Детям о масленице. Детям о масленице Сценарий масленицы для детей 2 3 лет

Сценарий праздника «Масленица широкая» для дошкольников 3-7 лет


Описание работы: Данный сценарий будет полезен для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов. Масленица – это очень давний языческий праздник. Символизировал он проводы зимы с одновременной встречей весны. Обряд заключался в чествовании Солнца-Ярилы, что связано с обычаем печь блины. Чтобы всё прошло согласно русским традициям, сценарий детского праздника Масленица должен включать в себя катание на санках, весёлые игры, гулянья с ряжеными и сжигание чучела зимы.
Цель: привить любовь к национальной русской культуре.
Задачи:
Познакомить с обрядом русского народа «Встреча Весны», с неповторимым колоритом народного творчества.

Развивать музыкальный слух.
Развивать воображение
Развивать коммуникативные способности
Развивать творческие способности дошкольников.
Формировать вокальные умения и навыки.
Развивать музыкальный слух.
Развивать воображение.
Развивать коммуникативные способности.
Прививать позитивное отношение к миру.
Дети выходят на площадку
Приходит Хозяюшка
Хозяюшка: Здравствуйте, ребята дорогие,
маленькие и большие!
Здравствуйте, гости,
милости просим!
Масленицу широкую открываем,
веселье начинаем!
Стало солнце чаще улыбаться,
Будем мы с зимой прощаться,
За руки скорей беритесь,
Дружно в круг все становитесь!
Встают в хоровод
Исполняется песня-хоровод «Зимушка»
Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,
Люли, люли, проходит! (2 раза)
Прощай, саночки, конёчки,
Наши зимние дружочки!
Люли, люли, дружочки (2 раза)
Снег и холод прочь уходят,
Весну красную приводят,
Люли, люли, приводят! (2 раза)
Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка!
Люли, люли, холодушка. (2 раза)
Хозяюшка: Непременно все должны
Быть на празднике Зимы!
Сейчас прибудет к нам сама
На праздник Матушка-Зима.
Под музыку входит Зима.
Зима: Вновь вернулась к вам, ребята!
Но уже в конце зимы.
Попрощаться с вами надо,
Ждёте вы приход весны!
Давайте с вами поиграем.
Игра «Заморожу».
Зима: А зимние загадки
Отгадаете, ребятки?
1. Бел, да не сахар
нет ног, а идёт. (Снег.)
2. Без рук, без ног,
а рисовать умеет. (Мороз.)
3. Снег на полях, лёд на реках,
вьюга гуляет- когда это бывает? (Зимой.)
Зима: Молодцы! А чем вам нравится зима? (Дети отвечают.)
Ну-ка, в круг скорее становитесь,
Крепче за руки беритесь!
Хоровод заведём,
Весело спляшем и споём!
Исполняется песня-хоровод «Выпал беленький снежок»
Выпал беленький снежок.
Соберёмся все в кружок.
Все потопаем. все потопаем.
Будем весело играть,
Будем ручки согревать,
Все похлопаем, все похлопаем.
Если холодно стоять,
Мы похлопаем опять,
По коленочкам, по коленочкам.
Чтобы стало нам теплей,
Будем прыгать веселей,
Все попрыгаем, все попрыгаем.
Зима: Тише! Тише! Тише! Дети!
Весна идёт ко всем на свете.

Зима: Ну, повеселились, вспомнили новогодние забавы, а теперь пора и Весну встречать. Повторяйте за мной.

Дети : Весна, весна весна-красна!
Приходи весна с благостью
С великой радостью.

