Что должен уметь грудничок в 4. Чему научился малыш в четыре месяца

Сон

Примерно к четырем месяцам (к 16 неделям) малыш окончательно привыкает к смене дня и ночи. Часто именно в этом месяце он впервые спит не просыпаясь всю ночь напролет.

В целом младенец спит по шестнадцать-семнадцать часов в день: дневной сон приходится на позднее утро, в течение дня малыш еще два раза засыпает на долгое время.

Питание

Если вы все еще кормите ребенка грудью, ритм кормлений уже установился: малыш просит грудь в среднем от четырех до шести-семи раз в день. Его желудок увеличился, и поэтому всякий раз он съедает больше молока, при этом период переваривания удлиняется. Кроме того, ребенок легче отвлекается во время кормлений. Вот почему порой необходимо кормить его в спокойном месте, вдали от суеты. Если младенец на искусственном вскармливании, вы уже можете давать ему смесь второго или последующего типа. В день ребенок выпивает в среднем пять бутылочек смеси по 180 мл.

Органы чувств ребенка

Слух

Слух ребенка уже достигает нормальной остроты, он поворачивает голову по направлению к источнику звука. Он идентифицирует и отлично определяет звуки, узнает звук шагов родителей.

Зрение

До этого момента две картинки, которые малыш получал при помощи левого и правого глаза, в значительной степени накладывались друг на друга. К четырем месяцам зрение ребенка становится бинокулярным. Он уже видит окружающий мир объемным, а значит, может оценивать расстояния; он начинает брать в руки предметы, лежащие вблизи от него. Пока что он может видеть все, что находится всего лишь в пределах 40 см от него, и его мир ограничивается тем, до чего он может дотянуться; однако движения его глаз теперь столь же точны и быстры, как у взрослого, к тому же он различает цвета почти так же хорошо, как и вы. Младенец следит за вами, когда вы перемещаетесь по комнате или играете с ним.

Осязание

Малыш постепенно узнает, что предметы и материалы обладают различными свойствами: они могут быть мягкими или твердыми, шероховатыми, гибкими, теплыми...

Когда малыш бодрствует

Как только у ребенка в руках оказывается какой-то предмет, он недолго разглядывает его, а затем обязательно пытается сунуть его себе в рот. К тому же у младенца может начаться обильное слюноотделение. Первый зуб обычно появляется лишь в пять - шесть месяцев, однако некоторые дети уже в четыре месяца начинают ощущать, как зубы давят на десны изнутри.

Малыш открывает для себя собственные руки и ноги, представляющие для него предмет неустанного восхищения; теперь он может играть самостоятельно. Он начинает издавать членораздельные звуки: «ма-ма» или «па-па» (однако эти звуки он еще не связывает с родителями); он уже может имитировать звуки, которые издают окружающие. Ребенок начинает понимать причинно-следственные связи - к примеру, связь между нажатием на кнопку и тем, что после этого зажигается свет или звучит музыка. Кроме всего прочего, в это время он может начать немного более «нелюдимо» реагировать на незнакомых людей.

Здоровье ребенка

Четвертый месяц: посещение участкового педиатра

Как и всегда, врач проверяет физиологическое состояние ребенка: его общее психическое и физическое состояние, его развитие и новые навыки (описанные выше), состояние его иммунной системы, его размеры: средний рост младенца в четыре месяца составляет 62 см, вес - порядка 6 кг, а окружность черепа достигает примерно 41см.

Врач снова оценивает функционирование всех основных органов и систем (сердечной, дыхательной, сосудистой систем), проверяет наличие аномалий, которые могут свидетельствовать о какой-либо патологии.

Затем, как и всякий раз, врач спрашивает мать (и отца, если тот присутствует) об их отношениях с ребенком. Это делается для того, чтобы оценить, как родители справляются со своей задачей, а также проконсультировать их и ответить на возникшие у них вопросы.

Прививки

Если вы следуете национальному календарю прививок, ваш малыш должен в четыре с половиной месяца получить вторую вакцинацию против дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита. Если вы хотите ослабить воздействие вакцины на организм ребенка, постарайтесь действовать по схеме.

Внимательно отслеживайте побочные реакции

Будьте внимательны: если после первых прививок у вашего малыша появлялась экзема, возникали ЛOP-осложнения, пищеварительные трудности, проблемы со сном и т. п. или если он страдает пусть даже от минимальной инфекции в момент, когда нужно делать прививку, - отложите ее. Проконсультируйтесь с участковым педиатром или гомеопатом и подождите, пока организм ребенка вновь придет в норму; давайте малышу подходящие ему витамины. Затем, когда проблема решится, продолжайте вакцинацию, однако действуйте очень осторожно и не забывайте применять гомеопатические средства.

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение

Виды естественной терапии, которыми можно дополнить лечение

Гомеопатия

  • Периодический жар, сопровождающийся сильной жаждой, потоотделением: «Белладонна 9/15 СН».
  • Сильный жар без жажды: «Апис меллифика 15 СН».
  • Очень сильный жар, беспокойное состояние, затем внезапное резкое понижение температуры: «Аконитум 15 СН».

Дозировка: по 2 гранулы каждую четверть часа, чтобы снять жар и избежать судорог; затем следует принимать препарат все реже, а при улучшении состояния отменить. Можно принимать одновременно несколько препаратов, это безопасно для ребенка. В таком случае давайте малышу по 1 грануле каждого выбранного вами препарата. Кроме того, можно также давать следующий комплексный препарат типа «все в одном», обладающий болеутоляющим, противовоспалительным и жаропонижающим действием:

  • «Белладонна 9 СН»;
  • «Апис меллифика 15 СН»;
  • «Арника 9 СН»;
  • «Хамомилла 9 СН».

Давайте малышу по 2 гранулы в соответствии с приведенной выше схемой приема.

Фитотерапия

Растения, обладающие противовоспалительным и жаропонижающим эффектом: золототысячник обыкновенный, таволга, черная смородина, ива белая и другие растения, оказывающие также успокаивающее действие.

Ароматерапия

И без того узкая область применения эфирных масел у грудных детей еще более сузилась в последние месяцы, после изъятия из свободной продажи таких полезных лекарственных средств, как суппозитории против болезней бронхов и бальзамы против кашля. Подобная мера предосторожности необходима, так как существуют препараты способные, при применении в больших дозах вызывать судороги. Однако большинство препаратов, если применять их по строгой схеме, составленной специалистами в данной области, не представляют опасности. При жаре врач-гомеопат может выписать вам рецепт на еле-дующие суппозитории. Это очень эффективное средство, со- & стоящее из жаропонижающего (парацетамола) и двух видов эфирных масел, обладающих антисептическим, противовоспалительным и успокаивающим действием; оба компонента стимулируют работу иммунной системы.

Рецепт суппозиториев , которые готовятся с применением биохеметилированных эфирных масел (приведенные в рецепте термины предназначены исключительно для врача и фармацевта):

  • ББРЭМ (прошедшее биологическую и биохимическую обработку эфирное масло) равенсары;
  • ББРЭМ лаванды лекарственной.

В равных количествах:

  • по 0,03 мг: младенец весом от 3 до 8 кг;
  • по 0,04 мг: младенец весом от 8 до 12 кг;
  • плюс парацетамол (при болях или лихорадочном состоянии):
  • 100 мг: младенец весом от 3 до 8 кг;
  • 150 мг: младенец весом от 8 до 12 кг.

Основа «Витепсол» (или основа для суппозиториев с добавлением воска): в достаточном количестве для производства суппозитория весом 1 г.

