Что должен знать ребенок в 1.6. Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития

Вместе с развитием способности к самостоятельности у ребенка начинает возрастать независимость собственных действий.

В это время малыш старается везде сопровождать свою маму. А если покажется кто-либо чужой, предпочитает хвататься и прятаться за ее юбку.

Мало-помалу ребенок учится самостоятельности

Он использует присутствие мамы как гарантию безопасности, которая ему необходима для исследования окружающего мира. Сначала при встрече с незнакомыми людьми ребенок держится поближе к маме, но затем оставляет ее на все более длительные периоды, лишь иногда возвращаясь как бы для сохранения уверенности в безопасности.

Такую же уверенность обеспечивает присутствие отца, старших братьев, сестер или любого другого взрослого, к кому привязан ребенок.

Именно в этом возрасте детей чаще всего пугают новые ситуации, например госпитализация, посещение детского сада или разлука с родителями.

Ребенка можно избавить от таких состояний, если кто-то будет с ним заниматься и всегда будет доступен ему для утешения в минуты горечи. Наибольшее облегчение малышу дает присутствие близкого человека, особенно того, к кому он привязан. Обычно в этой роли выступают родители, но интересно и важно, что ее могут выполнять даже очень маленькие братья и сестры.

Ваш ребенок стал значительно увереннее в себе. Это происходит потому, что он уже умеет ходить, поэтому движется проворнее. Становится более совершенной координация крупной мускулатуры.

Важные изменения в эмоциональной сфере

Исчезают детские страхи, которые раньше вызывались неожиданными звуками и движениями, а к концу второго года жизни может уменьшиться или совсем исчезнуть боязнь незнакомых людей. С другой стороны, вполне обычным явлением становится боязнь собак, кошек и других животных или объектов, связанных с ощущением боли.

Для этого возраста свойственен феномен «я сам»

Вместе с развитием способности к самостоятельности у ребенка начинает возрастать независимость собственных действий. Понятно, что стремление ребенка к самостоятельности часто превосходит его умение действовать безопасно и адекватно.

Поэтому вам предстоит нелегкая задача по поддержке ребенка в развитии этой автономности, а также в совершенствовании его социальных умений. Вам придется способствовать развитию этих умений, одновременно подстраховывая малыша, так чтобы его исследовательская деятельность не переходила границы безопасности и не слишком часто наталкивалась на неудачи.

Будьте готовы к тому, что раздражение или гнев — одна из самых распространенных среди детей этого возраста эмоций, а вспышки ярости, когда ребенок визжит, бьется руками и ногами или задыхается, являются самыми распространенными формами выражения этой эмоции.


В этом возрасте подобные припадки обычно случаются из-за родительских запретов или из-за неудачи при достижении какой-либо цели. Укладывание в постель, сажание на горшок, одевание в тесную или тяжелую одежду или запреты на какие-то действия обычно провоцируют гнев ребенка. Вспышки раздражения возможны и при изменении привычного режима, например, при посещении гостей.

Вообще, настроение людей любого возраста во многом зависит от их физического состояния, но особенно сильно это сказывается на детях этого этапа развития. Так, усиливающаяся раздражительность или участившиеся вспышки гнева часто являются первым признаком воспаления уха или какого-либо другого детского инфекционного заболевания.

Научите малыша контролировать свои чувства

Когда ребенок впадает в ярость, вам очень важно не давать ему оснований считать, что это лучший способ удовлетворения желаний. Если родители уделяют ребенку внимание и выполняют его желания только в том случае, когда он выходит из себя, ребенок быстро приучается к тому способу поведения, который позволяет достичь желаемого.

Такого практически не происходит, если родители проявляют чуткость и понимание к потребностям малыша, когда он не капризничает, и если используют в качестве способов борьбы с раздражительностью ребенка отвлечение его внимания от известных факторов, способных рассердить ребенка. Иногда сразу после начала приступа раздражительности его лучше не замечать до тех пор, пока малыш не успокоится, и только после этого утешить его.

