День рождения домовенка кузьки. Конспект праздника Тема: «Международный день семьи семья для домовёнка Кузи

МБОУ «Староильдеряковская средняя школа»

Аксубаевский муниципальный район

Республика Татарстан

Терентьева В.М.

учитель начальных классов

2014 г.

Семейная конкурсная программа «Семья для домовенка Кузи»

Цель:

Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях, здоровом образе жизни

Задачи:

    Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий;

    Развивать коммуникативные качества ребенка - свободное общение со взрослыми и детьми;

    Вызывать интерес, желание выступать вместе с коллективом сверстников, с родителями;

    Развивать инициативу и самостоятельность, желание участвовать в игре, в общей пляске, в конкурсах;

    Создание благоприятной атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.

Ведущий – Давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила когда-то в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались по белу свету. Даже письма друг дружке не пишут, только SMS -ки поздравления с праздником, а что до дома родительского, так совсем про него забыли.

Впрочем, дома кое-кто жил: в подполье – мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя. Хорошо они жили. И все бы ладно было, только однажды загудел трактор, снесли избушку. Разбежались кто куда: мышка в поле, лягушка в болото. Хуже всех Кузе пришлось: ни жилья, ни пенсии, попробуй докажи, что ты живое существо, если паспорта у тебя нет! Ходил Кузя по поселку, везде ему плохо6 в больнице – аллергия на лекарства, в школе – от шума голова глохнет, в жилых домах скандалы нервную систему расшатывают. Думали мы, думали, как помочь Кузе и придумали! Кузя, ты где?

(Входит Кузя в лапоточках, с корзинкой в руках)

Кузя – Чего надо?

Ведущий – Решили мы помочь тебе: определить в семью на постоянное место жительства, чтобы тебе хорошо было!

Кузя – Нет нынче таких семей, где бы мне хорошо было, перевелись! Песен друг другу не поют, семейные праздники не устраивают, семейные реликвии не хранят.

Ведущий – Ошибаешься, Кузенька, есть у нас такие семьи!

(Ведущий знакомит с семьями)

Кузя – Ух, ты! Раз, два, три…

Ведущий – К кому жить пойдешь, выбирай!

Кузя – Как бы не так – сразу и иди. Я их лично в первый раз вижу!

Ведущий – А мы их сейчас узнаем. Каждая семья рада взять тебя к себе. Поэтому с удовольствием примет участие в тех конкурсах, которые мы предложим.

Кузя – Согласен. У кого в ладошках соберется больше грибков из моего лукошка, к тому я и отправлюсь жить.

1 конкурс. Закончи фразу «семья – это…»

Ведущий – Что значит для вас семья?

(Семья-это основа будущей страны. Семья-это ячейка общества. Семья это я и мои близкие. Семья-это самое главное в жизни.)

(за каждое высказывание Кузя дает грибок)

Ведущий –Кузя, смело можешь прописываться в семье! Там тебе ботиночки новые купят, свитерочек свяжут.

Кузя – Зачем это мне свитерочек, у меня своя поддевочка есть! А на ногах лапоточки, я все старое люблю. Вот, лапоточки мои, им скоро 100 лет будет. Для меня это память о дедушке моем, он их плел, а ты говоришь – ботиночки.

Ведущий – Согласны. Тебе, Кузя, лапоточки дороги, а участника нашей программы что-то другое. В каждой семье есть то, что на свалку не выбрасывается, в скупку не сдается. А что именно – сейчас узнаем. Каждая семья приготовила короткий рассказ о такой семейной реликвии. Пожалуйста.

2 конкурс «Семейная реликвия»

(рассказ каждой семьи, выступившим Кузя из корзинки достает грибочки)

Кузя – Эх, я весь расчувствовался! Не знаю, как у вас, а у нас, домовых, в этот момент душа песни просит!

Ведущий – У нас тоже самое! За этим дело станет не станет. Песни, так песни! Выбирай!

(ведущий предлагает современную быструю мелодию, Кузя просит «сменить пластинку»)

Кузя (негодуя) – Это не песни, от них в доме атмосфера накаляется, страсти бушуют!

Ведущий – Конечно же, мы все забыли о том, что раньше звучали совершенно другие песни.

Кузя – От них тепло шло, они душу грели. Только их сейчас в семьях не поют, забыли!

3 конкурс «Знатоки песен»

Ведущий – А может быть, это не так. Давайте их вспомним. Предлагаю участникам вспомнить песни, если известны слова первой строчки.

(в помощь участникам включается минусовка песен, на экране слова песен)

Мой костер в тумане светит,

Искры гаснут на лету,

Ночью нас никто не встретит,

Мы простимся на мосту.

