Что мешает нам быть собой: шаблоны, стереотипы, маски. Четыре «зеркальных» упражнения на принятие своего тела

У всех людей разные лица. Наши друзья, близкие, люди на улице…у них разные формы лица, у кого-то больше или меньше нос, разные глаза, как по цвету, так и по форме, у кого-то выразительные чёрные брови, у кого-то милые веснушки по всему лицу… Нас это не удивляет и не отвращает. Мода на красоту лица может и существует, но не явно. По крайней мере, на обложках глянцевых журналов можно увидеть разных людей, нет какого-то предпочтения, например "только блондинки". Тем не менее, несмотря на сильные отличия между людьми на лица, почему-то ожидается, что фигура у каждого должна быть условно идеальная. Пропорции соблюдены, ноги худые, всё тело худое, но при этом грудь и попа внушительных размеров. А у мужчин — высокий рост, кубики на животе и мускулистые руки.

Каждый человек настолько уникален, что подстроиться под то, что нам диктуют СМИ, просто невозможно, да и причиняет это только страдание, недовольство собой. Известно, что мода меняется. Поэтому через 15-20 лет могут быть совершенно другие стандарты красоты.

Каждый человек достоин любви и от роста/веса это никак не зависит. Может быть, у вас есть собственные представления о том, как должен выглядеть ваш идеальный партнёр, а потом вы встречаете его…и он совсем не такой!.. но вы влюбляетесь. Даже если у вас есть твёрдая уверенность, что вы визуал, но партнёра подсознательно вы всё равно выбираете по другим категориям.

Отчего мы перестаём любить себя и своё тело?

Что делать?

Методы работы над собой для принятия себя, своего тела и телесности других людей:

  • телесно-ориентированные тренинги очень эффективны
  • процессуально-ориентированная психотерапия (как семинары, так и индивидуальные консультации)
  • консультация у специалиста (психолога), который компетентен по данному вопросу
  • для женщин подойдут семинары по раскрытию женственности, где идёт упор на выработку "женских" состояний
  • тренинги по интенсивным практикам дыхания тоже могут быть эффективны, так во время дыхательных сессий высвобождается много подсознательного материала, в том числе негативного. Когда он прорабатывается, появляется много энергии, доступ к тем жизненным ресурсам, которые раньше были недоступны.

Каждый из нас в течение своей жизни отмечает периоды необыкновенной легкости и бодрости, а бывает, наоборот, накатывает грусть-тоска, работоспособность падает, а в чем причина - совершенно не понятно. Человек начинает искать у себя симптомы самых разных заболеваний, которые не подтверждаются медицинскими обследованиями, снижается качество его жизни, а карьера может быть под угрозой. При этом даже классическая психологическая помощь может оказаться бессильной, потому как человек не может объяснить, что с ним происходит. Но там, где неэффективными оказались приемы клиент-центрированной терапии, может помочь упражнение телесно-ориентированной терапии. Сегодня мы хотим рассмотреть самые простые и доступные, но при этом очень эффективные упражнения, которые при системном использовании могут помочь вам изменить свою жизнь к лучшему и избавиться от множества серьезных проблем.

Что такое телесно-ориентированная терапия

В первую очередь надо немного рассказать, что собой представляет направление, которое открыл Вильгельм Райх. Телесно-ориентированная терапия, упражнения которой порой перекликаются с учением йоги, основано на убеждении, что психическое и физическое «Я» человека находится в более тесной связи между собой, чем нам кажется. Соответственно, любых изменений можно добиться, воздействуя на тело, что потом повлечет за собой изменение и в психологическом состоянии. Это при том, что классическая психотерапия идет обратным путем, воздействуя на психику, таким образом терапевту приходится преодолевать многочисленные психологические защиты. При этом удачно подобранное упражнение телесно-ориентированной терапии может дать отличный результат намного быстрее.

Основные положения телесно-ориентированной терапии

Читателю наверняка уже очень хочется перейти к самой сути, подобрать для себя практическое упражнение телесно-ориентированной терапии. Однако мы еще совсем немного остановимся на теории, чтобы вам было понятно, как эта система работает на практике. Вильгельм Ройх полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное поведение, которым мы компенсируем свое напряжение, страх, боль, неуверенность и многое другое, выливаются в формирование «мышечного панциря», или «зажима». То есть вытесненная, непризнанная или непроработанная эмоция выражается в противоестественном напряжении различных групп мышц, что делает походку угловатой, нарушает осанку (сгорбленность или, наоборот, прямая спина и походка как у робота), стесненяет дыхание.

Новизна подхода

Райх предложил новаторский метод решения проблемы путем воздействия на напряженную группу мышц. Специальные методики были разработаны для того, чтобы уменьшить хроническое напряжение каждой группы мышц и с помощью физического воздействия высвободить подавленные эмоции. Обычно для этого используют И так, двигаясь вниз по телу пациенту помогают сломать «мышечный панцирь». То есть в основе этого учения лежит понятие органной энергии. Энергия должна свободно двигаться от сердцевины организма к периферии и уходить. Блоки, или зажимы, мешают ее естественному течению, они служат искажению и разрушению естественного чувствования, это касается и подавления сексуальных чувств.

Проблемы, запертые в теле

Мы хотели бы конкретнее рассказать вам, какими проблемами занимается телесно-ориентированная терапия. Упражнения на дыхание, специальные массаж и гимнастика помогают вам избавится от огромного груза и пойти дальше по жизни весело и непринужденно. Это может быть потеря контакта со своим телом, то есть оно есть, но ямы его не чувствуем. Кстати, проблема лишнего веса тоже часто имеет такую же причину: человек не умеет слышать сигналы своего тела. Это может быть потеря чувствительности отдельных частей тела, сильное напряжение и боли. Если вы испытываете проблемы с координацией движения, часто не вписываетесь в повороты, не попадаете в цель, когда кидаете предметы - то это ваша терапия. Сюда же относится плохая осанка и навязчивые состояния, задержка телесно-психического развития, когда тело застревает на определенном возрасте. Такая терапия поможет тем, кому сложно сдерживать эмоции, кто пережил насилие, острое горе и страх. Если вы отвергаете себя, свой внешний образ, не можете получать удовольствие от сексуальных отношений, то приходите на телесно-ориентированную терапию. Сюда же можно отнести нарушение сна и хронический стресс, синдром хронической усталость, неспособность жить «здесь и сейчас».

