Что делать родителям, если ребенок не хочет учиться? Что делать, если ребенок не хочет учиться: советы психологов

«Не хочу учиться!» – глобальная проблема современной школы, с которой сталкивается не один родитель. Как с ней бороться, самостоятельно или следует обратиться к помощи профессионалов?

Неохота к образованию и нежелание что-либо делать всегда говорит о внутреннем ступоре человека, низкой мотивации, конфликтности или двойственности решений вне зависимости от возраста.

Советы, что делать родителям, если дети забрасывают учебники и не хотят учиться в школе:

  • Наберитесь терпения. Любой психологический кризис заканчивается и начинается новый виток развития личности. Пройдет и гормональная перестройка и агрессия, созреет кора головного мозга, легче станет учиться.
  • Но останавливайте любые проявления неуважительного отношения в свой адрес. Это чревато укоренением.
  • Ежедневно показывайте свою любовь к дочке или сыну. Даже если они вели себя плохо, говорите им «Я люблю тебя всегда, даже когда ты сердишься, злой или грубишь». Постоянное чувство любви придает уверенности любому человеку.
  • Показывайте, что вы не махнули рукой на ситуацию, а скорее хотите найти выход из нее.
  • Чаще говорите по душам, без угроз, критики и обвинений.

Что делать если ребенок не хочет учиться в школе

Если Вы выявили данную проблему у вашего школьника смело и оперативно старайтесь найти причину этого явления. Как говорится: «Обнаруженная проблема – это половина ее решения».

Поговорите с учителем, сходите на родительское собрание. Побеседуйте с вашим малышом открыто, спросите, почему он не хочет учиться в школе. Расскажите про свою юность, детство, пусть он почувствует вашу открытость.

Если ребенок ощущает страх, то это чувство должно будет уйти, так как придет осознание незначительности проблемы. Чтобы поддержать душевное равновесие, используйте прием «изменение видения».

Программируйте себя на позитивные мысли и результат. Визуализируйте. Методика заключается в том, что вы наполняете свое подсознание позитивными образами с детальными прорисовками. Они «начинают жить» в вашей голове. Подсознательно подталкивая Вас на их осуществление.

Почему ребенок не хочет учиться причины

Причин, по которым Ваш ребенок не хочет идти в школу за знаниями и учиться может быть уйма. Все зависит от того, сколько лет вашему школьнику. В каком психологическом возрасте он находится, какой период переживает.

Подросток, находясь на пике эмоционального развития, может отказываться от учебы в связи с проблемами, возникшими в классе на уровне учителя или одноклассников. Первоклассник же может отказываться по причине низкого уровня сформировавшегося интереса к процессу учебы.

Как помочь ребенку если он не хочет учиться

Как можно помочь ребенку перебороть нежелание учиться?

Несколько психологических советов от наших психологов:

  • Сохраняйте спокойствие в любой ситуации. Существует такой термин «большая мама». Не паникуйте, будьте гарантом и поддержкой вашего дитя.
  • Приводите детям различные доводы, примеры из жизни более и менее успешных людей.
  • Сыграйте на контрастах: расскажите историю из жизни глупого и необразованного персонажа из фильма или книги, пусть параллели проведет он горе-ученик.

Что делать если ребенок не хочет учиться 1 классе и каковы причины нежелания учиться?

Причинами такого отношения к знаниям могут стать:

  • низкий уровень адаптация в школьной среде и коллективе;
  • низкий уровень мотивации к учебному процессу;
  • закомплексованность;

Во втором семестре в учебных заведениях обязательно проводится тест на адаптацию, вы можете побеседовать о его результатах со специалистом.

Вам, как родителю, необходимо в срочном порядке выявить причину низкого уровня заинтересованности вашего школьника, чтобы не упустить момент и нежелание не переросло в привычку.

Как сделать так, чтобы ребенок захотел учиться

Простые советы родителям , чтобы школьник захотел учиться:

  • использовать метод поощрения;
  • принцип конкурентности (например, клеить кружочки на общий стенд за проделанную работу, чтение вслух или письмо);
  • использовать рассказы об успехах и достижения умных и талантливых людей, желательно современных, пусть возникнет образ для подражания;
  • использование игрового метода (идеален для начальной и средней школы);
  • включение в учебный процесс инновационных технологии: проектора, презентации, фильмов, телефонов.

Что делать если дети не хотят учиться

Каждый родитель в душе мечтает, чтобы у его детей не было проблем с учебой. Как же быть если такой горе-ученик завелся в Вашей семье?

Хотим дать несколько дельных советов для родителей как ребенка заставить учиться в школе:

  • Старайтесь давать больше отдыха мозгу вашего школьника. Современная система образования имеет плотно набитую программу по каждому школьному предмету. Мозг просто может включить режим сна, для восстановления ресурсов.
  • Разгружайте, следите, чтобы отпрыск проводил меньше времени за компьютером и социальными сетями, которые влияют на мозг, вырабатывают зависимость. Установите регламент проведения за экраном.
  • Если у Вашей дочки или сына проблемы по одному предмету, то причиной может стать отставание или непонимание программы. В таком случае найдите репетитора.
  • Старайтесь мотивировать ребенка к учебе. Зачастую многие школьники просто не осознают необходимость в получаемых знаниях. Обязательно понаблюдайте за своим ребенком, данный психологический метод дает хорошие результаты в выявлении проблемы.

Дети — наше будущее, и то, каким оно станет, зависит от нас. А для себя дайте установку «Мой малыш – открытый и уверенный в себе». Поверьте, подействует на все 100%, все неприятности как рукой снимет. Подсознание творит чудеса!

Что делать если ребенок в 8 лет не хочет учиться

Если у Вас возникла ситуация в которой Ваше восьмилетнее чадо не «грызет гранит науки» и совсем не хочет учиться, то во-первых, обратите внимание на микроклимат внутри семьи, существуют ли у вас проблемы.

Может учебный протест это крик о помощи. Во-вторых, в этом возрасте остро воспринимается любая критика, часто возникает конфликт родитель-дитя (в позиции возраста). Необходимо также рассматривать ситуации в индивидуальном порядке.

Используйте рисуночный тест, на определение мотивации к учебному процессу. Зачастую школьники отдают предпочтение школьному общению, нежели познанию. Это специфика возраста.

Рекомендовано в общих целях развивать дисциплину, усидчивость. Отдайте его в центр детского творчества, секцию, займите полезным трудом. Станет меньше свободного времени, и как следствие – появится чувство ответственности. Кстати, это также поднимет самооценку ребенка.

Если ребенок не хочет учиться в 12 лет что делать — мнение психолога

Одним из факторов неохоты к знаниям в возрасте 12 могут стать:

  • страх;
  • неуверенность в себе;
  • комплексы;
  • заниженная самооценка;
  • апатия.

Такое поведение проявляется в 11 – 14 лет.

В наше время распространена проблема издевательского отношения детей-звезд над детьми-аутсайдерами и отвергнутыми. Определить позицию в коллективе вашего чада можно с помощью социометрики , которую в обязательном порядке проводит каждый классный руководитель.

В любом случае необходимо обратиться за помощь к профессионалу, чтобы провести диагностику, а в дальнейшем коррекционную или индивидуальную работу и разобраться в сложившейся ситуации.

Греческого священника и детского психотерапевта Василия Фермóса, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для журнала Матроны.РУ. Перед началом учебного года в очередной раз поднимаем школьную тему.

Последние дни августа — время ожидания и самой активной подготовки детей и родителей к школе. Большинство школьных принадлежностей уже куплено, но надо приобрести букет цветов, подготовить одежду, наладить режим дня и … настроиться на долгие месяцы почти беспрерывного сидения за книгами. Конечно, школьная жизнь — это не только уроки, учебники и экзамены. Это ещё и встречи с одноклассниками и друзьями, совместные игры и соревнования, походы в кино и в гости друг к другу, занятия в разных спортивных секциях, художественных и музыкальных кружкáх и студиях и многое-многое другое. И к сентябрю всего этого начинает не хватать даже тем ребятам, интересы которых явно не лежат в области получения академических знаний.

Сегодня мы поговорим о некоторых проблемах, возникающих у детей во время обучения в школе, а также о том, каким образом родители могут помочь своим детям-школьникам преодолеть все эти «ловушки» образовательного процесса.

Наши дети проводят в школе половину дня, а в старших классах — ещё больше времени, не говоря уже о тех часах, которые они тратят на приготовление домашнего задания. Можно без преувеличения сказать, что именно школа (после семьи) играет определяющую роль в развитии ребёнка и формировании его личности.

Ребятишки-дошкольники мечтают стать первоклассниками, а потом наступает разочарование, дети не хотят ходить в школу, не желают самостоятельно заниматься и читать книги — всё это знакомо родителям не понаслышке. Почему же столь часто школьная жизнь, которая начиналась с мечты, впоследствии становится кошмаром? По какой причине способные дети не желают учиться в полную силу? Что отвращает наших детей от чтения художественной литературы? Имеет ли какую-либо связь любовь к чтению книг и хорошая успеваемость в школе? Каким образом мы, родители, можем сотрудничать с учителями? Попробуем ответить на эти и некоторые другие вопросы.

Довольно часто можно услышать жалобы от родителей и учителей по поводу многих «способных, но ленивых» ребят, которые не хотят трудиться на уроках и самостоятельно, не занимаются столько, сколько могли бы. Основных причин такого отношения к учёбе несколько.

