Что такое патронатная семья и как оформить договор? Оформление патроната над ребенком из детдома по выходным

Патронат

Патронат - одна из разновидностей возмездной опеки над несовершеннолетним в соответствии с п 1. Статьи 14. «Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства» Федерального закона об опеке и попечительстве от 24 апреля 2008 г. № 48. Этот вид опеки устанавливается региональным законодательством и сейчас существует в ряде регионов РФ как форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя на возмездную опеку с заключением специального договора. Патронатный воспитатель (с 1 сентября 2008 года - с момента вступления в силу Федерального закона № 48) является опекуном ребенка, то есть его законным представителем. . Наиболее близким западным аналогом считаются так называемые «фостерские семьи» (англ. foster home ).

Особенности патроната

ПРОТИВНИКИ патроната в старом виде . Считают, что передача ребенка в семью на любую форму и разновидность, прежде всего, должна соответствовать интересам ребенка, его защиту и стабильность воспитательной среды, создание детско-родительских, а не только воспитательных отношений и видели в нем угрозу для ребенка. Поскольку:

  • ребенок в патронатной семье, проживая в семье восппитателя оставался воспитанником учреждения и в любой момент, мог быть возвращен в учреждение по решению администрации. Т.е. патронат в старом виде не являлся семейной формой устройства, а был разновидностью интернатного воспитания.
  • патронатный воспитатель не являлся законным представителем ребенка и обладал только некоторыми обязанностями, но не правами. В частности такой воспитатель не мог принимать никакие юридически значимые действия по отношению к ребенку: определить в учебное заведение, осуществлять управление и надзор за его имуществом, давать согласие на лечение, выступать его представителем в суде и других органах. В ситуации, когда требовалось обеспечить защиту ребенка патронатный воспитатель это сделать не мог и обязан был обращаться в администрацию учреждения.
  • трудовой договор, который заключали патронатные воспитатели, предусматривал возможность для патронатного воспитателя замены ребенка так как ребенок по такому договору, исходя из сути трудового права, являлся сырьем надомника-воспитателя, позволял вернуть ребенка на время отпуска в детское учреждение или просто отказаться от воспитания «по собственному желанию».
  • практика патроната не давала экономии для государства, прежде всего потому, что персонал детского учреждения при сокращении количества воспитанников нельзя было сократить, патронатному воспитателю так же выплачивали средства не только на содержание, но и зарплату. В итоге получалось у ребенка было два воспитателя - патронатный воспитатель и сотрудники организации для детей.
  • в патронатные воспитатели шли в основном люди пожилого возраста из числа педагогов-пенсионеров, люди не готовые отвечать за ребенка, а также желавшие доработать на педагогическом стаже, по этой причине количество передач детей от одного к другому патронатному воспитателя составлло от 7 до 12 %,
  • психологи и сами дети считают что постояная привязка к детскому дому где дети воспитывались является для них травматической, постоянное "выдергивание" детей и семей на общедетдомовские меропрития не способствовала психологической реабилитации детей, оптимальным является сопровождение семьи с организацией встреч на нейтральной территории, но не в стенах детского дома,
  • такая форма приемная семья или патронат в современном виде ПОЗВОЛЯЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВСЕ ТЕ ЖЕ виды сопровождения и помощи семье, однако ОРГАНИЗАЦИИ ЛИШИЛИСЬ своих полномочий и теперь не могут распоряжаться судьбой детей. Они потеряли возможность управления финансами и сохранения персонала при отсутвии в учреждении детей.

РЕЗЮМЕ: Патронат в старом виде был выгоден, прежде всего, интернатным учреждениям для собственного сохранения как учреждения и сохранения персонала, обеспечения загрузки персонала как службы сопровождения.

До сих пор патронатные площадки используют патронат как промежуточное помещение ребенка, часто просто потому, что это оправдывает их назначение и дополнительные выплаты персоналу. Процент ухода патронатных воспитателей на иные формы был огромен и достигал 80 % за год, что говорит о том, что сами патронатные воспитатели были не в восторге от патроната. Успешность патраната преимущественно в головах его апологетов т.к. в большинстве регионов патронат с 2007 года начали сворачивать из-за низкой эффективности и ненадежности помещения детей (См. статистику).

Статистика и аналитика патроната

Количество детей на патронате, даже в самые лучшие для патроната год (2006), задолго до вступления в силу Федерального закона об опеке, который часто винят в том, что он ликвидировал патронат, составило - 0,96 % от всех детей, воспитывавшихся в семьях. Заметим, что патронатные площадки имели статус экспериментальных. Массовое внедрение было только в самом начале. Однако в пределах ОДНОЙ площадки были устраивалось в семью 95% ВСЕХ воспитанников, а сам детский дом превращался в центр семейного устройства.

В 2009 году количество детей на патронате составило - 0,55 % от всех детей, переданных на воспитание в семьи.

См. также

Примечания

Ссылки

  • (Внимание! Ссылка содержит устаревшие сведения) Патронатное воспитание как форма приема ребенка в семью - Усыновление в России (Интернет-проект Министерства образования и науки РФ).
  • Баллада о патронате - о социальном патронате не формально

Патронатной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Патронатное воспитание - форма воспитания, при которой ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, передается на содержание и воспитание в семью патронатного воспитателя. Патронатный воспитатель - совершеннолетний дееспособный гражданин, осуществляющий воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора, заключенного с учреждением по патронату и органом опеки и попечительства.

