Что должен уметь ребенок в полтора года. Что умеет ребенок в полтора года

Полуторагодовалые детки с интересом и радостью познают новый для них мир, состоящий из разных вещей. Они уже учатся взаимодействовать с другими людьми и самостоятельно во что-то играть.

Даже, если ваш ребенок еще не умеет говорить, наверняка может отвечать «да» или «нет» и указывать на предметы. А это дает простор для разных занятий, которыми можно развлечь и даже, с их помощью, обучить чему-то малыша хоть дома, хоть в поездке.

Игры дома

Даже, если у вас нет пока особых дорогих развивающих игрушек, всегда можно найти что-то дома. Не забывайте, что в этом возрасте любая игра – развивающая. Итак, чем занять ребенка в 1,5 года дома:

  1. Мозаика;

  • Покупайте такую, фишки которой легко вставляются и достаются;
  • Если нет мозаики, ее с легкостью заменят подручные предметы: счетные палочки, ватные палочки, монетки разного достоинства (их обязательно помыть с мылом перед игрой!), пуговицы, полубусины, в общем, смысл подбора ясен;
  • Важно, чтобы можно было составить какую-нибудь картинку из этих предметов. Из палочек можно строить домики, например.

Внимание! Все это дается в руки маленьким только под неустанным надзором взрослого!

  1. Конструкторы;

Конструктор

  • Вы даже не представляете, сколько их существует видов! Например, деревянный из палочек с выемками, из которых можно строить домики. Принцип простой, покажите полуторагодовалому малышу, как это делается, поиграйте с ним, и он сможет собрать что-нибудь сам;
  • Бывают и разной формы блоки из дерева или пластмассы, которые открывают очень широкие возможности для игры;
  • Конструкторы-липучки тоже очень популярны. Магнитные конструкторы лучше не давать, ребенок может проглотить магнит, а это опасно.
  1. Пазлы;
  • Они тоже являются в некотором роде конструктором. Существуют очень простые, из двух половинок, например, с изображениями фруктов и овощей;
  • Или на ассоциации – курочка-цыпленок, собака-будка и прочие;
  • Есть и книжки для малышей от года, внутри которых надо вставить несколько частей внутрь картинки.
  1. Сортер и другие подобные игрушки;

  • Учат малыша формам, размерам, цветам, поэтому их надо приобрести обязательно;
  • Стучалка – молотком надо выбить цветные колышки или шарики;
  • Грибочки – надо располагать по убыванию;
    Рамки – в деревянной картине некоторые элементы достаются, надо правильно вставить по местам;
  • Пирамидка, матрешка – известны всем;
  • Еще здорово надевать крупные деревянные бусины на шнурок.
  1. Игра «Бегемотики»;

Развлечение для любого возраста, можно сказать. На поле расположены 4 бегемотика с рычагами, а посередине высыпают шарики, которые бегемотиками надо «кушать» - т.е. хватать. Дети играют в это с невероятным азартом!

  1. Игра «Пират в бочке»;

В игрушечной бочке проделано множество отверстий. в которые надо вставлять пластиковые мечи. В какой-то момент срабатывает механизм и пират вылетает из бочки.

  1. Методика Кюизенера;

Отличные развивающие занятия можно организовать самостоятельно, дома, с помощью палочек и бумажных пособий Кюизинера. Игры с палочками очень нравятся детям в любом возрасте, вплоть до 1 класса.

  1. Игры с водой;

Ребенок играет в ванне с водой

Продается много игрушек для игры в ванне – резиновые рыбки, которых надо ловить акулой, мельница, которая крутится от струй воды, картинки и цифры, которые липнут к кафелю, карандаши для рисования на ванне (потом просто смываются).

  1. Поиск клада;
  • Нужно купить какие-то небольшие игрушки, например, пусть это будут: мячик, светоотражающий браслет, Киндер, мыльные пузыри;
  • В комнате прячете этот предмет, предварительно показав его малышу;
  • Первые разы вы показывайте как и где можно искать спрятанный предмет;
  • После того, как ребенок научился искать, научите его прятать игрушку от вас. Теперь вы выступаете в роли того, кто ищет.
  1. Мягкие игрушки;

Девочка играет с куклой

Любому ребенку понравится почувствовать себя старшим, взрослым. Дайте игрушечного мишку, куклу, да все равно, кого. И задание – «уложить спать», «покормить», «переодеть» и т.д.