Вот как описывает Райх сегменты защитного панциря. Глаза - это сегмент, который удерживает плач. Обычно напряжение выдают две составляющие - неподвижный лоб и пустые глаза. Слишком сжатая или, наоборот, расслабленная челюсть (это могут быть другие гримасы) выдает сдерживаемый крик, плач или гнев. Вообще голова - это область сверхконтроля, то есть неумение отпускать себя, отключать контроль сознания в моменты творчества, расслабления, в сексе, в любые моменты, когда нужна искренность и интуиция.

Шея, плечи и руки - это область ответственности, здесь заперты страхи и обязательства. Это граница между «брать» и «давать» в которой нужно достичь гармонии. В груди живет обида, которая мешает свободно дышать. Злость и жадность локализуются в животе. Ноги - это наша опора, здесь локализуется неуверенность.

Основа успеха - это правильное дыхание

Любое упражнение телесно-ориентированной терапии начинается с правильного дыхания. Все наши болезни от нервов, а сильное напряжение стимулирует образование «мышечного панциря», от которого и начинаются все наши проблемы. И такое простое упражнение, как дыхание, способно творить чудеса. Буквально за 3-4 дня человек начинает чувствовать себя лучше, у него появляется прилив сил, улучшается самочувствие, пропадает необходимость постоянно принимать лекарства.

Телесно-ориентированная терапия, упражнения для новичков

По статистике, почти 50% всех людей не используют самую большую, нижнюю часть легких. То есть работает только грудная клетка, а живот остается неподвижным. Начиная тренировку, нужно лечь на пол и положить руку на живот. Дышать вам нужно будет через нос. Выдохните воздух полностью и почувствуйте, как передняя стенка живота опускается. Если нужно, слегка подтолкните ее вниз. Теперь нужно работать на вдохе максимально словно он стал шариком. При этом грудь не поднимается и не расширяется, воздух идет только в живот.

Очень важно полностью сконцентрироваться на упражнении. Отключится от внешних забот и побыть в гармонии с собой - это и есть телесно-ориентированная терапия. Упражнение нужно выполнять два раза в день на пустой желудок. Не забудьте предварительно проветрить помещение. Начните с одной минуты и постепенно добавляйте по 20 секунд, пока не дойдете до 5 минут.

Когда вы полностью освоите технику дыхания животом, переходите к грудному дыханию. Для этого также расположитесь на полу, но теперь вдыхайте и увеличивайте объем грудной клетки. При этом ребра будут двигаться вверх и наружу. Когда выдыхаете, ваши ребра должны двигаться вниз и внутрь. Во время дыхания не наполняйте живот. По времени данное упражнение выполняется так же, как и предыдущее.

Наконец можно переходить к Нужно вдыхать медленно, сначала животом, а потом грудью, чтобы воздух полностью заполнил легкие. Выдыхайте опустошая сначала грудную клетку, а потом живот. По самый конец выхода сделайте усилие мышцами, чтобы полностью удалить остатки воздуха.

Разные типы дыхания

Казалось бы, мы все умеем дышать, но оказывается, дышим обычно неправильно. - это последствие страха. Когда человек боится, его дыхание почти замирает. С этим работает телесно-ориентированная терапия. Упражнения "нос не дышит" сводятся к обучению полноценному дыханию и определению личных границ. С людьми, которым присуще такое дыхание, нужно работать очень деликатно, потому как у них отсутствует "право на жизнь". Вторая группа - это люди, у которых нарушен вдох. Они не умеют принимать, они во многом себе отказывают и всегда "всем должны". С этими людьми работают именно на провокацию глубокого вдоха. Третья группа - это люди, у которых нарушен выдох. Наконец четвертая группа - это люди, которые дышат легко и свободно, полной грудью и животом.

Разминка

Очень важно подготовить себя к последующей работе, ведь плавность и отсутствие насилия по отношению к своему организму - это главная задача, которую преследует телесно-ориентированная терапия. Упражнения (разминка) в самом начале направлены на погружения в себя. Устройтесь удобно и начните с массажа пальцев рук и ладоней. Медленно проработайте каждую точку. Теперь выполните чтобы настроится на работу. Теперь свернитесь в и пробудьте в ней столько, сколько потребует ваше тело. Теперь нужно поработать со всеми По очереди нужно напрягать каждую мышечную группу, двигаясь от головы до пяток. Проработайте все лицевые мышцы, напрягая и расслабляя каждую из них. Потом переходите к мышцам шеи, плеч, рук, пресса и ног. Отметьте, расслабление какой из них дается с наибольшим трудом. Завершается разминка упражнением росток. Для этого садитесь на четвереньки, закройте глаза и представьте маленький росток, который тянется к солнцу. Поднимайтесь, медленно вытягиваясь. Весь процесс вырастания должен занять несколько минут. Максимально вытяните руки и хорошенько потянитесь. Теперь можно переходить к более сложным и специализированным упражнениям, которые помогут вам жить более гармоничной жизнью.

Депрессивные состояния

Что это такое? Депрессия не возникает сама по себе. Это результат длительного воздействия стресса, который приводит к искажению мироощущения, а также изменению образа себя в этом мире на негативный. Все эти изменения прописываются в нашем теле в виде угрюмой гримасы, неуверенной походки. А это сигналы, считывая которые, окружающие не хотят заводить с нами знакомства и В этом случае может хорошо помочь телесно-ориентированная терапия. Упражнения (депрессия лечится не только таблетками) помогут обрести гармонию с собой, а значит и с миром.