На патронатное воспитание передаются дети-сироты, дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, лишены свободы, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, дети, родители которых уклоняются без уважительных причин от воспитания, содержания детей или от защиты их прав и интересов, дети, родители которых неизвестны или их местонахождение не установлено, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

При передаче ребенка на патронат защита его прав и законных интересов осуществляется в соответствии с установленным в договоре о патронатном воспитании разграничением прав и обязанностей по защите его прав и законных интересов между патронатным воспитателем и уполномоченным учреждением. Методическое руководство деятельностью по патронату возлагается на управление образования области. Контроль за деятельностью учреждения по патронату осуществляет орган опеки и попечительства по месту нахождения учреждения.

В обеспечении патронатного воспитания участвуют три стороны - патронатные воспитатели, детский дом и органы опеки. Патронатные воспитатели входят в штат детского дома, у них идет трудовой стаж, есть зарплата и пособие на содержание ребенка. Законным представителем ребенка в этом случае остается детский дом. Ответственность по защите прав и законных интересов ребенка в патронатной семье возлагается на его законного представителя (учреждение образования, здравоохранения или социальной защиты населения), на патронатного воспитателя и на орган опеки и попечительства по месту проживания несовершеннолетнего, между которыми заключается трехсторонний договор. (Не более 3 детей передаются в семью на патронат).

Перечень документов для создания патронатной семьи:

1.копия трудовой книжки;

2.справка об отсутствии судимости;

3.справка с места работы; копия свидетельства о заключении брака (в случае, если лицо состоит в браке);

4.медицинская справка установленного образца;

5.справка от районного терапевта об отсутствии у совместно проживающий членов семьи инфекционных заболеваний;

6.документ, подтверждающий наличие жилья;

7.письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с заявителем;

8. паспорт или документ, его заменяющий, предъявляется лично.

Патронатная семья сегодня имеет ряд преимуществ по сравнению с другими способами устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Одно из важных преимуществ – общегуманитарная ценность семьи как таковой.

Статус патронатной семьи

Патронатная семья как новая форма предоставляет участникам дополнительные возможности:

расширяет выбор условий участия

допускает плавный переход из одной формы в другую (патронатная семья как этап к усыновлению)

допускает отказ от ребенка без длительных процедур

Социальный эффект от внедрения патронатного воспитания

Положительными социальными эффектами от патронатного воспитания являются:

воспитание детей в семье с приобщением к семейным ценностям

готовность детей к самостоятельной жизни

    выросшие дети лучше интегрированы в социум

ребенок имеет связи не только в среде детей, оставшихся без попечения родителей, и взрослых, профессионально занимающихся такими детьми, но и в среде благополучных детей и взрослых, к которым он может обратиться за помощью в трудную минуту. К ровесникам - социальным сиротам обращаться бесполезно, т.к. они синхронно попадают в трудные ситуации (выход из детского дома и пр.)

патронатного воспитателя можно найти рядом с прежним местом жительства ребенка, у ребенка будут образовываться социальные и иные связи в том месте, где он будет жить, а не вокруг детского дома, из которого он потом вернется в свою квартиру. У взрослых новые связи возникают с трудом.

    дети лучше воспринимают на примерах из повседневной жизни, а не теоретически, необходимые для самостоятельной жизни ценности (ответственность, бережливость, важность образования и пр.)

    не требуется специального обучения и принятия других мер для лучшей адаптации к самостоятельной жизни

4. ликвидация условий формирования специфической социальной среды детей-сирот

5. изолированные коллективы детей-сирот продуцируют специфические ценности и установки, которые мешают интеграции во взрослую самостоятельную жизнь и др.

К отрицательным социальным последствиям можно отнести:

1. потенциально конфликтная ситуация между патронатными воспитателями и ребенком

2. противоречие между семейными отношениями и отсутствием ответственности "родителей" за детей после 18 лет

3. стресс при покидании ребенком патронатной семьи по достижении совершеннолетия, резкий переход от семьи к неустроенности, возможно даже больший, сем при покидании детского дом

4. временность нахождения ребенка в патронатной семье; патронатные родители в любую минуту могут отказаться от ребенка; ребенок при отказе патронатной семьи от него получает психологическую травму сравнимую с отказом одной семьи и др.

Критерии подбора замещающей семьи

Замещающая семья по возможности должна обладать следующими признаками:

живет недалеко от места, где жил ребенок

не разрываются имеющиеся личные и социальные связи ребенка

нарабатываемые во время нахождения в замещающей семье личные и социальные связи сохраняются во взрослой жизни

ребенок живет в окружении, которое знает его биологических родителей

ребенок лучше осведомлен о своих биологических родителях

социум воздействует на биологических родителей

легче поддерживать контакты с биологической семьей во время нахождения в замещающей

менее травмирующее оставление биологической семьи и переход в замещающую, и наоборот, возврат в биологическую семью

наличие родственных связей с биологической семьей

более высокое социальное и материальное положение, но не очень значительное различие

разнообразные источники дохода (зарплата, приусадебное хозяйство, предпринимательство и пр.)

