Чем поощрять ребенка за успехи. Правила поощрения ребенка словами. Как нельзя поощрять ребёнка

В те моменты, когда дети сопротивляются нашей воле, мы
можем использовать поощрение, вместо того чтобы пытаться установить
контроль, угрожая наказаниями и тумаками. Награда очень часто побуждает
ребенка к .

КАК ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА

Представьте
себе, что вас попросили выполнить сверхурочную работу. Естественно, у
вас это вызовет сопротивление. Затем вам говорят, что каждый час
переработки будет оплачиваться в двойном размере. Вы сразу же станете
намного более склонны к сотрудничеству. Как обещание большего служит
мотивом для вас, оно так же мотивирует к должному поведению и вашего
ребенка – возможно, даже сильнее. Это естественно. Давайте рассмотрим
примеры.

Если ребенок не хочет чистить зубы, скажите: «Если ты
прямо сейчас почистишь зубы, у нас будет время, чтобы прочесть три
сказки вместо одной».

До сих пор помню, как я начал сознательно использовать
поощрение, чтобы мотивировать должное поведение у своих детей. Одна из
моих дочерей у отказывалась чистить зубы перед сном. Никак не
удавалось убедить ее. Затем, посетив лекцию по искусству воспитания, где
родителям советовали использовать поощрение, я произнес приведенную
выше простую фразу, и она сработала. Я просто изумился. Стоило сказать
дочери, что у нас появится больше времени на чтение, и она тут же без
малейшего недовольства отправилась чистить зубы. Это небольшое изменение
в подходе немедленно дало результаты, и мой подход к воспитанию
кардинально изменился.

Небольшие награды очень облегчают задачу родителей. Во
многих случаях с обещанием поощрения сопротивление ребенка
улетучивается, словно дым. Если ребенок время от времени получает
награду, к нему возвращается естественное желание доставить родителям
радость и он автоматически в большинстве случаев охотнее идет на .

Давайте ребенку небольшие поощрения, и вам станет намного проще исполнять свои родительские обязанности.

Однако многие родители опасаются, что ребенок начнет
злоупотреблять таким отношением и станет требовать поощрения за любую
мелочь. К счастью, это не так. Если использовать этот прием в комплексе с
другими методами позитивного воспитания, поощрение даже усиливает
желание ребенка сотрудничать просто так. После того как вам удастся
побудить ребенка к тому или иному поведению при помощи награды, он
вскоре начнет делать это и без нее.

Пока ребенок слушается, потребности в поощрении нет. Оно
нужно лишь для того, чтобы восстановить контроль над ребенком.
Поощрение требуется тогда, когда ребенок выходит из-под контроля и
утрачивает естественное желание доставлять родителям радость. Как только
тот или иной вид поведения войдет в норму, ребенок будет придерживаться
его и без награды. После того как я прочел дочери три сказки перед сном
в награду за послушание, она не стала требовать поощрения за
сотрудничество в других случаях.

До тех пор пока я на опыте не узнал действенность
поощрения, я испытывал предубеждение против этого метода, поскольку мне
казалось, будто это сродни взяточничеству. Увидев, как хорошо работает
этот прием, я задумался над его преимуществами и пересмотрел свое
отношение. Прежде, если кто-то из дочерей сопротивлялся моим указаниям, у
меня автоматически возникало желание прибегнуть к угрозе. Именно так
воспитывал меня отец, и в трудные моменты я тоже прибегал к этому же
методу. Как только я нашел более приемлемый подход, наказания и угрозы
остались в прошлом.

Тут передо мной встала новая задача: найти подходящий
способ поощрять детей. Награда должна быть каким-то образом связана с
поведением, которое мы хотим изменить. В идеале поощрение должно быть
естественным результатом сотрудничества. Если девочка чистит зубы перед
сном, вместо того чтобы отлынивать от этого дела и скандалить,
естественно, остается больше времени на чтение сказок. Если же ребенок
не хочет надевать пальто, то такой естественный результат
сотрудничества, как возможность раньше попасть в школу, вряд ли будет
воспринят как награда. Однако в некоторых случаях возможно и это.
Например, может быть такой случай: «Если ты быстро наденешь пальто, у
меня будет время посмотреть на твои рисунки в школе».