При инфекции (которая может сопровождаться жаром; однако суппозитории могут и предотвращать его появление): 3 или 4 (максимум) в сутки, с пяти-шестичасовым перерывом. Желательно всегда иметь запас таких суппозиториев; хранятся в холодильнике.

Хватаем, бросаем, переворачиваемся

Период адаптации к окружающей среде закончился. Малыш больше не приспосабливается к ней - теперь он ее познает.

К четырем месяцам ребенок обычно переворачивается со спины на живот - соответственно, его подвижность растет. Детишек, которые не торопятся переворачиваться, можно стимулировать. Например, положить малыша на спину, а сбоку от него, так, чтобы он видел, поставить игрушку или бутылочку. Можно даже позволить ему уцепиться за эту игрушку и слегка потянуть ее, помогая ребенку перевернуться. Немножко потренировавшись с вами, кроха, в конце концов, начнет переворачиваться самостоятельно.

Приблизительно к четырем месяцам угасает хватательный рефлекс. Теперь ребенок берет предметы осознанно. В связи с этим можно ввести новую игру - «Шнурок» . Завязываем на шнурке узелки и вкладываем малышу в ручку. Как только он ухватился, начинаем аккуратно вытягивать. Ручка продолжает удерживать шнурок - на узелке она задерживается, потом проскальзывает, потом снова задерживается. Так мы учим расслаблять и сжимать мышцы руки.

Раньше малыш случайно задевал висевшие над ним погремушки, теперь он сознательно пытается дотянуться до них и потрогать.

Примерно на четвертом месяце ребенок обнаруживает, что если выбросить игрушку из кроватки, мама куда-то исчезает, а потом снова появляется в поле его зрения, держа игрушку в руках. Эта новая игра «исчезло-появилось» очень забавляет малыша.

«Экран» - еще одна игра на исчезновения. В качестве экрана подойдет лист бумаги или картона. Ставим его перед малышом, в другую руку берем игрушку. Показываем игрушку малышу. «Вот она, смотри!» А теперь игрушка заходит за экран и - исчезает! Это мы, взрослые, понимаем, что она находится за экраном. Малыш об этом даже не догадывается. Поэтому, когда пропавший предмет появляется с другой стороны экрана, это воспринимается им как настоящее чудо. Но достаточно сыграть в эту игру пять-шесть раз, и вы заметите, что ребенок уже не расстраивается по поводу исчезнувшей игрушки, а поворачивает голову в ту сторону, где она должна появиться. С психологической точки зрения это очень важная игра. В ее процессе ребенок обнаруживает, что исчезновение из его поля зрения - это не исчезновение из мира. То, что он сейчас не видит, продолжает где-то существовать и, вполне вероятно, скоро снова появится.

Игрушки . Их в поле зрения крохи должно находиться 3-4, не больше. Иначе внимание ребенка будет рассеиваться. Ведь ему все одинаково интересно, а избирательное внимание пока не развито.

Зеркало . Малыш будет с большим интересом рассматривать отражения родителей. Их в отличие от себя он хорошо узнает. Свое лицо в зеркале он будет пока воспринимать как чужое и отводить глаза. Но пройдет месяц-два, и он поймет, что существо по ту сторону стекла - это он сам. И вы ему в этом поможете, если будете регулярно подходить к зеркалу, рассматривать его отражение и называть его: «А вон Саша в зеркале. Вон его глазки, ручки». Это очень полезное занятие, оно позволяет ребенку сформировать правильный образ самого себя.

Речь . Немного внимания, и вы услышите, что в речи крохи появились повторяющиеся звуки: «ма-ма-ма», «на-на-на», «ба-ба-ба-ба» и т. д. Понятно, что часть звуков будет нечленораздельна, но в этот период очень важно, чтобы мама повторяла те звуки, которые произносит сам ребенок. Он случайно произнес: «ба» - мама подходит и говорит: «Ба-ба-ба». В этот период дети активно подражают взрослым. Если вы будете приближать свое лицо и что-то произносить, ребенок будет пытаться за вами повторять.

Пальчиковые игры. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Современные нейропсихологи полностью подтверждают его слова, но говорят еще точнее: «Интеллект ребенка находится на кончиках пальцев». Все, что мы делаем пальцами, развивает мыслительные способности и, в частности, речевые функции. Поэтому играем в пальчиковые игры. «Сороку-белобоку» знают все.

Ложка . Лучшее питание для малыша - это, безусловно, молоко матери, но совсем скоро наступит пора введения прикорма. Попробуйте пару раз во время кормления вложить в ладошку крохи детскую ложку из легкого и приятного материала. Пока она ему не понадобится, но ассоциативная связь «кормление-ложка» начнет постепенно формироваться. В результате малыш быстрее научится есть прикорм из ложки, а затем и есть самостоятельно.

Расческа . Пора начинать причесывать младенца специальной массажной щеткой. «Зачем? - удивляются родители. - Там еще и причесывать нечего!» Действительно, нечего. Обычно волосы отрастают и начинают спутываться ближе к году, как раз в том возрасте, когда дети боятся расчески. Если малыш не привык к тому, что за его головой ухаживают, в год это может стать проблемой. Поэтому начинать причесывать надо уже сейчас, пока эта процедура еще не вызывает страха. Вы пока просто приучаете ребенка к тому, что это приятно и не опасно.

Мама: «Я стала такая решительная!»

Четвертый месяц - конец адаптационного периода не только для малыша, но и для мамы. К этому времени женщина окончательно перестраивается, осознает факт своего материнства и - взрослеет. Эта взрослость выражается прежде всего в возросшем чувстве ответственности. Сознание своей ответственности за другую жизнь может заставить ее полностью изменить уклад своей жизни. Я консультировала пару байкеров, в которой жена после родов совершенно потеряла интерес к мотоциклу. Это, кстати, привело к сложностям в отношениях, но об отношениях чуть позже. Сейчас же хочу сказать о другом: женщина, осознавшая себя матерью, начинает оценивать все свои действия с точки зрения их безопасности для малыша. «Что будет с ним, если со мной что-то произойдет?» - вот вопрос, который задала себе моя знакомая байкерша. Ответ на него заставил ее навсегда слезть с мотоцикла.

Мы начинаем больше беспокоиться о собственном здоровье, более внимательно относиться к своим потребностям, потому что понимаем, что от нашего состояния зависит судьба ребенка.

Тревогу вызывает все, что связано с благополучием детей, причем не только своих, а в принципе всех. Матери как никто способны сопереживать друг другу.

С другой стороны, все, что не касается детей, теперь воспринимается намного спокойнее. То, что раньше казалось сверхважным, теперь вызывает только поверхностные переживания, кажется незначительным и мелким по сравнению с заботой о ребенке.

Еще одно важное изменение в характере: женщина становится намного увереннее в себе. «Я стала такая решительная. Раньше я совсем не могла спорить с мамой, свекрови не смела высказать свое мнение, а теперь все по-другому», - сказала мне одна молодая мама.

Чувство ответственности дало ей силы отстаивать интересы - и свои собственные, и своего ребенка.

Женщина замечает, что ее отношение к мужу изменилось, стало ровным и не таким пылким. И ее это тревожит. В этот период можно услышать такое признание: «Я стала холоднее к своему мужу». На самом деле это не холодность. Вы меняетесь, и вместе с вами меняется качество вашей любви. Теперь ваша страстная, пылкая любовь принадлежит ребенку. А в отношения с мужем пришли уверенность, понимание, принятие. Вы спокойнее относитесь к каким-то его привычкам, которые раньше вас раздражали. Да, ваша любовь кажется побледневшей на фоне того всепоглощающего чувства, которое вы испытываете к малышу, но на самом деле она просто стала немножко другой.

