Циновки из тростника. Плетение циновки из рогоза своими руками. Уход и хранение циновки

Циновки

Ни один природный материал не ускользал от внимательного глаза человека, его неистощимой фантазии, мастеровитых рук. Даже, казалось бы, ничем не примечательные болотные травы и камыш нашли в руках человека свою вторую жизнь в художественных изделиях - узорных циновках. Их делали одноцветными и многоцветными.

Искусство создания декоративных циновок сохранилось и в наши дни. Некоторые виды циновок вы можете сделать сами.

Циновку с крупным геометрическим орнаментом можно выполнить из болотной травы чакан, похожей на осоку. Такие циновки называются «чаканки», искусством их изготовления особенно славились адыгейцы, коренные жители Прикубанья.

Подготовка травы требует некоторого времени. Чакан собирают в конце лета, когда он еще сохраняет зеленый цвет. Если разделить охапку чакана на три части и по-разному обработать каждую из них, то можно получить три цвета травы.

Одну часть просушите на солнце - она приобретет красивый золотистый оттенок. Другую сушите в тени - она останется зеленого цвета, но менее яркого, чем только что срезанная. Третью часть опустите связкой в стоячую воду - на дно реки, пруда, в крайнем случае в большую кадку с водой - и вымачивайте в течение 20-30 дней, потом промойте в проточной воде и просушите. Гладкая поверхность ствола чакана станет коричневой и приобретет мягкий шелковистый блеск.


Сбейте раму из деревянных планок (рис. 1). Размер ее зависит от величины будущей циновки. К раме сделайте бердо - тоже из деревянной, но менее массивной планки. Длина его должна соответствовать ширине циновки. На одинаковом расстоянии друг от друга просверлите в нем отверстия диаметром 7- 8 мм. Расстояние между отверстиями - не менее 3 см. К верхней планке рамы привяжите отрезки крепкого шпагата - хлопчатобумажного или, что лучше, конопляного, джутового. Толщина шпагата - не менее 2 мм. Шпагаты привязывайте на таком же расстоянии друг от друга, как и отверстия берда. Свободный конец каждого отрезка введите в отверстия берда и привяжите к нижней планке рамы. Следите, чтобы шпагат был натянут равномерно.
Прислонив раму верхней частью к стене, проверьте вертикальность всех натянутых шпагатов. Теперь можно приступать к изготовлению циновки.

Узор образуется переплетением шпагатов с прокладываемыми между ними стеблями чакана. Чакан перекрывает отсчитываемые по рисунку группы шпагатов, что создает впечатление узорных настилов, похожих на ремизное ткачество.

Поскольку чакан не обладает такой мягкостью и эпастичностью, как пряжа, рисунок циновки приобретает строго очерченные геометрические формы в виде ромбов, зигзагов и т. п.
Чтобы быстрее освоить технику плетения циновки, нанесите на шпагаты рисунок гуашью ипи тушью.

Если, к примеру, нужно изготовить циновку с зигзагом, продумайте, какой ширины будет шаг данного, рисунка, то есть какое количество шпагатов будет перекрыто стеблем чакана и сколько раз этот шаг повторится по всей ширине циновки.

Расщепите стебли на две половины и еще раз смочите их, чтобы сделать более эластичными. Поднимите бердо к верхней планке рамы. У нижней планки по определенному вами расчету продерните справа налево между шпагатами стебель чакана (рис.2) по всей ширине будущей циновки и прижмите его к нижней планке бердом.

Если стебель короток, край его выведите наизнанку и загните, закрепив за ближайший, перекрытый этим же стеблем шпагат. Так же поступайте при стыковке стеблей разных цветов, если ваша циновка многоцветная. Проследите, чтобы стебель принял строго горизонтальное положение относительно вертикально натянутых шпагатов. Затем продергивайте следующий стебель. Чтобы получить наклонную линию рисунка в циновке, шаг следует сдвинуть вправо или влево на один или несколько шпагатов, оставив расчет переплетения их со стеблем прежним.

При продергивании третьего стебля сохраните принцип сдвига шага, как и при прокладке второго. Закончив каждую прокладку, не забывайте прижимать стебель бердом к предыдущим. Для получения зигзага продергивайте стебли чакана в обратном порядке. Узор приобретет уступчатый характер и благодаря ширине стебля, достигающей полутора сантиметров.

