Демонстративные дети. Демонстративный тип личности: описание, характерные черты. Как взаимодействовать с демонстративным типом

Подростковый возраст характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический. Часто он переживается тяжело, что обуславливает отклонения в поведении несовершеннолетних: употребление алкоголя, наркотиков, театрализованное и суицидальное поведение подростков, их присоединение к различным группировкам, субкультурам. Одним из типов отклоняющегося поведения является демонстративное поведение подростков.

Ученые самых различных направлений единодушно приходят к выводу, что демонстративность - одна из характерных черт поведения подростков. Так, по мнению А.Е. Личко, демонстративная реакция - «наиболее частая из всех наблюдаемых аффективных реакций в подростковом возрасте» . Слово «демонстративный» происходит от лат. «demonstrativus», что значит «указательный», демонстративное поведение значит наглядное, вызывающее, нарочито подчеркнутое. Данная категория объединяет разные поведенческие проявления, которые направлены на привлечение внимания окружающих. Кроме того, умение обратить на себя внимание - обязательное условие успешной карьеры во многих профессиях: актер, политик, спортсмен. Желание выделиться из толпы, быть замеченным, не пропасть в безвестности - один из важнейших стимулов для развития личности и достижения успеха .

Педагоги часто сталкиваются с такой проблемой, как демонстративность в поведении подростков, когда ребёнок во что бы то ни стало, хочет обратить на себя внимание и использует для этого любые средства: ложь, дурашливость, грубость т.д. Такие дети, как правило, эгоистичны, некритичны по отношению к себе, их переживания поверхностны. Подобное поведение - не защита, а способ завоевания пространства, самоутверждения, связанный с желанием подчинить себе окружающих.

Желание выделиться реализуется в нескольких направлениях, которые могут перетекать из одного в другое или же не меняться, если результат удовлетворяет подростка. Первое - это действия, направленные на получение симпатии, уважения, восхищения своей персоной. Оно может остаться неизменным, если попадает на благодатную почву в школе и дома. В этом случае подросток старается выделиться за счет успехов в учебе, спорте или участия в каком-то объединении. Успеваемость в таком случае может быть избирательной: выше по предметам, где с учителем устанавливаются индивидуальные отношения, обеспечивающие подростку особое внимание, и наоборот, большое количество проблем, вплоть до полной неуспеваемости там, где с педагогом не удалось наладить желаемые отношения. Чаще всего свои учебные неудачи подросток будет объяснять внешними обстоятельствами. Второе - действия, направленные на получение сочувствия и сострадания от окружающих. Для этого могут использоваться очень разные приемы - от рассказов о своих несчастьях (причем несчастья, точнее виновные, в них меняются в зависимости от слушателя: для учителя причиной невыполнения заданий выбираются родители, родителям плохие оценки объясняются террором учителя и т.д.) до симулятивных истерик, обмороков и даже ухода в болезнь. Третье направление - использование негатива для привлечения к себе внимания. В поведении подростка наблюдается бравада, паясничанье, хамство, грубость, нарушения дисциплины и другие отклонения поведения, подросток переходит в оппозицию к социуму. Самое опасное в этом направлении - демонстративные побеги и суицидальное поведение .

Знание особенностей личности у подростков с демонстративным поведением позволяет педагогу перенаправить демонстративное поведение подростка в нужное русло в самом начале такого проявления. Педагог должен организовать социально ценную, полезную деятельность и включить в неё подростка. Это могут быть различные классные и общешкольные мероприятия, выставки, конкурсы, волонтерское движение и другие дела, где демонстративные подростки получат возможность действовать, используя свои, часто незаурядные, задатки к актерскому исполнительскому и литературному творчеству.

Таким образом, особенность демонстративного поведения у подростков - огромная, ненасыщенная жажда внимания к себе и эгоцентризм. Причем, не обязательно внимание должно быть положительным, главное - не остаться в тени. Подросток непременно хочет добиться каких-то успехов и быть на виду. Необходимо осознать: демонстративный подросток, не развивший у себя ни одного из интересных, полезных, престижных умений, чаще всего становится в будущем тяжелым в общении истероидом, нытиком, симулянтом, мизантропом.

