Что за победа такая? Опасности монастырского воспитания

Как понятно рассказать детям о Боге? Как преподать основы веры и объяснить главные истины? Как сделать этот важный разговор не назидательным и скучным, но увлекательным и вдохновляющим? Выполнить эти сложные задачи поможет книга «От Рождества и до Успения», предназначенная для чтения детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей.

Все представленные материалы прошли проверку временем и практикой, ведь в течение нескольких лет их использовали для преподавания азов Православной веры маленьким детям в воскресной школе при Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре. В этой школе обучение ведется не только для детей от семи лет, но и для тех, кто гораздо младше. «Малыши не могут выслушивать объяснения, которые длятся дольше, чем пятнадцать минут. Зато они любят раскраски, поделки, аппликации», - делится руководитель школы и проекта Людмила Александровна Жарова. Желая увлечь маленьких учеников, в воскресной школе начали собирать материалы по программе обучения….

Я пока о Боге разговариваю со старшей дочкой — ей скоро 4. Младший пока целует иконы, слушает молитвы, берёт у папы благословение и т.п.

Дочке пока рассказываю, что Бог нас очень любит, он всех нас сделал, и очень хочет, чтобы мы были хорошие. Тогда Он нас заберёт к Себе, а Он живёт высоко на Небе, у Него всегда светит солнышко, и там очень хорошо. У Него там уже живут Богородица и святые, и они тоже все о нас молятся, и хотят, чтобы Бог и нас забрал к ним.

Иконы любит рассматривать, особенно всех святых. Там так наглядно: облако, на нём святые, сверху — Бог-Троица.

Честно — не знаю даже сама, как правильно. Скорее пока что хочется у ребёнка создать тёплое и светлое впечатление о Боге, и заложить к Нему стремление. Многие вещи, мне кажется, надо для ребёнка озвучивать. Я, например, стараюсь как можно чаще говорить дочке, что мы её очень любим, а также как можно чаще говорить, что и она нас любит. Например, поделилась чем-то с братом. я сразу говорю ему: «Видишь,…

Когда ребенку нужно начинать рассказывать о вере, о Боге? Нужно ли вообще малышу рассказывать или ждать пока он сам спросит об этом?

Конечно, если ваша семья верующая, вы ходите в церковь не только по праздникам и соблюдаете такие важные православные традиции как причащение, исповедание, то скорее всего вам не придется самостоятельно выбирать время, чтобы рассказать малышу, потому как он сам у вас спросит об этом. Обязательно спросит! Ведь Вы с ним (ней) ходите в красивый дом, где горят свечи и так красиво тихонько поют… Малышу обязательно все это будет интересно.

Вероятней всего, ваш ребенок с интересом все рассматривает в церкви и не плачет. Так бывает часто в тех случаях если ребенок уже крещен и родители регулярно приводят малыша на причастие.

Так с чего же начать разговор, как ответить на вопрос ребенка почему они ходят в церковь? Можете начать свой рассказ с того, что всех нас создал Бог. А когда-то давным-давно Бог создал нашу Землю, моря,…

Инструкция

Рассказывая о Боге ребенку, не скрывайте своего мнения или его отсутствие, иначе он почувствует фальшь и это будет препятствием для его личностного развития. Негативно скажется на ребенке принуждение к вере или к атеизму. Передайте ребенку то, чем вы обладаете сами.

Объясните ребенку, что нет плохих и хороших религий. Проявляйте терпимость и некатегоричность в рассказах о других конфессиях. Выбор веры или отказ от нее является волеизъявлением самого человека.

Говорите о том, Бог создал людей для счастья и учит людей любить друг друга. Бог написал через пророков библию, где изложил правила, по которым следует жить. Начинать можно с 4–5 лет. Этот возраст ребенка является чувствительным на метафизические идеи. Они легко воспринимает идею существования Бога. Интерес детей носит предметный характер.

Научите ребенка, что Бог везде и нигде, знает все и может сделать все (с 5–7 лет). Ребенка интересуют вопросы, где он был, пока мама не родила его и…

Недавно я столкнулась с таким вопросом: как рассказать ребенку о Боге? По церковным правилам считается, что к церкви и религии приобщать ребенка должны крестные. Я сама являюсь крестной своего племянника. Родители его никогда в церковь не водили и о Боге не рассказывали. На днях мы с ним проходили мимо церкви, и он меня засыпал вопросами: «Кто такой Бог?», «Правда ли, что он живет на небе?», «А как он залез на небо?», «Как он выглядит?».

Вот тут-то я и задумалась, а как рассказать ребенку о Боге? Для меня это было также сложно, как рассказать ребенку о интимных отношениях и физической любви.

