Что такое ультрамарин? Свойства и применение вещества. Цвет ультрамарин в одежде и интерьере: с чем сочетается и как использовать

Многие животные не различают цвета, но для человека важны краски окружающего мира. Наиболее приятными оттенками мы окружаем себя в повседневной жизни. Иногда это происходит осознанно, а порой – на уровне подсознания. Понятие цветотерапии прочно вошло в обиход. Материалы на сайте https://vdome.club затрагивают вопросы колористики применительно к жилищу. Что представляет из себя цвет ультрамарин в одежде и интерьере и с его можно сочетать, мы расскажем в этой статье.

Оттенок ультрамарин (сверх-морской) – это насыщенный, плотный, глубокий, яркий синий цвет. В природе он встречается редко, к примеру, в виде минерала лазурита (ляпис-лазури). Подобная окраска наблюдается и у цветочных лепестков (петунии, лобелии, фиалки). Так иногда выглядят морские волны в предзакатный час, когда синева обогащается фиолетовым подтоном.

Современная эпоха подарила миру искусственные красители, и ультрамарин стал доступным цветом. Этот оттенок востребован в оформлении интерьеров, а также в одежде. Монохромный (одноцветный) вариант применения ультрамарина – слишком тяжкое испытание для психики.


Зато такая окраска прекрасно смотрится в соединениях с другими цветами, причем всегда играет роль яркого контраста. Этот закон действует и при эффекте деграде – плавном переходе от нежно-голубого к ультрамарину.

С чем сочетается?

  • В современной моде наиболее актуальны сочетания ультрамарина с рыжевато-коричневым, ярко-оранжевым и розовым. Они необычны, и глаз еще не «замылился» при их восприятии. В интерьере подобное соединение цветов порой граничит с китчем, но для одежды уже становится классикой.
  • Соединение ультрамарина с цветом корицы или кофе выглядит благородно и дорого. А рыжеволосые красавицы в ультрамариновых блузках или платьях обязательно привлекут внимание. Глубокий синий подходит также брюнеткам и иногда — платиновым блондинкам. Но он сложен для обрамления пастельной женской красоты.


  • Ярко-оранжевый и ультрамарин – наиболее контрастное сочетание. Оранжевый оживляет оптимизмом нотку мрачности ультрамарина. Вполне достойно смотрится вариант наряда, при котором один из этих цветов преобладает, а другой присутствует в виде небольшого акцента.
  • Соединение ультрамарина и розового – детское или молодежное. Расширить диапазон его применения, в том числе и в интерьере, возможно за счет смягчения «ядовитости» розового — сдвига в пастельный тон. Возрастной вариант одежды допускает соседство глубокого оттенка фуксии и ультрамарина, особенно для брюнеток восточного типа.
  • Классикой считаются сочетания ультрамарина с чистыми и плотными оттенками таких цветов, как желтый и зеленый. Здесь тоже играют контрасты. А вот традиционное смягчение ультрамарина светло-серым – слегка холодновато, необходим третий цвет в аксессуарах для оживления картинки. Зато вкрапления насыщенного синего отлично смотрятся в строгих серых интерьерах.
  • Соседство ультрамарина с черным создает образ надежный и деловитый, но немного суховатый и скучноватый. А вот синий с белым освежает, как и контраст с различными пастельными тонами. Непросто сочетать ультрамарин с красным – тут нужен развитый вкус.


Теперь вы знаете, как выгодно использовать цвет ультрамарин в одежде и интерьере.

Ультрамарин был популярен ещё в Средние века. Его использовали для создания произведений искусства, а название стало обозначать ярко-синий оттенок. Но что такое ультрамарин? Из чего он состоит? Где применяется? Давайте узнаем.

Что такое ультрамарин: описание вещества

Название вещества состоит из двух латинских слов: ultra (сверх) и marinus (морской). Вместе они трактуются как «сверхморской», то есть «более синий, чем морской». Что такое ультрамарин? Это краситель, созданный из измельченного минерала. Изначально это природный материал, основой для которого служил полудрагоценный камень лазурит или же ляпис-лазурь. Он действительно имеет насыщенный цвет, от голубого до глубокого фиолетового оттенка.

