найди и присоедини нужный цветок. Ребенок выбирает цветок из ткани и пробует вдеть пуговицу на полотне в прорезь, если пуговица не подходит к петельке, педагог предлагает попробовать присоединить к другим пуговичкам и обращает внимание ребенка на размер петельки и пуговицы, чтобы они совпадали».

Таким образом, ребенок «сажает» цветы на зеленое полотно.

Взрослый хвалит ребенка по ходу игры за каждый прикрепленный цветочек. Детям нравится видеть результат своих действий.

Конспект занятия, направленного на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников и младших школьников

Тема «Чистота - та же красота»

Цель: формировать и закреплять у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

1. Способствовать формированию и закреплению у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

2. Развивать основы социального взаимодействия.

3. Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.

Форма проведения: занятие-беседа.

Ход занятия.

Воспитатель. Уважаемые гости! Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить о культурно-гигиенических навыках и режиме дня.

Режим дня является основой здорового образа жизни ребёнка. Если его распорядок дня во многом зависит от индивидуальных особенностей, то правила личной гигиены, напротив, универсальны.

Всем нам хочется, чтобы ребёнок вырос крепким, красивым, здоровым. Поэтому с раннего детства и на протяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом, кожей, волосами, ногтями, зубами и т.д.

Соблюдение правил личной гигиены - непременное условие здорового образа жизни. Среди правил личной гигиены первостепенное значение имеют правила ухода за кожей.

Старший воспитанник. Кожа не только защищает ваш организм от жары, холода и инфекций. Она помогает человеку дышать и избавляться от шлаков. Лучший способ ухода за кожей - это еженедельная баня.

Воспитатель. В правилах личной гигиены важное место отводится мерам по уходу за ногами.

Старший воспитанник. Ноги необходимо мыть тёплой водой с мылом ежедневно (перед сном). После мытья их надо досуха вытереть чистым полотенцем. Во избежание заболевания ног следует чаще менять носки и не ходить в тесной обуви.

Воспитатель. Очень важно научить ребёнка правильно ухаживать за зубами и полостью рта.

Старший воспитанник. Зубы необходимо чистить ежедневно утром и вечером зубная щётка должна быть яркой, привлекательной для детей. Она двигается вертикально от десны к зубам. С помощью придуманной мной сказки я приучила свою дочь чистить зубы.

Воспитатель. Тщательного ухода требуют лицо, шея и уши. У детей эти части тела загрязняются особенно сильно, поэтому их надо мыть не реже двух раз в день - утром и перед сном.

Появляется девочка, грязная, неопрятная.

1-й ребёнок.

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки,

На локтях - дорожки.

Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала.

Вот они и загорели.

2-й ребёнок.

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный, будто закопчённый.

Я на солнышке лежала,

Нос кверху держала.

Вот он и загорел.

3-й ребёнок.

Ах ты, девочка чумазая,

Ноги в полосы измазала.

Не девочка, а зебра,

Ноги - как у негра.

Я на солнышке лежала,

Пятки к верху держала.

Вот они и загорели.

4-й ребёнок.

Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем всё до капли.

Ну-ка, дайте мыло!

Мы её ототрём.

Воспитатель. Ребята, давайте вымоем девочку чумазую. Принесите все принадлежности. (Дети приносят) Расскажите, как нужно правильно умываться? Что было бы, если бы не было воды? (Дети отвечают) воду мы приготовили, а что нужно еще, чтобы отмыть такую грязнулю? (мыло)

5-й ребенок (загадывает загадку)

Мыльной пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Воспитатель. Ребята расскажите для чего нужно мыло (дети отвечают) Ну вот, теперь вода есть, мыло то же. Можно мыть нашу чумазую девочку. Да вот только, я думаю, что мылом нам не отмыть такую грязнулю. Как вы думаете, что нам еще надо.

6-й ребенок. (загадывает загадку)

Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке.

И, пока она гуляла,

Спинка розовою стала.

Дети. Губка

Дети моют девочку.

7-й ребенок.

Громко девочка кричала,

Как увидела мочало.

Царапалась, как кошка.

Не трогайте ладошки!

Они не будут белые:

Они же загорелые!

8-й ребёнок.

А ладошки-то отмылись.

Оттирали губкой нос -

Разобиделась до слёз.

Ой, мой бедный носик!

Он мыла не выносит!

Он не будет белый:

Он же загорелый!

