Детские психологи называют кризис трехлетнего возраста кризисом «Я сам». Кризис трехлетнего возраста – что делать родителям

Начиная с полуторагодовалого возраста ребенок начинает развиваться как личность. К трем годам это развитие приносит первые плоды, которые немножечко горчат - трехлетняя личность проявляет себя везде, где только возможно. Начинается кризис трехлетнего возраста, первое серьезное столкновение маленького человека с внешним миром.

Я все знаю!

Я все могу!

Что хочу, то и делаю!

Хочу делать все!

Если раньше вы считали тишину в детской счастьем, возможностью немного отдохнуть, то теперь тишина настораживает. Что он там творит? Сосредоточенно разбирает отцовский ноутбук, пытается вскарабкаться на шкаф, рисует цветочки и солнышки в документах или потрошит подушки?

Объяснения не помогают. Наказания, впрочем, тоже.

«Он был таким послушным!» - вздыхает мама.

Папа, разглядывая покалеченный ноутбук, хмурится и бурчит под нос что-то невнятное насчет ремня.

«Он такой чистоплотный! - пытается разрядить обстановку бабушка. - Даже кота хотел постирать в стиральной машине».

Кот уже вторые сутки как эмигрировал в подъезд, где тепло и гораздо спокойнее.

И все это благодаря маленькому трехлетнему ребенку...

Родители начинают подозревать, что их малыш попросту издевается над ними.

Кризис трехлетнего возраста заключается в постоянном противопоставлении себя миру, в том числе и родителям с их требованиями, постоянной оппозиции. Ребенок делает все наоборот и внимательно наблюдает за вашей реакцией. Вам может показаться, что малыш намеренно провоцирует конфликты. В общем-то, так оно и есть. Прошли те благие времена, когда ребенок ел, гулял и укладывался спать без скандала. Теперь без скандала ничего не обходится. А уж если ребенок полюбит закатывать концерты в публичных местах, при большом скоплении зрителей... Куда вы денетесь? Уступите же, раз, другой, третий... Ребенок уже развился настолько, что ему под силу успешно шантажировать родителей!

Детские психологи называют кризис трехлетнего возраста кризисом «Я сам».

Характерные черты кризиса трехлетнего возраста:

1. Упрямство. Это качество не стоит путать с настойчивостью. Настойчивость заключается в том, что ребенок выдвигает требование или принимает решение и настаивает на своем. Он - Личность, он требует, чтобы с ним считались. Упрямство имеет совсем другие корни. Оно бессмысленно и беспощадно. Делать все наперекор, все без исключения - вот что такое упрямство.

2. Негативизм. Отрицательная реакция распространяется на все. Ребенок практически полностью отказывается подчиняться требованиям взрослых. От того, как родители будут реагировать на детский негативизм, зависит дальнейшее формирование личности ребенка и его отношение к себе и людям.

3. Строптивость. Это качество сродни упрямству и негативизму, но в то же время оно имеет свои индивидуальные особенности. Строптивость представляет собой протест против порядков, установленных кем-то другим.

4. Протест, как таковой, психологи выделяют отдельно. Детский протест находит выражение в постоянных ссорах с родителями и вообще со взрослыми. «Все поведение приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», - писал о кризисе трехлетнего возраста известный советский педагог-психолог Лев Выготский.

5. Своеволие. Ребенок хочет делать все сам. Речь идет не только о физической самостоятельности, но и о самостоятельности принятия решений.

7. Стремление к деспотизму. Маленькие деспоты чаще всего встречаются в семьях с единственным ребенком. В семьях с двумя и более детьми деспотизм трансформируется в чувство ревности по отношению к другим детям.

8. Гордость за достижение. Малыш оценивает каждый свой шаг, каждый поступок и крайне бурно реагирует как на успехи, так и на неудачи. Обостряется потребность в похвале. Появляется желание добиваться успеха любыми средствами. Через оценку старших у ребенка формируются самосознание и самооценка.

9. Развитие воображения. Ребенок с удовольствием сочиняет различные истории, довольно много хвастает, у него появляется способность предвидеть результаты своих действий.

10. Развитие речи. Развитие речи активно сопровождается постоянным повышением голоса как одним из средств самоутверждения личности ребенка. Он говорит как можно громче, на пределе своих возможностей, чтобы быть услышанным наверняка.