Во-первых , способный и умный ребёнок при всех своих достоинствах может не любить читать книги . По разным причинам ему не нравится или он не привык читать всё то, что мы подразумеваем под термином «мировая художественная литература» или, говоря школьным языком, называем «внеклассным чтением». А ведь, когда ребёнок полюбит книги, и ему понравится читать, он сможет гораздо эффективнее готовиться к урокам, читать учебники и дополнительную литературу.

Начнём с того, что дети гораздо легче воспринимают образ, чем текст, и им, к тому же, гораздо тяжелее, чем взрослым, сконцентрировать своё внимание на каком-то одном занятии или объекте. Поэтому телевизор для любого ребёнка — настоящая ловушка. Держа в руках пульт управления телевизором, он становится на время «хозяином положения» и может в любой момент переключиться на другой канал, едва только ему станет не так интересно наблюдать за «движущимися картинками» со звуком в этой передаче. Представьте себе, насколько такому ребёнку трудно будет сосредоточиться, чтобы прочитать ТЕКСТ на двух-пяти-десяти страницах ОДНОЙ книги!

Как можно помочь своему ребёнку полюбить чтение? Родители должны стать настоящими исследователями и психологами, узнать, что по-настоящему интересно сыну или дочери, что увлекает их детей, и попытаться найти книги на эти темы. Например, наш ребёнок любит животных и уже давно мечтает о кошке или собаке. Наконец, ему подарили котёнка, и наше чадо старается узнать всё о том, как ухаживать за своим питомцем, что он любит и чего избегает. Мы, родители, можем найти детские журналы о животных, детские энциклопедии и просто книги для его возраста, в которых рассказывается о взаимоотношении человека и животных. Постепенно, именно потому, что ему интересен предмет, наш ребёнок втянется в сам процесс чтения и даже не заметит, как начнёт с увлечением читать книги и на другие темы.

Что обычно делает мама, чтобы её ребёнок хорошо кушал? Она старается приготовить ему более вкусную еду, как-нибудь интересно и красиво оформить её — рисует смешную мордочку на каше, кладёт в йогурт разноцветные фрукты или складывает смешные фигурки из нарезанных овощей. Мы так заботимся о пище телесной для наших детей! Но так же необходимо поступать и с пищей для души: если у нашего чада «нет аппетита» читать книги, сделаем это занятие более привлекательным для него!

Можно брать с собой ребёнка в книжные магазины, обращать его внимание на красиво оформленные, привлекательные книги, листать их вместе с ним и, при возможности, покупать. Не надо давать ребёнку деньги «на книги», потому что слишком велика вероятность, что он потратит их на журналы, которые не принесут ему никакой пользы, или на посторонние вещи.

Необходимо вместе с ребёнком читать книги, а потом вместе обсуждать прочитанное. К тому же, для того чтобы дети захотели подружиться с книгой, они, по крайней мере, должны видеть, что их родители часто читают книги, а не смотрят постоянно телевизор и не посвящают всё свободное время компьютеру! Ведь это несправедливо — самому сидеть у телевизора или за компьютером и говорить при этом ребёнку: «Иди-ка почитай!»

Во-вторых , у ребёнка может не оказаться стимулов для учёбы ! Ребёнок — не механизм для автоматического запоминания и записывания всего, что говорится в школе. Обучение — это сложный психологический процесс, который не продвигается вперёд сам собой, для него нужна мотивация. Как побудить детей к учёбе?

Основным стимулом в жизни ребёнка является похвала. Если ребёнок не получил похвалу, если не были отмечены его способности и достижения уже на первых порах обучения, то впоследствии он вряд ли захочет по собственной воле садиться за уроки, читать книги, ходить в школу.

Но ведь и у нас, взрослых, происходит, в сущности, то же самое: мотивация сотрудников — это одна из основ менеджмента. Если на работе останутся незамеченными наши усилия, усердие, достижения, то вряд ли мы станем трудиться с такой же самоотдачей, как в случае, когда наши достижения получают признание коллег и начальства.

Многих детей, вместо того, чтобы похвалить и подбодрить, наоборот, психологически травмируют и обижают, и, в итоге, они разочаровываются в школе. Это может произойти как по вине учителей, — неопытных, равнодушных или уставших, — так и из-за чересчур требовательных родителей, которые слишком сурово обращаются со своими детьми.

Любая проблема ребёнка — это повод для родителей задуматься о своей жизни и поведении. Взрослым необходимо подумать, не слишком ли многого они требуют от сына или дочери? Ведь бывает, что в детях родители видят самих себя, а вернее, свои несбывшиеся мечты и надежды, и заставляют детей соответствовать родительским устремлениям.

Такие родители обычно делают сразу две ошибки: они забывают или не считают нужным похвалить ребёнка за удачный ответ или правильно решённую задачу и, в то же время, постоянно преувеличивают его неудачи, с детства навешивая на него ярлык «неспособного», «тупого». Ребёнок начинает ощущать себя именно таким, у него не появляется стимул продвигаться вперёд в учёбе, узнавать что-то новое, повышать свою успеваемость. Таких детей достаточно поддержать и показать им, что они очень способные. Это не поздно сделать даже в старших классах школы.

Иногда причиной того, что дети не любят ходить в школу, является отрицательный школьный опыт родителей , которые, соответственно, не в состоянии передать своим детям хорошие чувства к школе. А зачастую именно из-за своего прежнего отрицательного опыта родители настолько сильно желают дать хорошее образование своим отпрыскам, что, опять же, начинают на них в этом отношении давить, заставлять слишком много заниматься.

Но что делать, если, например, ученик начальной школы совсем не хочет учиться и делать уроки самостоятельно? Наверное, неправильно будет просто отсылать его в детскую с призывом «пойти заняться, наконец, делом». Ребёнку необходимо почувствовать наше участие, мы должны помочь ему хотя бы в начале выполнения домашнего задания, а также объяснить материал в случае возникновения трудностей. Родителям желательно помогать детям в выполнении домашней работы, но не проверять и не исправлять их ошибки , потому что иначе у учителя будет искажённое представление о знаниях детей!

Необходимо сотрудничество семьи и школы для того, чтобы грамотно решать все проблемы детей, связанные с учёбой. Было бы неплохо, если бы родители часто приходили к учителям, чтобы рассказать о проблемах, которые возникают дома во время приготовления уроков, посоветоваться и узнать, как ребёнок ведёт себя в школе.

Некоторые родители (чаще всего это делают мама или бабушка) вынужденно часами сидят рядом с ребёнком и вместе с ним делают уроки. Иногда, действительно, необходимо посвящать много времени урокам ребёнка — например, когда из-за длительной болезни или по семейным обстоятельствам он долго не посещал школу, и у него много пробелов в знаниях. Тогда без помощи взрослого ему не справиться. Но в этом случае связь между родителем и ребёнком изменяется, преображается в отношения учителя и ученика.

Родитель на время становится учителем, что привносит в его отношения с собственным ребёнком элемент принуждения. Одним словом, когда один из родителей становится репетитором своего чада, то у ребёнка становится одним учителем больше и одним родителем меньше… Если есть хоть малейшая возможность, лучше записать ребёнка на соответствующие курсы или нанять ему учителя для дополнительных занятий.

Кроме того, в семьях с несколькими детьми матери довольно трудно несколько часов в день уделять внимание урокам одного ребёнка: помимо разных бытовых проблем (мама просто не будет успевать сделать по дому всё, что необходимо), это может вызвать и ревность со стороны остальных детей.

Если в знаниях ребёнка не существует больших пробелов, то родителям совершенно не обязательно поминутно контролировать выполнение домашнего задания и, тем более, делать почти всё за ребёнка. Ведь этим мы, сами того не желая и даже не подозревая, ухудшаем ситуацию, поскольку наше поведение как будто говорит ребёнку: «Мы считаем тебя маленьким, думаем, что у тебя не получится сделать всё это самому, и кто-то должен за тебя потрудиться; мы считаем, что ты не можешь быть ни в чём самостоятельным и независимым, хотя ты уже достаточно взрослый». Другими словами, родители сами невольно «помогают» своему чаду стать инфантильным и не способным отвечать за свои поступки.

Но что делать, если ребёнок не хочет делать уроки самостоятельно и требует обязательного присутствия одного из родителей?

Во-первых, самому родителю необходимо осознать , что отрицательных последствий его постоянного присутствия рядом с делающим домашнее задание ребёнком гораздо больше, чем положительных. Только потом родители могут сказать ребёнку о своём решении. Дети — прекрасные психологи, и они отлично понимают, какие именно мотивы заставляют взрослых поступать с ними так или иначе: сиюминутная усталость? раздражение? нехватка времени? Или родители действительно желают и в данной ситуации добра своему чаду и поэтому поступают так? Если ребёнок почувствует колебание родителей, то он начнёт «давить» на них, и взрослые капитулируют.

Во-вторых, надо спокойно поговорить с ребёнком и объяснить, что теперь он уже достаточно взрослый, чтобы дать ему больше возможностей проявить инициативу и самостоятельность. Необходимо, чтобы наш ребёнок понял, что мы вовсе не бросаем его и всегда будем в его распоряжении, если у него возникнут сложности, но основную часть своей работы ему надо будет взять на себя.

