Девушка создана из ребра мужчины. Из какого «ребра» Бог сотворил женщину? Запреты встречаться с друзьями

Ребро Адаму вырезать пришлось,
А женщину Господь из кости создал:
Ребро – была единственная кость,
лишенная какого-либо мозга.

И. Губерман, «Гарики на каждый день».

Действительно, среди женоненавистников нашего времени бытует такое мнение: женщина была создана из ребра мужчины, кости, лишенной какого-либо мозга. И, соответственно, женщина глупа, она ниже мужчины и обязана во всем ему подчиняться.
Для разрешения данного вопроса обратимся к Библии… Действительно, Бог создал первого человека (Адама) из глины по образу и подобию своему. Женщина же была создана Богом не одновременно с мужчиной, а после него, для него и из его ребра. В рассказе о сотворении человека не упоминается, вдохнул ли Бог Еве живую душу. (Это, кстати, послужило основанием для того, чтобы впоследствии поставить вопрос: является ли женщина вообще человеком; он серьезно обсуждался на одном из церковных сборов в IV веке; «реабилитация» Евы состоялась на фоне напряженнейших и принципиальнейших для самой сущности христианской доктрины дискуссий о природе Христа; природа Спасителя - богочеловеческая (все остальное было объявлено ересью), а поскольку он является сыном Господа и Девы Марии, постольку женщина является человеком; в противном случае от кого Христос унаследовал человеческую природу?).
Вместе с тем в Книге Бытия есть тезис, который в дальнейшем стал краеугольным камнем теологической апологии женщины: "В день шестой Бог создал человека по своему образу и подобию и сделал человека мужским и женским". Здесь, как мы видим, нет ни слова о более позднем сотворении женщины; природа же человека трактуется как андрогиническая, мужеженская.
Интересен тот факт, что с развитием культа Девы Марии укрепился идеалистический взгляд на женщину. Параллельно с благоговейным отношением к Богородице развилась и идея превосходства женского начала над мужским. Один средневековый автор весьма недвусмысленно заявляет: «Женщине следует отдать предпочтение перед мужчиной во всем, а именно: в материале, потому что Адам был сделан из глины, а Ева – из ребра Адама; по месту, потому что Адам был сотворен вне рая, а Ева – внутри его; в зачатии, потому что женщина родила Бога, а мужчина не мог этого сделать; в явлении, потому что Христос после воскрешения явился именно женщине; в возвышении, а именно Дева Мария парит над хором ангелов».
Большое внимание уделялось проблеме женской природы в раннехристианской литературе. Остановимся на взглядах тех христианских мыслителей, которые оказали влияние на средневековые представления.
Ведущей уже со II века стала традиция негативного отношения к женщине, хотя амбивалентность, заложенная в самой христианской доктрине, сохраняется.
Одним из классиков женоненавистничества считается Тертуллиан (ок.160 - после 220). В своем сочинении "О женском убранстве" Тертуллиан утверждает, что пока стоит этот мир, остается в силе и вина Евы. Вместе с тем тот же Тертуллиан полагал, что женщина может преодолеть слабость своего пола, что в браке духовном жена равна мужу.
Среди наиболее благосклонно относившихся к природе женщины отцов церкви следует назвать Амвросия Медиоланского (ок. 339-397). Амвросий фактически критикует точку зрения, согласно которой мужчина и женщина по своему происхождению не равны. Слова Господа о том, что "нехорошо человеку быть одному", сказанные после сотворения Адама, он трактует как указание на то, что человечество будет совершенным только в том случае, если прибавить к мужскому полу женский.
Конечно, женщина виновата в грехопадении, однако - и это принципиально - Адам несет за это гораздо большую ответственность. Ева первая поддалась соблазну, но ведь и Адаму Бог дал заповедь, которую тот нарушил. Между тем женщине может быть найдено оправдание, а мужчине нет: ведь она сопротивлялась могучей силе дьявола, а мужчина не сопротивлялся даже ей, слабой Еве, и покорно вкусил запретный плод из ее рук.
Если же говорить о современности, то давно канули в Лету времена, когда женщина считалась ниже мужчины. Элементы дискриминации все равно сохранились, особенно в духовной сфере, но по сравнению со средними веками, когда женщина не имела практически никаких прав и фактически была собственностью мужа – прогресс на лицо.
Мужчины же, которые считают, что женщина создана из ребра только потому, что эта кость не имеет мозга, сами себя обрекают на жизнь с "пустотой". Но забери у них эту "пустоту"... Что тогда? Кем они станут без Той, которая всегда была спутницей, другом, любовницей, женой и матерью, берегиней, хранительницей домашнего очага? Ведь женщина без мужчины проживет, она по природе своей более вынослива и жизнеспособна, менее восприимчива к боли, сильна и отважна. Еще в доисторические времена женщина носила на себе многокиллограмовую добычу, убитую мужчиной на охоте. А вот мужчина без женщины вымрет как мамонт в ледниковый период. Медленно, но верно и необратимо.
Так почему же Бог, создавая женщину, выбрал именно ребро?