О том, что такое ультрамарин, знали ещё в Средние века. В Китае его использовали для росписи фарфора, в Европе художники создавали с его помощью свои полотна (Вермеер, Леонардо Да Винчи и т. д.). Лазурит для красителя добывали в Афганистане, что было очень долго и дорого.

В XVIII веке были обнаружены месторождения в Прибайкалье, но к тому времени ультрамарин уже успели заменить более дешёвыми и не менее яркими красителями - берлинской лазурью и кобальтовой синькой. В XIX веке синий ультрамарин научились получать искусственно, используя те же компоненты, которые присутствуют в натуральном камне. Он был гораздо дешевле «двойника», но практически не уступал ему по качеству.

Камень лазурит

Природный материал для ультрамарина использовался как поделочный камень. Ляпис-лазурь считается полудрагоценным минералом первого порядка, наряду с нефритом, яшмой, лабрадоритом, агатом и горным хрусталём.

Наиболее высоко ценится камень тёмно-синего и василькового цветов, в которых отсутствуют или малозаметны белые, серый и голубые включения. Золотые вкрапления пирита при этом, наоборот, придают ему стоимость.

Минерал легко обрабатывается, обладает мягкостью и повышенной хрупкостью. Чтобы сделать из него краситель, камень перетирали в порошок, очищали и смешивали с олифой. Для придания ему более насыщенного и ясного оттенка его прокаливали докрасна. Главной задачей было не передержать его, иначе минерал терял свой цвет.

Синим камнем украшали вазы, шкатулки, делали из него статуэтки. Лазуритом облицовывали детали интерьера и инкрустировали мозаики. Его можно увидеть на колоннах Исаакиевского собора в Петербурге. Минерал был очень востребован в Древнем Египте. Им отделывали гробницы фараонов и вставляли в царские украшения. А на востоке ему приписывали магические свойства.

Свойства ультрамарина

Ультрамарин известен как минеральная краска ярко-синего цвета. Это порошок, который не растворяется в воде и органических растворителях, стойко переносит свет и взаимодействие с щёлочью. Легко разрушается от кислот.

В зависимости от состава, он также может быть зелёным, красным, фиолетовым и белым. Главными компонентами вещества являются сера, инфузорная земля (амфорный диоксид кремния), алюмосиликат и силикат натрия. Формула природного минерала лазурита - Na 6 Ca 2 (AlSiO 4) 6 (SO 4 ,S,Cl) 2 . При создании искусственного красителя ещё добавляют соду, кокс и пек.

За яркий синий цвет ультрамарина отвечают анионы серы, занимающие определённые положения в кристаллической решётке вещества. Примеси пирита в минерале придают красителю тёмный и грязный оттенок, от мрамора цвет становится более мутным.

В искусственном производстве диапазон цветов ультрамарина более широкий. Лёгкий фиолетовый оттенок и стойкий пигмент получается при обжиге в температуре 250 градусов. Он также обладает высокой укрывистостью. Сильный фиолетовый выходит, если обычный синий ультрамарин смешать с хлористым аммонием и нагреть до 200 градусов.

Зелёный цвет красителю придаёт смесь кварца и каолина с серой, сернокислым натрием и древесным углём. Красный пигмент получают из фиолетового с применением соляной кислоты и окисления воздухом. Похожим способом можно создать и розовый оттенок.

Применение ультрамарина

Пигмент изготавливают двумя стадиями. На первом этапе при высоких температурах (сначала 450, а потом 800 градусов) получают зелёный ультрамарин. Потом он поддаётся повторному обжигу в 450 градусов с доступом к кислороду. После чего удаляется избыток серы.

Ультрамарин используют для подкрашивания пластмасс, бумаги, лакокрасочных материалов и текстиля. Он нужен для окрашивания резины, линолеума. Для этих целей подходит пигмент различных оттенков. А вот для живописи используют в основном синий или фиолетовый ультрамарин, красный и жёлтый для этого непригодны.

Если попытаться описать цвет ультрамарин с точки зрения точной науки химии, то сложные термины попросту дадут такое же сухое научное описание. Таким способом просто невозможно передать всю красоту и необычайность цвета ультрамарин. Все эти химические названия не несут той загадочной красоты, которую можно выразить обычным описанием этого оттенка. Вот спросите любую девушку, что она понимает под этим необычайным цветом. Естественно, вы услышите ответ, полный восхищения и удовольствия, ведь одежда цвета ультрамарина – это чуть ли ни самое полюбившееся нашим утонченным женщинам.