На Муромской дорожке

Стояли три сосны.

Прощался со мной милый

До будущей весны.

Ой, со вечора, с полуночи

Голова болела.

Ой, да головушка моя болела.

Гулять захотела.

(победителям Кузя раздает грибочки)

Кузя – Ох, как хорошо! Прыгать, скакать захотелось! Только в последнее время, вы, люди больше у телевизоров да у компьютеров сидите, перестали двигаться. Совсем забыли о здоровом образе жизни.

4 конкурс «Спортивный»

Ведущий – Извини, Кузенька, это опять же не про нас, сидящих в зале. Давайте покажем Кузе какие мы ловкие и быстрые. Проведем эстафету. Приглашаю из каждой семьи по три человека. Надеваем коробки на ноги, скользим до стула и обратно.

(победители опять же получают по грибочку)

Ведущий – Вот мы и стали чуточку здоровее. А когда человек здоров, то ему непременно хочется…

Кузя – В лес по дрова!

Ведущий – Это тебе в лес по дрова хочется! Давай по другому!

Кузя – Давай!

Ведущий – Когда человек здоров, у него…

Кузя – Пятки чешутся!

Ведущий – Это у тебя пятки чешутся, а у человека аппетит повышается, понял?

Кузя – Понял, что следующий конкурс объявишь – кто больше каши съест!

5 конкурс «Ты то, что ты ешь»

Ведущий – Понял, да не совсем! Мы не кашу, а йогурт будем есть. Опять же приглашаю из каждой семьи по 2 человека. Одному участнику нужно будет накормить другого.

(победителям – грибочки)

Ведущий – пришло время выявлять победителя.

Кузя (обращается к победителю)– Поздравляю Вас с тем, что с этих пор я буду жить у Вас!

Ведущий – И мы тоже поздравляем Вас со столь ценным приобретением. Забирайте Кузю!

Кузя – Минуточку, вещички прихвачу! (убегает)

Ведущий – Кузя, ты где?

Ведущий – Не видим!

Кузя – А мы, домовые, когда для себя дом хороший находим, невидимым становимся. А чтоб злые силы от семьи отгонять, нам невидимым, с невидимыми легко общаться.

Ведущий – Ну, пусть так и будет! Есть поверье: домовой в доме – добрая примета.

Благодарим всех принявших участие в нашем семейном конкурсе, и домовенка Кузю, который доставил нам минуты радости.

Будьте здоровы, веселы и счастливы!

Мира и радости вашему дому!

Использованная литература:

1.Горбунова Н.А. Родительские собрания в начальной школе, ч.1, - Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.

Надежда Зинина

Конкурсная семейная программа

«Семья для домовёнка Кузи»

Мероприятие для детей средней группы и их родителей

Цель мероприятия: сплочение родительского коллектива, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и обучения, повышения статуса семьи, как первоначального коллектива в жизни ребенка.

Ход мероприятия

Ведущая: Давно-то было, стояла в наших краях избушка. Жила когда-то в ней семья большая и дружная. Старики со временем умерли, а на молодых ветры перемен налетели, разъехались все по белу свету: кто в город, кто на стройку, кто в Москву на заработки, даже письма друг дружке редко пишут, а что до дома родительского, так совсем про него забыли. Впрочем, в доме кое-кто жил. На чердаке – ворона Галя, за трубой спрячется и права качает! В подполье – мышка - Норушка, частушки складывает под крылечком - лягушка-Квакушка. А в доме за печкой – домовёнок Кузя.

Хорошо жили. И все бы ладно было, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку. Кому она старая, да бессемейная нужна! А что касается вороны, мышки, лягушки да Кузи, то их никто и не спрашивал. Они, как известно, права голоса не имеют!

Разбежались кто куда. Хуже всех пришлось Кузе: ни жилья, ни паспорта, ни пенсии. Ходил Кузя, ходил, везде ему плохо: в больнице - аллергия на лекарства, в школе – от шума глохнет.

Думали, мы думали, как помочь Кузе? И придумали. Кузя, ты где?

Входит домовенок Кузя

Кузя: Чего надо?

Ведущая: Решили мы тебе помочь – определить тебя в семью на постоянное место жительства. Чтобы тебе хорошо было, спокойно.

Кузя: Нет нынче таких семей, где бы мне хорошо было, перевелись! Сидят целыми днями в какие-то коробочки смотрят, да пальчиками в них тыкают! Сказок детям не рассказывают, песен друг дружке не поют.

Ведущая: Ошибаешься, есть у нас такие семьи. И я их приглашаю в зал.

Звучит музыка, заходят семьи, ведущий их представляет.