В первую очередь здесь важна работа с опорами и границами, то есть помощь терапевта. Клиента нужно уложить на кушетку и обеспечить максимально комфортное его пребывание, укрыть теплым пледом, включить приятную музыку. Терапевт выполняет поддержку обоих ступней поочередно, примерно по 10 минут. При этом можно интересоваться, как человек себя чувствует. Дальше ноги поочередно сгибаются и разгибаются, пока человек их полностью не расслабит, а затем не начнет и чувствовать. Тогда можно переходить к рукам. Поддержка производится просто, ладонь терапевта подводится под стопу или пациента. После выполнения поддержки руки также сгибаются и разгибаются, пока пациент не перестанет контролировать их движение. Последняя поддержка выполняется под голову. При этом голова пациента лежит на подушке, терапевт сидит позади и подводит руки под плечи. Возможно выполнение легкого массажа.

Принятие себя

Депрессия - это состояние очень многоликое, и одной из составляющих является необходимость принять себя таким, какой вы есть, отпустить все мышечные зажимы. И одним из лучших способов этого добиться является телесно-ориентированная терапия. Упражнения на принятие себя начинаются с дыхательной гимнастики и разминки. Следующим упражнением, которое можно выполнить, является определение собственных границ. Для этого попробуйте с закрытыми глазами отложить на стене ширину своих плеч и бедер, свой рост. Теперь измерьте силуэт, который получился, и ваш собственный. Это знание - только первый шаг. Теперь ваша цель - изучить все контуры своего тела. Для этого нужно сесть на пол и не спеша пройти плотно прижатой ладонью по каждому сантиметру своего тела. Если вы стремитесь проскочить область живота, груди, гениталий, значит, именно им и стоит уделить больше всего внимания. И для закрепления этого служит танец. Встаньте у стены и подождите, пока в вашем теле не зародится движение. Не мешайте ему, позвольте телу делать то, что оно хочет. Через какое-то время вы ощутите, что двигаетесь очень странным и причудливым образом, при этом в голове появляется огромное количество образов, вдруг оживают эмоции. Это может быть смех и плач, гнев и ярость. Продолжайте двигаться до тех пор, пока хочется, и постарайтесь дать волю эмоциям.

Телесно-ориентированная терапия, упражнения при панических атаках

Что такое паническая атака? Это сильная тревога, которая выливается в ускоренное сердцебиение, потливость, слабость. Человек пугается этих ощущений, тревога нарастает, и они повторяются. Теперьон уже уверен, что у него сердечное заболевание, но врачи отрицают этот диагноз, и больной начинает искать у себя неизлечимые недуги, каждый раз запутываясь в своих страхах еще больше.

На самом деле человеку нужно лишь помочь разорвать порочный круг, а для этого отлично подойдет аутотренинг и релаксация. Отлично работает в этом случае и ребефинг - это по сути сочетание специальной дыхательной техники и внушения. Однако, в отличие от аутотренинга, который можно выполнять дома, ребефинг может проводить только специалист.

Терапия для детей

Это отдельное направление - телесно-ориентированная терапия для детей. Упражнения в этом случает направлены на повышение уверенности в себе, развитие творческих способностей и умений принимать себя, как личность. Обычно проводят их в группах. Не забывайте, с чего начинается телесно-ориентированная терапия. Упражнения на дыхание обязательно включаются в план занятия. После дыхательной разминки можно поиграть в "торт". Одному малышу предлагают лечь на пол. Из него мы будем делать торт. Все остальные дети - это яйца, сахар, молоко, мука. Ведущий - это повар, он поочередно обкладывает будущий торт ингредиентами, пощипывая и поглаживая его, «посыпая», «поливая» и «замешивая». Потом все участники во главе с тортом дышат, как тесто в духовке, а после украшают торт цветочками. Их можно рисовать красками на руках и ногах. Теперь все рассказывают, какой красивый и вкусный торт получился.

Теперь нужно немного подвигаться. Ведущий предлагает детям подняться на высокую и крутую гору. Пока дети маршируют по комнате, он рассказывает им, какой путь они проходят. Как они идут по солнечной тропинке, замечают много душистых цветов. При этом солнечные лучи касаются волос и приносят покой и расслабление. По мере того, как гора становится все круче, ветерок обдувает лицо, и с каждым шагов вы чувствуете радость от предвкушения чего-то нового. Еще шаг - и вы на вершине. Яркий свет обнимает вас, и вы чувствуете, что теперь можете все, что угодно. Огромное чувство радости, счастья, любви и безопасности охватывает вас. Вы сами - этот свет, в ваших силах все. Закончить занятие можно упражнением «росток».

Часто мы выражаем недовольство своим телом: оно недостаточно стройное, подтянутое, нос слишком большой, кожа тусклая... Список собственных несовершенств всегда наготове. Но благодарим ли мы его за тот путь, который оно проделывает?

Конечно, если вы болеете и ваш организм дает сбой, сделать это сложнее. Но и в эти моменты можно осознать, что тело делает все возможное, чтобы справиться с бедой, и почувствовать к нему уважение и благодарность.

Мы - это в том числе и наша телесность, со всеми ее формами, особенностями, ощущениями. А потому мы вольны критиковать свое тело, стремясь к идеалам, или с благодарностью принять тот факт, что другого тела у нас не будет, и начать о нем заботиться. А еще - получать от него удовольствие и сделать шаг к тому, чтобы действительно полюбить себя.

Для начала оцените, насколько ваше мнение о собственном теле влияет на ощущение счастья, самооценку, сексуальность и идентичность. Уважаете ли вы свое тело или злитесь за то, что оно не соответствует вашим фантазиям о 42-м размере? Возможно, самое время заключить мир с вашим физическим «Я».

