Детская вежливость. Вопросы воспитания. Буду всех благодарить. Основные правила вежливости

«Вежливый человек всегда в безопасности, грубый же окажется в беде»

(из сочинений японских воинов)

Обязательным условием нормальной жизни в обществе - поддержание оптимальных отношений между его членами и стремление избежать конфликтов. Это становится возможным, только признавая право каждого человека на внимание и уважение путём соблюдения правил вежливости.

К сожалению, в обществе нередко проявление резкости, грубости, неуважения к другим людям. Нормы приличного поведения часто пренебрегают, хотя установить взаимовыгодные и гармоничные отношения в социуме без вежливости установить чрезвычайно трудно.

Правилам вежливости детей надо методично учить

Что такое вежливость и её значение?

Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения».

Человеку, наделённому этим качеством, свойственны:

  • умение тактично и уважительно контактировать с людьми;
  • способность находить компромиссных решений в конфликтных ситуациях;
  • искусством слушать противоположную точку зрения.

Понятие «вежливость» в разных культурах имеет разное содержание. То, что в одних странах считается странным или грубым, в других считают проявлением вежливости. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе и контактируя друг с другом.


Слова благодарности дети должны слышать и от взрослых

Для детей вежливость имеет значение только тогда, когда становится нормой повседневной жизни и превращался привычкой.

Чтобы это произошло подрастающему поколению необходимо объяснять, что такое хороший тон. С помощью специальных упражнений необходимо сделать так, чтобы вежливость для детей была естественной.

Она хорошо дополняется деликатностью, являющейся врождённым качеством, которому, к сожалению, научиться нельзя, но приблизиться, изучив правила вежливости детей, можно. Кроме родителей и педагогов, этому с успехом способствуют собственные старания обучающего и вдохновляющие примеры.


Хорошие манеры детям прививают в семье

Критерий, по которому можно определить, насколько вежлив человек, можно по умению не ставить людей в неловкое положение. Находясь в обществе, каждый поступок и желание неизбежно, прямо или косвенно, отражается на других.

Поэтому всегда между желаниями и возможностями должна быть установлена граница. Для её укрепления существует самооценка и собственная установка не причинять зла и неудобств другим.

С чего начинать?

Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно. К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус. «жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.


Волшебные слова должны быть первыми в лексиконе маленького человека

Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.

В обучении вежливости детей нет мелочей, всё, что касается взаимоотношений, требует внимания. Правила вежливости для детей включают приёмы обращения, знакомства, приветствия, знакомства.

В общении необходимо помнить о «неравенстве» между взрослыми и детьми, присутствующими и входящими в помещение, девочками и мальчиками, ожидающими и опаздывающими.


Правила поведения в транспорте - один из видов вежливости

Ребёнок должен понимать, что физические недостатки людей - не повод для насмешек; обращаться к сверстникам и младшим нужно по имени, к взрослым - по имени и отчеству. Нужно обращать его внимание на то, что высказывать открыто и бурно свои негативные эмоции почти всегда неуместно. И что высший показатель проявления вежливости к окружающим - сдержанность.

Практическое обучение детей

Практические занятия вежливости для детей начинаются в семье. Лучшие образцы для подражания - домочадцы, и в первую очередь, родители, то, что прививается примерным поведением (заслуживающим подражания), не привить насильственно.

Наблюдая за поведением малыша, нужно примечать его ошибки во взаимоотношениях, и позже в спокойной обстановке обсудить ситуацию и объяснить, почему он неправ. Желательно привести пример того, как это нужно было сделать.


Правила семейного этикета

В бытовых ситуациях ребёнку нужны слова: «спасибо» - «пожалуйста», «доброе утро» - «спокойной ночи» и т. п., и следить, чтобы он отвечал и подражал вам.

Воспитание вежливости с помощью игр

Игра - это самое доступное для понимания ребёнка средство постижения устройства мира, это самая благоприятная обстановка для его обучения необходимым навыкам.

Незаметно и ненавязчиво созданная в игре ситуация научит ребёнка лучше, чем тысяча слов. Например, взяв плюшевую игрушку в руки, поздоровайтесь с ребёнком. Так вы научите ребёнка приветствию. Попросите его о чём-то с применением слова «пожалуйста» и т. д.


Игры на знание правил вежливости в школе

Поощрения и замечания

Очень важно поощрять ребёнка похвалой, особенно тогда, когда он только начинает постигать азы вежливости. Отмечайте, когда он сделал всё правильно, так он будет более ориентированным, то есть хорошо усвоит, какое поведение является правильным.

Прежде чем сделать замечание, выясните по какой причине он поступил невежливо. Возможно, этому есть объяснение. В разговоре может выясниться, что ребёнок стеснялся или был расстроен. Важно найти общий язык со своим ребёнком, чтобы навести к нему мосты доверия.

