Что чувствует ребенок в утробе матери. По ту сторону живота: как живет малыш в утробе

Если вы думаете, что ваш будущий ребенок, находясь у вас в животе ничего не понимает, не видит и не слышит, то это не так. На данный момент еще до конца не известно, когда он начинает осознавать свое окружение, но известно, что первые связи между клетками мозга образуются примерно на 12 неделе беременности. Затем они постепенно усовершенствуются и примерно к 20 недели ваш малыш уже может слышать. Как раз к этому времени у него уже полностью развиваются уши и мозг реагирует на получаемые звуки. Сначала он воспринимает их как вибрацию и только к 30 неделе после зачатия звук воспринимается им как шум. Например, исследования показывают, что дети, родившиеся очень рано, до 30 недель после зачатия, реагируют на ритмичные звуки не так, как доношенные дети.

Ребенок, пребывая в матке, все время находится в окружении звуков вашего тела. Он слышит, как бьется ваше сердце, как легкие наполняются воздухом, как урчит ваш кишечник, как по венам и по пуповине бежит кровь, в конце концов, он слышит ваш голос.

Есть мнение, что ребенок за время пребывания у вас в животе, сильно привыкает к этим звукам и потом после рождения с легкостью их узнает. Особенно малыш привыкает к вашему сердцебиению. Поле рождения именно звук биения вашего сердца может с легкостью успокоить плачущего ребенка, достаточно приложить его к груди.

Кроме звуков вашего тела ребенок может слышать и звуки окружающей среды. Конечно же эти звуки отличаются от тех, которые слышим мы с вами. Они доходят до него несколько приглушенными, поскольку проходят через брюшную стенку, мышцы матки и околоплодную жидкость. Поэтому низкочастотные звуки он слышит лучше, чем высокочастотные. Новорожденные дети с легкостью узнают голос отца, если им приходилось часто слышать его до рождения. Мужской голос лучше воспринимается ими, чем женский.

Впрочем, ваш голос он запомнит одним из первых, поскольку слышит его чаще всех. В результате проведенных учеными исследований удалось выяснить, что пульс плода замедляется, когда он слышит голос матери.
Еще было установлено, что ребенок способен обучаться еще в матке. Если ему на протяжении нескольких недель до рождения читать одну и ту же сказку по нескольку раз в день, то когда он в очередной раз слышит эту сказку - его пульс замедляется. Он ее узнает. Значит где-то в его мозгу откладывается эта информация. А раз так, то после рождения малышу будет легче запоминать и учиться говорить.

Еще один интересный факт. Дети, которым матери включали классическую музыку в 2 и 3 триместрах, развивались быстрее, говорить начинали раньше, чем те, детки, которые не получали музыкальной стимуляции. А еще они легко запоминали музыкальные отрывки и имели музыкальные способности.

Как видите, с детьми нужно заниматься еще до рождения. По крайней мере с ними нужно разговаривать, петь им песни, рассказывать сказки и тогда между вами установится очень крепкая связь, которая поможет вашему малышу лучше и быстрее адаптироваться в таком новом и неизведанном для него мире.

Говорят, ребенок в утробе матери и слышит, и чуть ли не видит… Правда ли это? И какая она внутриутробная жизнь ребенка? Как, еще нерождённый малыш, реагирует на внешний мир? Как развивается плод и каким образом сказывается в будущем его внутриутробная жизнь? На эти и другие вопросы отвечает врач-гинеколог высшей категории Полина Сергеевна ДЕРЕВЯНЕНКО. Беседовала Людмила СЛАВИНА.

«Что это за наука — пренатальная психология? Когда она появилась?»

Пренатальная, то есть дородовая, психология появилась не так давно. Дело в том, что прежнее представление о дородовой жизни будущего человека, как о периоде чисто биологического существования в последние годы забыто окончательно и бесповоротно. Теперь уже аксиомой считается, что у плода развиваются не только части и системы организма, но и познавательные функции и органы чувств. А некоторые исследователи утверждают: начиная с четвертого месяца беременности, человеческий плод уже по-своему понимает, что происходит вокруг, реагирует не только на внутренние изменения в лоне матери, но и на внешние раздражители, которые доходят до него. Пренатальная наука изучает дородовую психологию ребенка.

