Что такое сказкотерапия. Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей и взрослых

Содержание статьи:

Сказкотерапия - это один из методов психологического воздействия на человека, который способствует развитию личности и коррекции уже сформировавшихся сугубо индивидуальных проблем. Инструментом данного направления являются сказки, в которых можно проследить определенный стиль поведения и варианты решения жизненных ситуаций со стороны. Применение такой методики не имеет возрастных ограничений и позволяет повлиять как на ребенка, так и на взрослого человека.

Описание и функции сказкотерапии


Метод сказкотерапии предоставляет возможность познать себя через абстрактность и волшебство сказки. Перечитывая полюбившийся рассказ, читатель неосознанно выделяет героя, близкого себе, его манера поведения и поступки расцениваются как приемлемые для самого чтеца. Данный способ имеет множество направлений, которые определяются согласно поставленным целям.

Выделяют такие направления сказкотерапии:

  • Решение жизненных задач . Помогает человеку выработать модель поведения в той или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. Таким образом, чтецу предоставляется возможность выбрать оптимальный вариант для решения своих жизненных задач.
  • Передача опыта . Через сказки старшие передают свой жизненный опыт младшему поколению, учат моральным нормам и добру, показывают «что такое хорошо и что такое плохо». Ведь первыми учителями в жизни малыша становятся полюбившиеся ему рассказы.
  • Развитие мышления . Применяется в возрасте от 3-х до 12-ти лет. Когда взрослые читают ребенку сказку, после просят обязательно проанализировать поступки героев, рассказать, кто, по его мнению, хороший персонаж, а кто нет, или предоставляют возможность придумать продолжение рассказа. Таким образом, развивается мышление, память, творчество малыша.
  • Лечебно-психиатрическое направление . Терапевтический метод дает возможность человеку придумать свою собственную сказку и показать ее психологу. Последний проводит интерпретацию и выделяет проблемы, с которыми в дальнейшем придется работать.
Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она вмещает в себя множество необходимых технологий, начиная с диагностики, профилактики, развития индивидуальности и заканчивая коррекцией. Психологи выделяют такие функции методики:
  1. Сглаживание барьеров между терапевтом и клиентом . Позволяет быстро наладить контакт и настроиться на дальнейшую работу.
  2. Анализ глубоко спрятанных в памяти проблем . Детские обиды, которые негативно отражаются на жизни человека, можно будет проследить в любимой сказке клиента или придуманной им самим.
  3. Выход из сложных, неоднозначных жизненных ситуаций . На примерах героев сказок можно найти выход из любой неурядицы, ведь все рассказы несут в себе поучительный смысл. Вполне возможно, что кто-то уже переживал такие же проблемы и смог побороть их определенным образом.
  4. Актуализация скрываемых клиентом личностных моментов . Даже если человек пытается скрыть от психолога-терапевта беспокоящие его проблемы, не считая их особо важными, то это сделать не удастся, ведь подсознание все равно раскроет их в обсуждении или сочинении сказок.
  5. Отображение внутреннего конфликта . Предоставляется возможность выявить противоречия в себе и через сказку поразмыслить над ними.
Рассмотрев направления и функции сказкотерапии, можно утверждать, что данный метод помогает побороть фобии, привить элементарные бытовые навыки и любовь к окружающей среде, развить фантазию и словарный запас, раскрыть индивидуальность, предостеречь от неприятностей, поднять самооценку, отделить добро от зла, научить преодолевать жизненные трудности.

Познав суть сказкотерапии и научившись пользоваться ее технологиями, родители маленьких детей ограждают себя от проблем с подростками в будущем. Взрослые, порой под страхом не найти выхода со сложных жизненных ситуаций, обретают подсказки в обычных сказочных историях.

Особенности проведения занятий по сказкотерапии


Занятия затрагивают несколько аспектов жизни человека, которые в свою очередь раскрывают его архетипы и социальные установки. Через сюжет сказки можно узнать, чем именно живет в данный момент индивид и что его беспокоит. Только по завершению этого этапа можно будет выстраивать дальнейшее лечение.

Современные методы сказкотерапии:

  • Работа над уже существующей сказкой . На занятии прорабатывается всем известное произведение. Обсуждаются персонажи и их отношения между собой.
  • Самостоятельное написание сказки . Человек составляет рассказ, который помогает психологу более подробно изучить его состояние, круг общения и отношения с друзьями.
  • Драматизация или инсценировка написанной сказки . Данный метод позволяет побыть актером и взять на себя роль, несущую определенный эмоциональный смысл, пережить те пугающие, волнующие людей моменты и понять, что в этом ничего страшного нет, что все плохое когда-то заканчивается.
  • Работа над окончанием сказки . Это может быть обсуждение известной сказки, конец которой предлагается изменить. Кроме того, можно придумать ее продолжение.
  • Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки . Здесь за основу взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, лепку или конструирование по мотивам содержания определенного произведения.
Для того чтобы занятие по сказкотерапии прошло продуктивно, необходимо заранее к нему подготовиться. Отталкиваясь от выбранного метода, подготавливаются раздаточные материалы (картинки, карандаши, альбомные листы, пластилин и пр.), книги, картины, музыка, костюмы, выбирается оптимальный способ проведения (сидя за партами, в кругу, на полу), по определенной структуре выстраивается план занятия.

Структура занятий по сказкотерапии:

  1. Ритуал «погружения» в сказку . Создается настроение для совместной работы - прослушивание сказочных мелодий или медитация по переходу в сказочный мир.
  2. Знакомство со сказкой . Происходит чтение либо прослушивание аудиозаписи.
  3. Обсуждение . Ведущий задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить аудиторию.
  4. Арт-терапевтическая работа . Рисование героев или самого интересного момента сказки.
  5. Ритуал «выхода» из сказки . Закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счет «три» перенестись из мира волшебства в аудиторию.
  6. Подведение итогов . По ответам на поставленные вопросы терапевт интерпретирует личность каждого участника. По завершению он доносит свои выводы до них, делая это индивидуально или при всей группе.
Таким образом, имея скелет занятия и необходимый для него материал, ведущий с легкостью сможет расположить ребенка или взрослого к себе и настроить его на продуктивную работу.

Как применять сказкотерапию для взрослых и детей

Сказкотерапия может применяться по-разному в зависимости от особенностей человека, с которым проводится работа. Учитывается возраст, психические и физические способности. Сказка благодаря своей простоте способна проникать в бессознательное каждого индивида и влиять на его личностные ориентиры, под воздействием которых предоставляется множество выходов с любой проблемной ситуации.