Хорошее средство обучения вежливости - совместный просмотр мультфильмов и художественных фильмов, обращая внимание на промахи героев или их проявления благопристойного поведения. Выскажите своё мнение и послушайте оценку персонажа со стороны своего ребёнка. Обсудите с ним «острые» моменты сюжета.


Родители должны объяснять, почему надо быть вежливым

Проблемы воспитания навыков вежливого поведения

Случается, что ребёнок выходит из-под контроля: оговаривается, отмалчивается, не реагирует на замечания, не стесняется употреблять ненормативную лексику. Он никого не слушает, и меняет обычную манеру поведения в семье.

Такое поведение характерно для детей подросткового возраста. Своими поступками он сознательно или бессознательно стремится доказать окружающим, что уже не ребёнок. При этом требует к себе уважительного отношения и неприкосновенности своего личного пространства. Любое вторжение он расценивает как крайнее неуважение.


Равнодушие - одно из проявлений невежливости

Опытные педагоги считают, что такое поведение - результат недостатка внимания и равнодушия со стороны авторитетных для него людей. Отсюда грубость, в ответ - конфликт, словесная перепалка. У подростка возникает повод проявить самостоятельность, и он хлопает дверью. Вот знакомая для многих ситуация.

Единственный выход из создавшегося положения - проявить уважение к ребёнку и признать его «взрослым». В результате выяснения отношений он должен понять, что быть взрослым - это ответственность. Например, скажите ему: «я не буду трогать твою одежду, но ты должен следить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду заходить в твою комнату, но ты теперь должен сам мыть пол и вытирать пыль».

Осторожно апеллируйте к кумирам ребёнка, не спекулируйте на его чувствах к той или иной знаменитости.

Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя. Поинтересуйтесь биографией кумира. Наверняка даже у погибшего из-за наркотиков певца, были качества, которые достойны подражания. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял.


Если чужой человек ругает ребенка, родители должны занять сторону своего малыша

Бывают ситуации, когда оценку поведения вашего ребёнка, даёт посторонний человек. В этом случае, оптимальным вариантом будет придерживать двух принципов:

  • родители всегда находятся на стороне своего ребёнка;
  • сдержанность, что означает не ввязываться в конфликт и не обострять отношения с третьим лицом.

Что делать с детской непосредственностью?

Необходимо знать, что она происходит от недостатка самосознания. После любого проявления, таких как, показ на кого-то пальцем и громкое обсуждение внешнего вида постороннего человека, рассказ о домашних делах в гостях, нужно поговорить с ребёнком и обсудить ситуацию.

Попросите его представить, что он тоже может оказаться в неудобной ситуации.

Например, мама с такой же непосредственностью расскажет о его секретах или он в среде авторитетных людей будет осмеян без причин. Спросите, как бы он чувствовал в подобной ситуации.

Похожие материалы

Открытый урок

«Правила вежливости. Слова нужные и важные» Класс: 2

Тема: «Правила вежливости» Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Методы : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: “Мир вокруг нас” Плешаков А.А. в 2-х частях (часть 2), художественная литература, таблицы, два телефона.

Цели урока:

1. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.

2. Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых.

3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.

2. Проверка домашнего задания

–Несколько уроков назад мы начали изучать тему: «Как мы общаемся» и разделились на творческие группы. Мы приступили к созданию книги «Азбука вежливости». Напомните мне, какие страницы мы уже заполнили?

(общение в семье, общение в школе).

Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.

Утром мы приходим в школу. Что нужно сделать!

С кем здороваемся? Как здороваемся?

(Ответы детей)

А теперь мы на уроке. Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.

** Игра «Доскажи словечко»

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и.... (внимательным).

Всё пиши, не отставая,

Слушай, ...(не перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё ...(понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку...(поднимать).

На математике считают,

На перемене...(отдыхают).

Будь прилежен на уроке,

Не болтай: ты не.....(сорока). 1

Если друг стал отвечать,

Не спеши …(перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно …(руку).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты ….(звонок).

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда …(готовым).

Чтоб не тревожились врачи,

На перемене не …(кричи).

Почему громко кричать вредно для здоровья?

(Ответы детей)

Молодцы!

** А теперь откроем тесты на с.60 и выполним задания № 153, №154, №155, №156.

Оценим свои знания: (на доске ответы)

№ 153 - А, №154 - В, №155 - Б, №156 - В.

Если вы ответили на все вопросы правильно – поставьте себе «5», если 1 ответ не верный – «4», если 2 ответа не верных – «3».

** Какое задание вы готовили дома? (найти пословицы и поговорки о школе, знаниях).

Давайте послушаем пословицы и приклеим на страницу о школе.

3. Введение в тему.

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.

Подумайте, какое слово потеряла Маша? (СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ)

Так уж важно это слово? Можно ли без него обойтись?

Какая же тема нашего урока?

– Чему мы должны научиться сегодня?