Под музыку появляется Весна
Весна: Встречающим - земной поклон,
Привет вам взрослые и дети!
Мне дороги со всех сторон
Улыбки радостные эти!
Зима : Поклон тебе Весна-Красна,
Давно ты людям всем нужна.
Хочу отдать тебе ключи,
Ключ от природы получи!
Зима вручает Весне ключ.
Зима : А мне уже пора. До свидания, друзья! (Зима уходит)
Весна : В гости к детушкам пришла,
Им в подарок принесла
Лучик солнца золотой,
В поле цветик голубой.
Песню звонкую ручья,
В роще – трели соловья!
Встать в хоровод
Исполняется песня «Веснянка»
Ой, бежит ручьём вода,
Нету снега, нету льда.
Ой, вода, ой, вода,
Нету снега, нету льда.
Прилетели журавли
Так соловушки малы.
Журавли, журавли,
И соловушки малы.
Мы весняночку поём,
Весну красную зовём.
Ой, поём, ой, поём,
Весну красную зовём.
Хозяюшка: А теперь пришел черед поиграть да позабавиться.
(Все расходятся по площадкам)
1. Сказочная поляна с Бабой Ягой.
Игра «Метёлка» младшая, средняя группы.
Метелка волнуется раз,
Метелка волнуется два,
Метелка волнуется три,
Лесная фигура на месте замри!

(«лесная фигура»- лиса, медведь, мышка, заяц)

Соревнование «Полетаем на метле» старшая и подготовительная группа.
Соревнование проводиться между детьми. Задание – нужно «сесть» на веник, оббежать все кегли и вернуться обратно.
Подвижная игра «Баба Яга» все группы.

Текст:
Бабка Ежка,
Костяная ножка,
Печку топила,
Кашу варила,
Деток ловила!
2. Сказочная звериная поляна с Волком.
Гуси и волк. Старшая и подготовительная группа.
Ход игры: все играющие делятся на деревенских ребятишек и «гусят». Выбирается «волк».
На площадке чертят круг, в середине которого сидит «волк». Дети, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит «волк», и хороводом детей образуют свой круг «гусята».
Дети идут по кругу и спрашивают «гусят», которые тоже ходят по кругу и отвечают на вопросы:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Вы белые гуси?
- Га-га-га!
- Где, гуси, гуляли?
- Га-га-га!
- Кого, гуси, видали?
- Га-га-га!
В этот момент «волк» выбегает и старается поймать одного из «гусят». Все «гусята» разбегаются и прячутся за детьми. Пойманного «гусенка» «волк» ведет в свое логово. «Гуси» опять встают в круг и говорят:
Мы видели волка,
Унес волк гусенка,
Самого лучшего,
Самого большого.
Дети в хороводе говорят:
Гуси, гуси, щиплите волка,
Выручайте гусенка!
«Гусята» машут руками, изображая потревоженных птиц, бегают вокруг «волка» и гогочут.
Пойманный «гусенок» пытается улететь из логова, но «волк» его не пускает.
Особые замечания: игра повторяется, дети и «гуси» могут поменяться ролями, а пойманный «гусенок» становится «волком».
Игра «Мы веселые ребята». Все группы.
Выбирается ловишка. Он становится спиной к играющим. Дети подбегают к ловишке со словами:
«Мы веселые ребята,
любим бегать и играть,
но попробуй нас поймать.
Раз, два, три (хлопают в ладоши) – лови!».
С окончанием текста ловишка догоняет детей.
Игра «У меня есть одна тётя». Все группы.
Музыкальная игра на координацию движений. Под музыку дети выполняют танцевальные движения.
У меня есть одна тётя,
Моя тётя – весельчак.
А когда она танцует,
Она делает вот так.
3. Сказочная поляна весенняя с Весной.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ГОРИ-ГОРИ ЯСНО!» Старшая и подготовительная группа.
Играют дети старших, подготовительных групп.
Атрибуты: бубен с лентами.
Ход игры: дети встают в круг, за кругом водящий. В руках у Весны бубен.
Дети идут противоходом с водящим и говорят слова:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят!
После слов все останавливаются. Водящий и тот, около он остановился встают спинами друг к другу. Дети считают хором до трех. Водящие бегут в разные стороны. Тот, кто первым оббежит круг и стукнет в бубен, становится водящим. Игра повторяет 2-3 раза.
Подвижная игра «Веселый бубен». Все группы.
Дети образуют большой круг. Передают бубен из рук в руки по кругу и проговаривают слова:
Ты катись веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам,
У кого остановился,
Тот сейчас станцуем нам!
Подвижная игра «Солнышко». Все группы.
По считалочке выбирают водящего - солнышко. Остальные дети встают в круг. Солнышко (Весна) стоит посредине круга, все поют:
Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!
На первые две строчки дети водят хоровод, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к солнышку. Оно говорит: «Горячо!» - и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребенок замирает и выбывает из игры.
4. Сказочная поляна лакомная с Медведем.
Хороводная игра «Блинок». Все группы.
Дети становятся в 2 круга, в середине дети младших групп, берутся за руки и повторяют слова:
Месим, месим, месим тесто (топающим шагом идут в центр)
Разливайся блинок (расходятся)
Разливайся большой.
Оставайся такой
Да не подгорай! П-ш-ш-ш (Приседают на корточки)
Ой, подгорел! (2 раза)
Игра с Мишкой догонялки. Все группы.
(Медведь сидит в берлоге, дети идут к нему и поют):
Мишка косолапый,
Манит деток лапой,
Приглашает всех гулять,
В догонялки поиграть.
(Мишка догоняет, дети убегают на стулья)
Игра Пирог. Старшая и подготовительная группа.
Игроки становятся в две шеренги друг против друга. Водящий приседает в центре, он - пирог. Играющие поют и показывают движения.
Экий он высоконький, Руки поднимают вверх.
Экий он широконький, Руки в стороны.
Экий он мягонький. Руками гладят живот.
Первый в каждой шеренге бежит и дотрагивается до пирога. Кто первый коснулся - уводит его к себе в шеренгу, кто опоздал - становится пирогом.
Игра продолжается, пока интересно играть. По окончании можно посчитать в какой команде больше игроков.
Дети возвращаются на общую площадку

