Что такое турбийон? Часы с турбийоном: цены и отзывы

Создатель турбийона.

В 1795 году гениальный изобретатель часовых механизмов Абрахам Луи Бреге (Abraham-Louis Breguet) нашел решение одной из самых больших проблем часовых механизмов ого времени. Он нашел способ побороть гравитацию, и связанные с ней погрешности хода. В то время часы были далеки от той точности, которую сейчас показывают даже самые простые и дешевые наручные часы.

Виной тому было гравитационное поле земли. Когда карманные часы лежали строго горизонтально, весь механизм был расположен перпендикулярно оси земного притяжения. Но такие ясные моменты случались в их жизни не часто, и большую часть своего времени pocketwatch проводили в специальном кармане, в вертикальном положении, когда на все детали действовали силы тяжести, заставляя пружину бороться с земным притяжением либо наоборот. А поскольку математический центр тяжести детали практически никогда не совпадал в физическим, ход часов еще более “уходил в разнос” в зависимости от положения часов в пространстве.

Само слово турбийон (tourbillon) , французское, означает вихрь. Полное, авторское название Regulateur a Tourbillion. Официальным денм рождения турбийона считается 14 апреля 1801 года. Это дата, поставленная Бреге на письме к французскому министру внутренних дел, с сообщением о его новом изобретении и просьбой закрепить за ним патент на 10 лет.

Сама идея турбйиона довольно проста – чтобы скомпенсировать влияние гравитации на подвижные и сбалансированные детали механизма, а именно баланс, спираль и спуск, нужно заставить вращаться вокруг собственной оси внутри корпуса часов! Додуматься, положим до этого мог любой хороший инженер, но гениальность Бреге в том, что он смог воплотить это в жизнь.

Устройство часов

Чтобы понять внутреннюю “кухню” часов с турбийоном, надо сначала хотя бы поверхностно изучить устройство обычных часов.

Сейчас все наручные и карманные часы устроены по одному принципу. Сердцем механизма является балансирный механизм, который сочетает в себе балансирное колесо, пружину, вилку, градусник и храповик. В данной статье мы рассмотрим швейцарский спусковой механизм.

Швейцарский часовой механизм

Спусковой механизм приводит в движение колебательный элемент часов, в роли которого выступает балансирное колесо. Сам он получает энергию от зубчатой шестерни, которая получает энергию в виде толчков от пружины, или, как в случае с турбийонной системой, от двух пружин. Спусковой механизм, состоящий из вилки и храповика задает частоту колебания и ограничивает пружины от неконтролируемого раскручивания всей системы. Это позволяет храповику равномерно колебаться, вращаясь, двигая весь механизм отсчёта времени часов с постоянной скоростью. Одновременно с этим, маятник поддерживает колебания колеса, небольшими толчками. Одновременно с этим швейцарский спусковой механизм способен вновь запуститься самостоятельно после неудачного встряхивания.

Каждое колебание маятника, заставляет храповик поворачиваться на одну шестерню, из-за этого часы тикают. Для регулировки скорости колебания маятника используется градусник, специальный винт, выводящий из действия некоторую часть пружины маятника.

Принцип действия турбийона.

И вот, чтобы обеспечить безукоризненный ход часов, Бреге ставит весь спусковой механизм на раму, которая постоянно вращается вокруг своей оси, устраняя погрешности хода. Один оборот турбийона обычно равен одной минуте, что позволяет использовать эту частоту заодно и для задания хода секундной стрелке.

Спусковой механизм закреплен на платформе – “каретке”, также на ней закреплено зубчатое колесо в виде короны, или триб, он вращается вместе с храповиком, и передает вращение “наружу”, через колесную передачу, от которой впоследствии приводятся в движение стрелки и весь механизм.

Турбийон очень сложен изготовлении, сам Бреге собрал всего 30 подобных механизмов. Даже сейчас механихм весом всего несколько карат может состоять из нескольких десятков деталей, и порой доходить до сотни.

Вы представляете себе, сколько деталей в наручных часах, с турбийоном, полным набором стрелок, автоподзаводом и например указанием дня и месяца, а также дня или ночи? Поэтому даже сейчас, с появлением лазерной прецизионной резки металлов и новейших способов их обработки даже самые именитые компании выпускают не более 10-20 турбийонов в год. Сегодня необходимость в этом теническом изыске отпала, поскольку часы и без того стали точными, и остается в конструкции только самых дорогих из них, как дань высокому часовому искусству.