Кузя: Ух ты, раз, два, три.

Ведущая: К кому жить пойдешь? Выбирай!

Кузя: Как бы ни так – сразу и иди. А я их лично вижу в первый раз.

Ведущая: А давай-ка для тебя, Кузя выберем семью по результатам соревнования. Согласен?

Кузя: Да, мы домовые во все порядок любим.

Ведущая: Итак, мы начинаем. В каждой семье есть человек, руки которого можно назвать волшебными.

Кузя: Врешь ты все, не могут быть волшебными руки у человека, волшебными они бывают у нас, у домовых. Вот так руками поведем – человек в лесу заблудится, а вот этак – дорогу к дому найдет, а если так., ой стыдно признаться – рубашка спадет, а потом и штаны.

Ведущая: Нет, Кузя у наших родителей золотые руки. Они вместе все могут. Ну, например дом построить.

1 конкурс «Построй дом»

Игра с Кузей «Вперед четыре шага»

Ведущая: А пока наши семейные команды дом строят, давай – ка, Кузя поиграй с остальными детьми в веселую игру.

Ведущая: Пока Кузи ты играл, посмотри, какие дома наши семейные команды построили. Куда пойдешь жить?

Кузя: Как бы ни так. Хороший дом это когда хлебом пахнет, пироги пекутся - это значит, праздничек справляют!

Ведущая: И в наших семьях празднички справляют: 8 марта, День рождения, Новый год, День приезда папы из командировки.

Кузя: Да, а еще День отъезда папы в командировку.

Ведущая: Ну что, ты Кузя, нет такого праздника. А насчет пирогов ты прав, и следующий наш конкурс «Укрась торт».

Ведущая: Кузя, а ты умеешь играть в мяч?

Кузя: Конечно, моя любимая игра с мячом «Съедобное, не съедобное». Ребята давайте с вами поиграем.

2 конкурс «Укрась торт»

Игра с Кузей «Съедобное, не съедобное»

Кузя: Пироги, то вы печь умеете. А вот песен нынче не поют.

Ведущая: Поют, вот послушай!

Запись современной музыки

Кузя: Да, что это за песни такие для дикого леса!

Ведущая: Наши семьи другие песни знают, уж они то тебе точно понравятся.

3 конкурс «Старые песни о главном»

Кузя: Ох, молодцы! Даже и не знаю к кому жить пойду

Ведущая: А в этом тебе поможет наше жюри, а пока оно подводи итоги, предлагаю нашем семьям станцевать вальс.

Кузя незаметно уходит. После вальса жюри подводит итоги.

Ведущая: Ну, вот и закончился наш конкурс. Тебя Кузя определяем на постоянное место жительства в лучшую семью. Забирайте Кузю! Кузя Ты где? Молчит. Это и правильно, ведь домовые когда хороший дом находят, становятся невидимыми. Но это и не важно. Ведь наша сегодняшняя встреча еще раз показала, какие замечательные семьи есть в нашем детском саду! А мы еще раз убедились, что главное в жизни – семья!

Семьям вручаются грамоты и подарки.

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию сценарий спортивного праздника, который проходил в январе 2016 года. Цели: организовать.

Игровая конкурсная программа «Мисс Лето» Игровая конкурсная программа «Мисс Лето» Цель: организация досуга детей. Задачи: способствовать повышению роли девочки, женщины в обществе;.

Конкурсная-игровая программа для детей старшей группы «Веселый календарь» Оформление. Большой калнндарь, состоящий из четырех разноцветных страниц, каждая из которых-иллюстрация к одному из времен года. По мере.

К празднику " День пожилых" в нашей группе прошла конкурсная программа " Бабушки-лапушки".В празднике приняли участие две бабушки со своими.

Конкурсная программа для детей «Мисс лето» 1. Ярко солнце светит. В воздухе тепло. И куда ни взглянешь - Всё кругом светло! На лугу пестреют Яркие цветы. Золотом облиты Темные листы.

И, как настоящий домовой, он не любит, когда его «жваркают» и «дряпают» . Вы не знаете что это такое? Прочитайте книгу, Кузька вам объяснит, как обращаться с домовыми. Сначала, конечно, в баньке попарить, потом напоить, а потом напечь «олюлюшечек» , да побольше, чтоб на всех хватило. Ведь у Кузьки столько верных друзей – Афонька , Адонька , Вуколочка , Нафаня . В нем и следа не осталось от того пугающего образа домового - лохматого, капризного и мстительного духа,- который обитал в «преданьях старины». Собственно, и слова-то такого - «домовенок» - в русском языке до сказки о Кузьке не было. Домовой, домовик, сараяшник, конюшник, баенник - но никакого «домовенка». Домовой - это «нечисть», «нежить», не человек. От него всякого ожидать можно. Но Кузьку бояться нечего, ведь он еще «детенок» домового, ему еще предстоит расти да расти. В самом уменьшении слова домовенок слышится что-то теплое, уютное, домашнее, почти пушистое: котенок, ягненок, зайчонок, домовенок… Может, отсюда лохматая головенка Кузьки ? Он очень забавный: всегда рад поиграть со своими друзьями - домовятами и Лешиком . А еще Кузька сообразительный и очень добрый, любому старается помочь.

