Детские развивающие игры дома 2 года. Во что поиграть с ребенком в два года, и что он должен уметь в этом возрасте. Изучаем с малышами окружающий мир

Человеческая речь закладывается в двухгодовалом возрасте. В это же время у малыша развивается память, интеллект, он учится мыслить творчески. Очень важно больше времени проводить, занимаясь его обучением в игровой форме.

Чтобы помочь малышу развиваться, адаптироваться среди сверстников и разнообразить досуг, необходимо организовать совместные развивающие занятия дома.

Дети, с которыми родители правильно и плодотворно занимались в раннем детстве, в будущем более восприимчивы к творчеству и различным наукам.

Развивающие игры обязательно должны присутствовать в ежедневном распорядке дня малыша. Но не стоит забывать, что ребёнок в 2 года ещё неусидчив, ему быстро всё становится неинтересным, ему трудно надолго сосредоточиться на одном предмете.

Малышу хочется проводить своё время в активных играх, поэтому следует правильно организовать время занятий. А именно:

  1. Занятие не должно длиться больше 20 минут.
  2. Мама должна получать удовольствие от времени проведённого вместе с ребёнком.
  3. Занятия должны осуществляться только в игровой форме.
  4. Если ребёнок не хочет заниматься именно сейчас, нельзя заставлять.

Эти несложные правила помогут развить у крохи интерес к занятиям и к учёбе в будущем.

В какие игры лучше всего играть с ребёнком в два года мы рассмотрим в данной статье.

Важно знать, что не все игры подходят всем детям . В силу того, что каждый ребёнок индивидуален, развивается по-своему, та или иная игра малышу, может, не понравится или просто показаться скучной и неинтересной. С одним и тем же заданием разные дети справляются за разный промежуток времени или не справляются. Это не значит, что ребёнок глупый, это значит - ребёнку интересно что-то другое, и задача родителя найти эти интересы.

Особенности мышления ребёнка в 2 года

С каждым месяцем ваш ребёнок растёт и становится более любознательным и сообразительным. Важно не упустить этот момент и направить энергию малыша в нужное направление. А этой энергии у него будет достаточно.

Если вы заметили, что ваше чадо стало более капризным и всеми способами желает показать своё «Я», стал чаще притоптывать ножками и отталкиваться от вас при нежелании что-то делать, значит, процесс взросления настал . Маме и папе нужно набраться терпения, так как теперь малышу часто придётся объяснять что можно, а что нельзя делать, что хорошо, а что плохо.

Вы должны непременно воспринимать ребёнка как взрослую личность, со своими мыслями и желаниями, при общении старайтесь находиться с малышом на одном уровне, например, сесть на корточки, чтобы ваши глаза были друг напротив друга. Таким образом, он будет чувствовать себя уверенней и в ваших отношениях будет больше доверия. В два года ребёнок учится подражать, поэтому не удивляйтесь, что ваша кроха старательно повторяет за вами вашу манеру поведения, так должно быть. Поэтому так важно подавать ребёнку правильный пример во всём.

Можно заниматься с ребёнком пассивно , например, дать ему в руки краски с альбомом, а самому сидеть рядом и читать книгу. Можно заниматься активно вместе, например, лепить из пластилина, но никогда нельзя давать свои советы, если малыш этого не просит, в этом возрасте ему хочется всё делать самому. Ваша излишняя настойчивость может надолго отбить у него желание быть самостоятельным. Обязательно хвалите малыша, независимо от того как он справился с заданием и справился ли вообще.

С чего начать занятия?

Первым делом стоит начать с моторики рук. Развитие мелкой моторики влияет на развитие речи.

Купите кубики, конструктор , стройте вместе замки и башенки. Начать нужно с обычных фигур, чтобы вскоре ребёнок смог повторить. Во время игры обязательно разговаривайте, рассказывайте малышу, какого цвета вы берёте кубик, куда и зачем собираетесь поставить. Проявляйте больше положительных эмоций и чаще хвалите.

Если кроха желает помогать в домашних делах, поощряйте это желание. Дайте тряпочку или веник, чтобы он делал домашнюю уборку вместе с вами. Иначе в будущем его придётся заставлять помогать по дому.

Следующий этап - развитие речи . Чаще разговаривайте, спрашивайте, что видел ребёнок на прогулке, какие события происходили в очередной серии любимого мультфильма или прочитанной вами сказке.

Так как в 2 года малыши очень любят смотреть и слушать, можно устраивать тематические занятия. Например, читая сказку, пытайтесь анализировать происходящее, можно использовать пальчиковые куклы и устроить театральное представление с вопросами и ответами.

Ещё во время чтения можно пропускать, не договаривать, чтобы малыш попытался сказать слово, подходящее по смыслу. Старайтесь активно использовать интонацию, мимику и жесты. Детям нравится наблюдать за происходящим. После прочтения задавайте вопросы, например, показать, где на иллюстрации тот или иной персонаж. Это поможет ребёнку развивать внимательность и память.

Купите картинки с животными или фигурки, чтобы малыш учился имитировать звуки разных животных.

Для детей этого возраста важны прикосновения, выучите игры с пальчиками, например, «Ладушки», «Сорока». Малыш должен учиться управлять своими ручками, загибать и разгибать пальчики, таким образом, будет развиваться координация рук.

Для развивающих занятий можно использовать различные материалы:

Это неполный список, подойдёт всё, что есть под рукой и неопасно для здоровья.

Несложные варианты для игр:

  1. Покажите ребёнку, как рисовать простые предметы, состоящие из кружков и палочек.
  2. Прячьте любимую игрушку малыша и просите её найти, каждый раз кладя её в разные места.
  3. Можно вырезать из бумаги грибочки и приклеить по всей квартире, затем попросить собрать весь урожай в лукошко.
  4. Поставьте перед крохой три игрушки, подробно поговорите о них, затем отвлеките чадо и тем временем спрячьте одну игрушку. Цель игры - угадать, что за игрушка пропала, такие игры тренируют память.
  5. Распечатайте или вырежьте с любого журнала картинку, затем поделите её на 2-3 части и покажите малышу, что из нескольких частей может получиться картинка.
  6. Покажите ребёнку пазлы, для начала несложные из 2–4 частей, некоторых детей очень увлекает складывать картинки.

Старайтесь не акцентировать внимание на неудачах вашего чада, всегда и за всё хвалите. Пусть у него не получится выполнить все задания с одного раза, со временем всё получится.

Игра «моталка»

Новое действие, которому обучается ребёнок в этой игре - наматывание нитки . С помощью этих движений, малыш научится хорошо координировать движения своих рук.

Во время игры нужно научить ребёнка обматывать ниточку, верёвку, ленту вокруг палки либо клубка. Поскольку наматывать на палку легче, то целесообразнее начать с неё.

Можно взять карандаш, барабанную игрушечную палочку, или что есть под рукой. Итак, берём подходящий предмет, привязываем к нему конец верёвки и показываем, как нужно наматывать. Потом просим ребёнка повторить.

Чтобы игра стала увлекательнее, на другой свободный конец можно прикрепить игрушку и с каждым новым витком игрушка будет ближе к малышу, такой процесс, однозначно, ему понравится.

Игра с прищепками

Для игры нам понадобится:

  • Прищепки
  • Поролоновая губка

Губку необходимо нарезать на кубики.

Представляем, что это горячая еда, которую нужно переложить в тарелку. Предлагаем малышу переложить все поролоновые кубики при помощи прищепки.

Чтобы разнообразить занятие , вместо прищепки можно использовать пинцет, а вместо поролоновой губки, крупные бусины или пуговицы.

Игра «отыщи предметы в мешке»

Для этой игры потребуются предметы разные по текстуре и форме . Например:

Можно использовать фрукты, настоящие или игрушечные.

Для знакомства, хватит 6 предметов. Прежде чем сложить все предметы в мешок, нужно вместе с ребёнком осмотреть каждую вещь, пощупать, осмотреть, возможно, даже проговорить вслух, в чём особенность каждого предмета.

Задания можно разнообразить разными правилами , которые будут регулировать сложность игры:

  1. Берём, не глядя, любой предмет и, не доставая из мешка, угадываем, что это.
  2. Можно показать крохе похожий предмет и попросить, чтобы он нашёл в мешке такой же.
  3. Заранее говорим, какой предмет ищем, и не глядя, его нужно найти.
  4. Просим найти предмет с конкретной характеристикой, например, что-то круглое, большое, гладкое.