Демонстративное поведение - выразительные действия и поступки, в которых прослеживается целенаправленное желание привлечь внимание к себе, невзирая на потребности окружающих.

Демонстративное поведение, пока оно не выходит за некоторые разумные рамки, удобное средство для решения самых разных жизненных задач. Демонстративное поведение нередко присуще лидерам по харизматичному типу и большинству женщин. Можно считать, что в той или иной мере демонстративное поведение лежит в сути женского поведения, посколько одна из главных задач - это привлечение к себе внимания. Разумная мера демонстративного поведения для женщины - это норма. Смотри Мужское и женское

Неадекватное демонстративное поведение

Демонстративное поведение бывает в рамках нормы, бывает - за рамки нормы выходит, становится неадекватным.

Демонстративное поведение, даже неадекватное, не всегда связано с психологическими проблемами личности.

Например, что касается демонстративного поведения Маньки Облигации, то ее поведение с какими-либо психологическими проблемами, по-видимому, не связано, и есть лишь выражение ее личностного типа и особенностей воспитания, воспитания на образцах социальных низов.

А вот демонстративность героини Джулии Робертс в фильме "Красотка" - от смущения и немного месть за то, что на нее окружающие смотрят с осуждением. Эта демонстративность - от ситуативных психологических проблем, это проблемное поведение.

Каждый из нас сталкивался с человеком, который в разговоре из 100 слов 99 посвящает себе. Складывается впечатление, что такое поведение всего лишь шутка, которая скоро закончится. Но нет! Он заставляет сопереживать себе всеми возможными и невозможными способами. Вероятнее всего, вы столкнулись с человеком демонстративного типа личности.

В говорится, что для них характерна аномальная способность к вытеснению.

Что такое "вытеснение"?

Вытеснение - это механизм, который позволяет избежать внутреннего или внешнего конфликта. Подсознание не хочет принимать ситуации, которые провоцируют тревогу или несут угрозу. Это психологическое средство защиты имеет минимальный эффект, ведь человек все равно чувствует дискомфорт, даже если заменит травмирующие факторы на более приятные воспоминания.

Личность, владеющая таким "талантом", легко игнорирует и забывает причины, которые могут ее расстроить. Вместо решения проблемы она кладет ее на "полку" в своей голове и "закрывает занавеской". Причина становится невидимой, но все так же влияет на жизнь и сны человека, оставаясь в подсознании. В состоянии гипноза завуалированная ситуация может детально описываться.

Вытеснение характерно для личности незрелой и инфантильной.

Как проявляется вытеснение?

У людей с демонстративным типом личности вытеснение развито настолько, что они могут выдавать часто прибегая ко лжи, но сами этого не осознают. То есть если посадить их на детектор, он подтвердит правдивость слов.

Некоторые представители истероидного типа могут вытеснить даже физическую боль и подавить безусловный рефлекс.

Но в любом случае все забытые неприятные моменты обязательно прошли через процесс осознания.

Что такое акцентуации характера?

Акцентуация считается еще нормой, но уже граничит с отклонением, характеризуется усиленностью какой-то отдельной черты характера. Может быть настолько заостренной и сильно выраженной, что провоцирует личности.

Существует несколько классификаций акцентуаций характера. Например, Личко выделяет явную и скрытую акцентуации, последняя проявляется только в экстренных ситуациях.

Эти могут передаваться от родителей к ребенку или быть спровоцированы воспитанием.

Типы акцентуаций

К. Леонгард выделяет 10 типов: демонстративный (Личко называет его истероидным), эмотивный, гипертимный, дистимический, лабильный, тревожный, экзальтированный, педантичный, застревающий и возбудимый.

Основные характеристики демонстративного типа

Люди, обладающие истероидно-демонстративным типом личности, всячески стараются привлечь внимание к своей персоне. Если этого не удается достичь общепринятыми моральными методами, они будут использовать любые, даже негуманные способы.

Бытует мнение, что для этой акцентуации характерна маниакальная потребность в одобрении, на самом деле это не совсем верно. Главное стремление - быть в центре внимания.