Как использовать сказкотерапию в работе с дошкольниками


Сказкотерапия для дошкольников является самым эффективным методом, направленным на всестороннее развитие малыша, и выступает одной из интереснейших технологий психоанализа и психотерапии. Занятие может проводиться как в индивидуальной форме, так и групповой (до 12-ти человек).

Сказки подбираются согласно возрасту ребенка. Детям в возрасте от 1-го до 4-х лет подходят произведения, где главными героями выступают животные. Малышам от 5-ти до 6-ти лет можно уже читать сказки с несуществующими персонажами, такими как феи, гоблины и прочие.

Способы, которые помогут достичь успеха при работе с детьми:

  • Практическая деятельность на основе сказки . Необходимо выяснить, чем ребенок в большей степени любит заниматься (рисовать, лепить, конструировать и пр.), и включить его желание в структуру занятия. Таким образом, в процессе практической деятельности предвидится беседа, закрепится материал и расширятся границы для психоанализа.
  • Заинтересованность ведущего . Сказкотерапевт во время чтения рассказа сам должен погрузиться в сказку, и только тогда у него получится донести до ребенка нужный смысл произведения и заинтересовать его.
  • Эмоциональное оформление сказок . Чтобы заинтересовать дошкольников произведением, необходимо проявлять те эмоции, которые присущи героям сказки. В этом помогут выразительное чтение, интонация, мимика, жесты.
  • Работа над настроением ребенка . Если малыш расстроен, не выспался или устал, то занятие по сказкотерапии нужно отложить, ведь он не сможет погрузиться в работу, а только загрустит еще больше.
Правила организации сказкотерапевтической работы с дошкольниками:
  1. Учитывайте возраст детей . Подготавливаясь к занятию, нужно выбирать произведение согласно возрасту, чтобы малыш мог понять содержание и осмыслить его.
  2. Дозировка представляемой информации . Занятия должны выстраиваться по определенной структуре, помните, что все хорошо в меру. Знакомство со сказкой сопровождается только рассматриванием иллюстраций к ней.
  3. Терапевтическая направленность . После чтения желательно обыграть сюжет, обсудить его или нарисовать фрагменты из сказки.
  4. Отсутствие нравоучений . Необходимо избегать давления на ребенка, нравоучений со стороны взрослого, ведь обстановка в процессе занятия должна быть ненавязчивой и дружеской.
  5. Подведение итога . После чтения обязательно нужно проанализировать сказку, героев и узнать, какое впечатление это произвело на детей.
Данный метод позволяет раскрыть душу малыша, обогатить его знаниями и сформировать характер. Учитывая все правила во время подготовки к занятию, ведущий получает возможность достичь поставленных целей и выстроить доверительные отношения со своими подопечными.

Сказкотерапия в работе с детьми школьного возраста


Сказкотерапия для детей школьного возраста помогает им раскрыться и избавиться от волнующих проблем. Для младших школьников рекомендуют использовать сказки, в сюжете которых присутствует волшебство, а в работу со старшими вносят уже сказки-притчи, ведь они несут смысл жизненной философии.

Формы проведения сказкотерапии:

  • Рассказывание или сочинение сказок . Во время рассказа ребенок выражает эмоции, которые он чувствует. На основе этого можно провести анализ его отношения к тому или иному событию и персонажу. Предлагая школьнику сочинить собственную сказку, ведущий дает возможность развивать фантазию и воображение.
  • Рисование сказки . Это помогает выразить свое отношение к произведению в цветах и в некоторых случаях является способом избавления от страхов.
  • Изготовление кукол . Создание персонажей своими руками позволяет развить моторику пальцев, улучшить внимание. Создавая куклу, дети вкладывают в нее свою душу и продумывают порядок действий, что тренирует мышление. Далее малыши играют с героями, могут инсценировать сказку и взять на себя ответственность за роль. Этот способ развивает коммуникативные навыки, обогащает опыт взаимодействий между людьми.
Сказки способствуют развитию личности и сознания, они заставляют верить в чудеса. Применяя в своей работе различные формы проведения занятий и поэтапно пользуясь ими, родители, учителя или психологи смогут развить у детей интерес к данному роду деятельности, что избавит их от проблемных проявлений.

Как применять сказкотерапию в работе с подростками


Подростковый возраст - это жизненный этап, на котором происходит становление личности. Сказкотерапия для подростков является инструментом, связывающим их внешний и внутренний мир. Благодаря сказкам молодежь учится взаимодействовать с окружающим миром, вступать в контакт с людьми и показывать свою индивидуальность.

Работа с подростками разделяется на три стадии:

  1. Начальная . На данном этапе совершается сплочение подростков на групповом занятии, обговариваются правила общения. Если участники незнакомы между собой, то на этой стадии происходит знакомство. Сказки выбирают простые по содержанию и легкие для восприятия, это позволит расположить детей к продуктивной деятельности. Начальный этап должен включать в себя переход в сказочный мир через заранее подобранное упражнение (волшебное слово, счет до определенного числа).
  2. Основная . Проходит работа над выявленной проблемой (борьба со страхами, повышение самооценки и пр.). Тут используют различные упражнения и проигрывание сюжетов по представленной сказке. Выбираются произведения, в содержании которых проявляется проблемный характер персонажей, а борьба с представленной ситуацией должна завершаться обязательно позитивно. В основную стадию можно включить рисование, что поможет в выявлении и преодолении существующей проблемы.
  3. Заключительная . Обсуждаются проблемные ситуации и способы их решения, проводится интерпретация рисунков. По завершению занятия обязательно нужно совершить ритуал выхода из сказочного мира, он может быть таким же, как вхождение, а можно добавить что-то новое.
Таким образом, метод сказкотерапии не ограничивается правильно подобранными сказками, а во многом зависит от потенциала подростков, настроенных на положительный результат под действием волшебной атмосферы.

Использование сказкотерапии в работе со взрослыми


На сегодняшний день сказкотерапия для взрослых стала популярной, ей все больше отдают предпочтение в диагностике и коррекции различных заболеваний.

Данный вид терапии можно применять такими способами:

  • Обсуждение уже написанного произведения . Открывает новые грани возможностей, человек объясняет содержание согласно своим убеждением, что раскрывает его сущность.
  • Написание сказки . Придумывать свое произведение можно вместе со специалистом, который поможет выявить по содержанию проблемный аспект и избавиться от него.
  • Проигрывание сказки . При данном способе происходит переживание пугающей ситуации, что способствует выплескиванию всех внутренних эмоций наружу.
Главным аспектом в работе со сказками является осознание, которое предоставляет возможность принять свои душевные процессы и контролировать их. Выход в волшебное пространство позволяет все неурядицы и проблемы переносить на персонажей. Нередко человек, воспользовавшийся сказкотерапией, обретает цель в жизни.