Если обратиться к анатомии, то можно увидеть, что роль реберных костей сильно отличается от роли всех остальных и, в отличие от опорно-двигательного аппарата, они, прежде всего, формируют область для уютного расположения всех жизненно важных органов и в то же время являются их поддержкой и надежной защитой. Ребро - это самая близкая кость к сердцу человека. Его защита. К тому же в женщине нет "закостенелости", зацикленности на Одном, в том числе на собственной персоне. Женщина собирает по жизни крупицы мудрости, она никогда не считает себя умной от рождения (в отличии от мужчины), она открыта всему новому. Меняя себя и мир вокруг, легко идет по жизни, не впадая в крайности. Она наделена небывалой чувствительностью к опасностям, подвохам и скрытым течениям, которые не способен разглядеть мужчина. Она ощущает моральную и духовную обстановку в семье и первой бьет тревогу, если что-то идет не так. Женщина выдерживает множество гормональных и физических изменений при зачатии и вынашивании ребенка, обладает небывалой силой и мужеством родить его и наделена исключительным терпением и нежностью его взрастить, воспитать и поставить на ноги. Разве мужчине такое под силу?
Никто, даже из самых лучших друзей, не может стать более близким другом, чем женщина. Ведь она есть АБСОЛЮТНОЕ дополнением мужчины! И не только физически, что также, к сожалению, общепринято, но и духовно. Только женщина может быть одновременно как грозной защитницей семьи, так и нежной, ласковой женой и матерью. Только ей свойственно загнать мужчину в глубочайшую депрессию и вывести его из нее. Из-за женщин начинались войны и из-за них же они прекращались. Да и если обратиться к истории, то создается впечатление, что для мужчины нет невыполнимой цели, если она поставлена в стремлении покорить женщину.
Так что же можно сказать про тех мужчин, которые смеют так грубо унижать женщин и тем самым за их счет возвеличивать собственное «Я»? Они - Пустота, пусть и созданная по образу и подобию Бога, которого никто никогда не видел. В данном случае можно говорить о том, что мужчина не имеет ни Начала, ни Конца. Появился из Ниоткуда и развиваться ему Некуда. Его сущность замкнута на догадках и предположениях, которые никогда не найдут подтверждения. Да и вообще, может ли человек, способный опустить образ Женщины к своим ногам, без Женщины состояться как мужчина, или хотя бы называтьcя мужчиной? Лучше ничего не говорить, а просто ему посочувствовать.

Женщина создана из ребра мужчины. Не из ног, чтобы быть униженной.

Женщина создана из ребра мужчины. Не из ног, чтобы быть униженной. Не из головы, чтобы превосходить.… А из ребра, чтобы быть бок о бок с ним. Из-под руки, чтобы быть защищенной. И со стороны сердца, чтобы быть любимой. Современный мир извратился, и психологическое насилие со стороны мужчины воспринимается пусть не с позиции нормальности, но молча.