Ультрамарин – это яркий, глубокий оттенок синего цвета. Он может быть как насыщенным, так и легким, как плотным, так и полупрозрачным, но во всех своих вариациях ультрамарин не уступает другим модным оттенкам, и по сей день находится в центре внимания стилистов и модельеров. Одежда цвета ультрамарина зачастую представлена в весенне-летних коллекциях, так как вызывает приятные ассоциации с морским прибоем, чистым голубым небом и манящими летними вечерами.

В центре внимания.

Ультрамарин является классическим цветом в одежде и, поэтому предполагает достаточно простые и элегантные формы современных моделей. Его можно применить в любой ситуации и для любых целей.

Собираясь на летнюю прогулку, непременно подойдет струящееся платье легкого полупрозрачного ультрамаринового оттенка. Купив однажды такое платье, вы сможете каждое лето чувствовать себя королевой! Этот достаточно практичный цвет выручит вас не только в жаркий летний день, смело приобретайте одежду цвета ультрамарина для работы в офисе.

Не стоит забывать, что нежный макияж, скромная прическа и минимум украшений придаст вашему рабочему образу некую серьезность и умеренную строгость. Для этих целей подойдет модель «футляр», а в качестве вечернего наряда подходящим будет наряд иного фасона – «тюльпан». Обыграв его крупными аксессуарами и вечерним макияжем, можно смело отправляться на любой коктейльный вечер или светское мероприятие. Таким образом, этот многогранный оттенок ультрамарин способен сделать вас нежной и одновременно страстной натурой, смело идущей к своей цели.

Носить одежду цвета ультрамарина достаточно легко, но если знать еще с какими оттенками его правильно сочетать, то успех вам гарантирован! Добавляя в свой образ различные яркие и другие тона, вы с легкостью создаете все новые и новые для себя образы, при этом раскрывая свою индивидуальность.

Если ваш любимый цвет ультрамарин, то смело сочетайте его со всеми яркими оттенками лета: желтый, красный, зеленый, лиловый, пурпурный, оранжевый… Вот только не со всеми сразу. Достаточно будет выбрать каких-либо два, и вы уже выгодно и эффектно выделяетесь из толпы. Не забывайте при этом продумать все мельчайшие детали вашего образа, так как чрезмерное количество цветов может сделать вас похожими на яркую птицу.

Если выделяться не входит в ваши планы, то достаточно будет разбавить наряд цвета ультрамарин несколькими яркими цветными аксессуарами. Если основной оттенок слишком насыщенный и глубокий, то смягчить его поможет нежная пастельная гамма. Она придаст образу сдержанность и элегантность.

Такие цвета, как светло-серый, светло-бирюзовый и белый прекрасно подойдут для самодостаточной леди, одетой в костюм ультрамаринового оттенка. Это позволит выглядеть не слишком броско и достаточно сдержанно. Не стоит забывать о том, что такой образ хоть и несет деловой характер, но при этом добавляет свою прохладу и неприступность. На тот случай, если вы - отнюдь не сторонник яркого и привлекательного, то черный и темно-синий цвета будут прекрасно сочетаться с ультрамарином в повседневном стиле одежды.

Ультрамарин (химическая формула: (Na 2 O Al 2 O 3 mSiO 2) x Na 2 Sn) является неорганическим пигментом. Используется в лакокрасочной промышленности для сообщения краскам и эмалям зеленого, фиолетового, красного, и, в основном, синего цвета). В основу пигмента входит алюмосиликат натрия, который содержит включения полисульфидов и сульфидов натрия. Именно от полисульфидов натрия зависит основной цвет неорганического пигмента ультрамарина. Значение n колеблется от 2 до 5, m – от 2 до 3, x - от 1 до 5. Для ультрамарина синего цвета n = 2 – 5, m = 2,5 – 3 и х = 2,5 – 3. Кристаллическая решетка всех ультрамаринов одинакова и не зависит от цвета и химического состава пигмента.