(Вспомнить вежливые слова, научиться быть вежливыми, добрыми)

– Молодцы ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. А волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя, и они делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.

– ????Давайте сейчас вспомним эти слова, путешествуя по «Стране Вежливости». Мы совершим путешествие в страну, в которой все люди знают волшебные слова.

– Результатом (продуктом) нашей работы будут страницы вежливости для книги Азбука Вежливости. Работать будете в группе. Каждая группа будет работать над созданием своей страницы. 2

III. Новый материал

– Итак, начинаем наше путешествие по стране Вежливости.

1) Остров Волшебных слов

– И вот у нас на пути Остров Волшебных слов. Давайте заглянем туда и вспомним волшебные слова.

Посмотрите на свои страницы и прочтите, над какими словами вы будите работать.

1)– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

– Над какими словами будут работать ребята 1-й группы? (Слова приветствия)

2) Если другу на прощанье

Скажешь «до свидания»,

Непременно будет завтра

Новое свидание!

Это слово, как магнитик,

Всех соединяет.

И прощаться навсегда

Нам не разрешает.

– О каких словах мы услышим от ребят 3-й группы? (Слова прощания)

3) Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

– Какие слова будут изучать ребята 4-й группы? (Слова просьбы)

– Найдите среди слов в конверте № 1 – слова своей группы и наклейте их на страницу книги.

Группа 1 (Формы приветствия): здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Группа 2 (Формы прощания): до свидания, до скорой встречи, прощайте.

Группа 3 (Формы просьбы): пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Здравствуйте, будьте добры, будьте здоровы, всего хорошего, до свидания, привет, пока, до встречи, прощайте, добрый день, добрый вечер, пожалуйста, счастливого пути, прошу вас, будьте любезны, приятного аппетита.

(Дети читают свои слова, остальные оценивают правильность выбора)

*** ИГРА «Доскажите словечко»

– Давайте проверим, как вы усвоили эти слова.

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого СПАСИБО.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ДОБРЫЙ ДЕНЬ. 3

Если больше есть не в силах;
Скажем маме мы: СПАСИБО.
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Когда нас бранят за шалости,
Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

И во Франции, и в Дании
На прощание говорим ДО СВИДАНИЯ.

Встретил Витю я соседа,

Встреча грустная была.

На меня, он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте, зря от Вити

Ждал я слова … (извините).

Откройте учебники на с 54

Каждой группе предлагается по 2 картинки. Подберите слова к картинкам.

4) Озеро Театральное

– С каким волшебным словом мы познакомились на уроке литературного чтения? (Пожалуйста)

– Кто главный герой произведения? (Павлик)

– Как Павлик стал разговаривать со старичком? (А Вам-то что?)

– С какого слова надо было начать? (Здравствуйте)

– Какому слову старичок научил Павлика? Как это слово действовало на сестру, бабушку, брата? (Пожалуйста)

– Как надо говорить это слово, чтобы произошло волшебство? (Тихим голосом, глядя в глаза собеседнику)

- Вежливых слов не одно и не два,

Помни и знай эти чудо – слова!

Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником.

- Рассмотрите рисунок на стр. 55. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая. Получился разговор вежливым и понятным?

(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делают коллективный вывод.)

Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?

Помни:

    Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.

    Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

    Не следует говорить слишком долго.

Давайте эти правила приклеим на свои страницы.

Схема разговора по телефону:

«Алло».

Приветствие.

Объяснение цели своего звонка – собственно разговор.

Благодарность.

Прощание. 4

Работа в группах

Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.

1.Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.

2.Мальчик звонит другу и хочет узнать у него домашнее задание по математике.

3.Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.

ФИЗМИНУТКА

3) Гора Вредных советов

– А что же теперь нас ждет впереди? (Гора Вредных советов.)

– Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них непра-вильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?

1 совет

Если ты пришел к знакомым –

не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

– Согласны вы с этим советом?

2 совет

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

– Почему так поступать нельзя?

(Обсуждение совета по вопросам.)

3 совет

Девчонок надо никогда нигде не замечать.

И не давать проходу им нигде и никогда,

Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

– А этот совет правильный?

(Обсуждение совета учащимися.)

– А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили? (Говорить вежливые слова, не обижать людей)

– Запомните эти правила вежливости на всю жизнь! (Дети читают хором правила вежливости НА ЛИСТОЧКАХ).

Правила вежливости

Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

Будь вежлив со своими товарищами

Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.

Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова!

– Приклейте правила вежливости на свою страницу (Конверт № 3)

2) Море Вежливости

– Пословицы рассыпались, соберите их и приклейте на страницу (Конверт 5) * 5

1) Доброе слово – что дождь в засуху. Добрые слова дороже богатства.

2) На добрый привет – добрый ответ. Доброе слово лечит, злое калечит.

3) Слово ранит и слово лечит. Ласковым словом и лед растопишь

IV . Подведение итогов.

    Тест «Оцени свою вежливость».