  1. Машинки;

Папа играет с сыном в машинки

Их можно катать не просто так, а по выложенной из чего-либо «дороге» - например, дороге из книг. Или сделать горку из диванной подушки и скатывать машинки вниз.

  1. Скатывание шарика по горкам;

Есть такая сборная игра, в ней собирают горки с туннелями, а потом скатывают по ним маленькие шарики и смотрят, чей дойдет до финиша первым!

  1. Аппликация;

Эта чудесная техника подойдет и детям 1-2 лет, потому что есть варианты без ножниц. Например, аппликации из ватных дисков, круп, салфеток не требуют вырезания.

Игры в поездках

Когда вы с ребенком вместе куда-то едете, надо его занять, чтобы не скучал и не капризничал. А ведь в машину или самолет не взять с собой особо никаких игрушек. С другой стороны, в поезде вариантов больше. В любом случае, игры для поездок возьмите на заметку – ведь в них хорошо играть в любом месте.

Чем занять ребенка 1,5 года в поезде:

  • Лото и домино;

На детских вариантах этих игр вместо чисел и точек нарисованы животные, насекомые, рыбки, мультгерои и другие картинки. Дети полутора-двух лет вполне способны разобраться, при помощи взрослых.

Занимает мало места, поэтому легко поместится в походном рюкзачке ребенка. Кстати, бывает и игра крестики-нолики, в которой не надо рисовать, там есть ячейки и в них кладут фигурки.

  • Творчество;

Девочка рисует

Никто не отменял краски – для возраста 1,5 года лучше пальчиковые, массы для лепки, которые легко заменяются соленым тестом, фломастеры и карандаши. Все это очень увлекает детей.

А еще водные раскраски, где картинка проявляются от небольшого количества воды, они помогают научиться держать кисточку и работать с ней.

Для пальчиковых красок тоже бывают специальные раскраски – в них надо делать отпечатками пальцев точки, много-много, которые и заполняют контуры картинки.

Девочка играет в пластилин

Из пластилина можно не только фигурки лепить, но и делать разные изображения. Нарисуйте что-то простое: мяч, грибок, елочку. Пусть кроха заполняет рисунок пластилином. Под присмотром взрослого можно дать горошины и фасолины сухие, узорные макаронины и вдавливать их в размазанный пластилин.

А еще, для пластилина типа Playdoh, продаются разные наборы с формочками и даже разными устройствами типа «конфетной фабрики», «чеснокодавки» и другие. Может, пластилин в поезд вы и не возьмете, а вот карандаши с тетрадкой или раскраской – легко.

Чем занять ребенка 1,5 года в самолете:

  1. Обучение цветам, формам, названиям;
  • Понадобятся простые однотонные предметы – это могут быть кубики или даже силиконовые лопатки для кухни, какие-то игрушки;
  • Вы показываете их по одному и говорите не только название, но и цвет;
  • Повторите несколько раз;
  • А теперь – проверяйте. Спрашивайте, где находится определенный цвет, ребенок должен показывать рукой, но даже если он так не делает, проследите за его взглядом;
  • Также можно спрашивать, где расположены какие-то другие вещи: часы, окно, лампочка, ковер. Малыш будет поворачивать голову в нужном направлении;
  • Так вы поймете, чего кроха еще не знает, чтобы поработать с этим, а ему самому будет просто интересно.
  1. Прятки;

Конечно, маленький пока не сможет хорошо спрятаться. Да и не надо! Эти прятки другие. Вы прячете определенный предмет, но так, чтобы он был почти на виду, а ребенок его ищет. При этом можно говорить «горячо» и «холодно».

Чем занять ребенка в 1,5 года в машине:

  • Цветные яркие книжки с толстыми страницами идеально подойдут для путешествия в машине;
  • Игрушка музыкальный руль – пусть ребенок «рулит» вместе с папой, вы просто подскажите ему это и игра, практически на всю дорогу, обеспечена;
  • Смотреть в окно. Не просто смотреть, конечно, а давать задание найти что-то: зеленую машину, высокое дерево, дом, трактор, поле;
  • Аудиосказка. Просто загрузите на флешку сказки, пусть в дороге вместо музыки будут интересные истории!