«Правда ли, что будущий ребенок слышит? И как же это происходит?»

— Хорошо известно, что орган слуха у зародыша начинает формироваться одним из первых. К четырем месяцам плод слышит музыку. На бравурную и громкую он реагирует активным шевелением, спокойная и мелодичная музыка его успокаивает. Известны случаи, когда беременные женщины вынуждены были уходить с концертов рок-музыки из-за невыносимо бурной реакции плодa.

Беспокойством плод реагирует на ссоры и крики родителей. Подчас они могут привести к выкидышу, и неизвестно, какова причина такого развития событий — то ли резкие колебания гормонов в организме матери, то ли сама по себе угроза, содержащаяся в бурных криках и оскорблениях, с которыми протекает скандал.

Известно, что еще не родившиеся дети запоминают мелодии, слова, целые выражения и даже детские стишки , если их часто читать в последние месяцы беременности. Мать двухлетней девочки однажды услышала, как ее дочь повторяет: «Вдох — выдох, вдох-выдох» — команды, которые звучали на курсах будущих матерей.

Народившиеся дети слышат и распознают голоса родителей, реагируют на их интонации. Врачи советуют будущим матерям как можно чаще разговаривать с ребенком. После рождения такие дети бывают спокойными, реже плачут.

Внешние звуки плод слышит своеобразно — низкие частоты как бы отсекаются, высокие слышны отчётливее. Именно с этим психологи связывают материнский инстинкт разговаривать с новорожденным: особым, высоким голосом — он звучит понятнее и безопаснее, чем низкие звуки.

«Читала, что в Древней Греции беременным женщинам запрещали смотреть на все безобразное, некрасивое. И вменяли в обязанность систематически любоваться прекрасными рисунками, статуями, пейзажами. Якобы будущий малыш видит то же, что и мать, и это сказывается на его развитии … »

— Пока неизвестно, различает ли плод красивое и некрасивое, но то, что нарождённый ребенок реагирует на свет, доказано. Если врач осматривает беременную с помощью фетоскопа (прибор для внутриутробного исследования), то яркий свет от него пугает ребенка. Он переворачивается, стремясь укрыться от луча, плотно смыкает веки. Возможно, следующей новостью о внутриутробной жизни будет как раз то, о чем вы спрашиваете, и выясните, что плод действительно склонен к прекрасному.

«Есть ли у плода вкусовые ощущения? Трудно поверить, что он различает вкус , но слышала и такое».

Это действительно так. Еще не родившийся ребенок, как и все дети, любит сладкое и не любит горькое. Если в амниотическую жидкость, в которой он плавает, добавляют глюкозы, плод глотает ее в два раза больше, чем обычно. А введение туда горького лекарства глотательный рефлекс уменьшает. Причем, глотая горькое, плод делает совершенно ту же гримасу, изображающую отвращение, что и взрослый человек.

«Говорят, что плод чувствует настроение матери, реагирует на ее курение, засыпает вместе с ней .» Неужели это все правда?»

— Плод действительно повторяет все действия и даже настроение матери. Он дремлет, когда мать засыпает, просыпается вместе с ней. Если мать спокойна, то и плод ведет себя спокойно. Если она нервничает, то он либо замирает, либо активно шевелится. Но есть у него и свои потребности. Если мама долго сохраняет малоподвижность, ему не хватает кислорода, и он начинает бурно шевелиться, дрыгать ножками. Если мать, напротив, активна, он может устать и укачаться. Кстати, именно с этим связаны и традиции укачивания новорожденного на руках или в люльке.

Пятимесячный плод двигает головкой, если живот матери погладить рукой, а если лить холодную воду, плод очень недоволен, сердится, бьет ножками.

Реагирует плод и на курение матери. Причем не только на поступление в кровь вредных веществ, но даже и на ее желание закурить: женщина еще только думает о сигарете, а его сердечко уже начинает биться учащенно. Причина в том, что из-за курения плод получает намного меньше кислорода, а это вызывает у него болезненные судороги. А предвкушение табака· женщиной, видимо, как-то меняет гормональные реакции.