собственные дети более старшего возраста

наличие хобби у членов семьи (туризм, спорт и пр.)

высокий образовательный уровень

К сожалению, количество воспитанников детских домов имеет тенденцию к увеличению. Как достойная альтернатива за рубежом широкое распространение получила передача ребёнка в патронатную семью. В Российской Федерации такая форма воспитания лишь набирает обороты. Впервые подобный эксперимент был проведён в 1994 году на базе детского дома города Москва. Так как он оказался успешен, сегодня государство старается как можно чаще организовать именно такую форму воспитания. Патронатная семья, что это такое?

Прежде чем раскрывать подробно тему патронатных родителей, следует в целом обозначить, что вообще собой представляет патронатная семья. Патронатная форма воспитания - это такое устройство малышей, осуществляющееся в отношении детей, у которых по каким-то причинам нет родителей или же они не занимаются своим ребёнком. Такой процесс предполагает заключение трёхстороннего договора между патронатным воспитателем, органом опеки и попечительства, и детским домом.

В одну семью могут передать до 3х воспитанников.

Патронажная семья и патронатная это два различных понятия. В первом случае подразумевается ситуация с полностью дееспособным совершеннолетним гражданином, который в здравом уме, но в силу физических ограничений или пожилого возраста, ему требуется помощник. Коим как раз и является патрон. Коронное отличие же патронирования в том, что здесь речь идёт о несовершеннолетнем. Чаще всего это ребёнок сирота или временно остался без попечения родителей. Над ним устанавливается покровительство, за которое патронатный воспитатель получает оплату.

А вот в первом варианте это безвозмездная помощь, за исключением случаев, когда патронируемый сам решает платить зарплату своему патрону.

Как выше было обозначено, патронатное воспитание – это форма устройства детей, которым требуется помощь в данный момент так называемое временное убежище в неродной семье, в целях привить навыки жизни вне детского дома, обзавестись социальными связями, отличными от круга детдомовцев, подготовить ребёнка ко взрослой жизни. Но в некоторых случаях такая форма опеки может перерасти в постоянную, до достижения ребёнком совершеннолетия, а в дальнейшем в постинтернатный патронаж.

Если говорить грубо, то можно обозначить понятие воспитателя как лица, работающего за плату и воспитывающего ребёнка не в детском саду, а на дому. Работодателем в таком случае выступает служба по приёму детей, такая как детский дом, например.

По сравнению с проживанием в детском доме, такое воспитание имеет ряд неоспоримых преимуществ для воспитанника.

К таким плюсам следует относить то, что:

  1. Приобретение семьи прививает ценности, установленные в ней и чего лишены дети из детдома.
  2. Такие воспитанники будут становиться более приспособленными к самостоятельной взрослой жизни.
  3. Дети, которые воспитывались до совершеннолетия в такой семье оказывались успешнее вхожими в общество. Так как средний ребёнок из семьи успевает завести связи среди благополучных взрослых и ровесников. К таким лицам он может обратиться в любой момент. В то время как воспитанники детских домов не приобретают такие связи, находясь среди взрослых, которые занимаются воспитанием на профессиональной основе. Если брать патронатного воспитателя, проживающего недалеко от предыдущего адреса ребёнка, то это станет отличным условием для образования дружеских связей с соседями. Появятся друзья. А это важно, так как после детского дома, когда человек вернётся в свою квартиру, уже сложнее будет найти близких в силу взрослого возраста.
  4. Проще привить понимание таких понятий, как чувство долга, ответственности, потому что видя позитивный пример взрослого, подобная информация усваивается проще.
  5. Такие лица лучше подготовлены к жизни, специальные мероприятия для этого не требуется. Так как семья - это естественная среда, в которой всё идёт своим чередом. У воспитанника есть обязанности по дому, обязательства в отношении других членов семьи. В то время как в детском доме всё готовое, и среда искусственная. Никто во взрослой жизни не будет укладывать спать по режиму, готовить, стирать и прибирать за ними.
  6. Минимизация установления особой среды детей из детского дома. Ведь не секрет, что выходцы из детского дома пропагандируют не совсем верные ценности.

При очевидных плюсах такого воспитания, есть значительные минусы.

Например:

  1. Не всегда можно избежать конфликтов между воспитателем и воспитанников. Даже больше, вероятнее всего, они точно будут, так как жизнь в семье отличается от детского дома, и в ней есть обязанности.
  2. Наличие нестыковки между тем, что идёт пропаганда семейных традиций, и в то же время после совершеннолетия судьба воспитанника может быть безразлична патронатному воспитателю. А ребёнок привязался к семье.
  3. Огромный стресс от необходимости съезжать из дома воспитателя после 18 лет, резкий переход из тёплого семейного гнёздышка в неизвестность.
  4. Проживание в семье обозначено временными периодами, и существуют право очень легко вернуть ребёнка. В соответствии с чем, последний может испытать огромное разочарование, что от него повторно отказались.

Мы уже разобрались с тем, что такое патронатная семья, пришло время поговорить о сроках.

