Что делать, если ребенок пишет с ошибками? Болезнь века: что делать, если ребенок плохо пишет Почему ребенок 3 классники плохо пишет

Ребёнок вроде бы не глупый, а вот правильно писать никак не научится? Постоянно выскакивают ошибки, которые обычно называют опечатками? К тому же, если читает вслух, то словно маленький? Не спешите обвинять ребёнка, возможно, ему требуется помощь специалиста.

Что такое дисграфия?

Ребенок может быть талантливым, сообразительным и при этом делать глупые, с точки зрения родителей и учителей, ошибки. В таких случаях, как правило, родители обвиняют ребёнка в невнимательности. И такие реакции ни к чему хорошему не ведут. Ребёнок и вовсе может отказаться писать и у него может возникнуть негативное отношение к такому нужному предмету, как «русский язык»». Поэтому, прежде, чем ругать ребёнка необходимо проанализировать его ошибки. Если нелепые ошибки, опечатки встречаются постоянно, то в таком случае, ребёнка стоит отвести к специалисту - логопеду. Дело в том, что наличие стойких ошибок-опечаток говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма – а это дисграфия. И не исключено, что дисграфию удастся только скорректировать, а вот добиться абсолютной грамотности уже, вряд ли, получится. Это особенность ребёнка.

Причиной дисграфии могут стать осложнения при родах или некоторые болезни, которые ребёнок перенёс в раннем детстве. Кроме этого, причиной дисграфии даже может стать двуязычие в семье или, например, раннее изучение иностранного языка.

Но встречаются и совсем, казалось бы, не относящиеся к письму, причины – например, авторитарное воспитание. Если ребёнка насильно кормят, одевают, словом, постоянно заставляют делать что-то против его воли, тогда он привыкает сопротивляться и переносит эту привычку на обучение – он сопротивляется всему новому.

Важно и то, как у ребёнка обстоят дела с глазными мышцами. Если в младенчестве мама развлекала малыша при помощи мультиков, и он часто (лёжа или в какой-нибудь неудобной позе) смотрел телевизор, то есть вероятность, что глазные мышцы привыкли к хаотичному движению. В итоге, уже в школьном возрасте ребёнку будет сложно при чтении следить за строчкой.

Как распознать дисграфию?

Прежде всего, внимательно изучите тетрадки ребёнка, последите за тем как, как он читает и пишет. Если у ребёнка дисграфия, то он будет часто застревать на одной букве. Например: «За зомом гуляла кошка» (за домом гуляла кошка). Ещё при дисграфии дети пишут буквы раньше времени. Например: «Дод полубым зонтом» (под голубым зонтом). Так же дисграфики пропускают буквы, обычно гласные: мясо – «мсо», переставляют трубка – «трукба». Часто дети не разделяют слова: «взошлосолнце». Варианты ошибок можно перечислять долго. Главный признак дисграфиии – ошибки носят стойкий характер. Кроеме этого, дисграфики с трудом ориентируются в пространстве и во времени. Они гиперактивны, при этом работоспособность у них понижена, утомляемость повышена, память нарушена, есть трудности в общении.

Чего нельзя делать родителям?

Если у ребёнка дисграфия, то родители должны, прежде всего, следить за своим поведением, потому что не редко родители начинают устраивать ребёнку настоящие пытки учением.

Итак, при дисграфии нельзя:

2) Ругать ребенка, если он ошибается. Хвалить без причины тоже не нужно. Верный вариант: сохранять спокойствие и быть уверенным в успехе, даже если для этого придётся пройти долгий путь.

3) Стараться исправить все ошибки за один раз. Например, если поставлена цель научить писать грамотно, то не обращайте внимания на некрасивый подчерк.

Что нужно делать родителям:

1) Вывозите ребёнка на природу. Ребёнок будет дышать свежим воздухом, и насыщать подкорку кислородом.

2) Вместо скучных упражнений используйте интересные и полезные игры. Например, в известную игру «слова», когда один игрок называет слово, а другой придумывает своё слово, которое начинается на последнюю букву. Если у ребенка не получается понять какая буква последняя – выкладывайте слова из букв (кубиков, вырезанных из бумаги). Другая игра – на руке или спине ребёнка рисуют букву, а он угадывает и наоборот.

Денис Чернов

Скверный почерк, корявые буквы, кривые строчки. Дело может быть вовсе не в том, что малыш ленится учиться писать. А в расстройстве под названием дисграфия. Разбираемся, чем можно ему помочь.