С этим вопросом я обратилась к батюшке в церкви. Батюшка посоветовал читать ребенку детскую библию, как сказку, например, перед сном. Ведь дети любят сказки и верят в них. Оказывается надо с раннего возраста начинать посвящение ребенка.

Только аккуратно. А то помнится мне, что моя бабушка с детства рассказывала мне о Боге, водила меня по церквям, святым местам….

Как рассказать детям о Боге

Часто взрослые не готовы беседовать на религиозную тему с детьми. Хотя все окружающее нас пространство насыщено культовыми символами – живопись, памятники архитектуры, литература, музыка.

Обходя божественные темы, самим того не подозревая, вы отнимаете у ребёнка возможность узнать о культурном и духовном опыте, что накопило человечество за все периоды своего существования.

Вы должны помнить, что детская вера базируется на доверии ребёнка к любому человеку. Малыш начинает верить в Бога, лишь потому, что в него верит мама, папа или бабушка с дедушкой. Именно на этом доверии основывается собственная вера малыша, а уже из этой веры берёт начало его собственная духовная жизнь, базовая основа для любой веры.

Как видно, вера играет значимую роль в жизни каждого человека, но важно заложить её основу в раннем детстве. Поэтому, хотим подать несколько правил, как рассказать детям о Боге.

1. Начиная свой рассказ детям о Боге,…

Ребенок и религия. Когда и как надо начинать говорить с ребенком о боге?

Как объяснить ребенку кто такой Бог? Дочка с нами пошла на Троицу в церковь, ей очень понравилась там «обстановка». Начала задавать вопросы: где мы?, зачем? почему? кто такой Бог? Объяснять на доступном языке 4-х летнему ребенку сложно. Заехали и купила в книжном магазине детскую библию. Но и там описание довольно таки сложное для маленького ребенка.

А с какого возраста вы начали говорить с ребенком о Боге? Поделитесь опытом!

Ваш ответ.

В век технологий никто из взрослых уже не рассказывает своему ребенку привычные когда-то сказки о его рождении. Ни один современный малыш не поверит, что его нашли в капусте или купили в магазине. С детьми можно и нужно разговаривать о сексе — но что и в каком возрасте необходимо говорить?

Сексуальное воспитание ребенка – одна из важнейших областей комплексного развития личности. Детская психика еще не сформирована, и любая неправильно поданная тема может ранить ребенка. Да и родителям как-то неловко давать информацию об интимной жизни взрослых… Как же это сделать правильно?

Когда следует поговорить о сексе?

Первая сексуальность появляется у детей уже в 3-4 года. Дети начинают задавать «интересные» вопросы, и если избегать их или придумывать в ответ небылицы, можно навсегда потерять доверие ребенка. Если ребенок ничего не узнает о сексе дома, ему об этом расскажут на улице. После общения с уличными «знатоками» у него, скорее всего, возникнет неправильное отношение к сексу — как к чему-то постыдному и грязному.

Беседу с ребенком стоит провести ДО возникновения неловкой ситуации!

Без отсутствия информации ребенок может сам начать искать ее, а навязчивые мысли приведут к возникновению нездорового интереса, который сегодня можно легко удовлетворить с помощью интернета. С какими гадостями может столкнуться ребенок в интернете, рассказывать не надо.

Поэтому лучше, если малыш получит четкие и простые ответы на свои вопросы. И поверьте, доверительные отношения с ребенком – залог успеха вашей непростой беседы, которая будет с каждым годом усложняться все больше и больше по мере взросления малыша. Итак, чего не следует делать:

  • Увиливать от разговора и переводить его на другую тему.
  • Краснеть, смущаться и придавать разговору необычную эмоциональную окраску.
  • Ругаться и кричать на ребенка за его «глупые вопросы».
  • Откладывать на потом – «подрастешь и сам все узнаешь».
  • Вываливать на ребенка сложную информацию, неудобную для переваривания.
  • Просить пересказать услышанное, чтобы узнать, правильно ли он понял ваш рассказ.

Что и в каком возрасте можно сказать?

В каждом возрасте ребенку нужна несколько иная информация о сексе. В любом случае разговор должен начаться с рассказа о любви — о том, как мама и папа встретились, полюбили друг друга и решили, что им нужен малыш.