Выделяется несколько вариантов оформлять воспитания:

  1. Семья на короткий срок. Такое может быть в том случае, если ребёнка временно изъяли у родителей. Например, родители больны либо не могут договориться между собой, постоянные скандалы, что мешает достойному воспитанию. Либо же родитель может быть лишён свободы. Вариантов масса. И вот именно на этот срок ребёнка передают на воспитание. Такое время может быть продлено.
  2. Постоянное воспитание. Здесь речь идёт о передаче дитя до совершеннолетия. Это актуально, когда родители лишены в правах, умерли либо по другим причинам отказались от своего ребёнка. Ещё актуально тогда, когда семья хочет оформить опекунство или усыновить ребёнка, но не может в силу недостаточности квадратных метров, или слишком строгих требований к приёмным семьям. Как мы и говорили требования к патронатному воспитателю менее строгие. Он не приравнивается к членам семьи воспитанника, и не наследуют имущество друг за другом, кроме случаев, когда они названы в завещании.
  3. Периодическое воспитание. Здесь можно провести параллель с пансионатом. То есть ребёнок всё время проводит в детском доме, а на каникулах и выходных живёт у воспитателя. Такой способ хорош тем, что семья перед усыновлением может протестировать свою готовность к такому ответственному шагу. Чтобы не разочаровать ожидания ребёнка.

Такой выбор вариантов срока очень хорошо сказывается на тенденции к сокращению детских домов. Если взять зарубежные примеры, там не переполнены детские дома, несмотря на то, что сирот достаточно именно в силу распространённости такого способа воспитания.

Пришло время разобраться с кругом лиц, которые могут быть помещены в подобную семью.

К ним относятся дети:

  • чьи родители объявлены пропавшими без вести;
  • родные которых лежат в больнице на длительном лечении;
  • у которых родители умерли;
  • чьи родственники лишены свободы;
  • если родители недееспособны или частичного недееспособны;
  • у чьих родителей отсутствует возможность обеспечивать своего ребёнка;
  • папа и мама которых тяжело больны;
  • если родные лишены родительских прав.

Когда специалисты опеки принимают решение о передаче в патронатную семью, они действуют в интересах ребёнка. И если он уже достиг возраста 10 лет, то интересуются его мнением. Когда решается судьба малышей, у которых есть браться и сёстры, их отдают в одну семью. Если такая возможность отсутствует, то они все остаются в детском доме. Исключения возможны лишь по состоянию здоровья.

Совершенно не каждый человек может взять на себя обязанности по воспитанию. Хоть требования, по сравнению с опекой, минимальные, но они всё же существуют.

Кандидат в воспитатели оценивается уполномоченной службой на предмет:

  • крепости здоровья;
  • уточняется есть ли жилая площадь;
  • какой статус у претендента.

При анализе вышеперечисленного, выводы делаются не на основе необходимого количества квадратов, то есть нормы усыновления не действуют. Специалисты смотрят жилище на предмет разумного проживания. Их интересует то, есть ли место в жилище, чтобы выделить свою кровать ребёнку, игровую зону небольшую.

Противопоказанием для должности патронатного воспитателя станет:

  • лишение судом дееспособности либо ограничение таковой;
  • тот факт, что лицо не является подданным Российской Федерации;
  • подтверждённое судом лишение прав родителя;
  • факт того, что лицо было отстранено ранее от должности усыновителя, опекуна или приёмного папы/ мамы;
  • доказанный факт проблем со здоровьем, которые делают невозможным достойное воспитание;
  • отсутствие у лица собственной жилплощади;
  • наличие судимости за преступления в сфере жизни и здоровья.

Выше перечислены общие положения. Но семейным кодексом предусматривается право регионов издавать специальные законы в сфере патроната. Они не должны противоречить по смыслу федеральным, но могут дополнять их.

Для начала стоит разузнать существует ли в городе специальная служба, которая занимается устройством детей в семьи, и какие требования предъявляются к воспитателю в регионе. Такой информацией, зачастую, обладает опекунский совет в администрации.

В том случае если подобная служба существует, порядок становления воспитателем следующий:

  • обращение с заявление в службу патроната;
  • всей семьёй пройти интервью;
  • получить результаты медицинского характера;
  • получить корочки воспитателя, пройдя специальные курсы по подготовке, которые длятся около 80 часов;
  • подготовить необходимые документы;
  • пообщаться с психологом и пройти тест на совместимость, на основании которого будет выбран ребёнок;
  • лично пообщаться с воспитанником;
  • разработать и подписать договор с уполномоченной службой.

Гражданин, который чувствует в себе силы и желание воспитывать ребёнка из детского дома, должен ответственно подойти к вопросу подготовки.

Как только граждане надумали стать патронатной семьёй для малыша, им нужно собрать ряд документов. Данный пакет подаётся по месту прописки в органы опеки.

Перечень документации может несколько отличаться в разных регионах, но к обязательным относятся следующие:

  • соответствующее заявление;
  • документ о доходе за последний год;
  • справка о здоровье;
  • документ, подтверждающий наличие жилплощади, которая соответствует установленным нормам;
  • если гражданин состоит в браке, то свидетельство о браке;
  • если заявитель проживает не один, то надлежаще оформленное согласие всех совершеннолетних, взять воспитанника;
  • текст о своей жизни;
  • бумага, которая подтверждает, что заявитель прошёл курсы патронов.