    – На этом уроке мы и закончили работу над нашими страницами. На следующих уроках мы продолжим нашу работу и познакомимся с другими правилами вежливости.

    – В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали? (О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах)

V . Домашнее задание.

**Каждой группе нужно найти значение слов:

1-здравствуйте, вежливость, 2 –до свидания, вежливость, 3 – пожалуйста.

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

М. Лисянский

Стихотворение «Невежливая вежливость» И. Кульская.

(У каждого ребёнка карточка со стихотворением.) СЛАЙД 3

Это стихотворение нам прочитают Аня и Богдан. (Дети читают по ролям)

Обещал отцу Петрусь…

Я за вежливость возьмусь.

Буду всех благодарить,

Первым здравствуй говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только – только задремал.

А Петрусь как заорёт:

- С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

- Убирайся, пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Иринку,

Да как дёрнет за косынку;

- Ты куда, Иринка, стой,

Я здороваюсь с тобой!-

Та отпрянула в сторонку…

Как невежлива девчонка!

Нёс вожатый горку книг,

А Петро с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

Извините, добрый вечер!

- Ты,- вожатый закричал,-

И невежа и нахал!

Петя очень удивлён:

Разве был невежлив он?

Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Вежливо - невежливо»

Если я читаю о вежливом поступке, вы хлопните в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке, вы топните ногой. Но помните, о том что топать надо не очень сильно, ведь под нами в классе тоже идёт урок. Будем вежливыми по отношению к тем, кто занимается на 2-м этаже, не будем им мешать.

- Поздороваться при встрече.

- Свистеть, кричать, шуметь в школе.

- Уступить место пожилому человеку в автобусе.

- Перебивать того, кто говорит.

- Пробираясь к выходу в метро, толкать других пассажиров.

- Громко разговаривать с соседом во время спектакля в театре.

- Помочь маме помыть посуду.

- Друг вам подарил вещь, которая не нужна. Её нужно вернуть и потребовать другой подарок.

- Помочь пожилому человеку подняться по лестнице.

- В столовой за обедом громко разговаривать.

- После еды вытереть рот рукавом.

- Извиниться, если случайно наступил на ногу товарищу.

- Помогать младшим.

- Переходить улицу только на зелёный свет светофора.

Молодцы!

Вывод. Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляется в поступках и в словах, а так же в тоне разговора с ними.

Вежливому поведению всегда уделялось большое внимание. Есть много высказываний и пословиц о вежливости.

У вас на партах лежат конверты. Я попрошу вас сейчас поработать в парах. Достаньте из конверта карточки и соберите пословицу. Готовность покажите домиком.

Проверка.

1ряд. – Какую пословицу собрали? (Лошадь узнают по езде, а человека в общении.) Как понимаете? С каким человеком приятно общаться?

2 ряд – Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

Как вы это понимаете?

3 ряд - Учись вежливости у невежи.

Что это значит? (Делать наоборот.)

С хорошо воспитанным, культурным, образованным, вежливым человеком всегда приятно общаться! От нашего умения повести себя в отношении к другим людям в жизни зависит очень многое, и нередко мы этого не понимаем или недооцениваем. Круг друзей и знакомых, репутация в коллективе, успех в бизнесе, гармония в личной жизни - благополучие в любой из этих сфер, согласитесь, во многом зависит от того, как мы общаемся и ведем себя с другими людьми.

Быть вежливым на самом деле не всегда легко. Многие из нашего окружения или даже из посторонних не очень нам нравятся или откровенно не симпатизируют, часто повести себя сдержанно и адекватно мешают неурядицы в личной жизни, усталость, стрессы. Но одним из самых важных качеств успешного современного человека является самообладание и вежливость. Вот почему так важно, чтобы наши детки учились этому с самого раннего детства. Вежливого ребенка всегда предпочтут грубому и хамоватому, даже и особенно тогда, когда он вырастет. И ковать железо нужно, пока оно горячо, то есть обучать детей правилам вежливости необходимо с малых лет.

Правила вежливого поведения и общения для детей

Самым универсальным, наверное, правилом может быть всем известное: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой. Но дети далеко не всегда сознательно хотят, чтобы с ними здоровались или чтобы обращали на них малейшее внимание. Однако без этого в формировании вежливости не обойтись.

Пожалуй, начать следует из того, что объяснить ребенку, что такое вежливость, какие вежливые детки и почему лучше и даже очень важно быть именно вежливым. Затем постепенно перейти к практике и начать применять полученные знания в повседневной жизни. Очень удобным подспорьем для родителей являются правила вежливости для детей в картинках, правила вежливости для детей в стихах и множество других изданий, найти и купить которые сегодня не составит больших трудностей.