  • Для ребенка 3-4 лет: достаточно рассказать, что ребенок появился у мамы в животике в виде маленькой клеточки после того, как мама и папа полюбили друг друга.
  • Для ребенка 5-7 лет: можно рассказать о том, как клетка растет в животе у мамы, развиваясь в человечка. Можно рассказать о процессе родов (без подробностей). В этом возрасте можно обратить внимание ребенка на беременную женщину и рассказать, что у нее в животе растет ее малыш, который скоро родится. Если у вас есть домашние животные или ребенок проводит время в селе, он уже мог видеть, как появляется потомство у кошек, собак и коров. Такие дети спокойнее относятся к теме деторождения и воспринимают ее без комплексов и отрицания.
  • Для ребенка 8-10 лет: в этом возрасте уже следует рассказать о физиологии сексуального процесса. Лучше воспользоваться специальной литературой для детей, где все знания поданы в доступной форме. Обязательно следует подчеркнуть, что секс – это акт любви двух взрослых людей.
  • Для детей от 11 лет и подростков: в этом возрасте интерес к сексу вспыхивает с новой силой, со множеством вопросов и желанием получить полную информацию. Вот теперь наиболее важно, что именно вы расскажете ребенку о сексе. Обязательно объясните, что происходит в организме ребенка в подростковый период: о формировании «взрослых» половых признаков, о всплеске гормонов, о физиологических и эмоциональных изменениях.

Важно, чтобы ребенок понял, что его повышенная сексуальность и особый интерес к теме секса – это нормально и происходит со всеми. Сексом занимаются все взрослые люди. Но главное, что должен четко уяснить ваш ребенок – основой секса должна служить только настоящая любовь, а не любопытство, иначе секс не доставит удовольствия.

Обязательно следует рассказать о вреде беспорядочных половых связей, которые не только грозят множеством опасных болезней, но и опустошают душу человека. И конечно, следует отдельно поговорить о противозачаточных средствах и их обязательном использовании, а также о ранних нежелательных беременностях.

Основной призыв ко всем родителям – не быть ханжами, не надеяться, что «как-то там будет, мы же как-то выросли». Если ребенок будет обладать правильной и достоверной информацией, то у него сформируется здоровое отношение к сексу, культуре половых отношений и человеческому телу.

Все родители осознают неотвратимость ситуации, когда его любопытный отпрыск озвучит тот самый интимный вопрос. Осознают, но в глубине души надеются, что ситуация разрешится как-нибудь сама и можно будет выкрутиться на ходу. Либо мысленно обдумывают возможный диалог, но чаще всего оказываются все равно не готовыми к разговору и вынужденно переводят тему, откладывают обсуждение на потом или неловко что-то объясняют. Когда же родитель впоследствии собирается с духом и затевает этот непростой разговор, в ответ подросток выдаёт насмешки и негативные эмоции, что свидетельствует о том, что родители своё время упустили.

Многие взрослые полагают, что в современном мире при широкой доступности информации на любые темы в средствах массовой информации и сети Интернет, их ребёнок во всём разберётся сам, возможно что-то выяснит у сверстников. В общем родителям не придётся подбирать выражения для ответов на щекотливые вопросы. Но верна ли такая позиция? И если не верна, то в каком возрасте пора объяснить ребенку, что такое секс? Как правильно рассказать ребенку о сексе, о чем говорить, а о чем пока умолчать – определяется возрастом юного собеседника.

Дети ясельного возраста

Отвечать на вопросы совсем маленьких детей для большинства родителей не составляет труда. В этот период очень важно со всей серьезностью отнестись к просвещению малышей, поскольку представления о правильной модели взаимоотношений между людьми, о любви, сексе формируются с самого раннего возраста. Поэтому не пренебрегайте возможностью рассказать малышам о том, откуда берутся дети.

Что делают дети?

В возрасте года-полутора дети увлечённо изучают собственное тело, очень часто родителей может смутить частое внимание ребёнка к собственным гениталиям. В этом плане познавательный интерес детей не имеет под собой никакого подтекста, кроме обычного любопытства к новым предметам и явлениям.

К двухлетнему возрасту дети уже ассоциируют себя с определённым полом, понимают, что есть мужчины и женщины, мальчики и девочки. Примерно в это же время малыши обращают внимание на разницу в строении тела, что мальчики обладают кое-чем, чего нет у девочек. Именно поэтому детей ясельного возраста часто застают за внимательным изучением интимных зон друг друга.

По мере формирования речи и расширения представлений об окружающем мире, юные исследователи принимаются выяснять историю своего появления. Самый популярный вопрос у деток этого возраста: «Как я появился?»

Как реагировать родителям?