Игра с орехами

Чтобы разнообразить тактильные ощущения можно поиграть с орехами . Для этого нужно купить несколько видов орехов в скорлупе. Например, это может быть орех:

  • Арахис
  • Миндаль
  • Фундук
  • Грецкий

С орехами можно придумать разные виды игр. Все они будут полезны для мелкой моторики, для развития тактильных ощущений и также для расширения знаний об окружающем мире. Примеры развивающих игр с орехами:

  1. Раздаём по ореху каждой игрушке, проговаривая названия и тем самым, запоминая их. Это будет сюжетно - ролевая игра.
  2. Если у вас есть по несколько штук каждого вида, то можно рассортировать, опять же проговаривая вслух названия.
  3. Сложить в мешок и на ощупь, не глядя, угадывая, что это за вид.

Стучалка

Игрушка стучалка очень хорошо развивает выдержку , точность движений и учит концентрировать внимание. Такая игрушка бывает двух видов:

  1. Стучалка с шариками. Более простой вариант, в котором требуется просто ударить по шарику и он покатится.
  2. Стучалка с палочками или гвоздиками. Такой вариант более сложен. Чтобы попасть и забить гвоздь нужно несколько раз по нему постучать, а следовательно, игра требует большей сосредоточенности и внимания.

В игру можно играть в паре. По очереди с ребёнком забивать гвоздики, ему обязательно придёт по вкусу такой вариант.

Игра с мячом

Подвижные игры очень полезны для ребёнка любого возраста . Если вы какое-то время сидели рисовали или лепили из пластилина, предложите малышу активную игру, в которой он сможет выплеснуть свою накопившуюся энергию.

Варианты и правила можно придумать любые. Например:

  • Поставить коробку и предложить ребёнку попасть в неё мячом.
  • Покидать друг другу мяч, главное условие, чтобы он не выпадал из рук.
  • Попинать мяч, у кого дальше укатится.

Учимся считать

Учиться счёту никогда не рано , даже с самыми маленькими детьми всегда надо вслух проговаривать цифры, считать ему пальчики.

Представьте, что к вам скоро придут гости и предложите крохе самому накрыть стол, разложить тарелки, при этом каждую поставленную тарелочку нужно считать. Потом на каждую тарелочку разложить по яблоку, и тоже вслух проговаривать счёт. И так далее, можно раскладывать всё что угодно.

Игра с резинками

Для этой игры понадобятся резиночки для плетения браслетов , сейчас они продаются в любом магазине.

На карандаш нужно надеть резинки. Главное условие, чтобы диаметр карандаша или фломастера был больше диаметра резинки, тогда малышу придётся приложить усилия, надевая их на карандаш.

Ролевая игра с куклой

Следующее задание отлично развивает мышление .

Возьмите куклу, хорошо, если это будет одна из любимых игрушек. Скажите, что куколка запачкала одежду и предложите её постирать. Сначала покажите весь алгоритм самостоятельно, как нужно раздеть, налейте в тазик воды, намыльте одежду, прополощите и повесьте на прищепку. Затем попросите весь алгоритм повторить малыша.

Можно предложить искупать любимую куклу. Пусть ребёнок повторит все манипуляции, которые с ним делает мама во время купания.

Мы рассказали лишь малую часть возможных развивающих игр с ребёнком 2 лет. Вариантов множество. Такие игры невероятно полезны , для осуществления большинства из них не нужно особенных и дорогих игрушек, можно использовать подручные средства, которые есть дома, главное, чтобы они были безопасны.

Все игры благотворно влияют на фантазию ребёнка, развитие мышления и логики. Сделайте время, проведённое с вашим крохой, весёлым и интересным, если сейчас вам удастся увлечь ребёнка занятиями, то, возможно, в будущем он будет проявлять увлечённость в учёбе.

Онлайн игры для детей 2 лет – серия флеш развлечений развивающе-обучающего характера. Разработчики постарались максимально упростить геймплей, чтобы малыши могли играть в них самостоятельно. По сути, прохождение представляет собой поочередную смену картинок и выполнение одного-двух простеньких действий. Картинки разделены по тематикам: есть подборка, посвященная временам года, погоде, животным, тому, кто из них что ест. Часть онлайн игр предлагает выполнить логические задания, специально рассчитанные на возраст около 2 лет. Например, из предметов на экране нужно выбрать все, окрашенные в красный цвет, или отыскать среди кучи несъедобных один съедобный. Для управления играми нужна только мышка. Все предметы в них изображены крупно, чтобы маленькие ручки могли дотянуть курсор и не промазать. Конечно, в идеале родителям лучше находиться рядом и помогать малышам в сложных моментах. Но даже если это невозможно, не беда – двухлетние геймеры постараются и справятся сами.

  • Легкие пазлы для малышей

    Простые пазлы для развития мышления и интеллекта у малышей. Соберите из 5 частей 4 пазла: коровку, пчелку, льва и собаку.

  • Большой сборник развивающих игр с животными для малышей: меморина, поиск по форме, угадывание по звуку, сортировка объектов.

    Сборник интересных развлечений для развития сенсорики. Угадывайте фигуры по тени, животных - по форме, складывайте простые пазлы.

    Обширная коллекция детских пазлов на тему фермы, подводного мира, динозавров. Угадывайте по тени животное и складывайте по фрагментам пазл.

    Интересные задания для развития пространственного и ассоциативного мышления, интеллекта. Угадывайте по тени машины, фигуры, зверей.

    Коллекция html5 раскрасок с изображением различных животных. Делайте простую заливку или зарисовывайте зверушек кисточками.

    Html5 сборник развивающих детских игр. Попробуйте справиться с тремя заданиями: найти одинаковые пары, определить животное по тени и очертаниям.

    Упражнение по раскладыванию узора в правильной последовательности, рекомендованное педагогами для сенсорного развития.

    Монстрик Элмо из программы «Улица Сезам» будет загадывать деткам загадки о животных, а девочкам и мальчикам нужно определять, чей это малыш.

    Любите играть в прятки? Тогда веселые животные джунглей предлагают попытаться их найти. Забава полезна для развития внимательности малышей.

    Детская меморина с игрушками, которая поспособствует развитию внимания и памяти у детей. Находите парные картинки игрушек, чтобы раскрыть все поле.

    В этой игре малыши будут учиться различать сезоны года, время суток, погоду. Перемещайте картинки к соответствующей им надписи.

Игры – обязательный элемент развития и воспитания ребенка. Дидактические игры помогают установить взаимосвязи между практическими и умственными действиями, что важно для детей любого возраста: в 2–3 года, 3–4 года, 4–6 лет.

Дидактическая игра – вид образовательной деятельности, организованный в формате игры. Занятия реализуют принципы игрового, активного обучения, подчиняются набору определенных правил, имеют строгую структуру и систему контрольно-оценочных средств.

Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить малыша.

Рассматриваемые игры, как и подвижные, музыкальные, создаются взрослыми (воспитателем, родителем) и предлагаются уже в готовом виде. Сначала дети овладевают игрой при помощи ее разработчиков, узнают правила, нормы действия, и со временем, после овладения необходимым содержанием, начинают играть в них самостоятельно.

Такого рода занятия – одни из ведущих в дошкольных образовательных организациях, поэтому используются воспитателями на всех ступенях развития детей: первая младшая группа (2–3 года), вторая младшая группа (3–4 года), средняя – 4–5 лет, старшая – 5–6 лет, подготовительная – 6–7 лет.

Правильно организованные дидактические игры развивают:

  • умственные и познавательные способности – дети узнают новую информацию, обобщают ее и закрепляют, расширяют свои знания о различных предметах, явлениях окружающей действительности, о растительном и животном мире. Развивается память, все виды внимания, наблюдательность, дети учатся высказывать суждения и умозаключения;
  • речь – происходит пополнение активного словаря и его актуализация в речевой деятельности;
  • социально-нравственные ценности – дети познают взаимоотношения между собой и взрослыми, между объектами живой и неживой природы, дети учатся сопереживать, уступать друг другу, быть справедливыми, внимательными по отношению к другому.

