Что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать в раннем возрасте? Памятка для родителей "что такое сенсорика и почему ее необходимо развивать"

Сенсорика

сенс"орика, -и


Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

Смотреть что такое "сенсорика" в других словарях:

    Сенсорика - (от лат. sensus, «восприятие») категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика функция нервной системы, заключающаяся в восприятии раздражителей, выполняемая при помощи сенсорной… … Википедия

    сенсорика - и, ж. 1) Сукупність органів чуття організму, що реагують на зовнішні подразники. 2) спец. Який реагує на дотик (про прилад) … Український тлумачний словник

    сенсорика - и; ж. 1. Совокупность органов чувств организма, реагирующих на внешние раздражители. Воздействовать на сенсорику организма. 2. Совокупность ощущений, полученных организмом от внешних раздражителей … Энциклопедический словарь

    сенсорика - и; ж. 1) Совокупность органов чувств организма, реагирующих на внешние раздражители. Воздействовать на сенсорику организма. 2) Совокупность ощущений, полученных организмом от внешних раздражителей … Словарь многих выражений

    сенсорика - іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови

    Чёрная сенсорика - Аспектоника теория о классификации информации на элементарные типы (аспекты), возникшая как часть соционики. Содержание 1 История возникновения 2 Предмет аспектоники … Википедия

    Белая сенсорика - … Википедия

    TIM

    Гюго (социотип) - Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов… … Википедия

    Джек Лондон (социотип) - Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов… … Википедия

Книги

  • Сенсорика. Современные технологии микро- и наноэлектроники. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ , Патрушева Т.Н.. В учебном пособии раскрывается технологический аспект сенсорики и приводятся сведения о большом многообразии сенсоров. Отмечается важность нанотехнологическогоподхода к изготовлению сенсоров.… Купить за 878 руб
  • Сенсорика. Современные технологии микро- и наноэлектроники. Учебное пособие , Т. Н. Патрушева. В учебном пособии раскрывается технологический аспект сенсорики и при­водятся сведения о большом многообразии сенсоров. Отмечается важность нанотехнологического подхода к изготовлению…

КОНСУЛЬТАЦИЯ "ЧТО ТАКОЕ СЕНСОРИКА?" Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает наблюдательность, готовит к реальной жизни, позитивно влияет на эстетическое чувство, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов. влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Необходимо развивать познавательные и речевые умения - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. "СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА" Сенсорный - означает относящийся к чувствам, ощущениям. Физиологию органов чувств принято называть сенсорной физиологией. Кажется, это понятно без всяких пояснений: может ли нормально проходить воспитание и развитие ребенка, если, скажем, он недостаточно видит или слабо слышит? Но если даже зрение и слух у него в полной норме, они все равно нуждаются в дальнейшем развитии, совершенствовании, тренировке. Это и составляет суть сенсорного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка служит основой восприятия окружающего его мира. Познание окружающих предметов происходит через работу органов чувств малыша, полученные ощущения формируют целостные образы различных предметов. Таким образом, зрительное восприятие помогает судить вашему чаду о форме, цвете, размере, интересующего его предмета. Очень значимым является кожное восприятие, которое включает в себя тактильные ощущения (фактура предметов - гладкое, шершавое, скользкое, липкое), температурные ощущения (холодное, горячее), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь), определение веса предмета. Сенсорное восприятие учит вашего ребенка давать названия предметам и классифицировать их на самые различные признаки. И на основе этого малыш выделяет предметы по группам: мягкое - твердое, большое - маленькое, мокрое - сухое, и учится правильно их называть. Тем самым развивается речевые навыки ребенка и расширение словарного запаса. Сенсорное развитие ребенка имеет огромное значение. На протяжении всего дошкольного периода, необходимо постоянно подкреплять знания, которые он получил однажды. Так уже заученные названия цветов, предметов и геометрических объектов без тренировки, постоянного озвучивания могут со временем забыться. Очень часто выясняется, что ребенок уже в старшем дошкольном возрасте отстает в сенсорном развитии, не знает и не может отличить многие признаки предметов. Для непрерывного сенсорного развития ребенка нужно регулярно поддерживать знания, которыми он обладает, озвучивать предметы, которые он видит на улице, дома, обращать внимание на его одежду. Самое простое и интересное для ребенка получать знания в игровой форме, вы их можете придумать великое множество, играйте с малышом на улице, например во время прогулки выделяйте все круглые предметы, квадратные и т.д. Купите специальные игры для сенсорного развития ребенка, существует масса пособий, которые уделяют этому внимание. Воспитание зрительных реакций детей стимулирует не только умственную деятельность, но и физическую активность. Дефицит движений всегда чреват задержкой общего развития. Зрительное восприятие хорошо тренируют и обучают мозаики, в младшем возрасте лет до трех нужно предлагать ребенку игры с основными цветами ну а позднее с различными оттенками. Тренируйте слуховое восприятия, дети очень любят шуршащие, пищащие, гремящие и все что издает звуки игрушки. Удовлетворите желания малыша, пусть устраивает шумные концерты, может в будущем это будет его призвание. В арсенале игрушек ребенка должны быть разные по фактуре предметы, для развития тактильных ощущений. Можно сделать самим мешочки с различными наполнителями, горохом, гречкой, рисом, заодно это очень полезно для мелкой моторики, а соответственно для развития речи. Важно помнить, что ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное развитие ребенка это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорика — важнейшая веха в развитие маленького человека, начиная с самого юного возраста. Детские психологи утверждают, что начинать развивать сенсорную сторону личности ребенку нужно с самого рождения — как только его принесли домой из родильного дома. В этой статье мы расскажем интересные вещи для любящих свое чадо родителей: что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать?