Вряд ли возможно четко и по пунктам изложить все правила вежливого поведения, ведь практически в каждой жизненной ситуации или мелком эпизоде себя можно повести определенным образом. Но отправной точкой может стать изучение, понимание и применение так называемых волшебных слов, слов вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «благодарю», «извините», «разрешите», «пожалуйста», «будьте добры» и так далее. А вот применять их можно в совершенно разных ситуациях. Например, извинения просят не только, когда поступают плохо, неправильно, доставляют кому-то неудобства или чувствуют за собой вину. Слово «извините» может быть и просьбой (например, при попытке продвинутся вперед в большом столпотворении людей или желании спросить что-то), и способом привлечь к себе внимание (например, включаясь в разговор других людей).

Пользоваться вербальными (то есть словесными) инструментами вежливости будет получаться все лучше по мере увеличения жизненного опыта ребенка: чем больше он встречается и общается с другими детьми и взрослыми, тем больше он может практиковаться.

Отдельного внимания заслуживают слова благодарности. Благодарить нужно не только за предоставленные подарки или сюрпризы, причем это следует делать даже в тех случаях, если презент не пришелся по вкусу. Словами благодарности нужно отвечать на сказанный в свой адрес комплимент, на предоставленную услугу или помощь. Между прочим, помогать другим - это тоже признак вежливости.

Быть не/вежливым возможно, даже не употребляя этих особенных слов. Малышу нужно объяснять, что недопустимо обзываться, высмеивать или придумывать другим людям прозвища, акцентировать на их недостатках, выражать вслух свое недовольство или злость . Взамен этого нужно говорить другим комплименты и выражать похвалу, отмечать достоинства и хорошие качества, уметь слушать и интересоваться личными делами других. К примеру, после ответа на заданный ребенку вопрос, как у него дела, будет вежливо поинтересоваться об этом же у своего собеседника.

Даже не произнося ни слова (а нередко дети не хотят отвечать на приветствие или прощание), можно повести себя вежливо или некрасиво. Искренняя улыбка в ответ способна заменить слова, которые, бывает, так нелегко произнести. Та же улыбка в соответствующей ситуации может быть совершенно неуместной и говорить о плохом воспитании.

Вежливый ребенок должен знать и понимать, что других нужно уважать (особенно взрослых и еще больше - учителей), что нельзя думать только о себе и своем комфорте, что перебивать без крайней надобности или кричать, громко разговаривать в общественных местах - некрасиво, так же, как и ковыряться в носу или грызть ногти.

Существует множество других правил вежливости, среди которых можно назвать еще некоторые основные:

  • Всегда здоровайся первым и отвечай на приветствие.
  • Улыбайся, будь в хорошем настроении.
  • Не перебивай, когда разговаривают другие.
  • Заходя в закрытую дверь, стучись.
  • Выходя из закрытой двери, придерживай ее рукой.
  • Кашляя или чихая, рот следует прикрывать ладонями.
  • Зевнув или икнув во время разговора с собеседником, нужно извиниться.
  • Спрашивай разрешения, если в чем-то не уверен.
  • Используй слово «можно»: можно Вас попросить? позвольте спросить? разрешите пройти?
  • Не показывай, что тебе неинтересно.
  • Не спорь, избегай конфликтов.
  • Не отвечай грубостью на грубость.
  • Помни: вежливый человек никогда специально не обидит другого и не создаст ему неприятностей.

Правил вежливости для детей и взрослых существует большое множество. Но ребенок, воспитывающийся в культурной, образованной семье, многие из них будет ощущать интуитивно, даже без специального акцентирования на них со стороны взрослых.

Как воспитать вежливого ребенка: правила для родителей

Наверное, многие родители согласятся, что дети быстрее и легче учатся плохому, нежели хорошему. Стоит отправить малыша в детский сад или погулять во дворе возле «дурной» компании, как в культуре поведения и общения ребенка уже есть, над чем поработать.

Между тем, правда также и в том, что как мы ни воспитывай своих детей, а они все равно будут похожими на своих родителей. А это значит, что воспитание ребенка, обучение его вежливому общению и поведению не имеет никакого смысла, если мы сами поступаем иначе. Хотим мы того или нет, замечаем мы этого или нет, но дети всегда копируют своих мам и пап, хоть и не всегда в одинаковой степени.

Так что правила вежливости существуют не только и не столько для детей, как в первую очередь - для родителей. И самое основное, самое главное из них - быть для ребенка лучшим примером!

Вы можете тысячу раз повторять малышу о том, что заводить споры и ругаться - некрасиво и недостойно, но стоит один раз поскандалить в магазине с толкнувшим Вас мужчиной, как ребенок возьмет себе за образец именно такое поведение. Научитесь контролировать свои мысли, эмоции и поступки в любой ситуации и сохранять хороший тон поведения, независимо от обстановки. А начинать, между прочим, нужно именно с общения с ребенком: употреблять при обращении к нему слова вежливости, иметь терпение дослушивать до конца и не перебивать, уметь просить прощения и искренне быть благодарными.