Обычно рассматриваемые игры подразделяют на 3 основные группы:

  1. Игры с предметами (игрушками) – направлены на непосредственное восприятие вещи и действие с ней, следовательно, ребенок знакомится с характеристиками этого предмета, его формой, цветом. При работе с несколькими игрушками, дети могут сравнивать их между собой, находить общее и различное. Этот вид заданий позволяет организовать самостоятельную деятельность, развивает умение занимать себя и не мешать другим в группе.
  2. Настольно-печатные игры – направлены на знакомство с окружающей действительностью, флорой, фауной, явлениями живой и неживой природы. Такие задания способствуют развитию речевых умений, логики, внимательности, учат моделированию жизненных ситуаций, принимать решения, тренируют навыки самоконтроля.
  3. Словесные игры – развивают мышление и речь дошкольников. В основе этих игр говорение, что позволяет тренировать умение решать различные мыслительные задачи: описывать свойства и характеристики вещей или явлений, выделять их основные признаки, сравнивать разные предметы (явления) между собой, отгадывать их по описанию.

Дидактические игры для детей (2–3 лет или старше) проводит воспитатель или родитель, при этом он организует деятельность через ознакомление с содержанием и правилами игры, ее ходом действия, через наглядный пример того, как нужно играть. Заканчивается игра подведением ее итогов и анализом, который позволяет выявить индивидуальные характеристики детей.

Польза дидактических игр

Рассматриваемые игры развивают:

  • речь – дети слышат речь взрослого и других дошкольников, следовательно, пополняется словарный запас. Кроме того, ребята отвечают на вопросы, описывают что-либо, рассуждают, следовательно, тренируются имеющиеся речевые данные, происходит их совершенствование;
  • мышление – дошкольники расширяют знания о предметах, явлениях, о флоре и фауне, узнают новую информацию, могут сравнивать имеющийся опыт с полученным, тренируют память, логику, математические способности;
  • внимание – дети тренируют навыки слушания и понимания того, что нужно сделать, как правильно играть в игру, следовательно, становятся более внимательными, сосредоточенными, умеют регулировать свои действия;
  • физические качества – происходит развитие двигательной системы, дети становятся подвижными, активными, учатся контролировать свои движения, управлять ими, формируется психика ребенка с точки зрения способности к жизненной активности.

Развитие речи

Дидактические игры, направленные на развитие речевых умений, рекомендуется подбирать с учетом возрастного показателя. Такие занятия пополняют активный запас слов у малышей и учат выделять звуки воспитанников старшей группы.

Дидактические игры для детей 2–3 лет:

  1. «Дерево». Цель – развитие навыка использования в речи предлогов, активизация речевых умений, полученных ранее. Описание – воспитатель читает небольшое стихотворение и визуально показывает, что НА – сверху, а ПОД – снизу. После проигрывания действия, обсуждает вместе с детьми, что еще бывает НА и ПОД. Текст:

  1. «Кукла спит». Цель – развитие навыков говорения, слуха. Дополнительный реквизит – кукла и колыбельная (кроватка). Описание – задача дошкольника уложить куклу спать: покачать ее, пропеть колыбельную, положить в кроватку и накрыть одеялом. Следующий этап игры – педагог объясняет, что пока куколка спит, нужно разговаривать шепотом, чтобы не разбудить ее. При этом нужно вывести дошкольника на разговор, попросить рассказать о чем-либо. Завершающий этап – объявить, что кукла проснулась и теперь можно разговаривать в полный голос.

Занятия для дошкольников 4–5 лет:

  1. «Где что можно делать?». Цель – развитие умения применения в речи глаголов, навыков слушания, социально-нравственных ценностей. Описание – дети отвечают на вопросы педагога: «Что можно делать на детской площадке?» (отдыхать, играть, кататься с горки, бегать, общаться и т.д.), «Что можно делать на природе (в поликлинике, на даче и т.д.)?».
  2. «Какая, какой, какое». Цель – развитие умения применения в речи определений для различных предметов, явлений, активизировать имеющийся запас слов. Описание – воспитатель называет слова, а дошкольники по цепочке называют свойства, характерные для этих слов. Например: кошка – ласковая, полосатая, пушистая; пальто – теплое, осеннее, коричневое.

Игры для старшей группы:

  1. «Гласные звуки». Цель – развитие навыков выделения гласных звуков из состава слова. Описание – педагог называет слово, состоящее из одного, двух или трех слогов (все зависит от индивидуальных возможностей дошкольника), дети определяют на слух гласные звуки и называют их.
  2. «Лишнее слово». Цель – развитие слухового внимания, обогащение запаса слов и уточнение лексического значения. Описание – воспитатель называет цепочку слов, задача воспитанников – найти лишнее слово и объяснить свой выбор. Например: октябрь, январь, лето, июнь, август; джинсы, платье, туфли, свитер, пальто.

Развитие мышления

Дидактические игры, направленные на развитие мышления, будут полезны не только детям в 2–3 года, но и для средней, и для старшей группы. Грамотно организованные занятия способствуют тренировке всех ступеней интеллектуального становления мышления.

А именно:

  • наглядно-действенное – ребенок устанавливает причинно-следственные связи через решение простых практических задач;
  • наглядно-образное – дошкольник устанавливает связи, используя образное представление о предмете, явлении;
  • словесно-логическое – установление различных связей между словами и понятиями на обобщенном (абстрактном) уровне.

Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить мышление ребенка.

Задания на развитие мышления в младшей группе:

  1. «Кто что любит». Цель – развитие наглядно-действенного мышления, синтез знаний о животных. Описание – педагог раскладывает карточки с представителями фауны и едой для них, детям предлагается накормить каждого представителя.
  2. «Слова наоборот». Цель – развитие наглядно-образного мышления, умения анализировать. Описание – педагог называет слово, а воспитанникам нужно назвать противоположное слово: узкий — толстый, длинный – короткий и т.д.
  3. «Обобщи слова». Цель – развитие словесно-логического мышления, умения объединять слова в группы. Описание – задача детей обобщить слова, приведенные в цепочке педагога. Например: корова, лошадь, баран – домашние животные.

Игры для средней группы:

  1. «Потерявшаяся игрушка». Цель – развитие мышления, умения сосредотачиваться. Описание – перед ребенком ставят несколько игрушек, просят внимательно посмотреть на них и запомнить, затем дошкольник закрывает глаза, одну игрушку убирают и просят посмотреть, какая игрушка спряталась. Эту игру можно усложнить, если игрушки менять местами, при этом дошкольник должен вспомнить, в какой последовательности стояли предметы.
  2. «Найди клад». Цель – развитие логического мышления, пространственной ориентации, умения действовать по схеме. Описание – в комнате прячется какой-либо предмет и рисуется карта его местонахождения, задача детей – отыскать предмет, используя карту. Задание можно усложнить, если проводить его на детской площадке.

Упражнения для старших дошкольников:

  1. «Продолжи слово». Цель – развитие скорости мышления и соображения. Описание – воспитатель называет начальный слог, а ребенок должен придумать слово, начинающееся с этого слога. Можно усложнить задание и предложить придумать несколько слов на один слог.
  2. «Похож – не похож». Цель – развитие логического мышление, умения анализировать, оценивать предметы, явления, аргументировать свой ответ. Описание – педагог заранее расставляет в комнате различные предметы, задача дошкольника – найти похожие предметы, описать, что у них совпадает, доказать свою точку зрения.

Развитие внимания

Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на развитие внимания тренируют умения внимательно слушать педагога , следить за обстановкой в группе, что в свою очередь приводит к запоминанию нужной информации.

Упражнения для младших дошкольников:

  1. «Лото». Цель – тренировка зрительного внимания, мышления, развитие речи. Дополнительный материал – парные карточки с картинками, один комплект карточек остается у педагога, второй комплект раздается детям (каждому по карточке). Описание – воспитатель показывает карточку, ребенок, у которого такая же картинка, быстро поднимает свою карточку и описывает ее.
  2. «Угадай, что делать». Цель – тренировка слухового внимания, умения соотносить свои действия с действиями педагога. Дополнительный материал – бубен, цветные флажки для каждого ребенка. Описание – воспитатель берет в руки бубен, дети берут флажки. Если бубен звучит громко, то дошкольники машут флагами, если тихо – держат руки на коленях.