Есть одна награда, которая срабатывает всегда, и вам не
нужно особенно задумываться: пообещайте ребенку свое время. Скажите:
«Если ты будешь сотрудничать со мной сейчас, то у меня останется время,
чтобы сделать для тебя то-то и то-то позже».

Для того чтобы побудить ребенка к сотрудничеству, проще всего пообещать, что в награду вы уделите ему дополнительное время.

Каждый раз, когда ребенок слушается, у вас
действительно остается больше времени, чтобы заняться тем, что ему
нравится. Достаточно напомнить ребенку эту простую истину, и вы сможете
легко побудить его следовать вашим указаниям. Вы добьетесь наилучших
результатов, если сформулируете свое обещание в форме, наиболее
приемлемой для вашего ребенка.

КАК ПООЩРЯТЬ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ ТЕМПЕРАМЕНТОМ

Давайте
рассмотрим на примерах, как по-разному сформулировать одно и то же
обещание для детей с разным темпераментом. Рассказывая о предстоящей
награде сенситивному ребенку, обратите особое внимание на чувства.

позже. Мы сможем собрать в саду цветы для мамы. Будет очень весело.
Мама любит цветы. Мы соберем целый букет».

Обещая поощрение активному ребенку, особо остановитесь
на самом действии: «Если ты послушаешься меня сейчас, у меня будет
больше времени позже. Мы можем пойти поиграть в сад и собрать букет для
мамы. Можно даже притащить стремянку и набрать цветов с дерева».

Говоря с реактивным ребенком, обратите внимание на
чувственные ощущения. Пусть ваше обещание прозвучит почти как сказка.
Например: «Если ты послушаешься меня сейчас, у меня будет больше времени
позже. Мы сможем пойти в сад и собрать для мамы красивый букет. Мы
составим его из красных, белых и желтых цветов. Уверен, мы встретим в
саду бабочек. Когда мама увидит букет, лицо ее озарится улыбкой».

Обещая поощрение восприимчивому ребенку, не забывайте
говорить о времени: «Если ты послушаешься меня сейчас, у меня будет
больше времени позже. После школы, когда мы будем возвращаться домой,
можно будет собрать в саду букет для мамы. Сейчас мне нужна твоя помощь,
и тогда позже у нас будет время сделать букет для мамы».

Конечно, формулировка, соответствующая темпераменту
конкретного ребенка, действует лучше, – но можно высказать свое обещание
и просто. Суть в том, чтобы объяснить ребенку: если ты побережешь мое
время сейчас, я уделю его тебе же позже. Ты поможешь мне сейчас, а позже
я сделаю кое-что для тебя.

ПРИМЕРЫ ПООЩРЕНИЙ

Ниже я привожу
несколько примеров поощрений, которые можно пообещать ребенку.
Подумайте, как сформулировать их, чтобы они лучше подействовали на
вашего малыша. Примите во внимание его темперамент. Подумайте, какие
награды в каких ситуациях лучше всего побудили бы вашего ребенка к
сотрудничеству.

· Если ты, не мешкая, соберешь игрушки, у меня останется время, чтобы сыграть с тобой в карты.

· Если ты поможешь мне прибрать у тебя в комнате, у меня останется время поиграть с тобой.

· Если мы сейчас вместе наведем тут порядок, то сможем потом вместе порисовать.

· Если ты подготовишь школьную одежду на завтра, у нас утром останется время для десерта.

· Если ты быстро оденешься, мы сможем после школы зайти в кафе.

· Чем быстрее ты соберешься, тем быстрее мы вернемся домой.

· Если ты перестанешь болтать, мы сможем вместе выгулять собаку.

· Если ты немедленно заберешься в машину, я найду время, чтобы вечером поиграть с тобой в мяч.

· Если ты послушаешься, то позже я сделаю для тебя то-то и то-то.

· Если ты сейчас же возьмешься за домашнее задание, мы сможем вечером устроить чаепитие.

· Если ты доешь овощи, то я куплю торт к ужину.

· Если ты сейчас же сядешь обедать, после обеда мы сможем попеть вместе.