На протяжении раннего детства происходит смена типов наиболее распространенных эмоциональных проблем. Для детей первого года жизни наиболее типичны трудности, связанные с приемом пищи или со сном, а на втором году учащаются тревожные состояния из-за разлуки с родителями или близкими. Также возникают проблемы вокруг ссор между родителями и детьми, при формировании отношений подчинения.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Физическе развитие ребенка:

  • Не только ходит, но и хорошо бегает.
  • Все реже спотыкается, потому что на бегу смотрит себе под ноги.
  • Обегает стороной мелкие предметы, которые встречает на своем пути.
  • Без посторонней помощи поднимается по лестнице (при этом на каждой ступеньке он стоит обеими ногами).
  • Спускаться по лестнице без помощи со стороны ему еще трудно.
  • Может садиться на корточки.
  • Прыгает не только на месте, но и вперед.
  • Способен выбраться из манежика.
  • Открывает дверь в комнату.
  • Пинает мяч, почти не промахиваясь.
  • Подбрасывает мяч вверх.

Показатели ребенка от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

80.80-81.73 см

11.400-11.805 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


Психическое развитие ребенка:

  • Ребенок эмоционален, требователен.
  • С удовольствием играет не только с игрушками, но и с любыми бытовыми предметами. Приглашает близких к игре.
  • Любит музыку. Когда играет ритмичная музыка, пританцовывает; когда слышит песню - подпевает. Иногда поет даже без аккомпанемента.
  • Рисует, скорее старательно срисовывает. Когда срисовывать не с чего, получает удовольствие от того, что заполняет лист бумаги каракулями.
  • Малышу необходимы игрушки. Они помогают с пользой проводить время, во-вторых, развивают наблюдательность, воображение и внимание.

Какие же игрушки нужны ребенку в этом возрасте?

Для развития речи:

  • картинки и кубики с изображениями отдельных предметов, игрушек, животных, транспорта, предметов в действии;
  • маленькие книжки с потешками.

Для развития движений:

  • мячи разных размеров;
  • обруч;
  • двигающиеся машины; каталки.
Для сюжетной игры:
  • куклы;
  • игрушечные животные, птицы;
  • кукольная мебель - стол, стул, кровать, матрасик, одеяло;
  • детская посудка;
  • кукольная одежда;
  • пупсик, ванночка и коляска для него.
Для развития предметной деятельности:
  • игрушки-матрешки;
  • пирамидка;
  • ленточки;
  • цветные кубики;
  • совки и ведерки, формочки для песка;
  • конструкторы.
Для знакомства с понятиями формы и цвета

Для малышей хорошей игрушкой окажется развивающая конструкция, которую специалисты называют довольно скучно - активный куб .

Чаще всего такая игрушка представляет собой куб, цилиндр или даже домик с крышей и трубой, у которого есть прозрачные стенки и отверстия разной формы, в которые малышу нужно вставлять фигурки подходящей конфигурации и нужного цвета, есть также ключики, повернув которые, ребенок услышит приятную мелодию.

Помимо того, что активный куб знакомит крошку с понятиями формы и цвета, он помогает ребенку сделать первый шаг к тому, чтобы научиться устанавливать причинно-следственные связи между своими действиями и событиями вообще. Кроме того, это прекрасная зарядка для развивающегося интеллекта вашего малыша.

Обычно в 1 год 6 месяцев самым заметным является прогресс в речевом развитии малыша - у большинства детей существенно улучшается как понимание чужой речи, так и качество собственной речевой продукции. "Правильные" слова, обозначающие какие-либо объекты окружающей среды все чаще используются вместо прежних "облегченных" слов ("машина" вместо "би-би", "собака" вместо "ав-ав" и т.д.) Некоторые из малышей (преимущественно девочки) в это время уже произносят первые простые фразы. Видимо растет и количество правильно понимаемых малышом инструкций. Так же, как и характер последних - ребенок 1 в год 6 месяцев нередко способен выполнить довольно сложную родительскую просьбу.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев . Быстро развивающийся интеллект малыша позволяет ему решать первые в жизни логические задачи - например, большинство детей этого возраста могут без видимых усилий обобщать предметы по существенным признакам. Попробуйте выставить перед малышом ряд знакомых ему игрушек, среди которых будут, скажем, два плюшевых медвежонка (разных цветов), плюшевый же заяц и пластиковая кукла, а затем попросите его подать Вам медвежонка. После того, как малыш отдаст первого из двух медвежат, повторите просьбу. После отдачи второго повторите просьбу в третий раз. Удивленный взгляд малыша будет лучшим доказательством того, что его головной мозг способен справляться с решением не только конкретных, но и более или менее абстрактных задач: медвежат-то в ряду больше нет:)

Присмотритесь к тому, как малыш играет, оставаясь один: в этой сфере также произошли видимые изменения в сторону усложнения и совершенствования.

