Что делать если бесит собственный ребенок? Раздражает собственный ребенок

Очень часто мне приходилось наблюдать ситуации, в которых родителей раздражают собственные дети .

Например, в магазине я видела, как одна мама со злостью ударила своего двухлетнего ребенка по рукам, когда тот потянулся за красивой баночкой, стоящей на витрине. Малыш заплакал, а мама с раздражением произнесла: «Сколько раз повторять одно и то же». Как-то девушка насильно умывала в озере свое чадо, в очередной раз испачкавшееся в песке. Ребенок плакал, а мама бессильно ругалась. Я осуждающе смотрела на этих мамочек, и про себя думала: «Как же так можно разговаривать с малышом? Ведь дети – ангелочки, мы не имеем права на них злиться или обижаться…» Только теперь, с появлением собственного ребенка, я стала понимать, как бы это плохо не звучало, но бывают моменты, когда мой ребенок меня раздражает . В связи с тем, что я по натуре человек спокойный и уравновешенный, конечно же, я не кричу и не бью свою малышку. Однако, раздражение никуда не уходит.

Почему же так происходит? Почему из любящих и заботливых мам мы иногда из-за небольшой шалости ребенка превращаемся в настоящих мегер, забывая про то, что перед нами маленький человечек. Наш малыш. Самый любимый и ненаглядный.

Думаете, во всех этих случаях виноваты дети? Думаю, что нет. Это наши взрослые чувства вырываются наружу и разрушающей лавиной обрушиваются на маленьких и самых любимых непосед.

Мне кажется, на это есть несколько причин, иногда мы их не осознаем, а иногда просто боимся в них признаться.

Давайте разбираться, почему же нас раздражает собственный ребенок и что делать с этой проблемой?

ХРОНИЧЕСКАЯ УСТАЛОСТЬ

Это состояние знакомо большинству мам, если у них нет под рукой помощников и надежной няни на подмену. Бешеный, однообразный и такой незаметный для окружающих будничный бег по кругу очень утомляет. Плюс к этому бессонные ночи, зависимые от ребенка выходные, невозможность самостоятельно распоряжаться своим временем. Если такое положение вещей длится достаточно продолжительное время, нервы мамы просто сдают. А так как ребенок всегда рядом и, как правило, он безответен и незлопамятен, основной негатив мы обрушиваем на него.

Если дела обстоят именно так, то срочно нужен ОТДЫХ! Хоть на один день, хоть на несколько часов. Нужно попросить всех надежных родственников о помощи с малышом. Отказывают – не беда, попросите через несколько дней еще раз. Я понимаю, что чувство гордости и мысль: «Никто не хочет помогать, ну и пусть, я справлюсь» – имеет место быть, но лучше от того, что мама, как маленькая пони, взвалившая в свою тележку груз тяжеловоза, упадет на третьем метре пути, никому не будет. Свои нервы и нервы малыша намного дороже, чем удовлетворенное чувство гордости.

ЛИЧНЫЕ НЕПРИЯТНОСТИ

К сожалению, дети не знают, что у нас в данный момент проблемы с деньгами, или что сегодня у мамы состоялся неприятный разговор с папой, или что машина сломалась, отпуск отменился, да много всего…

Если дети здоровы – они веселы, шаловливы и иногда невероятно болтливы. Они всегда задают свои вопросы в самый неподходящий момент, не могут уйти, когда нам необходимо побыть в одиночестве. Это раздражает, не правда ли? И мы в очередной раз можем сорваться.

В этом случае необходимо запомнить: малыш ни в чем не виноват. Он любит вас и даже, возможно, по-своему пытается развеселить – не отталкиваете своего ребенка. Наши взрослые проблемы не должны касаться яркого и наивного мира крохи.

ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА РУШИТ НАШИ ПЛАНЫ

Видимо, с этим надо просто научиться жить. Принять мысль, что в данный период времени ты должен выстроить свой распорядок дня таким образом, чтобы в любой момент его можно было скорректировать, а также он полностью должен соответствовать возможностям ребенка. Например, если вы опаздываете на прием в поликлинику, а малыш медленно плетется за вами, явно теряя драгоценное время, не стоит злиться на него. Это вы неправильно распланировали время. Но впрочем, злиться на другого всегда намного приятнее.

ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА НЕ СООТВЕСТВУЕТ НАШИМ ОЖИДАНИЯМ

А оно не должно соответствовать. Малыш не такой, каким мы его представляли в мечтах. Он реальный, со своими проблемами и недостатками, наша задача их корректировать, а не «выжигать каленным железом».

Чувство раздражения понятно и, как это ни странно, почти закономерно для молодых мам. Но не нужно идти у него на поводу, не стоит превращаться из доброй мамы в злую мачеху. Это не дети виноваты, это мы взрослые не всегда можем с собой справиться. Давайте для начала разберемся в себе и только в крайних случаях будем обижать своих детей.

Как будет здорово, если мы прислушаемся к великому педагогу и примем простые правила для себя.

Десять ЗАПОВЕДЕЙ ЯНУША КОРЧАКА для родителей:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который ПОКА с тобой.

Порой взрослые забывают, что ребенку свойственно плакать, шалить, везде залезать, в общем, вести себя не так, как им бы хотелось. А даже если и вспоминают, то не могут себя сдерживать и раздражаются на ребенка.

В этот момент раздаются мамины крики: «Как же ты мне надоел! Прекрати это немедленно!». Малыша шлепают по попе, ставят в угол, наказывают другими способами.

Потом вместо раздражения приходит чувство вины и злость на самих себя: «Как я могла ударить своего ребенка? Я плохая мать!» Что же делать родителям, если они срываются на детях? Узнайте из нашей статьи.

«Если ребенок вас раздражает, ищите корень проблемы в самой себе», – именно так утверждают психологи.

Родители иногда устают, впадают в депрессию, ссорятся с близкими людьми, а малыш в этом случае становится удобным объектом для раздражения, своеобразным громоотводом, на который выбрасываются все отрицательные эмоции. Ситуации, в которых у мам и пап сдают нервы, чаще всего типичные. Давайте их рассмотрим.

Ситуация 1. Мама и новорожденный

Не успевает счастливая мамочка вернуться домой из больницы, как начинается «День Сурка»: младенца нужно покормить, искупать, убаюкать, погулять с ним и поменять ему грязные пеленки.

Ни о каком режиме дня говорить пока не приходится, поэтому распланировать свой день практически невозможно. Как результат – накопленная усталость, постоянное напряжение. Последней каплей может стать очередной плач или нежелание крохи заснуть.

Любопытно, что стоит новоиспеченной родительнице отлучиться из дома на несколько часов или сутки, как она понимает, что просто не может жить без своего чада. Однако как только она возвращается в этот круговорот, опять возникает ощущение беспомощности и раздражение.

Что делать?

1. Расслабьтесь. Это лучший способ избавиться от подобного стресса. Пусть отдых будет непродолжительны м – главное, чтобы в этот время вы были подальше от младенца. Даже час, потраченный только на себя любимую, поможет восстановить силы.

Да и малышу такой перерыв принесет только пользу. Вечно раздраженная и нервная мать не дает чувство защищенности и покоя. Кроха опять начинает плакать и капризничать. Всё, круг замкнулся.

Также стоит делегировать часть своих забот супругу или бабушке малыша. Согласитесь, трудно тянуть весь дом на себе.

Поговорите и с самим «виновником». Не удивляйтесь, даже новорожденные детки реагируют на интонацию, благодаря чему «понимают» всё, что вы им рассказываете.

Объясните крохе, что вы его любите, но сильно устаете. Конечно, после этого домашние хлопоты не исчезнут, но общее настроение матери и ребенка улучшится.

Ситуация 2. Такие разные темпераменты

Как часто родители жалуются, что опаздывают в садик, потому что малыш одевается целый час, а потом еще смотрит мультики, забывая, что нужно куда-то идти.

И еще ест он очень медленно, рисует так же, как бы нехотя, и даже играет в любимые игры словно заторможенный.