Стараясь привить ребенку правила хорошего тона, следуйте рекомендациям, которые помогут достигнуть желаемой цели и не получить обратного результата:

  1. С первых дней Вашего с малышом общения стройте теплые, родственные, доверительные отношения. Тогда Вы будете авторитетом для ребенка, он будет прислушиваться к Вашим наставлениям, будет обращаться к Вам за помощью и советами.
  2. Начинайте обучение вежливости с раннего возраста: даже не говорящие дети все прекрасно понимают!
  3. Используйте игровую форму обучения: ролевые игры, чтение тематической литературы, обсуждение изображений или жизненных ситуаций.
  4. Не навязывайте детям правил вежливости. Не заставляйте их поступать или говорить определенным образом, не ругайте за «неправильное» поведение и не кричите.
  5. Предоставляйте выбор поступить так или иначе, но при этом объясняйте преимущества одной тактики и недостатки, последствия другой.
  6. Объясняйте, почему следует поступить так, а не иначе.
  7. Не вычитывайте, не браните и не читайте нотаций в присутствии других людей.
  8. Не стыдитесь из-за поведения ребенка и не стыдите его самого. Акцентируйте на том, как следовало поступить, критикуйте поведение, но ни в коем случае не ребенка.
  9. Всегда учитывайте особенности характера и темперамента малыша, его настроение и самочувствие. Личность Вашего ребенка, его переживания должны быть превыше устоявшихся в обществе правил.
  10. Хвалите за вежливость и культурность. Отмечайте, как Вам это приятно.

Обучение детей вежливости должно быть ненавязчивым, гармоничным, приносить взаимное удовольствие. В этом процессе совершенствуется не только ребенок, но и взрослый. Вежливым людям легче находить общий язык, а это ведь так важно!

Специально для - Екатерина Власенко

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения, правила вежливости, хорошего воспитания, учтивости, которые необходимо соблюдать в обществе, на работе, в школе, университете, за столом и даже на улице.

Правила этикета являются неписаными, обязательными к исполнению, то есть это манера поведения, принятая «по умолчанию» и соблюдаемая людьми как некий стандарт, не подлежащий обсуждению. Воспитанный человек должен не только знать и придерживаться норм этикета, но и понимать их значение для жизни и общества. Ведь хорошие манеры являются отражением внутреннего мира человека, показателем его интеллектуального уровня и моральных устоев. У больше возможностей для развития, установления контактов, создания хороших взаимоотношений с окружающими людьми и, следовательно, для достижения своих целей.

Вежливость с колыбели

Вежливость всегда и везде ценится очень высоко. В больших мегаполисах и крупных городах вежливость превращается в редкий и ценный дар, доступный не каждому. Грубость и невоспитанность становятся нормой, и это никого не удивляет. Поэтому очень важно взрастить семена этикета в сердце ребенка с малых лет, вместе с первым словом и делом. Очень часто родители, не зная, перенимают опыт своих друзей или старшего поколения. Это не совсем правильно.

Каждый человек индивидуален, в том числе и ваш ребенок. Он не поймет авторитарного и требовательного отношения к себе. Взрослым нужно запастись терпением и выдержкой, чтобы привить своему чаду вежливость и обходительность. Ни в коем случае не заставляйте и не давите на ребенка. Просите, будьте вежливы, и ребенок с радостью выполнит все ваши просьбы. Повторяйте при разговоре с ним как можно чаще волшебные слова - «спасибо» и «пожалуйста». Но правила вежливости для детей не ограничиваются только этими словами. Постепенно приучите его здороваться, прощаться, извиняться. Подтолкните его к чтению, с последующим обсуждением поступков героев книги. Объясняйте, как следует вести себя с людьми, и как нельзя. А главное - всегда и везде будьте вежливы сами. Ведь ребенок копирует поведение своих родителей и, видя перед глазами пример этикета, он будет стараться следовать ему.

Этикет со школьной скамьи

Получив основные понятия о добре и зле, ребенок переходит на следующий уровень - школьный, где на протяжении всего учебного процесса его обучают основным правилам этикета.

Являясь вторым домом, школа ставит перед собой те же благие цели, что и родители. Однако правила вежливости в школе не должны состоять только из нравоучительных лекций и поучительных бесед.

Для глубокого и детального освоения всех канонов этикета учителя должны проводить занятия, посвященные урокам и вежливости, в виде:

  • семинаров и тренингов, на которых проводятся беседы по принципу «ответ-вопрос», обсуждаются различные ситуации, проигрываются линии поведения, моделируются ситуации;
  • игры, на которых участники делятся на несколько групп и обыгрывают жизненные ситуации, связанные с нормами этикета.

Подобные оригинальные методы, как правило, эффективны и действенны, они помогают выявить уровень вежливости каждого школьника, учат детей взаимопониманию, нормам поведения в конкретной ситуации. Школьники легко и незаметно усваивают правила вежливости, примеры, поданные старшими наставниками, становясь к тому же более открытыми и общительными.