Какие выбрать сказки для сказкотерапии


Сказки для сказкотерапии подбираются, учитывая возраст и цели человека. Если у людей возникает желание самостоятельно написать произведение, то это еще лучше.

Для детей нужно выбирать сказки, которые не избавлены от смыслового фона, например:

  1. Бытовые сказки («Каша из топора», «Курочка ряба», «Барин и собака», «Колобок» и пр.);
  2. Волшебные сказки («Кот в сапогах», «Дочь и падчерица», «Морозко», «Хрустальная гора» и пр.);
  3. Поучительные сказки («Золотая рыбка», «Лиса и Журавель», «Чертов хвост», «Федины игрушки» и пр.);
  4. Героические сказки («Сивка-Бурка», «Илья-Муромец», «Добрыня и Змей», «Вавила и скоморохи» и пр.).
Рассказы, которые отбирают для сказкотерапии, должны четко разграничивать позитивных и негативных персонажей, главные герои обязательно сталкиваются с такими же проблемами, как и дети. Если они приблизительно одного возраста с ребенком, с которым предстоит работать, то такая сказка будет ему понятна и близка.

В подборе произведений можно отдавать предпочтение различным видам: русским народным, притчам, сказкам народов мира и авторским. Лучшим выбором могут стать рассказы, написанные психологами лично, которые направлены на предотвращение определенных проблем.

Для терапии со взрослыми нужно выбирать произведения, помогающие избавиться от внутренней сумятицы. Определившись, с чем будет проходить борьба, и выбирается соответствующая история (для улучшения взаимоотношений, здоровья, денежного положения, любви и пр.). Можно пользоваться книгами Рушеля Блаво, Разиды Ткач, Эльфики.

Если есть чувство, что прочитанное произведение находит отклик в душе, тогда выбор правильный, человек уже на полпути к избавлению от волнующих его неурядиц, вследствие чего наблюдается направленность полученных знаний на желаемый результат, предоставляются варианты, как избавиться от проблемной ситуации.

Как проводить сказкотерапию - смотрите на видео:


Сказкотерапия - это приятный метод лечения, который помогает как детям, так и взрослым. Его использование не ограничивается психологами и психиатрами, а наоборот приветствуется в дошкольной и школьной педагогике, а особенно в семейном воспитании.

Прогностические возможности сказкотерапии

контрольная работа

1. Определение понятия "сказкотерапия". Типология сказок

Сказкотерапия - это активно развивающееся направление в психотерапии. По словам Станислава Раевского, известного российского психолога - аналитика, "сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка".

В информационных источниках определение "сказкотерапия" используют в разных контекстах, т.к. сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Дадим несколько определений понятию "сказкотерапия" в зависимости от области использования.

Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта "из уст в уста". Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Это древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия как повествование, рассказ, нарратитв. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Сказкотерапия - это некий процесс самостоятельного написания сказок, обсуждение уже существующих или драматизация, инсценирование их, направленный на лечение и помощь клиенту. Все это затрагивает несколько важных уровней психики человека: проявляются социальные установки и архетипы, выходят наружу какие-либо детские переживания и тревоги, а также выявляются и активизируются актуальные желания и намерения человека на данном этапе жизни (то есть можно ясно рассмотреть, какие в данный момент у него существуют тревоги, основные переживания и чем вообще он сейчас живет, чем поглощен). В результате создаются благоприятные условия, в которых клиент практически самостоятельно находит решение своих жизненных трудностей и проблем.

В отечественной психологии исследованию сказок посвятили себя Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, С.А. Черняева, А.В. Гнездилов. Ими собран и обработан огромный сказочно - метафорический материал, как авторских, так и дидактических сказок, историй, притч, который используется не только психологами, но и педагогами в учебно-воспитательном процессе

С методологической точки зрения, сказкотерапия является направлением практической психологии, которое использует как основной инструмент метафорические ресурсы сказки, чтобы наиболее мягко и эффективно отразить еще не осознанное пространство внутреннего мира клиента и дать возможность "встретиться" с ним в "безопасной" форме, либо с целью еще более глубинного познания своей личности клиентом, либо даже с целью коррекции нежелательных и деструктивных проявлений в его жизни.

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия - это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

В связи с этим ею выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте):

1 этап - устное народное творчество;

2 этап - собирание и исследование сказок и мифов (К.Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.);

3 этап - психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);

4 этап - интегративный, связанный с "формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков

Как справедливо указывает сама Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, художественные сказки имеют и дидактический, и психокорреционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Сказкотерапия - это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Сказка в сказкотерапии обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

Рассмотрим эти функции.

Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования девиантного поведения у подростков

Вандализм. Граффити как одно из проявлений вандализма

Термин «граффити» происходит от итальянского «graffito» и означает «проводить линии», «писать каракулями», «выцарапывать». Первоначально этот термин относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами...

Воспитание детей с отклонениями в поведении

Предметом нашего изучения являются только те аспекты поведения личности, которые можно квалифицировать как отклоняющееся поведение. Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности...

Исследование метода сказкотерапии как направления современной практической психологии

Классики психологии неоднократно обращались к анализу сказок. Еще К.Г. Юнг заметил, что персонажи сказок, как и мифов, выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Другой классик, Э. Берн, указывал на то...

Исследование мышления животных

Прежде чем переходить к определению и описанию мышления животных, сформулируем определение мышления человека, данное психологами. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности...

Классификация психотренингов

2.2.2 Виды социально-психологических тренингов Выводы по второй главе Заключение Список использованной литературы Введение В наше время...

Классификация психотренингов

В широком смысле понятие "психологический тренинг" используется для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы, хотя параллельно существуют такие понятия как групповая психотерапия, психо-коррекционные группы...

Сказкотерапия - это активно развивающееся направление в психотерапии. По словам Станислава Раевского, известного российского психолога - аналитика, "сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке...

Прогностические возможности сказкотерапии

В одной и той же сказке можно увидеть много разных смыслов. Потому то много мнений, и многие из них противоречат друг другу. Чтобы правильно рассказывать детям сказки, нужно понимать о чем они...

Психологические механизмы формирования социальных стереотипов

Проблема социального стереотипа имеет обширную историографию. В западной психологии, политологии и социологии теории стереотипов разрабатываются, в основном, на макротеоретическом уровне...

