Что такое любовь по греческий. Определение типа любви по греческой классификации

Любовь бывает разная, и вот что считалось по этому поводу в древней Греции.

Семь видов любви

Конечно, это не единственная система деления любви на виды, просто одна из них.


Агапэ - первый вид любви

Так в древней Греции называли жертвенную любовь - мягкое, снисходящее к ближнему чувство. В чем-то агапэ похоже на милосердие и готовность к самоотдаче. Христиане считали, что такая любовь возникает не в результате влечения к конкретному возлюбленному, вызванного его внешними и внутренними достоинствами, а как проявление любви к ближнему, присущей данному человеку в целом. А вот мнение древних греков на этот счет не задокументировано. Можно предположить, что женщина вполне может испытывать к мужчине любовь-агапэ. Потому что, если бы не наше милосердие, кто бы еще жил с этими мужиками и терпел их выходки?

Эрос - второй вид любви

По версии древних греков - это чувственная, стихийная, восторженная влюбленность. Она часто принимает форму почитания объекта любви. Но такое чувство прежде всего основано на преданности и только потом уже на физическом влечении. Мужчина, пылающий такой любовью к женщине - идеальный вариант. Он будет вас обожать, носить на руках и заваливать подарками не для того, чтобы затащить в постель, а просто чтобы вы были счастливы. Единственное «но»: такая любовь недолговечна. Восторженная влюбленность со временем уступает место чему-то другому. А вот чему - это уже зависит от вас и вашего мужчины.

Сторге - третий вид любви

Это то, во что в лучшем случае перерастает эрос: любовь-нежность с примесью дружбы. А может быть и наоборот - из ранее существующей дружбы вырастает любовь-нежность. Это чувство испытывают друг к другу супруги после многих счастливых лет, проведенных вместе, но оно доступно и молодым парам. Джон Алан Ли, выделяющий шесть стилей любви, говорит, что сторге - один из базовых видов любви, наряду с эросом и людусом. В комбинации с людусом она образует практичную любовь-прагму, а в комбинации с эросом — бескорыстную любовь-агапэ.

Филия - четвертый вид любви

Четвертый вид любви, о котором говорили древнегреческие философы - духовная любовь-дружба. Это спокойное чувство, в нем нет страсти эроса и самоотверженности агапэ. Именно филия в учении Платона о любви была возведена на высшую ступень, как наиболее достойная любовь. Именно это чувство заставляет нас говорить кому-либо «ты - мой лучший друг». То, что мы испытываем к своим родителям, детям, родственникам и друзьям - это именно филия, и ни что другое.

Людус - пятый вид любви

Вид любви, о котором ни слова не говорили древнегреческие философы, выделенный Аланом Джоном Ли. Это любовь-игра. Она основывается, прежде всего, на сексуальном влечении и гедонизме. Никакого самопожертвования, восхищения и дружбы - только спорт и состязание, ориентированное на получение удовольствия. Качество отношений здесь подменяется количеством партнеров.

Сюда можно отнести все виды современного секса без обязательств - от пик-апа до виртуального секса. Мы только не уверенны насчет проституции, но с ней как раз все ясно и в классификации она точно не нуждается.

Прагма - шестой вид любви

От этом типе Алан Джон Ли писал, что это «рассудочная» любовь, комбинация строге и людуса. Этому чувству присущи рациональность и реалистичность, это скорее любовь-решение, чем любовь-импульс. Можно сделать вывод, что такие отношения скучны и однообразны, но нет. Прагма все же базируется на эмоциональной привязанности и дружбе, хотя ей и далеко до агапэ или эроса.

Прагматик подбирает партнера, исходя из хорошо продуманных требований к нему. Когда подходящий кандидат, наконец, найден и достигнуто взаимопонимание, любовь развивается в более сильное и глубокое чувство. Со временем такая любовь может стать теплее и душевнее.

Мания - седьмой вид любви

Радикальная комбинация эроса с людусом. Древние греки называли такую любовь «безумием от богов». Это любовь-одержимость, которая сопровождается смятением и болью души, потерей сна и аппетита. Страсть доведена в этом чувстве до крайней своей точки, а ревность - неминуемый ее спутник. В отличие от предыдущих видов, это любовь не созидательная, но деструктивная. К счастью, в большинстве случаев мания не может длиться долго - ведь ни тело, ни душа не может бесконечно пребывать в таком напряжении.