Если применить чакан одного цвета, допустим золотистого, можно получить строгий графический рисунок. При этом узор выделяется небольшим рельефом, что особенно эффектно при боковом освещении. Использование чакана трех цветов в разумных пропорциональных соотношениях повысит декоративные качества рисунка и самого изделия. В старину, да и теперь, для создания богатой игры фактуры и цвета нередко между стеблями чакана прокладывают- соломку злаковых культур, имеющую более интенсивный золотой оттенок.
Когда переплетение будет закончено, положите раму на пол и поочередно отвязывайте от нижней планки по два шпагата, крепко связывая их между собой.

Следите за тем, чтобы стебли оставались плотно прижатыми друг к другу. Снимая циновку с верхней планки рамы, осторожно отвяжите все шпагаты, затем снимите бердо и только после этого связывайте шпагаты - тоже попарно. Поскольку стебли чакана на краях циновки остаются свободными, ровно подрежьте их ножницами или острым ножом по линейке. Циновка готова.

Во времена бурного развития цифровых технологий, искусственных материалов и виртуальной реальности людей все чаще тянет к чему-то настоящему, поистине природному. Если помощникам в виде компьютера и посудомойки человек несказанно рад, то обставляя свое жилище, он отдаст предпочтение натуральным и экологичным материалам. Одним из островков природы в квартире является плетеный из растительных волокон безворсовый коврик, известный под названием циновка.



Что это такое?

Первые циновки были привезены в Европу из Китая. Настоящую родину незамысловатого коврика определить невозможно ввиду того, что они довольно быстро (с исторической точки зрения) разлагаются, тем самым невозможно определить их наличие путем археологических раскопок у древних народов. Однако о широком распространении циновок в странах с жарким климатом и не только спорить никто не будет. Например, в Японии до сих пор используется один из видов циновки – напольные плетеные маты. Японцы называют их татами.


Циновки отличает натуральное эко-волокно, из которого они изготовлены. Они не вызывают аллергии, не являются средой для обитания пылевых клещей, просты в уходе. К тому же ходьба босиком по грубой плетеной текстуре поверхности сравнима с легким массажем стоп, что благоприятно воздействует на организм в целом.

Используется циновка не только как ковер на пол. Ее используют и в качестве обоев, штор, картин, а иногда и покрывают ею потолок. Благодаря натуральным природным тонам она отлично вписывается как в современный, так и в классический интерьер.

Можно выделить следующие достоинства плетеных безворсовых ковров:

  • Природные натуральные материалы – основа изделия.
  • Гипоаллергенность;
  • Тепло- и звукоизоляционные свойства (зависят от плетения – чем оно туже, тем выше эти свойства).
  • Практичность. Не притягивают пыль и неприхотливы в уборке.
  • Приятны на ощупь, благоприятно воздействуют на организм при хождении по ним босиком.
  • Различные техники плетения предоставляют широкий выбор.


Виды и формы

На сегодняшний день в продаже имеются коврики не только ручной работы, но и промышленного производства. Последние преобладают на рынке по количеству предложений. Также в продаже появились циновки не только из растительных, но и искусственных синтетических материалов. Такие изделия не боятся влаги, более износостойкие, что делает их пригодными для использования в ванной комнате, а также на открытых площадках, к примеру, на веранде.


Для создания циновок применяются различные техники плетения, наиболее распространенные из них – плетение в шахматном порядке, косичками. Встречается и комбинирование нескольких техник плетения в одном изделии. После плетения материал, приготовленный к продаже, представляет собой рулоны, ширина которых лежит в интервале от 3,5 до 4 метров. В результате чего покупатель имеет возможность заказать круглую или квадратную циновку, маленький коврик или огромный ковер.

Обычно фирмы предлагают создать кант сами , некоторые из них предлагают различные материалы – кожу, гобелен, замшу, хлопок. Стоит отметить, что создание бордюра чаще всего не входит в стоимость циновки и оплачивается отдельно. Стоимость этой процедуры может составлять от 10 до 50% стоимости циновки в зависимости от материала бордюра и сложности его исполнения.


Материалы изготовления

Основная часть предлагаемых на рынке циновок сделана из растительных волокон. Как и в древние времена, их изготавливают из стволов растений, сплетают между собой и хорошо высушивают, стараясь создать из различных по длине, толщине и форме волокон тонкую веревку или нить. Именно из таких нитей и плетется впоследствии ковер. Наибольшую популярность приобрели такие материалы, как джут, тростник, сизаль. Много и других растений используется в качестве основы, однако они встречаются не так часто.