Хозяюшка: Подходи скорей народ, Масленица всех вас ждёт!
Поднимайся, настроение -
К нам Масленица идет без промедления!
Иди сюда, Масленица- кривошейка,
Встретим тебя хорошенько!

Под русскую народную мелодия – вносят чучело Масленицы

Дети водят хоровод с Масленицей

Хозяюшка: Идет Масленица,
Красна - распрекрасна!
Масленица-кривошейка,
Встретим тебя хорошенько!
Сыром, маслом да яйцом,
И румяным калачом!
Какая же Масленица без блинов горячих, да румяных? На Масленицу угощали вкусными блинами друг друга. Ведь румяный блин считается символом солнца. Блин испечёшь - солнышко в гости позовёшь. Так люди хотели приблизить наступление весны, солнечных тёплых дней. Мы с вами тоже полакомимся сегодня блинами, но чуть позже.
А сейчас, крепче за руки беритесь,
И в два круга становитесь.
Испечем большой мы блин.
Раз, два, три, начинаем печь блины!

Хороводная игра

Хозяюшка : Ох, везде надо успеть -
И сплясать и песню спеть!
Съесть корзину пирогов
Да с три короба блинов.

Дети поют русскую народную песню "Блины".

Хозяюшка : Вот и празднику - конец,
Кто пришел - тот молодец!
Масленица угощает
Всех блинами, сладким чаем.
Прощай, зима, до срока,
Весна у наших окон!
Всем счастья - на прощанье!
До нового свиданья!
Праздник заканчивается массовым гуляньем

Марина Ивановна Курносова
Праздник для детей 3–4 лет «Широкая масленица»

В зал под звучание русской народной мелодии «Ах, ты, зимушка – зима» входят дети и рассаживаются по местам.

Скоморох. Народ собирается,

Праздник начинается !

Ты постой, мой друг – проказник,

А какой сегодня праздник ?

Про то публика знает,

Пусть она и отвечает!

Дети. Масленица !

Скоморох. Верно, Масленица !

Не английский, не французский,

Масленица – праздник русский !

Будем петь мы и плясать,

В игры русские играть!

Внимание, внимание!

Слушайте все!

Масленицу широкую открываем ,

Веселье начинаем!

Заводи, честной народ,

Развеселый хоровод!

Играет музыка (можно любую) – танец «Кулачки» .

Кулачками вот так мы помашем,

А теперь потопаем ногами.

Кулачками стукнем по коленкам,

А теперь потопаем ногами.

Кулачки мы спрятали за спинку,

А теперь потопаем ногами.

Кулачками снова мы помашем,

А теперь потопаем ногами.

В зал входит воспитатель в костюме Зимы.

Зима. Что за шум здесь, что за гам?