А вот Ведическая классификация видов любви: совместимость по чакрам (психическим центрам)

Семь видов любви от древних греков

Эрос - Людус - Сторге - Филия - Мания - Агапэ - Прагма


Эрос . Восторженная, пылкая влюбленность, основанная в первую очередь на преданности и привязанности к любимому, а потом уже на сексуальном влечении. При такой любви влюбленный порой начинается чуть ли не поклоняться возлюбленному(ой). Появляется желание полностью обладать им. Это любовь — зависимость. Происходит идеализация любимого. Но всегда следует период когда «открываются глаза», и, соответственно, происходит разочарование в любимом. Данный вид любви считается разрушительным для обоих партнеров. После наступившего разочарования, любовь проходит, и начинается поиск нового партнера.

Людус . Любовь - спорт, любовь - игра и состязание. Данная любовь основана на половом влечении и направленна исключительно на получение удовольствий, это потребительская любовь. В таких отношениях человек настроен больше получать, чем что-то давать своему партнеру. Поэтому чувства носят поверхностный характер, а значит не могут удовлетворить партнеров полностью, им всегда чего-то не хватает в отношениях, и тогда начинается поиск других партнеров, других отношений. Но параллельно могут сохраняться отношения и со своим постоянным партнером. Недолговечна, продолжается до появления первых проявлений скуки, партнер перестает быть интересным объектом.

Сторге . Любовь — нежность, любовь — дружба. При данном виде любви партнеры являются одновременно и друзьями. Их любовь основывается на теплых дружески-партнерских отношениях. Данный вид любви часто возникает после многолетней дружбы или после много лет совместного брака.

Филия . Платоническая любовь, названная так потому, что в своей время именно данный вид любви возносился Платоном как настоящая любовь. Данная любовь основана на духовном притяжении, при такой любви происходит полное принятие любимого, уважение и понимание. Это любовь к родителям, детям, к лучшим друзьям, к музе. Платон считал, что это единственный вид любви, который является истинной любовью. Это безусловная любовь. Бескорыстная любовь. Любовь в чистом виде. Это любовь ради любви.

Кроме того, древние греки выделяли еще три вида любви, которые являются сочетанием основных видов:

Мания или как называли данный вид любви древние греки: «безумие от богов». Данный вид любви является комбинацией эроса и людуса. Любовь — манию считали и считают наказанием. Это любовь — одержимость. Она заставляет страдать влюбленного человека. И она же несет страдания и объекту страсти влюбленного. Любящий стремится все время быть рядом с возлюбленным, пытается контролировать его, испытывает безумную страсть и ревность. Также, влюбленный испытывает душевную боль, смятение, постоянное напряжение, неуверенность, тревогу. Он полностью зависим от объекта обожания. Возлюбленный же после некоторый периода такой пылкой любви со стороны влюбленного, начинает его избегать и делает попытки разорвать отношения, исчезнуть из его жизни, оградить себя от одержимого любовью. Данный вид любви деструктивен, несет разрушение как влюбленному, так и возлюбленному. Такой вид любви не может долго существовать, за исключением садомазохистских отношений.

Агапэ . Данный вид любви является сочетанием эроса и сторге. Это жертвенная, бескорыстная любовь. Любящий готов к самопожертвованию во имя любви. В такой любви происходит полная самоотдача любимым, полное принятие и уважение любимых. Данная любовь сочетает в себе милосердие, нежность, надежность, преданность, страсть. В такой любви партнеры совместно развиваются, становятся лучше, избавляются от эгоизма, стремятся больше отдавать, чем что-то брать в отношениях. Но надо отметить, что этот вид любви можно встретить и у друзей, но в таком случае, будет отсутствовать сексуальное влечение, всё остальное сохраняется. Также о такой любви говорится в христианстве — жертвенная любовь к ближнему своему. Сохраняться всю жизнь. Но встречается очень редко.