Начинается все просто, банально и незаметно. Сначала ребенку трудно держать ложку или вилку. Потом ему становится сложно правильно держать карандаш или ручку. Когда вы доверите ему ножницы, выяснится, что нарезать бумагу – это тоже целая проблема. Дальше – больше. Ближе к школе становится понятно, что ребенку сложно воспроизводить буквы на бумаге. Проблемы с пунктуацией – само собой. И практически в каждом слове – ошибка.

Фото GettyImages

При этом ребенок бегло читает – лучше, чем сверстники. Но писать… Кривые строчки, кривые буквы. Малыш плачет и переживает из-за того, что не в состоянии писать так же быстро и аккуратно, как его одноклассники. Он будет очень стараться, пыхтеть над каждым словом, но все равно в тексте будет куча ошибок, буквы будут смотреть не в ту сторону, а о знаках препинания он забудет вообще.

Это не нежелание учиться, нет. Это расстройство под названием дисграфия. Как отмечает портал Scary Mommy, ученые называют этот недуг болезнью века.

Дисграфия – это одна из разновидностей дислексии, когда у человека трудности с усвоением письменной речи. Ребенку тяжело писать, но не читать и не говорить. Общий уровень его интеллекта может быть не просто на уровне сверстников, но даже выше. Но что такое пунктуация, он понять не в силах. Диагностировать дисграфию сложно. Да и обращаются к врачу только потому, что ребенок плохо пишет, крайне редко. Однако врачи говорят, что дисграфией страдают от 5 до 20 процентов школьников, имеющих проблемы с письмом.

Дисграфия лечится. Врачи советуют заниматься с ребенком побольше, делая акцент на игры, в которых есть задания, связанные с буквами: можно лепить буквы из пластилина, соединять точки, копировать буквы по образцам. Это самая первая ступень терапии: ребенок должен научиться сперва рисовать буквы, а потом и писать их. Только потом можно переходить к орфографии.

Кроме того, специалисты советуют писать печатными буквами, а не прописными – сперва важна отчетливость. К тому же так ребенок поймет, в какую сторону «смотрят» буквы, перестанет их переворачивать, как это часто бывает с буквой И. Можно даже печатать на компьютере.

В общем, в исправлении дисграфии нет ничего сверхъестественного: не понадобятся ни медикаменты, ни специфическая терапия. Но терпения нужно очень много. Поэтому постарайтесь понять, что малыш действительно не виноват. Он старается. Просто у него так работает мозг.

А самое главное – хвалите ребенка за все, что он сделал правильно. Пусть даже за самые простые, пустяковые, но правильно написанные коротенькие слова.

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется... что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или "надо просто учить лучше", как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — "лучше учить". А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки... скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо "дом" пишет "дон" или "том", вместо "для" пишет "дял", вместо "кот" — "кто", вместо "пришёл" — "присёл", "белка" превращается в "блка" и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: "Девочка спряталсь вдубло". Ему продиктовали фразу: "Белочка спряталась в дупло". На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — "отдельно". Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при свое¬временном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся , при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что "плохо учатся". Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из "Матрицы", тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Коротко о главном

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи "р" на "л". И пишет вместо "рома" — "лома", вместо "порох" — "полох". Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать "кошун" вместо "коршун".

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, "крабочки" — крабовые палочки.


4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов ("Маша бежал", "синяя пальто").

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки... Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2-3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Обсуждение

Хорошо! Все понятно!. Скажите, а в возрасте 10 лет можно ли исправить данные нарушения? Просто ответьте да, или нет. Не надо спрашивать и задавать вопросы, а почему раньше не занимались и что такое еще!!!

Здравствуйте, Лариса111!
Очень хочу вашу статью, у меня сын страдает дисграфией, в школе совсем закидали двойками и просвета не видно.

Есть хорошие тетради и альбомы для коррекции дисграфии
ИД "Литера", "ГНОМ И Д" и др.
"Юным умникам и умницам" О.Холодова (Информатика, логика,математика- 1 класс) - тоже очень хорошие пособия тля тренировки орфографической зоркости, фонематического слуха (диктанты по методичке).

Не могу сказать что "разделалась" с дисграфией на все 100%, но есть успехи. Буквы уже не путает. Ошибки обычно из-за спешки появляются, из-за невнимательности. Сейчас боремся за почерк, чтобы буквы писал быстро, но они при этом оставались понятными и более-менее аккуратными. И по другим предметам постоянно нужно дополнительно объяснять, "подтягивать", тренировать правописание, решение задач и примеров в столбик... На основе своего опыта(я- просто мама, не специалист, опыт - только мой сын с дисграфией и книги из интернета) написала статью, КАК мы с ней боролись, КАКИЕ упражнения делали. Кого-нибудь интересует?