· Если ты сейчас пойдешь домой, то позже сможешь поиграть в любимую игру.

Если ребенок сопротивляется, то вместо того, чтобы
отнимать у него что-то, – дайте. Дайте ему что-то, и в нем снова
пробудится внутреннее стремление к сотрудничеству. Вместо того чтобы
использовать в качестве сдерживающего фактора боль, поощрите его
возможностью получить больше.

ВСЕГДА ДЕРЖИТЕ ЧТО-ТО В РУКАВЕ

Поощрение
будет действенным в том случае, если вы найдете то, что особенно хорошо
мотивирует вашего ребенка к сотрудничеству. Обнаружив, чем можно
привлечь своего малыша, всегда держите это наготове – в рукаве. Для
кого-то самым сильным мотивирующим фактором служит обещание: «Если ты
послушаешься меня сейчас, у меня останется больше времени, чтобы
почитать тебе сказку». Другому ребенку нужно другое: «Если ты меня
послушаешься, мы сегодня вместе испечем кексы». Еще кому-то нужны
разнообразные поощрения. Главный секрет состоит в том, чтобы заметить,
что особенно любит ваш ребенок, и использовать это в качестве поощрения
для него.

Главный секрет состоит в том, чтобы заметить, что особенно любит ваш ребенок, и использовать это в качестве поощрения для него.

Если малыш любит сказки, то обычно читайте ему
немного меньше, чем могли бы. Конечно, не следует прекращать чтение
вообще, но следите за тем, чтобы не пресытить ребенка сказками. В этом
случае чтение может стать хорошим поощрением. Рассмотрим еще один
пример. Ребенок говорит: «Давай на этой неделе сходим в парк».
«Прекрасная мысль, – отвечаете вы. – Обязательно сходим, если будет
время». В другой раз, когда малыш противится вашей воле, скажите: «Если
ты меня сейчас послушаешься, то у меня останется больше времени и я
смогу сводить тебя в парк». Вы уже и так запланировали эту совместную
прогулку, однако теперь можете использовать ее в качестве поощрения.

Во многих случаях те же вещи, которые вы отнимаете у
ребенка в наказание за непослушание, можно использовать в качестве
награды. Если вы угрожаете ребенку тем, что не возьмете его на прогулку,
можно пообещать ту же прогулку, чтобы мотивировать ребенка к
сотрудничеству. Вместо того чтобы угрожать: «Если ты сейчас же не
уберешь эти игры в шкаф, я вообще не позволю тебе играть с ними
впредь», – можно сказать: «Если ты сейчас уберешь игры в шкаф, то я
позже сыграю с тобой в одну из них». Самая лучшая награда для ребенка –
обещание посвятить ему какое-то количество своего времени.

Те же вещи, которые вы отнимаете у ребенка в наказание за что-то, можно использовать в качестве поощрения.

Награды должны быть разумны, связаны с ситуацией и
соразмерны жертве, которую вы требуете от ребенка. Пример разумного
поощрения: «Если ты сделаешь для меня то-то и то-то, позже у меня будет
время сделать что-то для тебя». Это разумно: сделай что-то для меня, и я
сделаю что-то для тебя. Пример поощрения, связанного с ситуацией: «Пора
идти домой обедать. Я понимаю, что тебе хочется поиграть, но уже время
уходить. Если ты сейчас пойдешь со мной, мы сможем скоро вернуться».
Поощрение непосредственно связано с деятельностью, отказаться от которой
вы предлагаете ребенку. Соразмерная награда определяется в зависимости
от степени сопротивления ребенка. Чем больше вы от него просите, тем
больше предлагайте.

У предусмотрительных родителей всегда есть в запасе
несколько поощрений, и они вытаскивают их всякий раз, когда ребенок
сопротивляется. Ниже я привожу примеры поощрений. Подумайте, какие из
них могли бы использовать вы.

СПИСОК ПООЩРЕНИЙ

· У нас останется больше времени, чтобы заняться чем-то позже.

· Потом ты сможешь покататься на велосипеде.

· Мы сможем собрать букет для обеденного стола.

· Мы сможем вместе выгулять собаку.

· Мы поедим горячего шоколада.