Прагма . Данный вид любви является комбинацией людуса и сторге. Это рациональная, рассудочная любовь или любовь по «расчету». Такая любовь возникает не от сердца, а от ума, то есть она рождается не от чувств, а от осознанно принятого решения любить конкретно человека. И данное решение основывается на доводах рассудка. Например, «он меня любит», «он обо мне заботится», «он надежный» и т.д. Этот вид любви носит корыстный характер. Но может сохраняться всю жизнь, и пара при таком виде любви вполне может быть счастлива. Также прагма можете со временем перерасти в другой вид любви. (с)

В воинственной Спарте каждый мужчина принадлежал к определенному возрастному классу, членство в котором определяло его права и обязанности. Право на женитьбу занятые войной мужчины получали довольно поздно, да и после этого много времени проводили вне семьи. Сексуальные связи с незамужними женщинами были строго запрещены. Единственным средством сексуальной разрядки были отношения с мальчиками. Спартанские мальчики от 7 до 17 лет воспитывались не в семьях, а в собственных возрастных группах. Огромное значение придавалось гимнастическим занятиям, причем юноши и девушки тренировались голыми, натирая тело оливковым маслом. Каждый «достойный» мальчик от 12 до 16 лет должен был иметь своего эраста, воинская слава которого распространялась и на его эромена. Эрастами были, как правило, неженатые мужчины от 20 до 30 лет. По словам Плутарха, «и добрую славу и бесчестье мальчиков разделяли с ними их возлюбленные». Если эромен проявлял трусость на поле боя, наказывали эраста. Между прочим, в отличие от большинства греков, спартанцы верили, что вместе со спермой мальчику передается мужество его возлюбленного. Мужчина, уклонявшийся от почетной обязанности воспитания эромена, наказывался. Этот союз почитался как брачный и продолжался до тех пор, пока у юноши не вырастала борода и волосы на теле.

Индивидуальной любви, ревности и соревнования между мужчинами за какого-то особенно привлекательного мальчика, если верить Плутарху, в Спарте не было, несколько мужчин могли сообща воспитывать любимого мальчика. На первом плане стояли интересы не отдельной личности, а общества. Поскольку спартанское общество отличалось воинственностью и соревновательностью, отношения между эрастами и эроменами в какой-то мере смягчали нравы, помогая установлению более теплых и персонализированных связей между мужчинами, а также формированию замкнутой политической элиты.

История Спарты знает немало трогательных историй о любви и взаимной преданности эрастов и эроменов, многие из них оставались близкими друзьями на всю жизнь. Последний спартанский царь Клеомен III, потерпев в 219 г. до н. э. военное поражение и оказавшись с группой приверженцев в безвыходном положении, решил покончить дело коллективным самоубийством, но велел своему эромену Пантею дождаться, пока не умрут все остальные. Подойдя к бездыханному телу царя, Пантей уколол его в ногу и увидел, что лицо Клеомена дернулось. Юноша обнял своего возлюбленного, сел рядом с ним и стал ждать. Когда все было кончено, Пантей поцеловал Клеомена и закололся на его трупе.

Если в Спарте однополая любовь была связана, главным образом, с воинской доблестью, то в Афинах сильнее звучат гражданские мотивы. Педерастия в Афинах была узаконена в начале VI в. до нашей эры Солоном, который, по преданию, был влюблен в Писистрата и «издал закон, запрещающий рабу натираться маслом для гимнастических упражнений и любить мальчиков. Он ставил это в число благородных, почтенных занятий». Раб не имел права любить свободного мальчика и преследовать его своими домогательствами, за это полагалось 50 ударов палкой публично, а в некоторых случаях - смертная казнь.

Первоначально мужская любовь ассоциировалась в Афинах главным образом с воинской доблестью и гражданскими добродетелями. Ее культовым воплощением стал образ героев-любовников Гармодия и Аристогитона. Прельстившись красотой юного Гармодия, младший брат правившего в это время тирана Гиппия Гиппарх попытался ухаживать за юношей, а встретив отказ, грубо оскорбил его сестру. Чтобы смыть оскорбление, молодые люди составили заговор для свержения тиранов (514 г. до н. э.). Им удалось убить Гиппарха, но Гиппий ускользнул. Гармодий был убит на месте, а Аристогитон умер под пытками, не выдав ни одного из своих сообщников. Когда несколько лет спустя Гиппий был свергнут, Гармодий и Аристогитон стали символом борьбы за свободу и демократию и были первыми людьми, которым благодарные сограждане в 506 г. до н. э. поставили статую на центральной площади города.