Чтобы победить дисграфию нужно много времени, много терпения, упражнения на тренировку орфографической зоркости и фонематического слуха.

09.10.2012 11:34:00, Лариса111

Заниматься с учителем дополнительно, если ребенок в третьем классе, да и в пятом тоже. Дома побольше писать маленьких диктантов, и побольше читать - это развивает зрительную память.

Извините, не правильно оценила полезность. Ткнула нечаянно в одно яблоко, а хотела 5. Статья полезная, вселяет надежду.

А мы и с логопедом занимались и правила знает от и до, А писать не может. Нам 13 лет, не знаю, что и делать - слезы....

А если уже поздно- и ребенок в третьем классе пропускает слоги- опять идти к логопеду, что делать деткам которые уже школьники? есть общие рекомендации? больше читать?

Комментировать статью "Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками"

Пишет... господи Боже мой! Это не "плохо", это ужас кошмарный! Ошибка на ошибке, причем самые элементарные... Могу ответить как мать ребенка, у которого к середине 2-ого класса "вдруг" появилась жуткая дисграфия. В 1-ом классе ребенок писал очень медленно, буква за...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

Занимаясь лечением простуды у ребенка, мамы могут сталкиваться с ошибочными рекомендациями, которые не только не помогут малышу выздороветь, а порой даже являются опасными для его здоровья. Предлагаем рассмотреть наиболее распространенные ошибки и заблуждения в лечении респираторных инфекций у детей. «Температуру необходимо срочно сбивать» Повышение температуры тела - это защитная реакция детского организма, целью которой является уничтожение инфекции. Сбивая температуру уже при...

Это видео перевернет ваши представления о происхождении школьных проблем и катастрофической безграмотности российской молодежи. Родители, коллеги, обязательно досмотрите до конца! Статистика, приведенная в исследовании, такова: Только 30% выпускников 11 класса умеет читать. Под чтением подразумевается способность понимать прочитанное. То есть 70% детей заканчивают школу, не умея осмысливать прочитанный текст. В конце лекции приведен короткий тест. Вы узнаете, как современные школьные методики...

Дислексия есть только в том обществе, где есть письменность. Нет письменности – нет дислексии. Дислексия в широком понимании - это стойкая избирательная неспособность к обучению. Но отечественная логопедия, к сожалению, смотрит на дислексию узко – как на неспособность читать. Все отечественные методики коррекции дислексии исходят из несформированности у ребенка высших психических функций, языковых навыков, фонематического слуха м т.п., пытаются эти функции формировать, и даже иногда...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

🔹 В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения. Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию. 🔹 Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в...

«Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

Конференция "Школьное и дополнительное образование детей ". Раздел: Учителя (дисграфия индивидуальное обучение в школе). Диктанты и эссе моя тоже пишет с кучей ошибок, но ведь есть и другие задания: отвечать правила, упражнения, где надо подставить слово в нужной...

Кто с ЭТИМ сталкивался, знает СКОЛЬКО проблем возникает по всем предметам в школе и КАК их тяжело решить. Проблем целая КУЧА, с ЧЕГО? начинать и КАК?. Эти вопросы меня очень мучили, года 2 назад, когда мой киндер был во 2 классе. Очень медленно читал, списывал слова по 3 ошибки в слове, не выговаривал как минимум 9 согласных букв. Молочные зубы выпали, а постоянные "задержались" на ЦЕЛЫЙ УЧЕБНЫЙ год, т.е. "вылезли аж летом. Если интересна история моей войны с дисграфией загляните в мой...

Умные мысли, чтобы не терялись, решила записывать в ДНЕВНИК. И из заграничных статей по теме "Дисграфия и дислексия" тоже умные мысли туда же (как белка в дупло), может умное что-нибудь подскажут. [ссылка-1]

Здравствуйте! Подскажите, как быть: сыну 7 лет, тут поведал бабушке от том, что ему иногда не хочется жить,меня когда мама обижает (накричу за что-нибудь или шлёпну), я сижу в комнате, а у меня голос в голове "убей себя", можно ведь с крыши спрыгнуть или с лестницы (у нас стенка шведская дома)спрыгнуть на что-то острое...Бабушка говорит ему "Димочка, ты же умрёшь тогда", а он ей отвечает:"Бабушка, но душа то останется"...Я в шоке, как правильно поговорить и избавить сына от этих мыслей...