Что такое сенсорика

Сенсорное развитие — это приобретения опыта и знаний об окружающих предметах, развитие восприятие и фантазии , развитие представлений об объектах и субъектах окружающей среды. Далеко не каждый родитель уверенно ответит на вопрос: — что такое сенсорика? Но, тем не менее, практически в каждой семье занимаются сенсорным развитием, сами того не подозревая.

Детеныш первого познает мир через тактильные и вкусовые ощущения — именно по этой причине малыш постоянно скидывает вещи, пытается до всего дотянуться ручками, потрогать; после 6 месяцев малыши активно засовывают все новые предметы в рот — чтобы понять, какой он: сладкий или соленый, гладкий, либо шершавый. Все вышеперечисленные манипуляции есть ни что другое, как сенсорное развитие.

С какого возраста начинать сенсорное развитие

Если 95% родителей согласятся с тем, что сенсорику нужно развивать, то не каждый знает — а с какого возраста развивать, когда нужно начинать процесс обучения малыша? Ответ на этот вопрос у медиков и психологов одинаковый: чем раньше — тем лучше (причем, не только для ребенка). Возможности мозговой деятельности малыша настолько большие, что ни один взрослый, даже профессор не сможет усвоить и запомнить такое количество данных.

Поэтому начинать нужно рано — , более того — с первого дня жизни. Потенциал развития, заложен в каждом малыше, силен — и без правильного подхода взрослых, может со временем угасать. Поэтому не стоит терять драгоценные дни и минуты общения с вашим чадом.

Способы развития сенсорики

Самым банальным и примитивным, но действенным считается способ «вседозволенности» в первые . В этот период разрешать нужно всё — трогать погремушки, щупать мягкие игрушки, играть с волосами мамы, либо с ногтями папы — и это уже огромный вклад в сенсорное развитие вашего малыша.

Используйте для этого развивающие игрушки, развивающий коврик для новорожденных, развивающие кубики, для детей постарше кубики, разных форм и цветов, пирамидки и т. д.
Однако, существуют и узконаправленные способы развития:

  1. Подвижные игры с взрослыми;
  2. Дидактические игры (после );
  3. Пальчиковые игры (с );
  4. Игры с руками («Ладушки», «Танцы-танцы», «Покажи какой большой/маленький);
  5. Игры с бытовыми и кухонными предметами (в любом возрасте, но под присмотром папы или мамы).
  6. Игры с водой.