Существуют не только “минутные” турбийоны, создавались и создаются механизмы со временем обращения 4,6 или 8 минут. В начале 20 века создавались часы с поворотом катерки 52,5 минуты, 59 минут и 60 минут. Для получения такой скорости вращения в каретку помещалось еще одно промежуточное колесо, ходящее в зацепление с трибом.

Турбийон это красиво

На данный момент существует две основные схемы по которым собираются турбийоны. Первая – классическая, когда каретка закреплена с обоих сторон по оси вращения. Такой способ крепление предполагает размещение с лицевой части механизма “моста”, арочной конструкции, как правило с тремя точками опоры, через пролеты которой виден остальной механизм. В него встраивается шарикоподшипник, сделанный из рубинов.

Второй тип – парящий. Здесь мост отсутствует, а каретка закреплена только с одной стороны, таким образом ничто не мешает любоваться работой механизма.

С появлением турбийона не утихали споры о его нужности и полезности. По сути он хорошо работает только тогда, когда часы находятся в вертикальном положении, в горизонтальном он не нужен. И вообще наручные часы иногда принимают весьма нестандартные положения в пространстве.

Ответом на все эти споры послужила разработка двухосевого турбийона, которыйдвигался не только по собственной горизонтали, но и оборачивался по вертикали.

Двухосевой турбийон

Такая конструкция запатентована еще в 1978 году англичанином Энтони Рэнделлом и реализована в экспериментальных карманных часах. Но такой турбийон занимал крайне много места, и до 2003 года в карманные часы не помещался никем. Это удалось только Франку Мюллеру и прецизионным технологиям. Часы Revolution 2 обладают именно таким турбийоном.

При всей своей сложности, этот турбийон еще и вращается с разной скоростью. На циферблате часов размещены две стрелки: правая отсчитывает минуты, и заодно оборот турбийона по оси баланса, а вторая показывается его обороты по перпендикулярной оси и имеет 8 минутную разметку.

Механизм турбийона в часах Joseph Chevalier
Калибр CH 1760

Полноценный подшипник из рубинов, размером около миллиметра

Весь механизм турбийона отдельно

фото взяты с сайта horology.ru

Чтобы понять что такое турбийон на деле надо один раз увидеть.

Разобраться в китайской часовой промышленности не легче, чем в китайской письменности. Несколько проще провести исследование китайских турбийонов. Страна производит их уже десятками тысяч, но более-менее качественные хронометры с этим усложнением удается делать лишь нескольким компаниям. О них, читайте в обзоре журнала Chronoscope.

Первый китайский турбийон был сделан в 1990 году мастером Киу Тай Ю (Kiu Tai Yu) — полностью вручную. Эта работа открыла перед гонконгским часовщиком двери в Академию Независимых Часовых Мастеров (ACHI). Все последующие хронометры Киу Тай Ю были не менее уникальны и выпускались только ограниченными сериями. Некоторые модели, такие как The Mystery Tourbillon, иногда попадают на аукционы. В частности на Antiquorum .

Массовое фабричное производство турбийонов в Китае началось только в новом тысячелетии. Сегодня их выпускают уже шесть-семь фабрик. Некоторые из них делают только механизмы и продают их многочисленным фирмам, занимающимся сборкой часов. Относительная дешевизна китайской механики в сравнении со швейцарской позволяет очень вольно обходиться с этим усложнением, поэтому и качество конечного товара чаще всего находится за пределами добра, зла и здравого смысла.

Из огромного числа фабрик положительно выглядят только пять: Sea-Gull , Fiyta , Beijing Watch Factory , Longio Watch Co , Liaoning Watch Factory . Самая технологически развитая из них — Sea-Gull.

Многие, возможно, слышали о часах с турбийоном – в основном, в связи с описанием быта богатых людей или аксессуаров олигархов. Почему же те, кто может не жалеть денег для приобретения качественных вещей, часто предпочитают именно такие часы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, что же представляет собой турбийон, и в чем заключаются преимущества его использования, если речь идет о наручных часах .

Многие специалисты, и просто ценители хороших изделий, считают турбийон настоящим чудом механики. Само слово « турбийон» пришло к нам из французского языка, где оно обозначает « вихрь». Не стоит полагать, что это изобретение наших дней, как думают многие. На самом деле, данное устройство часов было изобретено французским мастером Луи Бреге. И было это даже не в прошлом, а в позапрошлом веке. Точнее – в 1801 году. Известна даже точная дата изобретения – 14 апреля. Откуда такая точность? Само изобретение, конечно, заняло у мастера не один день. Но 14 апреля Бреге написал во французское министерство письмо, в котором сообщал о своем изобретении, и просил его узаконить. На самом деле, точно неизвестно, сколько времени провел Бреге за своим изобретением, основные принципы работы которого бросали вызов силе тяготения. Но именно это позволило обеспечить невиданную ранее точность хода часов.