Здороваться надо правильно

Правильное и умелое приветствие - одно из непреложных норм этикета. Здороваться с людьми необходимо приветливо, дружелюбно, открыто улыбаясь. Правила вежливости при встрече с людьми звучат так: старайтесь смотреть им прямо в глаза, произносить четко и ясно, тон обращения при этом должен быть мягким и обходительным. Приветствие обычно сопровождается словами: «Привет» (обращение к друзьям и ближайшим знакомым), «Здравствуйте» (универсальное обращение), «Доброе утро (день, вечер)» (в зависимости от времени суток).

Чего не следует делать

В правилах этикета есть свое «вето», то есть запрещенные действия, которые могут выставить вас

  • Не следует обращаться к человеку с восклицанием «Алло!», «Эй, ты!»
  • Увидев знакомого, не стоит отчаянно пробиваться к нему через всю комнату, доставляя неудобство остальным присутствующим.
  • При встрече знакомых в театре, ресторане следует слегка кивнуть им в знак приветствия, а не кричать на всю округу.
  • Встретив знакомого на улице, не задерживайте его надолго, лучше договоритесь о следующей встрече или телефонном звонке.
  • Не рекомендуется хлопать малознакомого человека по плечу, здороваясь с ним.

Кто кого приветствует

Кто же должен здороваться первым? Основные правила вежливости в данном случае сводятся к следующему. Первым здоровается:

  • мужчина с женщиной;
  • подчиненный с боссом:
  • младший (по возрасту, званию, положению) со старшим;
  • вошедший в помещение;
  • идущий со стоящим.

Во всяком случае, первыми здороваются люди вежливые и воспитанные.

Обращение как формула этикета

Правила вежливости коснулись и форм обращения людей друг к другу. Существуют три формы обращения:


Четких правил о том, как перейти с «вы» на «ты» не существует, это устанавливается самими собеседниками, либо присутствует в форме обращения невоспитанных людей, привыкшим говорить всем без разбора «ты».

Нормы застольного этикета

Правила существуют уже на протяжении многих лет и веков. Они одинаковы для всех и каждого, будь то строитель или президент.

Первое и непреложное правило - нельзя расставлять и класть локти на стол. Запрещается чавкать и разговаривать с набитым ртом, особенно на романтическом свидании.

Сидеть следует прямо, не наваливаясь на стол или стул сидящего рядом гостя. Считается неприличным барабанить пальцами по столу, отчаянно жестикулировать, подкидывать вверх салфетку, приборы, брать еду с чужой тарелки, громко разговаривать.

Правила вежливости и этикета, которые следует соблюдать за столом, запрещают также дуть на горячую еду, перегибаться через стол, разговаривать по телефону, петь, свистеть, краситься и пудриться. Мужчина оказывает внимание женщине, сидящей справа от него: развлекает ее разговорами, накладывает ей в тарелку закуски, подливает напитки.

Общий регламент вежливости

Кроме общепринятых норм этикета, касающихся приветствия, обращения, правил культуры

за столом, существует общий регламент вежливости, соблюдение которого говорит о вас, как о человеке воспитанном, следящем за своими манерами и поведением.

  • Не суетитесь, делайте все спокойно и размеренно.
  • Старайтесь говорить тихо, четко, ясно, без бормотаний, нецензурных выражений и брани.
  • Не рекомендуется прилюдно чесаться, ковырять в носу и красить губы.
  • Контролируйте эмоции, будьте хладнокровны, облекая слова в изящные формы и выражения.
  • Не смейтесь слишком громко и вслед проходящим мимо людям.
  • Не зевайте с широко открытым ртом.
  • Сдерживайте обещания.
  • Извиняйтесь, здоровайтесь, употребляйте «спасибо» и «пожалуйста».
  • Следите за своим внешним видом.
  • Не обсуждайте людей в их отсутствие.
  • Обращайтесь к незнакомым людям в вежливой и обходительной форме.

Улыбка - главное правило этикета

Улыбка - мощное оружие любого человека, способное изменить все и всех. Это как солнечный лучик света в пасмурную погоду, капля воды в пустыне, частичка тепла в морозы. Ее величество «Вежливость», правила поведения и этикета - все эти нормы сводятся к одному, самому простому совету - улыбайтесь. Улыбка - это не только дань вежливости, это рычаг счастья, рецепт успеха и хорошего настроения.

Одной улыбкой можно смягчить сердце, привлечь внимание, разрядить обстановку. Во многих предприятиях улыбка является служебной обязанностью, и не случайно: она способствует отличному рабочему процессу. Улыбайтесь, и вы приобретете репутацию воспитанного и культурного человека!

Правила вежливости могут различаться по национальному признаку, но сводятся к одному: превосходные манеры поведения, отличное воспитание всегда будут «в моде», и никто не сможет отказаться от них или отменить.