Впрочем, здесь Кузька не одинок. В европейской авторской сказке в середине прошлого века среди разномастной нечисти тоже появились малыши. Взять хотя бы Маленького Водяного и Маленькую Бабу Ягу немецкого писателя Отфрида Пройслера . (Конечно, Маленькая Баба Яга - никакая не Баба Яга , а Маленькая Ведьма , но для русского читателя имя героини сказки перевели так - наверное, из соображений благозвучности и понятности.)

Маленький Водяной, Маленькая Ведьма, домовенок Кузька - все они, конечно же, представители «иного» мира, но не враждебного, не противостоящего человеку, а готового с ним… играть. Играть в озорные и веселые игры. Правда, при этом требуется признать, что у всего есть душа: у дерева, у цветка, у воды… У детей это обычно получается само собой. Образы домовят , маленьких водяных и маленьких ведьмочек - еще и свидетельство того, что мы хотим научиться видеть мир с его «детской» стороны - беззащитным, нуждающимся в опеке и в бережном отношении. Как говорила Татьяна Александрова: «Я поняла, для чего нужны пейзажи! Когда-нибудь по пейзажам великих художников будут восстанавливать природу» .

А домовята, лешата, маленькие водяные и другие малыши держат в своих лапках тоненькие, но прочные ниточки, которыми они связывают всех нас с тем миром, из которого произошли, - с миром природы и культуры наших предков.

Но Кузька - не только наследник мудрости и проказ старых домовых. Он еще и хранитель «живого великорусского языка». Татьяна Ивановна научила своего домовенка говорить языком Даля. («Словарь» В.И. Даля был самой зачитанной книгой в доме В. Берестова и Татьяны.) Речь Кузьки пересыпана рифмованными строчками, поговорками и прибаутками, звучащими с завораживающей поэтичностью и с интригующей непонятностью. А Кузька все удивляется: «Вот тетеха, недотепа, невразумиха непонятливая!» Кажется, будто Кузька не просто разговаривает - ласкает словечки, сыплет их вокруг блестящими драгоценными камушками - подбирай, не зевай! На таком языке говорить весело. И жить весело.

Особенно если у тебя есть волшебный сундучок . Кузькин сундучок , превращающий детские рисунки в волшебные сказки, не дающийся в руки «нечувственникам и ненавистникам» , - это повод для новой сказки. Сочиняйте, придумывайте! А сказка может получиться из любого детского рисунка. Рассказывая или читая свои сказки, Татьяна Ивановна всегда давала детям бумагу и краски, чтобы они рисовали то, о чем слышали. Сказочница хотела, чтобы они любили и умели рисовать и сочинять сказки. Тогда, став взрослыми, они будут делать только красивые и добрые вещи, беречь и умножать красоту Земли…

Книги про домовенка Кузьку

В 1975 году вышла маленькая книжечка «Кузька в новой квартире» - реально лишь введение к основному тексту сказки. Все три части книги «Домовенок Кузька» - «Кузька в новом доме» , «Кузька в лесу» , «Кузька у Бабы-Яги» - увидели свет лишь в 1991 году . Татьяна Ивановна Александрова многие годы шла к созданию этого произведения. Впервые о домовых и леших она услышала в детстве от своей няни Матрёшеньки - Матрёны Федотовны Царёвой , поволжской крестьянки. Студенткой Института кинематографии Татьяна Ивановна часто выезжала на этюды под Тарусу и в Поленово, писала окрестности Оки: леса, поля, деревни, интерьеры крестьянских изб, портреты деревенских детей, которым она рассказывала сказки, а они ей в ответ - свои былички про домовых, леших, русалок.

Так у Т.И. Александровой появились две картины из жизни домовых: на одной семья домовых ужинает, а рыженький домовёнок читает им книжку; на другой - девочка в древнерусском платье подметает, а под веником у нее седобородый домовой в красном колпаке. Она собирала народные сказки о всяких «запечных чудесах», разыскивала древние народные словечки и поговорочки в толстых старинных книгах. Те, кто близко знал Татьяну Ивановну, говорят, что рождение домовенка было не столько «трудным», сколько долгим и кропотливым: сказка про Кузьку складывалась в течение многих лет. (Собственно, удивляться тут нечего: у домовых сто лет за один год идет!)