Пройдёт несколько дней, а возможно, и недель, прежде чем и родители, и их чадо привыкнут к новому положению вещей. И не надо бояться, что несколько дней ребёнок будет ходить в школу плохо подготовленным. Ведь чтобы научиться учиться , нашему ребёнку, как и любому другому человеку, необходимо время! Родителям не стóит излишне переживать, будто сын или дочь не справятся с новыми обстоятельствами, ведь обычно дети не выдерживают только то, что не выдерживают их родители!

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

8 Comment threads

1 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

Грызть гранит науки порой не под силу даже взрослым, стоит ли требовать излишнего усердия и усидчивости от ребенка? Многие родители хватаются за голову, засыпая ребенка вопросами: «В кого ты такой ленивый?», «Неужели это так сложно понять?», «Почему ты не понимаешь, что учиться нужно?» - естественно, все вопросы остаются без ответа, а ребенок замыкается в себе и таит обиду на недальновидных родственников.

Успокойтесь и постарайтесь разобраться, почему ребенок так себя ведет. Чаще всего причина неуспеваемости - это не только банальная лень-матушка, но и влияние внешних факторов - конфликты с учителями или одноклассниками, большая нагрузка, стрессы, несоблюдение режима дня и многое другое.

Конечно, усаживать ребенка за стол, светить ему лампой в глаза и устраивать допрос «Что у тебя происходит в школе» не нужно. Искусство беседы всегда считалось тонким и трудным, но тем важнее его освоить. Важно, чтобы ребенок вам доверял, тогда и проблемы вы будете решать сообща, а не бороться с уже сформировавшимся результатом - прогулами и плохими оценками.

Почему ребенок не хочет учиться?

Конфликты с одноклассниками . Поставьте себя на место ребенка: вам хотелось бы ходить в школу, в которой постоянно напряженная атмосфера? Постарайтесь в ходе беседы выяснить, с кем и почему ребенок конфликтует чаще всего, а уже потом давайте советы. Можно вместе посмотреть фильмы или почитать книги на эту тему, придумать истории и вместе найти решение.

Драка - не всегда лучший выход из ситуации, но ребенок должен уметь защитить себя, так что, возможно, ему будет интересно заняться, к примеру, восточными боевыми искусствами, где тренер объяснит, что сила нужна для защиты, а не для нападения.

Конфликты с учителями . Некоторые мамы и папы в случае, если ребенок жалуется на несправедливого педагога, безапелляционно заявляют: «Значит, было за что, сам виноват». Другие, наоборот, всеми правдами и неправдами защищают чадо: «Не переживай, всегда знала, что у вас учительница - дура». Сначала разберитесь в ситуации, а потом уже ищите виноватых. Диалог с ребенком - лучшее решение: поставили плохую оценку за незнание темы? - значит, нужно вместе ее повторить. Ученик постоянно опаздывает? - проконтролируйте, чтобы ваше чадо являлось в школу вовремя, предложите его подвезти на машине или проводить. Конечно, бывают и противоположные ситуации, когда педагог откровенно невзлюбил ученика и попросту на нем срывается, тогда и методы противодействия с вашей стороны должны быть решительными.

Учеба дается трудно . Поймите, дети-вундеркинды рождаются редко, но даже им в этой жизни приходится нелегко. У каждого ребенка есть свои таланты и способности к тем или иным предметам: ну не всем же перемножать в уме пятизначные числа или помнить наизусть все даты из мировой истории. Ваша задача - своевременно выявить профориентацию ребенка: трудно учиться в школе с математическим уклоном - отдайте его в заведение, где доминируют естественные науки или иностранные языки. У чада обязательно должно быть хобби, которое будет по душе ему, а не родителям. Часто бывает так, что предки видят в ребенке будущего футболиста, а он терпеть не может гонять мяч и падать в грязь. Или отдают на 7 лет в музыкальную школу, в итоге, видя инструмент, дите чуть ли в конвульсиях не бьется. Поощряйте успехи чада, прививайте ему интерес к разным наукам и сферам деятельности. Ни в коем случае не сравнивайте его с другими детьми - вы просто наградите малыша комплексами с раннего детства.

Тотальный контроль . Давайте мысленно вернемся в наше детство: неужели вас ни разу не заставляли переписывать задачу заново, из-за того, что там «начеркано» или писать прописи два часа кряду, потому что почерк «как курица лапой»? Желание контролировать все и сразу вполне объяснимо, но этим вы ущемляете личность ребенка. Проверка дневника, всех домашних заданий, постоянная критика и упреки, шантаж «не пойдешь гулять, пока не сделаешь уроки», «сначала пойдешь на кружок, а потом поговорим о тренажерном зале». Люди, да вы из ребенка можете изгоя сделать! А потом уже поздно будет удивляться и спрашивать «А почему он не делится со мной своими проблемами?», момент-то упущен. Вы для него диктатор, а не близкий друг. Ослабьте поводья, пусть у ребенка будет 1-1,5 часа отдыха после школы, повесьте на стене режим дня, научите чадо ему следовать - тогда и проблем будет меньше.

Собственным примером. Ребенок не любит читать или заниматься спортом. Скажите честно, а все ли в вашей семье следуют этой догме? Папа лежит на диване, мама на кухне ест печеньки с чаем. На месте ребенка любой бы возмутился, а почему он должен бегать по стадиону, если можно проводить время с комфортом. Зачем читать книги, если можно посмотреть телевизор или поиграть за компьютером? Только личный пример и мотивация поможет вам приучить ребенка с раннего детства к полезным занятиям, в противном случае, когда он станет «вредным подростком», вы получите жесткий отпор.

Синдром «Нехочухи» . В принципе, немного полениться любят все, и ваш ребенок не исключение. Было бы удивительно, если бы кроха была нереальным трудоголиком. Давать нехочухе отдыхать, конечно, нужно, но в разумных пределах. Вместе составьте расписание, объясните, почему его нужно соблюдать. Если с 16:00 в графе стоит слово «уроки», будь добр, садись учиться. Дадите слабину - режим соблюдаться не будет, тогда успеваемость снизится катастрофически. Позитивная мотивация при работе с ребенком очень важна, не скупитесь на похвалу. Сделайте забавные напоминалки, предоставьте ребенку право выбора: что ты хочешь сначала сделать, почитать или выучить физику? А когда закончишь, можем вместе пойти на баскетбол (танцы и так далее), поиграть в настольные игры, навестить друзей.

Ребенок еще не понимает, зачем он учится, поэтому лучше объяснять ему на примерах. Если бы Да Винчи не знал основы физики, он бы не изобрел дельтоплан, не зная анатомии, врач не смог бы спасти жизнь человеку и так далее. С младшими школьникам урок должны напоминать игру: математику можно закреплять, считая во время обеда, скажем, кусочки хлеба или ложки, природу учить во время прогулки, а не просто рассматривая картинки. Если у чада проблемы в школе, стоит привлечь и школьного психолога - с его помощью выявить страхи, комплексы и проблемы будет проще. Секрет плодотворного общения с чадом прост: не будьте равнодушными!

Частая жалоба родителей «Он не хочет (делать уроки, ходить на кружок, заниматься спортом и т.п.)» в течение учебного года обычно решается давлением («надо»). Летом же причин давить вроде бы нет, а «Он ничего не хочет» приобретает новое значение: не хочет читать, рисовать, гулять... Психологи считают, что, заставляя ребенка, родители не дают развиться его внутренней мотивации. Вот как это обычно происходит.

Способ первый: «надо» вместо «хочу»

Отбить желание «чего-либо хотеть» можно уже в самом раннем возрасте. Например, все время пренебрегая собственными желаниями, родители не показывают ребенку, как это — «хотеть». Родители могут руководствоваться принципом: «Что значит „хочу или не хочу“? Есть слово „надо!“». Знакома вам такая житейская установка? Или: «Нет, нет, спасибо, я ничего не хочу...» Часто родители, которые так относятся к своим желаниям, желания своего чада тоже игнорируют.

Что важнее: режим дня или потребности ребенка? Я встречала много мужчин и женщин, которые не задумываясь отвечают: «Конечно режим!» И вот мама будит грудного , чтобы его покормить, потому что пора, а потом не дает орущему от голода малышу поесть, поскольку «по расписанию до кормления еще пятнадцать минут». Если еда, сон, туалет жестко регламентированы, а любое заявление ребенка о своей потребности игнорируется («отстань!» «потерпи!»), наказывается («не смей!»), высмеивается («ишь, чего захотел!») или объявляется , то рано или поздно ребенок начнет ориентироваться исключительно на правила и перестанет слышать и чувствовать себя.

И тогда ответ девочки-подростка на вопрос старшей сестры «Ты есть будешь?» — «А ты?» воспринимается вполне естественно. Ей неважно, проголодалась она или нет, решающим в ее выборе является чувство голода сестры. А ведь существуют вопросы куда более серьезные. Девочка вырастет и услышит: «Выйдешь за меня замуж?». Что станет критерием для принятия решения, от которого зависит ее будущее: «А что, уже пора? Ну ладно, если ты хочешь...» Сколько в результате разбитых судеб...