Обнаружив малыша за игрой с собственными гениталиями или за рассматриванием чужих прелестей, категорически не стоит бурно реагировать и проявлять агрессию. Так вы либо напугаете малыша, либо дополнительно подогреете интерес к штукам, которые вызывают столь мощную реакцию родителей. Желание рассмотреть, пощупать новый предмет или расспросить о нём для детей естественно и нормально, в этом смысле гениталии не исключение. Будет здорово, если вы не будете как-то особенно выделять эти части тела при изучении анатомии с малышом. К примеру, во время купания наравне с показом расположения ручек, ножек, ушек и прочих частей тела не стоит обходить вниманием интимные области. Если вы не станете выказывать волнение и особенное отношение к этому, то и для ребенка восприятие любых участков своего тела будет обычно и естественно.

Со временем все дети спрашивают родителей, как они появились. В первые 4 года жизни для малышей подойдёт несложное, но обязательно честное объяснение. Если вы не хотите уронить свой авторитет в глазах ребенка из-за бессмысленной лжи, то не рассказывайте про аистов, капусту и магазины, где продают детей. Лучше сразу прямо и просто скажите, что детки появляются из животика мамы.

Вскоре малыш начнет интересоваться, как же дети там оказываются. И в этот момент также необходимо честно и открыто рассказать про роль папы, который вместе с мамой очень хотел появления на свет их замечательного крохи, очень крепко для этого друг друга любили, нежно обнимались и в итоге получился долгожданный малыш. Такое объяснение в раннем детстве вполне устроит ребёнка и полностью удовлетворит его любопытство.

Дошкольники и дети чуть старше

Что делают дети?

Улавливают из телевизионных передач или разговоров окружающих людей новые слова, в том числе интерес может вызвать и новое понятие «секс». Причем пяти-шестилетний ребенок уточнить, что же это слово обозначает, может в самый неожиданный момент и в самом неподходящем месте, к примеру, посреди магазина или на юбилее любимой бабушки.

Как реагировать родителям?

Задача родителей в этой ситуации не теряться, не показывать своё волнение и не заставлять ребёнка немедленно сбавить тон. Как вы отреагируете, так ваш отпрыск и будет к этому относиться. Ударитесь в панику, зальётесь краской стыда, рассердитесь – малыш тут же усвоит, что тема не очень хорошая, если не вообще под запретом.

Как объяснить ребенку, что такое секс?

Для первого раза может подойти объяснение, что иностранное слово секс – это дословно «пол», в смысле обозначение тети или дяди. Подобные комментарии замечательно подойдут для первых диалогов, особенно для прилюдных.

В дальнейшем не исключено, что этот вопрос прозвучит снова и вам придётся сформулировать более подробные разъяснения. Лучше если этим займутся именно родители, иначе ребёнок займётся самостоятельными поисками интересующей информации любыми доступными ему способами и совершенно неизвестно, что при этом найдёт.

Диалог нужно вести спокойно и дружелюбно, не нагнетая обстановку и не придавая окраску секретности выданной информации. Трактовать понятие «секс» необходимо как отношения любящих друг друга мужчины и женщины. Наглядным примером могут послужить отношения родителей или знакомых семейных пар, истории из сказок.

Ваш ребёнок давно знает, что тела мамы и папы устроены неодинаково. Ваша задача напомнить, что это нормально, так и должно быть по природе вещей. Объясните, что родители очень любят друг друга, часто целуются, обнимаются и делают это так, как свойственно лишь на самом деле любящим друг друга людям.

Любящие пары занимаются сексом, но говорить вслух об этом и демонстрировать всем вокруг свои чувства не принято. Для мамы и папы это важная и очень ценная тайна. В процессе такой любви папина клеточка отдаётся маме, растёт у неё в животе и в итоге появляется маленький человечек.

Повествование о том, что в определённый момент появиться ребёнку на свет из маминого живота помогает врач, может не устроить детей постарше, которые могут сообразить, что например котятам родиться врачи не помогают. В таком случае стоит, отбросив стеснение, просто объяснить, что у мамы есть особенные родовые пути, по которым выходит младенец.

В любом случае в возрасте дошкольников информацию о сексе нужно выдавать постепенно, только в ответ на вопросы ребёнка. Если вы почувствовали, что сейчас любопытство ребёнка исчерпано, остановитесь в объяснениях, не пускайтесь в подробные объяснения. И соответственно ни в коем случае не игнорируйте интерес детей к этой теме.

Объяснять ребенку, что такое секс, нужно доброжелательно, в адекватной возрасту форме и лучше, если это сделают родители.

Если ребенок застал взрослых в процессе

Иногда дети случайно застают родителей во время занятий любовью. Реакция детей 3-6 лет может быть очень разной – от сильного любопытства как к новой игре до испуга. Увидев ребёнка, задача родителей максимально спокойно объяснить свои занятия ребёнку доступными простыми словами. В зависимости от конкретной ситуации можно сказать, что мама с папой играли или мама делала папе массаж.