Кто устроил тарарам?

Ну – ка, быстро собирайтесь

И из зала убирайтесь!

Нечего здесь песни петь,

Надо по дома сидеть!

Скоморох. Вот так гостья появилась!

И чего ты разозлилась?

Зима. Не гостья я, хозяйка тут!

Меня все Зимушкой зовут.

Скоморох. Ты напрасно не сердись,

Лучше с нами веселись.

Потанцуем мы с тобой,

Потом проводим на покой.

Зима. Не знаю даже, как и быть…

Люблю я хоровод водить.

Ладно! За руки беритесь,

В хороводе закружитесь!

Скоморох. Хоровод заведем,

Про зиму весело споем.

Песня «Зимушка – Зима» .

Зима. Ох, оттаяла душа!

Больно песня хороша!

На прощанье вам скажу :

Хоть надолго ухожу,

Вы меня не забывайте,

Словом добрым вспоминайте!

Ведь детишкам всем порой

Очень весело зимой!

Что ж, пожалуй, мне пора…

До свиданья, детвора!

Зимушка уходит, взмахнув на прощанье рукой.

Скоморох. Вот и проводили мы Зиму!

Пришла пора с Масленицей веселиться !

Под веселую народную мелодию скоморох вносит куклу Масленицы .

Скоморох. Раздайся, народ,

Пропустите нас вперед!

Вот и Масленица пришла и веселье завела!

Ее мы встретим песнями,

Стихами интересными.

Ну – ка, дети не зевайте,

Масленицу восхваляйте !

1 –й ребенок. Душа ль ты моя, Масленица ,

Приезжай к нам на широкий двор

На горках покататься,

В блинах поваляться!

2 – й ребенок. Наша Масленица дорогая ,

Ненадолго к нам пришла.

Думали, на семь недель,

Оказалось – на семь дней!

Скоморох. Молодцы! Все о Масленице знаете !

А в какие русские игры вы играете?

3 – й ребенок. Много разных игр есть,

Все их трудно перечесть.

Нам играть, друзья, не лень,

Мы б играли целый день!

Скоморох. Так давайте в «Горелки» играть!

Веселой игрою весну зазывать!

Проводится игра «Горелки» .

Дети стоят в кругу. В центре круга – водящий. Все идут по кругу со словами.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три, беги!

Три хлопка – и дети разбегаются, а водящий старается их поймать.

Скоморох. Ко мне подходи

Да друзей приводи!

Не проходи мимо нас –

Быстрая карусель

Закружиться сейчас!

Скоморох Гаврила

Катает всех на диво!

Кому делать нечего,

Катайтесь хоть до вечера!

Звучит русская народная мелодия в записи. Дети становятся в круг, в центре – взрослый с зонтом в руках.

К зонту прикреплены длинные атласные ленты. Дети берутся за концы лент, начинают медленно двигаться по кругу со словами :

Еле, еле, еле, еле

Закрутились карусели…

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, погодите,

Карусель остановите!

Скоморох. Широкая Масленица ,

Мы тобою хвалимся,

На горках катаемся,

Блинами объедаемся!

Скоморох. Пожалуйте к столу, гости дорогие!

Горячие блины для вас испечены!

Звучит русская народная песня «Блины» , дети угощаются.

Публикации по теме:

«Широкая Масленица» Подготовила воспитатель первой квалификации Ковтун Е. И. ЦЕЛЬ: Формирование у детей культуры здоровьесбережения и.

«Широкая Масленица» Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе изучения русского фольклора; воспитание любви.

Фольклорный праздник «Широкая Масленица» Ведущая: Внимание! Внимание! Веселое гуляние! Собирайся народ, нас, веселье всех ждет! Будем зиму провожать, Весну-матушку встречать.

Праздник русской Зимы. Масленица широкая Праздник русской Зимы. Масленица широкая. Праздник для детей 4 – 6 лет. Зал оформлен в русском народном стиле. В зал входит Сказочница.

Праздник «Широкая масленица» Валентина Яцкова Праздник «Широкая масленица» Цель: Создать у детей радостное, праздничное настроение, познакомить.