Игры для средней группы:

  1. «Пуговицы». Цель – развитие памяти и внимания, умения находить способы запоминания предметов. Материалы – пуговицы, игровая доска от шахмат. Описание – воспитанники делятся на пары, каждый получает свой набор пуговиц. Первой игрок выставляет три пуговицы на своем игровом поле в любом месте, второй игрок запоминает расположение пуговиц, предметы накрываются, и второй же игрок повторяет расположение пуговиц на поле, затем проверяется правильность выполнения задания. Потом игроки меняются, пуговицы выставляет второй, а запоминает первый. Игру можно усложнить: 1) выставлением не 3-х, а большего числа пуговиц, 2) установления времени на запоминание и воспроизведение рисунка.
  2. «Зашумленные картинки». Цель – развитие непроизвольного внимания. Материал – карточки, на которых изображены линиями различные предметы. Описание – дети рассматривают картинки с несколькими изображениями и должны назвать предметы, которые там нарисованы. Усложнение задачи: воспитанники сначала запоминают предметы, а затем называют их по памяти.
  1. «Найди отличия». Цель – тренировка умения произвольно переключать и распределять внимание. Материал – карточка с картинками, имеющими различия. Описание – задача ребенка – найти все отличия. Можно усложнить упражнение, если подобрать изображения, отличающиеся какими-либо деталями.
  2. «Строители». Цель – тренировка наблюдательных способностей, распределения и концентрации внимания. Материал – карточки с 4 рисунками, карандаш. Описание – на карточке 4 рисунка – 1 полностью дорисованный, а в 3 других отсутствуют какие-либо детали, задача ребенка дорисовать оставшиеся рисунки так, чтобы у него получилось 4 одинаковых изображения.

Развитие физических качеств

Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на тренировку физических качеств являются необходимыми для общего развития дошкольника. Двигательная активность может формироваться не только на уроках физкультуры, но и в группе или дома.

При выполнении упражнений, дети учатся координировать свои движения, становятся выносливыми и более здоровыми.

Игры для младших школьников:

  1. «Зеркала». Цель – закрепить способы ходьбы, прыжков, бега и других движений, развитие умения придумывать новые движения. Описание – дети образуют круг, они будут «зеркалами», ведущий стоит в центре круга и демонстрирует движения, остальные повторяют за ним. Кто лучше всех повторит – становится ведущим.
  2. «Озорной мячик». Цель – развить умение бросать спортивный снаряд двумя руками от груди. Описание – дети встают у намеченной линии и выполняют действия под стихотворение, которое произносит педагог:

Мы обнимаем мячик нежно,

Оттолкнем его небрежно.

А теперь догоним дружно:

Пожалеть его нам нужно!

Упражнения для средней группы:

  1. «Кто быстрее». Цель – развитие быстроты реакции, формирование умения слышать и понимать условия деятельности, выполнения всех действий правильно. Описание – разделить детей на группы, положить перед группами обруч, первые из каждой колонны берут обруч, поднимают его над головой и опускают через туловище на пол, переступают через снаряд и уходят в конец колонны. Педагог внимательно наблюдает за всеми группами и награждает флажком того, кто верно выполнил упражнение. Побеждает та группа, которая получила больше всего флагов.
  2. «Мышеловка». Цель – развитие быстроты реакции, умения ориентироваться в новых ситуациях. Описание – из детей формируется 2 группы, 1 группа – мышки, из 2 группы создаются 3 небольших круга – мышеловки, задача детей – поймать всех мышек. Педагог является ведущим игры, озвучивает действия: мышки бегают через мышеловки, но как только воспитатель говорит «Стоп», мышеловки закрываются, пойманные «мышата» становятся в круг.

Задания для старших дошкольников:

  1. «Сова». Цель – развитие координации движения. Описание – группа делится на 2 команды – бабочки и пчелки, 1 ребенок выбирается совой. По команде педагога – «день», команды бегают по поляне, «ночь» – все дети замирают, сова выходит на охоту и забирает тех, кто пошевелился. Игра заканчивается, когда сова поймает по 2–3 бабочки или пчелки.
  2. «Жмурка». Цель – тренировка умения ориентироваться в пространстве. Описание – дети формируют круг, выбираются двое играющих: одному завязывают глаза, а другому дают колокольчик. Задача первого игрока поймать второго с закрытыми глазами.

Картотека дидактических игр для младшей группы детского сада

«Что за предмет?» (игры с игрушками, предметами) – дети достают из мешочка различные предметы и называют их, описывают характеристики.

«Найди одинаковые предметы» (настольная игра) – дети получают карточки с несколькими рисунками, среди которых нужно найти одинаковые.

«Олины помощники» (словесная игра) – воспитатель берет куклу и спрашивает у детей, показывая на руки: «Это что?» (руки), «А что они делают» (берут, рисуют…). И так про каждую часть тела.

Дидактические игры по изучению цветов для детей раннего возраста

Дидактические игры помогают познакомить дошкольников с основными цветами и их оттенками. Сначала малыши изучают красный, синий и желтый цвета, затем к ним добавляются оранжевый, зеленый и черный цвета.

Основные дидактические игры с детьми:

  1. Игры с предметами – детям необходимо соотнести цвета двух предметов. Например: разложить цветные карандаши в баночки с соответствующим цветом; в коробке из-под обуви сделать несколько цветных карманов и складывать в них камушки; посадить бабочку на цветок того же цвета и т.п.
  2. Настольные игры – детям необходимо подобрать нужный цвет к чему-либо. Например: подготовить трафареты с фруктами, деревьями, цветами и другими предметами и попросить детей подобрать соответствующий цвет из кусочков цветной бумаги (яблоко – красное, шарик – желтый, ель – зеленая); подобрать скрепки того же цвета, что и рисунок.
  3. Словесные игры – детям необходимо описать, какие цвета они видят. Например: педагог показывает дошкольникам какой-либо рисунок и просит назвать те цвета, которые использовал художник. Это задание можно усложнить, если использовать не просто детские рисунки, а репродукции картин.

После изучения основных цветов, переходят к изучению оттенков, от светлых до темных тонов. Здесь можно использовать самостоятельно приготовленные палитры и прищепки с цветами, дать задание – подбери прищепку под соответствующий цвет палитры; или собрать гусеницу из различных оттенков, например, начиная с красного, переходящего в оранжевый и желтый.

Картотека дидактических игр для средних групп детского сада

В средней группе картотека игр может составляться по темам:

  1. «Ребенок и здоровье». Для изучения распорядка дня, детям предлагается рассмотреть картинки с изображениями распорядка дня и расположить их по порядку и прокомментировать: утро начинается с зарядки, завтрака и т.д. Такая игра знакомит детей со здоровым образом жизни, развивает речь, внимание и память.
  2. «Полезные продукты». Запомнить фрукты и овощи помогут следующие игры: дети достают из мешочка муляж какого-либо продукта и описывают его («это яблоко, оно круглое, красное и гладкое); педагог называет характеристики фрукта/овоща, а дети отгадывают его; дети пробуют с закрытыми глазами продукты и называют их, говорят какой у фрукта/овоща вкус.
  3. «Опасные предметы». Цель таких игр – познакомить детей с опасными предметами, которыми не следует играть или брать без разрешения взрослых. Например: воспитатель подготавливает карточки с опасными и безопасными предметами и просит воспитанников разложить их в две группы, объясняя свой выбор. Можно усложнить задание, предлагая рассказать детям, к каким травмам могут привести опасные вещи (порез, ушиб и т.д.).

Картотека дидактических игр для старших групп детского сада

Дидактические игры в старших группах:

  1. Игры с предметами: описание свойств предметов, нахождение общего и различного, сравнение предметов, постановка проблемных вопросов. Например, почему овал не катится.
  2. Настольно-печатные игры: математические задания – посчитать птиц, зверей, задания на внимательность, мышление – подобрать предметы для чего-либо (одеть девочку/мальчика, накрыть стол, разложить вещи по шкафам и т.п.), найти пару для чего-либо, задания на развитие социальных отношений – изучение различных профессий, способов поведения в общественных местах.
  3. Словесные игры: называние одним словом группы предметов, явлений, животных, растений, рассказ о профессии родителей, отгадывание загадок, составление рассказов («продолжи предложение»).

Дидактические игры для развития связной речи у дошкольников

Развитие речи – одна из важных задач педагогики: чем лучше развита связная речь, тем успешнее ребенок обучается , так как он умеет формировать и формулировать мысли, умеет использовать речь в качестве инструмента общения и воздействия на других людей.