И знайте, что главное в любой поездке – сохранять спокойствие и отвлекать малыша от ненужных действий и капризов.

Дети в полтора года умеют хорошо, а главное, самостоятельно ходить, перешагивать через предметы и различные препятствия на полу, входить и сходить по детской лестнице, чередуя ножки, проходить по немного наклоненной доске. Малыш самостоятельно садится на стул или скамеечку и сидит, умеет бросать мяч вверх, вперед и вниз. Его развитие идет стремительными темпами, а родителям остается лишь помогать крохе и продолжать обучение.

Вес и рост ребенка в 1,5 года

Обычно педиатры приводят среднестатистическую норму веса и роста, ссылаясь не только на возраст ребенка, но и на его пол. Таким образом, мальчики, достигшие 1,5 лет, весят от 10,2 до 13,5 кг, а девочки от 9,8 до 12,5 кг. Рост малышей также немного различается – мальчики от 78,4 до 86 см, а девочки от 77 до 85 см. Но если ваш кроха немного больше или меньше принятых стандартов, это не означает, что его нужно сажать на диету или наоборот усиленно кормить. Каждый малыш полностью индивидуален, поэтому все стандарты применимы лишь на теории.

Навыки и умения малыша

Малыш второго года жизни умеет уже выполнять достаточно много действий самостоятельно. К полутора годам ребенок окончательно закрепляет следующие навыки:

Многие действия ребенок полутора лет может повторять только за родителями. Поэтому вам важно знать, что все ваши манипуляции теперь находятся под контролем, и малыш в этом возрасте впитывает все, как губка.

Питание малыша полутора лет

Физическое развитие крохи в этом возрасте полностью зависит от питания. Подвижный и любопытный малыш должен получать все необходимые микроэлементы и витамины из пищи. Поскольку многие мамы в этом возрасте уже , стоит пристально отнестись к его рациону. В ежедневном меню крохи должны присутствовать такие продукты, как мясо (нежирное), молочка (молоко, творог, кефир), овощи, фрукты, хлеб и т.д.

Чтобы более точно понять примерный рацион малыша в полтора года, можно взглянуть на таблицу, в которой приводится примерный набор блюд и продуктов для одного дня.

Примерное меню малыша в полтора года:

В полтора года многие дети еще не умеют хорошо пережевывать пищу, едят не аккуратно и достаточно медленно. Поэтому мамам стоит запастись терпением и помнить о том, что любое блюдо для малыша должно быть не только вкусным, но и приятным на вид. Поэтому не стоит лениться украсить манную кашку ягодами черной смородины, а из вареного яичка сделать домик.

Некоторые родители, которые не имеют достаточного запаса собственного терпения, смешивают обед своего чадо в одной тарелке (овощной суп и макароны, молочный суп с хлебом и пр.). Скорее всего, вреда ребенку от такой трапезы не будет. Но и приятного будет тоже мало.

Социально-эмоциональное развитие ребенка

Теперь малыш достиг такого возраста, в котором его состояние уже можно назвать эмоционально-уравновешенным. В течение всего дня, если кроху ничего не беспокоит, он может быть совершенно спокоен. Также кроха уже может проявлять свои эмоции жестами и мимикой: жалеть (гладить, обнимать и целовать); повторять мимику окружающих (удивленно округляя глаза, улыбаясь и т.д.); проявлять негативизм в отношениях с другими детьми (не давать свою игрушку); привлекать внимание окружающих жестами и звуками; огорчаться собственному неумению; танцевать и подпевать, услышав музыку, и пр.

Несмотря на то, что ребенок в этом возрасте уже достаточно самостоятелен, он по-прежнему не желает расставаться с мамой. Поэтому крики и плачи в этот момент это не отклонение от развития, а всего лишь его личная особенность.