1. Проговорите свои чувства. Найдите время, когда вас никто не потревожит. Оставшись наедине с собой, разденьтесь и встаньте перед зеркалом (желательно, чтобы оно было в полный рост). Внимательно глядя на себя, говорите вслух обо всем, что видите. Проговаривайте все чувства и мысли, которые приходят в голову, - как положительные, так и отрицательные, о каждой части своего тела. Например: «Я горжусь своими волосами, но мне кажется, что мои уши слегка торчат, и мне ужасно не нравится мой нос».

Отмечайте степень негативных и позитивных чувств о каждом отдельном аспекте своего тела: форме, текстуре, цвете. Это поможет вам в дальнейшем отследить динамику.

2. Напишите письмо своему телу . Выразите благодарность, отвращение, восхищение или недовольство - все, что испытываете по отношению к своему телу. Отметьте, хорошо ли тело служит вам. Это упражнение особенно полезно тем, кто живет с серьезной болезнью или инвалидностью.

3. Заключите со своим телом перемирие. Повторяйте первое упражнение последовательно в течение 10 дней, стараясь все больше и больше принимать свое тело. Затем напишите новое, более позитивное письмо, обещая своему телу уважать его и быть ему признательным.

4. Поразмышляйте и запишите все, что знаете о своем теле и о том, как это влияет на ваше поведение, сексуальность, уверенность в себе и восприятие себя в целом. Откуда у вас эти убеждения? Возможно, пора их пересмотреть.

5. Останавливайте себя, когда у вас возникают негативные мысли о своем теле. Для этого важно научиться замечать моменты, когда эти мысли только начинают закрадываться, и менять собственные оценки.

Вам кажется, что бедра слишком пышные? Возможно, они женственные и скорее говорят о ваших силе и здоровье. Бледность вашей кожи - всего лишь признак аристократических корней, а горбинка на носу - то, за что вас полюбил муж.

Научитесь относиться к себе с юмором - увидите, тело ответит вам благодарностью.

6. Уважать свое тело - значит в том числе заботиться о нем. Скорее всего, вы тщательно выбираете то, чем будете питать ум: книги, выставки, фильмы. Выбирайте и то, что будет насыщать ваше тело.

Занимаясь саморазвитием, не оставляйте в стороне свое тело - найдите занятие по вкусу, которое позволит поддерживать его в хорошей физической форме.

7. Концентрируйтесь на ощущениях. Тело - источник приятных ощущений и удовольствия, оно позволяет нам раскрыть свою сексуальность и наслаждаться ею. Только когда вы научитесь принимать свое тело со всеми его несовершенствами, вы сможете более полно насладиться им. Отбросив мысли о недостатках, учитесь концентрироваться на ощущениях.

8. Учитесь слушать свое тело и никогда не сравнивать его ни с идеалами, ни с подругами, ни с собой в прошлом. Такого тела больше никогда и ни у кого не будет. Позвольте себе признать эту уникальность и начать жить с ней в гармонии.

Крайон. Энергии Нового времени. 10 принципов управления судьбой Шмидт Тамара

Упражнение «Принятие себя на всех уровнях»

Упражнение

«Принятие себя на всех уровнях»

Подумайте о том, что вы не принимаете в себе. Что вам не нравится, что периодически вызывает ваше недовольство, из-за чего вы злитесь на себя или ощущаете неловкость, за что критикуете себя? Заметьте: любое проявление плохого настроения, как правило, свидетельствует о том, что вы не хотите чего-то принимать в себе или в мире. Замечая плохое настроение, не отмахивайтесь от него, а начинайте разбираться, задав себе вопрос: «Что именно я не принимаю?»

Вы можете заметить, что расстраиваетесь из-за своей внешности или поведения, из-за своих чувств, эмоций, мыслей, из-за своего самочувствия, настроения, своих ошибок, неудач, и т. д. Закройте глаза, расслабьтесь и посмотрите на себя и ситуацию глазами Бога – любящего и всепрощающего.

Скажите себе: «Я принимаю себя таким как есть на всех уровнях. Я принимаю таким как есть свое тело. Я принимаю такими как есть мои мысли и чувства. Я принимаю таким как есть свое поведение. Я принимаю такими как есть свои решения и поступки». Добавьте еще то, что сочтете нужным.

Поймите: принять – не значит не хотеть это изменить. Но чтобы изменить что-то, надо сначала принять это как есть. Если вы не примете как есть тот факт, что вы больны – вы не узнаете своего диагноза и не сможете пройти нужный курс лечения. Так же и здесь: пока вы не скажете себе: «Да, это так. Да, это есть», вы не сможете изменить это к лучшему.

Представляйте, как Божественный свет омывает все то, что вы хотите принять в себе: ваше тело, ваши чувства, мысли и т. д. Повторяйте это упражнение ежедневно, и вам будет все легче принимать себя. А значит, вы сможете вмещать в себя все больше Божественности, которой неприятие вами себя очень мешает.

Из книги Полный контроль над судьбой автора Финли Гай

Упражнение 5 Прекратите травмировать себя СПЕЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКАПрекратите травмировать себя в настоящем ради обещания более счастливых мгновений в будущем.ПУТЬ ПЕРЕД ВАМИВаша Истинная Природа является Настоящим. Нет никаких «потом». Это значит, что прежде чем мы

Из книги 115 способов разбогатеть, или Секреты денежного изобилия автора Коровина Елена Анатольевна

Глава 9 Окружение реальное: заставь всех работать на себя Правда, переделать что-то всегда сложней, чем создать заново. Это как переучить плавать. Возможно – но только вместе с опытным инструктором. Вот и наша жизнь, особенно в трудные времена, требует своей группы

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 02 автора Степанова Наталья Ивановна

Как заговорить себя от всех бед, от всех врагов Вы, наверное, слышали, как о некоторых людях в народе говорят: «С ним никогда ничего не случается, он заговоренный». И действительно, существует такой чудодейственный заговор, с помощью которого можно уберечь себя от всех бед,