На физические травмы плод реагирует уже со второго месяца жизни. Если ударить по животу матери, он пугается, пытается спрятаться, сжаться.

«Читала где-то: от того, как носит мать ребенка, хочет она его или нет, зависит, каким он станет во взрослой жизни. Ну, это уж, по-моему, просто фантастика, причем не научная … »

— Да нет, не фантастика, а именно научные разработки. Ученые установили, что опыт, полученный в ходе беременности, всерьез влияет на всю дальнейшую жизнь человека. Желанные дети, уже в утробе матери ощущавшие ее любовь и радость, более уверенны в себе, спокойнее реагируют на стрессы, имеют в целом позитивное восприятие жизни доброжелательны, контактны, легче учатся. Дети нежелательные, напротив, ощущают неуверенность, чаще впадают в депрессию, ждут от жизни одних неприятностей и ударов, недоверчивы, с трудом сходятся с людьми, испытывают трудности в учебе.

Объяснить это с точки зрения науки несложно: материнские переживания и эмоции прямо связаны с изменениями гормонального фона ее организма, а тот, в свою очередь, формирует реакции ребенка, его физиологию.

«Я наконец-то жду малыша. Передать, как мы с мужем счастливы, невозможно. Очень хочется, чтобы родился и вырос здоровым, крепким и был счастливым. Знаю, что восточные традиции ведут отсчет возраста человека не с даты рождения, а с момента зачатия.
Пожалуйста, посоветуйте: как мне вести себя во время беременности, чтобы малышу было хорошо? У меня еще очень маленький срок, надеюсь, я не опоздала».

Если вы ждете ребенка, постарайтесь создать для него благоприятные условия с самых первых дней его бытия. Конечно, не курите, больше гуляйте, правильно питайтесь.

А еще современный подход к осознанному родительству подразумевает активное общение с будущим ребенком с первых месяцев беременности.

Хорошо рассказывать будущему малышу сказки, стишки, включать приятную, мелодичную музыку. Если у него есть старшие братья и сестры (это, по-видимому, не ваш случай — по крайней мере, пока), стоит привлекать к общению с ним и их. Тогда после рождения он будет распознавать их голоса как родные.

Не стоит в это время бурно выяснять отношения, ссориться, скандалить — вы можете напугать нерожденного малыша на всю оставшуюся жизнь. А вы ведь хотите, чтобы он рос спокойным, уравновешенным и счастливым.

Согласны, дорогие читали? Что вы интересного наблюдали /наблюдаете в поведении ребенка во время своей беременности? Поделитесь вашим опытом в комментариях!

Когда плод начинает слышать и влияние музыки на него.

С какого срока беременности у малыша появляется способность воспринимать звуки? Какие звуки он предпочитает слышать? Какие звуки пугают плод? Какие шумы мешают развитию?

В этой статье мы разобрали сразу несколько важных вопросов:

Что слышит плод?

Каково влияние музыки на плод?

Однако, прежде всего, ответим на самый важный вопрос: когда у плода появляется возможность слышать.

Современные специалисты не имеют однозначно точных сведений на этот счет. По данным исследований, проведенных во Франции, первые «слуховые» ощущения плода появляются очень рано. Однако они не являются в полном смысле слуховыми (такими, как их понимаем мы - взрослые). Они носят вибрационный характер. В это время развития кроха не слышит звуки, а только способен воспринимать звуковые колебания как вибрацию. Считается, что на этом этапе у ребенка формируется особая картина мира: все окружающее воспринимается не через звук, а через пульсацию.