Нельзя истероидно-демонстративный тип личности называть отрицательным. Он объединяет в себе и хорошие качества, и плохие.

Если человека ценят, уважают, он всеми силами добивается еще лучших результатов, все ресурсы направляя на самосовершенствование. Главное, чтобы время от времени получать одобрение, похвалу и быть уверенным в своем превосходстве над остальными.

Такие люди достигают больших успехов, движут всемирным прогрессом. В своем деле демонстрируют перфекционизм.

Если же человеку демонстративного типа личности произвести хорошее впечатление на окружающих не удается, он будет эпатировать, пока не получит нужные эмоции. А добиться хоть какого-нибудь внимания не так уж и сложно, например, начать выделяться ярким неуместным образом, антисоциально себя вести, громко кричать, обнажаться в общественных местах, рассказывать в подробностях о своей личной жизни и т.д..

Как взаимодействуют истероиды с другими?

Демонстративного типа характеризуется своими крайностями: если ее хвалить и одобрять поступки, то можно попасть в число самых близких друзей, если же перейти дорогу, пытаться конкурировать или продемонстрировать свою неприязнь, то рискуете попасть в "черный список".

Дальнейшее развитие событий будет зависеть от воспитания человека и его стремления подавлять в себе негативные качества.

Да, есть люди, сила воли которых сильнее болезней или акцентуаций, но это большая редкость.

Если вы заметили в собеседнике черты демонстративного типа, лучше предостеречь себя и будущие отношения.

Эгоцентризм - главная черта демонстранта

О чем чаще всего говорят истероиды? О себе, о своей жизни, о достижениях, предпочтениях. О других людях вспоминают вскользь или сравнивая с собой ("У нее голос такой медленный, как у меня", "Ее платье очень похоже на мое, только короткое, синее, с узорами..." и т. д. - по факту эта вещь может быть совершенно другой).

Они не упускают возможности себя прорекламировать или спровоцировать собеседника на похвалу. Человек может не нравиться совершенно, но в какой-то момент вы ловите себя на мысли, что густо осыпаете его комплиментами. Если вы личность не конфликтная, то такая реакция абсолютно естественная.

Если же вы не привыкли скрывать свое недовольство, то собеседником демонстративного типа это воспримется как угроза, и тут же сработает механизм вытеснения.

Положительные качества

Люди, обладающие демонстративным типом характера, прекрасно проявляют себя в профессиях сферы "человек-человек". Это объясняется их способностью играть роль. Они умеют виртуозно подстраиваться под тех, от кого будет зависеть их будущая судьба: к начальникам, к важным клиентам, зрителям. Истероиды прекрасно осваивают актерские профессии, хорошо проявляют себя как обслуживающий персонал.

Представители данной акцентуации умеют приспособиться к любому клиенту: с холериком ведут себя сдержано, с флегматиком - активно. Они нуждаются в одобрении, но так же знают, что путь к нему будет нелегким.

Демонстративный тип личности прекрасно проявляет себя в семейных отношениях, ведь умеет подстраиваться под партнера, подавлять и решать конфликты.

Истероиды в детстве

Ярким примером демонстративного типа личности можно считать "примерных" учеников. В раннем возрасте истероиды часто являются любимцами учителей, ведь шалости делают втихаря, а если поступки вылазят наружу, то им особого значения преподаватели не придают - с кем не бывает. Они ответственно выполняют все указания взрослых, потому что от их одобрения или порицания зависит статус и дальнейшая судьба. Но "примерный" ученик не упускает возможность подставить своих сверстников. Об этических нормах вспоминает только на публике.

В подростковом возрасте истероиды стремятся к лидерству. Если по каким-либо причинам не могут оказывать влияние на детей, то примыкают к "звездам" класса или школы и быстро завоевывают чувство симпатии и доверия. Далее стремятся покорить учеников, чтобы иметь над ними власть и "подпитываться" похвалами.