Случайно подсмотренная ребенком телепрограмма или фрагмент фильма вполне способны подвигнуть маленького человека к имитации увиденных действий. Как, впрочем, и увиденные бытовые сцены. Так что не стоит удивляться, если малыш вдруг (безо всяких, то бишь, просьб) принялся упорно расчесывать волосы куклы или нещадно изрисовал кукольное же лица разноцветными фломастерами - это может оказаться как эхом просмотра телепередачи типа "Фасон", так и следствием наблюдения за ежедневными косметическими манипуляциями мамы.

Успешно подражает маленький человек и действиям с игрушками, показанным взрослым во время игр-занятий. Вслед за Вами малыш будет с удовольствием громоздить друг на друга кубики и призмы, доставать из коробок и упрятывать обратно мелкие предметы. Стремительно совершенствующаяся тонкая моторика позволяет полуторалетнему ребенку осуществлять действия, требующие более или менее развитой координации движений пальцев - некоторые маленькие вундеркинды уже вовсю (и довольно продуктивно:) играют с пластиковыми блоками "Лего" или пластиковой же мозаикой.

Развивающаяся тонкая моторика в 1 год 6 месяцев помогает малышу овладеть и кое-какими бытовыми навыками - из тех, что раньше никак не поддавались усвоению. Например, такими, как самостоятельное стаскивание с себя колготок перед ежедневными водными процедурами или посадкой на горшок:) Или умение подчерпнуть ложкой из родительской тарелки заинтересовавший внимание юного исследователя фрагмент сосиски:) В целом же, во время еды ребенок полутора лет нередко способен более или менее уверенно управляться с ложкой и кружкой: место, отведенное малышу для трапез после таковых уже гораздо меньше напоминает полигон для бомбометания (где вместо бомб используются каши и паровые котлеты).

Совершенствуется и общая моторика ребенка - как утверждают специалисты, в это время малыш уже умеет переступать приставным шагом через три-четыре низких деревянных брусочка, разложенных на полу друг за другом:) Реально же некоторые из полуторалетних индивидов способны на гораздо более сложные действия - что-нибудь вроде... застывания в позе своеобразной "ласточки" (с опорой на голову, ручки и одну ножку; вторая при этом отчаянно задирается вверх:)) Или еще более замысловатые "фокусы":)

Степень моторной координированности ребенка в 1 год 6 месяцев зависит от многих условий - начиная от общего состояния здоровья и заканчивая генетическими особенностями организма. Так что не стоит переживать, если малыш не спешит демонстрировать головокружительные трюки, о которых с восторгом расказывают Ваши приятели, имеющие детей примерно того же возраста. Всему свое время - главное, чтобы ребенок был здоров и имел все необходимое для тренировки своей моторики. Под последним условием понимается наличие достаточного пространства для хождения, бегания и лазания, а также наличие внимательных и неленивых родителей:)

Двигательные навыки:
Переход от медленной ходьбы к бегу - важнейшая характеристика двигательного развития на этом этапе. Кажется, что кто-то поставил более мощный мотор и колеса на эту маленькую машинку, и ребенок использует свои новые возможности на полную мощность.

Развитие речи:
Развитие активной речи становится одной из главных задач. Именно общение с взрослыми приводит к тому, что у малыша появляется «автономная» детская речь. Ребенок пытается говорить на свое" языке, отличном от общепринятого взрослого и упрощенном лепетными словами («собачка» - «ав-ав»; «уточка»- «га-га»; «машинка» - »би-би" и т.п.). У каждого ребенка свой «язык», понять который могут только близкие взрослые. Ребенок изобретает слова, желая передать информацию с помощью речи так, как он может. Малыш заявляет о себе как равноправный собеседник, рассчитывая на диалог с взрослыми. Автономная речь - это этап, выводящий малыша на более высокий уровень общения. К концу раннего детства она сменится более совершенной формой. Улучшится произношение, появится правильный грамматический строй.