Психология паники

психологическая паника Паника, согласно Г.М. Андреевой, - это «определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации» ...

Психотерапевтическое значение духовности в консультировании

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Душа - 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. 2. То или иное свойство характера...

Технологии убеждающего воздействия и их применение в деловом общении

Общество -- это единый организм, составляющие которого тесно взаимосвязаны. Иными словами, человек является неотделимой частицей общества, в то время как нить, связующая всех людей, - это общение...

Управление педагогическими конфликтами в дошкольном образовательном учреждении

Конфликт - постоянный спутник человека, по сути дела - лишь одна из форм внутривидовой и межвидовой борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора, который заставляет нас полностью раскрыться в борьбе с оппонентом...

Учет типологии личности ребенка старшего дошкольного возраста педагогом в процессе воспитания

Человеческий опыт или отдельное переживание, которое каждый человек осуществляет своим специфическим образом, отличным от других, издавна являлось основой и предпосылкой для многочисленных систем типологий...

Используется для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Означает «лечение сказкой». ЕЕ используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева пишет: «На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной».

Классификация сказки

По отдельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.
5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр. Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора , как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми так и со взрослыми.

Функции сказок

  1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
  2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
  • о жизненно важных явлениях;
  • о жизненных ценностях;
  • о постановке целей;
  • о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
  • В сказке в символической форме содержится информация о том:
    • как устроен этот мир, кто его создал;
    • что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
    • какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
    • какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
    • какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
    • как приобретать и ценить дружбу и любовь;
    • какими ценностями руководствоваться в жизни;
    • как строить отношения с родителями и детьми;
    • как прощать.

    Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.

    Особенности сказкотерапии с детьми

    От психолога требуется выполнение следующих условий:

    • При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
    • Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
    • Нельзя допускать затянувшихся пауз.

    Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

    • Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
    • Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
    • Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

    Сказки должны подходить ребенку по возрасту.

    В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.

    Основные методы сказкотерапии

    • Рассказывание сказки.
    • Рисование сказки.
    • Сказкотерапевтическая диагностика.
    • Сочинение сказки.
    • Изготовление кукол.
    • Постановка сказки.

    Сказкотерапевт должен быть хорошо подготовлен, чтобы уметь писать разные виды психологических и педагогических сказок, уметь писать метафоры под проблему клиента, владеть мастерством интерпретации сказочных песочных картин, работать с различными видов кукол, присоединяться к клиенту и следованию за ним.

    Сказки – это не только отличный способ подготовить ребенка ко сну после долгого дня. Эти выдуманные невероятные истории позволяют общаться двум столь разным мирам – взрослым и детям – на одном, понятном всем языке. Сказкотерапия является прекрасным способом развития творческих способностей ребенка, который позволит расширить сознание и оптимизировать взаимодействие детей с окружающим миром.

    Специалисты, применяющие этот способ лечения, могут избавить ребенка от множества страхов, тиков, проявления агрессии, энуреза и многих других недугов тем, что будут работать не с симптомами, а с причинами, по которым у ребенка возникли те или иные проблемы.

    Методика сказкотерапии: функция сказок

    Каждый родитель может использовать метод сказкотерапии в воспитании собственного ребенка. Есть прекрасные сказки, созданные авторами именно с целью мягкого воздействия. Они не слишком назидательны, но поучительны за счет своей персонализации. Проект , например, дает возможность взрослым создать с помощью команды профессионалов собственную именную сказку, где в главных ролях будет сам ребенок, его родные и даже, при желании, домашние питомцы. Подробнее .

    Сказки обладают несколькими функциональными особенностями:

    1. Текст сказок способен вызвать эмоциональный резонанс и у детей, и у взрослых. Сказочные образы воздействуют сразу на 2 уровня психики – сознательный и подсознательный.

    2. Как и в истории, основным и наиболее ценным в сказке считается качественно подобранная метафора. Ее идея может заключать в себе описание жизненно важных явлений, постановку целей, жизненно важные ценности или описывать внутренний мир автора, если рассказывается авторская сказка.

    3. Сказка несет собой символическую информацию о том, как научиться прощать и как правильно построить отношения с окружающими, как приобрести дружбу и любовь и ценить их, какие этапы придется преодолеть для самореализации девочкам и мальчикам, женщинам и мужчинам, с какими трудностями можно столкнуться по жизни и как научиться их преодолевать, кто создал наш мир и как этот мир устроен, какими ценностями нужно руководствоваться по жизни, а также какие изменения происходят с людьми в разные периоды жизни.

    Типы сказок

    Принято выделять 6 основных видов сказок , каждые из которых имеют свое предназначение и особое терапевтическое воздействие:

    1. Художественная сказка. Эти сказки заключают в себе многовековую мудрость, которую народ вкладывал в них благодаря собственному горькому опыту. Сюда же относятся авторские истории, которые представляют собой по сути те же сказки, притчи, мифы. Художественная сказка оказывает дидактическое, психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие. Изначально она создавалась вовсе не для лечения, однако сегодня данный тип историй успешно используется огромным числом психотерапевтов.

    2. Народная сказка. Самые старые народные сказки принято называть мифами. Самой старой основой сказок и мифов считается единство природы и человека. В древнем сознании было принято оживлять человеческие отношения и чувства (горе, любовь, страдание и т.д.), персонализировать их. Такой же подход используется и сегодня в методике сказкотерапии.

    Сюжет

    Среди огромного многообразия сказочных историй можно выделить следующие сюжеты:

    • Сказки о животных и о взаимоотношениях с ними. Интересен тот факт, что дети до 5 лет отождествляют себя с животными и стараются во многом на них походить, поэтому в данном периоде жизни им будут более понятны и близки именно сказки о животных, жизненный опыт, заключенный в историях о зверях.

    • Бытовые сказки. Они часто рассказывают о сложностях в семейной жизни, а также предлагаются решения конфликтов. В этом типе сказок главный упор делается на здоровое чувство юмора и на лидирование здравого смысла относительно неприятностей и невзгод. Они знакомят нас с небольшими семейными хитростями, которые позволяют сделать жизнь лучше. Такие сказки оптимальны при работе с подростками.
    • Сказки о превращениях, трансформациях. Все мы знаем грустную историю о Гадком утенке, который в конце концов завоевал свое место в жизни и коллективе. Такие истории прекрасно подходят для работы с теми, у кого занижена самооценка, или же для работы с приемными детьми.