Однополая любовь имела и важные психологические функции. Характерный для афинского общества дух соревновательности, одинаково сильной и в спорте, и в политике, порождал напряженную потребность в эмоциональном тепле и самораскрытии. В общении с кем мог афинянин удовлетворить эту потребность?

С женой? Приниженное социальное положение афинской женщины делало это невозможным. Афинское общество было настоящим «царством фаллократии». Принцип мужского верховенства последовательно проводился во всех сферах общественной и личной жизни. В древнегреческой культуре очень сильны мотивы мизогинии, неприязни к женщинам и страха перед ними. До нас дошли свыше 800 изображений сражений греческих мужчин с воинственными амазонками. Поэт Семонид (VII век до н. э.) на девять отрицательных женских типов называет только один положительный. По словам другого поэта, Гиппонакта (около 540 г. до н. э.),

Афинский брак не был любовным союзом. Жена, которая по возрасту часто годилась супругу в дочери, была хозяйкой домашнего очага и матерью его детей, но практически не покидала женской половины дома и не участвовала ни в каких мужских занятиях. Установка на полное подчинение жены мужу сохранилась и в поздней античности. По мнению Плутарха, жена должна спокойно переносить супружеские измены мужа, не проявлять никакой сексуальной инициативы, безоговорочно выполнять все требования супруга, не иметь собственных друзей, отдельных от друзей мужа и т. д. Ни страстной любви, ни дружбы супружество не предполагало.

Кроме законной жены, афинянин мог посещать проституток и, в редких случаях, поддерживать постоянные близкие отношения с высокопоставленными и образованными гетерами. Но психологической близости и тут большей частью не возникало из-за коммерческого характера отношений и различия мужского и женского миров. Идея равенства полов глубоко чужда древнегреческой культуре.

Невозможна была и интимная близость между отцами и детьми. Мужчина-афинянин проводил дома очень мало времени. До шести лет дети воспитывались в женской половине дома, под опекой матерей. Затем мальчиков отдавали в школу, где их обучали специально подготовленные рабы-педагоги. Отцовская власть в семье была абсолютной, но отцы мало общались с сыновьями, а жесткая семейная дисциплина порождала психологическую отчужденность и напряженность. Проблема отцов и детей в классических Афинах была весьма острой.

Школа? Древнегреческая теория воспитания, «пайдейя» не знает понятия формального обучения, более или менее безличной передачи знаний и навыков. По словам Ксенофонта, никто не может ничему научиться у человека, которого не любит. Воспитание - это исключительно глубокое личное общение, где старший является одновременно наставником, другом и идеалом младшего и, в свою очередь, испытывает к нему чувства дружбы и любви. Наемный педагог, даже независимо от своего рабского статуса, не мог удовлетворить этой потребности. Конечно, мальчики могли завязывать теплые дружеские отношения со сверстниками, но это не особенно поощрялось.

В этих условиях гомоэротическая дружба-любовь между мужчиной и мальчиком, юношей становится уникальным и незаменимым институтом социализации. Дополняя то, чего не могли обеспечить другие социальные институты, она фокусировала в себе весь эмоциональный мир личности и была исключительно значима для обеих сторон. Хотя почти все мужчины рано или поздно женились и отнюдь не испытывали сексуального отвращения к женщинам (подавляющее большинство дошедших до нас предметов античной эротики - гетеросексуальные), отношения с мальчиками занимали особое место в их жизни.

Для понимания древнегреческого гомоэротизма очень важна расписная керамика. Из 20 000 дошедших до нас аттических ваз, около 200 содержат эротические, в том числе гомоэротические, сюжеты: нагие мужские фигуры, которых гораздо больше, чем женских, сцены ухаживания мужчин за мальчиками, откровенно сексуальные сцены, оргии и т. п.