Тростник

Многолетнее травянистое растение растет на берегах рек, болот, за что многие ошибочно называют его камышом. Издревле используется человеком для создания плетеных изделий. Тростниковые циновки обладают отличными теплоизоляционными свойствами.



Джут

Растение рода кустарников относится к прядильной культуре. Традиционно из джута изготавливались мешки и канаты. Сейчас джут активно используют в производстве упаковок и пакетов как альтернативу синтетических материалов. К тому же джут отличается высокой выносливостью и прочностью, что объясняет его использование в местах скопления людей – офисах, магазинах.



Сизаль

Сизаль или агава сизалевая – растение, из волокон которого делают канаты, шпагат, тарные ткани. Нити получаются достаточно длинными и прочными, что позволяет сплести циновку из цельных нитей. Такие изделия считаются лучшими среди подобных.



Койра

Волокно, получаемое из межплодника орехов кокосовой пальмы. Кокосовый орех длительное время вымачивается в воде, затем из него вычесываются волокна. Те, что длиной более 20 см и идут на изготовление циновок, матов, канатов и веревок. Те, что короче, используются как набивка или щетина для щеток.



Рис

Известное однолетнее растение семейства Злаки. Рисовая солома пользуется такими преимуществами перед остальными видами растительных волокон, как мягкость и тонкость. Отличие рисовых волокон состоит также в том, что сушат их уже в готовом изделии. Просушенные на солнце рисовые соломенные циновки обладают гибкостью и прочностью, а также издают приятный аромат.

Ротанг

Растение из семейства пальмовых. Ротанговое волокно, пожалуй, единственное из растительных волокон, которое не подвергается возгоранию. Его достоинствами также является устойчивость к повышенной влажности и перепадам температуры. Большой выбор оттенков циновок из ротанга делает их любимцами дизайнеров.



Бамбук

Многолетнее растение произрастает в районах с высокой влажностью, однако благодаря особым свойствам не подвергается гниению и инфекциям. Бамбуковые циновки делают двумя способами. Первый традиционный – плетение. Второ, й более современный предполагает использование скрепляемых нитями бамбуковых планок. Стоит заметить, что такие ковры имеют меньшую прочность, чем плетеные, поэтому они не подойдут для помещений с интенсивным движением людей.



Хлопок

Натуральный и весьма распространенный материал. Используется в качестве основы, что оберегает циновки от деформации. Также встречается при обработке края в качестве материала бордюра.



Бумага

Для изготовления ковров используется бумага из риса и хлопка. Стоит отметить, что во всех странах, кроме Японии, ковер называются бумажным, если в его состав входит не менее трети бумаги. Подобные циновки не боятся воды и обладают высокой прочностью и износостойкостью, однако главным их недостатком является высокая стоимость.



Лен

Льняные волокна активно используются в текстильной промышленности. Циновки из чистого льна недолговечны, но весьма красивы, поэтому их почти не производят. Однако в продаже встречаются ковры с вставками изо льна.



Конопля

Пенька – так называется получаемое из конопли волокно. Из него делают канаты, веревки, мешковину. Особенностью пеньки является устойчивость к морской воде, благодаря чему она нашла применение в морском деле. Для изготовления циновок конопля с незапамятных времен применяется ввиду высоких прочностных характеристик.

Водоросли

Циновки из водорослей не так широко известны, как бамбуковые, однако и они имеют свои достоинства. Они получаются тонкими и гибкими, а волокна водорослей придают изделию необычный зеленый цвет, также они могут быть традиционного бежевого или бурого цветов. Как и рисовые плетеные ковры, ковры из водорослей имеют свой особенный запах – запах морской соли.



Применение в интерьере

Циновка с легкостью подчеркнет аскетичность и натуральность интерьера, однако в современном дизайне ее используют и как главный элемент декора. Очень многое зависит от ее размеров. Так, коврик небольших размеров отлично впишется в пространство перед камином, кроватью или около кровати. Ковры среднего размера – от 2 до 6 квадратных метров часто используют, чтобы выделить определенную зону. Они подойдут для кухни – выделят столовую группу, однако следите за тем, чтобы задние ножки стульев также находились на ковре. Придутся ко двору такие коврики и в качестве дорожки в прихожей, здесь особую ценность приобретает их практичность и простота в уходе. Ковры большего размера целесообразнее использовать в гостиной, спальне.