Если обладателям данной акцентуации не хватает нужных они компенсируют это дипломатическим подходом: выбирают влиятельных личностей и индивидуально с каждым беседуют, часто наполняя разговор тонкой клеветой. После нехитрой процедуры нормальный психологический климат рушится, у участников юного коллектива появляется недоверие друг к другу, но остается доверие к демонстранту. Пока они переосмысливают недавно услышанную "правду" и косо смотрят друг на друга, истерик берет власть в свои руки и остается единственным связующим звеном. Данный метод используется им и во взрослой жизни.

Все негативные черты характера поддаются коррекции, но чем раньше это определить и заметить, тем легче их исправить.

Часто люди, узнав, что у них демонстративный тип личности, начинают гордится и объяснять этим многие проступки. Чаще подвержены данной акцентуации именно девушки. Их легко можно отличить: изящные манеры, которые демонстрируются только в присутствии зрителей, сильное интонирование, игра на публику.

Есть несколько полезных советов психолога демонстративному типу личности:

  • Стоит поиграть в скромность, поучиться более сдержанно вести себя на публике.
  • Попробовать совершить хороший поступок и никому об этом не рассказывать. Истероиды воспринимают данный трюк как очередную игру, но имеет она колоссальный эффект.
  • В компании демонстранты всегда стараются привлечь к себе внимание, пусть один раз попробуют посидеть тихо в стороне.
  • Если справятся со вторым заданием, то пусть попробуют свою умную идею выдать за чужую.
  • Истероиды тяжело воспринимают ситуацию, когда все внимание обращено не на них, а на кого-то другого. Пусть научатся радоваться за друзей или товарищей.

Как взаимодействовать с истероидом?

Если вы не входите в круг референтных личностей истероида, не являетесь его начальником, то можете сразу причислить себя к его врагам. Он повсюду видит недоброжелателей, соперников и конкурентов. Создавать конфликтные ситуации и накалять страсти доставляет особое удовольствие, как, впрочем, и сам процесс конфронтации.

Есть два ответа на вопрос о том, как взаимодействовать с демонстративным типом в момент конфликта:

  • игнорировать, максимально абстрагироваться, демонстрировать непоколебимость, полное спокойствие;
  • проявить более сильную агрессию.

Чтобы предостеречь себя от будущих конфликтов, нужно знать маленький секрет того, как общаться с демонстративным типом личности: льстите! Если не получается хвалить от души, то найдите в представителе данной акцентуации несколько положительных качеств, которые бы вы хотели развить у себя, и подражайте им. В таком случае искренность не будет наигранной - это раз. Вы чему-нибудь новому научитесь - это два. Заставите вашего товарища истероида чувствовать себя значимым и важным, что предотвратит конфликт, - это три.

Общение с обладателем демонстративного типа личности требует от собеседника психической устойчивости и эмоциональной зрелости, умения абстрагироваться в стрессовых ситуациях.

Примеры

Множество деятелей современного шоу-бизнеса и актеров являются яркими представителями истероидного типа личности, особенно те, которые не гнушаются эпатировать зрителей. Можно сказать больше: демонстративный тип акцентуации должен присутствовать в характере публичных людей.

Среди персонажей детских советских мультфильмов можно назвать ("Возвращение блудного попугая") и Карлсона.

В комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя тоже описан классический представитель демонстративного типа - Хлестаков.

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА

Подростковый возраст – это период, который оказывает огромное
влияние на всю последующую жизнь человека. Подростки ставят перед собой колоссальные цели, но не знают, как их достигать.