Эмоциональное развитие:
Малыша переполняет радость активного взаимодействия с окружающим миром, желание все постичь на собственном опыте. " Я сам!" - лозунг его жизни. Ребенок не теряет ни минуты времени: еще так много непознанного вокруг! Сама природа закладывает в ребенке активную позицию освоения окружающего мира. Конечно, это проявлялось и раньше, но сейчас - проходит на новом, более высоком уровне, с более высокой степенью самостоятельности и активного действия. Крохе не безразлично, что говорят и оказывают ему взрослые, чему и как его учат, а также - кто это делает и какими методами. Малыш сейчас многого ожидает от взрослого окружения. И поэтому именно на этом этапе взрослые должны уделять ребенку как можно больше внимания, чтобы "
заложить фундамент его будущих возможностей и способностей.

Поведение:
Отмечаются позитивные изменения в поведении малыша - появляется устойчивость, целенаправленность и избирательность в действиях. Теперь, если ребенок, желая потрогать неизвестный предмет, в безопасности которого он не уверен, осторожно прикладывает вначале пальчик, а потом уже всю ладонь. В поведении ребенка появилась разумная осторожность, и ушла характерная для начала второго года, тревожность, боязнь всего необычного. Особенно, если мама рядом. Она выступает как гарант безопасности. Если мама спокойна, значит, и тревожиться не стоит. По сравнению с ранним периодом детства дитя более дипломатично «улаживает» свои дела. Ребенок не идет на прямой конфликт с взрослыми, в их присутствии не будет делать то, что ему строго запретили. Но, стоит отвернуться, как проказник возвращается к задуманному.

Советы по уходу:

Ребенок в этом возрасте не должен быть предоставлен сам себе, потому что он еще не умеет организовать свой досуг. Взрослый обогащает жизнь малыша, наполняя ее полезной информацией, поощряя и корректируя активность, любопытство и безудержный интерес ребенка к миру. В этом возрасте дитя еще не умеет самостоятельно выстраивать игровой сюжет, изображая кого-либо, не умеет играть вместе с детьми. Поэтому родители не просто присматривают за малюткой, а выступают партнерами в его занятиях, принимают активное участие в игре.

Социальное развитие:
Ваш малыш готов к расширению социальных контактов, и его уже нужно начинать учить общению с окружающими, ориентируясь на возраст и пол собеседника (дедушка- бабушка, тетя-дядя, мальчик-девочка). На конкретных примерах собственного отношения к миру, используя показы с куклой и игрушками, изображающими животных, помогайте формированию у малыша добрых чувств, доброжелательности к взрослым и детям, бережного отношения ко всему живому. Ребенок осознаёт свою семью как отдельную систему и отличает её от других семей.

Психологические особенности:
Малыш замечает различия между собой и другими, идентифицирует себя как личность. Начинает говорить о себе в третьем лице. Ваше чадо отныне будет всё время пытаться проверить границы дозволенного. Он уже понимает, что можно, а что нельзя, но теперь ему интересно узнать, а что будет, если сделать как нельзя. Он изучает вашу реакцию на свое поведение. Будьте терпеливы, строги, но доброжелательны.

Развивающие игры:
Учимся одеваться.
Вам нужна кукла среднего размета (30-40 см) и кукольная одежда: для лета - платье, бант, панама, носочки, туфельки; для зимы - пальто (шубка), шарф, шапка, сапожки. Покажите, что у куклы есть такая же одежка, как у вашего малыша, пусть ребенок ее рассмотрит. Предложите малышу одеваться вместе с куклой. Мама одевает ребенку, например штанишки, а потом вместе надевайте штанишки кукле и т. д. Можно попросить, чтобы ребенок показал кукле, как он одевает сам носочки. Игра пробуждает интерес малыша к самостоятельному одеванию, развивает навыки одевания различных видов одежды.

Что купили на базаре?

Вам понадобиться набор овощей: огурец, помидор, капуста, морковь, соответствующие им картинки и корзинка. Мама показывает, что купили на базаре, называет каждый овощ. Можно поиграть по другому - малыш будет продавцом, и «продает» маме овощи. У каждого овоща своя полочка (картинка). Когда вы достаете овощи из корзины, то раскладываете на свои полочки.