Проблемой часов того времени – да и многих современных механических часов – была незначительная неточность хода. Основная причина этого заключалась в том, что механизм давал определенные сбои при перемещении часов в пространстве. А такое перемещение является неизбежным при использовании и карманных, и наручных часов. Центр тяжести, в результате таких перемещений, постоянно смещается. К тому же, воздействие гравитации в горизонтальном и вертикальном положении механизма является различным. В результате, со временем часы неизбежно начинают показывать время с погрешностями, и их постоянно приходится подводить. Решением этого вопроса и занялся известный французский мастер. Он создал весьма сложный механизм, который « обходил» закон гравитации. Снабженные им часы показывают время точно, независимо от своего положения в пространстве. Турбийон используется в часовом деле уже более 200 лет. И конструкция его в течение этих двух столетий осталась практически неизменной.

Механизм таких часов обладает свойством самокомпенсации. Для размещения спускового механизма используется специальная платформа. Она поворачивается вокруг своей оси в течение определенного промежутка времени. Чаще всего этот промежуток определяется в одну минуту. Таким образом, и центр тяжести постоянно находится в движении. Если в первые 30 секунд хода и возникают погрешности, они выправляются в течение следующих 30 секунд. И так – каждую минуту. Интересно, что турбийон разрабатывался изначально для карманных часов. Как известно, с изобретением наручных часов карманные модели практически вышли из употребления. На определенное время был забыт и турбийон. Одной из причин этого стало и то, что многие производители были заинтересованы не столько в точности хода своих часов, сколько в их доступной цене. И только в прошлом веке турбийон снова начал использоваться. Те производители, которые решили его возродить, сделали ставку на подобный механизм как на свое основное преимущество перед конкурентами. А чтобы подчеркнуть уникальность таких изделий, корпус их часто выполняется таким образом, чтобы турбийон был виден.

Высокая стоимость часов с турбийоном обусловлена тем, что подобные механизмы требуют очень высокой тщательности сборки. А также исключительной культуры производства, которой обладают далеко не все современные бренды. О сложности изготовления подобных моделей свидетельствует хотя бы тот факт, что даже производители, которые за это берутся, выпускают всего около 10 часов в год. Так что часы с турбийоном по праву считаются эксклюзивными изделиями, позволить себе которые может далеко не каждый ценитель хороших часов.

Более двухсот лет минуло с тех пор, как Авраам Луи Бреге изобрел турбийон. Но до конца ХХ века лишь считанные эксперты часового дела знали, что это такое. И еще меньше людей - несколько коллекционеров - могли сквозь заветное окошко на циферблате полюбоваться вращением этого хитроумного и загадочного механизма.
Турбийон – это усложнение, принцип работы которого заключается в особом устройстве узла баланса, позволяющем нивелировать действие земной гравитации и повысить точность хода часов.

Турбийон – очень красивое, но не вполне полезное устройство. Задумывался он для карманных часов, большую часть времени пребывающих в вертикальном положении. Число деталей турбийона зачастую переваливало за сотню, причем каждая требовала подлинно филигранного исполнения.
Механизм имел достаточно большие для наручных часов габариты и отнимал много энергии, которая в сложных часах всегда дороже золота корпуса. Добавьте сюда хрупкость турбийона, и от него останется только звучное название, которое, кстати, переводится как "вихрь".

В результате приспособление, обманувшее силу притяжения, притягивало к себе только самых искусных часовщиков и самых богатых покупателей. Клонилось к закату второе столетие века турбийона, а количество произведенных механизмов все еще исчислялось десятками. Хотя даже более сложные в изготовлении репетиры имели куда более широкое распространение.
И дело даже не в том, что номинальная цена турбийона несопоставима с его практической ценностью. Часы с турбийоном покупают "за красивый глаз", а еще потому, что истинная стоимость коллекционной и престижной вещи выше адекватного ей денежного эквивалента. А коллекционных вещей не может быть много. То есть турбийонов намеренно производилось меньше, чем теоретически возможно.

О красивых и дорогих турбийонах часовщики вспомнили в конце ХХ века, когда часы превратились в статусную вещь и резко взлетели в цене. Тем более что в 90-х годах в часовое дело активно вторглись современные микротехнологии. Не смогли устоять перед высокоточным автоматизированным производством и турбийоны. Особенно отличилась швейцарская фирма Progress, которая на рубеже тысячелетий запатентовала турбийон новой конструкции Preciplus ("Сверхточный").