Советы, рекомендации, и почему необходимо развивать сенсорику

Учеными давно доказан тот факт, что дети с высоким уровнем сенсорного развития, владеют высшими интеллектуальными способностями, нежели те малыши, родители которых не уделяли сенсорике должного внимания.

Совет № 1 — играйте с малышом, хоть понемногу, но часто и каждый день. Никому ребенок не доверяет больше, чем маме и папе.

Совет № 2 — купите разноцветные игрушки, либо сделайте сами. Главной игрушкой при сенсорном развитии должна быть конусная пирамида, знакома нам с детства.

Совет № 3 — любите своего ребенка, и тогда вы подсознательно почувствуете, что для него есть хорошо в определенный период жизни.

Сенсорное развитие — это первый уровень познания малыша, и все для него кажется новым и интересным: железная ложка или пылесос. Родителям нужно разными методами способствовать развитию сенсорики, хвалить и подбадривать малыша, если определенное действие не получается сделать, либо повторить. И, в таком случае, вы вырастите умного и развитого ребенка.

Они дополняют друг друга. Если их изучать совместно все становится понятнее и нагляднее.

Кто вы? Экстраверт или Интроверт?

Экстраверт вы или интроверт, можно предположить уже по внешним признакам. Как правило, более развитой половиной лица у экстравертов является левая, а у интровертов правая. Активная сторона лица кажется более вытянутой, активный глаз больше и осмысленнее. В целом, лица экстравертов подвижнее, у интровертов мимика сглажена (на лбу практически не бывает морщин).

Экстраверт направлен наружу, обращен к окружающим объектам. Понять других ему легче, чем самого себя. Интроверт как бы отделен от внешнего мира "прозрачной стеной". Себя ему понять легче, чем других. Для экстраверта вопрос самосовершенствования является большой проблемой, он обычно стремится изменить окружающих. Интроверт же "в чужой монастырь со своим уставом не ходит" и скорее сам постарается приспособиться. Экстраверт склонен к повышенной активности, часто переоценивает свои шансы, поступает опрометчиво. Интроверт наоборот, нуждается в активизации со стороны, всегда экономен в расходовании сил. Ошибочным является мнение, что "экстраверт это общительный весельчак", а "интроверт угрюмый отшельник". В спорных случаях следует понаблюдать, в какой степени человек выделяется на фоне окружающих. Экстраверт не боится открыто противопоставить себя обществу (например, он может демонстративно обособляться). Интроверт же предпочтет не выделяться в компании ни в ту, ни в другую сторону.

Экстраверт пропускает через себя большее количество информации, но рассматривает ее поверхностно. Интроверт думает медленнее. но прорабатывает информацию детально. В обществе экстраверт всегда заметнее интроверта. Экстравертный руководитель видит своей целью расширение производства, увеличение выпуска продукции. Организация его смело участвует в конкуренции, захватывает новые территории, открывает филиалы. Интересы коллектива подчиняются цели, поставленной руководителем. Это сфера крупного бизнеса. Установка оправдана при необходимости быстрого развития отрасли. Интровертный руководитель стремится к усовершенствованию системы отношений в коллективе, повышению качества труда. Он не любит конкуренции, мало интересуется чужими сферами влияния. Это сфера малого бизнеса. Установка способствует стабилизации жизни общества. Обычно изобретателем качественно нового товара является интроверт, а организатором его производства экстраверт.

Экстраверт стремится к ответственности, но не любит обязанностей. Ответственность воспринимается им как привилегия, а обязанность как насилие. У интроверта все наоборот он с удовольствием выполняет свои обязанности и всячески старается уйти от того, что называется ответственностью.

В компании экстраверт обращает внимание на других, старается их "расшевелить", рассмешить, иначе ему скучно. Интроверт стремится привлечь внимание к себе, а если не замечают ему становится неинтересно.