Конечно, каждому ребенку необходимы границы его «хочу», но любое родительское «нельзя» должно быть обоснованно. Отказывая в чем-либо ребенку, мы, независимо от его возраста, должны всякий раз обязательно объяснить ему причину отказа. Даже грудничку , который, казалось бы, ничего не понимает. Ведь постоянно сталкиваясь с непонятными для него запретами, ребенок рано или поздно теряет надежду, что ему когда-нибудь «будет можно». И ему проще не хотеть, чем каждый раз испытывать разочарование.

Человеку, выросшему в атмосфере постоянных необоснованных запретов, сложно ориентироваться в жизни. Он может впасть в одну из двух крайностей: или необоснованно ограничивать себя (и других) во всем, или не признавать никаких запретов и правил (аллергия на слово «нельзя!»), каждый раз поступая вопреки им.

Способ второй: убить мотивацию

Еще один способ отбить желание — ребенок чего-нибудь хочет, а его за это ругают или наказывают. Малыш захотел нарисовать на стене, нарисовал — а на него за это кричали, его унижали, а потом еще полгода вспоминали об этой провинности... В следующий раз, когда ему захочется что-то сделать, он вспомнит ту ситуацию и сдержит свои желания.

Случается, ребенок очень хочет чего-то, а его желания упорно игнорируются. Например, он хочет, чтобы у него получалось красиво, аккуратно рисовать или раскрашивать — но рука еще не слушается. А родителям неохота с ним заниматься. Там, где малыш мог бы с помощью взрослых расширять свою зону развития, он остается один. Самостоятельно, без посторонней помощи ребенок не может научиться чему-то сложному. И тогда он отказывается сначала от этой, а потом и от другой деятельности. Ведь для того, чтобы продолжать хотеть чем-то заниматься, нужно иметь опыт успеха.

Родители нередко жалуются: давишь на него — он делает, не давишь — не делает. К сожалению, это может означать, что «хочу» уже «сломалось». И у взрослых людей так часто бывает. «Никак не могу себя заставить!» — сетуют они. Некоторые искренне удивляются: «А что, разве бывает так, что хочется работать не через силу?» В норме только так и должно быть. В норме мотивация у человека не внешняя, а внутренняя. «Руки чешутся», хотя никто не заставляет. Разумеется, это не значит, что человек не должен прилагать никаких усилий! Но он не насилует себя, не надрывается, не чувствует себя жертвой обстоятельств.

Посмотрите на маленьких детей. Это же вечные двигатели, их не остановить! У них огромный запас внутренней мотивации. Другое дело, что мы, взрослые, с этими двигателями делаем, как к этой кипучей деятельности относимся.

С ребенком нужно все время быть рядом, следить за ним, помогать ему. А нам не хочется, мы устали, у нас и своих дел хватает. И вот уже ребенок слышит: «Сядь!», «Не шуми!», «Не лезь!», «Остановись!», «Прекрати!», «У меня от тебя голова болит!», «Ты меня совсем замучил!». Какому ребенку приятно быть «папиной головной болью» и «маминым мучителем»? И он начинает сдерживать свои желания, и вот уже он никому не мешает — целый день тихо сидит у телевизора или сражается в компьютерной игре. Только мама с папой отчего-то опять недовольны: «Почему ты ничем не интересуешься, ничего не хочешь? Сходил бы куда-нибудь, сделал бы что-нибудь...»

Способ третий: желания родителей сильнее

«Не хочу» ребенка бывает связано еще и с тем, что родители порой хотят для него чего-то больше, чем он сам. Например: «Я мечтаю, чтобы мой сын играл на флейте!» или «Если дочь не выучит английский, я себе этого не прощу!». Ребенок чувствует, что в этой области жизни родители «уязвимы», и может начать ими манипулировать: «Не буду играть на флейте, пока вы...»

А поскольку родители совершают кучу всяких ошибок при воспитании детей, ребенку всегда есть за что им «отомстить». И когда сын или дочь видит, что мама очень хочет чего-то (хотя он на самом деле тоже вроде бы не против), у него появляется шанс наказать маму за то, что она ему когда-то чего-то не разрешила. Это происходит на бессознательном уровне, но все равно ребенок начинает ощущать власть над мамой. Он замечает, как она меняется в лице, и понимает, что с ней сейчас можно делать все что угодно, что она готова пообещать золотые горы за то, что он пойдет куда-то.

А если мама хочет этого чуть меньше, чем сам ребенок, она не поддастся на манипуляции, потому что внутренне готова к тому, что ребенок может и отказаться, ведь, в конце концов, это — его дело...

Вопрос, который родителям стоит задать себе: а почему я-то так хочу, чтобы ребенок непременно делал то или это? На самом деле часто бывает — потому, что я хочу быть Хорошим родителем, а у Хороших дети всегда... Дальше идет стереотип. И в этом вся причина.

Бывает, что ребенок упорно отказывался чем-то заняться, но мама настояла, и он все-таки согласился — и в результате остался доволен. Тогда неплохо бы и спросить: почему же он отказывался? Но нам некогда поговорить с ребенком и разобраться в ситуации. Заставлять проще... Проще?

Заставлять или нет?

Если на все вопросы ребенок односложно отвечает «не знаю» и не хочет объяснять причины, то, возможно, ваш контакт с ним уже нарушен. Обычно дети с удовольствием рассказывают о своих переживаниях. На самом деле им с ними тяжело, им хочется с ними разобраться. А если ребенок закрывается от родителей — значит, не доверяет, скорее всего, где-то на него «передавили».

Ну а потом ребенок привыкает — и без давления и понуканий уже не хочет ничего делать. Он уже чуть ли не просит: «Нажмите, наедьте на меня, тогда я сделаю!». Его приучили к тому, что стимул все время поступает извне, а внутренняя, собственная мотивация у него совершенно не развита.

Кстати, у взрослых эта привычка проявляется, когда они до последнего откладывают то, что нужно сделать, а потом хватаются за работу под давлением сроков и обязательств. Кажется, зачем себе такой «экстрим» устраивать? Неужели раньше нельзя было сделать? Оказывается, нельзя — внутренней мотивации было недостаточно, ждали, когда внешняя подгонит.

Некоторые родители недоумевают: как же ребенка не заставлять, ведь он тогда, как Емеля из сказки, пролежит всю жизнь на печи! Надо же его воспитывать! Парадокс: если ребенка (да и взрослого тоже) все время заставлять — он сделает все, чтобы «лежать на печи», а если не заставлять — есть надежда, что ему вдруг чего-то захочется...

Купить эту книгу

Обсуждение

Честно говоря, статья слишком общая. У человека, который писал статью, мало опыта, по всей видимости. Я учу 4 детей дома уже 15 лет, мы пробовали разные способы учебы и мотивации. У всех есть плюсы и минусы. Вот если бы в статье рассказали, как ребенка мотивировать заниматься, тем, что нужно в любом случае. как развивается сила воли. А то что толку сказать, не заставляйте, ЗДРАСЬТе, а альтернативу дать?

04.01.2017 00:37:31, Жанна

Комментировать статью ""Он ничего не хочет". 3 способа отбить у ребенка желание действовать"

Из сада она приходит и ничего делать не хочет, так и заявляет - не хочу. В выходные изредка под настроение может Дело в том, что плохой воспитатель может отбить все желание еще и дома заниматься. Если, к примеру, в саду на ребенка орут за то, что он что-то сделал не так.

Обсуждение

Коллективный разум это сила.Спасибо за идеи

Знаете, у нас так было, когда в саду мы нарвались на неадекватного воспитателя. К счастью, быстро разобрались в ситуации и перешли в другую группу. Дело в том, что плохой воспитатель может отбить все желание еще и дома заниматься. Если, к примеру, в саду на ребенка орут за то, что он что-то сделал не так. Если вы уверены, что воспитатели хорошие, поговорите с ними, спросите, как они занимаются в саду, нравится ли дочке. Я считаю, что садовских занятий совершенно недостаточно и дома заниматься важно и нужно. Сад может подтолкнуть к более интересным, творческим занятиям, дать какие-то идеи развития, но полагаться на сад нельзя.

Спасибо за идеи, щаз чонить воплотим:)

Обсуждение

Отпишись, что пошло))

"Вот как если бы человек попал на планету птиц и надо его научить чирикать - ну категорически незнакомо человеку это чириканье и серьезной речью он его не считает".
Ну вообще-то все просто, чириканье ему нужно будет тогда, когда без чириканья его не будут понимать окружающие;) Т.е. любую изучаемую информацию нужно применять в быту: " пойди принеси мне 2+2 карандаша...найди предмет на букву А...составь из букв "торт" и получишь кусочек..." и прочая фигня в текущей ежедневной жизни.

ИМХО, такое вот сидение перед экраном в одиночестве (без мамы), на котором чужая тетка где-то там чего-то говорит, тебе абсолютно не понятно для чего нужное, может только отбить желание что-то учить. Моя Кристя не высидела бы эти 5 минут (в ее лет 5-9 точно, сейчас в 17 высидит, думаю):(У тебя замечательно усидчивый мальчик:)

Когда найдете способ показать ребенку, что решать каждый день по несколько однотипных примеров - это Поэтому, чтобы школа ничего не отбивала желательно найти ребенку хорошую или хотя бы Не видела ни одного ребенка, у которого есть желание мыть посуду.

Обсуждение

По каким предметам двойки-тройки и из-за чего?
Не получается ровно вырезать на труде и не понимает, что делать, читая условие задачи - разные проблемы.
Может у вас учитель зверствует или предвзято относится именно к вашему ребенку, но в общем случае с двойки на тройку во втором классе - редкость, и сигнал, что у ребенка проблемы с учебой.