В более ранних, так называемых чернофигурных вазах (560–500 до н. э.), сцены ухаживания за мальчиками обычно связаны с изображениями охоты и нередко сами напоминают преследование. В более поздних краснофигурных вазах (510–470 до н. э.) сюжеты меняются. Эрасты, как и эромены, помолодели, эраст уже не обязательно бородат, а эромен не напоминает преследуемого зайца. Принуждение и нажим сменяются изящным ухаживанием, действие переносится из леса в цивилизованную городскую среду, а мускулистая сексуальность, с акцентом на телесные действия, уступает место стыдливой и нежной «риторике желания».

Если разнополый секс, объектами которого были куртизанки или рабыни, не имевшие права на личное достоинство, изображается порнографически, во всех подробностях, то гомоэротические сцены, как правило, ограничиваются ухаживанием. В разнополых сценах женщина изображается в подчиненной, а мужчина - в господствующей позиции. В гомоэротических сценах мальчик обычно стоит прямо, а мужчина склоняет перед ним голову и плечи. Типичная поза ухаживания: эраст протягивает одну руку к гениталиям эромена, а другой рукой ласкает его подбородок.

Однако новейшие исследования опровергают мнение известного английского искусствоведа Кеннета Довера (1978) об исключительной сдержанности греческой гомоэротики. На некоторых вазах эраст и эромен - одного возраста, иногда юноша сам проявляет инициативу, ласкает старшего и т. д.

Очень богата греческая гомоэротическая лирика. Хотя большинство греческих поэтов одинаково усердно воспевали женщин и мальчиков, пол любимого существа, вопреки наивному суждению Энгельса, был им далеко не безразличен. Рассказывают, что когда Анакреонта спросили, почему он слагает гимны не богам, а мальчикам, он ответил: «Потому что они - мои боги». Уже поэты архаического периода Архилох, Солон, Алкей, Анакреонт, Пиндар, Ивик, Феогнид в стихах, обращенных к конкретным мальчикам, выражают самые разнообразные оттенки любовных чувств - страсть и жажду обладания, чувство зависимости от любимого, ревность, жалобы, поучения, ласковые наставления.

В поэзии классического периода любовь одухотворяется, речь идет о слиянии не только тел, но и душ:

В трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида однополая любовь практически отсутствует не потому, что она была чужда этим авторам, а потому что посвященные ей драмы («Мирмидоняне» Эсхила, «Ниобея» Софокла и «Хризипп» Еврипида) до нас не дошли. Зато эту тему всесторонне обсуждают философы.

Любовь к юношам, по Платону, эмоционально столь же насыщенна и благородна, как любовь к женщинам, но значительно превосходит последнюю в степени духовности. Это не просто телесная страсть и жажда обладания, но и обмен высшими духовными ценностями. Хотя многие мужчины, по словам Сократа, любят мальчиков так же, как волки ягнят, такое чувство нельзя считать любовью. В истинной любви, уступая своему страстному поклоннику, юноша не просто отдается ему, но приобщается к его силе и мудрости. Такая любовь считается постыдной только там, где правят варвары. «Ведь варварам, из-за их тиранического строя, и в философии и в занятиях гимнастикой мнится что-то предосудительное».

Любовь… Можно писать только о ней одной всю жизнь и не приблизиться к ее пониманию ни на шаг, а можно понять все, испытав ее единожды. Я, наверное, совмещаю оба подхода – что-то понимаю на практике, что-то извлекаю из теории. Еще один дуалистический подход, который я хочу опробовать в сегодняшней статье – совмещение интересной и приятной информации с, возможно, не такой приятной (в силу своей правдивости), но крайне полезной. Итак, сегодня мы поговорим о видах любви с точек зрения психологии и греческой философии.

Приятное

Древние греки совершили много великих открытий в области науки и познания мира, и сторона жизни не была им чужда. Греческие философы выделяли семь видов любви, одни из которых вы испытывали, другие, возможно, испытаете в будущем или не познаете никогда. В любом случае, надеюсь, вам интересно будет немного узнать о них.