    • Страшные сказки. В этих сказках присутствует разная нечисть – вурдалаки, ведьмы, упыри и прочие. У всех народов в детской субкультуре отводится особое место сказкам-страшилкам, которые позволяют детям самостоятельно лечиться. Такой метод самотерапии предлагает ребенку множество раз воспроизводить и переживать страшную ситуацию в сказке, благодаря чему дети избавляются от накопленного напряжения и овладевают новыми способами реагирования на проблему. Чтобы повысить стрессоустойчивость ребенка и избавить его от напряжения, рекомендуется рассказывать страшилки группе детей и подростков (не младше 7 лет). Однако, проводя такое занятие, необходимо соблюдать 2 важных правила: рассказ должен производиться «страшным» голосом, а конец истории должен быть очень неожиданным и очень смешным.

    • Волшебные сказки. Эти сказки идеально подходят для детей 6–7-летнего возраста. Именно волшебная сказка помогает создать в подсознании «концентрат» мудрости и усвоиться информации о духовном развитии личности.

    Работа с народными сказками должна оканчиваться тщательным анализом и обсуждением. Как только спрятанные смыслы и мораль будут проработаны и привязаны к реальным жизненным ситуациям, можно начать использовать дополнительные способы работы со сказкой: драматизацию, изготовление сказочных кукол, песочную терапию, рисование.

    3. Авторская художественная сказка. Для успешной борьбы со внутренними переживаниями лучше всего выбирать авторские сказки. Несмотря на то, что в них находится слишком большое количество собственных проекций и переживаний автора, это позволяет ребенку глубже проникнуться проблемой и найти способ ее решения. Например, сказка «Две лягушки» Л. Пантелеева помогает взрослым и детям, которые потеряли интерес к жизни, силы которых на исходе, которые теряют надежду. Эта сказка учит бороться за свое здоровье и за жизнь, до последнего бороться за цели, потому что у каждого из нас есть хотя бы один шанс и необходимые внутренние силы, которые помогут справиться с любыми встречающимися на нашем пути трудностями.

    4. Дидактическая сказка. Нередко в форме этих сказок оформлены различные учебные задания. Например, есть математические задания, написанные в виде дидактической сказки. Решить пример в таком задании – значит пройти испытание, справиться с трудностями. Если решить ряд примеров, это может привести героя к успеху и окончательно справиться с проблемой.

    5. Психокоррекционная сказка. Собственно, это сказка, помогающая скорректировать те или иные шаблоны поведения детей. Но для того, чтобы она привела к ожидаемому результату, необходимо придерживаться основных принципов при ее создании:

    • В ее основе должна лежать та же проблема, что и у ребенка, но завуалированная, без прямого сходства с ней.
    • В сказке необходимо предложить ребенку замещающий опыт, с помощью которого ребенок может выбрать тот или иной вариант действий для того, чтобы решить свою проблему.

    Сказка должна быть представлена в строгой определенной последовательности:

    • Жили-были – символизирует начало сказки, знакомит с действующими героями. Для ребенка 3-4 лет рекомендуется рассказывать сказки про игрушки, маленьких человечков или зверей. С 5 лет можно рассказать сказку про принцев и принцесс, волшебников и фей, солдат и др. Уже с 5-6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Для подростков подойдут бытовые сказки и притчи.
    • И вдруг… Но вот однажды… – происходит столкновение героя с проблемой, которая напоминает проблему ребенка.
    • Из-за этого… – намекает на то, какого достижения не происходит, чего ребенок мог бы добиться без этой проблемы.
    • Кульминация – собственно, непосредственная борьба героев с трудностями.
    • Развязка – обязательно положительная.
    • Мораль сказки – герой извлекает поучительный урок из своего опыта, его жизнь кардинально меняется.

    Психокоррекционные сказки предназначены для мягкого, ненавязчивого, не агрессивного воздействия на детей. Коррекция здесь играет роль замещения непродуктивного способа поведения продуктивным. Благодаря им взрослые могут объяснить ребенку, что вообще происходит в его жизни, смысл событий.

    Чтобы создать психокоррекционную сказку самостоятельно, необходимо действовать согласно следующему алгоритму:

    a) Выбрать героя. Который будет близок к личности ребенка, но в то же время существенно отличаться. У героя должны быть схожие черты характера, возраст, пол.

    b) Описать жизнь сказочного героя таким образом, чтобы ребенку удалось уловить сходства с его собственной жизнью.

    c) Создать проблемную ситуацию , в которую попал сказочный герой, при этом она обязательно должна быть схожей с проблемой ребенка, описать чувства и переживания, которые испытывает сам ребенок.

    d) Описать процесс поиска героем способа решения проблемы. Здесь необходимо усугубить ситуацию, подвести к логическому завершению поиска, что поможет подтолкнуть героя к нахождению правильного решения и к переменам. Сказочному герою могут попадаться второстепенные герои и существа, которые попали в ту же ситуацию. При этом герой со стороны может наблюдать, как существа находят выход из проблем. Здесь может появиться «мудрый наставник», который объяснит герою смысл происходящих событий. Ваша задача – показать ребенку ситуацию и ее решение с нескольких сторон, предоставить ребенку альтернативу, разные модели поведения, помочь ему отыскать положительные стороны в происходящем.

    e) Герой сказки осознает ошибки в своем поведении и становится на правильный путь.

    Не обязательно обсуждать с ребенком психокоррекционную сказку, можно ее просто прочитать, предоставив ребенку возможность самостоятельно размышлять над ее смыслом. Таким образом ребенок находится наедине с собственными мыслями. Если у него появятся вопросы или желание обсудить сказку, вы всегда должны быть готовы ответить ему, а при необходимости – проиграть сюжет с помощью рисунков, кукол, фигурок или песочницы.

    6. Психотерапевтическая сказка. Этот тип сказок раскрывает для ребенка скрытый смысл происходящих событий. Такие истории помогают ребенку увидеть происходящее под другим углом. Они не всегда могут быть истолкованы однозначно и у них не всегда должен быть счастливый конец, но они обладают удивительной глубиной и проникновенностью. Это своего рода риторический вопрос, обдумывание которого будет стимулировать личностный рост ребенка. Многие сказки этого типа освещают проблемы жизни и смерти, пути и любви, отношение к приобретенному и потерянному.

    Психотерапевтическая сказка порой помогает там, где остальные техники психотерапии будут совершенно бессильны. Их используют, если проблема затрагивает философию взаимоотношений и событий.

    Основные методы сказкотерапии

    1. Рассказывание и сочинение сказки

    Любой сказочный рассказ уже сам по себе обладает терапевтическими свойствами. Причем рекомендуется именно рассказывание сказки, а не ее прочтение. Так как именно во время рассказа у взрослого есть уникальная возможность наблюдать за переживаниями ребенка в процессе занятий с ним.