Широкая Масленица, Мы тобою хвалимся, На горках катаемся. Блинами объедаемся! Масленица один из самых весёлых праздников на Руси. Её.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 252» г. Перми

Сценарий развлечения для детей младшей группы (3 – 4 лет)

«Приглашаем на Масленицу!»

Подготовила:

Косарева Людмила Васильевна,

Воспитатель МАДОУ

«Центр развития ребенка – детский сад №252»

Пермь 2015

Цель: Приобщать детей к народным традициям; доставить радость детям и гостям праздника.

Задачи:

— Познакомить с народным праздником « Масленица».

— Познакомить с народными играми, обычаями.

— Воспитывать у детей и родителей интерес и уважение к народным традициям.

— Создать благоприятную эмоциональную обстановку, атмосферу праздника.

Ход праздника:

Ведущая: (встречает гостей)

— Здравствуйте, гости дорогие! Как я рада всех вас видеть на нашем празднике! Я думаю, что и вас замечательное настроение: ведь весна уже почти совсем рядом! Солнышко ярче, день длиннее, птички радостно поют – весну зовут!

Но зима не сдаётся, не желает весне своё место уступать. Вьюги, да метели напускает, снега наметает!

(под музыку появляется Зима)

Зима (девочка):

Никуда я не уйду!

Много снега намету!

Уходить я не желаю!

Всех снежками закидаю!

Ведущая: А мы тебя вовсе не боимся! Да и в снежки мы играть любим! А ну-ка, ребята, выходите в снежки поиграть!

Проводится игра «Снежки»

(после игры зима убегает)

Ведущая: Вот и испугалась нас Зима! Собирайся, народ, Весна-красна идёт!

Надо Зимушку спровадить, дружно Масленицу сладить!

У Весны забот немало: лес дремучий солнцем греть.

И в лесу под старой елью просыпается медведь.

(раздаётся шорох и рычание, появляется вразвалочку медведь)

Медведь : (ребёнок)

— Это кто тут расшумелся, мне спать не даёт? Ну да, ладно!

Стало жарко мне в берлоге,

Поразмять хочу я ноги.

Зима прошла – вставать пора!

Ведущая:

А чтоб ты, Мишка, совсем ото сна пробудился, сыграй-ка с ребятами на народных инструментах!

Звучит весёлая народная плясовая, Медведь и дети подыгрывают на народных инструментах(ложки, трещотки, бубенцы и др.)

Ведущая:

А ещё на масленицу в игры играли, да хороводы водили. А ну-ка, Мишенька-медведь, повеселись с нами!

Игра « КАРУСЕЛИ» (с лентами)

Еле-еле, еле-еле закружились карусели,

А потом, потом, потом всё бегом, бегом,

Тише, тише – не шумите, карусель остановите.

(повторяется несколько раз в разном темпе)

Ведущая:

Ребята, а ведь во время масленицы не только пели да плясали, ещё и блины пекли и всех угощали! А на что похож блин? Конечно, на яркое весеннее СОЛНЫШКО!

А кто же нам поможет блинчики испечь?

Громче хлопайте в ладошки, в гости к нам пришла Матрёшка!

Матрёшка: (воспитатель или родители)

Здравствуйте, гости дорогие! А я ведь не просто Матрёшка, я – Масленица! Принесла я вам угощенье.

Не шоколад и не варенье,

Не оладьи, не печенье!

Для весёлой детворы

Испеку сейчас БЛИНЫ!

Но для этого сложного дела понадобится очень много яиц. Мне нужна ваша помощь.

Проводится аттракцион «Яйца для блинов» — 2 команды: чья команда быстрей перенесёт яйца- «киндеры» из корзинки на стол к матрёшке.

Матрёшка: вот молодцы! Сейчас можно и блинов напечь!

(Выносит поднос со всеми необходимыми ингредиентами)

— Разведём скорее тесто, испечём блины все вместе: молоко в кастрюльку влили, и насыпали муки, посолили, подсластили, яйца мы туда же вбили. Размешали. Развели!

(все слова сопровождаются показом)

Открывайте шире двери, всё поставим в печь скорее!

А вот и первый блин!

Выходит мальчик в костюме «блина».