Если ребенок увидел это на улице

Как бы вы ни старались, вам не удастся оградить детей от всей возможной информации на тему секса. Безусловно, вы проследите за содержанием телевизионных передач или страниц в интернете, которые просматривает ваше чадо. Но рано или поздно вам придётся пояснять, что такое интересное делают уличные кошки или собачки.

Вам не нужно изобретать сложные истории, объясните ребёнку просто как есть, что котики делают котят, собаки – щенят. Ваша задача только пояснить ребенку, что животные следуют только природным инстинктам, а люди в интимных отношениях руководствуются нежными чувствами, симпатией и любовью.

Подростки

Если в самом раннем возрасте вам удалось сформировать у ребёнка адекватное отношение к вопросам секса, то можете быть уверены, что за ответами на новые вопросы в этой сфере он обратится в первую очередь к родителям. Вероятнее всего к началу разговора подросток уже будет располагать некоторыми знаниями на эту тему, но ему любопытно услышать, что расскажете вы. Получается своего рода экзамен для родителей.

Ваш ребёнок достиг стадии половой зрелости и в это период рассказать ребенку о сексе актуально как никогда. Подростки – очень чуткий, ранимый, непростой в общении народ и легко ощущают смущение родителей. Поэтому чрезвычайно важно иметь в ребенком открытые отношения с раннего детства. Важно построить разговор без напряжения, не превращая ваш диалог в сухую лекцию с обилием медицинских терминов.

Лет с одиннадцати каждый ребёнок должен иметь в свободном распоряжении книгу соответствующей тематики (что-нибудь вроде «Как взрослеет моё тело» или любой другой энциклопедии такого содержания). Поэтому с точки зрения физиологии вам уже не нужно будет ничего скрывать от ребёнка.

С девочками на тему секса обычно говорят мамы, с мальчиками – папа или другой авторитетный в глазах подростка мужчина.

Рассказывая ребенку о сексе, физических отношениях людей снова и снова напоминайте, что в основе сексуальных отношений всегда должна быть любовь. Только люди, испытывающие друг к другу особенно тёплые чувства, могут заниматься сексом. В неполных семьях тоже важно объяснить ребёнку, что он был зачат в любви, не смотря на то, что сейчас родители расстались.

Разговоры с девочками на темы взросления и секса должны начаться до начала превращения девочки в девушку, чтобы происходящие с её телом изменения не стали для неё большой неожиданностью.

В теме секса девочек привлекает не процесс как таковой (который больше интересует мальчиков), а стремление таким образом заслужить внимание противоположного пола. Каждой девочке с детства необходимо внушать, что она совершенно особенная, что в юности сохранение девственности особенно важно и не спешить с познанием физической любви. Девушка, женщина – это будущая мама, дающая жизнь. Для этого необходимо созреть не столько физически, сколько быть готовым духовно.

Рассказывая ребенку о сексе, который может привести к неожиданной беременности, не стоит описывать ужасающие перспективы будущего юной мамы и всей вашей семьи, если вдруг произойдет незапланированное зачатие. Излишняя строгость и запреты могут вызвать ответное сопротивление подростка, а во взрослой жизни страх перед нечаянной беременностью может обернуться серьезными интимными проблемами вплоть до психосоматического бесплодия. Просто объясните дочке, что рождение и воспитание детей – это очень сложный и ответственный процесс, справиться с которым по силам только зрелой личности. Особенно старательно стоит предостерегать от ранней беременности девочек с резус-отрицательной кровью, поскольку для них аборт особенно опасен рисками последующего бесплодия.

Разговор с мальчиком о сексе?

Половое созревание мальчиков происходит намного позже, чем девочек. Но и в этом случае очень важно своевременно рассказать ребенку о сексе. Многие школы проводят лекции, на которых даются понятия половых отличиях мужчин и женщин, о сексе с точки зрения физиологии, возможных последствиях. Однако в коллективных обсуждениях подростки, как правило, стесняются открыто озвучить интересующие лично его вопросы, поэтому родители должны быть готовы, что за уточнениями сын обратится именно к ним.

Повествуя сыну о сексе, необходимо не только рассказать о физических деталях процесса, но и обязательно обратить внимание на важность взаимоотношения полов.

Ваш сын – это будущий мужчина, который должен осознавать, что секс – это не только получение физического удовлетворения, но и тонкие взаимные отношения между мужчиной и женщиной. В этом очень важно успеть опередить спонтанное воздействие окружающего не всегда правильного в плане морали просвещения, объясняя ответственность интимных отношений и прививая уважение к своему телу и телу женщины.