    Сказку можно рассказывать не только взрослому – он может подключить к этому процессу и самого ребенка или даже предложить ему самостоятельно рассказать сказочную историю. Это поможет взрослому узнать о всех спонтанных эмоциональных проявлениях, которые бушуют внутри ребенка и при этом могут совершенно никак не проявляться в его поведении.

    Некоторые психологи говорят о том, что если ребенок неожиданно прерывает рассказ и предлагает совершенно необычное окончание, при этом его ответы торопливы, голос понижен, на лице появились признаки волнения (бледность или прилив крови, подергивания), он отказывается отвечать на вопросы, он хочет начать сказку с самого начала или пытается опередить события – все это можно отнести к патологической реакции и может быть четким признаком невротического состояния ребенка.

    2. Рисование сказки

    После прочтения рекомендуется нарисовать сказку, слепить ее при помощи пластилина или глины, представить в виде аппликации. Во время работы с цветным пластилином, картоном, бумагой ребенок сможет выразить все свои эмоции, волнения, мысли и чувства. Так он сможет избавиться от беспокойств и тревог.

    Здесь совершенно не стоит обращать внимание на качество изображения. Нередко, если детьми обуревают очень сильные чувства, на их рисунках появляются разные чудовища, он рисует темными красками, рисует огонь. После вторичного прочтения сказки и предложения снова порисовать на эту тему, можно заметить, что ребенок будет рисовать уже более спокойно, будут использованы более светлые краски.

    3. Изготовление кукол

    Этот метод сказкотерапии требует особого внимания. При этом невероятно большую роль играет сам процесс изготовления кукол.

    Многие специалисты сходятся во мнении, что любое, даже самое банальное изготовление куклы приравнивается к процессу медитации , потому что в процессе производства (шитья) изделия случается изменение личности. Кроме того, в ходе процесса у детей существенно возрастают способности к концентрации, развивается воображение и мелкая моторика рук.

    Во время изготовления куклы у ребенка включается механизм проекции, замещения или идентификации, а это значит, что только сам процесс помогает ребенку добиться невероятных результатов.

    С точки зрения психоаналитики кукла выполняет роль предмета, на который выплескивается вся инстинктивная энергия. Еще Фрейд говорил о том, что поведение человека на уменьшение бессознательного напряжения. Поклонники Юнга связывают изготовление куклы с возможностью реализации такой возможности психики, как самоисцеление.

    Не только процесс изготовления куклы, но и процесс управления, манипулирования ею позволяет осознать проблему, глубоко подумать над ней, а также найти оптимальное решение. Создание куклы помогает снять нервное перенапряжение.

    При воссоздании ситуации при помощи кукол необходимо соблюдать ряд условий:

    • Звуки и речь нужно направлять только ребенку.
    • Голос должен быть достаточно сильным, дикция – четкой.
    • Голос и речь должны быть адаптированы под внутреннюю характеристику героя.
    • Движения взрослого должны соответствовать смыслу произносимых куклой фраз и интонации.

    С помощью кукол можно решить целый список проблем, особенно при занятии с опытными специалистами:

    • провести психодиагностику,
    • достигнуть саморегуляции и эмоциональной устойчивости,
    • приобрести необходимые социальные навыки, овладеть опытом социального взаимодействия,
    • развить самосознание,
    • развить коммуникативные навыки, речь,
    • развить мелкую и грубую моторику,
    • разрешить внутренний конфликт,
    • провести профилактику или коррекцию страхов,
    • найти внутренние механизмы сопротивления болезни,
    • откорректировать семейные отношения,
    • способствовать становлению психосоциальной идентичности девочек и мальчиков.

    4. Мастер сказок

    Здесь работа идет при использовании архетипических карт, в основе которых лежат Универсальные Архетипы. Автором данной методики является психолог Т. Д. Зенкевич-Евстигнеева.

    Согласно этой методике, существует 10 основных архетипов , на основе которых можно использовать 50 сюжетов сказок. Эти архетипы представлены в следующем виде:

    • Государство,
    • Дорога,
    • Творец,
    • Помощник,
    • Доброе сердце-холодное сердце,
    • Сезонность,
    • Тело боли,
    • Распутье,
    • Авгиевы конюшни,
    • Божественное вымя.

    Собственно, архетипы изображены в виде колоды 50 карт. Каждая карта обладает своим уникальным значением. К колоде прилагается инструкция, которая помогает истолковать общее значение выбранной карты, предлагает вопросы для размышления, дает задания для детей и взрослых.

    Сказкотерапевтическая диагностика

    Психодиагностику состояния ребенка можно провести, например, с помощью использования определенных кукол и сказок, которые позволяют выявить те или иные проблемы.

    Для диагностики семейных отношений психологи рекомендуют использовать гибкие резиновые куклы, потому что статичная кукла может фрустрировать малыша (разочаровать его).

    Выявить глубокие проблемы у подростков и старших детей поможет непосредственное изготовление кукол. Для этого можно использовать обычную фольгу.

    После знакомства с куклой или ее изготовления нужно проводить диагностическую беседу. Она может представлять собой то же рассказывание сказки ребенком, помещением им куклы в некую ситуацию.

    Во время рассказывания истории или сказки ребенок бессознательно объединяет свои мысли с мыслями куклы, вкладывает в нее свои переживания и рассказывает тем самым взрослым. Дело в том, что в большинстве случаев дети не идентифицируют себя с людьми – они склонны к идентификации со сказочным персонажем или животным, потому что в них больше развит образный мир.

    Во время рассказа ребенка взрослый может задавать интересующие вопросы, ответы на которые помогут взрослым понять, каково эмоциональное состояние ребенка, его фантазии насчет дальнейшего развития событий.

    Песочная терапия

    Сказкотерапия – это огромная свобода для творчества. В ней можно применять техники множества направлений психологии: арт-терапии, гештальт-терапии, психодрамы.

    Песочная терапия помогает эффективно влиять на психологическое развитие ребенка, а также корректировать отдельные его поведенческие реакции. Этот метод сказкотерапии подходит для работы с детьми любого возраста.

    Ребенку предлагается работать с подносом с сухим ил влажным песком, где он может по своему усмотрению размещать маленькие предметы или создавать картины. При помощи контакта с песком ребенок воплощает в физическую форму свои самые глубинные чувства и мысли.

    Основной инструмент ребенка в этом методе – творческая символическая игра и активное воображение. Этот способ занятий помогает ребенку самостоятельно выстроить связь между бессознательным и сознательным, между эмоциями и разумом, между физическими и духовными явлениями, между невербальным и вербальным.