Дидактические игры, помогающие развивать связную речь:

  1. «Зоопарк». Цель – развитие связной речи, умения описывать картинку, составлять мини-рассказ. Описание – дети получают картинки с животными, их задача внимательно рассмотреть их, а потом по очереди описать изображенное животное по схеме: внешний вид, чем питается.
  2. «Хороший – плохой». Цель – развитие связной речи, логического мышления, умения описывать героев сказки, строить рассуждение. Описание – воспитанники вместе с педагогом описывают характеры героев сказок, находят положительные и отрицательные черты характера, рассуждают, за что они могут похвалить того/иного героя (например, что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы).

Дидактическая игра своими руками

Дидактические игры для малышей:

  1. «Накорми колобка». Цель – развитие мелкой моторики детей. Описание – понадобится два небольших пластиковых контейнера, один из них должен быть круглым. К крышечке приклеить веселую рожицу (колобка), на месте рта сделать отверстие, во вторую баночку сложить фасоль. Задача ребенка – накормить колобка, т.е. переложить фасоль в баночку с рожицей.
  2. «Гвоздики и резинки». Цель – тренировка мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, изучение геометрических фигур. Описание – вырезать из фанеры квадрат нужного размера, раскрасить его, по всему пространству на равном расстоянии закрепить канцелярские гвоздики, задача ребенка – с помощью банковских резинок создавать различные геометрические фигуры, простые предметы (например, ель).

Занятия с детьми средней группы:

  1. «Коробочка ощущений». Цель – развитие моторики, воображения, умения определять предмет по его форме. Описание – взять коробку из-под обуви, в крышке проделать два отверстия и пришить к ним рукава из ткани, в коробку сложить различные предметы и накрыть крышкой. Задача детей – просунуть руки в рукава, найти предмет, отгадать и описать его.
  2. «Музыкальные конфетки». Цель – развитие слухового внимания, памяти, мышления. Описание – в яйца из-под киндер-сюрприза положить различные предметы – бусины, крупу, скрепки, обшить заготовки тканью в виде конфет (у каждого звука должна быть пара). Задача детей – найти пары одинаковых конфет.

Игры для старших дошкольников:

  1. «Мир флоры и фауны». Цель – развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать, прививать любовь к живой природе, к бережному отношению к ней. Описание – вырезать представителей флоры и фауны, приклеить на картон. Задача детей – рассмотреть карточку с животным или растением, описать его, выделить основные характеристики и т.п.
  2. «Мозаика». Цель – развитие внимания, логического мышления, цветового восприятия. Описание – подготовить из цветной бумаги различные геометрические фигуры, кроме круга. Задача детей – составить из этих фигур мозаику таким образом, чтобы одинаковые цвета не соприкасались друг с другом.

Дидактические игры позволяют развивать все важные процессы: речь, внимание, мышление, воображение. Такие занятия полезны не только для детей 2–3 лет, но и для средней и старшей группы. Разнообразие игр позволяет выбирать воспитателю именно ту, которая будет направлена на развитие каждого ребенка.

Видео о том, какие дидактические игры необходимы и полезны для детей

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей:

Музыкально-дидактическая игра:

Игры для развития речевого дыхания делаем своими руками:

2 лет станут отправной точкой к его дальнейшему развитию, помогут малышу адаптироваться среди сверстников, разнообразят досуг. Ребенок, с которым правильно и эффективно занимались в раннем детстве, в старшем возрасте более восприимчив к наукам и творчеству.

Основные принципы занятия с ребенком (2 года)

Сегодня современные дети отлично разбираются в компьютере и любят смотреть разнообразные телевизионные программы. Конечно, это облегчает жизнь мамам. Они сажают малышей за просмотр мультиков и спокойно могут заниматься домашними делами. Но на самом деле занятия с ребенком 2 лет не должны быть такими скудными. В этот период закладывается речь и развиваются память, интеллект, умение мыслить творчески.

Выделяйте ежедневно время, чтобы поиграть с малышом в развивающие игры. Но учитывайте тот факт, что дети в этот период очень неусидчивые. Им трудно сосредоточиться на одном занятии, они желают выплескивать энергию в активных развлечениях. Распределите время правильно: одно занятие не должно длиться дольше 15-20 минут.

Нужно уметь получать удовольствие от процесса игры вместе с малышом. Конечно, занятия с ребенком 2 лет в детском саду будут включать в себя поучительные формы и ознакомительные моменты. Многие воспитатели дают домашнее задание, которое рассчитано на выполнение вместе с родителями. Не игнорируйте его. Но если малыш не посещает дошкольное заведение, то творите и учитесь дома. Занятия с таким маленьким ребенком должны проводиться только в игровой форме. Нельзя заставлять малыша делать то, что он не хочет. Такой подход может отбить желание к учебе в самом раннем возрасте.

Занятия с ребенком 2 лет дома можно легко разнообразить. Сегодня предоставляется множество познавательных игр и всевозможных материалов. В любом случае такой процесс должен быть ярким и нести только положительные моменты. Когда малыш почувствует, что его заставляют, интерес пропадет мгновенно.

Двухлетний ребенок и особенности его мышления

Чадо растет и становится с каждым месяцем более активным и сообразительным. Не упустите этого шанса и направьте всю энергию в нужное русло. Вы можете заметить, что подрастающий маленький человек стал капризным и желает утвердить свое собственное «Я». Он часто использует отталкивания руками и топанье ногами - все это часть детской психологии. Учитесь терпеливо объяснять, что делать можно, а чего нельзя. Воспринимайте малыша как взрослого человека и при общении старайтесь садиться на корточки, чтобы ваши глаза находились на уровне его лица.

Ребенок 2 лет учится, подражая. Поэтому, если хотите вырастить любознательного и стремящегося к знаниям человека, не сидите целыми днями у телевизора и не болтайте с подругами по телефону весь вечер. Ваша праздность станет для ребенка плохим примером. Лучше усадите сына или дочку рядом с собой за стол, дайте ему в руки карандаш и листок бумаги для рисования, а сами отгадывайте кроссворд или читайте книжку. Можно рисовать вместе с малышом.

В таком возрасте ребенок все хочет делать сам. Не отбивайте охоту к самостоятельности с самого начала! Если малыш сам хочет надевать колготки или застегнуть кофту, терпеливо ждите, пока он возится с пуговицами или непослушной штаниной. Помогите только тогда, когда малыш сам попросит. Независимо от того, справился ребенок или нет, похвалите его.

С чего начинать

Занятия с детьми 2 лет стоит начинать с развития Приобретите кубики или конструктор, вместе с малышом стройте башни и домики. Сначала начинайте с примитивных фигур, через пару дней ребенок самостоятельно начнет собирать такие конструкции. Только не играйте молча, все время разговаривайте со своим чадом и проявляйте эмоции. Говорите одобрительные слова и хвалите его.

Наверное, каждая мама замечает, что в этот период дети активно желают принимать участие в домашних делах. Позволяйте им самостоятельно подметать или вручайте тряпку для вытирания пыли. Так вы закладываете первоначальный фундамент в понимание того, что такое помощь. Всегда предоставляйте помочь вам, иначе в дальнейшем вам придется заставлять его силой совершать домашнюю уборку.

Занимаемся малышами самостоятельно

Конечно, занятие с ребенком 2 лет можно доверить профессиональной няне. Но согласитесь, зачем в такое прекрасное время отдавать малыша в руки чужой тете? Занимательные игры очень сближают родителей и детей, обязательно привлекайте внимание и отца. Ребятишки должны чувствовать целостность семьи. Вы не заметите, как быстро пройдет время, и малыш вырастет. Поэтому воспользуйтесь возможностью поиграть с ребенком, заодно разовьете важные способности и откроете маленькой личности. Все это очень пригодится в дальнейшей жизни.

Разрабатывайте такие занятия, которые будут развивать определенные способности вашего ребенка. Например, творческие или речевые. Чередуйте задания с подвижными играми, лучше на улице. Время каждого занятия с двухлетним ребенком не должно превышать двадцати минут. В этом возрасте достаточно тяжело сосредоточить свое внимание на одном предмете.

Развиваем речь малыша

В два года ваш ребенок должен не только знать, как называется предмет, но и давать его короткую характеристику. Просите как можно чаще рассказывать, что видел малыш, и пересказывать прочитанные вами сказки. Для этого необходимо проводить тематические занятия с ребенком. 2 года - это тот возраст, когда дети любознательны и любят слушать и смотреть. Во время чтения рассказов анализируйте происходящее. Можно использовать кукол, надеваемых на пальцы. Устраивайте маленькие театральные шоу с вопросами и ответами.