Во 2 классе есть предметы, требующие какой-то особенной усидчивости?

26.05.2016 11:18:13, интересно просто

Ничего она не хочет. Спрашиваю каждый год - ответ ну один кружок с прошлого года и все... Конечно, предмет может быть и трудным, и это может не отбить желание заниматься этим предметом, но только в том случае, если у человека (ребенка) есть цель.

Обсуждение

либо принять ее неуспешность на будущее (вдруг повезет и сама выправится, но шансы малы)
либо заниматься
а кто виноват, что вы родить можете, а на воспитать времени не хватает
родить не сложно, сложно вырастить достойного человека

Посмотрите записи вебинаров по мотивации в учебе. Сейчас их много. Можно записаться на какой-ниудь, чтобы получить обратную реакцию.

Еще советую Вам с дочкой самой сходить на фестиваль альтернативного образования. [ссылка-1] Там будет много разных методических семинаров для родителей и увлеченных детей.

Стали бы Вы прилагать какие-то дополнительные усилия, кроме ЗОЖ и регулярного секса, если после 6 мес без предохранения беременность не наступила?! :/ Ему 43, есть взрослая дочь от первого брака, отношения тёплые, но живёт далеко, хочет сына-наследника... Мне 37, есть два сына-подростка от бывшего мужа, отношения разные, живём дружно все вместе, хочу лапочку-дочку... С одной стороны, я фаталист, и привыкла полагаться на Мать Природу: если М и Ж здоровы, то беременность наступит сама собой, а...

Обсуждение

Я за обследование.
У меня двое запланированных детей 1 и 3 получились со второго цикла, вторая дочка в "безопасные" дни, а 4 беременность наступила в 36 лет с одного раза, по случайности в овуляцию (по календарику). Не стала пить постинор, понадеялась пронесет, не пронесло, к счастью:)

Я за медицинские исследования.
Кстати, я второго сынулю родила в 42, сейчас в декрете и такого удовольствия как сейчас в моей жизни наверное никогда не было! Малышу скоро год

Многие ли родители задаются вопросом о том, для чего нужно учить своих детей? Ответ на этот вопрос не однозначный. А это же один из самых главных вопросов в жизни человека, после которого идут все остальные - чему и как учить, что мы считаем главной целью образовательного процесса? В учебном пособии «Дидактика» И. М. Осмоловской, ведущего научного сотрудника Института теории и истории педагогики РАО, сказано: Т.е. на вопрос о том, для чего учиться, Осмоловская, по сути, отвечает...

Обсуждение

Статья совершенно не учитывает, что школа вступает в отношения не с формирующейся личностью ученика, а со сформированной личностью главы его семьи. И мыть ли ученику полы в школе решает не ученик и не школа, а отец ученика и никто другой. Школа это решает в Северной Корее, туда нас и зовут авторы.
В Финляндии это решает ученик, другая форма тоталитаризма, ни чем не лучше, только еще не окончательно развитая.
Но в нормальных странах с вменяемыми обществами требования к ребенку предъявляют родители. А общество может лишь ограничивать в правах ВЗРОСЛЫХ, которые тем или иным (в том числе образовательным) требованиям общества и государства не удовлетворяют.
Вот и все. И не надо тут лишнюю философию разводить.

естественно только ученик и определяет, на каком уровне он усвоит. другого и быть не может в принципе

Будут так действовать, жалко ребенка. Думаю, что в начальной школе вообще главное - не отбить желание учиться и дать ребенку ощущение своей успешности, а остальное при необходимости легко Практически - ничего не хочет сделать, чтоб исправить ситуацию.

Обсуждение

Менять учителя. Какие у ребенка с ним отношения? Учитель как к нему относится?В параллельный класс перевести не получится? Оценки очень странные.

Я бы посмотрела, за что двойки. Это многое может объяснить. Например, бывают сравнительно неожиданные контрольные за весь раздел, а ребенок с Вами вчера занимался только по последней теме раздела. Или какие-нибудь проверочные большие и непредсказуемые. Или еще что-то. Ну и учитель строгий или тоже холерик)
Вообще, ниже правильно посоветовали - школу или класс поменять. Потому что - ответственный, быстро соображающий ребенок с идеальным почерком так учиться не может)

Напишу, давно собираюсь. Это будет о подрощенных приёмных детях с плохим социальным анамнезом. Я почти 8 месяцев назад стала приёмной матерью девочки 6,5 лет. При этом, у меня есть самодельная дочь на 11 месяцев старше. После того, как младшая дочь прожила дома около 2-х месяцев, я поняла, что эти две девочки живут в двух разных мирах. Старшая живёт в мире, где взрослые любят детей и заботятся о них. Младшая живёт в мире, где взрослые в лучшем случае - не обращают на детей внимание, а в...

Обсуждение

Вы правы просто сверх... Говорю Вам как возвращённый когда-то за ненадобностью ребёнок. + Месть. Святая. С большой буквы. ("А почему только мне?! Пусть ВСЕМ!") Типа "имею право!".
Но Вы молодец... Так реконструировать жизнь...
P.S. На слёзы ребёнка я способна реагировать только бешенством: "Заткнись! Вот именно ТЫ не имеешь на это права! Ты слишком благополучен!" (если кому-то зачем-то интересно. А вообще всё это дальняя фигня. Щас вот взъерошили.)

Что то в ваших словах есть. У меня очень сложный ребенок, которого я взяла в 6,5 лет. До меня приемная семья его била, и я понимаю их почему, итог-ребенка вернули в приют. У меня другие методы. Сейчас прошло 2 года, ребенок не перестал быть сложным, но уже меньше провакаций. Могу сказать, только, что ему самому плохо от самого себя и мне очень его жаль. Советы другим я не берусь давать, все дети разные.

Дети - наше все, наше продолжение, наше будущее. Следуя желанию сделать своего ребенка счастливым, многие родители буквально заваливают малыша подарками, развивающими игрушками, стремятся удовлетворить любой каприз. Машинки - куклы - платьица - все как у взрослых, только маленькое. Наш ребенок учится получать. Много, разное, на выбор. Такой мир, такое время. Где проходит грань между баловством и воспитанием? Как не отбить у ребенка желание развиваться? Где та золотая середина в воспитании...

Вы решаете воспитывать ребенка по-своему как отцы и деды, и еще многие предки. Но мало кто понимает, что каждый ребенок особенный, у него свои свойства и свои желания. Если у Вас один векторальный набор и соответствующие желания, то у ребенка, который редко бывает копией родителя, могут быть противоположные свойства. Все дело в том, чтоб узнать и правильно определить свойства ребенка. В этом каждому родителю может помочь системно-векторная психология Юрия Бурлана. Бывает так, что ребенок...

Здравствуйте! Моему малышу сейчас 1год 8 мес. В марте хочу закончить ГВ. Как правильно это сделать? Много читала, что лучше это сделать постепенно, но сыночек висит на сисе круглые сутки, так что "постепенно" не получится.

Обсуждение

Здравствуйте. Моему младщему сейчас три с половиной года, мне самой сорок восемь. Сосет грудь очень интенсивно, отказываться не собирается, парень настойчивый и упертый - своего добивается любыми путями: ор на весь дом, трагедия с заломом рук, на жалость давит "(ну разок, ну три разика пожалуйста, мне же три года...")
Даже уехать и оставить на кого-то - тоже не вариант - даже после отъезда на три-пять дней возвращаюсь - и он снова рассасывает грудь, снова появляется молоко (а может, и не уходило никуда, я уже настолько привыкла, что не чувствую).
Как закончить?? Устала уже, не высыпаюсь. Посоветуйте, кто тоже долго кормил. Заранее спасибо