Ведущая: А теперь все в хоровод, споём нашему гостю-« блину» да станцуем! (хоровод вместе с родителями вокруг «блина»). Под песню: «ОЙ, БЛИНЫ МОИ, БЛИНЫ!»

Матрёшка:

Блины- блины! Только что испечены!

Угощенье получайте, веселитесь, не скучайте!

Ведущая:

Спасибо тебе, матрёшка, за угощение! Оставайся с нами блинами лакомится да весне радоваться!

Приглашаем всех на чай с румяными блинами!

Чаепитие!

Список литературы:

    Тарабарина Т.И., Елкина Н.В.. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» — Ярославль, 1996.

    Новотворцева Н.В. «Развитие речи детей» — Ярославль, 1995.

    Гоголева М.Ю. «Праздники в детском саду, игры и развлечения» — издательство «Академия развития», 2007.

    Галиченко И.Г., Михайлова М.А. «Танцуем, играем, всех приглашаем» — издательство «Академия развития», 2007.

Масленица. Сценарий праздника для детей начальной школы

Веселое мероприятие с песнями, играми, танцами, с угощением. Можно провести в масленичную неделю, в начале весны. Рекомендовано учителям начальных классов, воспитателям ГПД.
Цель: приобщение учащихся к русским народным традициям
Задачи:
1. Поддерживать эмоционально – положительный настрой;
2. Воспитывать чувство коллективизма, коммуникативные качества, творческие способности
3. Закреплять и расширять у детей представления о русских народных праздниках, традициях
Цель: приобщение уч-ся к русской народной культуре, народному творчеству
Зал празднично оформлен на стенах пословицы и поговорки
Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
Блин не клин, брюха не расколет.
Масленица семь дней гуляет.
Дети в русских народных костюмах под музыку выстраиваются полукругом
По очереди говорят слова
1. – Добрый день, гости дорогие! Жданные, званные, желанные!
2. – Здравствуйте, молодки!
Здравствуйте, лебёдки!
– Ребята-молодцы, весёлые удальцы!
3. – Почтенные и молодые!
4. – Полные и худые!
5. – Мы рады гостям, как добрым вестям!
6. – Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!
7. – Приглашаем всех гостей к нам на праздник поскорей!
Учитель:
Что за праздник?
Что за праздник?
Не слыхали о нем разве?
Будет праздник здесь большой-
Встретится Зима с Весной.
Зиму с песнями проводим,
Спляшем с нею в хороводе!
А Весну весельем встретим,
словом ласковым приветим!
8. – У нас сегодня представление всем на удивление!
Вместе.
– Сегодня Масленица приглашает в гости!
9. – Мы сегодня масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем!
10. – Масленица – честная, весёлая, широкая – так называли неделю перед Великим постом на Руси!
11. – Итак, Масленицу начинаем!
Звучит народная музыка, выходят девочки в сарафанах, несут чучело Масленицы, поют песню. “Едет Масленица”.
Учитель:
С давних пор повелось на русской земле славить песнями, играми приход снежной зимы, тёплой весны, урожайной осени. Складывались в народе пословицы, поговорки, загадки о временах года. Из уст в уста передавались народные приметы. Дошли они и до нас. Недавно мы с вами святки праздновали, а сегодня мы с Зимушкой прощаемся, с Масленицей пообщаемся.
1 ученик :(выносит табличку с надписью «встреча»)
– Понедельник – “встреча”.
Учитель:
В этот день утро в деревнях начиналось чуть позже обычного, так как по народным поверьям, считалось, что для хорошего урожая льна в чистый понедельник нужно проспать как можно дольше.
После пробуждения дома русских деревень наполняли праздничная суета и запах пекущихся блинов. Приятные хлопоты делились между членами семьи. Детвора в этот день занималась изготовлением соломенной куклы – Масленицы, и, нарядив её, насаживала на кол, после чего с дружными песнями возила по деревне на санях. Обойдя всю деревню, после обеда дети бежали кататься со снежных горок, распевая масленичные песенки: народ свято верил, что, чем звонче смех и веселье, тем богаче будет урожай.