Отличительной особенностью плетеных ковров является их незаметность при укладке на лестнице. Они не деформируются и не выделяют сгибы.

Циновки используются не только в качестве напольного покрытия. Их часто вешают на стену, именно вешают – верхний край закрепляют на деревянные планки, а нижний свободно опускается вниз. Можно создавать прекрасные композиции, изменяя длину висящих циновок.

Цыновка из камыша. August 25th, 2012

Заготовка стеблей камыша (рогоза) для плетения.

Рогоз - многолетнее травянистое растение, произрастающее по заболоченным берегам рек, озер, прудов. Стебли рогоза бывают более 2 м в длину. Из них плетут корзинки, подставки, головные уборы, салфетки, абажуры, шкатулки для рукоделия. В центральных областях России рогоз известен под названием камыш.

Заготовка рогоза производится в июне - июле или в сентябре. (Но автор этих строк делала это и зимой.) Выбирайте растения без цветоносов. Срез делайте острым ножом ближе к корням. Перед тем, как связать стебли в пучки, обрежьте тонкие и слабые концы.

Заготовленные стебли перед хранением надо просушить в естественных условиях (не у отопительных приборов!), разбросав, например, на чердаке или развесив пучками под навесом, чтобы не подвергать их действию солнечных лучей: от солнца стебли выгорают, теряя красивый цвет и шелковистый блеск, и становятся слишком хрупкими. Никогда не храните стебли в полиэтиленовых мешках, они покроются черными пятнами, станут пористыми и совершенно непригодными для работы.

Перед хранением стебли следует рассортировать по размерам. В сухом состоянии стебли могут легко поломаться, поэтому с ними надо обращаться особенно осторожно.

Чтобы подготовить стебли к работе, подержите их в воде в течение десяти минут (например, в ванне). Если идет дождь, просто оставьте пучок на часок во дворе, но затем проверьте, хорошо ли он намок. Имейте в виду, что стебли внутри пучка могут остаться совсем сухими. Убедитесь, что концы тоже хорошо намокли, иначе много материала уйдет в отходы.

Намокшие стебли заверните в мокрую материю и подержите там два-три часа. Ткань должна быть достаточно плотной, чтобы содержать нужное количество влаги. Для этой цели лучше использовать старое байковое одеяло или покрывало. Не вымачивайте стебли слишком долго, так как они дадут значительную усадку после того, как изделие будет готово. Подготовленные к работе стебли берите из пучка только по несколько штук (чтобы они не успевали высохнуть).

Перед началом работы каждый стебель надо промокнуть влажной тряпкой, чтобы удалить воздух и излишки воды, а также очистить его и сплющить. При этом будьте особенно осторожны с тонкими стеблями.

Во время работы оставляйте стебли завернутыми в мокрую материю не более чем на сутки, иначе они потеряют хороший цвет.

Во многих магазинах сейчас продаются всевозможные плетеные штучки для дома. Как правило их изготавливают мастера из Юго-Восточной Азии из тамошнего растительного материала.

Между тем. мало кто догадывается, что можно плести разные красивые штуки из нашего камыша, а точнее рогоза, который растет на болотах и по берегам рек и ручейков. Данный мастер класс о том, как сплести циновку из рогоза своими руками.

Что потребуется для плетения циновки

  • простейший самодельный ткацкий станок,
  • рогоз (стебли),
  • большая («цыганская») иголка,
  • шпагат, хлопчатые нитки и тесемка.

Заготовка материала

Рогоз больше известен у нас под названием «камыш» и растет по берегам водоемов и в заболоченной местности.

Лучше всего его заготавливать летом 9июнь, июль), или в сентябре. Но если очень надо, можно и в другое время.

Растения срезают острым ножом ближе к корню.

Собранные стебли сушат на чердаке или где-то под навесом в хорошо проветриваемом месте, главное чтобы там не было солнца. Оно делает растения хрупкими, они тускнеют и теряют свой красивый цвет. Главное после сушке не хранить материал в целофане, иначе он заплесневеет.

Подготовка материала к работе

Нужно замочить стебли на 10 минут в корыте или ванне. Затем растения заворачивают в мокрую марлю или х.б. ткань и выдерживают в ней 2-3 часа. Не передерживайте сильно стебли в намокшем виде, иначе они дадут усадку после сушки. После этого приступают к плетению.