Мой сын - апрельский,сейчас в 4-ом классе. Невнимательность, плохая память. В школе его интересуют ТОЛЬКО друзья, уроки (домашка) на каком-то последнем месте, после игр и развлечений с друзьями, компьютером. Боремся с дисграфией (1-2 класс- ЭТО был КОШМАР и УЖАС) сейчас уже легче. Но, в конце 4-го "Гос. итоговая аттестация"по языку, чтению, математике, нужно готовить его и морально и знания, навыки "копить", тренировать, проверять. Работы еще много.

дисграфия и английский. Школа. Ребенок от 7 до 10. У логопеда отвечает идеально, но как начнет писать... Ошибки классические для дисграфиков: Напотолке висит льйустра, катонок играет клупком, Вова тарит цветы.

У сына 9 лет подозревают дисграфию. Кто-нибудь сталкивался с этой проблемой? Какие есть упражнения?

Конференция с Юлией Борисовной Жихаревой, психологом-дефектологом детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II 1. Моей дочке 3 годика очень плохо разговаривает. Стоит ли начать водить уже ее к логопеду? Да! Надо прежде всего придти на консультацию к логопеду, который сделает заключение: что и почему? После этого Вы с логопедом обсудите вопрос о необходимости логопедических занятий. 2. Дочке 4,5 года. Постоянно говорит «я сделал»,»я погулял»,короче путает женский и мужской род. У Вашей...

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками. Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. школа для ребенка с дислексией ­ и ЗПР.

Дисграфия излечима?. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Можно научиться с дислексией и дисграфией писать и читать (особыми методами), и даже Пропуск буквы считается ошибкой, зеркальное написание - тоже, по-моему, что ж дочке - двоечницей быть?

Дисграфия - это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарушение письменной речи у ребенка - как бороться?

Когда страдает устная речь - тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь - требуется... что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или "надо просто учить лучше", как говорят либерально настроенные родители?

Иногда - "лучше учить". А иногда - и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово - дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Диагностика...

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего - если он допускает при письме ошибки... скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо "дом" пишет "дон" или "том", вместо "для" пишет "дял", вместо "кот" - "кто", вместо "пришёл" - "присёл", "белка" превращается в "блка" и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: "Девочка спряталсь вдубло". Ему продиктовали фразу: "Белочка спряталась в дупло". На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно - "отдельно". Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк - мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

И лечение

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну - и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё - объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что "плохо учатся". Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из "Матрицы", тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное - верить в себя.

Коротко о главном

Дисграфия - это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки - могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи "р" на "л". И пишет вместо "рома" - "лома", вместо "порох" - "полох". Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать "кошун" вместо "коршун".

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, "крабочки" - крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов ("Маша бежал", "синяя пальто").

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки... Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Предупреждён - почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2–3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Классификация дисграфических ошибок

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

  1. пропуски гласных букв: всят - висят, комнта - комната, урожй - урожай;
  2. пропуски согласных букв: комата - комната, вей - всей;
  3. пропуски слогов и частей слова: стрки - стрелки,
  4. замена гласных: пище - пищу, сесен - сосен,люгкий - легкий;
  5. замена согласных: тва - два, роча - роща, урошай - урожай, бока-зываед - показывает
  6. перестановки букв и слогов: онко-окно,
  7. недописывание букв и слогов: чере - через, на ветка - на ветках,диктан - диктант;
  8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити - дети, сенег - снег, диктанат - диктант;
  9. искажение слова: мальни - маленький, чайщик - чащи;
  10. слитное написание словд их произвольное деление: два- два, бой-- часов - бой часов, в ся - вся;
  11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. - Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.
  12. нарушение смягчения согласных: болшой - большой , толко - только, мач - мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи

  1. нарушения согласования слов: с еловый ветки - с еловой ветки, появилось трава - появилась трава, огромная бабочки - огромные бабочки;
  2. нарушения управления: с ветка - с ветки, умчались к чащу - умчались в чащу, сидит стул - сидит на стуле;
  3. замена слов по звуковому сходству;
  4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще - в роще, настене - на стене, на бухни - набухли;
  5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия

  1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
  2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
  3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
  4. зеркальное написание букв: с, э, ю;
  5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии (риск дизорфографии)

  1. безударная гласная в корне слова: вада - вода, чисы - часы;
  2. правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп - зуб, дорошка - дорожка;
  3. обозначение смягчения согласных;
  4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, ЕСЛИ ОН ЗАБЫВАЕТ, ПУТАЕТ, НЕПРАВИЛЬНО ПИШЕТ БУКВЫ?

1. Различает ли ваш ребенок понятия «слева» и «право»?

2.Ребенок должен уметь правильно задания: покажи свое правое ухо,

левую ногу, и т. д; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.

3.Если ребенок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие

несформированных понятий «слева» и «права».