· Мы устроим чаепитие.

· Мы поиграем в мяч.

· Мы побросаем летающую тарелку.

· Мы испечем печенье.

· Мы прочтем три сказки перед сном.

· Мы отправимся на пикник.

· У нас будет десерт.

· У нас будет время сходить на речку поплавать.

· Мы сможем спеть вместе.

· Твой товарищ сможет посидеть у нас в гостях подольше.

· Мы сможем прокатиться на машине.

· Мы вместе пойдем за покупками.

· Мы полазим по деревьям.

· Мы сможем сходить на качели.

· Мы сможем сходить в парк.

· Мы сможем полепить из пластилина.

· Мы порисуем вместе.

· Мы пойдем на прогулку.

· Мы успеем сыграть в карты.

· Мы сможем посидеть обнявшись.

· Мы сможем посмотреть такую-то программу по телевизору.

Иногда для того, чтобы побудить ребенка к
сотрудничеству, необходимо просто заранее предупредить его о предстоящих
действиях. Восприимчивым детям требуется особенно много времени, чтобы
перейти от одного вида деятельности к другому. Мудрые родители стараются
предупреждать таких детей обо всем заранее. Вместо «Пора надевать
куртку» скажите: «Через пять минут нам нужно выходить из дому. Я хочу,
чтобы к тому времени ты был уже одет. Если оденешься вовремя, нам не
придется спешить, и поездка в школу будет намного приятнее».

Мудрые родители стараются заранее предупредить детей о предстоящей смене деятельности.

Если перед сном вы прилегли рядом с ребенком и он
никак не хочет вас отпускать, скажите: «Ладно, через пять минут мне
нужно уходить. Если ты будешь слушаться и лежать тихонечко, то я побуду с
тобой все эти пять минут. Если же ты будешь болтать, мне придется уйти
сейчас же». Хотя обещание уйти похоже на угрозу, пусть это вас не
смущает, поскольку вы посулили ребенку награду: побыть с ним лишние пять
минут, если он будет лежать тихо.

Прежде чем попросить детей навести порядок в комнате и
идти обедать, предупредите их, что через пять минут им нужно будет
начать уборку, а затем сесть за стол. Пусть у детей будет некоторое
время свыкнуться с мыслью, что скоро им придется прекратить игру,
навести порядок, а затем идти в столовую. Можно сказать так: «Поиграйте
еще пять минут, затем наведете здесь порядок и идите обедать». Когда вы
напомните об этом через пять минут, дети будут более склонны к
сотрудничеству.

Поощрение – поистине волшебное средство: когда все
остальные методы не работают, обещание награды немедленно приводит к
желаемым результатам. Если вы не поймете смысла поощрений и не научитесь
ими пользоваться, остальные методы позитивного воспитания не принесут
пользы. Когда родители не умеют договориться с ребенком, пообещав ему
награду, у них остается один выбор: угрожать наказанием.

ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ СИТУАЦИИ

Если ребенок
вновь и вновь сопротивляется вашей воле в определенных ситуациях,
полезно пообещать ему какую-то награду заранее. Однажды мне пришлось
совершить длительный авиационный перелет вместе с моей дочерью Лорен, и
оказалось, что девочка никак не хочет слушаться меня в дороге. После
этого мы с женой стали готовиться к подобным поездкам заранее. Девочка
очень любила одно лакомство, и мы стали обещать ей это лакомство за то,
что она все путешествие будет нас слушаться. За то, что дочка слушалась
нас по пути в аэропорт, при посадке и взлете, она получала четверть
любимой шоколадной плитки. После того как мы без эксцессов пролетали
полпути, Лорен получала вторую четверть. После приземления мы давали
девочке третий кусок и по прибытии на место – четвертый.

Такая система прекрасно работала при каждом перелете.
Перед путешествием мы показывали малышке целую плитку. Пока мы
объясняли, как будем распределять шоколадку, в глазах девочки светилась
радость. И, хотя во время путешествия Лорен была занята своими играми,
она ни разу не забывала получить очередную порцию лакомства. Шоколадка
всегда маячила у нее на заднем плане сознания, напоминая девочке о
необходимости сотрудничать с родителями во время полета. Кроме того, мы
наперед заботились о том, чтобы малышке было чем заняться во время
поездки. Нелепо ожидать, что ребенок будет просто сидеть и наслаждаться
бездеятельностью все пять часов перелета.