Друзья как испытание

Жизнь женщины после рождения ребенка резко меняется, на какое-то время ей приходится отказываться от работы, от привычного круга общения. И ей, конечно, хочется, чтобы ее муж тоже отказался от своих прежних интересов и максимально сосредоточился на семье. Но у мужчины так не происходит. Ему дороги его друзья, его образ жизни. «Я живу с ней три года, а со своими друзьями общаюсь уже 15 лет, - говорил мне один молодой папа. - А теперь она всячески старается меня с ними рассорить. Не понимаю, почему я должен из-за нее отказываться от дружбы и сидеть дома, пришпиленный к ее юбке?»

В надежде вытащить мужа из его теплой компании женщины используют самые разнообразные ухищрения. Например, они исподтишка акцентируют внимание только на недостатках старого приятеля, чуть-чуть их преувеличивая. И изо дня в день внушают мужу, что это не тот человек, с которым ему следует иметь дело. А можно и вовсе поставить ультиматум: «Либо ты прекращаешь с ним общаться, либо уходишь спать на диван».

Есть и более изощренный способ - «игра». Она заключается в том, что стоит появиться друзьям - и супруги начинают ругаться. Жена, пытаясь спровадить гостей, предъявляет мужу претензии: «Иди займись ребенком. А почему ты не помыл посуду? У меня на это времени нет!» Далеко не всякий муж согласится, чтобы его при свидетелях выставляли подкаблучником. Чаще всего мужчина начинает защищаться. Если бы то же самое произошло без свидетелей, он бы и с ребенком посидел, и посуду помыл. Но сейчас... И разгорается ссора. Чего при этом добивается женщина? Очевидно, она хочет доказать мужу, что это плохие друзья, потому что «при них мы всегда ругаемся». Но мужчина приходит к другому выводу: «Мы - скандальная пара, у нас ничего не получается».

Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что и друзья тоже бывают разные. Иногда они тоже ревнуют и борются за сохранение дружбы. А потому могут позволить себе всякие колкости в ваш адрес, например: «Она, конечно, не красавица, но зато изменять не будет», или могут ввалиться среди ночи и вызвать мужа на лестничную площадку о чем-то поговорить.

Получается, что семья и правда переживает серьезный кризис. Что с этим делать? Во-первых, не раздувать из мухи слона и не ревновать попусту. Дружеские и семейные отношения - это совершенно разные вещи. Более того, иногда наличие друзей и хобби просто необходимо для нормального существования семьи. Ну, например, супруг увлекается футболом. У него своя команда единомышленников, с которыми он каждую субботу ездит играть или сидит в спорт-баре, болеет за свою команду. Жена воспринимает это как угрозу отношениям: «Откуда я знаю, с кем он там встречается?» На самом деле это счастье, когда у мужчины есть какое-то увлечение и мужская компания. Существование другого интереса позволяет снизить напряженность в семье, а друзья, которые этот интерес разделяют, очень облегчают семейную жизнь.

Давайте представим себе обратную ситуацию. Допустим, жена добилась своего - муж отказался от походов в спорт-бар и теперь все вечера напролет сидит дома, смотрит футбол по телевизору. Если у женщины есть силы и время, она может даже сесть с ним рядом и тоже смотреть футбол. Надолго ли ее хватит? Думаю, что нет. И она тут же найдет аргумент в свою защиту: «Почему я должна смотреть твой футбол? Я же не пытаюсь тебя привлечь к вышиванию крестиком и готовке». В этот момент у мужчины «зажигается лампочка»: «Мы разные люди. У нас нет общих интересов. Зачем я вообще женился?»

Возникновение напряжения в отношениях с друзьями супруга (и супруги) после того, как у вас родился ребенок, наверное, неизбежно. И выход тут один - перестать бороться. Надо дать каждому - и женщине, и мужчине - возможность удовлетворять свою потребность в общении. А для этого просто договоритесь о правилах.

Например:

  • Приход гостей не должен быть неожиданностью ни для кого из супругов. Как вам не нравится, когда его друзья могут прийти к нему в два часа ночи, так и ему может быть неприятно увидеть у себя на кухне вашу подругу, когда он пришел с работы.
  • Договоритесь о взаимных ожиданиях. Муж приглашает друзей к себе, чтобы вместе на кухне посмотреть футбол. Жена считает, что она в этот момент должна туда войти и приготовить всем ужин, как добросовестная хозяйка. Или сядет вместе с ними, чем разобьет мужскую компанию, и чему мужчины будут наверняка не рады. Оговаривайте такие вопросы заранее. Если к супругу приходят гости, спросите его: «Хочешь, чтобы я вместе с вами посидела, ужин приготовила? Или я лучше с ребенком в комнате побуду?» Наоборот, если к жене приходят подруги: «Хочешь, я погуляю с ребенком, чтобы вы с девчонками пообщались?» - «Нет, останься». - «Хорошо, тогда займусь малышом». Если вы проговорите, чего каждый из вас ждет, конфликтов избежать будет намного проще.
  • Выучите назубок: нельзя критиковать друг друга в присутствии третьих лиц! Дома, один на один, вы можете высказать все, что думаете. Иногда бывает полезно поссориться и помириться. Но при свидетелях - ни в коем случае. Я очень рекомендую придерживаться этого правила и в присутствии своих мам, пап, бабушек, дедушек и всех остальных. Почему? Потому что вы в сердцах сказали слово, а в голове другого человека оно отложится совершенно по-другому. Вы уже и забыли, что сказали, и супруг забыл, но свекровь запомнит, и напомнит об этом сыну в самый неподходящий момент. Все то же самое работает и в другую сторону. Ваша мама тоже может напомнить вам о том, что ваш муж что-то сделал не так. Очень часто причиной конфликтов бывают просто неправильно сказанные или неправильно понятые слова, которые вы обронили и даже не заметили.
  • Дружите семьями. Если у ваших друзей есть дети, начинайте ходить в гости вместе с ребенком и приглашать их с детьми к себе. Дружба семьями дает очень многое. Во-первых, у вас есть возможность поговорить на интересующие вас темы. Во-вторых, в других семьях вы можете почерпнуть новый опыт. А ваш муж, глядя на других отцов, начнет оценивать себя не просто как мужчина, но и как папа: «Пожалуй, надо побольше заниматься с ребенком. А то вон Олег все время с сыном возится, а я своего даже искупать времени не нахожу».
  • Каждый из супругов должен иногда встречаться со своими друзьями вне дома. Просто потому, что каждому нужно время от времени выходить из четырех стен, менять обстановку и отдыхать от рутины.

Как выглядит младенец (4 месяца)? Развитие, как говорится, налицо. Ребенок стал более пропорциональным: голова уже не больше грудной клетки, ручки и ножки выпрямились, окрепли. В этом возрасте глазки ребенка становятся темнее, они приобретают свой цвет навсегда. Если цвет глаз не изменится до 6 месяцев, значит такими же светлыми они и останутся. Младенец теряет свои тоненькие первые волосики - они постепенно выкатываются и выпадают, вместо них вырастают новые, может быть, даже другого цвета или оттенка.