Они стремятся к
независимости, но при этом чрезвычайно зависимы от мнения окружающих.
Педагоги часто сталкиваются с такой проблемой, как демонстративность в поведении детей. Это очень часто встречающаяся личностная особенность.
Проявление демонстративного поведения является сегодня одной из
актуальных социальных проблем нашего общества, так как за последние
несколько лет достаточно развито потребление алкоголя, наркотиков детьми
подросткового возраста, театрализованное и суицидальное поведение подростков, их присоединение к различным группировкам, субкультурам, демонстрируя свое асоциальное поведение, но при этом, считая, что самоутверждаются, зарабатывают авторитет.
Демонстративное поведение возникает при столкновении с каким - либо запретом, барьером, и ребенок как бы пробует на прочность этот барьер. Такой ребенок вносит сильное напряжение в атмосферу семьи или группы, и взрослые ищут различные способы предотвращения конфликтов.
Демонстративность – это плохо или хорошо? Подобное поведение – не защита, а способ завоевания пространства, самоутверждения, связанный с желанием подчинить себе окружающих. Как и любая другая личностная особенность, демонстративность сама по себе не является отрицательной или нежелательной чертой. В основе лежит повышенная потребность во внимании к себе. Демонстративность может приводить к трудностям в воспитании ребенка, когда ребенок во что бы то ни стало, хочет обратить на себя внимание и использует для этого любые средства: ложь, дурашливость, грубость; стучит ногами и т.д. Зато она может стать источником очень действенной мотивации: человек с высоким уровнем демонстративности готов затрачивать большие усилия на ту деятельность, которая приносит ему внимание окружающих и успех. Например, подавляющее большинство отличников – это дети с высокой демонстративностью. Демонстративность необходима для занятий почти любым видом искусства. Если у человека нет потребности привлечь внимание окружающих к себе, то вряд ли он сможет и станет успешно рисовать, играть на гитаре или выступать на сцене (для актерской деятельности демонстративность имеет особенно большое значение).
Мнимые болезни. Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания демонстративные дети «эксплуатируют» имеющиеся у них заболевания (ведут себя так, как будто их болезнь значительно более тяжела, чем она есть в действительности) или даже «создают» себе болезни. Для этого достаточно особо внимательно прислушаться к своему организму. «Не болит ли у меня голова? Кажется, нет. А горло? Тоже нет. А живот? О, кажется, меня немного тошнит!». Внутренние органы «не любят» слишком пристального контроля за своей работой. Такое прислушивание к себе нарушает нормальную автоматическую регуляцию телесных процессов – и действительно могут возникнуть тошнота, боли, спазмы. Чрезмерные волнения окружающих по поводу самочувствия ребенка побуждает его все чаще прибегать к этому способу привлечения к себе внимания. Затем тот же механизм начинает использоваться и для более практических целей – например, для увиливания от предстоящей контрольной, к которой ребенок недостаточно готов. Негативное самопредъявление. При этом варианте развития ребенок для привлечения к себе внимание окружающих использует нарушение правил поведения. Он изображает «ужасного ребенка», поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным. Взрослые своим поведением поддерживают это представление: они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением забывают о нем, когда он ненадолго прекращает свои бесчинства. Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной – и ребенок избирает простейший путь. Как обходиться с «негативистом» Рекомендации при негативном самопредъявлении просты, хотя им не всегда бывает легко следовать. Основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. Если же начинаются такие выходки, то любые замечания надо свести к минимуму. Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается. Активно эмоциональное отношение к проделкам демонстративного «негативиста» – это фактически не наказание, а поощрение. Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение. Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, если ребенок хочет смотреть телевизор – выключить его, вынуть шнур и спрятать, сказав только: «До завтра смотреть телевизор не будешь», а затем не обращать внимания на все крики о том, что он «заставит отдать шнур», «разобьет и выбросит телевизор» и т.п. Удовлетворить ненасытную потребность ребенка с негативным самопредъявлением во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой он может реализовать свою демонстративность. В данном случае особо подходят театральные занятия. Ребенок с негативным самопредъявлением все время играет какую-то роль – вот и надо дать ему играть ее не в жизни, а на сцене. При этом нет необходимости специально заботиться о его успешности. Он почти наверняка сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо помощи: актерство – его стихия. Уход от деятельности. В некоторых случаях повышенная потребность во внимании к себе не находит непосредственных проявлений в поведении, поскольку они сдерживаются повышенной тревожностью. При таком сочетании психологических особенностей у ребенка возникает внутренний конфликт: с одной стороны, ему хочется вести себя ярко, быть замеченным другими людьми; с другой стороны, из-за высокой тревожности он опасается, что такое поведение вызовет отрицательную реакцию окружающих. Этот конфликт разрешается благодаря развитию защитного фантазирования. Внешне ребенок сохраняет пассивность, а его подлинная жизнь проходит в мечтах. Такой способ поведения называют «уходом от деятельности». Как вернуть фантазера на землю При уходе от деятельности надо развернуть активное воображение ребенка во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. Кроме того, ребенку нужна такая сфера, которая насытит его неудовлетворенную потребность во внимании к себе. Обе эти цели одновременно могут быть достигнуты благодаря деятельности, связанной с искусством, – скажем, занятиям в кружке рисования. В этой реальной творческой деятельности ребенку необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха. Если у ребенка нет никаких художественных способностей, то можно рекомендовать занятия абстрактной живописью. "Шедевры" обязательно следует вывешивать для украшения квартиры и с гордостью показывать всем, кто приходит в дом. Они действительно красивы, а главное, нет никаких критериев для строгой оценки и уж тем более – для осуждения. Слушая подобные рекомендации, родители и учителя нередко высказывают опасения в том, что при постоянном похваливании, повышенном внимании к детским успехам у ребенка может развиться "самомнение" (усилиться демонстративность). Подчеркиваем, что демонстративность – это не недостаток, а личностная особенность, которая, как и любая другая личностная особенность, приводит к положительным или отрицательным проявлениям в зависимости от обстоятельств жизни ребенка. Эта особенность складывается очень рано. Далее она может развиваться либо естественно (если встречает понимание у окружающих) и тогда приведет вовсе не к "самомнению", а к адекватной самооценке и умению мужественно преодолевать трудности и неудачи, либо противоестественно – в негативистических формах или в форме ухода от деятельности, грозящей неудачей. Родители, кто слишком упорно настаивает на том, что "захваливать детей вредно", – должны знать, что загнанная внутрь, нереализуемая демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию. Такой неблагоприятный сценарий может реально угрожаеть их ребенку, если они не изменят своих педагогических взглядов.
Составитель Калмыкова С.А. (По материалам