Кого мы встретили в лесу?

Вам нужны картинки, изображающие обитателей леса («Заяц», «Лиса», «Медведь») и другие наиболее часто встречающиеся в произведениях для маленьких. Покажите малышу картинки, напомните ему, кто нарисован на них, кто как ходит у кого какие ушки. Теперь предложите малышу: «Пошли мы с тобою в лес гулять. Вдруг видим - из травки длинные белые ушки торчат. Кто же это? Покажи мне картинку». В рассказ следует включать краткое, но точное описание животного. Надо обратить внимание на отличительные признаки животных (заяц маленький - медведь большой; заяц белый - лиса рыжая; у зайца хвостик короткий).

Трехколесный велосипед.
Восторг, связанный со средствами передвижения, достигает своего пика. Пора покупать велосипед. По размеру подходит такой велосипед, сидя на котором малыш чуть-чуть касается земли кончиками ботинок. Тогда он, во-первых, может легко двигаться вперед, отталкиваясь ногами, пока не научится крутить педали, а во-вторых, может дотянуться до земли и это дает ребенку ощущение большей уверенности на новом средстве передвижения.

Когда современная молодая мама начинает подозревать у своего малыша задержку речевого развития (ЗРР), она, как правило, открывает в интернете форумы различных молодых мам, чтобы узнать из их переписок - когда же должен заговорить её малыш. И тут прослеживается удивительная и очень печальная тенденция – все утверждают, что не говорить в 2 года, 2,5 и даже 3- это нормально! Берутся якобы слова неврологов, что мальчику можно не говорить до 3-х лет! Чьи-то дети начинают говорить в 4 года и их родители утверждают, что это абсолютно приемлемо и не требует медицинских вмешательств (диагностики и приема медикаментов).
Начитавшись подобного бреда, молодая мама продолжает спокойно ждать, когда же ее чадо заговорит и, как правило, проблема ЗРР выявляется слишком поздно. Малыш то заговорит в три года, но отставать в развитии он будет продолжать! Потому что ЗРР - это первый звоночек, что у ребенка минимальная мозговая дисфункция и ему надо немного помочь. Своевременное обращение к неврологу – это ваша страховка, что малыш будет развиваться без задержек и проблем. Вы же не хотите, чтобы в шесть лет оказалось, что малыш никак не может научиться читать, писать, рисовать и т.п.

Как быстро распознать ЗРР?
1. Малыш в 3 месяца должен внятно агукать, улыбаться и радостно реагировать на маму и папу.
2. В пять месяцев как бы разговаривать на своем языке.
3. В 6-7 месяцев должен произносить слоги (ба, ма, да и другие).
4. В год малыш должен произносить минимум 5-6 слов (мама, папа, баба, дай, на и другие). Повторять за взрослыми.
5. К 1,6 годам ребенок должен говорить не меньше 15-20 слов. А так же произносить фразы из 2-3 слов.
Если вашему малышу уже около полутора лет, а в его словарном запасе только пара слов - к сожалению это повод для беспокойства.
Для того, чтобы стимулировать речевое развитие ребенка от 1 года до 1,6 лет:
1. Показывайте малышу все, что его окружает, и ясно и четко называйте это.
2. Изучайте части тела.
3. Обязательно используйте иллюстрированные карточки для зрительного стимулирования.
4. Пальчиковые игры.
5. Рисование. Развитие интеллекта, речи, моторики, рисование – это единый процесс. Отставание в чем-то одном из перечисленного приносит ущерб развитию в целом.
6. Рассказывайте ребенку короткие истории.
7. Читайте вслух.
8. По рекомендации врача возможно применение ноотропных препаратов, нормализующих умственную работоспособность.
Решающее значение в этот возрастной период приобретает показ игрушек. Каждую новую игрушку следует обыгрывать с ребенком так, чтобы он понял ее функцию, принял ее с пониманием и радостью. Занимаясь с ребенком, помогая ему осваивать игрушки, мы приучаем ребенка сознательно подражать взрослому, на полном серьезе и целенаправленно. Игры с показом продвигают ребенка в его психоречевом развитии так, как бы вам хотелось.
Так же следует отрегулировать освоение навыков и умений. В 1,6 года малыш уже вполне может самостоятельно кушать и проситься на горшок.