Базовые виды любви в греческой философии:

  • О таком виде любви как эрос слышали, наверное, все читатели или большинство. Эрос – это страсть, движимая желанием обладать объектом любви в физическом плане. Полное обладание другим человеком – недостижимая цель, поэтому эрос – разрушительная любовь, любовь-зависимость. Эротическая любовь часто изображается в кино и художественной литературе, она прекрасно продается, так как демонстрирует сильные эмоции (которых нам часто не хватает), всепоглощающее желание, заставляет примерять на себя переживания персонажей и получать от этого удовлетворение. Эротическая любовь недолговечна и, на мой взгляд, однобока, пуста.
  • Людус – это любовь-спорт, игра, состязание. Чувства в такой любви поверхностны, поэтому не могут удовлетворить человека полностью. Эта проблема решается увеличением числа партнеров, количество заменяет качество, это потребительская любовь, не моногамная. Тем не менее, если обоим партнерам такая игра в удовольствие, осуждать их нет права ни у меня, ни у кого-то еще.
  • Сторге – любовь-нежность, основывается на теплых, надежных, партнерских отношениях. Также описывается как любовь-дружба, т.е. партнеры и любимые, и друзья друг другу. Чаще говорят о возникновении сторге в контексте долгих лет счастливого брака, но и молодые пары могут испытать такую любовь.
  • Филия – любовь, которую древние греки ставили превыше всех других разновидностей этого чувства как самую искреннюю и бескорыстную. Филия – это духовная любовь, именно ее мы испытываем по отношению к друзьям, родственникам, детям и родителям, безусловная любовь.

Помимо базовых видов любви, древние греки выделяли еще три – сочетания основных видов:

  • Агапэ – бескорыстная любовь-самоотдача, жертвенная любовь. Рождается из комбинации эроса и сторге. Сочетание нежности и страсти, преданности и надежности, милосердия. Агапэ – редкий вид любви, развивающий обоих партнеров, в такой любви они становятся лучше, избавляются от , стремятся отдавать.
  • Прагма – сочетание людуса и сторге – рациональная любовь, реалистичная, любовь по «расчету» (не путать с браком по расчету). Прагма рождается не от импульса, а от решения любить, это решение основывается на доводах рассудка («человек достойный, подходящий» или «он меня любит»). Этот вид любви идет не от сердца, а, в первую очередь, от ума и удовлетворяет , но не эмоциональную сторону. Тем не менее, многие люди находят свое в прагматической любви.
  • Мания – комбинация эроса и людуса – взрывоопасная любовь-одержимость. Мания либо разрушает сама себя, либо должна перерасти в другой вид любви, сама по себе она не может существовать долго (за исключением пар, где один любит причинять страдания, а другой любит их испытывать). Такая любовь всегда сопровождается неуверенностью в себе и зависимостью от объекта любви. Манию характеризуют душевная боль, смятение чувств, постоянное напряжение, даже безумие.

Полезное

А теперь двигаемся от древнегреческой философии к видам любви, которые выделяет психология:

  • Правильная и кривая любовь. В правильной любви человек заботится о том, кого любит, в первую очередь, о том, кто рядом, предъявляет высокие требования к себе. В кривой любви человек заботится, в первую очередь, о себе, многого требует и ждет от любимого, продолжает любить того, кто ушел или потерян. Кривой любви сопутствуют сентиментальность, ревность, беспокойство, потребление любимого. Правильная любовь сопровождается бескорыстной отдачей, заботой о любимом.
  • Любовь-хочу и любовь-дарю. Любовь-хочу: желание получать любовь, заботу, радость, внимание. Любовь-дарю: желание любить и радовать, дарить и заботиться, создавать теплую и комфортную атмосферу для любимого. Оба вида любви – крайности, которые по отдельности не здоровы, но когда они уравновешиваются друг другом, возникает гармония. «Хочу» без «даю» — требовательность, привязанность, эгоцентризм, капризы. «Даю» без «хочу» — отсутствие личных желаний или отказ от них в угоду партнера, потакание капризам, отсутствие авторитета в глазах партнера.
  • Здоровая и больная любовь . В здоровой любви тот, кто любит, находится в радости, . Конечно, лучшие и худшие дни бывают у всех, но основной эмоциональный фон у любящего в здоровой любви – положительный. В больной любви, которую также называют невротической, человек любящий постоянно испытывает негативные эмоции и редко – позитивные. В основе больной любви – привязанность и потребность в страданиях.
  • Дарение и сделка. Любовь-сделка (договор мены) лежит в основе большинства отношений: я тебе что-то даю и от тебя что-то получаю. А по окончании отношений многие начинают перечислять, что они «этому подлецу» или «этой дуре» давали. Любовь-дарение – бескорыстная, основанная на желании безвозмездно отдавать, и в чистом виде она существует редко. Любовь-сделка может быть конструктивной, если в ней есть место дарению: я беру то, что ты мне даешь, с удовольствием, но для того чтобы больше дать тебе.
  • Любовь как реакция и как решение. Любовь-реакция – непроизвольный ответ человека (эмоциональный и поведенческий) на то, что на него воздействовало. Любовь рассматривается как явление, неподвластное воле человека, неконтролируемый процесс, с себя снимается как за появление любви, так и за ее исчезновение. Любовь-решение – это выбор человека любить и действовать, принятие ответственности и обязательств. Здесь любовь – не только чувства, но и поведение, то есть то, что человек делает каждый день.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поговорим о любви. Как будет по-гречески то или иное слово, выражение или понятие о любви — оказывается, такую информацию ищет довольно много людей. Греческий язык богат, и про любовь можно говорить долго и разнообразно.