Число деталей механизма сократилось до 38, цена упала до 2-3 тысяч долларов, а само усложнение могло повторить судьбу, скажем, автоподзавода, которым оснащены 9 из 10 современных механических часов. Так бы все и вышло, не скажи свое веское слово Швейцарская часовая федерация. «Прогрессистам» не дали широко развернуться, но прецедент был создан. Теперь турбийоны присутствуют в марках, от которых еще десять лет назад никто не ожидал такой прыти. А грандам часового дела приходится считаться с тем, что самим фактом наличия турбийона теперь уже никого не удивишь.

Многие начинающие ценители часов часто встречают слово «турбийон» (tourbillon). Термин этот встречается как в названиях моделей часов, так и просто в спецификациях. Что же он означает и почему, как правило, часы с турбийоном стоят значительно дороже своих более «простых» аналогов?

Как известно, часовые механизмы ценятся, прежде всего, за точность. Старейшие часовые мастерские годами оттачивают свои механизмы, стремясь получить идеальный хронометр. Сегодня в производстве часовых механизмов используются самые передовые достижения науки и техники, и наиболее редкие и ценные материалы. Однако, первые механические часы были выполнены из обыкновенного железного сплава, подверженного сильному влиянию магнитных полей, перепадов температуры и изменения высот.

Что такое турбийон и зачем он нужен?

Дело в том, что в отличие от стационарных, карманные часы могут находиться в различных положениях, правда, преимущественно в близких к вертикальному. При этом неточно изготовленный баланс имеет некоторое смещение массы от геометрического центра. Под воздействием сил гравитации эта небольшая погрешность в различных положениях часов может прибавляться или вычитаться. Изменение массы баланса влияет на его амплитуду, а, следовательно, и на точность хода. Поэтому такие часы в различных положениях начинают убегать или отставать. Это называется позиционной ошибкой. Для изготовления более точных приборов времени требовались специальные сверхточные станки, дополнительные утомительные регулировки деталей часов. Диагностического оборудования тоже не было, поэтому увеличение точности часов было весьма сложной задачей.

Турбийон (фр. tourbillon - вихрь) - это механизм, изобретенный мастером Бреге (Breguet) более 200 лет назад, который компенсирует притяжение Земли. То есть, колесо баланса и спусковой механизм устанавливаются на специальную вращающуюся платформу. Эта платформа, вращаясь вокруг своей оси (как правило, один оборот за одну минуту), меняет центр тяжести всего механизма. При вращении платформы, часы то полминуты спешат, то полминуты отстают. Таким образом и компенсируется погрешность хода, зависящая от земного притяжения. Стоит заметить, что турбийон вращается только в одной плоскости, и хорошо выполняет свою функцию только тогда, когда часы находятся в вертикальном положении, то есть на вашей руке. Но если часы лежат на столе необходимо его вращение в другой плоскости.

В нашей коллекции тоже есть часы с турбийоном — легендарные Ulysse Nardin Freak , в которых турбийон выполняет функцию стрелок.

В то время часы с турбийоном не получили широкого распространения, так как изготовить этот механизм могли только умелые часовщики, и стоил он недешево. Только в конце 20-го века, когда часы стали в основном символом престижа и достатка, часовщики обратили серьезное внимание на этот механизм. Турбийон стал своеобразной «изюминкой» современных часов, которую всячески выставляют на обозрение.

Часы с турбийоном — бывают разные?

В настоящее время турбийоны делятся парящие и традиционные. У традиционных турбийонов платформа закреплена на сквозной вращающейся оси.
Парящие турбийоны закреплены только на одной нижней оси, благодаря чему ничто не мешает нам любоваться этим механизмом. Однако, такой способ сделал турбийон более хрупким.
По скорости вращения на минутные, полуминутные и карусельные.

Наиболее дорогими и трудоемкими считаются турбийоны, у которых скорость вращения один оборот в минуту. Только самые именитые компании могут похвастаться изготовлением таких механизмов. К такому механизму иногда крепят секундную стрелку.

Карусельные турбийоны, наоборот, являются самыми дешевыми, так как к ним предъявлялись меньшие требования. На механизм помещалось дополнительное колесо, зацепляющееся с анкерным, которое и приводило в движение турбийон. Скорость вращения платформы бывает 5, 52, 59, 60 минут.