Получение (производство) синего пигмента ультрамарина

Синий пигмент ультрамарин производят путем термической обработки исходного материала. Сырьем служит несколько компонентов: диатомит (он же инфузорная земля, целит, кизельгур или горная мука), каолин, имеющий химическую формулу Al 2 O 3 2SiO 2 2H 2 O, карбонат натрия (кальцинированная сода) и сера. Кроме основных компонентов к смеси сырья добавляют древесный уголь либо каменноугольный пек (битум). Они служат восстановителями. К сырью, используемого в производстве ультрамарина, предъявляется ряд требований. Например, каустическая сода обязательно должна быть чистой, без примеси бикарбонатов. Это необходимо для того, чтоб полисульфиды натрия, образующиеся на начальном этапе обжига, не разложились. С этой же целью сырье перед термической обработкой тщательно просушивают. Диатомит и каолин не должны содержать примеси железа. Порошок серы не должен содержать примесей мышьяка, которые в процессе производства ультрамарина могут образовать с водородом очень токсичное соединение – арсин (мышьяковистый водород).

Для получения шихты все составляющие тщательно дробят до гомогенного состояния смеси. Измельчение сначала проводят всех компонентов по отдельности, а потом в смеси, в требуемом соотношении. Термическая обработка шихты может проводиться двумя методами: одностадийным либо двухстадийным.

Одностадийный способ термообработки предусматривает загрузку шихты небольшими партиями по 5 – 7 килограмм в пористые тигли, изготовленные из шамотного кирпича. Каждый тигель закрывают крышкой и загружают в печь. Непосредственно в печи тигли располагаются рядами, один ставят на другой. Процесс обжига условно делится на три стадии. В первом периоде в восстановительной среде образуются полисульфиды и сульфиды натрия. При этом температура повышается до 450 °С. Воздух в систему не поступает. Во втором периоде протекает реакция между каолином и полисульфидами натрия. Продуктом взаимодействия этих элементов является ультрамарин зеленого цвета. Процесс протекает также в восстановительной среде, без доступа воздуха и при температуре около 725 - 780 °С. Смесь выдерживают несколько часов. Третий этап термообработки – «томление», в процессе которого зеленый ультрамарин окисляется и приобретает синий цвет. В период «томления» печь постепенно охлаждается при свободном доступе кислорода воздуха. Данный этап занимает около 8 – 15 суток.

Одностадийный способ термической обработки шихты сейчас используется очень редко, т.к. занимает много времени и требует больших трудозатрат. Печь долго разогревается, ее КПД низкий. Кроме того, за счет неравномерного распределения температуры внутри печи, ультрамарин получается низкого качества, с неоднородной структурой.

В наше время практически на всех предприятиях используют двухстадийную термическую обработку шихты при производстве синего пигмента ультрамарина. Он позволяет все вышеперечисленные недостатки устранить. Сущность метода заключается в раздельном получении зеленого и синего пигмента. Благодаря современному, хорошо оснащенному оборудованию на стадии производства зеленого пигмента ультрамарина производится обжиг небольших партий материала, а в процессе изготовления синего - смесь постоянно перемешивается. Первая стадия (производство зеленого ультрамарина) протекает в специальных печах шахтного типа, а вторая (получение пигмента ультрамарина синего цвета) – в печах с непрерывным перемешиванием при помощи встроенных мешалок. Эффективным также является метод производства ультрамарина с использованием печей вращающегося типа. Длительность двухстадийного способа составляет всего около 40 – 50 часов.

В результате обжига можно получить полуфабрикатный ультрамарин, который еще необходимо очистить от посторонних водорастворимых включений (удаляют соли, используя отмывку), просушить и тщательно измельчить.

Свойства пигмента ультрамарина

Ультрамарин используется только для придания цвета лакокрасочному материалу , способность защиты от пигмент краскам и эмалям не сообщает. Кристаллическая решетка пигмента ультрамарина выстроена из оксидов кремния и алюминия. Между узлами решетки находятся ионы серы и натрия. Характер связи натрия и серы определяет цвет ультрамарина. В красном и фиолетовом неорганическом пигменте между серой и натрием нет связи. В синем ультрамарине они образуют тетрасульфид, а в зеленом – дисульфид. Плотность ультрамарина составляет около 2200 – 2700 кг/м 3 . Укрывистость небольшая – всего около 120 г/м 2 . Термостойкость ультрамарина - до 500 – 600 °С. Пигмент отличается очень высокой светостойкостью, но и фотоактивностью, поэтому не используется в производстве лакокрасочных материалов, предназначенных защищать поверхность от атмосферной коррозии . Размер фракций ультрамарина может быть очень разным, от 0,5 до 10 мкм. Интенсивность цвета не зависит от степени дисперсности. Даже самый тонкодисперсный порошок будет характеризоваться интенсивностью, намного меньшей, чем у лазури. Данная характеристика определяется химическим составом. Возрастание интенсивности и насыщенности происходит с увеличением содержания серы.