А между тем это самое глубокое заблуждение, которое может постичь женщину. Оно стоит бок о бок с несправедливыми, но популярными мифами, что “настоящих мужчин не осталось” и “меня никто не полюбит”. Именно они подпитывают третий миф - “бьет - значит, любит”. Итак, что же сигнализирует о том, что ваши отношения вас разрушают?

1. Запреты встречаться с друзьями

Если мужчина запрещает вам общаться с вашими подругами и кругом людей, которых вы знали до знакомства с ним, он желает видеть вас своей собственностью. Поэтому он всячески старается ограничить чужое влияние на вас. Мужчина не хочет понять, что, кроме личного, у вас есть и другие фронта - родные, друзья, коллеги.

2. Оскорбления

Вы должны понимать, что любые унизительные прозвища, пусть даже позиционируемые как юмор, несут в себе цель задеть и обидеть. Если вы возмутитесь, то мужчина, скорее всего, будет стараться себя выгородить. В таком случае он станет обвинять вас в обостренном восприятии, обидчивости и постарается убедить, что на многие вещи следует смотреть проще. Интуитивно вы будете понимать, что такого обращения не достойны. Но подобное обращение нужно пресекать.

3. Обвинения в его неудачах

Вас должно насторожить, если мужчина систематически обвиняет вас в собственных проблемах. Закатывание истерик - не лучшее поведение мужчины. Именно так мужчина старается доказать, что он ни в чём не виноват, и пытается переложить на вас ответственность.

4. Алкоголь и наркотики

Алкоголь и наркотики - частые спутники жестоких мужчин. В результате вы получаете не просто тирана, а животное - бесконтрольное, грубое и лишенное человеческого лица.

5. Страх

Мужчина должен вызывать у вас ощущение надежности и безопасности, а не страх. Даже если вам кажется, что “вам кажется”, это не так. Интуиция сильна даже у забитых и напуганных женщин. Если мужчина пытается унизить вас или запугать, то такие отношения лучше закончить. И чем скорее, тем лучше.

6. Наказание за время “без него”

Такое поведение свойственно мужчинам, которые также запрещают женщинам встречаться с другими людьми. Если вы на несколько часов уходите на встречу и делаете это без согласия партнёра, то далее следует наказание. Вероятнее всего, мужчина в такой ситуации станет кричать и оскорблять вас, угрожать, что применит более действенные методы, включая физическую силу

7. Рабыня

Мужчина, склонный к психологическому насилию, уверен, что он уникальная личность. Как следствие из собственной исключительности рождается требование от вас покорности. Здесь не работает правило каменной стены. Она тоже выше. Но она окружает защитой и заботой. А если от вас требуется покорность рабыни, то это уже перегиб, и сильный.

8. Болезненная ревность

Ревность, кстати, тоже не признак любви. Это маячок собственника. Когда вас ревнуют ко всему, что движется - знакомым, друзьям, фантазиям, любимому актеру, то тут попахивает тотальным контролем и клиникой.

9. Контроль женщины собственными эмоциями

Иными словами, ваш мужчина манипулятор, притом талантливый. К примеру, если вы с ним не согласны, он демонстративно обижается и угрожает разрывом. Чтобы наказать вас. Он будет то и дело вызывать у вас чувство вины в попытках отстоять собственную позицию.

10. Физическое насилие

Это, пожалуй, самое кошмарное, что может быть в отношениях. Если мужчина проявляет агрессию, то со временем она перерастает в побои. А, собственно, если он может унизить вас словом, то что ему мешает поднять на вас руку? В такой ситуации не нужно ждать чуда, не нужно ждать, что он исправится ради детей. У него не существует никаких моральных рычагов, иначе бы такого просто не произошло. Мужчина, который позволил себе поднять руку на женщину, вряд ли может называться мужчиной.