В. Берестов вспоминал о встрече с Таней, случившейся лет за десять до их женитьбы. Она пришла к нему, известному уже писателю и поэту, прославившемуся своим покровительственным отношением к начинающим, и принесла рукописи в черной папке со шнуровкой: «Таня вынула из папки большую красную тетрадь и прочла: «Маленький домовенок с размаху налетел на огромное дерево и кувырк вверх лаптями». Я затаил дыхание. Происходило чудо… Нет в русских сказках ни эльфов, ни гномов, одушевляющих лес и горы, навещающих и людское жилье. И вот теперь эта художница собралась населить для наших детей многоэтажные городские дома маленькими домовятами, о каких еще никто никогда не писал и не рассказывал… И тут как некое видение вдруг возникла предо мной мировая слава этой сказки, если написать ее как следует…» (Из предисловия В. Берестова к книге Т.Александровой «Кузька» , 1991 г.)

Татьяна Ивановна писать не торопилась, а все больше училась жить сразу в двух мирах - в нашем, обычном, и в том, невидимом, который шепотками, шорохами да скрипами посылает о себе весточки. Кроме того, она была художницей. А потому, прежде чем оформить, закончить сказку, изо всех сил старалась увидеть своего героя, разглядеть его во всех подробностях тем особым тайным зрением, которым только настоящие художники и обладают.

В настоящее время сказочная повесть "Кузька" ("Домовёнок Кузька" ) часто переиздается, ее отрывки включаются в дошкольные и школьные хрестоматии, по сказкам сняты мультфильмы. Эту книгу знают даже японские дети в переводе Саяки Мацуя . Домовенка Кузьку и его друзей в книге ждут самые невероятные сказочные приключения. С ним всегда интересно и весело. И все ребята, как только прочитают эту книгу, подружатся с Кузькой . Это точно!

С момента выхода в свет сказки и мультфильма Кузька зажил самостоятельной жизнью - пошел гулять по детским утренникам, обживаться в детских играх и рисунках. Так же, как Незнайка, Чебурашка или Винни-Пух. Такая самостоятельность - безусловное свидетельство писательской удачи: значит, герой состоялся, получился живым и ко времени. Сейчас продолжение приключений домовенка Кузьки п ишет Галина Владимировна Александрова , художница, детская писательница, дочь Татьяны Ивановны Александровой.

Аудиокнига "Домовенок Кузька"

Продюсерский центр "Вимбо" выпустил аудиокнигу по любимой сказке. Аудиоспектакль "Домовенок Кузька" порадует слушателей интересными поворотами сюжета, оригинальной музыкой, разнообразными звуковыми эффектами и прекрасной игрой актеров.

В работе над этим проектом приняла участие замечательная актриса Ольга Будина .

Дети играют в Кузьку на улице и дома, сказка с удовольствием разыгрывается на школьных сценах и в библиотеках. Во многих детских садах и библиотеках стали открываться мини-музеи народной культуры и комнаты-горенки для занятий фольклором, там и поселился Кузька: какая же изба без домового! Он и занятия вести помогает, и в праздниках участвует. Во многих библиотеках кукольный Кузька встречает малышей в комнате сказок, и дети совершенно серьезно дарят ему по самым разным случаям конфетки, рисунки, поделки.

Ребята, если хотите подружиться с Кузькой , зовите его так: "Домовой, домовой, приходи играть со мной!" И он обязательно придет, тогда вы тоже подружитесь с ним!

Мультипликационные фильмы про домовенка Кузьку

Возвращение домовенка . Режиссер А. Зябликова . Композитор М. Меерович . СССР, 1987.

Дом для Кузьки. Режиссер А. Зябликова . Композитор И. Ефремов . СССР, 1984.

Приключения домовенка. Режиссер А. Зябликова . Композитор М. Меерович . СССР, 1985.

Сказка для Наташи. Режиссер А. Зябликова . Композитор М. Меерович . СССР, 1986.