Одни мамы начинают поторапливать ребенка, порой «стимулируя» разными нехорошими словами: «гусеница», «лентяй», «копуша» и т. д.

Другие родители могут даже шлепнуть в порыве злости, после чего начинают себя ненавидеть.

Третьи просто выходят из комнаты, махнув на все рукой.

Конечно, бывает и обратная ситуация, когда мама флегматична, а кроха стремителен и порывист.

Взрослых частенько раздражают дети, обладающие иным типом темперамента. А это уже может привести к общесемейному конфликту, поскольку такие качества наследуются от другого родителя.

Что делать?

1. Свыкнитесь с мыслью, что ваше чадо такое, какое есть. Да, темперамент является врожденной особенностью, и вам не изменить ребенка. Нужно находить в нем только хорошее.

Например, что же такое медлительность? Спокойствие и основательность. И так далее и тому подобное.

2. Извиняйтесь, если не сдержались. В принципе, это нужно делать всегда, если вы вспылили, независимо от того, что стало причиной раздражения.

Именно в раннем возрастном периоде у детей формируются нормы семейного поведения и отношение к родителям.

Поэтому просите прощения, если не хотите, чтобы в подростковом возрасте ребенок начал грубить и хамить.

Ситуация 3. Детская истерика

Истеричное поведение обычно проявляется у детей ближе к двум-трем годам.

Саму реакцию трудно предугадать – малыш может и громко плакать, и кататься по полу, и даже биться головой о пол.

Главная причина происходящего – неумение ребенка контролировать собственные эмоции, поэтому любой запрет вызывает разочарование и ярость. Да и мама в подобной ситуации испытывает не самые приятные чувства, поскольку сложно любить в этот момент орущее и катающееся существо.

Что делать?

1. Сохраняйте спокойствие. Согласны, трудновыполнимый совет, особенно если вас окружают сочувствующие взгляды и соответствующие комментарии.

Постарайтесь уединиться, чтобы не было зрителей и лишней публики. Проговаривайте детские чувства: «Я понимаю, что ты сердишься, обижаешься на меня, потому что я…» и т.д.

2. Переключите внимание. Маленького ребенка достаточно легко отвлечь от заинтересовавшег о предмета.

На этот случай у вас с собой должна быть интересная игрушка, мультфильм на телефоне. Также можно найти что-то интересное вокруг – пробегает собака, пролетает красивая птичка.

Ситуация 4. Детский негативизм

Не успела мама отдохнуть от пеленок-распашон ок, как начинается тот самый пресловутый кризис трехлетнего возраста.

Порой малыш становится совершенно неуправляемым: на каждую просьбу взрослых реагирует негативно, законное требование родителей вызывает гнев.

Уставшие родители не всегда могут стерпеть подобное неуважение от собственного чада, решая конфликты с помощью силы.

Растет раздражение, кипят эмоции с обеих сторон. А если к этому добавить еще и разность темпераментов, то получается совсем уж гремучая смесь.

Что делать?

1. Иногда можно уступить. Некоторые ситуации не требует вашей принципиальности. К примеру, малыш смотрит мультфильмы, вместо того, чтобы идти в садик. Попробуйте пойти на компромисс.

Пусть кроха посмотрит одну серию вместо четырех, а вы взамен не опоздаете. Так вы сбережете нервы себе и ребенку.

2. Твердо стойте на своём. Иногда важно учить детей соблюдать определенные правила, особенно если они касаются детского здоровья и безопасности. К примеру, дорогу переходим только за ручку с мамой, гуляем в холодное время года только в шапке.

При каждом капризе нужно глубоко вздохнуть и объяснить, почему вы требуете соблюдения этих правил. Главное – говорить спокойно и убедительно.

Что делать, если ваши проблемы не подходят под вышеописанные ситуации? Предлагаем еще три полезных совета, которые помогут вам не выплескивать негативные эмоции на свое чадо.