В книге Бытие сказано, что Бог сотворил женщину из ребра Адама: И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2 :21–22). Обычно, этот отрывок вызывает массу вопросов. Например, как воспринимать «ребро»: буквально или аллегорически? И если аллегорически, что стоит за этим образом? Можно ли истолковать этот сюжет как библейское обоснование «второсортности» женского пола? С этими вопросами «Фома» обратился к старшему преподавателю кафедры библеистики МДА, протоиерею Андрею Рахновскому.

«Мы пребываем во власти стереотипов, сформированных чтением художественной литературы»

В первую очередь нужно сказать, что «ребро», из которого была создана женщина, следует воспринимать как сложный образ, который для своего объяснения требует применения разных подходов. Можно предположить, что в первозданном человеке в равной степени присутствовало и мужское, и женское начало. Святитель Иннокентий Херсонский, например, пишет об этом: «Ребро или кость здесь не есть нечто простое. Оно должно означать целую половину существа, отделившегося от Адама во время сна. Как это происходило, Моисей не говорит и это - тайна. Ясно только то, что прежде нужно было образоваться общему организму, который потом разделился на два вида: мужа и жену».

Именно эта со-равность, единосущность женщины и мужчины Библия и пытается до нас донести, используя образ ребра. Но отчего был использован именно этот образ? И как понять, верно ли мы толкуем этот таинственный сюжет? Чтобы ответить на эти вопросы, придется совершить краткий экскурс в специфику самого библейского текста и попытаться проникнуть в мышление людей далекой древности, реконструировать культурный контекст, внутри которого они жили.

Дело в том, что сложности прочтения Священного Писания во многом связаны с тем, что сегодня мы пребываем во власти стереотипов, сформированных чтением художественной литературы. А эта - заметим, прекрасная - сфера приучает нас к тому, что все образы, характеры, события автор пытается раскрыть перед нами максимально широко и полно. И если замысел произведения подразумевает, что мы должны что-либо воспринимать иносказательно или домыслить, мы уже подготовлены к этому либо словами автора, либо жанром самого произведения, то есть мы заранее готовы к определенному подходу к восприятию текста. Никто же не станет истолковывать буквально текст басни.

С Библией же все не так однозначно. Здесь соседствуют исторические повествования, подразумевающие буквальное понимание, книги Притчей или Екклесиаста, написанные в поучительном жанре, и пророческие книги, в которых историческое изложение переплетается с мистическими фрагментами, толкуемыми только иносказательно.

Книга Бытие в части повествования о сотворении мира в этом смысле бьет все рекорды по сложности проведения границы между историческим и иносказательным пластами текста. Сотворение мира и человека - это, несомненно, историческое событие, и здесь мы имеем дело с реальностью, доступной восприятию. Но при этом тут присутствует и элемент таинственной, умопостигаемой реальности.

Во-первых, это событие - не только историческое, но и мистическое: Бог творит мир и человека с определенной высшей целью, которая не укладывается в рамки исключительно материального существования. Во-вторых, «таинственность» связана с самой расшифровкой образов. Она обусловлена тем, что пророк Моисей, который является автором книги Бытие, был вынужден и физическую реальность, и ее мистическую, невидимую сторону доносить до своей аудитории максимально понятным для его времени языком. Так же, например, впоследствии поступали святые отцы, излагая для языческой аудитории истины христианской веры в категориях знакомой ей греческой философии.

«Моисей использует грубые слова, приспособленные для нашей немощи»

Helmuts Rudzītis

Очень показательным в этом смысле является именно сюжет о сотворении Евы из ребра Адама. Сталкиваясь с ним, мы с полным основанием можем задаться вопросом, были ли в том культурном контексте, в котором существовал избранный израильский народ, символы и образы, способные послужить ключом к расшифровке этого рассказа.