Экстраверт это вдохновитель и организатор. Интроверт прикрывает его тылы. Первый стремится добиться цели, изменить мир. Второй (даже если очень деятелен) скорее избегает неприятностей и неудач. Экстраверт постоянно недоволен тем, что не сделал еще чего-то, а интроверт что проявил "излишнюю активность. Критику за избыточную деятельность первый расценит как комплимент. Для второго же любая неосторожная реплика о том, что он перестарался, может надолго отбить желание действовать. Более устойчивые отношения бывают в браках, где один из партнеров экстраверт, а другой интроверт.

Таким образом:

Экстраверт:

  • ориентирован на внешний мир, раскрыт происходящим событиям;
  • активен, инициативен, склонен к риску;
  • открыто высказывает свое мнение;
  • контактен, легко знакомится и также легко расстается с людьми;
  • соотносит свои взгляды с мнением окружающих;
  • хорошо работает в коллективе.

Интроверт:

  • ориентирован на свой внутренний мир и свои впечатления от внешних факторов;
  • часто с трудом входит в новые контакты, поэтому имеет узкий круг друзей;
  • стремится к тишине, старается защититься от обилия новой информации;
  • внешне спокоен, выглядит задумчивым, как правило, молчалив;
  • обычно не любит неожиданностей;
  • хорошо работает в одиночку.

Кто Вы? Сенсорик или Интуит?

Сенсорика и интуиция это два взаимодополняющих понятия. Интуиция отождествляется идеей, а сенсорика с практикой. Первая имеет отношение к времени, вторая к пространству. В соционике выделяют два вида интуиции: интуицию возможностей (это умение угадывать уже заложенные объекте свойства) и интуицию времени (это возможность к предвидению будущих бытии). Также различают два вида сенсорики это сенсорика ощущений, или способность организовывать пространство (умение создать комфорт, оценить гармонию форм, удобство и неудобство вещей) и сенсорика волевая, и способность завоевывать пространство (умение ориентироваться в нем, проявлять настойчивость, волю, овладение новыми навыками, знаниями).

Интуит живет в прошлом или будущем. Он хорошо разбирается в потенциальных возможностях людей, запоминает даты, анализирует прошлые ошибки, видит ход истории. Мечтает о "журавле в небе".

Сенсорик наделен от природы хорошо развитыми органами чувств. У него функционируют как внешние, так и внутренние рецепторы. Поэтому сенсорик хорошо чувствует состояние как чужого тела, так и своего собственного.

Порог чувствительности интуита гораздо выше, поэтому реагирует на внешние и внутренние раздражители с опозданием. Благодаря чему способен длительно не замечать физических неудобств, адаптироваться к боли. Он как бы отделен от своего тела. Собственные ощущения кажутся менее объективными, чем диагноз врача.

Отличаются эти типы даже по глазам. Глаза сенсорика это глаза очень хорошо видящего человека, подмечающего все детали. Походка его отчетлива, самоуверенна. Глаза интуита - "смотрят и не видят". Походка неуверенная, он как бы парит в воздухе и готов каждому уступить дорогу.

У сенсорика развиты ручные навыки. При наличии материальной отдачи, он будет заниматься стандартной, рутинной работой, получая от этого удовольствие. У интуита руки менее ловкие. "Приземленный", нетворческий вид труда не для него. Руками он может мастерить только неповторимые предметы, являющиеся плодом его фантазии.

Для сенсорика физическая оболочка является приоритетной. Ему очень важно, как выглядит партнер (и каково его материальное состояние). Критерием хороших отношений является создание комфортных условий партнеру.

Интуит оценивает содержание выше, чем форму. Для него важен "потенциал роста" партнера. Критерием хороших отношений является раскрытие лучших сторон личности партнера. Для сенсорика нет полноценной любви без телесного обладания объектом. А для интуита нет секса без любви.

В интеллектуальном отношении сенсорик владеет конкретным мышлением. Он исходит из фактов и движется от конкретного к общему. Ученый сенсорик накапливает много практических данных и потом их статистически обрабатывает. У него плохо развито воображение. То, что придумывает сенсорик это простая комбинация уже известного.