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Как заговорить себя от всех бед, от всех врагов Вы, наверное, слышали, о некоторых говорят в народе: «С ним никогда ничего не случается, он заговоренный». Мы научим вас этому заговору. Он вас оградит от всякого лиха и напрасной смерти.Нужно набрать воду под мостом и пойти с

Из книги Мастерская перехода. Восхождение в Любовь. Учебник Мастера Жизни автора Усманова Ирина Александровна

Принятие себя. Умение быть самим собой Предлагаю узнать прямо сейчас, насколько вы принимаете себя. Приглашаю желающих ответить на простой вопрос: «Что должно было бы быть в моей жизни, чтобы я посчитал её абсолютно

Из книги 5 минут йоги не вставая с кровати. Для каждой женщины в любом возрасте автора Брахмачари Свами

Из книги Крайон. Лунный календарь на 2015 год. Что и когда надо делать, чтобы жить счастливо автора Шмидт Тамара

Продолжайте работу по принятию себя на всех уровнях, вплоть до клеточного Многие тысячелетия вас приучали плохо относиться к себе и даже отрицать свое право быть такими, какие вы есть. Энергии неприятия себя накопились в ваших клетках и мешают вам двигаться дальше, к

Из книги Чудо здоровья автора Правдина Наталия Борисовна

Упражнение 7 «Принятие Луны из моря» Представьте, что вы находитесь ночью на берегу спокойного моря или большого озера, на небе – большая луна, которая отражается в воде. Вашей задачей будет достать луну из воды и поместить ее в центр вашего лба. Далее вы должны

Из книги Жива. Славянская система целительства автора Куровская Лада

Упражнение 8 «Принятие в тело ароматов различных миров» Во время выполнения этого упражнения следует представлять, как чудесные ароматы напитывают ваше тело. С каждым взмахом руками, с каждым движением мы поднимаемся все выше, и все более тонкие ароматы проникают в наше

Из книги Портал света для тех, кто Хочет… автора Авдеев Сергей Николаевич

Духовное упражнение «Принятие других» Эта практика используется, когда вы почувствовали, что наступает угроза выхода из состояния внутреннего равновесия и гармонии.1. Призовите Живу. Начните глубоко, ритмично дышать. Сосредотачивая все свое внимание на солнечном

Из книги Жизнь без страха автора Синельников Валерий

Упражнение «Ревизия себя настоящего» Возьми два листа бумаги, раздели каждый на две равных колонки. На первом листе в левой колонке опиши свое желаемое будущее, года через 2–3, а можно и больше.? Каким будешь человеком – черты характера, интеллектуальный, профессиональный

Из книги Стань волшебником! Исполни все свои желания. Тренинг по системе Дипака Чопры автора Голдсан Карл

Упражнение «Настройка на себя» Перед тем как что-либо делать, необходимо установить контроль за своим состоянием, скажем так – привлечь свое внимание к самому себе. Купил человек осла. А старый хозяин говорит ему: – Ты знаешь, осел очень хороший, только на него нужно

Из книги Крайон. Энергии Нового времени. 10 принципов управления судьбой автора Шмидт Тамара

Из книги автора

Упражнение 30. Прощаем себя и других Останьтесь наедине с собой. Если хотите, закройте глаза. Успокойте сознание, используя любое упражнение на расслабление.Представьте перед собой себя в той ситуации, за которую вы себя не можете простить. Присмотритесь: сейчас вы

Из книги автора

Упражнение 5. Принятие других в свой круг любви Останьтесь в одиночестве, устройтесь удобно, закройте глаза, дышите в привычном для вас ритме.Представьте себя в любом месте, где вам максимально комфортно: это может быть берег океана или ваш собственный домик в деревне, лес

Из книги автора

Безусловное принятие себя – обязательное условие для обретения опоры Нам дан центр – прочный, алмазный, неуязвимый для любых бурь и ветров. Вы чувствуете его в себе? Еще нет? Или чувствуете, но недостаточно явственно? Или не уверены в его прочности? Тогда для вас пришло

Когда вы работаете над своим осознанием, ваше тело становится более свободным, раскрепощенным, энергичным, подвижным и гибким

Гештальт-терапия – одно из популярных направлений современной практической психологии, разработанное немецким психотерапевтом Фредериком Перлзом.

Главная цель гештальт-терапии – создание целостности, «чего-то» «из ничего», достижение более полного осознания себя: своих чувств, потребностей, желаний, мыслительной деятельности, а также осознавания внешнего мира, прежде всего мира отношений с другими людьми.

В целом теория гештальт-терапии основывается на положениях, которые весьма эффективно позволяют использовать ее в лечении заболеваний кожи, как, впрочем, и многих других психосоматических заболеваний.

Человеческое восприятие не детерминировано механическим суммированием внешних раздражителей, а обладает своей собственной организацией. В своем восприятии организм выбирает то, что ему важно и интересно.

Это фигура. Например, жажда побуждает человека выделять стакан воды на столе, уставленном яствами, как значимую фигуру, но когда жажда будет утолена, скорее всего его внимание привлечет что-то другое. Восприятие устроено таким образом, что значимая фигура выделяется на первый план, будь то образ любимого человека, ощущение голода, боль от гвоздя в ботинке или слово этого текста. Все остальные объекты в этот момент сливаются, становятся нечеткими и уходят в так называемый фон. Именно поэтому человек сам всегда ответственен за то, что именно он воспринимает и как себя чувствует.

Человеческое поведение подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма – фигура проявляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности – гештальт завершается и разрушается.

Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Любое деление его на составные части, например психику и тело, является искусственным.

Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем «организм – окружающая среда». Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, окружающие вынуждены меняться.

Контакт – базовое понятие гештальт-терапии

Организм не может существовать в безвоздушном пространстве так же, как в пространстве, лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде, лишенной других людей. Все основные потребности удовлетворяются только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-терапии называют границей контакта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. В частности, кожа является примером и метафорой границы контакта: она одновременно изолирует человека от внешнего мира и связывает с ним.