Вышеперечисленные документы должны содержать исключительно правдивую информацию.

Наличие соглашения - это обязательное условие становления патронатной семьёй. В таком документе, обычно, указывается размер оплаты за услуги, определяется круг обязанностей.

Форма договора предполагает наличие разделов:

  1. Функции воспитателя, и обязанности специальной службы.
  2. Как будет происходить выплата вознаграждения.
  3. На какой срок заключён договор (краткосрочный, периодичный, до совершеннолетия).
  4. Какие бонусы положены патрону.

Перед подписанием соглашения его необходимо внимательно прочитать.

Адаптация

Одно из наиболее часто встречающихся препятствий, с которыми сталкиваются патронатные семьи - это проблемы адаптации воспитанника. С такими вопросами работают психологи службы патронажа.

В адаптации выделяют несколько этапов:

  1. Начальный. Данный период характеризуется абсолютно разными формами поведения. В течение месяца после покидания интернета, воспитанник может не выходить из своей комнаты, прятать игрушки и скрываться сам. Важно на данном этапе проявить терпение и заботу. Как только поведение начнёт меняться, это сигнал того, что наступил новый этап.
  2. Промежуточный. Срок такой адаптации около квартала. Оно отличается тем, что здесь начинает проявляться непростой характер малыша. Трудности могут возникать с элементарными вещами, такими как уборка, приведение себя в порядок. Ведь в детском доме за детей всё делают специальные работники. На этот счёт можно посоветоваться с психологами, если не получается справиться самим.
  3. Окончательный этап отличается тем, что ребёнок полностью акклиматизировался, и семья выглядит настоящей.

Эти сроки очень приблизительные. В каждом конкретном случае они могут меняться. Всё зависит от ребёнка. Чтобы адаптация прошла легче, нужно закрепить для себя, что ребёнок полноценная личность, и у него может быть мнение, отличное от воспитателя. Нужно попробовать поставить себя на место воспитанника и максимально бережно отнестись к его чувствам.

Примеры из практики

В Верховный Суд обратилась истец с требованием признать частично не действующим пункт, запрещающий стать патронатной семьёй гражданину с инфекционными заболеваниями. Суд рассмотрел предложенные доводы отказал в удовлетворении иска. Так как заявитель является ВИЧ-инфицированным. А государство стоит на защите детства и в перечень противопоказаний для патрона включены подобные заболевания.

Необходимо отметить, что патронатное воспитание существует ТОЛЬКО при наличии службы , профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату.

Такая служба должна иметь необходимую структуру и профессионально подготовленный штат.

Работа по патронатному воспитанию включает в себя:

Реабилитационно-воспитательную работу с ребенком, оставшимся без попечения родителей, ребенком в социально опасном положении, на всех этапах работы с ним органа опеки и попечительства - от выявления до возврата родителям или усыновления;

Работу по отбору и подготовке граждан, желающих взять детей на воспитание в семью;

Технологию сопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения ребенка на патронатное воспитание;

Технологию оценки, целенаправленного вмешательства и изменений в кровной семье такого ребенка с целью сохранения семьи.

Данные технологии являются новыми инновационными технологиями, связанными в единый педагогический процесс деятельности по опеке и попечительству. Удаление какого-либо из указанных элементов недопустимо, т.к. в таком случае главная цель - адаптация ребенка – не может быть достигнута. Таким образом, учреждение патронатного воспитания должно иметь в своем составе следующие службы:

Службу реабилитации (психологи, врач, логопед, педагог, дефектолог, неворолог и др. специалисты);

Службу по социально- правовой защите детей (социальные педагоги и юрист);

Службу по работе с семьями, желающими взять ребенка в семью (семейный психолог и ведущий групповых тренингов подготовки семей, семейный консультант для дальнейшей терапевтической работы с семьей, социальные педагоги для обследования семьи и помощи семьям);

Службу по работе с кровными родителями ребенка.

Патронатное воспитание это в первую очередь - форма устройства детей в семью.

Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями(если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.

Т.е. патронатная семья не является в полной мере законным представителем ребенка. Функции законного представителя имеются и у семьи, и у службы, передавшей ребенка в семью – у уполномоченной службы органа опеки и попечительства.

В какой мере и за что отвечает семья, а за что – служба, определяется в договоре о патронатном воспитании. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании.

В законах ряда субъектов установлено, что на патронатного воспитателя не могут быть возложены:

Полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);

Полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;

Решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.

Эти вопросы остаются в компетенции уполномоченной организации. Патронатный воспитатель отвечает за обеспечение безопасности ребенка, сохранение его жизни и здоровья. Он наделяется полномочиями давать разрешение на экстренную госпитализацию и операцию ребенка. Вопросы о выборе формы обучения ребенка, о его плановом лечении, о плановой операции, о летнем отдыхе могут решаться как самостоятельно воспитателем, так и совместно с профессиональной службой по устройству детей. Объем полномочий сторон устанавливается в договоре исходя из потребностей ребенка и возможностей семьи.