Кроме того, что поощрение должно быть разумным и
каким-то образом связанным с ситуацией, необходимо, чтобы оно было
соразмерно жертве, которую вы требуете от ребенка. Если вы просите
ребенка сделать то, что он заведомо не любит, следует назначить ему
достаточно большую награду. Например, если вы собираетесь пригласить в
дом гостей, которые почему-то не по душе малышу, можно договориться с
ним следующим образом: «Я знаю, что эти люди тебе не нравятся, но они –
мои друзья. Если ты будешь вести себя с ними вежливо и дружелюбно, я
сделаю кое-что для тебя. В следующие выходные мы отправимся в зоопарк». В
этом случае вы обещаете ребенку довольно большую награду, поскольку
просите о чем-то, выходящем за рамки повседневной рутины, и понимаете,
насколько сложно ему будет выполнить вашу просьбу.

Дети охотнее идут на сотрудничество, если мы понимаем,
что им нелегко выполнить ту или иную нашу просьбу, и предлагаем за
сотрудничество довольно большую награду. Всякий раз когда вам предстоит
ситуация, регулярно вызывающая сопротивление ребенка, лучше всего
заранее приготовить для него значительное поощрение.

ПООЩРЕНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Поощрение
должно соответствовать возрасту ребенка. Подросткам уже не так важно,
чтобы вы уделяли им время, но у них появляются другие потребности. Им
нужны деньги и помощь. Как только подросток начинает зарабатывать и
тратить деньги, можно использовать их в качестве поощрения. Не следует
предлагать ребенку деньги слишком часто, но если соблюдать меру, такое
поощрение оказывается очень эффективным.

Если подросток не желает тратить время на то или иное
занятие, вы можете просто предложить ему вдвое больше карманных денег,
чем он получает обычно, или сумму, которую ему платят за день работы.
Если лишних денег в семье нет, то родители могут предложить подростку
свозить его куда-то на машине или помочь с выполнением какой-то из его
домашних обязанностей.

Некоторые родители поощряют детей за хорошие отметки
в школе, и такой подход оказывается весьма продуктивным. Конечно, не
всем детям требуется такая мотивация. Можно поощрять успеваемость
ребенка деньгами или же – предоставляя подростку больше свободы.
Естественно, ребенку можно давать свободу лишь после того, как он
завоюет соответствующее доверие, однако высокая успеваемость может быть
способом завоевать это доверие. Ведь, принося хорошие оценки, подросток
тем самым показывает, что он достаточно ответствен, а значит, ему можно
доверять и позволять гулять подольше.

ЕСЛИ РЕБЕНОК СКАНДАЛИТ НА ПУБЛИКЕ

Если
ребенок устраивает скандал в общественном месте, приходится признать,
что у вас нет достаточно времени, чтобы удовлетворить его потребности и
склонить к сотрудничеству. В такой момент вам очень пригодилась бы
любимая конфета малыша. Возможно, у вас нет возможности с сочувствием
выслушать ребенка, но вы можете поощрить его. Можно выйти из этой
неприятной ситуации, быстро предложив ребенку награду за сотрудничество.
Если у вас нет ничего подходящего ни в рукаве, ни в сумочке, лучше не
сражаться с ребенком, а выяснить, что он хочет и, при возможности,
предоставить ему это. Конечно, это – задабривание ребенка, но, если
подобное происходит редко, ничего страшного. Однако такая ситуация
служит сигналом, что вам следует быть пожестче с малышом дома и не
задабривать его слишком часто.

Если ребенок отказывается слушаться на людях, значит, вам нужно быть пожестче с ним дома и не задабривать его слишком часто.