Исследования и гипотезы ученых (например, ассиролога Жана-Венсана Шейля и шумеролога Самюэля Ноа Крамера) позволяют проследить такое влияние.

В шумерской поэме о Дильмуне (а шумерская цивилизация оказала мощное воздействие на культуру народов ближневосточного региона) есть сюжет о том, как богиня Нинхурсаг исцеляет умирающего бога Энки. В ходе врачевания Нинхурсаг для каждого из восьми больных органов Энки творит особую богиню, благодаря чему Энки постепенно исцеляется. Когда Энки на вопрос богини: «Что у тебя болит?» отвечает: «Мое ребро», она говорит: «Для тебя родила я богиню Нинти», что в переводе означает либо «госпожа ребра» либо «госпожа, дающая жизнь», так как шумерское слово «Ти» имеет оба этих значения. Заметим, что Ева, сотворенная из ребра Адама, тоже переводится с еврейского как «дающая жизнь» или, как сказано в Библии, «мать всех живущих».

И хотя в древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному, ученые предполагают, что в рассказе Моисея содержится отголосок древнего мифа об Энки и Нинхурсаг. Это не означает, что Моисей заимствовал шумерскую мифологию или был ее приверженцем - хотя бы потому, что шумерскую цивилизацию отделяют от времен создания книги Бытие около двух тысяч лет, да и само повествование Моисея наполнено идеями, абсолютно противоположными религиозному мировоззрению древних шумеров. Но сам характер такого рода «заимствования» говорит о том, что Моисей пользуется знакомой своим современникам языческой мифологической терминологией для выражения богооткровенных истин единобожия. И пусть нас не удивляет, что некий мифологический образ сквозь века дошел до времен Моисея, ведь мы встречаем целый комплекс подобных мотивов - взять хотя бы историческую память о Всемирном потопе, присутствующую как в шумерской мифологии, так и в Ветхом Завете.

Прибегая к образу ребра, Моисей пытается донести до израильского народа очень важную мысль: женщина происходит из существа мужчины и по природе является с ним одним целым.

Святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на книгу Бытия» ясно дает понять, что рассказ о сотворении из ребра появляется по причине человеческой немощи и неспособности проникнуть в тонкие истины Откровения («Моисей использует грубые слова, приспособленные для нашей немощи»). И пристального внимания здесь заслуживает как раз акцент не на ребре, а на биологическом и душевном единстве Адама и Евы. Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.

Если использовать святоотеческий принцип толкования, а именно: объяснение Писания через само Писание, можно сказать, что толкованием образа ребра служат слова Адама о том, что жена «плоть от плоти моей и кость от костей моих», то есть «близкая, родная». В те времена это звучало отнюдь не банально, поскольку многие мифологические системы древности мыслили женщину как нечто, данное богами человеку извне, что позволяло в ряде случаев относиться к ней как к недочеловеку, как к очень полезному и красивому домашнему животному.

Библейский рассказ ставит отношения мужа и жены на совершенно иной уровень. Здесь женщина - помощник, равный мужу. Как впоследствии скажет апостол Павел: Ни муж без жены, ни жена без мужа (1 Кор 11 :11). Конечно, христианское благовестие подняло эти отношения на совершенно иную высоту, но и в Ветхом Завете, в отличие от мифологических систем Древнего Востока, мы видим образы женщин - не богинь, а земных исторических персонажей, - которые показывают равную с мужчинами смелость, отвагу и добродетель (Юдифь, Эсфирь, Руфь, Иаиль) и роль которых, вразрез с гендерно-культурными стереотипами Древнего Мира, находит свое признание в Священном Писании.

В Ветхозаветном тексте происхождение Евы описывается как акт творения живого существа из части - ребра - уже существующего, Адама. Бог погрузил последнего в глубокий сон, затем вынул из его грудной клетки одно из ребер и сотворил из этой кости для Адама спутницу (Бытие 2:21-24). Созданные из одного тела, мужчина и женщина являются двумя половинками единого целого.