Физическое развитие в 4 месяца

В течение 4 месяца жизни малыш в среднем должен прибавить 700 грамм в весе. Относительно своего веса при рождении общее нарастание массы становит 3600-3700 грамм. Также он должен прибавить в росте за этот месяц на 2 сантиметра. Сейчас ребенок уже на 13 сантиметров больше, чем был, когда родился. Оценивая развитие ребенка в 4 месяца, необходимо учитывать объем головы и груди. У правильно развивающегося малыша объем груди должен быть больше или равняться объему головы. Средние показатели для мальчиков составляют: 41,9 сантиметров - окружность головы и 42,8 сантиметров - груди. У девочек - 41 и 41,8 сантиметров в объеме соответственно. Повторим, приведенные нормы (развитие ребенка) в 4 месяца всего лишь ориентировочные. Каждый ребенок - индивидуальный организм. Оценивать темпы увеличения роста или веса, а также другие физические показатели должен только педиатр.

Развитие ребенка в 4 месяца

Младенец уже умеет хорошо держать голову. Когда он лежит на спине, то все время поднимает ее, чтобы рассмотреть себя хорошенько и все вокруг. Во время, когда ребенок играет, чаще выкладывайте его на животик, пускай укрепляются спина и шея. Грудничок уже уверенно держит головку и на животе, но пускай учится так же уверенно и легко поворачивать голову из стороны в сторону. Лежа на животике, малыш успевает рассматривать все вокруг себя, а также старается ручкой схватить игрушку или что-то другое, интересное ему, при этом удерживая себя с приподнятой головкой, опираясь только на одну ручку. Также ребенок пытается повернуться на бочок или даже перевернуться со спинки на животик. Он быстрее научится это делать, если вы будете ему помогать. Как правильно делать перевороты, описано в статье ниже. К тому же стимулировать его перевороты можно и при помощи ярких игрушек. Положите возле малыша игрушку так, чтобы он смог ее взять, перевернувшись на бочок.

Ребенок продолжает исследовать себя - он поднимает вверх ручки и следит за ними. Движения ручек и глаз скоординированные. Также он может удерживать небольшие предметы в руках.

Малыш уже узнает своих родных, когда с ним заговорят, обязательно ответит улыбкой.

Наполняйте дом красками

Глазки у ребенка двигаются синхронно и скоординировано. Малыш может рассматривать предметы на расстоянии от себя в 20-30 см. Активизируйте развитие ребенка 3-4 месяца жизни - повесьте над кроваткой крупные и яркие игрушки. Малыш будет рассматривать их, научится задерживать взгляд на одном предмете, а также будет поворачивать голову из стороны в сторону, чтобы увидеть новую игрушку или проследить за ее движением. Также можно использовать игровой коврик для детей. Лежа на спине, малыш будет рассматривать игрушки над собой. Также у ребенка должно быть несколько разных погремушек, удобных для захватывания маленькими ручонками. Вы должны быть уверенны в качестве игрушек, потому что ребенок будет их хватать, ощупывать и тянуть в рот. Малышу будет интересно понаблюдать за движущимися игрушками, например музыкальной каруселькой над кроваткой.

Развивайте речь

Уже хорошо понимает, откуда доносится звук, и поворачивает к нему голову грудничок 4 месяца. Развитие ребенка, как никогда, зависит от окружающих его людей - он нуждается в общении, голосе и улыбках взрослых. Больше разговаривайте с ним, озвучивайте все вокруг происходящее. Прислушивайтесь, что лепечет ваш малыш, и повторяйте за ним, поощряйте его и хвалите, тогда ребенок долго и выразительно будет «гулить», тренируя свой речевой аппарат. Больше улыбайтесь и смейтесь, ребенок будет копировать ваш смех и «хихикать» по-своему. Скоро он будет повторять за вами звуки, а в будущем из них выстроятся слоги, такие как «га», «гу», «да» и самые долгожданные «ма» и «па». Ребенок не всегда понимает слова, но хорошо улавливает интонацию и различает тихие и громкие звуки. Многие дети любят слушать музыку. Поэтому можно во время бодрствования младенца включать тихую и спокойную музыку.

Как организовать режим дня

Намного активнее стал малыш в 4 месяца. Развитие его теперь требует увеличения времени для игр. Теперь малыш спит днем 3, реже 4 раза, ночной сон более крепкий и продолжительный. Сейчас он составляет 8-10 часов. Утро начинается, как ранее, с ежедневного осмотра и туалета малыша. Ребенка умывают водой комнатной температуры и вытирают мягким полотенцем. При необходимости чистят нос и уши. Вечернее купание также должно присутствовать в режиме каждого дня ребенка. Прогулки в теплое время должны быть дважды в день по два с половиной часа, а в холодное - по часу-полтора. Не стоит выходить на улицу, если температура воздуха опускается ниже 10 градусов по Цельсию. В свободное время дома играйте с малышом большими яркими игрушками. Все предметы для игр должны быть разными по форме, цвету, а также материалу. Как играть с малышом в этом возрасте? Игры, стимулирующие развитие ребенка 4 месяца жизни, описаны чуть ниже. Также вы можете оставлять ненадолго малыша одного. Но не забывайте, он уже очень подвижный и может скатиться с кровати. Кладите его в кроватку или специально оборудованное место для игр. В общем, режим дня в этом возрасте построен по принципу: «сон-кормление-бодрствование-сон». Чем больше ребенок бывает на свежем воздухе, чем активнее он играет дома, тем лучше у него сон и аппетит. Какие изменения в кормлении грудничка 4-5 месяца? Развитие пищеварительной системы позволяет вводить первый прикорм малышу. Что это будет, лучше посоветоваться с педиатром. Можно начинать как с фруктов, так и с овощей. За кормление ребенок съедает уже больше, приблизительная порция равна 190-200 мл молочной смеси или грудного молока.

Играйте с грудничком

Именно сейчас необходимо тренировать координацию ребенка, точность движения рук, его способность ухватывать предметы разной формы. Чем заинтересуется малыш в 4 месяца? Развитие зрения и тактильных ощущений обуславливают его любопытство к различным ярким вещам. Помогите ему познать этот мир в игровой форме.

Развитие ребенка 3, 4 месяца жизни при помощи игр нужно проводить после того, как малыш покушал. Он спокоен и бодр. Для игры используют кубики и шарики небольших размеров, удобные для ручек малыша. Выбранные предметы должны быть одинакового цвета. Ребенка выкладывают на живот и раскладывают перед ним шарики. Пускай малыш поиграет с ними столько, сколько ему будет интересно. Когда он начнет отвлекаться, в середину к шарикам кладут кубик. Ребенок сразу же реагирует на новый предмет, он к нему потянется и захочет взять в руки. Можно менять предметы местами, а для того, чтобы ребенку было удобно переводить взгляд с одной игрушки на другую, ставьте их не дальше 5 см друг от друга. Игра длится около 5 минут. Повторять ее можно каждый день, пока она будет интересна малышу. Затем можно сделать небольшой перерыв и вернуться к ней спустя несколько дней. Во время этого развлечения ребенок оценивает визуально предметы, замечая отличие кубика от всех остальных предметов (шариков). Пытаясь взять в руки кубик, ребенок тактильно ощущает разницу в форме. Эта игра активно тренирует мышцы, координацию движений и способность брать различные предметы.

Игры 4-го и 5-го месяца

Любые игры этого возраста являются продолжением предыдущих игр. С их помощью малыш учится управлять своими ручками и правильно захватывать предметы.