Осознание – осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окружающей среде.

Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и об окружающем мире. Оно включает как переживание восприятия стимулов внешнего мира, так и внутренних процессов организма – ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности – идей, образов, воспоминаний и предвосхищений, т.е. охватывает многие уровни. Осознанием, за исключением его мыслительного слоя, обладают и животные. Однако в цивилизованном мире у людей гипертрофировано мышление в ущерб эмоциям и восприятию внешнего мира. Именно осознание в противоположность рациональному знанию дает реальную информацию о потребностях организма и об окружающей среде.

Огромное количество человеческих проблем связано с тем, что подлинное осознание реальности подменяется интеллектуальными и зачастую ложными представлениями о ней, например о том, что можно ожидать от людей, как они относятся ко мне, что я должен хотеть и что должен делать. Такие ложные представления заслоняют реальность и затрудняют удовлетворение потребностей организма – процесс формирования и разрушения гештальта нарушается. Гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания.

Здесь и теперь – принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем – все они находятся в настоящем моменте.

Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания.

Для того чтобы достичь зрелости, мы должны преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и найти любые источники поддержки в самих себе.

Главное условие как для опоры на себя, так и для саморегуляции – состояние равновесия. Условием достижения этого равновесия является осознание иерархии потребностей. Основная составляющая равновесия – ритм контактов и отходов. Саморегуляция опирающегося на себя индивидуума характеризуется свободным протеканием и отчетливым формированием гештальта. Таков путь к зрелости.

Сторонники гештальт-терапии считают, что причиной заболеваний часто является неспособность индивидуума полностью принять на себя ответственность за свои чувства, мысли и поступки, иными словами, неспособность принять ответственность за свое «Я».

Люди очень часто склонны перекладывать ответственность за негативные поступки и чувства на других: «Я пью потому, что такая напряженная жизнь»; «Я изменяю тебе потому, что ты допекаешь меня своей ревностью» и т. п. Многие из них искренне считают, что в их пороках и неудачах виноваты не они сами, а другие люди или обстоятельства.

Гештальттерапия воспринимает тело как «Я», то есть телесные процессы рассматриваются в контексте целостной личности, а не как изолированные феномены.

Таким образом, ощущения нашего тела – это неотъемлемая часть нашего «Я», отделяя телесные ощущения от себя, мы можем потерять значительную часть себя.

Предлагаемые практические упражнения гештальттерапии направлены на развитие осознавания себя, выявление фигуры и фона, а также на осознание тела.

Когда вы делаете упражнения, важно понимать, что вы делаете, как вы делаете и что это вам реально дает. Именно вам и в данный момент, а не другим людям и не по слухам. И отсюда вы можете видеть, эффективно ли это для вас и что вам нужно предпринять, чтобы это было эффективно.

В выполнении упражнений важно почувствовать, что это именно ВЫ испытываете нечто, чем бы оно ни было. Заметьте, какие трудности вам препятствуют во время выполнения упражнений, что вас заставляет их завершать (это могут быть разные состояния, переживания, чувства или мысли). Осознавайте, какие мысли об упражнениях у вас возникают.

Может быть, вы воспримите их как борьбу за перетягивание каната, «кто кого», и будете защищаться. Тогда вы ни на йоту не сдвинетесь в вашем осознании.

Замечайте, как вы во время выполнения упражнения ускользаете из настоящего и куда при этом направляетесь. Не заставляйте себя возвращаться, а просто наблюдайте.

Польза, которую вы можете извлечь из этих упражнений, состоит в развитии способности находить собственные оценки. Выполняйте их как игру, пусть вас не смущают комические или трагические аспекты получившейся ситуации. С разных точек зрения одно и то же событие может быть и комическим, и трагическим.

Заметьте момент, когда тревожность или отвращение выходят на передний план и заставляют уклониться от выполнения упражнения. Кто или что вызывает в вас это чувство?

При выполнении упражнений важно не исправлять то, что вы осознаете, не вмешиваться в процесс, а наблюдать все свои спонтанные реакции. Не пытайтесь объяснить причины, осознать что-то скрытое или необычное, не ищите интерпретаций в подсознании, Не задумывайтесь о том, что с вами происходит и почему.

Выполняя эти упражнения шаг за шагом, вы начинаете все больше принимать ответственность за весь ваш опыт, в том числе блоки и симптомы, и постепенно обретаете свободное управление собой. Представления о том, что мысли по своей собственной инициативе и без вашей помощи входят в ваш ум, уступят место видению, что это вы думаете свои мысли.

При выполнении упражнений на осознание тела почти все испытывают трудности, сопротивление и тревожность. Но они чрезвычайно важны и заслуживают затраты многих часов – в умеренных дозах. Это не только основа для разрушения «мышечного панциря», но также и средство для лечения всех мышечных заболеваний.

При выполнении упражнений важно не «прогрессировать», а просто без напряжения идти вперед. Если вы будете считать, что «должны» быть способны делать что-то, вы сразу же ограничите то, что вы можете обнаружить, тем, что вы уже знаете и чего ожидаете. Будьте любознательными. «Понимание» происходящего чаще всего выражено в словесной или «теоретической» форме. Оно может быть совершенно правильным, но не сдержит чувствуемой значимости, которая предшествует действительному раскрепощению.

Многие упражнения, если вы их честно проделываете, могут вызывать в вас самые различные реакции. От восторга до шока, от радости узнавания до урона собственного достоинства в ваших собственных глазах. Позвольте себе замечать, что именно вас шокирует или унижает. И по сравнению с чем.

Упражнения на развитие осознания себя

Первое упражнение

Попробуйте в течение нескольких минут составлять фразы, выражающие то, что вы в данный момент осознаете или замечаете. Начинайте каждое предложение словами «сейчас», «в этот момент», «здесь и сейчас».

Опишите, что происходит с вами и вокруг вас, каждый раз начиная фразу словами: «сейчас я осознаю то, что слышу». А также вижу, чувствую, думаю, вспоминаю, представляю и т. д.