Предметная деятельность в этот период активно совершенствуется, в первую очередь благодаря развитию воображения, но также развиваются вообще все психические процессы. Действия с предметами от элементарных манипуляций доходят до освоения специфических функций предмета. Ребенок уже умеет есть ложкой, вытирать пролитую воду тряпкой и т.д. Происходит подчинение предметов интересам ребенка, кроме того, он уже способен планировать свои действия с предметом и предвидеть результат этих действий.

В трехлетнем возрасте возникает так называемый «феномен «Я», выражающийся в том, что ребенок перестает говорить о себе в третьем лице и начинает «якать». «Я!», «Я!», «Я!». Малыш осознает себя личностью «я пошел», «я сделал», «я хочу», «я буду» и т. д. Именно поэтому кризис трех лет психологи нередко называют вторым рождением ребенка - личностным рождением.

Кризис трех лет - это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Эти симптомы указывают на возросшую активность и самостоятельность ребенка, они вращаются вокруг оси «Я» и окружающих его людей - изменяются отношения ребенка к окружающим его людям и к собственной личности. Происходит скачок в направлении социального отделения от близких взрослых.

Чаще всего ребенок в этом возрасте еще не осознает в полной мере, чего именно он хочет, где ему лучше реализовать свои новые умения, чтобы заслужить одобрение и признание взрослых. Это его нервирует, он начинает расстраиваться, переживать. Переживания перерастают в протест, в бунт. Если родители не поймут, что настала пора менять отношение к ребенку, им придется нелегко. Ребенок уже большой, с ним надо считаться, надо дать ему возможность хотя бы частично реализовать его собственные притязания на самостоятельность.

К этому довольно сложно привыкнуть, некоторые родители с этим просто не могут смириться, но без предоставления ребенку самостоятельности в поступках и решениях уже не обойтись. Как и без уважения к его личности. Если взрослые продолжают относиться к трехлетнему ребенку как к маленькому, если ограничивают его инициативу, если не проявляют должного внимания к его интересам, то течение кризиса неизбежно обострится и ребенок надолго останется вредным и неуступчивым.

Советы родителям:

1. По мере возможности предоставьте малышу свободу выбора. Разумеется, дело касается простых решений - какую книжку почитать, какой маршрут выбрать во время прогулки, в какую игру поиграть. Дайте ему вожделенную самостоятельность - и он будет счастлив.

2. Не принуждайте, а просите помощи, например: «Помоги, пожалуйста, мне расставить книжки на полке, а то их так много и сама я не справлюсь». Непременно поблагодарите за помощь и не забудьте похвалить.

3. Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Пусть он повышает свою самооценку.

4. Не читайте занудных нотаций - они только раздражают ребенка.

5. Проявите хитрость: если малыш на все просьбы отвечает отказом, попробуйте действовать «от обратного» - «Сейчас мы не идем гулять!», «Сейчас мы не садимся есть!», «Сейчас мы не ложимся спать!».

6. Не пытайтесь бороться с чрезмерной самоуверенностью ребенка. Это хорошее, полезное качество, которое помогает ребенку активно познавать окружающий мир и формирует его самооценку.

7. Держите определенную дистанцию, не навязывайте чрезмерно ребенку свое общество. В этот период ребенок пытается осмыслить себя отдельно от мира, от окружающих, не надо ему мешать.

8. Будьте терпеливы и относитесь ко всему с пониманием. Гораздо хуже, когда кризис трех лет не наступает. Это свидетельствует об отклонениях в развитии ребенка.

Кризис трех лет - это кризис социальных отношений ребенка. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и начинает устанавливать отношения со всем миром взрослых людей.

Кризисы детского развития – неотъемлемая часть становления детской личности. В процессе взросления малыш неосознанно переосмысливает взаимоотношения с окружающим миром.

Возрастные кризисы у детей происходят приблизительно в одно и то же время. Кризисы развития затрагивают жизнь каждого крохи. Особенность развития ребенка младшего возраста – неравномерное, скачкообразное взросление, когда периоды спокойствия и относительного послушания сменяются бурными проявлениями своего «я». Несмотря на то, что многие родители с тревогой воспринимают детские возрастные кризисы, педагоги и психологи уверенны, что они необходимы для становления полноценной личности.

Все возрастные кризисы ребенка – это переход на новую ступень развития, самостоятельности и осознания своего места среди окружающих его людей.

Как распознать?