1 ученик:
Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.
2 ученик:
– Мы Масленицу встречаем и чего ей только не обещаем:
– Реки сметанные, горы блинные!
3 ученик:
– Молчит наша Масленица, не отвечает, лишь руками соломенными качает.
– Давайте Масленицу хороводом ублажать.
Учитель:
– Подходи, честной народ! Начинаем хоровод!
(под русскую музыку дети водят хоровод)
4 ученик:
– Вторник – “заигрыш”.
"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Учитель:
По самому названию этого дня нетрудно догадаться о его происхождении. В этот день приветствовались всякого рода шутки, потехи и увеселения.

Звучит песня “Во кузнице”.

Учитель:
– Если ты кузнец на славу, Кузнецу все скажут “Браво”!
Игра “Лучший кузнец” (Кто глубже забьёт гвоздь с трёх ударов).
5 ученик:
– Продолжаем мы забавы для гостей, друзей, для всех!
– Начинаем панораму удивительных потех!
Недаром вторник на Масляной неделе называли “заигрыш”. Давайте и мы Масленицу игрой потешим.
Игра “Передай лапоть”
(Под музыку по кругу дети передают лапти друг другу. Музыка обрывается, у кого в руках остался лапоть, тот выходит из круга).

Учитель:
– Мужиков, парней, ребят вызываем на канат!
– Десять слева, десять справа, только мускулы трещат!
Игра “перетягивание каната”. Команды “Богатыри” и “Силачи”.

Учитель:
– Я вижу, ребята здесь собрались ловкие, сильные, умелые!
– Наши ребята устали, проголодались.
– Давай скорей среду объявлять!
Вместе.
– Среда – “Лакомка”, “Сладкоежка”.
6 ученик:
Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!
7 ученик:
Напеките- ка блинов,
Девушки-хозяйки!
Вы же, добры молодцы,
Зиму попугайте!
Мама 1:
Испечем сейчас блинов,
Чтобы всем хватило!

Съешь блины – почуешь вновь
Прибывают силы!
Мама 2:
Если комом выйдет блин,
Испечем еще один!
Всех блинами угостим,
С медом, со сметаной.

Дети поют песню “Ой, блины, блины”, инсценируют её, раздают гостям блины

8 ученик:
– Четверг – “Разгуляй”.
А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.
Учитель:
Разгуляй (разгуляй-четверток) – это первый и самый разгульный день широкой Масленицы. В этот день народные гулянья достигали самого большого размаха. Если в предыдущие дни Масляной недели можно было еще заниматься какими-то делами по дому, то с этого дня все хозяйственные дела были строго запрещены.
На Разгуляй празднование широкой Масленицы из домов переносилось на улицу, обычно в центр деревни, где заранее были построены всевозможные качели, балаганы, ледяные горки, снежные городки. И дети, и взрослые весело распевали праздничные шутливые песни и частушки:

9 ученик:
– День четвёртый будем вместе петь про Масленицу песни.
Дети поют частушки.
1. Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала

2. Ешьте, пейте, угощайтесь!
И побольше развлекайтесь!
Масленица у ворот –
Открывай пошире рот!

3. На санях, с высоких горок
Девушки катаются!
Ну а мальчики- обжоры –
Животами маются!

4. Я плясала в 3 ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат.

5. У меня четыре шали,
Пятая пуховая.
Не одна я боевая…
Все мы здесь бедовые!

6. Мы с мальчишками плясали –
Сапоги резиновы.
На нас публика смотрела,
Все – то рты разинули.

7. Я работаю, работаю.
Работы не боюсь
Если правый бок устанет.
Я на левый повернусь.

8. Ох, кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего
Учитель:
– А сейчас конкурс танцевальный.
– Кого ноги в пляс ведут, всех на танец ждут!
Дети танцуют “Барыню”.
1 ученик:
– Хватит смеяться да играть! Пора пятницу объявлять!
2 ученик:
– Пятница – тёщины вечёрки!
– Завтра будет день попроще
Если кто имеет тёщу,
Пусть для проводов зимы
К тёще едет на блины!

3 ученик:
– К тёще на блины идём
И друзей с собой ведём!
Развесёлая Масленица,
Мы тобою хвалимся!