Ультрамарин разрушается под воздействием растворов кислот. При этом происходит выделение сероводорода. Но пигмент обладает достаточной устойчивостью к щелочам.

Применение (использование) ультрамарина

Ультрамарин нашел довольно широкое применение в различных сферах производства. Используется при изготовлении композиционных и лакокрасочных материалов. Ультрамарин синего цвета в производстве художественных красок, эмалей, композиций на основе клея, известковых и эмульсионных лакокрасочных материалов. В очень малом количестве пигмент ультрамарин вводят в системы для нейтрализации желтизны готового продукта. Так отбеливают сахар, текстиль, бумагу, эмали и краски и многое другое. Используется ультрамарин и в производстве пластических масс, линолеума и пр.

(100, 99, 8, 7) HSV ( , , ) (244°, 93%, 56%)

¹ : Нормализовано к
² : Нормализовано к

Ультрамари́н - неорганический пигмент .

Описание

Ультрамарин представляет собой синтетический алюмосиликат натрия с включением полисульфидов натрия. В зависимости от своего состава может быть белым, зелёным, синим, фиолетовым и красным.

От полисульфидов натрия зависит цветовая характеристика ультрамарина.

Ультрамарин отвечает общей формуле:

n(Na 2 O·Al 2 O 3 ·mSiO 2)·Na 2 S x

где n = 2 - 3; m = 2 - 3; x = 1 - 5

Наибольшее практическое значение имеет высококремнистый многосернистый продукт насыщенного синего цвета, отвечающий составу

2(Na 2 O·Al 2 O 3 ·3SiO 2)·Na 2 S 4

В зависимости от содержания серы и соотношения между алюминием и кремнием различают следующие синие ультрамарины:

  • малосернистый и малокремнистый с зеленоватым оттенком
  • многосернистный и малокремнистый
  • многосернистый и многокремнистый с красноватым оттенком.

Независимо от состава и цвета все ультрамарины имеют одинаковую кристаллическую решетку , такую же, как и природный ультрамарин (ляпис-лазурь).

Ультрамарин противокоррозионным свойствами не обладает, малоукрывист (лессирует) (укрывистость составляет 120 г/м²), термо- и светостоек, но фотоактивен, поэтому не может применяться для атмосферостойких покрытий. Устойчив к щелочам , но разрушается кислотами с выделением сероводорода .

Применение

Применяется в качестве пигмента в наполненных композиционных материалах. Широко применяется для подсинивания - устранения жёлтого оттенка белых лакокрасочных материалов, текстиля , бумаги , пластмасс , сахара и других материалов.

Получение

Процесс производства ультрамарина осуществляется термическим способом в две стадии. Тонкоизмельчённую шихту , состоящую из алюмосиликата - каолина , аморфного диоксида кремния (инфузорной земли), соды , серы , кокса или пека (битума), брикетируют и подвергают восстановительному обжигу без доступа воздуха.

Вначале при температуре 450 °C образуются полисульфиды и удаляется вода, затем при 780-800 °C получается промежуточный продукт - зелёный ультрамарин.

На второй стадии окислительного обжига при доступе воздуха и температуре 450 °C происходит превращение зелёного ультрамарина в синий и удаление избытка серы.

Обжиг шихты проводится последовательно в двух вращающихся печах непрерывного действия. Обожжённый полуфабрикат подвергается мокрому размолу, промывке от водорастворимых солей, гидросепарации и сушке.

См. также

Напишите отзыв о статье "Ультрамарин"

Литература

  • Ермилов П. И., Индейкин Е. А., Толмачев И. А. Пигменты и пигментированные лакокрасочные материалы. - Л. Химия, 1987
  • Беленький Е. Ф., Рискин И. В. Химия и технология пигментов. - Л., Химия, 1974
  • Сырье и полупродукты для лакокрасочных материалов. Справочное пособие. под. ред. М. М. Гольдберга. - М.: Химия, 1978

Ссылки

  • . Проверено 2 января 2015.