Ура, вашему крохе уже полтора! Самое время съесть кусочек праздничного торта и узнать, как должен питаться малыш в этом возрасте, насколько частым должен быть его сон, чем занять ребёнка в год и 6 месяцев и во что с ним поиграть. Пока вы жуёте именинный пирог, мы обо всём вам расскажем.

Вашему ребёнку исполнился 1 год и 6 месяцев, позади остался очередной возрастной этап, развитие крохи движется семимильными шагами. Не стоит наблюдать за происходящим со стороны. Помогайте чаду познавать новое и удивляйтесь миру вместе с ним. Будьте уверены: вам тоже есть, чему у него поучиться.

Что должен уметь

С физиологической точки зрения в этом возрасте кроха прекрасно развит. Он уверенно шагает, прытко бегает. Порой так быстро, что мама едва догоняет его. Если ребёнку исполнился год и 6 месяцев, знайте, что он должен уметь прыгать. Прыжки у малышей в таком возрасте не вызывают никаких затруднений. Если в доме есть детская шведская стенка, кроха наверняка уже освоил и её. Не пугайтесь, если малыш начал активно проявлять негативные эмоции. Это ещё одно новое умение, которое он приобрёл с возрастом. А ещё сейчас для него очень болезненны расставания с близкими. Именно поэтому психологи категорически не советуют записывать детей в этом возрасте в детский сад.

Занятия

Выбирая занятия для ребёнка, которому исполнился 1 год и 6 месяцев, у мамы с папой вряд ли возникнут проблемы. Сейчас кроха с удовольствием смотрит мультики, листает красочные книжки и помогает родителям по хозяйству. Помощь эта весьма условна, однако малыш с удовольствием подметает, пылесосит, лепит пироги или перебирает крупу. После детских занятий в доме настоящий кавардак, однако благодаря перечисленным выше делам у мамы появляется немного свободного времени.

Если не знаете, чем занять ребёнка, которому исполнился год и 6 месяцев, смело ведите его на прогулку. Специалисты рекомендуют бывать на улице в этот период не менее шести часов в день. Конечно, чёткое выполнение такой рекомендации возможно не всегда, но старайтесь уделять прогулкам как можно больше времени. Полуторагодовалый кроха переживает всплеск физической активности. И пусть лучше он выбегается на свежем воздухе, чем пыль столбом будет стоять в квартире.

Игры

Если ваш малыш не любит ролевых игр, значит вы ещё не успели осуществить это полезное знакомство. Ролевые игры с полуторагодовалым ребёнком — то, что доктор прописал в этом возрасте. Они развивают речь, актёрские способности. Способствуют развитию коммуникативных навыков.

Попав в магазин игрушек, приобретите для крохи несколько развивающих игр: конструктор, мозаику, набор кубиков. И если раньше ваше чадо только и делало, что разбрасывало предметы вокруг себя, сейчас малыш найдёт правильное применение предметам. И не сомневайтесь: воссоздаст пирамидку без особого труда.

Питание

Меню полуторагодовалого малыша должно быть максимально разнообразным, питание должно быть дробным, четырёхразовым. В обед кроха должен получать половину пищевой ценности. Остальные пятьдесят процентов необходимо разделить между оставшимися тремя приёмами пищи — завтраком, полдником и ужином. Количество зубов, которыми активно орудует кроха, приближается к двадцати. Ребёнок отлично жуёт, поэтому его рацион в год и 6 месяцев должен содержать и твёрдые продукты. Не бойтесь предложить ему яблоко или огурец, не переживайте о том, что малыш подавится. Он вполне самостоятелен за обеденным столом. Если полуторагодовалый кроха плохо ест, попробуйте проявить фантазию и предложить ему традиционные блюда в необычном оформлении.

Сон

Многих родителей интересует вопрос о том, сколько спит маленький ребёнок в год и 6 месяцев. Кто-то считает, что его чадо спит слишком мало. А кто-то наоборот переживает о том, что кроха проспит всю жизнь. Ночной сон полуторагодовалого малыша должен составлять десять-одиннадцать часов. Днем дитя спит, как правило, дважды. Первый дневной сон длиннее второго и составляет два с половиной часа. Вторичный дневной сон по длительности может колебаться между часом и полутора часами.