Интуит мыслит абстрактно. Факты ему нужны лишь для подкрепления гипотез (когда известному философу Георгу Гегелю заметили, что его теории расходятся с фактами, он ответил: "Тем хуже для фактов"). Интуит смело выдвигает гипотезу, а затем экспериментально подтверждает или опровергает ее. Он наделен творческой фантазией.

Сенсорик силен в прикладном искусстве, танцах, пении (народном) и, конечно, в спорте. Сфера деятельности интуита это наука (математика) и искусство (музыка).

В обществе сенсорики ориентируются на ближайшее прошлое, живя сегодняшним днем. Они "спринтеры". Если цель отдалена во времени, теряют ориентиры.

Интуиты ориентированы будущим, они формируют масштабные изменения, коренные повороты истории. Это "стайеры".

Что же хорошо для брака встреча двух одинаковых типов или сенсорика с интуитом? Сенсорик обычно проявляет инициативу к физическому сближению, а интуит заинтересован в перспективном развитии отношений. Поэтому близкое общение двух сенсориков может быть недолговечно (физическое пресыщение друг другом и неопределенность отношений в будущем). Даже в случае благоприятного развития событий они будут взаимоподавлять друг друга, ощущать тупиковую безысходность в любой неопределенной ситуации. Два интуита также не составят "идеальную" пару (во первых, они могут долго не идти на физическое сближение. Здесь уместен пример из фильма "Блондинка за углом", где герои, которых играют А. Миронов и Е. Соловей, "по-пионерски дружили" 10 лет, пока в их платоническую жизнь не ворвались сенсорики Блондинка со своим братом Геной).

Интуиты будут, во вторых, предъявлять друг другу претензии по плохой организации быта, несвоевременности действий, физической интимной неудовлетворенности.

Поэтому для брака хорошо создание союза: сенсорик интуит. Рядом с любящим сенсориком интуиту становится возможным воспринимать всю полноту жизни. Сенсорик ищет и добивается объекта влечения. Для интуита быть этим объектом означает "материализоваться" в этом мире. Для него собственная сексуальная активность нехарактерна. Интересно рассмотреть чувство ревности в такой паре. Интуит знает, что ничто не изменится от случайных проступков партнера. Ревнует сенсорик (исходя из своего опыта). Эта ревность напоминает интуиту, что он нужен и желанен.

Таким образом:

Сенсорный тип:

  • живет здесь и сейчас;
  • быстро ориентируется в пространстве;
  • практичен и деятелен;
  • уверен в себе;
  • реалист, многое любит делать своими руками.

Интуитивный тип:

  • размышляет о том, что было или, что предстоит;
  • интересуется всем новым, даже если это не обещает практического результата;
  • проявляет беспокойство о будущем (копит деньги на старость);
  • склонен к колебаниям и сомнениям;
  • тяготеет скорее к теории, чем к практике, к "ручной работе" не склонен.

Кто вы? Логик или Этик?

Логический тип больше распространен среди мужчин, этический среди женщин. Логические женщины часто выгладят мужеподобно. Они не отвлекаются на такие нерациональные "мелочи", как посещение парикмахерских, косметических салонов, домов моды.

Сила этических типов проявляется по отношению к людям, логических к объективному миру. Этик (эмоциональная личность) прекрасно разбирается в том, "что такое хорошо и что такое плохо". Он умеет налаживать контакты, манипулировать ими, является заботливым (но, как правило, по отношению к "своим людям"). Этическому типу важно не испортить свои связи, поэтому он может обещать не то, что способен выполнить, а то, чего от него "как от хорошего человека" ожидают другие. При этом этик не ощущает себя обманщиком, а, наоборот, "осторожным дипломатом". Для этического типа не существует "прав одного человека среди других людей". Он признает лишь тактику уговоров, просьб, "уламывания" и "выбивания" того, что ему нужно от других. Лучшим "толкачом", "пробивным типом" является именно этический (особенно этико-сенсорный экстраверт или интроверт). Этик пользуется критериями: "честно-нечестно", "гуманно-негуманно", поэтому объективная истина для него является понятием относительным.