Здравствуйте, Ирина! Рада за Вашего малыша, кормившегося достаточно долго. Статистически ему сильно повезло.
Каков запрос – таков ответ: если не получается «постепенно», то и «правильно» тоже не получится, к сожалению.
Словом, я могу рассказать, как свернуть ГВ без проблем для маминой груди. Но не существует способов закончить ГВ безболезненно для малыша в такие короткие сроки, особенно учитывая, что малыш «висит на сисе круглые сутки». Это говорит о том, что Ваш малыш еще не готов к отлучению, независимо от того, каков его возраст на данный момент.
Итак, если Вы решили, что любой ценой хотите закончить кормить своего малыша грудью именно в марте, Вам следует перестать прикладывать малыша, грудь держать полной, но не переполненной, подцеживая ее только до облегчения. Не допускайте дискомфорта – ведь грудь не знает, что мама уже приняла решение отлучить малыша, и некоторое время будет вырабатывать молоко по прежней схеме – примерно так часто, как малыш сосал. Механизм снижения лактации в этом случае связан с тем, что в полную грудь молоко приходит медленней. Придется «держать руку на пульсе» - отслеживать переполнение и дискомфорт, чтобы избежать застоя молока. Некоторым мамам для снижения лактации помогает шалфей – выпивать 1 стакан отвара в течение дня. Некоторым – не помогает. Не рекомендуется пить горячее питье большими порциями.
Часто бывает, что мама теряет гораздо больше свободы при отлучении, чем приобретает.
Советую заранее продумать, КАК Вы теперь будете укладывать сына спать и готовы ли Вы укачивать Вашего большого малыша по ночам, вместо того, чтобы покормить грудью и спать дальше.
Вот в этой статье очень хорошо описаны типичные ситуации, в которых мама принимает решение об отлучении. Часто утомительное ГВ – не причина, а следствие отношений в паре «мама-малыш» и отлучение ничего в отношениях не изменит. Кормление грудью ребенка старше полутора лет. Психологические и поведенческие особенности
[ссылка-1]
Каждая мама хочет, чтобы ее малышу было хорошо. К сожалению, в нашей культуре принято воспринимать кормление грудью как «баловство», которому не следует потакать. Однако потребность в сосании – не дурная привычка.
про потребность в сосании - как долго сохраняется
[ссылка-2] Потребность в сосании нужна не только для того, чтобы поесть. Это также способ успокоиться, расслабиться и «переварить и усвоить» впечатления дня. Если малыш лишается возможности расслабляться привычным ему способом, ему или придется в срочном порядке найти замену сосанию (и что он выберет –неизвестно), или – впечатления и напряжения могут начать копиться, выплескиваясь самым неожиданным образом.
Чтобы минимизировать травму от отлучения для малыша – как можно больше телесного контакта, обниманий – покажите своему сыну, что Вы его по-прежнему любите, просто теперь это будет проявляться по-другому. Обязательно поговорите с ним, постаравшись найти достойные объяснения отлучения от груди не только для него, но и для себя. И будем надеяться, что малыш Вас поймет и удовлетворится тем, что есть.
про приучение засыпать одному. Исследование нейрофизиологов
[ссылка-3]
Будет все же лучше, если найдется временной ресурс сделать отлучение более плавно, постепенно уменьшая количество прикладываний, оставляя сосания только на сны и под утро. Потом можно будет ограничивать длительность сосания на сон каким-нибудь уговором, например: «давай договоримся, что ты сосешь, пока я пою тебе песенку» . Потом сосания на сон можно будет заменить каким-то приятным для малыша ритуалом, например, массажем, чтением книжки, песенкой или просто полежать рядышком.

Представьте влюбленную пару. Оба очень любят друг друга и очень любят целоваться. Она уверена, что такая идиллия будет длиться вечно. Но однажды при встрече любимый вдруг начинает уворачиваться от ее губ, ограничиваясь рукопожатиями и похлопыванием по плечу. При этом уверяет, что он ее по-прежнему любит, просто решил, что они уже выросли из «телячьих нежностей», и «уже хватит». Поверит ли девушка своего любимому, что ничего не изменилось в их отношениях?

Словом, для резкого отлучения от груди должны быть очень веские основания.
Желаю Вам взвесить все доводы и принять наиболее правильное для себя решение о сроках и способах отлучения от груди.

В момент, когда рухнул мой мир, я собиралась открыть кабинет частной практики: купила подходящую кв на 1 этаже на красной линии, сдала доки на лицензию, заказала оборудование... И самое серьезное - уговорила сестру уволиться, встать на учёт в службе занятости, чтоб пройти бесплатно курс начинающих предпринимателей, принять участие в программе самозанятости безработных и получить грант на открытие своего дела... Планировали, что сестра будет ИП, возьмет мою кв в аренду, наймёт меня врачом...

Обсуждение

М-да, некрасиво как то получилось... Один выход, извиняться перед сестрой, при встрече виновато опускать глаза.. :)

Честно говоря, мне кажется, ваша сестра немного не справедлива...Как можно ненавидеть свою сестру, вы ведь не намеренно так поступили! Но может быть характер у нее такой сложный... думаю со временем, постепенно все уляжется...

Ситуевина у нас неприятная приключилась, на днях.. В пятницу шли домой с площадки, из окна 9го этажа, в нас кинули сначала яблоко, которое упало рядом с Дашкой, а затем пакет с водой, который пролетел сантиметрах в десяти, от Тимкиной головки.. Такое уже случалось однажды, пару лет назад, мы тогда не ту квартиру заподозрили.. но это в прошлом.. в этот раз, за пол часа до нас, запустили яйцом в автомобиль, только что припарковавшегося знакомого... ну и собственно я стою смотрю на окна, мне...

Обсуждение

Управа, есть, делаете следующее: когда у вас или ребенка неважно откуда появится большой синяк, идите в милицию и пишете заяву что "ПОПАЛИ яблоком".
И так каждый раз, думаю, тут всё же другая категория чем "мимо пролетел" и управа найдется (может, включится ЮЮ и ребенка заберут в интернат, ибо проблема не в ребенке, а в маме, ктр свою работу - воспитывать детей - не выполняет).

Анастасия, вас я ни в чем не обвияняю! и никого в принципе не обвиняю!
Я не защищаю ребенка, который почти нанес вред....просто для меня в этой ситуации дико, что мамы советуют другой маме осуществить расправу над 10тилетним ребенком.
имхо..но считаю, что это не в ребенке проблема..а в его непутевой маме, которая забила Х на него и он растет сам по себе. Дети извергами не вырастаю, их делают такими родители.
я не знаю, если это проблема всего двора..то почему вы не соберетесь мамочками и не встряхнете маму этого ребенка...зачем направлять агресию на 10тилетку?
и живя в такойм вот агресивном обществе, чего вы все ждете от детей? вы думаете откуда они этого всего нахватались? из детских книжек? нет! они смотрят на взрослых и повторяют их же поступки и слова! это мы учим детей насилию!
я всем вам желаю добра!

Дома дочка заниматься не хочет, каждый раз садимся за домашнее задание, как на каторгку: с истериками и скандалами. Что делать? То ли отбить у ребенка всякое желание заниматься, то ли бросить занятия по подготовке к школе.

Обсуждение

Вам очень много всего написали (и подготовка не нужна, и что ребенок делать в школе будет не понятно и учителя разленились), а я вот что хочу сказать. Если вы знаете, что хотите пойти в определенную школу, где определенные требования - занимайтесь. я это проходила. терпеливо, каждый день, пусть понемногу, но ОБЯЗАТЕЛЬНО. истерики-неистерики -есть такое слово НАДО. у нас буквально через месяц истерики прекратились, даже заинтересованность откуда-то взялась. главное на ребенка не кричать и все объяснять терпеливо. мы когда читать учились, учительница говорила: предложение ребенок -предлоэение мама. все будет хорошо.

мы в 4 ребенкиных года переехали в Сингапур, здесь в детском саду задают домашние задания с 2-х лет, а в 4 года домашние были уже большие.
у нас еще уровень сильно отставал, в Сингапуре в 4 года уже читать уметь положено, а мой деть только буквы знал.
и тоже домашние были с песнями и плясками, за конфетки, за покупку игрушку.
чтобы не так страшно было делили большие домашние на маленькие кусочки, за каждый маленький кусочек ребенку что-нибудь полагалось дать-купить и т.д.

первый год-была пытка, и оценки ниже плинтуса, второй год легче,и оценки "с троечки на четверочку",
а закончил он сад третьим в группе по успеваемости, и проблем с домашними нет, сам приходит-"мама, когда ты будешь со мной делать уроки"

в общем здесь на "семье" вообще детей учить не сильно любят, и в обсуждении ожидаемо советуют ребенка "не мучать". но все реально, и если настаивать мягко, но не отступать, то и успехи появляются, и отвращения к учебе не возникает.

Конференция " Ребенок от 7 до 10". Раздел: Школа (ребенок в 1 классе не хочет учиться). Единственный предмет, на котором он скучал в 1 кл, это как раз тот, на котором он ничего не понимал. за 2 года все желание и отбили.

Обсуждение

Попробуйте сесть рядом с сыном и разложить по полочкам: эту неделю ты должен сделать в школе то-то и то-то... (прям пишите на бумаге), за это будет то-то и то-то... (как внизу =СветА™=
пишет), возможно это кажется и непедагогично, но на примере моего ребенка сработало. В прошлом году сын интересовался различными детскими журналами, наклейками, мы только на этом и выехали. Я 1 класс сейчас вспоминаю с ужасом (сейчас сын во втором), было тоже самое, что и у вас. В декабре я его вообще хотела забрать на домашнее обучение, потому что ребенок только присутствовал в школе, но писал только по математике и русскому (и то не все), изо и труд для него вообще не существовали в природе, за весь первый год он сделал что-то и нарисовал только пару раз, да и то только весной. Учительница на него не давила, то есть он просто сидел и смотрел в окно, говорила мне, что он еще не дозрел. Ничего не делал в плане обвести, заштриховать, закрасить, он даже эту тетрадь не доставал. Со второго полугодия у них уже были дневники, не было ни одной недели без замечаний - ушел с урока раньше, ничего не делает, не записывает и т.д., я вообще в шоке была от всего этого, т.к. ребенок шел в школу очень подготовленным, и проблем по моему мнению вообще никаких не должно было быть. Побежали по психологам. Вердикт - к школе не готов (у него откровенно говоря и зубы то первые выпали только этим летом в возрасте 8 лет), для него учитель не авторитет, он не понимает команд взрослых как указ для обязательного исполнения, типа ждите, само рассосется. Сейчас 2 класс - небо и земля. Учится очень легко, не напрягаясь. Работает в классе тоже пока неактивно, улетает (но это еще его особенности невр. и псих. развития). В 1 четверти 2 четверки (русский+изо), сейчас думаю будет отличником (или одна четверка по изо), считает самым тяжелым предметом в школе рисование, на это есть причины, он тоже мир особенно видит (как и сын у К.), например, на елке грушу может нарисовать:))). Так что ищите ходы к своему сыну, можете еще к психологу для успокоения сходить.