Например, читая сказку, пропускайте слово, просите малыша добавлять свои слова, которые подходят по смыслу. То же делайте со стихотворениями - пусть концовку скажет ребенок. Всегда используйте мимику и телодвижения, повествуя очередную интересную историю. Дети любят, когда происходит какое-нибудь действие. Игрушки, картонные картинки и куклы станут отличными персонажами к вашим историям.

После каждой прочитанной книжки задавайте вопросы по содержанию. Пусть ребенок развивает внимательность и память. Обращайте внимание на мелочи и детали. Читая диалоги, всегда меняйте голоса. Ребенок должен подробно представлять всех героев. Также просите его пересказывать - пусть использует мимику и голос.

Чтобы ребенок говорил правильно

В книжных магазинах можно встретить очень интересные издания, в которых представлены стихи для развития речи. Их используют логопеды, когда занимаются с ребятами, у которых наблюдается явный Имитируйте звуки и спрашивайте, как разговаривает то или иное животное. Обзаведитесь картинками с изображениями различных зверей, показывайте малышу, пусть он имитирует их голоса. Обычно дети любят играть в такую игру и через время самостоятельно приносят карточки с картинками. Каждый родитель должен проводить занятия с ребенком 2 лет для развития речи.

Координация и моторика рук

Прикосновения имеют большое значение для детей. Вы наверняка замечали, что в 1,5 года ребенок внимательно наблюдал за своими ручками. Теперь необходимо научиться управлять конечностями. Занятия с ребенком 2 лет должны включать игру с пальцами рук. Разучите стишки, которые превратят занятие в интересную историю. Пусть малыш загибает и разгибает соответствующие пальчики, изучите игру «Ладушки». С помощью таких упражнений развивается координация рук. Сами прикасайтесь как можно чаще к рукам своего чада. Для каждого ребенка очень важен такой телесный контакт с родителями.

Почему так важно развивать мелкую моторику? Потому что при работе пальцев рук нервные импульсы провоцируют развитие тех отделов головного мозга, которые отвечают за речевой аппарат. Значит, отвечает за Кроме того, это хорошая подготовка к будущим занятиям чистописанием.

Материал для занятий

Принесите различные материалы, которые отличаются на ощупь (кусок меха, бархатная бумага, фольга, мешочек с бусинами, пластмасса, кожа). Пусть малыш трогает их и говорит, что чувствует. Занятия с ребенком 2 лет с пластилином очень полезны для моторики. Начинать нужно с лепки простых фигур, пусть дети учатся делать из пластилина круг, квадрат, треугольник. Далее можно приобрести вырезные формы. Вы катаете тонкий пласт из пластилина, а малыш пусть вырезает различные трафареты. С каждой неделей усложняйте занятия, покажите, что из такого материала можно слепить многое.

Давайте ему в руки карандаши, пусть ребенок учиться рисовать. Только сразу попробуйте объяснить, что каляки-маляки можно делать только в специальном альбоме. Первое время не оставляйте детей наедине с фломастерами и карандашами, а то вас могут ожидать неприятные сюрпризы. Покажите, как рисовать примитивные предметы, которые состоят из палочек и кружков.

Малыш должен быть внимательным

Придумывайте с ребенком 2 лет на каждый день, которые будут развивать внимание. Очень важно, чтобы малыш не отличался рассеянностью, иначе с годами это качество трудно будет искоренить. В два года ребенок делает только то, что ему интересно. В этом возрасте малыш может резко бросать одну игрушку и начинать играть с другой. В возрасте 2,5 года пассивное внимание перерастает в активное. Тогда родителям важно не упустить момент.

Начинайте играть в прятки. Ставьте игрушку в комнате малыша и просите ее отыскать. Повторяйте такую игру несколько раз, каждый раз пряча вещь в новое место. Можно приклеивать фигуры по всей комнате. Например, вырежьте грибочки из картона, придумайте символическое лукошко, и пусть дети собирают "урожай" по всей квартире.

Игра с тенями подходит для более взрослых ребят. Для этого нужны предметы и их силуэты. Ребенок должен сопоставлять и находить правильные тени к основным картинкам. Хорошо развивает внимание игра «Построй по чертежу». Для этого возьмите кубики и другие детали, из которых можно построить различные фигуры. После на бумаге нарисуйте чертеж будущей конструкции, а ребенок пусть смотрит на рисунок и строит. Все дети просто обожают такие игры. Вы увидите, какой прекрасный результат дают занятия с ребенком. Двухлетним ребенком нужно заниматься постоянно.

В будущем очень пригодиться навык переключать внимание с одного на другое. Чтобы это получалось естественно, необходимо начинать занятия с самого детства. Для этого подгадайте момент, когда малыш будет активно чем-то увлечен. Далее задайте вопрос, и если ребенок начнет на него реагировать, значит, процесс пошел. Например, когда малыш рисует, спросите, что он кушал в детском садике. Необходимо, чтобы дети могли одновременно делать свои дела и при этом вести разговоры. Это намного облегчит взрослую жизнь. Вы наверняка сталкивались с людьми, которые делают какое-нибудь дело и при этом не просто не могут разговаривать, но и выключают телевизор или радио. Их отвлекает любой шорох и фоновой шум.

Хочу все помнить!

Что такое память? Это умение отражать прошлый опыт. С самого своего рождения младенец отлично вырабатывает рефлексы, которые основаны на памяти. Сначала малыш никак не реагирует на родителей, но потом начинает улыбаться матери, которая ассоциируется с едой. Он просто запомнил, что именно эта женщина способна дать молоко. Это примитивный пример, который основан на первом опыте памяти ребенка.

В 2-3 года проявляется непроизвольная память: малыш запоминает некоторые слова и несложные стихи. Естественно, чтобы их запомнить, необходимо многократно говорить и показывать. Для этого и нужны развивающие занятия ребенку. 2 года - очень важный возраст. Используйте игрушки и карточки с картинками, помните, что уроки не должны длиться более 30 минут.

Рассмотрим несколько простых игр, которые помогут развить навыки запоминания.

  1. Разложите перед малышом три любые игрушки. Поговорите о каждой из них. Далее попросите чадо отвернуться и уберите за спину одного персонажа. Пусть ребенок назовет, кого не хватает в этой тройке. Со временем увеличивайте количество участников - чем больше предметов, тем сложнее их запомнить.
  2. Покажите своему ребенку картинку, после переверните ее и попросите описать нарисованное действие. Для облегчения можно задавать наводящие вопросы, например, "какого цвета платье надето на девочке?", "что растет возле дерева?" Просите приносить предметы из другой комнаты.
  3. Приучитесь к общению перед сном. Например, читайте сказку, а завтра днем пусть ребенок сам расскажет услышанный рассказ. Просите рассказать, что интересного произошло за весь день с маленьким членом семьи. Пойте песенки и рассказывайте стишки. Все это способствует развитию памяти вашего любимого чада.

Мышление и восприятие у детей 2-3 лет

Ребенок в возрасте двух лет выбирает яркие предметы. Из логических игрушек, которые несут информацию о форме и размере, выбирайте только один предмет. Сегодня играйте с пирамидой, на основание которой нужно надеть колечки по размеру. Следующий день посвятите домику, на крыше которого расположились дырки в форме кубиков. Сложите вместе с малышом все предметы. Демонстративно показывайте, что круглое отверстие не подходит для квадрата.

Организовывайте занятия с ребенком 2 лет, которые позволят изучить цвета. Сначала показывайте карточки одного цвета и проговаривайте четко, что это за цвет. После просите малыша указывать на карточку, когда вы называете название цвета. Далее задача усложняется: накидайте кучу игрушек различного цвета и попросите разложить их по цветам по разным емкостям.

Хорошо развивает логику добавление деталей. Выйдите из комнаты и наденьте, например, шарф. Спросите у ребенка о том, какой предмет добавился в вашем образе.

Разрежьте картинку на две части и покажите, что соединяя детали, изображение становится целостным. Далее увеличивайте количество разрезанных частей.

На самом деле очень много придумано различных игрушек, которые развивают мышление и логику. Покупайте такие предметы и уделяйте внимание игре. Только так ребенку станет понятно, как играть в сложные игрушки. Не игнорируйте малыша, всегда приходите ему на помощь, если замечаете, что у него не получается сообразить. Пазлы и конструктор должны быть у каждого ребенка. Просите собрать башню одного цвета либо складывайте в коробку только желтые предметы. Занятия с ребенком 2 лет с цветной бумагой тоже приведут к тому, что чадо начнет запоминать цвета. Всегда поясняйте свои действия и подробно излагайте просьбу. Например, «принеси розового зайку, который сидит возле лошадки», «подай зеленые туфли, которые наденем на маленькие ножки». Так получается запомнить больше слов.