Главный признак приближающегося перелома в жизни крошки – изменение в поведении. Из послушного и милого чада он превращается в капризную и раздраженную плаксу. На любые замечания и просьбы сделать что-либо остро реагирует, часто впадает в истерику.

Родителям сложно распознать начало данного этапа в развитии ребенка, так как капризы часто связывают с избалованностью, недомоганием и особенностями характера. Детские кризисы завершаются тоже незаметно, ведь два поколения уже научили понимать желания друг друга.

Периоды переломных этапов

Классификация переломных моментов в жизни детей весьма условна. Одни психологи выделяют четыре кризисных периода (новорожденных, кризис 1 года жизни, трех лет, а также кризис семи лет у ребенка). Другие утверждают, что каждый год жизни является своеобразным переломным моментом, и происходит даже до одного года у ребенка.

В любом случае кризис у ребенка 3 лет характеризуется самыми яркими проявлениями взросления, ведь в этот период малыш начинает интенсивно развиваться.

Главным предвестником этого переломного этапа в жизни малыша является кризис первого года жизни.

Малыш начинает ходить и пытается рассказать о своих потребностях. Уже в этом возрасте кроха проявляет попытки к самостоятельным действиям. Кризис 1 года ребенка часто застает родителей врасплох. Милая кроха, спокойно лежащая в своей кроватке, превращается в юного капризного исследователя, которому важно попробовать, пощупать, разломать. Годовалого малыша интересует все: мамина косметика, папины инструменты и даже мусорное ведро. Кризис одного года проявляется в протесте против попыток ограничить возможности малыша в этих и других не менее важных исследованиях. Что делать родителям в этой ситуации? Необходимо максимально обезопасить окружающее ребенка пространство и позволить ему наслаждаться изучением всего нового и неизведанного.

Если родители смогут научиться взаимодействовать со своим малышом, это поможет им безболезненно пережить этап взросления в 3 года, а также другие не менее важные периоды. Например, кризис 7 лет у ребенка возрастная психология считает важным переломным моментом в жизни маленького человека. К нему родители тоже должны быть готовы.

Особенности трехлетнего возраста.

В возрасте трех лет у ребёнка появляется острая необходимость в принятии самостоятельных решений. Начинается осознание и принятие себя, своего места в семье.

Кризис трехлетнего возраста обычно продолжается несколько месяцев. Однако нередки случаи, когда этот период затягивался: родители не смогли наладить контакт со своей крохой. Тогда продолжением этапа взросления является кризис 4 лет у детей.

Третий год жизни характеризуется появлением новых навыков в социальном плане, у малыша быстро формируется психика. Эти возрастные особенности предопределили следующие признаки начала кризиса:

  • Упрямство;
  • Самостоятельность;
  • Нежелание считаться с мнением других;
  • Негативное отношение к окружающим, часто перерастающее в агрессивное поведение;
  • Обесценивание вещей и событий;
  • Бунт.

Характеристика признаков:

  • Упрямство выражается в непременном желании сделать все наперекор воле родителей. Кроха откажется от обеда не потому, что не хочет кушать, а потому что он уже заявил о своем нежелании садиться за стол.
  • Попытки к самостоятельным действиям начинаются потому, что в этом возрасте дети активно интересуются всем, что их окружает. Маленькие исследователи очень хотят выполнять те же дела, что и взрослые, но получают отказ. Встретив на своем пути такое пренебрежительное отношение к попыткам вести взрослую жизнь, крохи разражаются бурной истерикой.
  • Нежелание учитывать мнение других людей – еще один признак взросления ребенка. Так как малыш все хочет сделать сам, без участия взрослых, его совершенно не интересует их мнение на этот счет.
  • Часто возникающая агрессия и негативное отношение к окружающим связаны с тем, что, взрослея, кроха пытается не только вести самостоятельный образ жизни, но и навязать свою волю родителям. Интересным является тот факт, что негативное отношение ребенок может проявлять чаще к одному человеку, которого собирается «воспитывать». С остальными взрослыми людьми малыш может быть послушен.
  • Детский кризис 3 лет ярко проявляется в обесценивании для малыша всего того, что было значимо для него раньше. Он ломает игрушки, начинает кривляться, обзываться, показывая, что не нуждается в том, что было так нужно ему в младшем возрасте.
  • Ребёнок всячески пытается доказать родителям, что его желания важны в такой же степени, как и желания взрослых. А так как родители чаще всего не согласны с ним в этом вопросе, всячески выражают свой протест через крики, истерику и неповиновение.