2. Чтобы помочь ребенку легче запоминать буквы , рекомендуются следующие приемы :

Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует (или это делает взрослый, а ребенок опять раскрашивает) предметы, в названии которых первая буква для него трудная.

Лепка ребенком буквы из пластилина.

Вырезание ребенком буквы по контору, нарисованным взрослым.

«Написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе – и ребенок мгновенно вспомнит ее)

Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается им лучше, чем какие - то сравнение взрослых, да еще в стихотворной форме.

Конструирование (складывание) букв из элементов, вырезанных из картона.

Реконструирование букв, то есть как бы «переделка » одной буквы в другую.

Достраивание» букв путем добавления к ним недостающих элементов.

Нахождение «спрятавшихся » букв в так называемых «совмещенных буквах». Ребенку предлагается определить, сколько и каких букв «спряталось» в каждой фигуре

Письмо буквы по контору, нарисованным взрослым.

Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

Обводка буквы, изготовленной из наждачной бумаги.

На заключительном этапе работы можно перейти, наконец, к письменным упражнениям.

Полезно письмо смешиваемых (или искаженных букв) под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит.

После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму под диктовку слогов, а затем и слов с этими же буквами. Перед записью каждого слога и слова ребенок обязательно должен сказать, какую из «сомнительных» он собирается написать и из каких элементов она состоит.

Такие предварительные « отчеты» очень важны для предупреждения ошибочного написания букв.

ЗЕРКАЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ БУКВ

Зеркальное написание букв чаще всего свойственно детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили » на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже и строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

1. Начинать надо с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки.

2.Учим ребенка ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают у него умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу и т.д. Для закрепления этих понятий можно попросить ребенка показать, например, правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо и пр.

3.Развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета его правой и левой стороны. Ребенку задаются многочисленные вопросы о местонахождении различных предметов.

4. Работа с рисунком, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы.

* Рассказать как можно «переделать» зеркальную букву в правильную.

* Тонким карандашным штрихом (который можно легко стереть) зачеркнуть все зеркально написанные буквы.

*Перевести оставшиеся не зачеркнутыми (то есть правильно написанные) буквы из печатного шрифта в рукописный.

После этого можно переходить к письменным заданиям.

*Письмо под диктовку отдельных букв, затем слогов и слов с этими буквами.

Основной принцип работы всех письменных упражнений, состоит в том, чтобы в процессе их выполнения вообще не допускать ошибок, а не исправлять уже сделанные.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, ЕСЛИ ОН ДОПУСКАЕТ БОЛЬШОЕ КОЛЛИЧЕСТВО ОШИБОК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ?

Как отличить логопедические ошибки от «физиологических» ошибок «роста»?

Логопедические ошибки являются стойкими и специфическими, что позволяет отграничить эти ошибки от ошибок «роста», «физиологических» ошибок, закономерно встречающихся у детей при овладении письмом. При этом следует отметить, что логопедические ошибки по внешнему проявлению сходны с так

называемыми физиологическими ошибками. Однако логопедические ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняющимися длительное время.

Трудности овладением письма у детей могут быть связаны с педагогической запущенностью, с нарушением внимания, контроля, которые дезорганизуют весь процесс письма как сложную речевую деятельность.

Как помочь ребенку? Что делать?

*Необходима срочная консультация логопеда или дефектолога.

Только специалист разберется в том, что именно не ладится у Вашего ребенка, какие конкретные он делает ошибки – только так можно найти надежное и безотказное средство их преодоления.

* Строгая целенаправленность занятий со специалистом.

* Правильный подбор речевого материала.

* Последовательность в преодолении ошибок.

* Необходимо учитывать силы и возможности ребенка.

НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК!

Интересна реакция на эти ошибки родителей, не знакомых с логопедическими и дефектологическими проблемами. Они просто дают ребенку образцы правильного написания этих слов для неоднократного воспроизведения, что ребенок аккуратно выполняет. Польза от этого мероприятия минимальная, поскольку здесь вообще не затрагивается сама суть проблемы. Ребенок просто-напросто срисовывает написанные родителями слова, но так и не овладевает навыком слуховой дифференциации звуков.



Если ребенок пишет с ошибками

Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.

Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: "ошибка не должна фиксироваться в сознании". Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а" , а "о" .

Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь "о" или здесь "е". Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.

За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем".

Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому "орфографическому" чтению . Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.

Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.

Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать "чтением грамотности", вполне вероятно, покажется ребенку забавным.

"Чтение грамотности" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.

С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин.

Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.

Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.

В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа "Война и мир". Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика - великая вещь! Попробуйте.