Малыш (4 месяца), развитие захвата предметов разной формы

Для игры используют предметы прямоугольной и треугольной формы. Можно заменить их брусками и пирамидками. Каждого предмета понадобится по три штуки. Ребенка выкладывают на живот, а перед ним кладут одну игрушку в форме прямоугольника. Он сразу же заинтересуется ею и захочет взять в руки. После того как он взял игрушку в руки, перед ним выкладывают еще один точно такой же прямоугольник. Малыш наверняка бросит первую игрушку и станет изучать вторую. После этого достают и третий прямоугольник. Пусть ребенок играет столько, сколько захочет. Продолжают игру на следующий день. На третий день возле знакомых ребенку прямоугольников размещают треугольник. Новый предмет должен его заинтересовать. Также добавляют второй и третий треугольники. Проводится игра 3 или 4 дня, потом нужно сделать перерыв и вернуться к ней через неделю.

Приемы массажа и гимнастические упражнения

Развитие ребенка 4-5 месяцев напрямую зависит от того, как занимаются с ним родители. Массаж и гимнастические упражнения положительно воздействуют на организм грудничка. Они не только стимулируют развитие двигательных реакций, но также оказывают благоприятное влияние на нервную систему.

Упражнения для детей 3-го и 4-го месяцев жизни

Это комплекс упражнений, которые можно проделывать ежедневно, начиная с трех месяцев.

Скрещивание рук

Младенец лежит на спине. Обхватывая ладошки малыша, мама укладывает ему в ручки большие пальцы. После она разводит ручки в стороны и сводит их на груди так, чтобы они скрестились. Упражнение повторяется 8 раз. Но необходимо каждый раз менять ручку, которая будет находиться сверху. Такие движения стимулируют развитие мышц рук и плечевого пояса.

Перевороты со спины на живот

Грудничок лежит на спине. Правой рукой мама обхватывает бедро ребенка. В левую ручку малыша мама укладывает указательный палец другой руки. Поворачивая влево таз ребенка, малыш поворачивает головку и плечики в ту же сторону. Получается переворот со спины на живот, ручки при этом находятся у ребенка под грудью. Выполнять упражнение следует попеременно в разные стороны.

Поглаживание и разминание спины

Ребенка выкладывают на животик. Ручки его находятся под грудью. Поглаживание: мама поглаживает ребенка ладошкой по направлению сверху вниз - от головы к ягодицам, а наоборот, снизу вверх - тыльной стороной ладони. Разминание: поступательными круговыми движениями указательным, средним и безымянным пальцами мама массажирует длинные мышцы, которые находятся по обе стороны позвоночника. Движения выполняют снизу вверх - от поясницы к шее.

Массаж живота

Ребенок лежит на спине. Поглаживание: мама по часовой стрелке ладонью правой руки поглаживает животик ребенка. Надавливать на животик не нужно, особенно быть аккуратным в области печени. Растирание: мама кладет ладошки под поясницу младенца и мягко растирает наружные косые мышцы живота. Движения начинаются с боков и постепенно переходят к центру, пока ладони не соединятся над пупком.

"Плавание"

Ребенка выкладывают на животик. Мама обхватывает большим и указательным пальцами левую ножку ребенка, а остальными - правую. Правую руку кладет под животик малыша, немного при этом приподнимая его над столиком. Когда малыш лежит на ладони мамы, его голова и плечи должны быть немного приподняты. Упражнение выполняется один раз в день и длится всего несколько секунд. Такое упражнение очень хорошо воздействует на мышцы спины, ног, укрепляет позвоночник.

Развитие ребенка 4-5 месяцев жизни позволяет делать, кроме выше перечисленных, следующие упражнения.

Сгибание и разгибание ног (одновременно)

Ребенок лежит на спине. Мама обхватывает ножки ребенка руками, при этом большие пальцы рук находятся сверху на голени, мизинцы упираются в ступни. Необходимо одновременно сгибать обе ножки ребенка, подтягивая их к животику, и разгибать обратно. Упражнение выполняется 8 раз. Оно развивает мышцы ног.

Массаж спины с использованием похлопывания

Ребенка выкладывают на животик. Мама тыльной стороной пальцев похлопывает мышцы спины, которые находятся вдоль позвоночника, начиная с ягодиц и продвигаясь к шее и обратно. Похлопывания сначала проделывают только указательными пальцами, затем постепенно подключают и другие. При этом помните, массаж нужно начинать и заканчивать поглаживанием.

Упражнение «Дельтаплан»

Ребенка выкладывают на животик. Мама просовывает ладони под животик малыша так, чтобы мизинцы соприкасались, а большие пальцы находились на боках. Затем необходимо приподнять ребенка. Тело малыша напряжено, а головка и ножки - приподняты. Это упражнение стимулирует развитие ребенка в 4 месяца, оно укрепляет мышцы спины и ягодиц.

После рубежа в 3 месяца для малыша начинается новый жизненный этап, который включает формирование режима сна и бодрствования, игры, нацеленные на развитие моторики и интеллекта. До годовалого возраста дети растут, развиваются и взрослеют по экспоненте. Взрослым нужно не только не зевать, чтобы не упустить нужный для развития того или иного навыка момент, но владеть теоретической базой, позволяющий своевременно и полноценно обучать кроху. Важно знать, что именно и в какой временной промежуток развивать.

Возраст 4-5 месяцев - период очень активного развития ребенка, когда он нуждается в плотном внимании родителей (см. также: ). Очень хорошо, если мама находится в декрете и может посвятить это время заботам о сыне или дочери

Основные физические навыки малыша

В 4 месяца ребенок еще достаточно много времени уделяет сну - от 12,5 до 15 часов, но тем не менее он активен, подвижен и нуждается во внимании родителей, в том, чтобы они уделяли время его развитию и становлению. Развивать малыша нужно правильно: что-то еще рановато делать, а на некоторые аспекты нужно обратить пристальное внимание. Для этого нужно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца (см. также: ). Так, в физиологическом плане, ребенок к четырехмесячному сроку должен:

  • держать головку, находясь на руках у взрослого (достаточно уверенно и долго);
  • в положении лежа (на животике или спине) поднимать голову и упираться ручками, приподнимая корпус;
  • переворачиваться самостоятельно (из положения на спине - на бок);
  • активно двигать конечностями в состоянии бодрствования;
  • усиливать активность движений при манипуляциях с ним знакомого взрослого человека (одевании, замене подгузника и т.п.);
  • проявлять реакцию на появление лица близкого человека в поле его зрения, выражая радость усилением активности, и замирать при приближении незнакомца;
  • тянутся ручками к предметам, попавшим в поле зрения и заинтересовавшим его.

Нередко, дети в 4 месяца пытаются сесть из положения лежа, но специально усаживать малыша (неважно мальчик это или девочка) в этом возрасте не нужно. Ребенок сядет тогда, кода его костная система и мышечный корсет будут готов.


Умение переворачиваться со спинки на животик или наоборот является очень важным для ребенка, поскольку обеспечивает ему большую степень мобильности, делает кроху менее зависимым от мамы и папы. Это естественный этап взросления

Ведущие социальные проявления

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Младенец – это не только физическое тело, его мозг развивается еще более активно. Появляются первые осмысленные социальные реакции на позитивные раздражители в виде интереса или радости. Основное, что должны освоить малютки по достижении в 4-х месяцев социальном плане:

  • овладеть умением улыбаться, понимать значение улыбки и реагировать на улыбку взрослого;
  • смеяться или увеличивать активность конечностей, когда им весело и интересно (рекомендуем прочитать: );
  • активно гулить, издавать горловые, иногда мелодичные звуки, прислушиваться к ним;
  • реагировать, когда взрослые произносят его имя;
  • радоваться новым игрушкам и реагировать на появление любимых игрушек в поле зрения;
  • обращать внимание и следить глазами за движущимися предметами или объектами (игрушками, проходящими мимо животными и людьми);
  • реагировать на музыку (к понравившейся мелодии кроха прислушивается, перестает плакать, затем может проявить радость в виде оживления и гуления, как будто подпевает);
  • узнавать голоса близких, которые часто слышал, четко выделять голос мамы.