Слышит ли ребенок музыку в утробе матери? Некоторые думают, что это не так, что все глупости. Вы ошибаетесь! Если вы думаете, что ваш будущий ребенок, находясь у вас в животе ничего не понимает, не видит и не слышит, то это не так. На данный момент еще до конца не известно, когда он начинает осознавать свое окружение, но известно, что первые связи между клетками мозга образуются примерно на 12 неделе беременности. Затем они постепенно усовершенствуются и примерно к 20 недели ваш малыш уже может слышать. Как раз к этому времени у него уже полностью развиваются уши и мозг реагирует на получаемые звуки. Ребенок, пребывая в матке, все время находится в окружении звуков вашего тела. Он слышит, как бьется ваше сердце, как легкие наполняются воздухом, как урчит ваш кишечник, как по венам и по пуповине бежит кровь, в конце концов, он слышит ваш голос. Есть мнение, что ребенок за время пребывания у вас в животе, сильно привыкает к этим звукам и потом после рождения с легкостью их узнает. Особенно малыш привыкает к вашему сердцебиению. Поле рождения именно звук биения вашего сердца может с легкостью успокоить плачущего ребенка, достаточно приложить его к груди. Кроме звуков вашего тела ребенок может слышать и звуки окружающей среды. Конечно же эти звуки отличаются от тех, которые слышим мы с вами. Они доходят до него несколько приглушенными, поскольку проходят через брюшную стенку, мышцы матки и околоплодную жидкость. Поэтому низкочастотные звуки он слышит лучше, чем высокочастотные. Новорожденные дети с легкостью узнают голос отца, если им приходилось часто слышать его до рождения. Мужской голос лучше воспринимается ими, чем женский.

Влияние музыки на организм будущего ребенка был известен с древних времен. В Китае 2000 лет назад, занимались перинатальным воздействием на ребенка - много часов пели. Китайцы считают, что жизнь начинается в момент зачатия и, следовательно, нужно воспитывать ребенка сразу после зачатия. В Японии, беременные женщины были размещены в специальном сообществе, расположенном в красивом месте, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и будущего ребенка. В древние времена на Востоке существовало поверье, что на свадьбе каждая девушка должна соткать ковер, и во время беременности будущая мама обязана соткать из нитей своего голоса душу ребенка. До недавнего времени в странах Северной Европы было обычным явлением, когда беременные женщины долго сидели на ступеньках своего дома и пели народные и религиозные песни.

Классический эксперимент на музыку Дебюсси: беременная постоянно слушала ее во время отдыха. А после рождения ребенка, он сразу же успокаивался, когда слышал эту музыку.
Таким образом, зная, что вы проведете очередную бессонную ночь, то почему бы не воспользоваться этим опытом и в часы досуга слушать приятные и любимые мелодии. Когда кроха увидит свет, вы можете попробовать включать для него знакомые мелодии.
Классический эксперимент «эффект Моцарта»
В 1990 году проводилось исследование «эффекта Моцарта» на развитие человека. В упомянутом исследовании было предположено, что музыка Моцарта способствует развитию мозга, а также была выдвинута гипотеза о том, что особая музыкальная композиция, скажем, струнный квартет Моцарта создают больше «формирующих» возбуждений в мозге, чем другие жанры или даже другие классические композиторы, например такие как Бах или Бетховен. Таким образом, исследование «эффекта Моцарта» привело к практике прослушивания классической музыки, и Моцарта в частности, беременными и маленькими детьми с целью развития малышей.

Исследования ученых

Более ста лет назад ученые, изучающие морфологические явления обратили внимание на тот факт, что в мозге новорожденного есть определенный процент атрофированных нейронов. В то же время была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофированы из-за отсутствия воздействия на них в период внутриутробного развития. С другой стороны, есть научные данные, что количество нервных клеток в головном мозге во многом определяет уровень интеллектуального развития и психологической зрелости ребенка. В связи с этим в Европе и США есть идеи о целесообразности воспитательного процесса в дородовый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов в головном мозге. Так появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины - дородовое воспитание.

В 1982 году японские ученые помощи гидрофона определили, что ребенок внутриутробно слышит все, что происходит внутри матери, и вокруг него. При этом все звуки приглушены, теряя всего до 30% объема. Известно, что в четырнадцать недель плод начинает реагировать на различные звуковые эффекты, по-разному: он может реагировать на громкость и ритм мелодии, он может быть похожим на него или нет. С помощью специального ультразвукового сканера ученые изучили десятки беременных женщин. Во время эксперимента каждые 15 секунд звучал небольшой кусочек музыки, и прибор записывает повышенную активность мозга плода. Оказалось, что они не только слушают музыку, но и проявляют свои эмоции при спокойной, а при быстрой и веселой - «радуютс

Как влияет музыка на развитие?