Воспитатель. А нос отмылся.

Ой, боюсь щекотки!

Уберите щётки!

Не будут пятки белые:

Они же загорелые!

Дети. А пятки тоже отмылись.

10-й ребёнок.

Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

Это была грязь.

Воспитатель. Ребята, давайте вытрем её полотенцем и оденем в чистое платье. Но посмотрите на волосы, какие они растрёпанные! Что нужно сделать?

Дети. Причесать.

Воспитатель (загадывает загадку).

Частый, зубастый

Вцепился в чуб вихрастый.

Дети. Гребешок, расчёска.

Старшая воспитанница (в роли мамы).

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят-

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся-

Маму, дочка, слушайся.

Воспитатель. Вот теперь всем нам приятно посмотреть на нашу девочку. И опрятная, и чистая, и с красивой причёской. Всем девочкам хочется иметь красивые причёски. Давайте проведём конкурс причёсок.

Старшие воспитанники делают своим «детям» причёски.

Воспитатель. Благодарим всех гостей, «родителей» и детей за участие и подготовку нашей встречи. Просим всех к самовару!



©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Нам нужно научиться управлять своим здоровьем. А для этого необходимо разобраться, от каких факторов оно зависит. В процессе роста человека ему прививают понятия о чистоте. И речь идёт не только о внешней чистоте (мытье тела, обтирание, душ), а и о внутренней чистоте человеческого организма – умение содержать внутренние органы в чистоте и порядке.

Гигиена – наука о чистоте. Викторина «Гигиена» содержит 10 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Почему раздел медицины «гигиена» получил такое название?

В честь древнегреческой богини Гигиеи +

В честь дочери бога здоровья Асклепия + (она и есть богиня Гигиея)

В честь животного гиена

2. Перед тем, как принять пищу, вы моете руки с мылом. Для чего вы это делаете?

Чтобы отмыть их от грязи, в грязи размножаются возбудители болезней +

Потому что заставляет мама

Чтобы поиграть с душистым мылом

3. Какая гигиеническая процедура полезнее?

Контрастный душ +
Обливание +
Обтирание +

4. Что такое гигиена?

Раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья +

Система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья +

То же, что и стоматология

5. Как вы считаете, на сколько человек рассчитана одна расчёска?

На трёх человек
На двух человек
Только на одного человека +

6. Вопрос по типу: вредно-полезно. Отметьте: что полезно, а что вредно

Кушать плотно, «наверхосыточку» — вредно
Читать в постели — вредно
Делать зарядку на свежем воздухе – полезно
Прикасаться к глазам грязными руками – вредно
Круглый год спать с открытой форточкой – полезно
Принимать воздушные ванны – полезно
Смотреть целый день телевизор – вредно
Спокойный, достаточно продолжительный сон — полезно
Ухаживать за ногтями – полезно
Тщательно пережёвывать пищу – полезно
Сахар заменять мёдом, фруктами, ягодами, сухофруктами — полезно

7. Кто такой гигиенист?

Человек, соблюдающий гигиену
Врач, специалист по гигиене +
Человек, считающий, что гигиена – это пустая тата времени

8. Отгадайте загадки:

Организму для порядка
Каждый день нужна …(Зарядка ).

Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Вода )

Гладкое, душистое,
Ароматное, запашистое.
Важно, чтобы у каждого было
Что это такое?… (Мыло )

В воду садится, а мокрым не бывает.
Виден край, да не дойдешь. (Солнце )

В ванной комнате висит, болтается,
Все за него хватаются. (Полотенце )

Хожу-брожу не по лесам,
Как правило, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа )

9. Какие стихи о гигиене вы знаете?

«Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое…»

«Чтоб прогнать тоску и лень.
Подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов.
Отворив окна засов…»

«Добрый день!
Я – чистота!
С вами быть хочу всегда.
Сначала познакомлюсь с вами…»

10. Продолжите фразу:

«Чистота – залог …здоровья »
«В здоровом теле — …здоровый дух »
«Солнце, воздух и вода — …наши лучшие друзья »
«Чисто жить — …здоровым быть »
«Кто аккуратен — …тот людям приятен »

Познавательно-речевая игра с предметами «Чудесный мешочек Мойдодыра» ориентирована на детей среднего возраста. Дидактические задачи, которые мы решаем с помощью игры, связаны с воспитанием у детей гигиенических привычек и навыков.