О последствиях непросвещенности

В воспитании детей темы сексуальных взаимоотношений чрезвычайно важны. Дать элементарное представление о том, что такое секс, вполне могут современные средства массовой информации или друзья по двору. Но важным недочетом подобного «просвещения» является формирование неправильных представлений о доступности секса и пробелами в отношении рассказов о возможных нежелательных последствиях, вроде нечаянной беременности или передающихся половым путём заболеваний. Эти опасности обернутся массой проблем не только для самого ребёнка, но и для всей семьи, именно поэтому родители не должны надеяться на случай или доверять сексуальное воспитание детей чужим людям или интернету. Как правильно рассказать ребенку о сексе, лучше всего знают только любящие родители.

Иванова Ольга
Беседа «Как и что рассказать детям о космосе»

Как и что рассказать детям о космосе ?

Начать знакомство лучше с Солнца. Это самая важная звезда в нашей солнечной системе, жизнь нашей планеты зависит от нее. Малышу трудно представить себе размеры Солнца, звезд, солнечной системы, планет и Земли тоже. Старайтесь объяснить все сложное на простых вещах, используя подручные средства. Возьмите фонарик или лампу – это солнце, а большой мяч – это Земля, мячик немного меньше – это Луна. Если у вас есть глобус – замечательно, это облегчает задачу! Вместе с ребенком вы можете провести опыт с глобусом или с подручными предметами, рассматривая вопросы смены дня и ночи, почему луну мы иногда видим полной, а иногда - только полумесяц.

Можно сравнить размеры Солнца и Земли, используя тыкву и горошину. Если наша Земля – горошина, то Солнце – это тыква. Старайтесь все объяснить на конкретных простых примерах без неопределенности. В заключение вы можете посмотреть интересные видеоматериалы.

Создайте вместе с детьми на потолке «Звездного неба» из светящихся объемных космических фигур . Вы увидите, какой будет восторг!

Посмотрите вместе с детьми мультфильмы о космосе :

-«Тайна красной планеты» ;«Загадочная планета» ; «Незнайка на Луне»

Почитайте вместе произведений (на выбор) :

Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки» .

Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах»

Также предлагаем вам вместе с детьми смастерить интересные космические поделки .

Расскажите о первом космонавте Ю . А. Гагарине, проявите у ребенка чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов .

Постарайтесь ответить на все вопросы, которые возникнут у ребенка. Если вы чего-то не знаете, не отмахивайтесь, не уходите от ответа! Лучше вместе с ребенком поищите ответ в энциклопедии или в интернете. Ваш авторитет точно не пострадает, а наоборот, Вы покажете, что чего-то не знать – нормально, плохо – не стремиться знать больше.

Учите и читайте стихи «Когда он на землю вернулся» В. Костров, «Марш юных космонавтов » . С. Михалков, «Луноход» . Н. Гончаров, «Я верю друзья…» .В. Войнович, «Знаете, каким он парнем был» (отрывок) Н. Добронравов.

На корабле воздушном,

Космическом , послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … (ракете) .

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля) .

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звёзд калейдоскоп

Астрономы в … (телескоп) .

Ночью в тёмном небе звёзды.

Знает все наперечёт

Звёзды в небе … (звездочёт) .

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … (Гагарин) .

Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснёт … (луна) .

Специальный космический есть аппарат ,

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите … (спутник) .

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски : “астронавт”,

А по-русски … (космонавт ) .

Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит .

Ответ : космонавт

На каком пути ни один человек не бывал?

Ответ : млечный путь

Если дети узнают больше о своей стране, ее мировых достижениях через собственную исследовательскую деятельность, то это приведет к тому, что у дошкольника будет развиваться чувство гордости, уважении, любви к Родине, а также появится стремление быть полезным стране и народу.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Детям о космосе» «Детям о космосе» Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств,.

«Как рассказать детям о войне?» «О подвигах – стихи слагают. О славе – песни создают. Герои никогда не умирают, Герои в нашей памяти живут»….

Презентация «Проект «Детям о космосе» Проект "Детям о космосе" Актуальность: Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это очень увлекательная тема для исследовательской.

Консультация для родителей «Что и как читать детям» «Что и как читать детям» Тема: «Что и как читать детям» Возраст:5-6 лет Цель: Содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книге;.

Консультация для родителей «Как рассказать детям дошкольникам о ВОВ» Как рассказать детям дошкольникам о том тяжелом военном времени? Так, что бы вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания? Расскажите.

Сегодня, во времена космических ракет, спутников и луноходов, нам есть что рассказать своим детям. Однако масштабы Вселенной трудно представить даже взрослому человеку. Осталось придумать, как интересно о космосе и познакомить его с основами астрономии.