В 4 месяца ребенок любит, чтобы его брали под ручки и держали вертикально, увеличивая обзор (см. также: ). Это даст ему дополнительную возможность активно познавать мир. Если же в этом возрасте он уже садится, будьте начеку – поддерживайте малыша. Контакт с мамой или папой всегда дает крохе чувство защищенности.

Когда нужно беспокоиться?

Дети развиваются не одинаково. То, что один ребенок освоил в 4 месяца, другой научился выполнять еще месяц назад, а третий освоит лишь через месяц. Например, некоторые дети к этому возрасту могут сами занять сидячее положение. Проявить беспокойство и показать врачу малыша стоит, если он отстает более, чем по 3 пунктам. Особое внимание следует уделить:

  • отсутствию гуления и лепета, двигательной активности (или она минимальна);
  • тому факту, что ребенок не держит голову;
  • отсутствию реакции на звуковые раздражители (мамин голос, звук собственного имени, музыку);
  • отсутствию реакции на появление близких людей, в первую очередь родителей;
  • отсутствию интереса к игрушкам;
  • тому, что крошка не переворачивается (во всяком случае, не пытается);
  • тому, что он не способен осмысленно улыбаться и не реагирует на улыбку взрослого.

Интерес к игрушкам и новым предметом - обязательная особенность в этом возрасте, поскольку малыш активно изучает окружающий мир. Мама должна предлагать ему разнообразные предметы и вещички, которые разнообразят знание о фактурах, цветах, формах

Если бдительные родители замечают у своего ребенка все перечисленные отклонения или большую их часть, это означает, что в развитии младенца не все ладно. Существующие проблемы достаточно серьезны, для их выяснения нужно обратиться к педиатру, который даст квалифицированный совет - как именно и какую сферу развивать, поможет выяснить истоки проблемы. В случае необходимости может быть назначено медикаментозное лечение.

Основы коррекции физического развития

Если конкретный младенец умеет не все, что должен к 4 месяцам в плане движений, возможно причиной является неврологическое расстройство или иная патология, которую по какой-то причине не диагностировали в первые дни жизни малыша. Что в этом случае предпринять родителям? Обязательно показать малыша специалистам.

В некоторых случая патологию выявить проблематично и требуется тщательное обследование. Но достаточно часто бывает довольно массажа и электрофореза. В некоторых случаях родители могут увеличить время занятий с малышом, правильно выполнять каждодневный массаж и зарядку. Это позволит откорректировать физическое состояние малютки.

Основы коррекции психологического развития

Психологическое и эмоциональное состояние малютки, то, что он способен делать в социальном плане, во многом зависит от полноты общения с родителями, а это целый комплекс занятий:

  • прогулки;
  • кормление;
  • купание;
  • массаж, который выполняет мама;
  • разговор с ребенком;
  • чтение стихов, пение колыбельных и т.д.

В возрасте 4-х месяцев ребенок реагирует на резкий голос, грубый тон или окрик. В таком ключе общаться с ним недопустимо. Интонационная палитра отражается в сознании крохи и в дальнейшем может послужить основой подсознательных страхов вашего чада.

Родителям, при общении со своим ребенком, следует проявлять максимум позитивных эмоций , чтобы ознакомить его со всем спектром радостных переживаний. Общаясь с младенцем, нужно обращаться к нему по имени и ласково, учить его диалогу . Например, после его лепета скажите ему что-то в ответ и сделайте паузу, давая понять, что теперь очередь его реплики.


Малыш уже испытывает целый спектр эмоций, особенно когда он находится наедине с мамой и папой. Поэтому родителям важно радовать малыша, играть с ним и использовать приятный тон речи, не переходя на грубости или осуждение

Яркие разноцветные игрушки, каждодневное прослушивание мелодичной музыки, детских песенок, разговоры с крохой – все это способствует правильному его развитию. В норме родители хотят, чтобы их чадо развивалось хорошо и активно. Но если что-то идет не так хорошо, как хотят родители, нужно:

  • во-первых, соотнести свои ожидания с нормами - может быть, вы слишком многого ожидаете от крохи всего лишь нескольких месяцев отроду;
  • во-вторых, возможно, с ним просто нужно больше заниматься.

Что не стоит делать родителям 4-х месячного малыша?

  • Не стоит кормить кроху в 4 месяца сразу, как только он заплачет. Медицинских противопоказаний при грудном вскармливании такое поведение матери не имеет, но оно формирует неправильный пищевой стереотип . Ребенок приучается «заедать» негативные эмоции и неудачи. Не стоит совмещать сон и кормление малютки, так как за сон и голод отвечает одна и та же часть мозга, и могут формироваться неправильные реакции на усталость и голод.
  • Развитие ребенка будет идти правильно, если не кормить его в кроватке , или на руках в процессе засыпания. По крайней мере, в четыре месяца пора отучать его от такой привычки, если она имеется. Не стоит пренебрегать формированием режима. После достижения 3-х месячного рубежа, пора приучать младенца режиму и разнице между дневным и ночным сном.
  • Не стоит позволять младенцу долго и горько плакать , это негативно сказывается на его нервной системе. Если что-то заставило крошку огорчиться, его нужно отвлечь, переключив на интересное для него занятие. Ребенок будет учиться активнее и охотнее, если у него формировать позитивные ассоциации. Если младенец что-то умеет не достаточно хорошо, его нужно не ругать, а наоборот поощрять за любые попытки что-то сделать.

Зная о навыках малыша, которые он приобретает к 4 месяцам, родители вовремя сумеют заметить недостатки или возможные отклонения. Это даст возможность откорректировать занятия, посоветоваться со специалистами и показать малыша врачам, в случае необходимости. Если даже отставания минимальны, их лучше исправить в максимально ранние сроки.

И помните: каких-то точных таблиц с навыками малыша просто не существует, поскольку каждый малыш развивается индивидуально. Наблюдайте за вашим малышом, но не ищите в нем недостатков, а просто развивайте. Хорошие рекомендации по этому поводу дает доктор Комаровский, а также педагоги из школы «Маленький Леонардо» в своей видео-школе:

Что должен уметь младенец в 4 месяца? В большинстве случаев, у детей проявляются новые способности. Малыш вместо того, чтобы хватать всё подряд, начинает целенаправленно брать игрушку. Он знает, что с ним играют. В своем возрасте малыш должен уметь переворачиваться со спины на животик, он уже опирается на предплечья, и высоко поднимает голову. А еще опирается на носочки, если его приподнимают. Другие элементы развития читайте далее.

Самые главные характеристики: вес, рост, прибавка в весе

Вес на 4-й месяц жизни составляет от 6 до 7 кг, рост – от 60 до 63 см, в своем весе набирает до 750 г.

Спит ребенок 16 часов в сутки — 10 из этих часов приходится на ночной сон, и 6 — на дневной. То есть, 3 раза по два часа ребеночек должен спать днем. Это всё примерно — и не критично, если показатели не совпадают.