Теоретически существует определенная корреляция между музыкой и развитием мозга. Воспроизведение музыки стимулирует развитие мозга путем содействия развитию нейронных синапсов, то есть соединений клеток мозга. Чем более развиты нейронные синапсы, тем более развит мозг на интеллектуальном и физическом уровнях. Такими предполагаемыми преимуществами выступают повышение когнитивного развития, концентрации внимания, улучшение сна, более развитые языковые навыки и способности, улучшение моторных движений и пространственной координации.

Прослушивание музыки является менее эффективным, чем ее проигрывание, но и оно помогает стимулировать мозг. Если дети не получают достаточной стимуляции нейронных синапсов, их умственное развитие будет замедляться. Вот почему важно постоянно взаимодействовать с ребенком, обнимать его, говорить, петь или слушать музыку, которая будет фиксировать интерес ребенка.
Прослушивание музыки может также внести вклад в производство и выпуск антител в мозгу, называемых эндорфинами. Эндорфины - это химические вещества мозга, которые способствуют хорошему самочувствию, помогают бороться с инфекциями и облегчают боль. Таким образом, прослушивание музыки может быть полезным для счастливой и здоровой жизни! Было установлено, что ребенок способен обучаться еще в матке. Если ему на протяжении нескольких недель до рождения читать одну и ту же сказку по нескольку раз в день, то когда он в очередной раз слышит эту сказку — его пульс замедляется. Он ее узнает. Значит где-то в его мозгу откладывается эта информация. А раз так, то после рождения малышу будет легче запоминать и учиться говорить.

Почему полезно слушать именно классическую музыку?

Ряд исследований противопоставил влияние различных видов музыки на рост растений, и классический стиль во всех случаях выигрывал. Растения начинают расти и склоняться в сторону звучания спокойной классической музыки, активно избегая стиля «тяжелого рока», «металла», «хаоса» и прочих. Кроме того, исследования на животных показывают, что воздействие «хаотической» или «атональной» музыки изменяет структуры мозга в негативном ключе.
Несмотря на исследования растений и животных, специалисты, работающие с людьми, не хотят делать выводы о какой-либо положительной корреляции между музыкой и умственным развитием детей. В то время как обучение фортепиано может поддерживать у ребенка пространственное мышление и математические навыки, эксперты не готовы сделать такие выводы о развитии плода под влиянием классики во время беременности. В лучшем случае, врач может предположить о положительном влиянии музыки на плод лишь на основе неофициальных данных. Другие исследователи, однако, показывают, что будущие младенцы реагируют на различные ритмические качества музыки изменением дыхания, которое начинает соответствовать музыкальному ритму, предполагая, что музыка действительно имеют положительный эффект на развитие мозга малыша. Как же слышит ребенок. С этим явлением связано множество открытий.

Прогресс в области медицины и появление УЗИ позволило ученым выяснить следующие факты:

  • В 1982 году японцы, обследовав ультразвуковым сканером несколько сотен беременных женщин, заметили реакцию детей на прослушивание музыки: под бодрые мелодии малыши активно двигались, а под грустные — затихали. Многочисленные исследования показали, что дети могут запоминать мелодии, услышанные в утробе матери, и узнавать их после рождения. Ученые предложили беременным слушать специально подготовленную повторяющуюся речь «та-та-та» по нескольку раз в день весь третий триместр беременности. После рождения малыши лучше всего реагировали именно на звуки «та-та-та», так как запомнили их еще до своего рождения.
  • Американским ученым удалось доказать, что плод обладает слуховой памятью. Он способен запоминать не только музыку, но и голоса. Будущих мам просили читать своему еще не родившемуся крохе одно и то же стихотворение каждый день. После появления на свет новорожденные узнавали именно это произведение из множества других стихотворений.
  • Многолетняя история показывает, что все новорожденные младенцы узнают голос матери: отзываются на него, быстро успокаиваются, если мама заговаривает с ним.