  1. Будьте откровенны с собой. Не следует избавляться от чувств и прятаться от них. Согласитесь, что на это может уйти слишком много душевных сил, вследствие чего появляется гораздо большее чувство вины и гнев. Признайтесь сами себе, что иногда сердитесь на ребенка, найдите причину этой злости (усталость, стресс) и попробуйте снизить напряжение.
  2. Общайтесь чаще с малышом. Просто так, без особой причины, потому что вы его любите. Обнимайте его, когда он хороший и плохой, добрый и сердитый, капризный и послушный.
  3. Измените свою реакцию на детское поведение. Если вы думаете, что кроха вредничает специально, попробуйте изменить свою привычную схему действий. На плохие поступки не реагируйте излишне эмоционально, а все хорошее, напротив, отмечайте радостно, хвалите любыми способами. Если пропадет подкрепление плохих поступков, у малыша не будет необходимости вас злить.

Не секрет, что практически любое положение дел, когда кроха вас раздражает и злит, можно решить мирным путем. Поэтому постарайтесь запастись терпением, ознакомьтесь с этими и другими советами, и раздраженность поменяется на приятное и конструктивное общение с малышом.

Можно ли раздражаться на ребенка?

Тема раздражения по отношению к детям волнует тех родителей, которые любят своих детей и не хотят к ним испытывать негативных чувств, но подобные чувства, тем не менее, появляются и собственный ребенок начинает раздражать.

Для таких родителей, факт того, что их раздражает собственный ребенок, является одним из самых болезненных. Одна часть в человеке говорит, что с ребенком все в порядке, он просто маленький, а вторая часть личности родителя взрывается яростью, гневом, агрессией.

Одновременно с этим родитель испытывает чувство вины . Как же так, как можно так злиться и раздражаться на собственного ребенка, на это беззащитное существо? Родитель начинает себя ругать последними словами. «Если я так чувствую и поступаю, значит, я не люблю его?» Ненависть к себе, возмущение и негодование за подобные чувства растет.

Проблема раздражения и агрессии по отношению к детям касается многих родителей. По своему родительскому опыту, а так же по опыту общения с другими родителями я знаю, что эти чувства возникают почти у всех.

Многие пытаются разобраться, ? Большинству родителей трудно переживать свои негативные чувства в отношении ребенка. Многие даже не решаются в этом признаться.

Негативные чувства к ребенку, родительская агрессия возникает так же, как илюбое другое человеческое чувство. То, что у родителя возникает раздражение, злость, а иногда даже ярость по отношению к ребенку, не означает отсутствия любви. Часто все эти чувства присутствуют одновременно.

Раздражение (фрустрация) возн икает, когда что-то идет не так, как ожидалось, не складывается.

«Фрустра́ция - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям».

Раздражение (фрустрация) это базовая примитивная эмоция , существующая у всех млекопитающих. Эта эмоция не задействует кору больших полушарий, поэтому мы часто не можем объяснить причину нашего раздражения. Мы просто раздражены.

Раздражение рождается в лимбической системе, функции которой сформировались на начальном этапе эволюции животного мира. Раздражение несет с собой огромный заряд энергии — агрессии, которой необходимо куда-то выйти.

Эта энергия агрессии предназначена для того, чтобы изменить раздражающую и не удовлетворяющую нас ситуацию, получить то, чего не хватает, удовлетворить потребность, которая не удовлетворена. Если изменить ситуацию и получить желаемое удается, энергия уходит в сторону изменений. Если изменить ситуацию не удается, энергия агрессии раздражения растет.

В жизни мы часто оказываемся бессильны изменить существующую реальность. В момент осознания невозможности изменений бывает особенно тяжело признаться в своей беспомощности.

Если по поводу своей беспомощности человек сначала злится, потом горюет, скорбит, то ему удается адаптироваться к сложившейся ситуации.

Если человек, столкнувшийся с невозможностью изменений, не сможет осознать свою беспомощность и погоревать о ней, перейти к адаптации будет невозможно.

Так как чувствовать свою уязвимость и беспомощность больно и «не правильно» по некоторым представлениям – человек отключает свои чувства. Но одно чувство беспомощности отключить невозможно, при исключении одного чувства, онемевают и все остальные.