Развитие речи у ребенка в 1,5 года

Речь и ее понимание у малыша в возрасте полутора лет уже значительно отличается от речи годовалого малыша. Теперь ребенок способен выполнять следующие действия:

  • по просьбе взрослого показывать части тела;
  • показывает на группы игрушек по просьбе взрослого (мягкие игрушки, машинки, мячи и пр.);
  • понимает многие предложения (пора ложиться спать, мама готовит кушать и т.д.);
  • выполняет ряд бытовых просьб (положи, возьми, убери, отнеси, принеси);
  • может произносить более 30 облегченных слов;
  • подстраивает слова под себя, осмысленно облегчая их произношение (карандаш – кааш, спать – пать, бабушка – баушка и пр.);
  • пытается связывать пары слов в одном предложение (дай ням, хочу пить и т.д.);
  • отвечает на вопросы: « Что это, кто это?» — кошка, собака, машина и т.п.;
  • сопровождает свою речь жестами и мимикой.

Бытовое развитие малыша в полтора года

К бытовым условиям кроха полутора лет тоже уже практически полностью адаптирован. Он теперь умеет, как говорилось выше, пользоваться ложкой и кружкой, научился реагировать на свой внешний вид, возмущаясь или удивляясь собственной неопрятности, сообщает о своих физиологических нуждах. Гигиена малыша достигает максимума самостоятельности. Ребенок не только спокойно относится к умыванию, но и пытается делать это самостоятельно. Не стоит противиться данному желанию, пусть кроха умывается и моется, как умеет. Главное, дать ему понять, что теперь он умеет многое делать сам.

Помните, что в полтора года у многих детей меняются не только вкусовые пристрастия, но и прочие потребности. Поэтому внимательно наблюдайте за своим чадом, создавая ему максимально комфортные условия для развития.

Для полуторагодовалого ребенка очень важна достаточная физическая активность. Он умеет ходить, многие дети умеют бегать, прыгать и приседать. Сейчас примите для себя за правило ежедневно гулять с ребенком хотя бы 2 часа вне зависимости от погоды/дождя/снега, Лучше если будет две прогулки по 2 часа. Это очень важно не только для развития физических навыков, но и для сохранения здоровья малыша, и для уменьшения частоты заболеваемости ОРВИ.

Питание малыша уже вполне приближено к питанию взрослых, и в большинстве случаев отпадает необходимость готовить ребенку отдельно (конечно, если вы не едите слишком острое, солёное, консервированное или маринованное). Если у ребенка была непереносимость белка коровьего молока, то, вероятнее всего, уже развилась толерантность. Поэтому в рацион ребенка можно вводить молочные продукты. Начинать стоит либо с каши на молоке, либо с творога (эти блюда проходят процесс нагревания, и белок в них распадается).

Помните про список продуктов, которые нельзя давать детям: виноград/вишня/черешня целыми ягодками (его нужно разрезать хотя бы на половинки вдоль, либо на четвертинки), сосиски, колбасу (и другие суррогаты мяса), леденцы, карамель (это самые жестокие деструкторы зубов), сырую морковь/яблоки – ребенок может откусить и вдохнуть кусочек.

Психология и эмоциональное развитие

Вероятно, вы заметили, что любимое слово малыша в этот период – «нет». Он говорит его на всё и регулярно. Таким образом ребенок учится чего-то хотеть, а чего-то не хотеть. Это нормально.

Кроме этого, ребенок уже осознает себя отдельной личностью. Тут очень сильно проявляется борьба за власть, особенно если дома есть старшие дети.

Помните, что лучшая война – это та, которой удалось избежать. Пытайтесь отвлечь ребенка, переключить его внимание.

Именно в этот период дети могут начать кусаться. У них слишком мал словарный запас и они еще не могут выразить свои эмоции. Именно поэтому они могут начать кусаться, чтоб выразить какой-то негатив. Если такое случилось, то прежде всего обратите внимание на укушенного ребенка, убедитесь, что с ним всё в порядке. Будьте спокойны с обоими детьми. Вы ничего не добьетесь криком на ребенка, который укусил. Он, скорее всего, сам был ошеломлен собственными эмоциями, которые не мог контролировать.