Как рассказывать

Учитывая особенности детского возраста, очень важно сделать рассказ простым и эффектным. Для этого можно использовать наглядные опыты. Примеры таких опытов мы описываем ниже. Так, ребенку будет гораздо проще познакомиться с непростыми для него тематическими понятиями.

Сегодня родителям предлагается большое количество тематических материалов, которые также можно использовать в своем рассказе.

Дети дошкольного возраста отлично усваивают информацию, поданную в игровой форме, в форме сказки или стихотворения.


И если вам удастся очаровать детское воображение, возможно, ребенок не только заинтересуется астрономией, но и полюбит эту науку.

Впервые рассказывая ребенку о космосе, подумайте о том, что может быть, будучи уже взрослым человеком, посмотрев на звезды, он вспомнит ваши занятия и улыбнется.


Что рассказывать


Вступление

Посмотри на небо. Кажется, оно совсем близко – протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты, до которых нужно лететь на космическом корабле.

В солнечной системе 8 планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. И одна из этих планет – наша Земля.

Солнце


Что рассказать:

Солнце – это большая и очень горячая звезда, – огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.

Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные – больше Солнца.


Самые яркие среди всех звезд на небе – Полярная звезда и Сириус. Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина.

Наглядный материал:

Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять тыкву или арбуз и горошину. Горошина – это наша Земля, тыква – Солнце.

Земля настолько меньше Солнца, насколько горошина меньше тыквы.


Что рассказать:

Луна – это спутник нашей планеты, она находится всего в трех днях пути. Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки.

Мы видим луну только ночью. Луна, как мы видим ее в небе, не всегда одинаковой формы. Есть следующие фазы: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние.

Если серп в небе похож на букву С, то луна "старая", убывающая. Если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.


Эти фазы можно изобразить для ребенка на бумаге или вырезав их из цветного картона.

Наглядный материал:

Чтобы продемонстрировать, почему луна иногда круглая, иногда в форме полумесяца, возьмите обычную настольную лампу и мяч. Проведите вместе опыт, создав в домашних условиях луну. Покажите ребенку, что мы видим лишь освещенную часть шара.


Земля


Что рассказать:

Нашу планету окружает атмосфера. Это такой защитный слой, который спасает обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения, а также от большинства метеоритов. Его можно сравнить с воздушным покрывалом. Именно благодаря ему на нашей планете есть воздух, которым мы дышим.

Самое главное отличие Земли от других - наличие на ней жизни.

Считается, что все остальное пространство безжизненно. Вера и желание людей найти жизнь на других планетах заставляет нас конструировать космические корабли для путешествия в космос с целью его изучения.

Наглядный материал:

Можно отварить куриное яйцо и на его примере что представляет собой атмосфера Земли. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому, как в яйце желток окружен белком.


Другие планеты солнечной системы


Что рассказать:

В Солнечной системе всего 8 планет. Самая большая из них – это Юпитер. А самая интересная – Сатурн, потому что у него есть огромные кольца вокруг.

Юпитер, Уран и Нептун также имеют кольца, однако их невозможно увидеть с Земли.

Одним из последних был обнаружен Плутон. Его открыли в 1930. Сначала его считали девятой планетой. Но со временем отнесли к другой категории космических тел - "карликовые планеты".

Планетой считаются космические тела, которые:

  • вращаются вокруг какой-то звезды (в случае с Солнечной системой это Солнце);
  • имеют собственную гравитацию, которая объясняет их сферическую (круглую) или приближенную к сферической форму;
  • не находятся вблизи других подобных крупных тел;
  • не являются звездами.

Наглядный материал:

Чтобы запомнить названия всех планет солнечной системы, можно выучить небольшой стишок:

По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.


Звезды


Что рассказать:

Самая близкая к нам звезда – это Солнце. В космосе есть огромное количество звезд, которое невозможно сосчитать. Любая звезда – это раскаленный газовый шар, который сформировался из молекул водорода, соединившихся вместе.

Скопление звезд образует созвездия.


Наглядный материал:

Чтобы рассказать, почему солнце так ярко светит, возьмите обычный фонарик или люминофоровые звездочки. При выключенном свете поднесите их близко к малышу, чтобы он посмотрел, как ярко они горят.

Потом медленно отойдите в конец комнаты, демонстрируя, что светящиеся предметы, удаляясь, становятся маленькими и блеклыми. Объясните, что звезды только кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас.

Увидеть их поближе помогают телескопы, которые приближают изображения звезд и позволяют нам лучше рассмотреть их.

Как летит ракета


Что рассказать:

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году мечта людей о полете в космос сбылась – первый в истории космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос на корабле "Восток-1". Его полет вокруг Земли длился 108 минут. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.