Быть приятным и любимым вот чего виртуозно добивается каждый этический тип. Он легко становится эмоциональным центром коллектива. Видит и понимает не только свои, но и эмоции окружающих. За случайными словами, оговорками, мимикой этик способен разглядеть сложный мир чувств другого человека. Любовь относится к сфере этического мышления. Этик считает себя вправе первым проявить инициативу (Татьяна Ларина Евгению Онегину: "Я к Вам пишу, чего же боле...") Доверяет только своим симпатиям и антипатиям. Никогда не бывает уверен в логичности своего поведения, хотя старается строго выполнять все логические нормативы. Кругозор логических интересов этиков широк, они являются хорошими рассказчиками научных истин (хотя новых логических систем не изобретают). В социальной жизни субъективизм этиков имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Они способны как защищать идеалы гуманизма, так и разжигать национальную и религиозную рознь. В любом коллективе этики создают и культивируют сеть неформальных контактов, что часто негативно отражается на интересах дела. Ведь коллектив -"теплая компания" занят исключительно углублением межличностных отношений. В браке партнерство двух этиков может быть либо нежизнеспособным (пример любви Ромео и Джульетты), либо достаточно мучительным с постоянными взаимными упреками, обидами, нотациями и выяснением отношений.

Этику очень важно, чтобы рядом находился партнер, способный контролировать его поступки с точки зрения разумности, привести хаос мыслей в логический порядок, решить практические проблемы. И таким партнером может быть только логик.

Логик (мыслительный тип) все свои поступки совершает, исходя из здравого смысла. Поэтому он уверен в правильности своего поведения, независимо от того, что по этому поводу думают окружающие. Деловые отношения не принесет в жертву этическим (хоти бы потому, что последние для него непонятны). Логик все старается сделать сам. Свою нужность другим доказывает делами. Его самостоятельность проявляется при решении проблем объективного мира. Свою правоту логик подтверждает фактами; уговаривать и просить не умеет (но сам на уговоры поддается). Свои обещания старается сдержать любой ценой. Поступки логический тип оценивает с точки зрения "правильно-неправильно", "разумно-глупо". Он не всегда уверен в этичности своего поведения, поэтому к этическим нормативам относится серьезно и педантично им следует (не проявляя творчества). Логик отличается начитанностью в области художественной литературы, которая дает ему возможность глубже понять чувства людей. Природу своих эмоций логик осознает плохо. Он менее влюбчив, чем этик, но его чувства более стабильны и продолжительны. Боится дать выход своим эмоциям. Логику мужчине легче спросить у возлюбленной: "Выйдешь ли ты за меня замуж?", чем сказать: "Я люблю тебя". Для развития чувств логика требуются сильные эмоции со стороны этика. Логический тип не может найти выхода из ситуации этического кризиса (ему трудно просить прощения). В коллективе хорошо чувствует себя на должности руководителя. Степень его объективности определяется полнотой имеющейся информации. Логики определяют ту часть коллектива, которая твердо ориентирована на поставленные цели и не скатывается на "выяснение отношений".

В браке союз двух логиков весьма проблематичен. Они постоянно поучают друг друга, оставаясь каждый при своем мнении. Ни один из них не чувствует себя по-настоящему любимым. Взаимная интеллектуальная "холодность" приводит к отталкиванию.

Логику нужен этик. Первого во втором привлекают живые эмоции. Второго в первом хладнокровие и ум.

Таким образом:

Логический тип:
ориентирован на систему, закон и порядок;
любит анализировать и устанавливать логические связи;
в интересах дела может игнорировать чувства людей;
не способен говорить о своих эмоциях, которые устойчивы и скрыты;
не любит выяснять причины ссор и недоразумений.

Этический тип:

  • человек чувства, хорошо разбирается в эмоциях окружающих;
  • способен влиять на других своими эмоциями и сам подвержен такому влиянию;
  • принимает решение под влиянием симпатий антипатий;
  • склонен идти на компромиссы ради хороших отношений;
  • сам обидчив и боится обидеть других;
  • часто говорит комплименты;
  • любовь для него самое важное в мире.