Для игры нам понадобится: умывальник, чудесный мешочек, мыло, полотенце, зубная щётка, зубная паста, зубной порошок, расчёска, гребень, щётка для ногтей, щётка для одежды, носовой платок, полотенце, влажные салфетки, салфетки, зеркало.

Чудесный мешочек

В группе появляется Мойдодыр и приносит чудесный мешочек. Воспитатель предлагает ребёнку на ощупь угадать и достать предмет гигиены из чудесного мешочка. Предмет можно доставать только после того, как ребёнок назовёт его и расскажет о его назначении. Например, достав расчёску, ребёнок описывает её внешний вид, и говорит что она нужна, чтобы расчёсывать волосы.

Игра длится до тех пор, пока дети не назовут все предметы, количество предметов должно соответствовать количеству играющих. Можно взять по 2–3 предмета.

Эстафета «Предметы гигиены»

Воспитатель раскладывает на двух столах вперемешку игрушки и предметы гигиены. Игроки делятся на две команды. Команды выстраиваются в ряд одна параллельно другой. Игра начинается по сигналу воспитателя. Воспитатель задаёт вопрос: «Какие предметы необходимы для соблюдения личной гигиены? Раз, два, три, предметы собери!»

Каждый из играющих выбирает из своего набора необходимый предмет и переносит на столик своей команды. Победит та команда, которая выполнит задание быстрее. Когда все предметы перенесены на столы команд, каждый ребёнок называет тот предмет, который он принёс, и объясняет Мойдодыру и играющим, почему он его считает предметом личной гигиены.

Собери рюкзак в поход

Дети рассаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он хочет пойти с друзьями в поход, но не знает, что из предметов личной гигиены необходимо взять с собой. Помогите ему».

Предметы гигиены лежат на столе. Каждый ребёнок должен положить предмет в рюкзак, назвав его и объяснив, зачем он нужен в походе.

Развивать у детей чистоплотность, понимание необходимости гигиенических процедур, закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении, способствовать формированию привычки к опрятности - воспитательные задачи.

Загадки Мойдодыра

Воспитатель обращает внимание на волшебный мешочек Мойдодыра. Заинтересовав детей, садится на пол в круг вместе с малышами. Затем обращается к детям от имени мешочка:

Я волшебный мешочек,
Вам, ребята, я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.

«Мешочек» загадывает загадку, и ребёнок, который знает ответ, не выкрикивая его названия, достаёт загаданный предмет из мешочка.


Загадки

Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло )

Пластмассовая спинка,
Жёсткая щетинка,
С зубной пастой дружит,
Нам усердно служит. (зубная щётка )

Вытираю я, стараюсь,
После ванной паренька,
Всё намокло, всё измялось -
Нет сухого уголка. (полотенце )

И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет -
Всё как есть, ему покажет. (зеркало )

Зубастая пила
В густой лес пошла,
Весь лес обходила,
Ничего не спилила. (расчёска )

Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала. (губка )

Серебряная труба,
Из трубы - вода,
Вода бежит и льётся
В белизну колодца,
На трубе два братца,
Сидят да веселятся.
Один в кафтане красном,
Второй - в голубом,
Оба друга-брата
Заведуют водой. (кран )

Целых 25 зубков,
Для кудрей и хохолков
И под каждым, под зубком -
Лягут волосы рядком. (расчёска )

Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь - и в ответ
Он засмеётся тоже. (зеркало )

Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец - глупца,
Баран - барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну - обезьяна,
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя увидел
Неряху лохматого. (зеркало )

Лёг в карман и караулю -
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (носовой платок )

Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (мочалка )

Пузыри пускало,
Пеной кверху лезло -
И его не стало,
Всё оно исчезло. (мыло )

Кирпичик розовый, душистый
Потри его и будешь чистым. (мыло )

Мойдодыр вначале используется как сюрпризный момент, чтобы вызвать интерес у детей. В дальнейшем он находится в группе и становится другом детей, наблюдающим за тем, как дети соблюдают правила личной гигиены - моют ли руки, аккуратно ли кушают, вешают ли одежду на стульчики, расчёсываются ли. Если ребёнок забыл про правила личной гигиены, Мойдодыру становится грустно, и воспитатель побуждает детей к опрятности.

Наталья Акимова, старший воспитатель
Любовь Федоткина, воспитатель
детского сада № 290, г. Волгоград