Уполномоченная служба (организация) по патронату обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка не полностью, а в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании, плане по защите прав ребенка.

Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату, патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании в соответствии с действующим законодательством, и планом по защите прав ребенка, издаваемом органом опеки и попечительства (если таковой применяется).

Ребенок, переданный на патронатное воспитание в семью, обладает правами и льготами, уставленными для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком.

Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка.

В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы данного региона (или даже муниципального образования) договор о патронатном воспитании расторгается. Это связано с необходимостью постоянного личного контакта патронатной семьи и уполномоченной организации.

П атронатный воспитатель получает заработную плату и пособие на содержание ребенка. Размер пособия и заработной платы, порядок выплат устанавливаются законом субъекта РФ.

Патронатным воспитателям предоставляется оплачиваемый отпуск, назначается испытательный срок, вносится запись в трудовую книжку. Эти особенности возникающих отношений позволяют квалифицировать договор о патронатном воспитании как безусловно имеющий трудовой характер. Отсутствие регламентации распорядка дня, рабочего времени и круглосуточный характер работы относят их к разновидности трудовых отношений, характерных для труда надомников.

Таким образом, отношения, возникающие и при помещении ребенка на патронатное воспитание могут быть отнесены к труду надомников, регулируемому гл. 49 ТК РФ, а заключаемый договор о патронатном воспитании следует считать трудовым договором (см.: Трудовой договор о патронатном воспитании)

На период отпуска патронатного воспитался ребенок может направляться в оздоровительный лагерь. Либо, в случае, если ребенок остается в семье во время отпуска воспитателя, временно заключается договор о патронатном воспитании с одним из обследованных членов семьи, или другим воспитателем.

Такое юридически простроенное взаимодействие семьи с специалистов служб по устройству является юридическим основанием, механизмом осуществления профессионального сопровождения ребенка и семьи после устройства в нее ребенка, впервые дает возможность поэтапно профессионально вести устроенного ребенка и оказывать помощь семье, вести мониторинг устройства и оценку успешности адаптации и реабилитации ребенка в семье, пересматривать план по защите прав ребенка, т.е. планировать меры по возможному возврату ребенка родителям, либо, если это не возможно, меры обеспечения стабильности семейного размещения на основе предоставляемой помощи ребенку и семье. Патронатное воспитание - первая в России форма именно профессиональной работы на дому по воспитанию ребенка - социального сироты.

Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка.

Устанавливается следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в полгода.

Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье.

Ряд прочих отличий патронатного воспитания от других форм устройства детей на воспитание в семью (опека, усыновление, приемная семья):

1. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью.

  • Помещаются дети, изъятые из семьи, вне зависимости от их юридического статуса (т.к. разграничиваются права по защите прав ребенка между родителями (если они еще не лишены прав), уполномоченной службой, патронатным воспитателем.
  • Появляется возможность для устройства в семью детей, свободных юридически, но имеющих мало шансов на усыновление (дети, вышедшие из младенческого возраста, братья и сестры, дети с различными проблемами в поведении, обучении, развитии).

2. Проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью :

  • Проводится профессионально предварительное изучение семьи, желающей взять ребенка на воспитание в семью;
  • подбор семьи для ребенка осуществляется по принципу психологической совместимости;
  • проводится тренинговая программа подготовки воспитателей к выполнению своих обязанностей, дающая возможность человеку оценить свои возможности и мотивы;
  • возможность для воспитателей овладения новой профессией и профессионального роста.

3. Профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка :

  • разграничение прав и обязанностей между уполномоченной службой, патронатным воспитателем (и возможно кровными родителями ребенка (если они не ограничены в правах, не лишены родительских прав и не опасны);
  • материальная, медицинская, психологическая, юридическая, педагогическая и другие виды поддержки;
  • работа в команде, возможность общения в кругу единомышленников, расширения круга общения.

4. Форма патронатного устройства расширяет круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание .

  • При опеке и усыновлении для усыновителей и опекунов необходимо выполнение формальных критериев, подтвержденных документально (официальный доход на члена семьи, жилищные нормативы в соответствии с пропиской, возрастной ценз для усыновителей, предпочтение полных семей неполным, требование официальной регистрации брака и пр.). Патронатными воспитателями могут стать люди, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут этого сделать по формальным (вышеуказанным) причинам:

Семьи с небольшим официальным доходом;

С недостаточной официально оформленной жилплощадью;

Одинокие женщины или женщины, состоящие в гражданском браке;

Пожилые или очень молодые люди.

  • Появляется возможность взять ребенка в семью у людей, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут на это решиться, так как не имеют достаточной информации о ребенке, профессиональной подготовки, боятся остаться наедине с проблемами.
  • Появляется возможность профессиональной самореализации для женщин, имеющих своих детей, и для тех, кто рассматривают воспитание детей как любимое дело и профессию. Возможность официально работать, не выходя из дома.

5. Ребенок не теряет связь с кровной семьей .

  • Возможность для каждого ребенка поддержания его отношений с кровными родителями (если они не лишены родительских прав и не представляют для него опасности), с его братьями, сестрами и другими значимыми для ребенка людьми из его прошлого.