Как только вы сказали о чем-либо «сейчас я осознаю, что...», обратите внимание на ваш ответ: выбран ли он из нескольких возможных вариантов или же ваше внимание действительно занимал лишь один предмет.

Затем снова начните предложение со слов «сейчас я осознаю...», назовите то, что вы осознаете, и добавьте сюда слова: «...и нахожу это приятным (или неприятным)». Если вам трудно понять, приятно это или неприятно, попробуйте ответить наугад – и понаблюдайте, правильно ли выбрано слово.

Теперь попробуйте закончить предложение словами: «...и нахожу это плохим (или хорошим)». Попробуйте совместить это упражнение с предыдущим, например: «Сейчас я осознаю, что... – и нахожу это приятным и плохим».

Снова начните предложение со слов: «Сейчас я осознаю, что вижу (слышу и т.д.)... – и я представляю, что это...»

Второе упражнение

Многие феномены не могли бы существовать, если бы не существовали их противоположности.

Придумайте несколько пар противоположностей, в которых каждое явление не может существовать без своей противоположности.

Третье упражнение

Взгляните на какую-нибудь повседневную жизненную ситуацию, какие-нибудь объекты или действия так, как если бы они представляли собой прямую противоположность тому, за что вы их обычно принимаете.

Вообразите себя в ситуации, противоположной вашей собственной, где ваши склонности и желания прямо противоположны обычным.

Рассмотрите объекты, образы и мысли, представляя себе, будто их функции или значения противоположны тому, чем вы их обычно считаете. Делая это, воздержитесь от обычных оценок: что хорошо и что плохо, что желательно и что нежелательно, что осмысленно и что глупо, что возможно и что невозможно. Стойте между противоположностями – точнее, над ними – в нулевой точке, сохраняя интерес к обоим полюсам, не отдавая предпочтения ни одному.

Умение видеть противоположности, сохраняя беспристрастный интерес, развивает способность находить свои собственные оценки.

Четвертое упражнение

Представьте себе, что движения вокруг вас происходят в обратном порядке, как в кино, когда ныряльщик грациозно выпрыгивает из воды на трамплин.

Перемените функции на противоположные. При каких обстоятельствах на стуле можно есть, а на столе – сидеть? Астроном смотрит в телескоп на Луну – а что если с Луны кто-то смотрит на него? Представьте себе, что потолок – это пол, переверните стены. Переверните картины вверх ногами. Представьте себе подводные лодки и рыб, летающих в воздухе. Дайте волю «шизофреническим» возможностям вашего воображения; вещи, о которых вы будете думать, не более странны, чем общепринятое мнение, что люди и общество в целом всегда ведут себя разумно.

Пятое упражнение

Представьте себе, что было бы, если бы вы не встали сегодня утром с постели. Что случилось бы в определенной ситуации, если бы вы сказали «нет» вместо «да»? А если бы вы были на 10 сантиметров выше? Или весили на 10 килограммов меньше? Если бы вы были женщиной, а не мужчиной, или наоборот?

Если чего-то стало больше, значит, где-то еще его стало меньше. Вспомните что-нибудь, что вы получили, и подумайте, откуда это было взято? Что было бы, если бы вы этого не получили? А что если бы вы получили то, что вам не досталось?

Если внимательно рассмотреть, что происходит, когда вы противопоставляете две ситуации или два явления, то вы увидите, что помещаете их в некоторый общий контекст. Выполняя дальше это упражнение, постарайтесь точнее представлять себе контекст. Например, в контексте со словом «яйцо» «свежий» противоположен «тухлому», в контекст «новости» – «устаревшие». Создание точного контекста улучшает вашу ориентацию. Вы начнете без специального усилия замечать связи, которые раньше приходилось искать.

Обратите внимание, как зависит от контекста качество ситуации: отталкивающая она или привлекательная, радостная или трагическая. Если мысль о какой-то потере вызывает огорчение, подумайте, кто бы мог испытать радость от такой потери.

Упражнения на выявление фигуры и фона

Первое упражнение

На некоторое время обратите внимание на какой-нибудь визуальный объект, например стул. Глядя на него, заметьте, как он проясняется, вырисовывается на мутнеющем фоне окружающего пространства и объектов. Затем переместите взгляд на какой-нибудь соседний предмет и понаблюдайте, как он, в свою очередь, «опустошает» фон.

Точно так же вслушайтесь в какой-нибудь звук в вашем окружении и понаблюдайте, как другие звуки становятся фоном. Наконец, «прислушайтесь» к какому-нибудь телесному ощущению вроде боли или зуда и понаблюдайте, как и в этом случае прочие ощущения отступают на задний план.

Второе упражнение

Динамика свободных взаимоотношений между фигурой и фоном может быть нарушена одним из двух путей:

а) фигура слишком зафиксирована во внимании, так что новый интерес к какому-то еще объекту из фона не возникает (именно это происходит, когда внимание имеет целенаправленный характер);

б) фон содержит точки сильного привлечения внимания, к которым невозможно хотя бы на время потерять интерес, поэтому либо они будут действительно отвлекать на себя внимание, либо этот интерес необходимо подавлять. Исследуем каждый из этих случаев отдельно.

Пристально смотрите на какую-нибудь фигуру, только на нее, не отвлекаясь ни на что другое. Вы заметите, что скоро она станет неясной, а внимание начнет рассеиваться. С другой стороны, если вы позволите себе «играть» с фигурой, все время возвращаясь к ней от различных фрагментов фона, благодаря этим перемещениям фигура обретет цельность, станет четче и рельефней.