    Песочная терапия помогает не только диагностировать проблемы, но и корректировать их, способствовать развитию и проводить терапию. Ребенок учится с ее помощью самопознанию, самовыражению, самоактуализации, учится снимать напряжение.

    Кататимный поход в сказку

    Разработчиком этого метода сказкотерапии считается Я. Обухов , который совместил элементы сказкотерапии с символдрамой. Существует 4 фазы, из которых состоит занятие:

    • Предварительная беседа. Длится от 15 до 20 минут. Здесь ребенку предлагают рассказать о своей любимой сказке. Взрослый задает вопросы о том, когда ребенок впервые познакомился с этой сказкой, от кого он про нее услышал, при каких обстоятельствах это происходило, какие моменты вызывают самое большое волнение, как ребенок относится к каждому персонажу сказки.
    • Релаксация. Длится от 1 до 5 минут. Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и расслабиться – это и есть основная цель данного этапа занятия.
    • Представление образа. Длится около 20 минут. Взрослый предлагает ребенку увидеть себя в его любимой сказке и рассказать об увиденном.
    • Обсуждение. Длится от 5 до 10 минут. Здесь происходит обсуждение самой сказки, взрослый предлагает ребенку нарисовать представленный образ. Сам рисунок можно обсудить на следующем занятии.

    В отличие от предыдущих методов, у этого подхода есть определенные противопоказания . Его нельзя применять с детьми, обладающими острым или хроническим психозом или близким к психозу состоянием, с церебрально-органическими синдромами в тяжелой форме, при недостаточном интеллектуальном развитии детей (при IQ ниже 85 баллов), с недостаточно мотивированными детьми.

    Помните о том, что разные сказки подходят для решения разных проблем. А если вы решили самостоятельно заняться этим способом диагностики, корректировки и устранения проблем у ребенка, то помните самый главный принцип: одна сказка – одна проблема. Не стоит в один рассказ закладывать все имеющиеся у ребенка страхи и проблемы, иначе сказка не возымеет никакого действия. Ребенок должен сосредоточиться на одной ситуации, самостоятельно найти из нее выход.

    Если у вас есть возможность, потренируйтесь перед началом проведения сказкотерапии с ребенком. Заранее хорошенько продумайте план сказки. По возможности запишите готовую сказку на аудио и прослушайте ее – это поможет вам понять, где в вашей сказке находятся слабые места, которые могут не ускользнуть от внимания умных детей.

    Помните также о том, что ваша сказка – это своеобразная поддержка ребенка в сложной ситуации. Таким образом вы даете ему понять, что вы прекрасно понимаете его переживания и чувства в данный момент, что вы всегда готовы помочь ему справиться с ними, но вместе с тем крайне важно научиться решать проблему самостоятельно. А ведь для этого достаточно только направить мысль ребенка в нужное русло!

    Для того чтобы начать применять сказкотерапию, необходимо тщательно подготовиться – просто взять и на ходу сочинить историю нельзя, иначе в лучшем случае она может просто не возыметь воздействия на ребенка, в худшем – усугубить проблему, заставить ребенка уйти в себя. Также необходимо тщательно готовиться для того, чтобы уметь толковать полученные результаты правильно.

    Сказки — детство каждого из нас проходило в их сладком плену. Удивительно простые, но в то же время поучительные истории захватывали дух, погружая в мир драконов, леших, домовых, прекрасных принцесс и злых ведьм. Так ли просты эти незамысловатые истории, как кажется на первый взгляд? Это просто инструмент развлечения или универсальные обучающие программы, помогающие детям освоиться в этом непростом мире?

    Сказки в давние времена

    Раньше, когда умные слова вроде психиатрии и психотерапии ещё не были выдуманы, сказки передавались из уст в уста, погружая слушателя в мир удивительных историй, интересных взрослым и детям. Через сказки новое поколение постигало нравственные нормы того времени, знакомилось с различными ситуациями, которые могли встретиться им в дальнейшей жизни. Это был своеобразный обмен жизненным опытом, повышающий шансы детей выжить, столкнувшись с трудностями взрослой жизни.

    Сегодня принято считать, что сказки — сугубо детское увлечение, но многие старые истории, сохранившиеся по сей день, имеют совсем не детское содержание. Даже такой мастер написания сказок, как Ханс создавал некоторые из своих шедевров для взрослой аудитории. Это позволяет предположить, что ещё с давних пор люди использовали сказки не только для развлечения детей, но и для каких-то иных целей.

    Сказкотерапия

    Сказкотерапия как метод психологической коррекции — одно из новшеств современной психологии. Этот метод получил широкое распространение недавно, но корни его уходят к основателям данной науки. Среди учёных, занимавшихся толкованием и анализом сказок, были такие знатоки человеческой души, как Юнг и Фрейд. Сказки интересовали светил науки не просто так. Считалось, что в них содержатся все основные психотипы, а события, рассматриваемые в этих поучительных рассказах, могли помочь найти выход из аналогичной ситуации в жизни.

    Но сознательно использовать сказки для решения внутренних конфликтов стали только в наши дни. Сказкотерапия как метод психологической коррекции детей показала свою невероятную эффективность. Оказывается, именно этим занимались наши предки, просто они не придумывали для сего процесса отдельный термин. Сказкотерапия позволяет погрузить человека в сказочный мир, где он сможет на примере персонажей истории осознать свои собственные проблемы, увидеть себя под другим углом.

    Сказкотерапия для детей

    Если ребёнок ведёт себя плохо: капризничает, не слушает родителей или даже проявляет агрессию - то общепринятые методы воспитания могут оказаться бессильны. Можно силой принудить малыша к послушанию, но это оставит негативный отпечаток на его психике. Простые просьбы и попытки объяснить, почему надо делать так, а не иначе, дети зачастую игнорируют. А вот сказка может заинтересовать ребёнка. Интересная история способна полностью завладеть вниманием непослушного чада, погрузив его в сказочный мир, в котором он будет переживать всё то, что переживают герои, ощущать их эмоции и даже отождествлять себя с ними. Тут-то и становится понятно, сколь сильна сказкотерапия как метод

    Эффекты сказкотерапии

    Банальное рассказывание сказок может оказать сильнейший эффект на формирование личности человека. Вы можете выбрать одну из множества готовых историй, которая подходит к конкретной ситуации, а можете придумать свою, чтобы она наиболее полно соответствовала поставленной задаче. Например, если ваш ребёнок обижает других детей, то можно придумать сказку, главный герой которой делает то же самое. Это приведёт его к сложным ситуациям, создаст массу проблем, которые решатся после того, как герой изменится к лучшему.