Тогда человек становится не способен плакать, испытывать чувство уязвимости, а агрессия увеличивается многократно. Последнее, что останавливает ее внешние проявления в виде агрессивных действий, это смешанные чувства.

Чувства, сильно отличающиеся по своему диапазону, например, и ненависть и любовь одновременно, и злость и бережность одновременно. Когда, например, хочется, с одной стороны, разбить что-то ценное, с другой – не хочется потом убирать обломки и покупать новое. Порой одновременно хочется и заорать на ребенка, и защитить его от своих пугающих проявлений.

Чем сильнее чувства, тем тяжелее переживать их смешение. Маленькие дети не умеют выдерживать противоречивые чувства. Но и взрослым тяжело это делать. Ребенок, которого в детстве не учат проживать смешанные чувства, признавать свою беспомощность и уязвимость, вырастая, тоже этого делать не может.

Почему детей не учат проживать противоречивые чувства и оплакивать свою беспомощность? Потому что в момент проживания смешанных чувств ребенок часто сердится и плачет. А в нашей культуре принято запрещать сердиться и плакать.

Ребенку не разрешают испытывать горе по поводу невозможности осуществления его желаний, его отвлекают, веселят или ругают, прививают чувство вины за слезы и злость.

Жизнь часто делает нам неприятные сюрпризы, и мы часто бываем раздражены. А дети – это особенный источник таких «сюрпризов». Поэтому ситуации, когда , могут возникать достаточно часто.

Каждый раз, когда что-то идет не так, когда ребенок не соответствует ожиданиям, возникает раздражение и вслед за ним – агрессия. Если энергия агрессии не перешла в изменения или в скорбь по поводу их невозможности, если защищаясь от чувства уязвимости, человек заморозил свои чувства, и навык осознавания смешанных чувств не удержал агрессию, то она выходит наружу.

Некоторые люди считают, что раздражаться на детей не допустимо, относитесь ли вы к ним? Например, говорить о раздражении на собственных родителей или об агрессии по отношению к мужу не так сложно. Говорить об агрессии к ребенку – тяжело.

Он же самый любимый, самый лучший, малыш! Я его обожаю. Ребенок – это святое. И вдруг в душе возникают чувства, которых там быть «не должно». Человек не может понять, почему раздражает собственный ребенок , испытывает чувство вины, сначала пытается игнорировать подобные чувства, потом сдерживать, потом отвлекаться.

Хорошо, если у него получается. А если не получается, он не может справиться с подступающим раздражением на собственного ребенка и взрывается, начинает кричать, бить ребенка. Потом испытывает стыд или во всем винит ребенка, пытается ему объяснить, что это он сам виноват, и так делать больше не надо, чтобы не злить маму (папу).

Когда в следующий раз ребенок не слушается снова, человек чувствует справедливое негодование на непонятливость ребенка, «сколько раз тебе можно повторять?», и все начинается сначала.

Каждый раз человек верит, что этого больше не повторится, дает себе обещание начать все заново, лучше объяснять ребенку, как правильно себя вести. Причину того, почему раздражает собственный ребенок , такой взрослый видит в ребенке.

Он сдерживается, отвлекается, пробует ругать себя последними словами до такой степени, чтобы было уже не повадно повторять свое поведение, крик или битье.

Если мать (отец) бьет ребенка, значит, родителям не удается самостоятельно справиться со своими эмоциями.

Убеждение в недопустимости агрессивных чувств к ребенку побуждает взрослого не оставлять попыток их игнорировать и подавлять. Такие способы избавления от раздражения на собственного ребенка не всегда работают. Теоретические познания в психологии и теории возникновения агрессивных чувств чаще всего не дают практического результата.

Родители, которые действительно беспокоятся о своих детях, часто достаточно хорошо изучают эту тему, читают книги и соответствующие статьи. К сожалению, эти знания тоже не всегда помогают им преодолеть свои реакции и собственный ребенок всё равно раздражает их..

Раздражение и агрессия в отношении ребенка может возникнуть у любого человека. Вопрос в том, что потом взрослый делает с этими чувствами, как на его поведении и действиях сказывается его раздражение, злость?