На самом деле, ребенок, который укусил, может плакать гораздо сильнее укушенного . Просто скажите, что кусаться нельзя, что это больно. Обратите внимание на то, что происходило во время инцидента. Вторглись ли в личное пространство ребенка, пытались ли что-либо отнять или, может быть, это произошло близко ко времени сна. В следующий раз вы сможете предотвратить проблему, если будете знать, что такое «триггеры».

Никогда не пытайтесь научить ребенка, что кусаться нельзя, кусая его ответ. Это научит ребенка лишь тому, что иногда кусаться можно.

В незнакомой обстановке даже общительный ребенок немного растеряться. А уже дети-интроверты могут и вовсе заплакать. Отнеситесь к этому с пониманием, малышу страшно, постарайтесь почаще обнимать его, взять на руки, дайте привыкнуть к обстановке.

Навыки и умения

Ребенок уже хорошо и устойчиво ходит, умеет взбираться на небольшие возвышения и спускаться с них. Далее происходит развитие мелкой моторики. Ребенок учится складывать головоломки, простые и крупные пазлы. Вообще это период увлечения ребенка . Пирамидки, кубики, крупные конструкторы – всё это составляет основу развития логики и моторики полуторагодовалого малыша.

Второй год жизни малыша – это этап первичного освоения языка. Уже пройден доречевой этап, когда малыш гулил, лепетал, произнося первые звуки. Начиная с года, идёт процесс медленного освоения малышом значимых для него слов. Но, иногда случается так, что ребёнок не говорит в 1,5 года, хотя к году в его активном словаре должно быть около 6 слов. Активный словарь – это те слова, которые он употребляет в своей речи (пассивный словарь – слова, значение которых ему известно, понятно, но он их не произносит).

Норма развития детской речи в полтора года

К началу второго полугодия дети могут иметь в своём лексиконе от 30 до 50 слов. Они употребляют их как по собственному желанию, так и в качестве ответов на вопросы окружающих.

Пассивный словарь к этому времени насчитывает гораздо большее количество слов и понятий. В следующем полугодии, то есть от полутора до двух лет, ребёнок постепенно переводит слова из пассивного словаря в активный. Это процесс нарастает, как снежная лавина. Специалисты называют его «лексическим взрывом».

Практически каждый день дети осваивают новые и новые слова. В полтора года у многих детей, имеющих развитую в соответствии с возрастными нормами речь, отмечается объединение двух слов в одно предложение. «Дай ку» (дай куклу, кубик), «Папа нет» (папы нет дома), «Баба дай» - вот несколько подобных предложений из слов-корней. Иногда дети в полтора года применяют только односложные предложения: «Бух», «Ням-ням», «Би-би».

Если речевое развитие ребёнка не соответствует среднестатистической нормам (в 1,5 года малыш не произносит не только 1–2 словные предложения, но и не говорит нужное количество слов, или вообще ничего не говорит), то родителям стоит начать стимулирование детской речи.

Возможные симптомы и причины речевого отставания

Заботясь о своевременном развитии своего чада, не стоит опираться на самостоятельно добытые сведения о норме и патологии, лучше довериться специалисту. В век информационных технологий можно, даже не будучи жителем мегаполиса, получить дистанционную консультацию по любому вопросу.

Прежде всего, нужно обратиться к детскому невропатологу, так как речь – процесс, управляемый центральной нервной системой. Поскольку речь – это процесс, оформившийся позже всех психических функций, именно поэтому это хрупкое образование первым страдает при нарушениях ЦНС. В редких случаях позднее речевое развитие генетически обусловлено у членов одной семьи.

В каких случаях в полтора года следует обратиться к невропатологу:

  • речи нет вообще, или имеется непонятный лепет;
  • ребёнок показывает пальцем или кричит, когда ему что-то нужно;
  • малыш не повторяет за взрослыми слоги и простые слова «мама, баба, папа, кис, дай, на»;
  • сначала речь появилась, а затем исчезла.

Перед обращением к врачу следует подготовиться, чтобы сообщить ему полные сведения о течении беременности и родов. Специалиста будет интересовать, не было ли патологии беременности, гипоксии плода, асфиксии в родах, когда ребёнок закричал, его оценка по шкале Апгар, и другие подобные сведения.