Крылатые фразы из мультфильмов

- Ох беда, беда, огорчение! (Домовенок )

- Нафа-аня! Волшебный сундучок украли! Со сказками! (Домовенок )

- Заходи, гостем будешь. (Домовенок )

- Это я не ем, я не козёл. (Домовенок )

- Мусор вынесла? Умница, дочка! (Мама Наташи )

- Ой, прямо дяденьке на шляпу… (Наташа )
- Ну и что! Отряхнулся - и пошел себе дальше! (Домовенок )

- Кузенька! Вернись, яхонтовый мой! (Баба Яга )

- Ой, дедушка, птицы летят!.. (Лешик )
- Это хорошо, это порядок. (Леший )
- Смотри, и домовёнок летит!.. (Лешик )
- А вот это непорядок. (Леший )

- Говорят, вам счастье привалило? (Ворона )
- Бессовестно врут! (Кот )

- Хочется чего-то, сам не знаю чего… (Домовенок )
- Ремняу-мяу! (Кот )

- Кем ты был? Последний домовой, а стал первый гнездовой! (Ворона )

- Я не жадный, я домовитый. (Домовенок )

- Я не могу быть понарошку, я девочка! (Наташа )

- Счастье - это когда у тебя все дома! (Ворона )

- Это что, сказка такая? (Наташа )
- Это жизня такая. (Баба Яга )

- В дом надо тащить, а не из дома! (Ворона )

- Это наш Кузенька с жиру бесится…побесится и спать пойдет. (Баба Яга )

- А я скажу: «Не пойдешь домой - поймаю и съем!» (Баба Яга )
- А он скажет: «Подавишься». (Домовенок )

- Я чего сказал? Хочу ватрушек! А ты чего напекла!? Вот и ешь теперь сама! (Домовенок )

- Залатай! (Домовенок )
- Вот ещё! Мне мама новую [шубу] купит! (Наташа )
-Ага? И в ней по миру пойдём? Залатай, тебе говорят! (Домовенок )

- Пожалейте сироту бесприютную! С малых лет в людях, ел не досыта, спал без просыпа… Не досыпал в общем!!! (Домовенок )

- Да один, один да один - два; два, два и один - три; три и один четыре; ой м-м-м-м, четыре без четырёх один! (Домовенок )

- Сковородки не чищены! Скотина [кот] не кормлена! (Домовенок )

- Будет тебе настоящая сказка! (Баба Яга )
- Страшная? (Наташа )
- Других не знаем! (Кот )

Викторина по сказкам о домовенке Кузьке

1. Где была написана сказка про домовёнка Кузю? (В Поленово).

2. Каков возраст Кузьки? (7 веков).

3. Чей это портрет? «Уж очень потешный оказался человечек. В красной рубахе с поясом, на ногах лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеется». (Домовёнка Кузька).

4. Почему домовёнок Кузя оказался в лесу? (Домовята играли с угольком, и их дом сгорел).

5. С помощью какого волшебного предмета девочка Наташа узнала о жизни Кузи? (С помощью волшебного сундучка, в который положила нарисованный портрет домовенка).

6. Как называлась первая книга Т. И. Александровой про домовёнка Кузю, вышедшая в 1975 году? ("Кузька в новом доме").

7. Что нужно сделать, по словам Кузьки, прежде чем у добра молодца выспрашивать: кто он и откуда? (Сперва добра молодца в баньке попарь, накорми, напои, а потом и спрашивай»).

8. Какие места в квартире Кузька отводил под свое жилище? (Сначала ему понравился белый шкафчик, куда ведро для мусора ставят; потом он забирался в духовку и холодильник).

9. Как называется день рождения дома, и сколько раз в жизни он бывает? (Новоселье).

10. У какого литературного персонажа из сказки Т. Александровой было два дома: один для плохого настроения, другой - для хорошего? (У Бабы-Яги).

11. Что подсыпала Баба-Яга Кузьке в "пирожки с сюрпризом"? (Отворотное зелье, чтобы он забыл свой дом).

12. Что больше всего на свете не любит Кузька? (Чтобы над ним потешались, а еще, когда с ним дерутся, ругают. Не любит домовенок и переодеваться).

13. В роли кого ещё, кроме домового, побывал Кузька? (Гнездового).

14. «Кузенька! Вернись, яхонтовый мой!", - кому из героев сказки про домовёнка принадлежат эти слова? (Бабе- Яге).

16. Кто озвучивал роль Кузьки в мультфильмах? (Георгий Вицин).

17. На какой язык благодаря Саяки Мацуя была переведена сказочная повесть про Кузьку? (На японский).

Стихи и песни про домовенка Кузьку

Домовенок Кузя

В наше доме появился
Новый член семьи.
Как-то сразу появился,
Что не говори.
И хоть часто озорует,
И шуметь горазд,
Но любой из нас тоскует
Без его проказ

Припев:

Рыжий Кузя -

Домовенок, домовенок, домовой,
Домовой уже с пеленок
Шутит надо мной.
Рыжий Кузя - домовенок,
Как и я он озорник.
Он пока еще ребенок,
Вовсе не старик
Он пока еще ребенок,
Вовсе не старик

Все в квартире вверх ногами,

Вещи кувырком,
Он повсюду вместе с нами,

Будоражит дом.
То уронит на пол стулья,
То собьет палас,
Но любой из нас тоскует
Без его проказ.