Различную реакцию малышей на те или иные классические произведения можно использовать в случае, когда нужно успокоить или развеселить вашего кроху.
Музыка Антонио Вивальди поможет успокоить младенца, поэтому, чтобы утихомирить непоседливое чадо, можно послушать с ребенком «Времена года». А если малыша, наоборот, нужно взбодрить (например, перед исследованием КТГ), стоит послушать «Венгерский танец №1» Брамса. Помимо этого к самым популярным произведениям для беременных относят музыку Моцарта, слушать которую можно перед сном, убаюкивая малыша: к примеру, «Симфонию №40».
Подборка музыки для беременных с возможностью онлайн прослушивания:

  1. «Спящая красавица» Чайковского
  2. «Лебединое озеро» Чайковского
  3. «Щелкунчик. Вальс цветов» Чайковского
  4. «Симфония №40» Моцарта
  5. «Времена года - лето» Вивальди
  6. «Времена года - осень» Вивальди
  7. «Времена года - зима» Вивальди
  8. «Венгерский танец №1» Брамса
  9. «Ноктюрн соль-минор» Ф.Шопен
  10. «Лунная соната» Л. в. Бетховена
  11. «Менуэт» Л.Боккерини

Чтобы создать благоприятные предпосылки для развития интеллекта будущего ребенка, беременная женщина должна все делать в свое удовольствие, заниматься деятельностью, связанной с творчеством, интересоваться искусством и всячески самосовершенствоваться. Прекрасно, если во время беременности она предается музицированию, рисованию, рукоделию, посещает концерты и картинные галереи, а не читает алфавит, приставив наушник к животу. Прослушивание музыки благотворно влияет и на состояние беременной и на нервную систему плода: доказано, что дети, «воспитанные на классике» в период вынашивания, опережают сверстников в умственном развитии, чаще других наделены музыкальными талантами и хорошим вкусом. Поэтому прослушивание музыки для будущих мам — это не только приятное времяпрепровождение, но и возможность наградить даром маленького гения. Наиболее благополучными и умными получаются дети у тех мам, которые во время беременности максимально раскрывают свой творческий потенциал, а не изобретают способы обучения для еще не родившегося младенца, как будто готовясь отправить его на работу сразу после рождения.

Слышит ли мать плод и когда? Что видит плод и на что реагирует? Что он чувствует когда к животу прикасаются? И приятно ли ему это вмешательство? Можно ли установить взаимный контакт матери и ребенка до его рождения? Как передается информация от матери к ребенку? И что значит дородовое воспитание? И стоит ли ему уделять время.


По медицинским данным осязание появляется у плода раньше всего. Это примерно7-12 недель. Он начинает реагировать на прикосновения. Сего помощью распознаются различные виды прикосновений и температурных воздействий. Вкус и обоняние появляется у ребенка в 18 недель. Уже на 10 неделе происходит закладывание «Вкусовых» точек языка. Когда он пьет околоплодные воды он ощущает их вкус, а их вкус меняется в зависимости от питания матери. Слуховой и вестибулярный аппарат плода формируется к 22 неделям. Находясь в утробе матери плод уже слышит, но ему мешает шум материнского кишечника, сосудов, стук сердца, поэтому внешние звуки до него доходят плохо. Но свою мать он слышит очень хорошо, так как акустические вибрации доходят до него через ее организм. Новорожденные узнают песни, которые пела ему мать, стук сердца и ее голос. Для того чтобы ребенок мог услышать отца, необходимо сделать большой картонный рупор, положить его на живот и говорить в него. Поэтому еще до рождения ребенок слышит звуки идущие извне, а в ответ на слишком резкие реагирует «вздрагиванием» или «шевелением». Реакция зрачков у плода на свет наблюдается с 24 недель беременности.