Кто вы? Рационал или Иррационал?

В жизни мы часто получаем либо похвалу за трезвый рационализм, либо упреки за излишнюю рациональность. Что же это за качество личности и чем оно отличается от своей противоположности иррациональности? Эти врожденные различия между людьми напрямую связаны с функциями полушарий головного мозга. У рационала за неподвижным объектом наблюдает правый глаз (левое полушарие), за движущимся левый (правое полушарие). У иррационала наоборот. Эти два противоположных типа можно различить уже по внешним признакам. Рационалы имеют угловатую фигуру, движения их лишены плавности, но всегда направлены и механичны. Тело зажато во многих местах, плохо изгибается (мануальным терапевтам приходится над ним потрудиться). Рационал всегда в тонусе, ему трудно расслабиться, работает равномерно и по плану. У иррационалов фигура имеет плавные линии, осанка как бы "отпущенная". Движения грациозны, без резких остановок. Тело гибкое, незафиксированное, пластическое. Характерное состояние иррационала расслабленность. Ему требуется усилие, чтобы напрячься, работа идет "волнообразно", без графика.

Рационалы способны долго удерживать какое-либо состояние как положительные, так и отрицательные эмоции. Они эмоционально стабильны, предсказуемы. Мало зависят от своих внутренних биоритмов. Для изменения настроения им требуется "веская" внешняя причина. В принципе, рационал способен в достаточной мере управлять своим состоянием: например, заставить себя выполнить работу, несмотря на плохое физическое и эмоциональное самочувствие.

Иррационалы отличаются изменчивостью состояния их настроение может меняться по нескольку раз в день без видимых причин. Оно тесно связано с внутренними биоритмами. Поэтому их психологические реакции для постороннего наблюдателя кажутся немотивированными.

Управление своим состоянием проблема для иррационала. Он вынужден дожидаться эмоционального подъема, чтобы наверстать упущенное на спаде. От этого страдает и качество работы, и график.

Мыслительный процесс у рассматриваемых нами категорий личностей также организован по противоположному способу. Рационалы это рассуждающие типы. Они последовательны, четко излагают мысль, но часто невосприимчивы к альтернативным суждениям. Для "внутреннего диалога" рационалы используют зрительные представления (понять что либо для них означает представить зрительно на "внутреннем экране"). Во внешнем общении особую роль играет слух и речь.

Иррационалы это воспринимающие типы. Они принимают мир как нечто целое, не упуская из внимания факты и объекты, которые не связаны причинно-следственными отношениями.

В разговоре, отвлекаясь на ассоциации, обычно теряют нить рассуждений. Для иррационалов характерна "внутренняя речь" с ее помощью они пытаются разобраться в проблеме. Во внешнем общении особая роль отводится зрению и жестикуляции с прикосновениями.

На социальном уровне рационалы являются как бы базой стабильности общества. Они уважают иерархию системы, не переносят обстановки хаоса. В рациональном обществе экономика носит производительный характер. В целом рационалы не склонны менять свои занятия, профессию. Карьеру делают поступательным образом.

Иррационалы позволяют себе "менять правила игры" в процессе самой "игры". Они по своей природе анархисты, отказываются от фиксированных мировоззрений. Делают экономику "коммерческой" (перемещают товары туда, где они дороже). Иррациональное производство всегда "кустарно" и мелкосерийно. Такие личности первыми подхватывают новые веяния в обществе (они же первыми отказываются от тех начинаний, когда те "приедаются").

В целом иррационалы склонны к переменам взглядов, занятий, профессий, так как надолго их интереса не хватает.

Более устойчивыми бывают отношения в браке, где оба партнера принадлежат к одному типу рациональному или иррациональному.

Таким образом:

Рациональный тип:

  • склонен к планированию и доведению дел до завершения;
  • стабильно работоспособен;
  • не любит менять своих решений, которые обычно хорошо продуманы;
  • соблюдает дисциплину сам и требует этого от других;
  • стремится все "разложить по полочкам", любит точность и пунктуальность.