(дети исполняют песню «Мы весну -красну встречаем…)

4 ученик:
– А в субботу не безделки – золовкины посиделки!
4 ученик:
Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
Учитель:
– Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте!
(Девушки играют в игру «Идет матушка- весна»
Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх. Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:
Отворяйте ворота
Идет матушка Весна!
Первым март прошел,
Всех детей провел!
А за ним апрель
Отворил нам дверь!
А за ним и май, сколько хошь гуляй,
Сколько хошь гуляй, только не зевай!
С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Потом можно выбрать новые «ворота» и начать игру сначала.
Учитель: Не пора ль весну нам встретить, словом ласковым приветить?
5 ученик:
– Погляди, народ! К нам Весна идёт!
Под музыку Появляется Весна в красивом платье.
Весна.
– Я – Весна!
Отворяйте ворота!
Первым март пришел.
Всех детей провёл.
А за ним придёт апрель,
Отворяй окно и дверь.
А уж как придёт май –
Сколько хочешь гуляй!

6 ученик:
– Здравствуй, Весна-красна!
Весна.
– Здравствуйте и вы, люди добрые!
Я пришла к вам с радостью, с великой милостью!
С рожью зернистой, с пшеницей золотистой!
С овсом усатым, с чёрною смородиной!
Со цветами лазоревыми да с травушкой-муравушкой!
Появляется зима под звук метели.
Зима.
– Что это вы тут развеселись, расшумелись, разрезвились?
Весна.
– Потрудилась ты. Зимушка-Зима всласть,
Пора и честь знать!
Зима.
– Ах, вот ты как!
Да, я Зима белая-белая,
В поле снегом сеяла-сеяла.

Весна.
– А я Весна красная, солнечная, ясная, ясная!
Зима.
– Я тебя снегом вымою-вымою!
За ворота выгоню, выгоню!

Весна.
– А я снежком укроюсь, зеленью прикроюсь
Стану ещё краше на просторах наших!

Зима.
– Ну что же, Весна-красна! Спорить и говорить ты мастерица.
Но без боя я не уступлю своё место! (Бросает в весну снежком)
– А ну-ка, ребята, кто зиму любит, ко мне!
Весна.
– Те кто Весну ждёт ко мне!
Игра “Снежки”.
Зима.
– Да, сильна ты, Весна! Я отступаю!
7 ученик:
– Прощай, Зима, прости ты нас,
Что рады мы Весне сейчас!
Что нынче нам Весна милее,
Что о тебе мы не жалеем!

8 ученик:
– Счастливого пути желаем,
На север с миром отпускаем! (Машут руками)

Учитель:
– Вот и наступил последний день Масленицы – воскресенье!
– “Прощённый день”, “Проводы Масленицы”

9 ученик:
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
10 ученик:
– Со словами: “Простите Христа ради” все просят друг у друга прощения и обмениваются подарками.
Выбегают двое учеников колесом.
Первый
– Прости меня!
Второй
– И ты прости меня! (Целуются)
Первый
– В воскресенье мы с Масленицей прощаемся,
В воскресенье слезами умываемся.

Второй
– Мы катались с горы от зари до зари,
А сегодня в воскресенье наше кончилось веселье.

Учитель:
– А на прощанье готово угощенье всем на удивление!

11 ученик:
– Вот румяные блины
Во все стороны равны!
К ним сметана или джем
Разбирайте, хватит всем!

12 ученик:
– С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Все румяны и красивы,
Девочки раздают блины.
Вместе.
– А за праздник вам – Спасибо!

Учитель:
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!

Литература
1. Масленица-блиноеда // Народный праздничный календарь в песнях сказках, играх, обрядах. Ч. 1. Зима. Весна. – М.: ЗАО РИФМЭ («Молодежная эстрада»), 1999. – С. 33-64. – Содерж.: Масленичные песни; Соломенная Масленица: сказки; Без лица в личине: загадки; Науменко, Г. Зимушка-зима: Зимний фольклорный праздник.

2. [Масленица] // Встреча: сб. сценариев / сост. Г.Д. Литвинцева. – М.: Всероссийский Дом народного творчества, 1992. – Содерж.: Литвинская, Н. Конек-оберег: сценарий театрализованного праздника масленицы. – С. 3-15; Поваркова, Т. Русская масленица: сценарий сельского народного праздника. – С. 35-46.