Придумывайте новые развивающие занятия ребенку. 2 года - это важный период в формировании мышления и логики. Каждый малыш любит проводить время с родителями, поэтому уделяйте как можно больше внимания вашему чаду. Самостоятельная игра ведет к тому, что дети вырастают замкнутыми и неразговорчивыми. А таким деткам очень сложно адаптироваться в современном обществе.

В заключение

Занятия с ребенком 2 лет дома необходимо проводить ежедневно. Больше читайте и разговаривайте. Слушайте много веселых детских песен, учите малыша двигаться под музыку. Если увидите, что танцы интересны ему, то не игнорируйте талант и запишите чадо в соответствующий кружок. Только от родителей зависит развитие ребенка. Занятия позволяют не только обрести умения, но и раскрыть таланты.

Физическая активность ребенка в 2 года радует каждого родителя. Малыш постоянно в движении, он прыгает, лазает, гоняет по дому мячик, приплясывает под веселую музыку, наглядно демонстрируя свою прекрасную физическую форму. Такими же стремительными темпами движется и интеллектуальное развитие 2-х летнего человечка. Расширяется его словарный запас, формируется логическое мышление, укрепляется память и внимание. Темп, с которым малыш будет впитывать новые знания, зависит от старания родителей.

В два года развитие ребенка направлено на познание окружающего мира и собственных возможностей

Как развивать логико-математическое мышление?

Логико-математические развивающие упражнения ведут к формированию логического мышления. Занятия состоят из:

  • Понятие пространства и времени. Предложите ребенку найти спрятанную вами игрушку. Помогите ему, направляя поиски: «давай заглянем под кровать, в ящик шкафа, за кресло, может там спрятался наш зайчик».
  • Умения ориентироваться во времени суток. Ближе к 3 годам ребенок должен усвоить различие между днем и вечером, утром и ночью, различать такие понятия, как сегодня, завтра, вчера. Убаюкивая малыша перед сном, поговорите с ним о том, что он делал утром и чем занимался вечером.
  • Игры на сортировку. Возьмите разные пуговицы или макароны, вырежьте кружочки и квадратики из цветной бумаги (главное, чтобы они были неодинаковы по размеру, цвету и форме). Сортируем по похожести. Можно взять картинки с изображением овощей и фруктов, напомнить малышу, что кролик любит овощи, а обезьянка фрукты. Выкладываем картинки перед животными.
  • Простой счет. Начинайте обучение не с цифр, а с доступных малышу понятий. Считайте на пальчиках, по ступеням лестницы. Если ребенок уже показывает на пальчиках свой возраст, предложите показать, сколько ему исполнится.
  • Складываем пазлы и картинки. Выберите для упражнений простые, из 2-3-4 частей, игры. Процесс сложен для 2-х летнего крохи, формируется медленно, поэтому маме следует первое время помогать малышу.


Пазлы для малышей должны быть совсем простыми, чтобы кроха собрал их без посторонней помощи
  • «Много - мало» – в 2 года ребенок готов к такому понятию (см. также: ).
  • Ориентирование в пространстве. Ребенок учиться таким понятиям, как право - лево, выше - ниже.
  • Сопоставление. Игры с изображением в книгах или на специальных картинках, позволяющие ребенку сопоставлять действие и предметы: «кто что ест», «где чей хвостик», «где чей дом» (рекомендуем прочитать: ).
  • Нахождение фигуры по двум признакам. Положите перед крохой цветные бумажные кружки так, чтобы среди них были два желтых, большой и маленький или два красных квадрата разного размера. Попросите ребенка найти каждую пару: два желтых кружка или два красных квадрата.

Изучаем свойства предметов

Один из важнейших навыков для ребенка. Человек постоянно окружен какими-то предметами. Зная их свойства, он легко находит им применение. Навык позволяет детям развить абстрактное мышление, учит сопоставлению, развивает осязание и обоняние. Процесс обучения состоит из запоминания:

  • понятия о предметах: длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий;
  • теплый - холодный, гладкий – шершавый, твердый – мягкий (развивает осязание);
  • тяжелый – легкий;
  • одинаковые - разные (для 3 лет);
  • вкуса и запаха (помогает осознать обоняние);
  • цветовых характеристик предметов (помогает запомнить названия цвета и учит различать цвета) (рекомендуем прочитать: );
  • геометрических фигур и форм (полезно для пространственного мышления) (рекомендуем прочитать: ).



Как развить речь?

Первый блок рекомендаций представляет познавательные упражнения, способствующие общему развитию речевых навыков. Занятия не требуют от взрослых особых знаний, главное - ваша любовь и терпение. Очевидно, что для малыша 2-х лет важно заняться чем-то интересным, иначе он не воспримет информацию положительно. Приступая к обучению, помните, что речь стоит в основе полноценного развития детей. Родителям следует:

  1. Читать вместе с крохой детские книжки, рассматривать картинки в них. Обязательно обсуждайте происходящие в сказке или рассказе события, проводите их детальный разбор. Задавайте маленькому слушателю наводящие вопросы, хвалите за правильные ответы.
  2. Организуйте кукольный театр. Атрибуты для семейных детских представлений купите в магазине или сделайте сами. Первый спектакль поставьте вы, затем подключите к действию кроху. Покажите, как надо управлять куклами, доверьте маленькому сокровищу роль кукловода.
  3. Разрабатывайте речевое дыхание. Научите ребенка задержке дыхания на выдохе. Для тренировок подойдут мыльные пузыри, игра на дудочке, задувание свечки. Летом предложите ему сдувать одуванчики. Дыхательные упражнения помогают в насыщении организма кислородом, активизируют работу сердца, нервной системы, мозга.
  4. Предлагайте речевые игры. Игра в законченную фразу: вы говорите ребенку начало фразы, а малыш ее заканчивает. Например: «У тебя в комнате стоит зеленый…», «Наш кот любит спать…».


Совместное чтение и рассматривание картинок способствует развитию ребенка

Детям в 2 года, в лексиконе которых уже есть отдельные слова, даже если они немного исковерканы, полезными станут игры и развлечения, направленные на закрепление и расширение речевых навыков. Действуйте следующим образом:

  • Задавайте дочке или сыну простые вопросы о том, что они видят в окне или что происходит на улице. Неважно, что ответы будут односложными, главное - чадо желает ответить.
  • Постарайтесь обсуждать с ребенком все события, происходящие в его жизни. Интересуйтесь, во что он играет, как он кушал, какую игрушку любит и почему. Расспросы помогут расширить пассивный словарный запас крохи и приучат делиться с вами своими мыслями - это отличный задел на будущее взаимопонимание.
  • Как правило, к 2 годам малыши хорошо знают часто читаемые им сказки. Предложите ребенку рассказывать их вместе: вы начинаете – он продолжает. Например: «Махнула мышка хвостиком и яйцо что сделало? Разбилось. Правильно!». Обязательно хвалите свое сокровище за каждый правильный ответ.
  • Пополняйте лексикон крохи прилагательными. Чаще задавайте вопросы, начинающиеся со слова «какой». Ваша задача состоит в том, чтобы побудить чадо придумать или вспомнить произнесенное вами определение предмета или вещи. Очень хорошо, если он самостоятельно сможет вспомнить хотя бы одно прилагательное.

Как развить внимание?

Сохраняем игровое содержание занятий, но направляем их на тренировку внимания. Умение концентрировать внимание, замечать детали, думать над задачей поможет вашему сокровищу в условиях школы. Предлагаем занять ребенка:

  • Поиском какой-либо вещи. Поиск можно вести дома, на улице, из окна. Попросите малыша показать синюю машину на стоянке или отыскать белочку на картинке. Игра не требует никаких дополнительных атрибутов и в нее можно играть везде, достаточно лишь заинтересовать кроху. Помогает развить концентрацию внимания.