Демонстративный- наглядный, вызывающий, нарочито подчеркнутый. В самом общем смысле, понятие объединяет весьма различные поведенческие проявления, направленные на привлечение внимания зрителей. Следует заметить, что демонстративность в той или иной степени свойственна многим и не всегда зависит от возраста Умение обратить на себя внимание - обязательное условие успешной карьеры во многих профессиях: актер, политик, спортсмен.

Желание выделиться из толпы, быть замеченным, не пропасть в безвестности - один из важнейших стимулов для развития личности и достижения успеха. Это положительная сторона демонстративного поведения. Мы же остановимся на негативных проявлениях, которые создают дискомфорт и для самого подростка и для его окружения. Главными чертами демонстративного подростка являются беспредельный эгоцентризм и ненасытная жажда внимания к своей особе. Причем любые проявления интереса, как позитивные так и негативные. Это может быть восхищение, удивление, почитание, сочувствие, а также негодование или ненависть окружающих. Все, что угодно, только не безразличие Желания выделиться реализуется в нескольких направлениях, которые могут перетекать из одного в другое или не меняться, если результат удовлетворяет подростка. Первое - это действия, направленные на получение симпатии, уважения, восхищения своей персоной. Оно может остаться неизменным, если попадает на благодатную почву в школе и дома. В этом случае подросток старается выделиться за счет успехов в учебе, спорте или участия в каком-то кружке. Нужно также сказать, что успеваемость в таком случае может быть избирательной: выше по предметам, где с учителем устанавливаются индивидуальные отношения, обеспечивающие подростку особое внимание, и, наоборот, масса проблем, вплоть до полной неуспеваемости, там, где с преподавателем не удалось наладить желаемые отношения. Причем свои учебные неудачи подросток будет объяснять всегда внешними обстоятельствами. Второе - действия, направленные на получение сочувствия и сострадания от окружающих. Для этого могут использоваться очень разные приемы - от рассказов о своих несчастьях (причем несчастья, точнее виновные, в них меняются в зависимости от слушателя: для учителя причиной невыполнения заданий выбираются родители, родителям плохие оценки объясняются террором учителя и т.д.) до симулятивных истерик, обмороков и даже ухода в болезнь. Хочу сразу сказать, что подростка, использующего такой способ привлечения внимания, нельзя назвать симулянтом, потому что истерики, обмороки и болезни самые настоящие. Проиллюстрирую этот вариант примером их практики. Представим семью, где есть родители и двое детей - мальчик и девочка. Мальчик старше, плохо учится в школе, прогуливает, обманывает родителей. Девочка почти отличница, занимается танцами, пишет стихи. Между родителями не складываются отношения, они часто ссорятся на глазах у детей. Внимание матери сконцентрировано на сыне, поскольку он доставляет проблемы своим поведением, и на муже, с которым она не может найти общий язык. Легко понять, что девочке в такой ситуации почти ничего не остается, на нее не хватает ни времени, ни сил, к тому же с ней и так все в порядке. Но девочке внимание родителей, особенно матери, просто необходимо. В какой-то момент она тяжело заболевает, и, о чудо, во время болезни все внимание семьи достается ей. Потом девочка выздоравливает, и все возвращается в привычную колею: мать разрывается между сыном и мужем, а дочь снова остается одна. Но девочка помнит, как было хорошо во время болезни (все переживали за нее, ухаживали, делали, что она захочет), и заболевает снова. Все повторяется: пока болеет - она становится центром семьи, как только выздоравливает - перемещается на второй план. По прошествии времени у девочки вырабатывается система реакции: чтобы получить внимание, нужно заболеть. И болеть она начинает регулярно. В психологии такое явление называется психосоматикой, когда возникновение болезни обусловлено психологическими факторами, а не состоянием организма. Третье - использование негатива для привлечения к себе внимания. В поведении подростка наблюдаются бравада, паясничание, хамство, грубость, нарушения дисциплины и другие отклонения поведения, подросток переходит в оппозицию к социуму. На мой взгляд, самое опасное в этом направлении - демонстративные побеги и суицидальное поведение. По некоторым данным, 20% всех побегов - демонстративные. Основная их отличительная черта - подросток уходит недалеко от дома или туда, где надеется быть увиденным, пойманным и возвращенным. Убегая, он ведет себя так, чтобы обратить внимание окружающих. Причина - все то же стремление привлечь к себе особое расположение близких или вернуть их внимание, утраченное в силу каких-то обстоятельств (например, появление в доме отчима, рождение еще одного ребенка и т.д.). Иногда причиной побегов может быть желание подростка получить преимущества или определенные блага, особенно те, которые возвысят его в глазах сверстников. Суицидальное поведение объединяет в себе все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения. Опять же есть данные, согласно которым, лишь 10% подростков имеют истинное желание покончить с собой, а в 90% случаев это крик о помощи, попытка «маякнуть» взрослым о своих проблемах. Неслучайно большинство таких попыток совершается дома, в дневное или вечерние время, нередко в присутствии кого-то из близких, с расчетом на то, что вовремя спасут. Все действия проводятся с целью привлечь или вернуть утраченное внимание, разжалобить, вызвать сочувствие, избежать грозящих неприятностей, или чтобы наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих. Место демонстрации обычно свидетельствует, кому она адресована: дома -родным, в компании сверстников - кому-либо из ее членов и т.д. демонстративные по замыслу действия могут иметь роковые последствия из-за неосторожности, неправильного расчета или других случайностей. Кроме того, именно в подростковом возрасте трудно дифференцировать истинные покушения и демонстративные действия. на демонстративное поведение обычно начинают обращать внимание только тогда, когда оно приобретает негативные тенденции, становится деструктивным, антисоциальным или саморазрушающим (суицидальным). На самом же деле в основе такого поведения всегда лежат серьезные психологические проблемы, от которых не стоит легкомысленно отмахиваться

Еще по теме 25 Демонстративно-отклоняющееся поведение:

  1. Отклоняющееся поведение как предмет изучения гуманитарных и естественных наук. Понятие девиантного и делинквентного поведения. Криминальное поведение.Девиация и нормативная структура общества. Концепции девиантного поведения Ч. Ломброзо и У. Шелдона.Социологическое объяснение девиации Э. Дюркгейма, теория аномии. Исследование девиации Р. Мертона.Социальный контроль в обществе и его методы.Девиантность и процессы социального развития.