Наглядный материал:

Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, шарик упадет.

Воздушный шарик летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. Примерно по такому принципу и ракета летит в космос, только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.


Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

В первой ступени закончилось топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.

5 игр по теме

1. Игра "Что возьмем с собой в космос"

Разложите перед ребенком рисунки и предложите выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль.

Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.

2. Игра "Космический словарь"

Игра поможет ребенку пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса.

Кто больше назовет слов, связанных с космосом, тот победил.

Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.


3. Игра "Скажи наоборот"

Цель игры – научить ребенка выбирать слова с противоположным значением –антонимы.

Например:
далекий –…
тесный –…
большой –…
подниматься –…
яркий –…
улетать –…
высокий –…
известный –…
включать –…
темный –…

4. Игра "Ориентируемся по звездам"

Вместе с ребенком представьте, что вы моряки, заблудившиеся в Тихом океане. Попросите ребенка вырезать из бумаги маленькие звездочки и помогите приклеить их с обратной стороны столешницы так, чтобы получились созвездия Малой и Большой Медведицы.

Накройте стол покрывалом – это будет ваш корабль, возьмите фонарик и залезайте туда. Сейчас ночь, единственный компас утонул, и все, что вы видите, это звезды над вашими головами (их можно подсветить фонариком).


Покажите ребенку, как можно ориентироваться по звездам, чтобы найти дорогу.

Попробуйте вместе, глядя на звезды, определить, в какую сторону вам плыть, если вы держите путь на восток.

5. Игра "Космические камни"

На каждой кухне есть фольга для запекания. Такой материал может легко превратиться в космические шарики-камни.

Разбросайте их на видных местах, чтобы ребенок затем собрал эти космические камни. Затем их можно метать в цель или просто в миску, тренируя меткость.

Книги для детей на тему космоса

  1. "Удивительное звездное небо. Атлас с наклейками", С. Андреев;
  2. "Открываем космос", Мортон Дженкинс;
  3. "Профессор Астрокот и его путешествие в космос", Доминик Воллиман и Бен Ньюман;
  4. "Космос", Д. Костюков, З.Сурова;
  5. "Увлекательная астрономия", Е.Качур;
  6. Серия "Твоя первая энциклопедия", книга "Чудесная планета", издательство "Махаон";
  7. Серия "Самая первая энциклопедия", книга "Планета Земля", издательство "Росмэн";
  8. "Моя первая книга о космосе", К. Порцевский, М. Лукъянов;
  9. "Звезды и планеты. Энциклопедия для детей", Э. Прати;
  10. "Необыкновенные приключения Пети в космосе", А. Иванов, В. Мерзленко.

Мультфильмы по теме
  1. Цикл мультфильмов "Дети и космос";
  2. Развивающий мультфильм "Планета Земля";
  3. Занимательные уроки Саакаянца "Астрономия для самых маленьких";
  4. "Тайна третьей планеты";
  5. "Незнайка на Луне";
  6. "Мартышки в космосе";
  7. "Свинка Пепа", серия "Путешествие на Луну";
  8. "Звездные собаки: Белка и стрелка";
  9. "Белка и Стрелка: лунные приключения";
  10. "Эгон и Дончи";
  11. "Лунная экспедиция Христофора Кулламбуса";
  12. "Том и Джерри: Полет на Марс";
  13. "Тайна красной планеты";
  14. "Планета 51";
  15. "Большое космическое приключение";
  16. "Планета ветра";
  17. "Мухнем на Луну";
  18. "Валли";
  19. "Планета сокровищ";
  20. "Смешарики: пин-код сборник".

Где посмотреть на звезды в Москве


1. Обсерватории

Московский городской дворец детского и юношеского творчества

м. Университет, ул. Косыгина, д. 17, кор. 1Цена: бесплатно.

Астрономическая обсерватория МГУ
(Государственном астрономическом институте имени П.К. Штернберга при МГУ)

Москва, Университетский проспект, д. 13
Цена: бесплатно.

Обсерватория при Московском планетарии

м. Баррикадная, Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: в будни 250 рублей, в выходные 300 рублей.

Народная обсерватория на территории Парка Горького

м. Парк Горького, Октябрьская.
Цена: 200 руб.

Народная обсерватория на территории парка Сокольники

м. Сокольники, территория парка
Цена: 150 руб.
С четверга по воскресенье можно взять в прокат выносной телескоп за 50 рублей.

2. Планетарии

Московский планетарий

ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: от 100 руб.

Планетарий Центрального Дома Российской Армии

Суворовская пл., д. 2, стр. 32
Цена: 200 руб.