Считается, что в этом возрасте ребенок съедает 1/6 массы своего тела, то есть это примерно от 180-210 г грудного молока или смеси за одно кормление.

Обратите внимание на развивающий коврик — для детей это схоже с захватывающим приключением

Кормление

Если он начинает прикусывать грудь деснами, вы должны быть как мама настороже, и обязательно отреагировать: вскрикнуть, отстранить ребенка от груди, показать, что такое поведение не приемлемо, и вы так с собой обращаться ему не разрешаете. Это первые элементы воспитания ребенка под грудью .

Развитие

  1. Ребенок захватывает и удерживает игрушку.
  2. Может долго лежать на животе, при этом достаточно высоко поднимается на локтях.
  3. Кто-то делает первые попытки либо начинает активно переворачиваться.

В этом возрасте внимательно следите за малюткой: не оставляйте его на высоких поверхностях, даже на пеленальном столе.

Нельзя отворачиваться, чтобы отнести подгузник или дотянуться до крема. Всё должно быть под руками, очень удобно и безопасно для вашего малыша.

  1. У малыша появляются эмоции – обида, страх, радость и другие.
  2. Произносит свои первые слоги «ма, па», хоть это и не осознанно.
  3. Он реагирует на свое имя.

Узнает часть своих близких и родных, радуется их приходу, расстраивается, когда они уходят. Если приходят какие-то новые люди, малыш настораживается, ведет себя спокойно, или начинает плакать, стремиться к маме, папе, бабе, деду. Идет разграничение на «свои-чужие». Узнаёт своих родных по голосу.

Выделяет свои или нелюбимые. С каким-то он проводит большую часть времени, а какие-то его вовсе не интересуют. Вы купили дорогую игрушку, и решили, что она ему 100% понравится, но карапуз на нее не посмотрит. Его может гвоздь в стене больше заинтересовать, чем крутая игрушка.

В этом возрасте идет активное осознание своего тела. Он начинает трогать и ощущать нос, живот, голову, смотреть на руки.

Мотивировать малютку к ползанью можно яркими игрушками, которые вы положите прямо перед ним

Что делать, чтоб малыш хорошо развивался в 4 месяца

Продолжайте исключительно грудное вскармливание. Кормите вокруг снов, чтоб он получал и грудное молоко, и на этом фоне гармонично развивался. Начинайте носить ребенка на бедре. В этом возрасте идет формирование тазобедренного сустава.

Можно уже выкладывать ребенка на развивающий коврик . Либо он лежит на спине и смотрит на дуги с висящими игрушками, либо это развивающий коврик, на котором ребенок лежит на животе, и на нем нашиты различные крючочки, бантики, ленточки, погремушки, шуршалки, пищалки. Это всё благоприятно скажется на развитии ребенка.

Как правильно носить кроху в этом возрасте смотрите видео:

Рекомендуем в этом возрасте начинать играть с ребенком в игры на осознание тела. В виде комарика, что он «летел-летел, и на животик сел». Либо вы просто поглаживаете ребенка и называете каждую часть тела. Вводите такие игры в свое общение с ребенком, чтобы это было на пользу малышу, и вы тоже могли немного отдохнуть и поиграть со своим крохой .

Есть месяцы которые запоминаются надолго, 4-й месяц именно такой. Почему? Расскажет молодая мама двоих детей:

Объясняйте и показывайте младенцу, чтобы вы не делали, куда бы вы ни шли, гулять, или в ванну. Рассказывайте всё. Доказано, что те дети, с которыми разговаривали в младенческом возрасте долго и много, всё объясняли и показывали – быстрее развиваются, чем те, с которыми родители не общались. Не стесняйтесь разговаривать .

Развивайте мелкую моторику. Давайте различные мешочки с крупами, тряпочки разные по фактуре. Всё что есть разное на ощупь по фактуре, температуре, по форме – давайте в ручки малышу.

Давайте малышам с 4 месяцев разглядывать книжки . В руки не давайте, так как он вряд ли будет держать книгу. Листайте из своих рук. Рассказывайте, какие там красивые зайчики нарисованы, мишки, лягушки и т.д. Кроха будет заинтересовано слушать.

Дети оживляются, когда видят яркие картинки в книге

Имитируйте звуки животных: киса говорит «мяу-мяу», собака говорит «гав-гав». Повторяйте за малышом те звуки, которые он произносит. Вводите новые звуки, которые он не говорит.

Рассказывайте малышам сказки, можете выдумать их сами, пойте песни, танцуйте с вашим малышом, читайте стихи. Ученые доказали, что детям, которым читали стихи в таком юном возрасте в будущем, когда подрастали, то у них не было проблем с запоминанием больших текстов.

Массаж остается по прежнему важным в этом возрасте. Вы можете нанять массажистов, или сами массажировать малыша. Сгибайте ручки, ножки, поглаживайте — стимулируйте любую физическую активность малыша . Переворачивайте его, если он этого еще не делает. Потихоньку учите ползать, если он этого не делает.

Видео о том, как делать гимнастику с малюткой и упражнения в ванной:

Выводы

После четвертого месяца жизни, малыша ожидает время больших перемен особенно в психологическом и эмоциональном развитии. Мама всегда радуется, когда кроха выдает что-то новое. Замечайте каждый успех вашего малютки, и тогда любые трудности будут ни по чем.

Развитие детей на четвертом месяце жизни продолжает проходить быстрыми темпами. У большинства детей заканчивается период колик, работа всех органов приходит в стабильное и нормальное состояние. Двигательная активность у младенцев четвертого месяца жизни значительно возрастает, и ребенок начинает достигать своих первых успехов. Поскольку педиатр и невролог будут обращать пристальное внимание на соответствие развития вашего малыша стандартам, вам следует знать, что должен уметь делать ребенок в четыре месяца. Так вы сможете помочь младенцу развивать необходимые по возрасту навыки и умения.

Рефлексы

У четырехмесячного ребенка одни рефлексы продолжают угасать, а на основе других формируются определенные навыки:

  • хватательный рефлекс к 4 месяцам перерождается в осмысленные движения, малыш теперь берет в ручки все, до чего дотянется, долго удерживает предметы в кулачке и ощупывает их пальчиками. Именно сейчас начинается развитие мелкой моторики;
  • в этот период начинает угасать ползательный рефлекс. Если лежащему на животе малышу подложить ладонь под пяточки, он инстинктивно начнет отталкиваться ногами от появившейся опоры. Если регулярно стимулировать данный рефлекс, то 5 месяцам грудничок может поползти самостоятельно.

Умения

Несмотря на то, что все дети развиваются разными темпами, одни малыши быстрей осваивают определенные умения, а другие медленней, есть навыки, которыми должен овладеть каждый малыш к концу 4 месяца жизни:

  • ребенок должен хватать и удерживать в руке предметы;
  • малыш должен уметь самостоятельно переворачиваться со спины на животик;
  • лежа на животе, младенец должен уметь приподниматься на ручках;
  • если держать малыша вертикально таким образом, чтобы он докасался ножками до поверхности, младенец будет опираться пальцами об нее;
  • ребенок в 4 месяца должен активно проявлять эмоции – улыбаться, смеяться, сердиться и удивляться;
  • малыш должен уметь различать своих и чужих, а также реагировать на появление в доме незнакомых людей;
  • ребенок в 4 месяца довольно хорошо координирует движения своих рук. Он умеет поддерживать грудь или бутылочку во время кормления, трясет погремушкой и засовывает пальцы в рот.