Созданная из ребра и послушная

Этим положением утверждается не только единство партнеров в семейном союзе, но и подчиненное положение жены по отношению к мужу. Поскольку женщина не была сотворена по «образу и подобию Бога» из глины, что произошло с первым человеком, то она в какой-то мере является существом более низкого ранга. Жена должна подчиняться, почитать и бояться своего супруга (Послание Павла к Ефесянам , 5:33).

Почему Бог создал Еву именно из тела Адама, объясняет околоцерковная христианская и каббалистическая литература (Книга Зоар , Курманские свитки, Алфавит Бен —Сиры и пр.). До Евы была еще одна попытка подарить Адаму спутницу. Бог создал ее так же, как и мужчину, из глины. Но эта женщина - Лилит - возомнила себя равной мужу. Гордыня подтолкнула непокорное создание к бунту, за что оно и было наказано божественным проклятием.

Бог «сделал выводы» из сложившейся ситуации. Ева появилась уже из ребра будущего мужа, чтобы всегда помнить о своей подчиненной роли в супружеской паре. Но почему именно из ребра, а не из какой-либо другой части тела, об этом сама Библия умалчивает. Пытливый человеческий ум не мог обойти стороной эту тему. Со временем появилось множество толкований неразъясненного момента.

Не ребро, а приапова кость

Зайони Зевит , профессор Американского еврейского университета и известный исследователь Библии, предложил другую версию: праматерь была рождена совсем не из ребра, а из другой кости, приаповой . В биологии она называется «бакулюм ». Этот элемент есть у самцов многих млекопитающих (грызунов, летучих мышей, обезьян). Располагается бакулюм в пенисе, что способствует более длительной эрекции и увеличивает шансы на зачатие именно от этого самца.

Приапова кость у многих обезьян - ближайших к нам, с точки зрения биологи, существ - очень маленькая. К примеру, у шимпанзе она равна каким-то 6 мм. У мужчин же ее нет вообще. Британский антрополог Матильда Бриндл предположила, что у предков человека бакулюм мог существовать, но на каком-то этапе эволюции он исчез.

Причина такой «утраты» не ясна. Это и подтолкнуло людей, пытающихся объяснить эволюционный процесс с точки зрения Библии, утверждать, что Адам лишился приаповой кости в процессе создания Господом Евы. Никаких доказательств этому ни в Ветхом Завете, ни в трудах подвижников церкви нет.

Особенности перевода

Пролить свет на события времен создания мира помогает первоисточник современного Ветхого Завета, написанный древними евреями. В оригинале упоминается слово ἡ πλευρά (pleura ). На древнееврейском оно обозначало не только человеческое ребро, но и - в более широком смысле - сторону, часть тела, бок, а также край какого-то предмета, образования, местности. Древние стратеги называли «плеурой » фланг войска.

Вполне очевидно, что изначально в Писании указывалось, что Господь взял бок или половинку Адама и создал из нее Еву. Удивительно, сколько тысячелетий пережило метафорическое выражение «половинки друг друга», так и не утратив своего сакрального смысла!

А ведь в Септуагинте - переводе оригинала Ветхого завета с древнееврейского на древнегреческий - это значение было потеряно. Древним грекам было свойственно более приземленное понимание мира и любви. Для них единство душ заменяло неутолимое физическое влечение, желание обладать. Вероятно, переводчики просто не нашли в древнегреческом достойных аналогов слову «плеура » и подставили вместо этого «ребро», применив одно из его значений.

Так и родилась Ева из ребра Адама. В конце концов, не так уж и не правы были переводчики. Ребро - наиболее подходящая в теле человека кость. Если бы Создатель изъял у Адама челюсть, тазобедренный сустав, бедро или предплечье, он сделал бы первого мужчину убогим калекой, а это наверняка не совпадало с Божьим замыслом.