Всегда можно определить степень культуры человека по его поведению. Приятно общаться с воспитанным человеком, но грубая, вульгарная речь оставляет самое плохое впечатление.

Что такое вежливость

Каждый человек является существом социальным. Люди общаются между собой, создают семьи, становятся коллегами. Все члены общества заслуживают уважения. Чтобы избежать конфликтов, обид, досады, между собеседниками принято вежливое обращение.

Вежливостью называется умение тактично общаться, внимательно выслушивать другую точку зрения, проявлять толерантность, способность решать конфликтные ситуации мирным путём. Вежливость и благопристойность – тот самый инструмент, благодаря которому люди чувствуют себя комфортно, свободно при общении с себе подобными.


Правила вежливости

С самого детства все знают «волшебные слова»: спасибо, здравствуй, прости, извини, благодарю. Тактичность начинается с вежливости. Это является международной нормой. Если такое качество, как деликатность, считается врождённым, то хорошему тону можно научиться. Вежливые люди знают, что всегда необходимо:

  • здороваться;
  • прощаться;
  • просить прощения (когда совершена ошибка, или доставляют неудобство собеседнику);
  • интересоваться (то есть, оказать необходимый минимум внимания, например, спросить: «Как дела? »);
  • не толкать локтями прохожих, чтобы куда-то пробраться;
  • не перебивать собеседника, тем более, если он старше по возрасту;
  • не кричать знакомому, который находится вдалеке.

Самым лучшим показателем воспитанности человека будет его сдержанность. Совершенно неприемлемым является бурное проявление негативных эмоций на людях.



Как стать вежливым

Правила вежливости ребёнку прививают с детства. Первыми учителями всегда становятся родители. Утром дети и родители говорят друг другу: «доброе утро», днём – «добрый день», а по вечерам – «спокойной ночи». Спорные ситуации дома решаются на вербальном уровне. Воспитанные родители разбирают причины конфликта, поведенческой ошибки, объясняют чаду, почему он не прав. Ребёнку следует приводить примеры, как следовало бы поступать в той или иной ситуации. Так готовят маленьких людей к взрослой жизни в обществе.

Психологи утверждают: если начинать нравственное воспитание ребёнка с 2-3 лет, то они уже опоздали на 2-3 года. Дети берут пример с самых близких людей. Они подражают маме и папе, и начинается это еще с пеленок.

Учтивость и внимательность собеседника обладают особой ценностью. Теплота и доброжелательность помогают человеку раскрыться, проявить свои лучшие качества. Грубость, невежество, хамство оскорбляют человеческое достоинство, наносят моральный вред личности. Обиженный человек замыкается в себе, прекращает контактировать с обидчиком. Японские психологи давно заметили, что вежливый человек всегда будет в безопасности, а хам и грубиян обязательно попадёт в беду.


Обходительное поведение помогает человеку обзавестись новыми полезными контактами, иметь много знакомых, приятелей и друзей. Родителям, чтобы научить ребёнка этикету, необходимо быть самим терпеливыми, не давить на чадо, не кричать. Можно обсуждать героев прочитанных книг, анализировать их поведение.

Манеры светского поведения запрещают любую неблагопристойность. Во время разговора всегда нужно быть вежливыми.


Школа учит вежливости

Школу называют вторым домом. Здесь воспитательный процесс проводится многогранно, постепенно и беспрерывно. У школы есть свои инструменты для привития культурного поведения ученику. Существует целый ряд мероприятий, способствующих формированию вежливого поведения, к которым относятся:

  • тематические классные часы;
  • тренинги;
  • семинары;
  • игры.

Здесь принято моделировать ситуации. Школьники обыгрывают предложенный сюжет: очередь в магазине, посещение театра, воображаемую поездку в общественном транспорте и так далее. Данные интерактивные методы способствуют развитию в детях общительности, взаимопонимания, обучают нормам вежливого поведения в интересной, творческой форме.


Ещё о правилах вежливости

Следует знать, что правила этикета формировались веками. К основным правилам относится ряд приоритетов, которые следует иметь в виду, например:

  • мужчина всегда здоровается первым, открывает дверь, уступает место даме;
  • младшие по возрасту здороваются первыми, уступают места в транспорте, помогают тем, кто старше;
  • здоровые пропускают больных к врачу, уступают им дорогу, места в общественном транспорте;
  • подчинённые здороваются с начальником первыми;
  • при просьбах необходимо произносить слово «пожалуйста»;
  • за оказанную помощь или услугу принято говорить «спасибо», «благодарю»;
  • если кому-то приносятся неудобства, огорчения, неприятности, необходимо просить прощения, извиняться;
  • на официальном приёме сначала здороваются с хозяевами, а затем – по старшинству;
  • при звонке необходимо представляться;
  • пунктуальность является отличительным признаком вежливого, культурного человека.