Возможные причины речевого отставания:

  • несовместимость по резус-фактору матери и ребёнка;
  • перенесённые женщиной во время беременности инфекционные заболевания, поздний гестоз беременных;
  • родовые травмы, привёдшие к ММД (минимальная мозговая дисфункция), гипоксии, асфиксии новорождённого;
  • педагогическая запущенность, когда детям уделяют недостаточно внимания;
  • травмы головы, нейроинфекции.

Вполне возможно, что опасения родителей не подтвердятся, и речевое развитие идёт нормально, но с небольшой задержкой. Однако лучше своевременно взяться за профилактику и коррекцию речевых нарушений, чем после сокрушаться о потерянном времени. Уже с 2 лет дети могут заниматься с логопедом и педагогом-дефектологом.

Как увидеть нарушение речевого развития

Перед тем как проводить самостоятельную диагностику развития речи, следует исключить нарушения слуха у малыша. Если он плохо слышит речь окружающих, то и воспроизвести её не сможет. Такую проверку может провести врач-сурдолог или отоларинголог по просьбе родителей. К специалистам обращаются, если дети не пользуются голосом для привлечения внимания, не реагируют на громкий звук вне поля их зрения, не поворачиваются к источнику звука.

Важный показатель нормы – развитие крупной и мелкой моторики. Если малыш неуклюж, во втором полугодии не может взять мелкую игрушку двумя пальчиками, нарисовать каракули, построить маленькую башню из кубиков, скорее всего, его моторика развита недостаточно хорошо.

Проще всего проверить понимание речи малышом, то есть наполняемость его пассивного словаря:

  • попросить его выполнить просьбу взрослого;
  • показать предмет, названный взрослым, части тела;
  • предложить выбрать одну названную взрослыми игрушку из нескольких.

В заключение оценивается состояние органов артикуляции – губ, нёба, языка. Язык может иметь укорочённую уздечку, быть слишком большим, или слишком маленьким. Если родители замечают, что язык дрожит, у малыша постоянно течёт слюна, а рот всегда приоткрыт, возможно, речь отсутствует из-за невропатологической патологии – дизартрии.

Как можно стимулировать речь в 1,5 года

Если родители внимательны к своему ребёнку, ежедневно уделяют ему достаточное количество времени, небольшое отставание удастся скорректировать самостоятельно.

Советы для родителей:

  • чаще называйте малыша по имени;
  • показывайте и называйте предметы домашнего обихода (мебель, посуда, игрушки, обувь, одежда);
  • показывайте и называйте части тела у себя, у ребёнка, у кукол, у домашних животных;
  • создавайте ситуации, когда малыш будет вынужден применить речь и не спешите за него договаривать;
  • показывайте новые предметы, игрушки, сопровождая их комментариями (какого они цвета, формы, величины, поверхности, из какого материала сделаны);
  • смотрите мультфильмы вместе с детьми, и поясняйте все, что происходит на экране, спрашивайте, кого видят, что делает герой;
  • не оставляйте надолго включённым телевизор в комнате, где находится малыш – постоянный звуковой фон не даёт ему возможности вслушаться в речь окружающих, она станет для них неинтересна, потеряет значимость;
  • поясняйте словами все свои действия и предметы, которыми пользуетесь;
  • задавайте малышу вопросы и сами же на них отвечайте, это приём вытеснит из детской речи упрощённые слова; давайте образцы правильной речи.

Чаще рассматривайте с детьми картинки, на которых изображены дети, животные, знакомые предметы, предложите показать зайку, мишку, машину и т.д. Чтение стихов, потешек, прибауток, сказок с простым сюжетом отлично способствует речевому развитию детей с полутора до двух лет.

На видео ниже показаны упражнения пальчиковой гимнастики, которая стимулирует развитие речи.

Важно помнить, что подавляющее большинство причин речевых задержек связано с тем, что родители недостаточно занимаются с детьми, или не занимаются ими вовсе, отдавая ситуацию на откуп бабушкам. В этом случае приходится долго ждать пока малыш скажет своё первое слово. При своевременной работе дети разговаривают не хуже, а часто лучше своих сверстников.