    Также сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей может избавить ваше чадо от навязчивых страхов, помочь пережить сложный жизненный период. Ещё один плюс этого метода — развитие творческих способностей у ребёнка, формирование более широкого взгляда на жизнь. Сказка поможет принять несправедливость и жестокость мира, подготовит к взрослой жизни. Чем больше сказок узнает малыш, тем богаче будет его «банк» жизненных историй, к которому он будет бессознательно обращаться в дальнейшей жизни.

    Узнать ребёнка

    Психотерапия при помощи сказки не только учит малыша различать, что хорошо, а что плохо, но и позволяет родителям лучше понять его внутренний мир. Поэтому сказкотерапия как метод психологической коррекции дошкольников получила столь широкое распространение. Те сюжеты, которые больше всего нравятся ребёнку, являются отражением его собственных фантазий и целей. Изучив любимые истории малыша, можно понять, что беспокоит его, к чему он стремится.

    Помимо этого, нужно обязательно обсуждать сюжет сказки, вместе искать решения проблем, описанных в ней. Это сделает знания, полученные ребёнком, более практичными. В противном случае они будут находиться в пассивной форме, из которой их будет гораздо труднее использовать в нужный момент. Также посредством обсуждения сказки ребёнка можно подталкивать в нужную сторону, формировать положительные черты характера и избавляться от отрицательных.

    Сказкотерапия как метод психологической коррекции взрослых

    Взрослые, как и дети, могут извлечь огромную пользу из сказок. К сожалению, сегодня это занятие признаётся сугубо детским, что является совершенно неверным подходом, так как многие проблемы, возникающие у взрослых членов нашего общества, замечательно решаются при помощи сказкотерапии. Истории, которые рассказываются старшей аудитории, отличаются от тех, что читают детям. Сказки для взрослых содержат более глубокий смысл, в них используется больше метафор, они более размыты. Чтобы добраться до их сути, нужно провести тщательный анализ ситуации, после чего отдельные элементы сложатся в цельную картину.

    Взрослые люди часто действуют по одним и тем же жизненным алгоритмам, даже если они не дают результата. Посредством сказкотерапии можно расширить их взгляд на мир, помочь найти новые пути решения проблем. На примере главного героя сказки человек может осознать, что всю жизнь исполнял чужую роль, действовал по деструктивной схеме. Только после осознания этого факта он сможет изменить жизненные установки, найти выход из, казалось бы,

    Как применять сказкотерапию

    Сегодня лечение сказкой применяется повсеместно — проводится множество групповых и индивидуальных занятий для всех возрастных категорий. Обычно они стоят недорого, но такой вариант подходит не каждому. Некоторым хочется самостоятельно использовать сказкотерапию, чтобы помочь своему ребёнку или самому себе. Есть несколько вариантов использования этой методики. Можно взять готовую сказку, которая подходит под нужную жизненную ситуацию. Главное - не забывать, что после прочтения её необходимо разобрать и обсудить.

    Неспроста сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми обрела такую популярность. Одно из наиболее эффективных её проявлений — написание авторской истории для конкретного человека. В таком случае по мере развития истории люди начинают осознавать себя в главном герое, что помогает им принять свои слабые стороны и измениться. Главное, чтобы сказка не осуждала действия героя, а рассматривала его проблемы, не давая негативной оценки его действиям.

    Самодиагностика

    Ещё один способ использования сказкотерапии — написание человеком собственной сказки. Главное, перед тем как приступить к этому процессу, нужно успокоиться, осознать и принять проблему. Благотворный эффект лечения сказкой начнёт ощущаться ещё во время написания истории. Так как это обнажит скрытые недостатки автора, позволит ему взглянуть на себя с другой стороны. Но чтобы сказкотерапия как метод психологической коррекции раскрыла весь свой потенциал, нужно, чтобы кто-то ещё прочитал сказку.

    Читая волшебную историю, можно понять внутренний мир автора, узнать, что его беспокоит и какой у него Обычно то, что волнует человека, будет основной идеей сказки. А кульминация, которую он придумал, позволит оценить его жизненный опыт, понять, позитивным или негативным он был. Многим близка сказкотерапия как лучший метод потому, что всё это можно без труда проделать самостоятельно, не впуская посторонних людей в свой внутренний мир.

    Польза лечения сказкой

    Сказкотерапия выглядит ненаучным и ненадёжным методом. Как может помочь глупая сказка в наш век технологического прогресса? Оказывается, что этот метод куда эффективнее, чем большинство научных изысканий современности. Погрузившись в дебри строгого рационализма, мы утратили связь с тем огромным пластом знаний, что накопило человечество за свою историю. Рационализм и научный подход были возведены в абсолют, а всё старое начали считать бредом невежественных людей. Теперь же старые методы обретают новый смысл, находят научное подтверждение и берутся на вооружение учёными по всему миру. Сказкотерапия как метод психологической коррекции оказалась наследием старины, превосходящим по эффективности многие современные средства.

    Учитывая, что лечение сказкой начало практиковаться сравнительно недавно, его результаты просто ошеломляют. Даже самые могут без труда понять и принять то, что хотят донести до них родители, если эту информацию облечь в "волшебную" обёртку. Для некоторых взрослых людей сказкотерапия оказалась тем средством, которое помогло там, где традиционные методы были бессильны.

    Сказкотерапия как метод психологической коррекции. Примеры

    На практике лечение сказкой обычно выглядит так. Например, ваш ребёнок часто берёт без спроса чужие вещи, отнимает игрушки у сверстников. Никакие уговоры и объяснения не помогают — он всё равно продолжает своё негативное дело.

    В таком случае можно рассказать ему сказку, главный герой которой постоянно брал чужие вещи без спросу, и это привело к серьёзным неприятностям для него. Выход из сложной ситуации был найден только после того, как он изменился. Важно, чтобы малыш понимал, что счастливый конец настал только после того, как герой сказки избавился от своей зловредной привычки.

    Вывод

    Возможно, эта статья поможет вам изменить своё отношение к сказкам. Сегодня стало ясно, что они являются серьёзным средством формирования сознания, а не просто историями, позволяющими весело провести время. Особенно полезна сказкотерапия для детей. Как метод коррекции их поведения она не знает себе равных. Попытки прямого противостояния со своим ребёнком приведут лишь к конфликтам и взаимным упрёкам. Другое дело сказка, рассказанная эмоционально и с интересом. На сегодняшний день сказкотерапия является самым приятным и эффективным детей.