Агрессивные чувства в отношении ребенка становятся проблемой тогда, когда в результате их возникновения родители начинают применять физическое и психологическое насилие . Правда, родительская агрессия в насилие переходит не всегда.

Если вы не хотите кричать и бить ребенка, если не хотите раздражаться на него, если вы считаете, что детей нельзя бить, но у вас не получается остановиться, на вас «что-то находит», вы испытываете чувство вины , а ваш ребенок – старше 2-х лет, то самому преодолеть свои реакции может оказаться практически невозможно.

Если родители хотят решить проблему со своими негативными эмоциями и действиями в отношении ребенка, им важно принять тот факт, что самостоятельно справиться они пока не могут.

Признать, что им нужна помощь для того, чтобы справиться, не ждать, а обратиться за консультацией к психологу. Случается, что уже через несколько встреч человек может изменить свои действия в ситуациях, когда раздражает собственный ребенок , и остановить свои срывы на ребенка.

Большинству знакомо понятие «физическое насилие», оно подразумевает вполне конкретные вещи, а вот смысл понятия «психологическое насилие» очевиден не многим.

«Психологическое насилие , также эмоциональное или моральное насилие - это форма насилия, которая может приводить к психологической травме, в том числе тревожности, депрессии и посттравматическ ому стрессовому расстройству».

Психологическое насилие – это оскорбления, унижение достоинства, крик, угрозы, шантаж, игнорирование, клевета, все виды ограничения свободы, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту, изоляция, систематическая необоснованная критика, демонстративное негативное отношение, частые конфликты в семье, непредсказуемое поведение родителей.

Физическое и психологическое насилие по отношению к ребенку тормозит его развитие. Оно вредит формированию и обогащению интеллекта, способности адаптироваться к разным обстоятельствам и ситуациям, познавательным процессам.

В результате насилия, ребенок становится легко ранимым, снижается его самооценка. Снижается способность к социализации, он становится конфликтным и, скорее всего, может быть отвергаем ровесниками.

Есть некоторые ситуации и состояния, когда перейти от агрессии к насилию достаточно легко. Как правило, если взрослый находится в состоянии общего физического и психического истощения, сложнее удержаться от агрессивных проявлений, когда раздражает собственный ребенок.

Причины такого истощения могут быть разными: усталость , тяжелое финансовое положение, хронический стресс, долгая болезнь ребенка или самого взрослого, период адаптации ребенка в приемной семье.

В подобные периоды взрослый нередко применяет насилие в отношении ребенка, импульсивно копируя поведение собственных родителей. Это случается даже тогда, когда он не доволен поведением своих родителей и не хочет быть на них похожим.

Применение насилия свойственно взрослому, когда он находится в тревожном состоянии, очень мнителен, боится, что с ребенком что-то случится, очень хочет уберечь ребенка от любых неприятных происшествий, страданий, не может переносить детский плач.

Также применение насилия происходит, когда взрослый испытывает сильное чувство вины за то, что его раздражает собственный ребенок, что он «плохой» родитель, у него «плохой» ребенок. Такое чувство вины, повышенная чувствительность к критике (в том числе воображаемой), часто сопровождают различные фантазии об осуждении окружающими его как родителя, о том, что ребенка могут отобрать или причинить ему вред, о том, что кто-то решит, что лучше бы их с ребенком не было.

Этот страх, что кто-то «отменит» взрослого с его ребенком довольно распространен, т.к. исторически вживлен в основы самоощущения в нашей стране.

В нашей стране выросло несколько поколений людей, прошедших войну, репрессии, тюрьмы, лагеря, насилие. Их дети были воспитаны преимущественно эмоционально холодными от постоянного стресса женщинами, полные семьи были редкостью, а если были полные, то в основном – с травмированными отцами, дети часто рано были разлучены с родителями.

Женщины нередко воспитывают в своих детях выученную беспомощность, психологию жертвы, веру в то, что от них ничего не зависит, что кто-то сильный может прийти и отобрать все.

В семьях и по сей день часто считают, что хвалить детей нельзя, воспитывают только критикой, криками, физическими наказаниями, игнорированием потому, что так быстрее и эффективнее, времени нет разбираться.