Реакция родителей

Советы родителям, как вести себя с ребенком, дают все: бабушки, соседи и друзья. Однако их рекомендации часто противоречивы. Кто-то считает, что ребенку лучше уступить, чтобы избежать скандалов в общественном месте или сохранить спокойствие дома. А кто-то утверждает, что нельзя потакать прихотям малыша, и нужно категорически запрещать все его порывы к самостоятельности. И то, и другое мнение ошибочно.

Важно помнить, что негативное поведения крохи – попытка манипуляции взрослыми. И в этом вопросе важно соблюдать правило золотой середины.

Максимально безболезненно преодолеть кризис 3 лет помогут рекомендации родителям

  • Взрослые должны понимать, что их ребенок – личность. Пусть он еще многого не умеет и не знает, но, чтобы всему научиться, ему нужно для начала попробовать что-то сделать.
  • Родители должны давать ребенку право выбора: в одежде, игре, еде. Необходимо позволять крохе участвовать в жизни семьи, помогать по хозяйству.
  • Важно уважать самостоятельность малыша. Мудрые родители с помощью нехитрых уловок могут убедить ребенка в том, что он все может делать сам.
  • Не заострять внимание на плохом поведении. Важно твердо дать понять крохе, что истерика не позволит добиться желаемого. Можно отвлечь ребенка, переключив его внимание на другое действие или предмет.
  • Если истерика перешла в стадию наивысшего напряжения, ее нужно просто переждать. Дома достаточно спокойно объяснить малышу, что разговор с ним будет продолжен только тогда, когда он успокоится, а пока он должен побыть один.
  • Если истерика произошла в общественном месте, нужно по возможности лишить маленького манипулятора публики. Как правило, при отсутствии зрителей ребенок быстро успокаивается.

Взрослые должны четко понимать, что от их действий зависит не только поведение ребёнка в этот конкретный момент, но и закладывается основа его личности, модель поведения во взрослой жизни.

Памятка для родителей трёхлетних детей

  • Вы всегда должны быть спокойны. Крики, угрозы и наказания после каждой истерики приведут к тому, что вы с малышом перестанете слышать и понимать друг друга без агрессивных проявлений.
  • Часто причиной истерики является желание крохи привлечь к себе внимание. Поиграйте с ним, посмотрите мультфильм – и у малыша пропадёт всякое желание что-то вам доказывать.
  • Всегда предлагайте ребенку несколько вариантов решения проблемы. Пусть выберет, какую кашу съесть на завтрак, или в какой куртке выйти на улицу.
  • Никогда не показывайте ребенку степень раздражения от его плохих поступков. Малыш всегда должен быть уверен в вашей любви.
  • Обязательно выясните, что послужило причиной капризов.

Любовь – лучшее лекарство.

Переломный этап – сложный момент в жизни ребенка. И не важно, проходит он в четыре года или это кризис 6 лет. Как бы ни было тяжело в эти моменты родителям, детям приходиться ещё сложнее. Малыши не понимают, что с ними происходит. Они еще не умеют контролировать свое поведение. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы максимально помочь им пережить эти непростые этапы жизни.

Правильная тактика поведения в это время вырабатывается путем проб и ошибок, ведь каждый ребенок индивидуален. Однако для всех детей на любом жизненном этапе важны любовь, терпение и понимание родителей.

Здравствуйте, дорогие читатели !

Еще совсем недавно милый ангелочек буквально ни на шаг не отходил от мамы, был послушным и покладистым малышом. Сегодняшний отчаянный бунтарь не хочет мирно общаться с родителями, взрывается плачем с истерикой по каждому пустяку, становится трудноуправляемым. Ошарашенные молодые родители только берутся за голову, наблюдая за этими переменами в поведении своего ребенка. Что же это такое? Ничего страшного не происходит. Ваш малыш вступил в период трехлетнего кризиса, который необходимо пережить всей семье совместно.