Припев

Если в доме бьют посуду,
Сразу ясно кто,
Кто сует свой нос повсюду,

Тянет решето.
Полтергейст и барабашка
Явно не при чем.
Виноват, конечно, Кузя.

Виноват во всем.

Припев

Песенка Кузьки

Как я дров наколю,
Как я печь растоплю.
И воды наношу,
И тесто замешу.
У меня, у домового,
Молодого, удалого,
Грязи некуда укрыться -
Дело мастера боится.

Марина Аромштам

Песня домовёнка Кузьки

Если внутрь кладут творог,
получается пирог.
Если ж поверху кладут,
То ватрушкою зовут.
Так и эдак хорошо!
Так и эдак вкусно!


Песенка Наташи

Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть,
Только где же этот кто-то..
..и куда.. Он мог залезть?

В. Берестов

Домовенок

Тихо-тихо, словно мышка
В доме бегает мальчишка
Очень маленького роста.
Кто же он? Всё очень просто:

Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок -
Живет он в доме том.

Кто сегодня утром рано
Вытер лужу из под крана?
Кто цветы полил из кружки,
Смел всю пыль, сложил игрушки?

Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок -
Помощник в доме том.

А когда тарелки бьются,
Стены в доме все трясутся -
Кто сказать вам что-то хочет,
Рассердился и грохочет?

Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок
Грохочет на весь дом.

Как же с ним вам помириться,
Тишины опять добиться?
В блюдце молока налейте
И конфет не пожалейте.
Не гном и не ребенок,
Не мальчик-с-пальчик он,
А Кузька-домовёнок.
Сластена он, притом.

OkuLina

Загадки про домовенка Кузьку

Источники

Статья Марины Аромштам «С днем рождения, домовенок!»: http://dob.1september.ru/2002/21/2.htm

О писательнице Александровой Т.И.: http://bibliogid.ru/articles/1388

О творчестве Александровой Т.И.: http://www.kykymber.ru/authors.php?author=33

Это интересно

Именины домового

Семейная конкурсная программа

«Семья для домовенка Кузи»

Цель: Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях, здоровом образе жизни

Задачи:

  • Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий;
  • Развивать коммуникативные качества ребенка - свободное общение со взрослыми и детьми;
  • Вызывать интерес, желание выступать вместе с коллективом сверстников, с родителями;
  • Развивать инициативу и самостоятельность, желание участвовать в игре, в общей пляске, в конкурсах;
  • Создание благоприятной атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.

Ход мероприятия:

Песня «Родительский дом»

Ведущий: Давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила когда-то в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались по белу свету. Даже письма друг дружке не пишут, только SMS-ки поздравления с праздником, а что до дома родительского, так совсем про него забыли. Впрочем, дома кое-кто жил: в подполье – мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя. Хорошо они жили. И все бы ладно было, только однажды загудел трактор, снесли избушку. Разбежались кто куда: мышка в поле, лягушка в болото. Хуже всех Кузе пришлось: ни жилья, ни пенсии, попробуй, докажи, что ты живое существо, если паспорта у тебя нет! Ходил Кузя по поселку, везде ему плохо: в больнице – аллергия на лекарства, в школе – от шума голова глохнет, в жилых домах скандалы нервную систему расшатывают. Думали мы, думали, как помочь Кузе и придумали! Кузя, ты где?

(Входит Кузя в лапоточках, с корзинкой в руках)

Кузя: Чего надо?

Ведущий: Решили мы помочь тебе: определить в семью на постоянное место жительства, чтобы тебе хорошо было!

Кузя : Нет нынче таких семей, где бы мне хорошо было, перевелись! Песен друг другу не поют, семейные праздники не устраивают, семейные реликвии не хранят.

Ведущий: Ошибаешься, Кузенька, есть у нас такие семьи!

Представление семей.

Кузя : Ух, ты! Раз, два, три…

Ведущий : К кому жить пойдешь, выбирай!

Кузя: Как бы не так – сразу и иди. Я их лично в первый раз вижу!

Ведущий: А мы их сейчас узнаем. Каждая семья рада взять тебя к себе. Поэтому с удовольствием примет участие в тех конкурсах, которые мы предложим.

Кузя: Согласен. У кого в ладошках соберется больше грибков из моего лукошка, к тому я и отправлюсь жить.

1 конкурс. Закончи фразу «семья – это…»

Ведущий – Что значит для вас семья?