В настоящее время в семью на патронатное воспитание могут помещаться различные категории детей.

Приоритет отдается воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения. В таких случаях ребенок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Если после установленного срока кровная семья оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям.

Если такой возможности не оказывается, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок . В ситуациях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи, и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатными воспитателями.

В соответствии с вышесказанным, в настоящее время возникают два основных направления работы по устройству ребенка в семью.

Первое - это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели становятся для ребенка «родителями» (преобладание родительской роли), независимо от того, оформлено ли усыновление юридически.

Второе - краткосрочное устройство , при котором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период его жизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностике основных проблем ребенка (преобладание профессиональной роли у воспитателей).

На основании зарубежного опыта фостеровских семей, а также исходя из реальных потребностей детей, нуждающихся в государственной защите, можно выделить несколько видов патронатного воспитания :

  • Устройство на длительный срок. Ребенок устраивается в семью фактически до совершеннолетия. Возврат в кровную семью крайне маловероятен по причинам необратимого распада и деградации этой семьи. В случае успешного устройства образуются родственные связи. Ребенок воспринимает патронатных воспитателей, как своих родителей.
  • Устройство с перспективой усыновления (подготовка к усыновлению). То же, что в предыдущем пункте, при условии, что ребенок юридически свободен, а семья готова перейти к усыновлению и форму патронатного воспитания рассматривает как переходную. При переходе к усыновлению происходит официальное признание образовавшихся родственных связей.
  • Экстренное устройство на патронатное воспитание. Применяется в случаях, когда ребенок был срочно изъят из кровной семьи и по каким-либо причинам ему противопоказано или не обязательно нахождение в детском учреждении для диагностики и подготовки к жизни в семье (ребенок-инвалид, младенец, ребенок с особыми психологическими проблемами). Размещение производится на срок до нахождения постоянной патронатной семьи, либо семьи усыновителей; или до возвращения в кровную семью.
  • Устройство детей-инвалидов. Перед изъятием такого ребенка из семьи вначале необходимо найти семью, способную и готовую его принять. Желательно было бы специально готовить патронатных воспитателей, готовых воспитывать детей-инвалидов, и дополнительно оплачивать их труд.
  • Устройство подростков для подготовки к самостоятельной жизни. З адачи этого вида устройства специфические. За недолгий период до наступления совершеннолетия между ребенком и патронатным воспитателем, как правило, не образуется родственных связей. Патронатный воспитатель рассматривается подростком как авторитетный старший товарищ. Желательна специальная подготовка патронатных воспитателей для такого вида устройства. Заметим, что не все подростки согласятся пойти жить в новую семью, для некоторых это не приемлемо. Поэтому требуется тщательная диагностика ребенка перед решением вопроса о возможности его помещения в семью.
  • Устройство на короткий период времени (до полугода, либо периодически на небольшое количество дней) для воспитания ребенка на период болезни кровных или патронатных родителей, для воспитания ребенка на период отпуска (вынужденного отъезда) кровных или патронатных родителей; на выходные дни, каникулы. (В этих случаях оплата труда воспитателя производится по совокупности отработанных дней).

При любом виде патронатного воспитания всегда присутствуют 2 основные функции патронатного воспитания: родительская и профессиональная .

С одной стороны, патронатный воспитатель выполняет родительскую функцию по отношению к ребенку, вне зависимости от срока размещения ребенка в его семье. Как родитель, он любит ребенка, испытывает к нему привязанность, связывает с ним свою судьбу.

С другой стороны, патронатный воспитатель является профессионалом. Он использует специальные навыки, является членом коллектива профессионалов, выполняет поставленные перед ним задачи.

В различных случаях размещения ребенка удельный вес этих составляющих бывает разным. Так, при долгосрочном устройстве, устройстве маленьких детей превалирует родительская функция. При краткосрочном размещении, при устройстве в семью подростка большее значение приобретает профессиональная функция. Таким образом, можно говорить о двух типах патронатного воспитателя: «скорее родителя» и «скорее профессионала». Соответственно работа службы по подбору и подготовке патронатных воспитателей должна вестись параллельно в двух направлениях. Следует отметить, что в силу причин, которые были указаны в п.2, работа с воспитателями «скорее профессионалами» находится в стадии становления.

Патронатное воспитание предполагает наличие профессиональных служб, обеспечивающих как работу с ребенком до и после устройства, так и работу с самой патронатной семьей, а также работу с родителями ребенка. Тем самым можно говорить о том, что патронатное воспитание - это целостная педагогическая система, охватывающая всю совокупность субъект-субъектных отношений ребенка, его семьи, патронатной семьи и служб сопровождения . Введение данной системы автоматически обеспечивает переход к профессионально выстроенной работе по опеке и попечительству с привлечением системы специальных служб по реабилитации ребенка, устройства ребенка и сопровождению ребенка и семьи (заметим, и по работе с кровной семьей ребенка).

Т.е. создаются предпосылки для наилучшей защиты прав ребенка и укреплению гражданского общества, привлечению населения к решению проблемы социального сиротства .

Технологии, применяемые в педагогической системе патронатного воспитания, являются новыми социально-педагогическими технологиями.