Для быстрого и действенного контроля над поведением ребенка используются фразы:

  • «Ты плохой, ты мне такой не нужен»
  • «Меня не волнует, чего ты хочешь»
  • «Я отдам тебя чужому дяде (тете)»
  • «Я уйду от тебя»
  • «Все будут над тобой смеяться»
  • «Как же ты мне надоел»
  • «За что мне такой ребенок»

Все эти слова и действия ребенок для себя переводит так:

  • «Лучше бы меня не было»
  • «Меня можно отменить»
  • «Я не достоин любви»
  • «Всем плохо от того, что я есть»

Ребенок в такие моменты испытывает не страх наказания, он испытывает ужас не-существования, смерти, отмены.

Такое воспитание лишает ребенка внутреннего стержня — ощущения безопасности и уверенности в себе, представления о себе как о хорошем, правильном, важном и существующем. Человек уже не может спокойно относиться к критике, если он испытывал в детстве такой страх регулярно.

Любая критика, малейшая ошибка, реальная или воображаемая, воспринимается им как доказательство того, что он не имеет права на существование, вызывает ужас, вину и агрессию.

Человек с непрочным внутренним стержнем очень уязвим. Он всегда пребывает в состоянии страха, что его кто-то может «отменить», и постоянно вынужден защищать свое уязвленное достоинство и право на жизнь.

Таковы были формы поведения, которые большинство современных родителей впитывала с детства. Другие формы поведения родителей по отношению к своим детям, не впитанные с детства, нуждаются в значительном сознательном контроле, не всегда получается их осуществлять автоматически.

Формам поведения, которым не получилось естественным образом выучиться у своих родителей, можно научиться самостоятельно или с помощью психолога. Для этого нужны знания о своих сложностях, признание факта, что вас раздражает собственный ребенок, осознанные усилия по «выращиванию» новых форм поведения и ежедневная работа над собой.

Во второй части статьи мы поговорим о том, что происходит, когда родители не могут справиться со своей агрессией, о формах физического и психологического насилия в семье и их последствиях:

Экологичное родительство: Ритм жизни ребенка существенно отличается от ритма жизни взрослого человека. Жизнедеятельность детей характеризуется импульсивностью, желанием познавать новое, экспериментировать. У них много энергии и энтузиазма, благодаря чему они с легкостью хватаются за любые дела. Взрослому же, зачастую, жизненной энергии хватает только на то, чтобы ходить на работу, выполнять бытовые дела, и иногда выходить из дома для посещения увеселительных мероприятий.

Если раздражают дети...

Ритм жизни ребенка существенно отличается от ритма жизни взрослого человека. Жизнедеятельность детей характеризуется импульсивностью, желанием познавать новое, экспериментировать. У них много энергии и энтузиазма, благодаря чему они с легкостью хватаются за любые дела .

Взрослому же, зачастую, жизненной энергии хватает только на то, чтобы ходить на работу, выполнять бытовые дела, и иногда выходить из дома для посещения увеселительных мероприятий. Конечно, не правильно было бы грести под одну гребенку всех родителей.

Кому-то хватает сил работать, воспитывать и развивать своих детей, заниматься любимым делом. Можно только порадоваться, но мы сейчас не о них. В центре внимания - среднестатистические родители, на плечах которых лежит тяжелый груз ответственности за себя, семью и подрастающее поколение. Придя с работы уставшим, наш родитель (мама или папа) встречается с жизнерадостностью, беззаботностью и активностью своего ребенка. Кто-то относится к детским шалостям терпимо, а у кого-то не получается.

Тогда можно наблюдать картину, как уставшая мама или измотанный папа, ступив на порог квартиры, сердито опускает брови. Приказным тоном отдает распоряжения "младшим по рангу": "Соберите игрушки, сейчас же", "Ну, куда ты это схватил. Оно тебе надо?", "А ну-ка, подойди сюда, кто это натворил?".