Что такое любовь по-гречески?

Кто-то просто хочет на отдыхе завести приятное знакомство, кто-то надеется… цели у всех разные, но тема одна — любовь!

Вот на основании того, что набирается в поисковиках – я попробую ответить на ваши вопросы. Где-то серьезно, где-то не очень, но этот небольшой урок греческого языка о любви будет увлекательным! Как всегда, источник вдохновения — статистика сайта.

Сначала о несколько заумной классификации видов любви, как об этом обычно пишут психологи. Не буду судить о верности этой классификации, речь сейчас идет о греческих словах, которые при этом используют. А а смысле значений любви у современных греков все достаточно просто и понятно.

Виды любви по-гречески

А гапэ – это греческое слово Αγάπη [агАпи] . В современном греческом языке это слово означает любовь в общем, как понятие. Это может быть любовь к Родине, к Богу, к матери, к детям, к любимому человеку, к животным и проч.

Σ’ αγαπώ (σ’ αγαπάω) [сагапО (сагапАо)] – Я тебя люблю. Оба варианта произношения глагола правильные и используются в разговорной речи.

Причем существует и выражение

Όπως αγαπάτε [Опос агапАтэ] – как вам угодно, как вам больше нравится.

Ε ρωτας [Эротас], έρως [Эрос] – любовь чувственная, эротическая. Когда хотят сказать «Я влюблен», говорят «Είμαι ερωτευμένος» [Имэ эротэвмЭнос]

Послушайте мелодическую балладу «Ερωτας είναι θαρρώ» («Я думаю, это любовь»). Исполняет Яннис Париос и его сын Харис Вартакурис:

Φ ιλία [филИа] – это дружба, дружеские чувства.

Ο φίλος μου [о фИлоз му] – мой друг

Η φίλη μου [и фИли му] – моя подруга, ещё используется слово φιλενάδα [филенАда]

Вполне допустимо говорить:

Αγαπώ τον φίλο μου τον Ηλία [агапО тон фИло му тон ИлИа] – я люблю моего друга Илью

И это совсем не звучит как-то двусмысленно. Часто используют выражение, если хотят отказать в какой-то просьбе:

Σ’αγαπώ, σ’εκτιμώ, αλλά…. [сагапО, сэктимО, аллА…] – я тебя люблю, я тебя уважаю, но…. И далее следует обоснование отказа.

Σ τοργή [сторгИ] – нежность. Может относиться к любимому человеку, родителям, ребенку – к любому человеку.