Педиатр и невролог будут проверять наличие у грудничка этих навыков и оценивать, проходит ли развитие ребенка в 4 месяца, как положено.

Органы чувств

Зрение

Малыш в 4 месяца довольно хорошо различает цвета и даже начинает отдавать предпочтение одним из них. Сейчас самое время для покупки ярких, но не многоцветных игрушек.

Развитие зрительных органов в этот период все тесней связывается с мыслительными процессами. Малыш уже различает своих близких, должен уметь узнавать себя в зеркале. Ребенок пытается копировать ваши движения и артикуляцию, и вы можете это активно использовать для тренировки его зарождающихся речевых навыков и сложившихся физических умений.

Слух

Развитие слуха и мозга помогают ребенку познавать окружающий его мир. Малыш поворачивается точно в том направлении, откуда он слышит звук, различает близких людей по голосу. Если вы включали своему чаду музыку, то теперь у него могут появиться любимые мелодии, которые с помощью капризов он будет просить поставить. Ребенок может покачивать головой в такт или похлопывать в ладошки.

Продолжайте постоянно разговаривать с малышом, рассказывайте ему обо всем, происходящем вокруг, читайте ему сказки, комментируйте все свои действия.

Чем больше ребенок будет получать от вас информации, тем раньше он начнет говорить, и тем шире будет его словарный запас в будущем. Малыш уже запомнил свое имя и поворачивает в вашу сторону голову, когда вы обращаетесь к нему.

Сон

Длительность сна на четвертом месяце жизни несколько снижается, малыш теперь спит около 15 часов в сутки. Некоторые дети уже могут не просыпаться всю ночь, но тем не менее 2-3 пробуждения за ночь еще считаются психологической нормой.

Режим дневного сна и время начала ночного отдыха у детей к четырем месяцам должны уже установиться. В светлое время суток ребенок спит 3 раза. Педиатры и детские психологи рекомендуют готовить малыша вечером ко сну в 19-21 час, в более позднее время малыш может чувствовать себя переутомленным и от этого будет хуже засыпать.

Эмоции

  1. Комплекс оживления, появившийся на третьем месяце жизни, сейчас проявляется все ярче. При вашем появлении в комнате или разговоре с младенцем, он начинает улыбаться, лепетать и двигать всеми конечностями. Четырехмесячные дети осмысленно радуются появлению знакомых взрослых, а также новым игрушкам.
  2. Спектр эмоций, которые испытывает четырехмесячный малыш, значительно расширяется, он может испытывать любопытство, страх, радость и обиду, — и все это будет очень ярко проявляться на его лице.
  3. Между младенцем и родителями возникает тесная эмоциональная связь, дети чувствуют настроение взрослых и, подобно зеркалу, отражают его на своем лице. Малыши начинают капризничать и расстраиваться, когда близкие люди куда-то уходят. Психология четырехмесячного ребенка заставляет их требовать постоянного общения со взрослыми.

Речь

Дети на четвертом месяце жизни активно развивают свой речевой аппарат, и к тянущимся гласным звукам добавляются согласные «п», «м», «б». Поскольку малыш уже умеет анализировать ваши движения и делать попытки повторять их, чаще проводите с ним время, разговаривая.

Нарочито растягивайте звуки, показывайте, как должны двигаться губы для произнесения тех или иных звуков.

Вы увидите, что четырехмесячный ребенок старается изо всех сил и так же, как и вы, тянет губки. Регулярные тренировки и артикуляционные упражнения стимулируют раннее развитие речевых навыков, поэтому старайтесь уделять им время на протяжении дня, чтобы учить с младенцем произношение звуков.

Вес и рост

Ребенок продолжает активный рост и развитие, а из-за пока еще малоподвижного образа жизни у него может отмечаться значительная прибавка в весе. За четвертый месяц масса младенца увеличивается в среднем на 750 грамм, окружности головы и груди удлиняются на 15-20 мм.

В этот период малыш подрастает на 2-2,5 см. Сейчас вы можете оценить темпы роста детей, ведь новорожденный ребенок весил вдвое меньше, чем младенец на исходе четырех месяцев.

Кормление

Педиатры рекомендуют продолжать кормить детей, находящихся на грудном вскармливании, по требованию. Контролировать объемы съедаемого ребенком молока мы сможете, взвешивая его до и после кормления, или же просто наблюдая за прибавкой в весе четырехмесячного малыша. Если младенец растет нормальными темпами, хорошо себя чувствует и капризничает в меру, то вам не нужно беспокоиться, что ему не хватает питания.

При кормлении искусственными смесями вы можете следить за объемами, которые съедает ваш малыш, и привести его режим питания к строгому графику. На четвертом месяце жизни дети кушают 6-7 раз в сутки по 150-160 мл. в сутки.

Если врач сочтет, что четырехмесячный малыш готов к введению в рацион овощей или каш, он рекомендует вам начать прикорм, богатый клетчаткой и посоветует, с каких продуктов малыш может начать расширять свое меню.

Чему нужно уделить особое внимание на четвертом месяце?

  1. Поскольку четырехмесячный малыш пока не умеет играть самостоятельно, а лежать в кроватке ему быстро надоедает, ребенку очень важен контакт и общение со взрослыми. Кроме того, дети на четвертом месяце активно интересуются окружающим миром, им необходимо разглядывать, слышать и трогать все, что находится вокруг него.
  2. Чаще разговаривайте с четырехмесячным малышом и отвечайте на его гуление, рассказывайте о происходящем вокруг, называйте предметы, их цвета и форму.
  3. Детей теперь может заинтересовать не только удобная погремушка, поэтому приобретите для своего малыша развивающий коврик с деталями различных форм, шуршащими, гремящими и пищащими. Ребенку нравится трогать окружающие предметы, поэтому предоставьте в его распоряжение объекты, разные на ощупь, это хорошо разовьет его моторику и поможет активно познать мир.
  4. Не забывайте осуществлять своевременный уход за игрушками младенца, в четыре месяца у многих детей начинается зуд десен из-за прорезывания зубов, и они все тянут в рот. Чтобы избежать заболеваний кишечными инфекциями, регулярно промывайте и обдавайте кипятком игрушки малыша. Не покупайте для четырехмесячного младенца те изделия, за которыми нельзя осуществить подобный уход.
  5. Поскольку у четырехмесячного младенца начинается обильное слюнотечение, предвещающее скорое появление первого зуба, заблаговременно приобретите для него прорезыватели и болеутоляющие гели. Чтобы не допустить появления раздражения вокруг губ и на подбородке, вытирайте кожу чистым платочком и осуществляйте уход за этой зоной с помощью заживляющих кремов.
  6. Развивайте навыки переворачивания, которые осваивает малыш, стимулируйте его тянуться за игрушками, расположенными сбоку.
  7. Уложив младенца на живот, помогайте ему отталкиваться ножками от ваших ладоней. Если делать такие упражнения ежедневно, вы натренируете малыша, и он может поползти; раннее развитие этих способностей ускорит формирование и других навыков.
  8. Для развития моторики играйте с младенцем в «пальчиковые» игры, например, «Сорока-белобока» и «Мальчик-пальчик». Четырехмесячным детям нравятся ритмичные стихотворения и манипуляции с их ручками, со временем ребенок будет делать характерные движения из этих считалочек самостоятельно.
  9. После ванных процедур мягко массажируйте тело младенца, разминая его мышцы. Чтобы ваши руки скользили, используйте для процедуры то масло, с помощью которого вы производите уход за покровами малыша.