Возраст открытий
Матушка-природа одарила всех детей при рождении особенным типом мышления. Так уж устроены малютки, что первые три года они вбирают всю жизнь целиком. Они впитывают в себя различные чувства, ощущения, слова, действия. Причем делают это, совершенно не задумываясь, не ставя перед собой никаких целей. В самые короткие сроки малыши учатся держать головку, поворачиваться, сидеть, ползать и ходить. Они произносят первые звуки, подражая взрослым, а затем слова и фразы. Дети понимают смысл речи взрослых и учатся правильно говорить сами.
Но в трехлетнем возрасте бесцельное мышление угасает. Малютка ощущает себя индивидуумом, личностью. В 3 года малыш начинает учиться жить по-новому. Теперь его познание действительности происходит через многократное повторение действий, через тысячи «почему», на которые родители не всегда могут дать правильный ответ. Малыш стремиться к самостоятельному изучению всех отдельных явлений и всего мира в целом, требуя уважения к себе.

Трудности возраста
Трехлетний возраст ребенка – время, когда малыш разрывает родительскую пуповину, отделяется от них, хорошо осознавая собственное «Я». Этот процесс является болезненным не только для родителей, но прежде для их крох. От поведения мамы и папы, их реакции на происходящее будут зависеть дальнейшие отношения с бунтующим по каждому поводу малышом. Эти отношения обязательно оставят неизгладимый отпечаток на психическом развитии карапуза, сделав из него в будущем пассивного созерцателя всех событий или активного первооткрывателя, независимого борца, отстаивающего свои идеи или робкого человека, не решающегося сказать вовремя «Нет» или «Да».

В этом возрасте проявляются своеволие, негативизм, своеволие, протест. Начинают происходить бурные ссоры ребенка и родителей. Малыш не хочет слышать и не слышит разумные доводы и просьбы старших, все делает наоборот. Психологи выявили причины, приводящие к непослушанию детей в кризисном трехлетнем возрасте.
1. Недостаток внимания со стороны взрослых. Трехлетний почемучка ищет ответы на свои вопросы. Но родители заняты работой, домашними делами, телефонными разговорами с подругами и посиделками с друзьями. На подрастающего познавателя окружающего мира никто не обращает должного внимания, не разделяет первых восторженных открытий. Ребенок подходит к маме и рассказывает о новом друге в детском саду. Но маме некогда его послушать. Ребенок подходит к папе, но папа отсылает его к маме. Малыш словно маленький мячик, который отскакивает от одной ракетки к другой. Ребенок начинает просто не слышать просьбы своих родителей. Ведь они его тоже не хотят слышать!
Отношение родителей. Старайтесь уделять своим детям все свободное время, общайтесь с ними, живите их интересами, разделяйте с ними радость, вместе преодолевайте трудные жизненные препятствия. Не отталкивайте малышей от себя. Придет время, когда и вы будете нуждаться в их участии, их своевременной любви.
2. Борьба за самоутверждение. Ребенок протестует против излишней родительской опеки, тем самым проявляя свою самостоятельность. Это происходит в тех случаях, когда родители стараются предупредить любые действия своего чада. Им просто намного проще самим сделать те действия, которые ребенок пытается совершить самостоятельно. Умыть малыша или позволить ему умыться самому, накормить с ложечки или дать возможность целых 20 минут ковыряться ложкой в тарелке, постирать облитую соком маечку или наблюдать за самостоятельными «постирушками» неумелого малыша в ванной комнате? Такие вопросы возникают у каждого родителя, когда они собираются на работу или в гости. Самостоятельность карапуза не просто раздражает родителей, но и вызывает определенный гнев при сопротивлении и упрямстве малыша.
Отношение родителей. Помогите ребенку стать самостоятельным. Дайте ему возможность делать все самому. Не гасите в детях эти драгоценные желания. Вы рискуете вырастить в семье лентяев и прожигателей жизни, которые до седых волос будут надеяться на маму. Пролитую на пол воду можно притереть, измазанное кашей платье можно постирать. Из закоренелого лентяя сделать трудолюбивого человека вам никогда не удастся.
3. Желание отомстить. Очень часто родители наказывают своего ребенка, не разобравшись в причинах негативного проступка. И зря. Обязательно необходимо выяснить причину. Иногда детей наказывают ни за что. А это подрывает веру малютки в родительскую справедливость и беззаветную любовь к нему. Несправедливое наказание, невыполненные обещания, недостойное поведение самих родителей подрывает веру в справедливость и вызывает желание мщения со стороны ребенка.
Отношение родителей. Не наказывайте своих детей, не разобравшись в сути дела. Выполняйте данные ребенку обещания. Не взращивайте в малышах негативные черты юных мстителей.
4. Потеря веры в собственные силы и успех. Легко обидеть того, кто не даст отпор. Часто родители высказывают нелестные и негативные, обидные и несправедливые слова в адрес своего карапуза, не подозревая того, что прививают своему ребенку чувство неполноценности. Маленький человечек уверен, что ему в жизни никогда не будет удачи и успеха. Он теряет уверенность в своих силах. Неужели в трехлетнем возрасте возможна потеря веры в успех? Да. Это будет ярко выражаться в детском саду, школе, в семейной жизни.
Отношение родителей. Следите за своей речью, не проявляя негативного отношения к ребенку.