Интересные сведенья: «Ребенок слышит тоны сердца матери, ее голос. И именно поэтому новорожденный способен отличить голос матери от голосов других людей» «На поздних этапах внутриутробного развития у ребенка начинает появляться простейшие «реактивные движения», жизненно необходимые после рождения (зачатки хватательных движений и поворачивание головы в сторону прикосновения» «Доказано, что дети, матери которых пели во время беременности, имеют лучший характер, легче обучаемы, способнее к иностранным языкам и усидчивее. Поющие матери легче рожают, т.к. у них нормализуется дыхание, они учатся регулировать выдох»

Существует также 3 пути передачи материнских эмоций плоду и обратно , это:

1.Традиционный - через маточно-планитарный кровоток. Через плаценту проникают гормоны, уровень которых частично управляется эмоциями. Например, гормон стресса, эндорфины и т.п.;

2.Волновой - электромагнитное излучение органов, тканей, отдельных клеток и т.д. в узких диапазонах. Например, есть гипотеза, что яйцеклетка находясь в благоприятном месте, принимает не любой сперматозоид, а только тот который совпадает с ней по электромагнитным излучениям. А оплодотворенная яйцеклетка тоже извещает материнский организм о своем появление на волновом уровне.Через этот волновой механизм передаются материнские эмоции и ее мыслеобразы, которые в дальнейшем закладывают в ребенка представления о послеутробной жизни.

3. Водный- через жидкую среду организма. Вода является энергоинформационным проводником, и мать плоду может передать определенную информацию просто через жидкостные среды организма. Если ребенок может подвергаться влиянию матери, то можно ли его воспитывать внутриутробно?

Перинатальная психология утверждает,что не только можно, но и необходимо. Для этого существуют программы перинатального (дородового) воспитания .

1) Достаточное количество положительных эмоций, испытываемых матерью. Наши бабушки советуют беременным женщинам смотреть на красивое, тогда дитя будет ладным и складным. Смысл этой народной мудрости очень прост - ваши яркие положительные эмоции, ваш психологический комфорт и благоприятные ощущения передаются будущему малышу. Смотрите чаще на красивые вещи, на природу прогуливаясь в парке или в лесу, прислушивайтесь к пению птиц, смотрите на воду (речка, море, озеро) она снимет напряжение поднимет настроение

2) Очень хорошо, если мать рисует, даже не у меня этого делать, и в рисунке передает свои ожидания, тревоги и мечты. Продумывайте образ вашего будующего ребенка, попробуйте его нарисовать на бумаге, вложите в этот образ все ваши мечты.

3) Огромный положительный эффект имеет рукоделие. Вязание, вышивка, шитье успокаивает нервы и дает возможность подумать и помечтать, при этом с результатом провести время, чтобы совесть не мучила и проявив свое творчество. Хотелось бы отменить, что занятие творчеством вдохновляет женщину и выявляет в ней более женские черты характера нежность, усидчивость, кропотливость и наполняет ее иньской энергией.

4) »Мышечная радость», которую испытывает ребенок при занятиях мамой физкультурой и спортом, при длинных прогулках.

Внимание : физическая нагрузка д.б. разрешена вашим лечащем врачом.

Помните: .Беременность не время для рекордов; Не доводите себя до изнеможения; .Избегайте занятий, чреватых падениями (верховая езда, велосипед, водные лыжи) Будьте особенно осторожны в начале и в конце беременности

К физкультуре и спорту относиться:

1.Дыхательные упражнения тренируются все типы дыхания которые потребуются матери во время родов.

2. Йога. Лучше специальный комплекс для беременных, он позволит научиться дышать, расслабляться, снимет напряжение и поднимет настроение.

3.Гимнастические упражнения направленные на тренировку суставов и мышц тазовой мускулатуры, для того, чтобы ваш организм был готов к родам, а так же упражнения на расслабление необходимые для того, чтобы научить женщину расслабляться для облегчение родовой деятельности.

4. Плаванье - огромное удовольствие, причем совершенно безопасное - ведь вода вас держит. В занятиях в воде много преимуществ. Прежде всего оказывает успокаивающее действие, вес тела в воде снижается, поэтому будущей маме так легче сохранять устойчивость. Толчки во время занятий гасятся водой. Матка и плод становятся легче, благодаря чему уменьшаются боли в пояснице, снижается давления на суставы.

5) Общайтесь с ребенком: разговаривайте с ним мысленно и вслух, пойте ему песни, кладите руку на живот, чтобы он чувствовал ваше тепло, привлекайте отца будущего и ребенка и его младших сестер и братьев.

А КАК ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ И ОБЩАЕТЕСЬ СО СВОИМИ МАЛЫШАМИ?