Дети, отодвинув свои желания в сторону и приглушив энтузиазм, молчаливо выполняют родительские приказы, и уходят из поля зрения родителей. Одно ясно - сегодня лучше не показываться им на глаза. А что, если такие "сегодня" у родителей каждый день? Как жить и развиваться ребенку? Как жить родителю с чувством вины, возникающим после того, как он разрядил напряжение?

Итак, что делать родителю, который сам не живет полноценной жизнью, и не дает этого делать своим детям :

1. Определите свое поведение в различных ситуациях, которое бы вам хотелось изменить.

Прямо по списку. Например: "ругаюсь, когда дети строят домики из подручных материалов, хотя, им очень интересно", "не разрешаю рисовать красками, ненавижу этот бардак, пусть лучше мультики смотрят". То есть, нужно выписать те ситуации, которые вы пресекаете, но где-то в глубине души понимаете, как это важно для вашего ребенка.

2. Проанализируйте, откуда идут корни ваших негативных реакций.

Например, если вам всю жизнь твердили, что "любопытной Варваре на базаре нос оторвали". То скорее всего, вас будет напрягать любопытство вашего ребенка и его извечные вопросы. Или, если вас наказывали за беспорядок в комнате, то вы будете содрогаться от страха и ужаса, увидев полный кавардак в детской. Как правило, мы выносим из родительской семьи не только добрые традиции, но и способы взаимодействия друг с другом и детьми. Эти способы срабатывают автоматически, как только мы попадаем в знакомую для нас ситуацию.

3. Проведите тщательную ревизию убеждений, касающихся воспитания детей.

Каждый раз, когда вам хочется запретить что-то/накричать/наказать своего ребенка, спросите себя честно: "Действительно ли это сейчас необходимо?". Если в вашем детстве на вас кричали за то, что вы пролили чашку с молоком, есть ли необходимость в аналогичной ситуации с вашим ребенком применять подобные меры? Может быть, гораздо полезнее дать ему тряпку в руки и научить убирать за собой? И, кстати, примиритесь с фактом того, что дети (и взрослые) периодически что-то роняют, бьют, ломают, пачкают. И это - нормально.

4. Разрешите себе просто жить.

Представьте ситуацию, как в комнате резвятся дети, что-то изобретают, весело смеются и шумят. Рядом мама, гладит бельё. Нужно успеть забросить зелень в суп, развесить бельё из стиральной машины, помыть посуду. Какие чувства возникнут у мамы, наблюдающей за беззаботным времяпрепровождением детей?

Можно представить, что изначально - зависть, потом - гнев. Почему они могут себе позволить наслаждаться происходящим, а она - нет? Она обречена на бытовые страдания. Чтобы заглушить эти чувства, мама выбирает "отключить детей". Используя для этого замечания, окрики, критику, а то и наказание.

Выход - в противоположной стороне. Если мама честно спросит себя, хочет ли она сейчас заниматься тем, чем занимается? И насколько часто в своей жизни она делает то, что доставляет ей удовольствие? Тогда взгляд на ситуацию изменится, и мама поймет, что это не дети доставляют ей дискомфорт, а ощущение пустоты в собственной жизни. И тогда откроется новый горизонт познания себя, своих увлечений, и отсюда - изменение образа жизни.

5. У детей есть чему поучиться.

Понаблюдайте за детьми, насколько они свободны в своих движениях, желаниях и действиях. Они отказываются общаться с теми, кто им неприятен. Они делают то, что им хочется в данный момент. И эта свобода - неиссякаемый источник энергии.

Взрослый человек сознательно блокирует течение энергии в своем организме путем жестких ограничений. Учитесь у детей непосредственности. Учитесь отказываться о того, чего в данным момент делать категорически не хочется. И делать то, что в данным момент принесет вам удовольствие. Например, просто потанцевать. Как давно вы танцевали у себя дома под любимую музыку, позволяя себе двигаться так, как подсказывает вам ваше тело?

Чем больше разрешают родители себе, тем больше разрешают они детям. Чем больше родители осмеливаются быть самими собой, тем легче им принимать своих детей без критики. Чем меньше ненужных ограничений в жизни родителей, тем больше свободы самовыражения дают они своим детям.