Внимательно присмотритесь к своему малышу и его чувствам. Помогите ему расти в своем природном ритме в соответствии со своей индивидуальностью и возрастом. Ваш ребенок – ваше будущее. А за хорошее будущее нужно бороться!

Результатом интенсивного развития совместной деятельности ребенка и взрослого в раннем детстве является, в частности, формирование у ребенка системы собственного "Я" - центрального образование, возникает в конце этого этапа (Л. И. Божович). Малыш учится отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе как к самостоятельному "Я", то есть у него появляются начальные формы самосознания.

Все это приводит к развитию стремления ребенка хотя бы в узких пределах своих возможностей действовать самостоятельно, без помощи взрослых ("Я сам"). Этот период принято считать критическим ("кризис трех лет"), поскольку взрослые сталкиваются с трудностями в отношениях с ребенком, которая может стать крайне упорной.

В основе этого кризиса - объективное противоречие между новой тенденцией ребенка к самостоятельному удовлетворения своих потребностей и стремлением взрослого сохранить старый стиль отношений и ограничить тем самым активность ребенка.

Описанная кризис является, разумеется, временной, но связанные с ней новообразования (отделения себя от окружающих, сравнение себя с другими и т.п.) - важный этап в психическом развитии ребенка.

Стремление ребенка этого возраста к самостоятельности может найти наиболее производительное решение в форме игры, поэтому "кризис трех лет" и решается путем перехода ребенка к игровой деятельности.

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из самых тяжелых моментов в жизни ребенка.

Л. С. Выготский описывает характеристики кризиса 3-х лет:

1. Первая из них - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Она не делает что-то только потому, что это предложила ей определенная взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушная. Главный мотив действия - сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ей сказано). Но это не непокорность,

2. Вторая характеристика кризиса 3-х лет - упрямство. Это реакция ребенка, настаивает на чем-то не потому, что ей этого очень хочется, а потому, что она сама об этом сказала взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямая ребенок продолжает настаивать на том, чего ей не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось;

3. Третья характеристика кризиса 3-х лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам, - обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить и даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.;

4. Строптивость, близка к негативизма и упрямства, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков)

5. Произвол - то есть ребенок хочет делать все сама: ведь это не кризис 1-го года, где ребенок стремится к физической самостоятельности, а стремление к самостоятельности намерения, замысла;

6. Протест-бунт. который проявляется в частых ссорах с родителями; за Л. С. Выготским. "Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними";

7. Деспотизм - диктует свое поведение (если в семье один ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.

Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

Прежде вполне послушный малыш внезапно начинает устраивать «сцены», топать ножками в попытках добиться желаемого. Иногда интенсивность кризисного периода столь высока, что родители тянутся за валерьянкой, чтобы успокоить расшатанные нервы.

Между тем, психологи убеждены, что кризис трех лет – обязательный этап в жизни каждого ребёнка, когда тот отделяется от взрослого и осознаёт себя в качестве самостоятельной единицы. Поэтому пугаться и, тем более, препятствовать взрослению не стоит, а вот помочь малышу пережить этот период с максимальной пользой следует обязательно.

Что такое кризис трёхлетнего возраста?

Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении.

Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых качеств и независимости.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

7 главных признаков явления

Психология характеризует кризис 3 лет как семизвездие симптомов. Эти отличительные качества помогают точно определить, что ребёнок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.

Это проявление нужно отличать от элементарного детского непослушания, которое случается в любом возрасте. Поведение непослушного ребёнка обусловлено его желаниями, которые не совпадают с родительскими требованиями.

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

Как уже было отмечено, кризис будет протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

  1. Дети пытаются добиться конечного результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
  2. Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
  3. Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.