(Семья - это основа будущей страны. Семья-это ячейка общества. Семья это я и мои близкие. Семья-это самое главное в жизни.)

(за каждое высказывание Кузя дает грибок)

Ведущий: Кузя, смело можешь прописываться в семье! Там тебе ботиночки новые купят, свитерочек свяжут.

Кузя: Зачем это мне свитерочек, у меня своя поддевочка есть! А на ногах лапоточки, я все старое люблю. Вот, лапоточки мои, им скоро 100 лет будет. Для меня это память о дедушке моем, он их плел, а ты говоришь – ботиночки.

Ведущий: Согласны. Тебе, Кузя, лапоточки дороги, а участникам нашей программы что-то другое. В каждой семье есть то, что на свалку не выбрасывается, в скупку не сдается. А что именно – сейчас узнаем. Каждая семья приготовила короткий рассказ о такой семейной реликвии. Пожалуйста.

2 конкурс «Семейная реликвия»

(рассказ каждой семьи, выступившим Кузя из корзинки достает грибочки)

Кузя: Эх, я весь расчувствовался! Не знаю, как у вас, а у нас, домовых, в этот момент душа песни просит!

Ведущий: У нас тоже самое! За этим дело стоять не станет. Песни, так песни! Выбирай!

(ведущий предлагает современную быструю мелодию, Кузя просит «сменить пластинку»)

Кузя (негодуя) : Это не песни, от них в доме атмосфера накаляется, страсти бушуют!

Ведущий: Конечно же, мы все забыли о том, что раньше звучали совершенно другие песни.

Кузя : От них тепло шло, они душу грели. Только их сейчас в семьях не поют, забыли!

3 конкурс «Знатоки песен»

Ведущий: А может быть, это не так. Давайте их вспомним. Предлагаю участникам вспомнить песни, если известны слова первой строчки.

(в помощь участникам включается минусовка песен, на экране слова песен)

Мой костер в тумане светит,

Искры гаснут на лету,

Ночью нас никто не встретит,

Мы простимся на мосту.

На Муромской дорожке

Стояли три сосны.

Прощался со мной милый

До будущей весны.

Ой, со вечора, с полуночи

Голова болела.

Ой, да головушка моя болела.

Гулять захотела.

(победителям Кузя раздает грибочки)

Кузя : Ох, как хорошо! Прыгать, скакать захотелось! Только в последнее время, вы, люди больше у телевизоров да у компьютеров сидите, перестали двигаться. Совсем забыли о здоровом образе жизни.

4 конкурс «Спортивный»

Ведущий : Извини, Кузенька, это опять же не про нас, сидящих в зале. Давайте покажем Кузе, какие мы ловкие и быстрые. Проведем эстафету. Приглашаю из каждой семьи по три человека. Надеваем коробки на ноги, скользим до стула и обратно.

(победители опять же получают по грибочку)

Ведущий : Вот мы и стали чуточку здоровее. А когда человек здоров, то ему непременно хочется…

Кузя: В лес по дрова!

Ведущий – Это тебе в лес по дрова хочется! Давай по - другому!

Кузя: Давай!

Ведущий : Когда человек здоров, у него…

Кузя: Пятки чешутся!

Ведущий : Это у тебя пятки чешутся, а у человека аппетит повышается, понял?

Кузя: Понял, что следующий конкурс объявишь – кто больше каши съест!

5 конкурс «Ты то, что ты ешь»

Ведущий: Понял, да не совсем! Мы не кашу, а йогурт будем есть. Опять же приглашаю из каждой семьи по 2 человека. Одному участнику нужно будет накормить другого.

(победителям – грибочки)

Ведущий : Пришло время выявлять победителя.

Кузя (обращается к победителю): Поздравляю Вас с тем, что с этих пор я буду жить у Вас!

Ведущий : И мы тоже поздравляем Вас со столь ценным приобретением. Забирайте Кузю!

Кузя : Минуточку, вещички прихвачу! (убегает)

Ведущий: Кузя, ты где?

Ведущий : Не видим!

Кузя: А мы, домовые, когда для себя дом хороший находим, невидимым становимся. А чтоб злые силы от семьи отгонять, нам невидимым, с невидимыми легко общаться.

Ведущий: Ну, пусть так и будет! Есть поверье: домовой в доме – добрая примета.

Благодарим всех принявших участие в нашем семейном конкурсе, и домовенка Кузю, который доставил нам минуты радости.

Будьте здоровы, веселы и счастливы!

Мира и радости вашему дому!

Использованная литература:

1.Горбунова Н.А. Родительские собрания в начальной школе, ч.1, - Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.