Στοργικός πατέρας [сторгикОс патЭрас] – нежный отец

Ещё одно любовное понятие в современном греческом языке, не замеченное психологами:

Κ αψούρα [капсУра] — безответная любовь, любовь-страдание (но сладкое страдание). Страдальца такого называют καψούρης [капсУрис] . Даже многие песни о безответной любви так и называют καψούρικα τραγούδια [капсУрика трагУдьа] . Вот образчик такой песни от мэтра этого вида: Стаматис Гонидис, «Μια αγάπη δεν τελειώνει» («Миа агапи ден телиОни») . Μια αγάπη δεν τελειώνει μ’έναν χωρισμό… — Любовь не заканчивается с расставанием…

Если по-гречески вас интересует не любовь, а сугубо деловая, практическая тематика или перевод документов, лучший выход — обратиться в бюро технического перевода . Естественно, в этом случае самому изучать язык необязательно, все, что нужно, сделают за вас специалисты.

А теперь перейдем к ответам на запросы читателей:

Любовь по-гречески, или ещё раз про любовь (ах, какой был замечательный фильм!…)

люби меня по гречески – классный запрос, ещё бы поконкретнее… Однако если имеется в виду, как сказать по-гречески «Люби меня» — очень просто: Αγάπα με г Апа мэ]. Послушайте замечательную песню в исполнении Янниса Пулопулоса, которая так и называется «Люби меня». Певец четко произносит все слова.

как правильно произносится на греческом слово счастье : по гречески счастье – эфтихИа (ευτυχία)

как написать по гречески ты очень хороший : Είσαι πολύ καλός [Исэ полИ калОс]

как по гречески будет хочу любви : Θέλω αγάπη [th Эло агАпи]

как будет по гречески девочка : κορίτσι [корИци]

как сказать как дела по-гречески : вариантов немало, один из них – Τι κάνεις? [как (у тебя) дела?]

еду в грецию хочу знать несколько слов по гречески – если напишете, какие именно несколько слов, с удовольствием помогу.

как будет звучать завтрак по гречески : Πρωινό [проинО]

как по гречески красивая девушка : Ομορφη κοπέλα [Оморфи копЭла]

чем русскому туристу отблагодарить греков : Сказать «большое спасибо» — эфхаристо поли!

как по гречески будет я тебя тоже : если это ответ на «я тебя люблю», то можно сказать και εγώ [кйегО] – и я! Или και εγώ σ’αγαπώ [кйегО сагапО] – и я тебя люблю!

что значит счастье по-гречески – счастье значит счастье, как читать – см. выше.

любовь 27 значений в греческом языке – вот не знаю, где столько нашли… Психологи используют 5-6 греческих слов, да и то спорят между собой, правильно ли…

как сказать по-гречески ты очень красива : Είσαι πολύ όμορφη [Исэ полИ Оморфи]

как называется буква похожая на виллы в греческом алфавите : ну, это совсем просто – буква ψ (пси). Думаю, что автор запроса все же имел в виду вилы, а не загородные дома 🙂

по гречески большое спасибо : Ευχαριστώ πολύ! [эфхаристО полИ]

лепон перевод с греческого : наверное, имеется в виду слово λοιπόν [липОн] – итак, так вот.

я люблю свою жену на греческом языке : Αγαπώ τη γυναίκα μου [агапО ти йинЭка му]. Похоже, кого-то уже достали местные прелестницы и он хочет ясно дать понять, что жениться не собирается! 🙂

как будет любовь по гречески : Агапи, Эротас – см. в начале статьи.

как будет на греческом я люблю тебя любимый : Это как масло масляное))) Можно сказать:

  • Σ’αγαπώ μωρό μου [сагапО морО му] – я тебя люблю, малыш. Вместо «моро му» можно использовать:
  • Καρδούλα μου [кардУла му] – сердечко мое
  • Ματάκια μου [матАкья му] – глазки мои
  • Λατρεία μου [латрИа му] – обожаемый мой (обожание)
  • И ещё много подобных уменьшительных словечек.

написать комплимент на греческом языке – можно взять из этой статьи, что-нибудь да подойдет!

как пишется по гречески наталия – пишется Ναταλία

скоро выйду замуж за грека национальная кухня – правильно, все мы знаем, как пролегает путь к сердцу мужчины, тем более греческого!

Ну и наконец послушайте великолепную песню в исполнении Андониса Ремоса «Τα σάββατα» («Субботы»). В ролике написаны слова песни, и Антонис их четко произносит. Так что можете потренироваться в пении греческой песни!