Работа по патронатному воспитанию, таким образом, включает в себя: технологию взаимодействия с органом опеки и попечительства (технология планирования попечения, мониторинга и контроля); социально-педагоги­ческую технологию реабилитационной работы с ребенком; социально-педа­гогическую технологию психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка; технологию работы с семьями, желающими взять ребенка на воспитание; технологию работы с кровными родителями ребенка. Все составляющие технологического процесса взаимосвязаны через единый процесс планирования попечения и неделимы. В этом смысле можно говорить о патронатном воспитании как о новой педагогической системе.

Патронатное воспитание - это один из видов опеки над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (еще есть собственно и ).

Оформить патронат можно тогда, когда другие формы устройства ребенка в семью применить невозможно.

Передать ребенка на патронатное воспитание (постинтернатный патронат) можно не в каждом субъекте Российской Федерации. В Москве такая форма устройства (воспитания) ребенка возможна.

Патронатные воспитатели, как и опекуны (попечители), тоже законные представители детей, у них те же права и обязанности, но договор с ними заключается только на возмездной основе и на более короткий срок - не менее 3 месяцев и не более года (в интересах детей может быть продлен).

Отличие от опеки (попечительства) также заключается в том, что патронатным воспитателям и оказавшимся у них детям специальная оказывает профессиональную консультативную, юридическую, психологическую, педагогическую, медицинскую и социальную помощь.

Помните, что братьев и сестер можно взять на патронатное воспитание только вместе, за исключением тех случаев, когда раздельное воспитание служит их интересам.

2. Кто может взять ребенка под опеку?

Приемным родителем может быть дееспособный гражданин, достигший 18 лет, желающий взять ребенка на воспитание и соответствующий Установить опеку (попечительство) над ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, могут дееспособные совершеннолетние граждане, за исключением:

  • лишенных (ограниченных) в родительских правах;
  • отстраненных от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
  • имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением тех, в отношении которых уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
  • имеющих заболевания, препятствующие усыновлению: туберкулез органов дыхания (I и II группы диспансерного наблюдения), инфекционные заболевания, наркомания, токсикомания, алкоголизм, психические расстройства или расстройства поведения, злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий (злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий - только после проведения радикального лечения), инвалидность I группы;
  • состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке;
  • не прошедших подготовку (подготовка не требуется близким родственникам детей).
">требованиям к опекунам (попечителям) .

Кроме того, приемный родитель обязательно должен пройти и получить . Если у вас есть , оно тоже подойдет.

Люди, не состоящие в браке, не могут опекать одного и того же ребенка.

3. Как найти ребенка?

Если вы еще не знаете, какого ребенка хотите взять под опеку (на попечительство), вам нужно сначала ознакомиться с банком данных о детях-сиротах.

Посмотреть анкеты детей, оставшихся без попечения родителей, вы можете онлайн. Сейчас в регионах есть территориальные банки данных о детях-сиротах (в Москве это портал usynovi-moskva.ru), кроме того, существует федеральный банк . На электронных ресурсах вы можете ознакомиться с фотографиями детей, кратким описанием их характера, узнать о состоянии их здоровья, а также о том, в каком детском доме они находятся, - таким образом, в дальнейшем вы можете обратиться непосредственно в нужное учреждение.

С просьбой подобрать ребенка вы можете обратиться и сразу в .

Для получения доступа к полным анкетным данным детей вам необходимо будет ответить на вопросы анкеты и предоставить документ, удостоверяющий личность, и заключение о возможности быть опекуном или попечителем (либо заключение о возможности быть усыновителем).

Когда вы выберете ребенка, вам выдадут направление на его посещение.

4. Как проходит встреча с ребенком?

Вы обязаны встретиться с ребенком в присутствии специалиста по охране детства органа опеки и попечительства. Кроме того, вам должны показать все документы ребенка.

Факт ознакомления с его медицинским заключением подтверждается в письменной форме. Вы имеете право также обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка. На медосмотре должен присутствовать сотрудник органа опеки.

После встречи с ребенком вам необходимо сообщить оператору органа опеки, что вы готовы взять ребенка под опеку (попечительство), затем вам будет выдан акт о назначении вас патронатным воспитателем.

5. Как заключить договор о патронатном воспитании?

В течение 10 дней после принятия акта о передаче ребенка на патронатное воспитание с вами должны заключить соответствующий договор на срок от 3 месяцев до года, который подписывается в органе опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

В документе указываются права и обязанности всех сторон - органа опеки и попечительства, организации по сопровождению семьи и патронатного воспитателя, а также размер вознаграждения и способ оплаты (по договору о патронатной семье, за счет доходов от имущества подопечного, за счет средств бюджета Москвы, за счет средств третьих лиц).

 В случае изменения места жительства ребенка договор необходимо будет расторгнуть и заключить другой договор - с органом опеки и попечительства по новому месту жительства ребенка.

6. Как выбрать сопровождающую организацию?

Патронатным воспитателям и их воспитанникам специальная организация по сопровождению семьи оказывает профессиональную консультативную, юридическую, психологическую, педагогическую, медицинскую и социальную помощь.