Домашнее задание в школе не делает вообще - сидит по два - три часа на продленке за партой, не играет, не болтает, но и не делает НИЧЕГО. цель научить рбенка "учиться" и не отбить у ребенка " ЖЕЛАНИЕ " учиться, а программу началки можно за пару месяцев пройти...

Обсуждение

Боями и уговорами не заставишь, сделает конечно на етъ.бись. Но в мозгу вряд ли от этого прибавится. Тут либо совсем непедагогично подкупать- сладостями, мультиками и т.п. либо к психлогу обратиться чтоб помог понять почему так. Я помню как меня училка по физике "перевоспитала" Я этот предмет непонимала, не любила, да и вообще уже в 7 классе все мысли были только о том чтобы быстрей отмучиться ещё 2 года и свалить. Она мне предложила просто сидеть на уроках и тупо переписывать всяческие даваемые ее формулы в терадь а за это она не будет меня спрашивать, донимать контрольные, а просто тихонько будет мне троячек в четверти выводить. Меня это утроило. Сидела себе на последней парте, играла с подругой в морской бой а попутно чето там корябала в тетради. Школу закончила без 3 кстати. Я сына долбаю не чтоб побольше 5 принес а именно чтоб понял. Пусть 4 но честная. И стараюсь реально оценивать по какому придмету он может и отлично учиться, но ленится-типо 4 это ж хорошо куда ещё лучше?. А по какому и 4 значительное достижение

Мотивации нет. Моя дочь 8 лет тоже себя так часто ведет, когда ей не интересно, благо нам задают мало, зато когда ей что-то интересно делать - сама садится и делает уроки долго, например ей понравился английский - учительница добрая и за хорошую работу на уроке дает наклейки - вот уж дочка старается, даже сама слова учит! да и в конце концов, это же начальная школа, ее основная цель научить рбенка "учиться" и не отбить у ребенка "ЖЕЛАНИЕ" учиться, а программу началки можно за пару месяцев пройти сообразительному ребенку.
Оставьте ребенка, пусть после школы занимается - тем что ей нравится играет, гуляет
Зачем вы ее все воскресенье держали за партой?

Не хочет ничего повторять. ...затрудняюсь выбрать раздел. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского А если вдруг и проснется желание что-то сделать-хватает максим на 5 мин. Другие детки участвуют во многих утренниках, моего не заставишь.

Обсуждение

вы на линейке как его обозвали, так он себя и ведет:)

Во-первых, он никому и ничего не должен (как уже писали ниже). Во-вторых, это склад характера. К таким детям нужен подход, а главное не тянуть за уши. В-третьих маме успокоиться - он считывает мамину тревожность по этому вопросу, считывает ее желание, чтобы он был как все, поэтому в силу характера сопротивляется.
У меня такой же - ни за что ничего не делал (если от него хотели). В д/с даже полгода не разговаривал. Сейчас все ок, но мы ходим на МШ. Недавно пошли еще на Ваньку-встаньку (с психологом). Каково же было мое удивление, когда мой мальчик там даже танцевальные движения повторять пытался, причем с первого занятия (препод нашла контакт).
Если Вас это действительно сильно напрягает, попробуйте найти занятия с психологом (детские), попробуйте на МШ походить. Если сами будете разгребать, то ищите в себе. Просто не знаю откуда Вы, поэтому сложно конкретно советовать. Если есть вопросы, можно в личку кинуть.

"Бойтесь своих желаний - они исполняются"...
Когда мне было около 30 я ОЧЕНЬ хотела ребенка (у меня не было детей и ни одной беременности) - я извела на это хотение 5 лет - у меня родился ребенок (не ЭКО) с генетическим дефектом - мне казалось что самый большой ужас это был в первый год его жизни - сейчас все нормально
Потом я очень хотела ЗДОРОВОГО ребенка - я родила второго здорового ребенка и когда ему было меньше года муж ушел от меня к молоденькой бездетной... Я потратила на истеричное хотение несколько лет своей жизни - а могла бы просто ЖИТЬ, я получила то что я хотела... но я несчастлива.. потому что то что я хотела оказалось совсем не тем.. и еще я очень любила своего мужа... а теперь у меня есть только дети

19.02.2010 22:24:50, не зарегистрирована

Совершенно невменяемая дочь тогда просто криком орала " Не хочу в школу". Тоже отбили желание учиться. А плюсы в 200 школе для нас сейчас перевешивают Соловейчика (кстати, нет в нем ничего такого уж страшного).

Обсуждение

со школами началки в Ясенево очень плохо. Да и школа в первых классах намного менее важно, чем учительница.
Ищите учительницу. Я просмотрела почти все школы Ясенево и много учителей.
Выбрала 1206 (английская за Ханоем) из-за учительницы и хорошего английского. Сама школа как и все в округе (включая частные) с недостатками.

У нашей школы: престарелая директор-консерватор со всеми вытекающими, шестидневка из-за интенсивного английского. Из плюсов: высокий уровень учеников, отсутствие больных на голову учительниц.

Ищите учителя, который вам понравится и которого будут советовать выпускники 4 класса и их родители. И то не факт, что будете довольны в итоге:)

Я очень советую просто походить по школам и посмотреть на учиетелей, родителей и учеников.

В России, да и по всему миру, родители нередко жалуются, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога по разрешению данной ситуации способны помочь исправить положение. Но только далеко не каждый родитель готов следовать тем или иным указаниям. Чаще всего на практике детей просто заставляют учиться всеми способами, порой не совсем гуманными. Поступать так явно не стоит. Ведь к каждому ребенку необходимо найти индивидуальный подход. И тогда получится добиться успеха в любых начинаниях. Учеба не исключение. Так как быть, если дети отказываются и не хотят учиться?

Без эмоций

На самом деле однозначного ответа нет. И дать его не получится. Каждый ребенок - это индивидуальность. Соответственно, в том или ином случае у изучаемого явления будут свои мотивы. Скрытые или очевидные - это не столь важно. Главное - их наличие.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Первый совет, который будет дан любым психологом, - это сохранять спокойствие. И оценивать ситуацию, анализировать происходящее и поведение детей без лишних эмоций.

Зачастую тема учебы воспринимается родителями болезненно. Можно услышать возгласы: "Как так, не хочет учиться? Да я ему...". Дальше, как правило, следует наказание или любой другой прием принуждения ребенка сесть за учебники. Отмечается, что подобное поведение не пойдет на пользу. Наоборот, оно лишь навредит. Причем и родителю, и ученику.

Сбор информации

Ребенок не хочет учиться? Советы психолога относительно данной ситуации нередко направлены именно к родителям. От их поведения зачастую зависит то, насколько дети стремятся к получению новых знаний.

Перед тем как бить тревогу, а также придумывать способы, которые могли бы заинтересовать или принудить несовершеннолетнего к более внимательному и ответственному отношению к учебе, рекомендуется собрать как можно больше информации о жизни школьника. Даже если родителям кажется, что они и так все знают. Обычно на практике оказывается, что это не так.

Почему дети не хотят учиться? Причины могут быть разными. И чем больше родитель узнает о жизни ребенка в школе, о его чувствах и переживаниях, тем быстрее получится разрешить ситуацию.

Трудности

Теперь немного о наиболее распространенных вариантах развития событий. У каждого действия, как уже было сказано, есть свой мотив или причина. Именно так гласит психология. Ребенок не хочет учиться?

Первой причиной, почему так происходит, являются трудности. Учеба - это детский аналог работы. И школьнику нередко приходится тяжко. Порой трудности в обучении, с которыми сталкивается ребенок, превосходят трудовые взрослые будни. А с учетом того, что дети не умеют еще бороться и не обладают особой стрессоустойчивостью, масштаб проблемы приобретает огромные размеры.

Может быть, ребенок просто плохо усваивает материал, не справляется с заданиями. Отсюда и нежелание учиться. Это вовсе не значит, что ребенок плохой. И данную истину должен запомнить каждый родитель.

Зачастую подобная проблема возникает при переводе из одной школы в другую. Вызвано это разницей в школьных программах, а также в преподавателях. Ребенок не хочет учиться? Советы психолога нередко подчеркивают, что детям необходимо помогать справляться с трудностями обучения.

Как именно? Можно:

  • сменить школу;
  • поменять учителя;
  • нанять репетитора;
  • самостоятельно заниматься с ребенком (но без лишних эмоций, это важно).

Иногда самым лучшим решением является ожидание. Как только ребенок освоится в школе, сможет справляться с заданиями и трудностями, у него появится желание к получению новых знаний.

Скука

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Не паниковать и не выходить на эмоции - это главное. В остальном ситуация вполне разрешима. Особенно если речь идет о младших школьниках.

Вообще, учеба - это весьма скучный процесс. Родители, которые сталкиваются с нежеланием детей обучаться, нередко сетуют: "Это же так интересно!". Как правило, такие люди просто забывают себя в школьном возрасте.

Как уже было сказано, учеба - это аналог работы. Может быть, ребенку просто скучно на уроках? Например, ввиду большего количества знаний. Или, наоборот, дети отстают по программе, из-за чего на занятиях они ничего не могут понять. Отсюда появляется скука. Это нормальное явление.