Выберите неспокойную ситуацию, например ожидание гостя или автобуса на остановке. Позвольте себе свободно видеть, слышать и воспринимать фигуры и фон в окружении, как в предыдущем эксперименте, то есть свободно переходить от одного к другому. Вы заметите, что возбуждение в ситуации беспокойства (например, возрастающая тревога по поводу того, что уже поздно, а тот, кого вы ждете, все не приходит) уменьшает интерес к другим вещам, уменьшает их притягательность. Продолжая наблюдать за происходящим вокруг вас (без целенаправленной концентрации внимания на чем бы то ни было), позвольте себе осознать хаотическую бессмысленность окружающего. Замечайте свои сопротивления, слепые пятна и фантазии.

Третье упражнение

Дайте своему вниманию перемещаться от одного объекта к другому, отмечая фигуры и фон – и свои эмоции. Каждый раз выражайте эмоции словами вроде: «мне это нравится» или «мне это не нравится». Разделите объект на части: «эта часть мне нравится, а эта не нравится». Наконец, дифференцируйте свои эмоции, например: «это вызывает у меня отвращение» и т. п.

Выполняя это упражнение, вы можете встретиться с такими сопротивлениями, как замешательство, смущение, опасение быть слишком грубым, слишком бесцеремонным или нескромным, а может быть, вы обнаружите в себе желание скорее быть объектом внимания, чем отдавать свое внимание. Когда вы таким образом смотрите на людей, сопротивление настолько сильно, что вынуждает вас прервать упражнение, на время переключите внимание на животных и неживые предметы.

Упражнения на осознание тела

Первое упражнение

Зафиксируйте ту позу, в которой вы находитесь, например, сидите так, как вы сидите, ничего не меняя. Обратите внимание на то, как именно вы сидите, как держите руки. Через минуту найдите точки, где происходит соприкосновение двух частей тела, или где тело соприкасается с внешним миром. Например, рука и подбородок. Дайте своему сознанию войти в руку, затем в подбородок. Попробуйте провести беседу между этими двумя частями.

Найдите 3-4 глагола, которые прямо сейчас подсказывает вам ваше тело. Просто дайте этим глаголам проскользнуть в вашу голову, наблюдая за действиями и намерениями тела. Часто то, что делает тело или что делается с телом, уравновешивает или комментирует то, что говорится словами.

Второе упражнение

Примите такое положение, чтобы голова была свободна и ни на что не опиралась. С закрытыми глазами попробуйте почувствовать свое лицо изнутри, почувствуйте возникающие напряжения. Найдите их, но не пытайтесь устранить. Замечайте – что там? С чем это связано? Какое это чувство, эмоция? Какие ассоциации вызывает? Мышцы лица тесно связаны с эмоциями. Ваше лицо говорит вам, как вы относитесь к ситуации, какие моменты прошлого значимы. Важно обращать внимание на эту информацию.

Выполняйте упражнение на осознание всего, что в данный момент с вами происходит, наблюдайте за этим, озвучивайте свои переживания, каждый раз начиная фразу со слов: «Сейчас я осознаю, что...» Например: «Сейчас я осознаю, что лежу на кушетке. Сейчас я осознаю, что собираюсь проделать упражнение на осознание. Сейчас я осознаю, что колеблюсь, спрашиваю себя, с чего начать. Сейчас я замечаю, что за стеной звучит радио. Это напоминает мне... Нет, сейчас я осознаю, что начинаю слушать передачу...

Я осознаю, что возвращаюсь от блуждания. Теперь я опять ускользнул... Сейчас я осознаю, что лежу со скрещенными ногами. Я осознаю, что болит спина. Я осознаю, что мне хочется переменить положение. Теперь я это делаю...» и т. д.

Третье упражнение

Попробуйте сначала обращать внимание только на внешние события: на то, что вы видите, слышите, обоняете, не подавляя другие переживания. Теперь по контрасту сосредоточьтесь на внутренних процессах: образах, физических ощущениях, мышечных напряжениях, эмоциях, мыслях. Теперь попробуйте дифференцировать различные внутренние процессы, сосредоточиваясь на каждом из них так полно, как только можете: на образах, мышечных напряжениях и т. п.

Четвертое упражнение

Сидя или лежа в удобной позе, осознайте различные ощущения тела и движения (дыхание, зажимы, сокращения желудка и пр.); обратите внимание, нет ли во всем этом определенных комбинаций или структур – того, что происходит одновременно и образует единый паттерн напряжений, болей, ощущений. Что происходит, когда вы сдерживаете или останавливаете дыхание? Соответствуют ли этому какие-нибудь напряжения рук, пальцев, гениталий, перистальтика желудка? Или, может быть, есть какая-нибудь связь между задержкой дыхания и напряжением ушей? Или между задержкой дыхания и какими-нибудь тактильными ощущениями? Какие комбинации вы можете обнаружить?

Пятое упражнение

Сосредоточьтесь на своих телесных ощущениях в целом. Дайте своему вниманию блуждать по различным частям тела, «пройдите» вниманием все тело. Какие части вы чувствуете? Отметьте боли и зажимы, которых вы обычно не замечаете. Какие мышечные напряжения вы чувствуете? Не старайтесь их устранить, пусть напряжение остается. Постарайтесь определить их точное местоположение. Обратите внимание на ощущение кожи. Чувствуете ли вы свое тело, связь головы с туловищем, ваши конечности?

Полностью ли вы осознаете себя? Какие «белые пятна», «пустоты» вы нашли в своем теле?

Шестое упражнение

Когда забудешься, в первый момент кажется, будто застал мир, живущий без тебя. Представьте сейчас, что жизнь идет без вас, сама по себе. Посмотрите на нее со стороны... Теперь вернитесь к себе.

Изменился ли мир в ваше отсутствие? Значимы ли вы в этой ситуации жизни?

Работает следующая взаимозависимость:

1. Когда вы работаете над своим осознанием, ваше тело становится более свободным, раскрепощенным, энергичным, подвижным и гибким.

2. Когда вы работаете над своим телом, над его координацией, пластикой и гибкостью, вы становитесь более открытыми для принятия новых точек зрения, изменения взглядов, расширения способности видеть сходства и различия, совершать выбор и видеть новые возможности. опубликовано