Изготовление простого ткацкого станка

По сути это прямоугольная рамка из дерева размером 70:100 см, на коротких сторонах которой через каждый сантиметр вкручены шурупы.

Натяните на раму нити из шпагата (количество нитей должно быть четным) через каждые 2 см.

Плетение циновки

Берите стебли по нескольку штук из намоченной ткани.

Берем стебель рогоза и протягиваем его под каждой четной нитью. Следующий стебель протягиваем под нечетной нитью.

Получается полотно с плетением в шахматном порядке.

Отрезаем лишние стебельки на расстоянии 4-5 см от последней нити.

Теперь нужно укрепить длинные края циновки. Берем стебель и пришиваем его крупными стежками с изнаночной стороны циновки параллельно последней нити основы.
После этого снимаем циновку с рамки. Нити между шурупами разрезаем и связываем их попарно.

Декорируем ручной шов, пришивая с лица тесьму на машинке. Циновка готова! Ее можно использовать как коврик на пляж или для занятий йогой, для украшения интерьера или как подставку под горячее.

Оцени, пожалуйста, этот пост:

Искусство создания декоративных циновок из болотных трав сохранилось и в наши дни. Некоторые виды циновок вы можете сделать сами.

Циновку с крупным геометрическим орнаментом можно выполнить из болотной травы чакан, похожей на осоку. Такие циновки называются «чаканки», искусством их изготовления особенно славились адыгейцы, коренные жители Прикубанья.

Сбейте раму из деревянных планок, как показано на рисунке. Размер ее зависит от величины будущей циновки. К раме сделайте бердо-тоже из деревянной, но менее массивной планки. Длина его должна соответствовать ширине циновки. На одинаковом расстоянии друг от друга просверлите в нем отверстия диаметром 7-8 мм. Расстояние между отверстиями — не менее 3 см.


Прислонив раму верхней частью к стене, проверьте вертикальность всех натянутых шпагатов. Теперь можно приступать к изготовлению циновки.

Поскольку чакан не обладает такой мягкостью и эластичностью, как пряжа, рисунок циновки приобретает строго очерченные геометрические формы в виде ромбов, зигзагов и т. п.

Расщепите стебли на две половины и смочите их, чтобы сделать более эластичными.

Чтобы получить в циновке наклонную линию рисунка, шаг следует сдвинуть вправо или влево на один или несколько шпагатов, оставив расчет переплетение их со стеблем прежним. При продергивании третьего стебля сохраните принцип сдвига шага, как и при прокладке второго. Закончив каждую прокладку, не забывайте прижимать стебель бердом к предыдущим.

Если применить чакан одного цвета, допустим золотистого, можно получить строгий графический рисунок. При этом узор выделяется небольшим рельефом, что особенно эффектно при боковом освещении. Использование чакана трех цветов в разумном сочетании повысит декоративные качества рисунка и самого изделия. В старину, да и теперь, для создания богатой игры фактуры и цвета нередко между стеблями чакана прокладывали соломку злаковых культур, имеющую более интенсивный золотой оттенок. О таких циновках мы рассказывали в статье Тепло камыша.

Более многоцветную и изящную циновку можно выполнить из двух материалов — стеблей степного растения чия и непряденой, окрашенной в разные цвета шерсти. Искусством изготовления таких циновок известны мастерицы Киргизии.

Начните освоение такой циновки с небольшого по размеру изделия. Собрав вязку чия или камыша, подберите стебли по длине и толщине. Затем разложите на полу, плотно прикладывая по одному друг к другу. Выровняв концы с одной стороны, с другой острым ножом по линейке срежьте лишнюю длину стеблей.

Непряденую овечью шерсть очистите от сорных примесей, промойте, окрасьте, просушите и расчешите каждую цветовую группу волокон на чесальном гребне.

Закончив намотку шерсти на один стебель, отложите его в сторону и принимайтесь за следующий. Каждый обмотанный стебель кладите рядом с предыдущим в определенной рисунком последовательности. По мере подготовки каждого стебля и присоединения их друг к другу будет выступать красочный узор циновки.

Теперь поочередно связывайте стебли. Первый стебель подвяжите к планке каждыми парными концами нитей. Подвязав первый стебель, возьмите следующий по порядку, привяжите к первому и так далее. Когда все стебли будут связаны, срежьте нити с планки и подровняйте их концы.