Бороться с ситуацией предлагается несколькими путями:

  • сменой школы;
  • перевод ребенка в более "сильный" класс;
  • репетиторство и занятия по индивидуальной программе.

Как только ребенку станет интересно учиться, он будет делать это с удовольствием. Так устроен человеческий организм. Следует всегда помнить, что дети - это не взрослые. У них понятие "надо" еще не до конца сформировано. Поэтому в школе должно быть интересно.

Конфликты

Ребенок не хочет учиться? Как ему помочь? Все зависит от ситуации. Как уже было сказано, важно выявить причину изучаемой проблемы. А их немало.

Нередко желание учиться и ходить в школу отбивают конфликты. Например, с одноклассниками или учителями. В первом случае все труднее, чем кажется. Конфликты с одноклассниками иногда разрешаются быстро и самостоятельно. А в некоторых случаях они ставят в замешательство даже психологов. Поэтому зачастую, если у ребенка затяжные проблемы с "коллегами" по классу, приходится или переводить малыша в другой класс, или вовсе менять школу.

А вот при конфликтах с учителями можно исправить положение. И заниматься этим должны родители. Важно выяснить причину "ссоры", а затем уже предпринимать какие-либо действия. Обычно люди просто меняют педагога. Но иногда можно просто поговорить с учителем и повлиять на него. Бывает и так, что ученики и педагог "не сошлись характерами". Такой вариант ставит в замешательство и психологов, и родителей, и руководство школы. Как уже было сказано, обычно просто принимается решение о смене учителя.

Потребности

Современные дети не хотят учиться - такой факт приводят многие эксперты. Причем распространяется проблема на детей разных возрастов. Все чаще и чаще встречается отсутствие интереса к новым знаниям у малышей-дошкольников.

Всему есть свое объяснение. Почему ребенок не хочет учиться? Причины, как можно было заметить, разнообразны. Если говорить именно о современном поколении, то, скорее всего, у них просто нет потребностей в новых знаниях.

А вот истоки такого явления - прогресс в области современных технологий. Дети всех возрастов становятся зависимыми от гаджетов. Техника и игры - вот то, чего хотят даже дошкольники. У них просто нет желания изучать, только созидать.

Вообще, зависимость от гаджетов лишает детей любознательности. Если ребенок не хочет учиться писать, а также просто ходить в школу, получать новые знания - это вина современных родителей. Единственный совет, который дают психологи, - не допускать зависимости от гаджетов и современной техники, не приучать детей к смартфонам и планшетам с пеленок. А если зависимость уже имеет место, придется бороться с ней. Но сразу лишать ребенка компьютера, телевизора, планшета, телефона и прочих "прелестей" современных технологий нельзя. Это только усугубит ситуацию. Важно аккуратно ограничивать детей во времени, проводимом с гаджетами.

Здоровье

На самом деле, если ребенок не хочет учиться (первый класс или любой другой - это не так принципиально), проблемы способны скрываться в менее очевидных нюансах жизни человека.

Малыш или подросток быстро утомляется даже от простых заданий? Он устает очень сильно, не прикладывая особых усилий к тем или иным вещам? Не исключено, что родителям придется бить тревогу. Ведь подобное поведение - это следствие проблем со здоровьем. Именно о данной причине родители, как правило, забывают.

Соответственно, как только ребенок будет на все 100% здоровым, желание и потребность в новых знаниях появится. Но это только в том случае, когда нет иных причин изучаемой проблемы.

Нагрузка

Школьная программа - "величина" непостоянная. Она все время меняется. Точно так же, как и нагрузка в школе. Данный факт должен учитывать каждый родитель. Школьная программа в современных школах значительно отличается от той, что была в советские времена.

Ребенок совсем не хочет учиться? Подобное поведение зачастую является явным признаком усталости. Рано или поздно каждый утомившийся человек "перегорает". Ему нужен отдых. Лишь в данном случае получится вернуть стремление к учебе и новым знаниям.

Родители должны сделать все, чтобы снизить нагрузку на ребенка. Это вовсе не значит, что придется делать за школьника все домашние задания. Но вот помогать и поддерживать своего ребенка, позволять ему после школы отдохнуть и расслабиться - это обязательно.

Интересный факт: иногда желание учиться "отбивает" нагрузка, которая ложится на ребенка уже после школы. Например, разнообразные секции и кружки, а также работа по дому, помощь родителям (скажем, присмотр за младшими братьями и сестрами). Разгрузить ребенка необходимо во всех смыслах. Пока школьник устает, у него не появится желание учиться.

Неумение концентрироваться

Разумеется, немаловажным фактором влияния на поведение ребенка считается возраст малыша. Его придется учесть. И смириться. Ведь взросление - процесс поэтапный и долгий. В том или ином возрасте существуют свои особенности. Они зачастую сопровождаются проблемами и неудачами. В том числе и в школе.

Ребенку 6 лет? Не хочет учиться? Не следует ругать новоиспеченного школьника, но и оставлять ситуацию без внимания тоже не нужно. Важно понимать, что в 6-7 лет дети еще попросту не умеют концентрироваться долго на чем-либо. Разве что на игре. А вот сидеть по несколько часов и слушать учителя - это задача не из простых для малыша.

Психологи и ученые уверяют, что нормально воспринимать информацию на уроке, а также полноценной учиться дети могут лишь к 12 годам. Примерно в этом возрасте у ребенка появляется "выдержка", он учится долго сидеть неподвижно и слушать, вникать в суть рассказа. Требовать подобного от младшеклассника нельзя.

Переходный возраст

Ребенок (13 лет) не хочет учиться? Проблема эта распространена по всему миру. Родители подростков нередко отмечают, что их дети просто перестают стремиться к учебе и знаниям. Они "съезжают" по оценкам, не делают домашние задания и даже прогуливают уроки!

К сожалению, большинство мам и пап выбирают не самую правильную тактику поведения, чем еще больше вредят. Ведь в 12-13 лет начинается половое созревание, новый этап становления личности. Период бунтарства и несогласия. В переходном возрасте проблемы с учебой - нормальное явление.

Родителям важно в этот момент не "наседать" на ребенка, а помочь школьнику справиться с трудностями переходного возраста. Такой прием способствует сохранению отношений с детьми, а также улучшает успеваемость. Можно нанять репетитора, но без фанатизма. У детей в любом возрасте должно быть время на отдых.

Мотивация

У любого процесса, как уже было сказано, есть свои причины. Для детей, как и для взрослых, важна мотивация. Живой организм не станет заниматься чем-либо, если у него нет в этом потребности и мотивов.

Соответственно, родителям важно "подогревать" интерес ребенка к обучению. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда за неудачи наказывают, а успехи воспринимаются как должное. Подобное поведение со временем приведет к тому, что ребенок не захочет учиться дальше. Также психологи отмечают, что некоторые мамы и папы хорошие оценки не считают за достижение и даже за должное явление, а вот плохие отметки сулят школьнику серьезными последствиями.

Да, в любом действии родителей должна быть строгость и серьезность, но в меру. Психологи советуют поставить себя на место ребенка: если нет никакой мотивации к выполнению тех или иных задач, будет ли взрослый исполнять их? Нет. Вот и дети точно так же себя ведут.

К счастью, мотивировать ребенка к обучению можно. Но к каждому школьнику нужен индивидуальный подход. Для кого-то неплохой мотивацией могут стать дополнительные карманные деньги, кому-то достаточно просто похвалы или семейного ужина, сладостей в качестве награды за успехи, а некоторых мотивируют покупки. В частности, крупные. Но такой вариант хорош для больших успехов. Например - закончишь четверть с отличием, получишь игровой компьютер последней модели. Главное - всегда держать слово и не обманывать ребенка.

Нередко родители считают, что наказания и "ремень" - вот главная мотивация к учебе. Если ребенка держать в страхе, то он будет учиться даже через силу, преуспевать и добиваться прогресса. На самом деле подобное поведение приведет к разрушению контакта со школьником, иногда даже на всю жизнь. Поэтому не следует выбирать подобную тактику поведения.

Контроль

Последний вариант развития событий встречается тоже весьма часто. Ребенок не хочет учиться? Советы психолога указывают на то, что детям важно давать отдыхать, мотивировать их к обучению без запугивания и устрашения, без пренебрежения. Но вместе с этим важно помнить одну истину - меньше контроля.

Дело все в том, что излишний контроль за успеваемостью ребенка приводит к тому, что детям не хочется учиться. Особенно, если все "вертится" вокруг учебы и учебного процесса. Ребенку начинает казаться, что для родителей важно только обучение. А все остальные сферы жизни, чувства и переживания детей - это пустяк. Поэтому желание к обучению пропадает вовсе. Иногда на восстановление оного приходится тратить десятилетия.

Иногда родители вовсе контролируют каждый шаг школьника, тем самым возлагая на себя ответственность за все действия ребенка. Это неправильно. Такое поведение лишь отбивает желание к учебе и получению новых знаний. Отныне понятно, что делать, если ребенок не хочет учиться. Главное помнить, что наказания и ругань - это вовсе не то, что поможет исправить положение в большинстве случаев.

Теперь вы понимаете, почему дети не хотят учиться? Причины настолько разнообразны и зависят от настолько огромного количества факторов, что никогда нельзя точно сказать, что у вас растет "оболтус".