Иррациональный тип:

  • может начинать сразу много дел, не доводя их до конца;
  • его работоспособность связана с изменчивым настроением;
  • предпочитает не связывать себя обязательствами, часто отпускает все "на волю случая";
  • любопытен, интересуется всеми новинками; обычно действует без подготовки, "веря в свою удачу".

Таблица признаков типов

Признаки типа Псевдоним
Иррацио
нальный
интуи
тивно-
логический экстраверт Дон Кихот
интроверт Бальзак
этический экстраверт Гексли
интроверт Есенин
сенсорно- логический экстраверт Жуков
интроверт Габен
этический экстраверт Наполеон
интроверт Дюма
Рацио
нальный
логико- интуитивный экстраверт Дж. Лондон
интроверт Робеспьер
сенсорный экстраверт Штирлиц
интроверт М.Горький
этико- интуитивный экстраверт Гамлет
интроверт Достоевский
сенсорный экстраверт Гюго
интроверт Драйзер

Что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать в раннем возрасте?

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и.т.д.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

Является основой для интеллектуального развития

Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

Готовит к реальной жизни;

Развивает наблюдательность;

Развивает внимание;

Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Позитивно влияет на эстетическое чувство;

Является основой для развития воображения;

Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

Игра - это ведущий вид деятельности маленького человека. Детство без игры и вне игры ненормально.

Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Лишь опытным путём способен ребёнок получить представление о мире. Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно с ним просто поиграть. Игры на развитие сенсорики в раннем возрасте связаны с определением свойств различных предметов.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные особенности, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы, слышит разные звуки. Усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых и они часто оказывается поверхностным. Вот тогда и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Ребенка надо знакомить со многим: цветами спектра, с геометрическими формами и т. д. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова - названия величин и форм. Главное составляющее полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность в будущем успешное обучение ребенка в школе.

Организуя работу с маленькими детьми необходимо учитывать следующее:

Занятие с малышами должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;

Необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;

В совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;

Нужно многократно повторять материал, чтобы закрепить знания, умения и навыки;

Уровень сложности материала должен соответствовать возрасту, задания следует усложнять постепенно;

Длительность занятия должна быть в зависимости от возраста (от 5-10 до 15-20 минут);

Необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Ребенок может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно.

1. Собери пирамидку. Конусная пирамидка — прекрасный тренажер, помогающий усвоить величину предметов. Сначала продемонстрируйте, как она собирается, сделав акцент на том, что нанизывание колец происходим в зависимости от их величины. Затем предложите повторить увиденное ранее действие самостоятельно. В случае ошибки обязательно объясните, что малыш сделал не так.

2. Разложи кубики. Предложите ребенку выбрать из большого количества кубиков одинаковые по размеру и цвету, сложив их в разные коробочки.

3. Найди твой цвет. Дайте ребенку 3 игрушки разных цветов. Попросите пройтись по квартире и найти предметы такого же цвета.

4. Угадай на вкус. Нарежьте небольшие кусочки фруктов и овощей. Малыш должен с закрытыми глазами попробовать на вкус и назвать продукт.

5. Угадай фрукт и овощ. В мешочек положите разные фрукты и овощи: яблоко, грушу, сливу, апельсин, огурец, помидор. Задача ребенка, опустив руку в мешочек, нащупать содержимое и угадать что это.

6. Чья рука? Игра довольно сложная, требующая чуткого восприятия. Пусть ребенок потрогает ладонь бабушки, мамы, папы, брата. После чего повторит задание с закрытыми глазами и попытается определить, чья ладонь к нему прикоснулась.

7. Вспомни-ка. Проведите по ручке малыша разными предметами: игрушкой, перышком, пушистой варежкой. Попросите его закрыть глаза, вспомнить ощущение и назвать предмет.

8. Дразнилки. Игра-подражание. Показывайте крохе разные гримасы: оскаленные зубы, нахмуренные брови, надутые щеки, округленные глаза, а он пусть повторяет.

Консультацию подготовила: воспитатель МБДОУ № 66 Шабурова Луиза Рафаиловна