На прогулке можно попросить ребенка найти и показать какую-то вещь, предмет, машину, цветок
  • Разложите варежки, блюдца, чашки, шапочки с рисунком. Подберите предметы таким образом, чтобы в каждом наборе присутствовали одинаковые элементы рисунка. Задача ребенка - найти схожий узор на предметах.
  • Постройка домика или башни по чертежу. Купите игру в магазине. Выберите изделие с самым простым чертежом из двух деталей. Занятие рассчитано на трехлетнего ребенка.
  • Найти в комнате или на игровой площадке во дворе предметы с одним признаком: мягкие, твердые, белые, круглые. Торопить и подсказывать крохе не следует, пусть он сознательно делает выбор,
  • Расширяем поисковое значение предыдущей игры. Задание ребенку – найти вещи с двумя одинаковыми характеристиками: большое и круглое, маленькое и мягкое.

Развиваем общую и мелкую моторику

Детские психологи прочно связывают моторику с общим развитием ребенка. Каждое движение крохи работает на его интеллектуальные и речевые способности. Ребенка двух лет можно занять:

  • Пальчиковой гимнастикой: лепка, аппликация, рисование.
  • Игрой с рамкой-вкладышем.
  • Расстегиванием кнопок, пуговиц, молнии. Если есть желание, пусть научится застегивать пуговицы и молнию.
  • Учимся снимать и надевать одежду (шапки, носки, варежки).
  • Переливаем воду и пересыпаем крупу, используя воронку, чайник, кувшинчик, лейку (купите детскую посуду).


Сенсорные коробки с крупами, макаронами и бобовыми - отличный помощник в развитии мелкой моторики (подробнее в статье: ). Игры можно также проводить в едином цвете - для его закрепления
  • Мытье рук. Учим кроху самостоятельно мыть ручки. Обучение идет мягко, без принуждения. Одновременно показываем, как открывать и закрывать кран, выдавливать из бутылочки жидкое мыло, намыливать им руки.
  • Наливаем в стакан мыльную воду, даем малышу венчик, чтобы он взбивал воду.
  • Заполняем блюдечко водой, кладем в нее круглые шарики (контейнеры киндеров), даем сыну или дочке ложку и просим выловить предметы. Вынутый предмет складываем в стакан без воды.
  • Используем для набора воды пипетку или клизму: набираем-выливаем.
  • Собираем воду с помощью губки и выжимаем губку.
  • Берем бумагу и бутылку. Ребенок должен сильно скомкать бумагу и получившийся комочек протолкнуть в горлышко бутылки.
  • Игры с прищепками и шнуровкой.
  • Складываем узоры из макарон, палочек, фасоли.
  • Ребенка до 3 лет учим соединять линиями точки на бумаге. Используем задания в детских книжках и журналах.
  • Перекладываем мелкие предметы (бусины, горох) пинцетом.
  • Подбор крышек к бутылкам и баночкам. Учим их закручивать и откручивать.
  • Играем в складывание пирамидок, используем сортеры, рамки-вкладыши.

Продолжаем знакомство с окружающим миром

Помимо определенных упражнений, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, следует расширять его познания окружающего мира. Естественно, получаемая информация должна быть доступна развивающемуся сознанию и соотноситься с возрастными возможностями. Больше рассказываем об уже знакомых вещах, смотрим видео, начинаем с животных:

  1. Изучаем подробности жизни животных. Где они живут, что едят, как называются части тела (рога, хвост, копыта). Рассказываем, что получает человек от коровы или овечки (молоко, шерсть). Узнаем, как называются их детеныши.
  2. Знакомимся с жизнью птиц. Узнаем, где они живут, что кушают, как зовутся их птенцы. Знания передаем через беседу с ребенком, рассказывая ему о том, что есть домашние и дикие птицы. Какую пользу приносят птички человеку, как они живут в лесу.
  3. Расширяем познания о насекомых. Муравей строит муравейник, пчела летает по цветкам и собирает пыльцу, чтобы сделать мед, гусеница питается листьями. Рассказ о насекомых должен строиться в позитивном ключе. Родители объясняют крохе, что все букашки живые, что у них есть детки, что они, как и мы, дышат, у них есть свое предназначение в окружающем мире.
  4. Наблюдаем за природными явлениями (снег, дождь, радуга) и объясняем их появление. Почему идет дождик, откуда берутся снежинки.
  5. Изучаем характерные для местности проживания семьи деревья и цветы. Гуляя в парке, называйте деревья, которые видите. Увидев клумбу с цветами, покажите сыну или дочке некоторые цветы и скажите, как они называются.
  6. Запоминаем названия фруктов, грибов, овощей, ягод, которые встречаются нам в повседневной жизни. Проверяем, запомнил ли кроха названия, предлагая выбрать грушу или яблоко.
  7. Разбираемся в понятиях материала, объясняем, из чего сделаны окружающие нас предметы (дерево, металл, бумага, стекло, камень).

Нужно поощрять любознательность крохи, по мере возможности давая ответы на его вопросы. Если родители не могут объяснить какое-то явление, имеет смысл пообещать ребенку позже вернуться к вопросу, но только не забыть об этом.



Ребенку будет интересно узнать названия растений, которые встречаются во время прогулки

Расширяем круг понятий

Подошло время расширения тем, которые в простой форме понятны детям. Даем простейшие их понятия, не перегружая внимание ребенка деталями. Составьте для себя конспект будущих занятий по дням, чтобы точно соблюдать задуманный план. Какие темы брать для занятий:

  • магазин;
  • врач, больница;
  • семья;
  • транспорт;
  • морской мир (моря, океаны, корабли);
  • железная дорога (поезда, рельсы, машинист, вагон);
  • аквариум (рыбки, жизнь подводного мира, наблюдение за обитателями аквариума);
  • город.

Дополняем знание мира сведениями о человеке и его деятельности, исследуем мир бытовой техники, знакомимся с профессиями. Возьмите такие темы для обсуждения:

  • Трудовая деятельность человека. Учим понимать, что делает человек: мама подметает пол, моет посуду, папа ремонтирует кран. Воспитываем уважительное отношение к чужому труду.
  • Изучаем человека. Учим части тела, беседуем о здоровье и личной гигиене, объясняем ее значение.
  • Знакомим с домашней бытовой техникой, объясняя ее предназначение. Рассказываем о правильном обращении с ней, со столовыми приборами, указываем на опасности.
  • Знакомимся с профессиями. Совмещаем тему с изучением других тематик. Например, транспорт – шофер, больница – доктор.
  • Родителям, планирующим водить малыша в детский сад, стоит подготовить его к новым обстоятельствам, в игровой форме воспроизводя ситуацию расставания с мамой, сон в другом доме, знакомство с воспитателем.


Дни знакомства с профессиями часто проводятся в садиках и школах, однако ничего не мешает родителям еще раньше обсудить с детишками этот вопрос

Что помогает интеллектуальному развитию?

Наш мир многогранен, в нем есть музыка и живопись, театр и балет. Искусство – это важный развивающий инструмент для формирования интеллектуальных способностей детей. Ребенку надо знать и чувствовать:

  • Музыку. Слушайте со своим сокровищем классические произведения, которые просветляют душу и сознание. Сопровождайте прослушивание интересными историями, сказками. Дети любят веселые детские песенки, они с удовольствием запоминают слова и начинают подпевать. Используйте программу Железновых, обучая кроху логоритмике, поощряйте его попытки танцевать.
  • Рисование. Художества 2-х летнего мастера далеки от совершенства, но это уже не каляки-баляки. Дети в этом возрасте умеют осознанно рисовать кружочки и линии, они делают попытки изобразить близких, себя. Стараются закрашивать картинки, не выходя за края изображения. Примите участие в творчестве маленького человека, нарисуйте круг и предложите ему продолжить рисунок, чтобы получилось солнышко. Можно нарисовать девочку и шарики над ней, пусть кроха дорисует веревочки к шарикам. Используйте для рисования пальчиковые краски.
  • Ролевые игры. Прекрасный вариант для интеллектуальных занятий с детьми. Малыши сами с удовольствием придумывают сюжеты таких игр: играют в магазин, лечат кукол. Ваше участие в действие должно быть минимальным, вы можете изобразить больного или купить что-то в магазине, но главная роль у ребенка. Если в вашей семье есть старшие дети, пусть они помогут вам в обучении брата или сестры.

Устраивайте для детей тематические недели, посвященные изучению отдельной темы. Наполняйте их духовный мир музыкой и живописью. Постоянно вовлекайте в обсуждение событий и ситуаций, происходящих вокруг него. Учитывайте предпочтения вашего чада, действуйте мягко, без понукания и приказаний, заинтересовывайте малыша занятиями, превращая их в игру.