В следующий раз заранее подготовьте ребенка к
подобной ситуации, объяснив ему, что вы понимаете, насколько трудно
слушаться родителей в супермаркете, стоя в очереди. Скажите, что вы тоже
не любите длинных очередей. Затем заключите с ребенком договор: «Если
ты будешь слушаться маму в магазине, мы раньше вернемся домой и у нас
будет время, чтобы поесть твои любимые хлопья». В магазине купите пачку
этих хлопьев, чтобы напомнить ребенку о договоре. Совершая покупки,
напоминайте, что ребенок ведет себя хорошо и что скоро он будет есть
свое любимое блюдо.

ПООЩРЕНИЕ ПОДОБНО ДЕСЕРТУ

Предлагая
ребенку награду, вы тем самым помогаете ему обратиться к той части его
существа, которая хочет помогать родителям. Ребенка побуждает к
сотрудничеству не сама награда. Она лишь пробуждает естественный
механизм самомотивации. Награды и привилегии подобны десерту. Если вы
будете есть только десерты, организм не получит всех питательных
веществ, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности. Одна из
причин, почему мы едим десерт в конце трапезы, состоит в том, что
сладкое может притупить чувство голода и у нас потом не будет желания
есть пищу, жизненно необходимую организму. Подобным же образом, если мы
станем полагаться только на награды, то у ребенка пропадет аппетит к
сотрудничеству.

Если мы станем полагаться только на награды, у ребенка пропадет аппетит к сотрудничеству.

Если взрослый человек работает только ради
поощрения, значит, чего-то в его жизни не хватает. Он работает только
ради того, чтобы получить желаемое, и забывает о своем подспудном
стремлении принести пользу людям. У него нет желания выполнить работу
по-настоящему хорошо, и человек делает только то, что необходимо для
заработка. Это нездоровый подход.

С другой стороны, служить людям, не заботясь о награде
или заработке, когда собственная семья нуждается, – тоже нездоровая
позиция. Успешные взрослые люди думают и о себе, и о других. Они
стараются что-то изменить в мире и при этом заботятся также об
удовлетворении собственных нужд. Соответствующим образом поощряя детей,
мы готовим их быть успешными в зрелости.

Соответствующим образом поощряя детей, мы учим их заботиться как о себе, так и о других людях.

Детям следует понять, что в жизни мы должны как
давать, так и брать. Если ты даешь, ты получаешь. Чтобы больше получить,
нужно больше отдать. Всякий раз когда вы просите ребенка дать вам
немного больше, чтобы потом он получил немного больше взамен, вы
преподаете ему очень важный жизненный урок. Ребенок учится заключать
сделки и вести переговоры. Он узнает, что, давая больше, он заслуживает
большего. И еще – он учится отказываться от сиюминутных желаний ради
чего-то более значительного в будущем.

СТОИТ ЛИ УЧИТЬСЯ НА ЕСТЕСТВЕННЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ПОСТУПКА?

Многие
родители считают само собой разумеющимся, что, если ребенок не
сотрудничает, значит, он плох. Они полагают, что хорошие дети непременно
послушны. Позитивное воспитание признает, что ребенок отказывается от
сотрудничества не потому, что он плох, а просто потому, что не получает
необходимого. Если малыш сопротивляется, родители должны либо дать то, в
чем он нуждается, либо как-то поощрить ребенка, чтобы мотивировать его к
определенному поведению в данный момент.

Многие родители полагают, что хорошие дети непременно послушны.

Некоторые специалисты рекомендуют не преодолевать
сопротивление детей, а позволять им делать что вздумается, чтобы они
учились на естественных последствиях своих поступков. Например, если
ребенок отказывается надевать пальто, пускай пойдет погуляет на морозе
без пальто и простудится. Это станет для него уроком. Это неверный
подход. Единственное, чему научится ребенок, – это тому, что он не может полагаться на помощь родителей.

Когда я писал эту страницу, вошла моя жена и привела
пример. Лорен (тринадцать лет) забыла дома в принтере распечатанный для
сдачи реферат. Она очень старалась вовремя закончить работу и гордилась
ею. Бонни нашла реферат и сейчас собирается отвезти его дочери в школу,
чтобы Лорен не снизили балл за то, что работа не сдана вовремя.

Некоторые родители сказали бы, что девочка должна
получить урок о последствиях рассеянности. Не сдав работу вовремя, она
огорчится, и эта неудача послужит ей хорошим уроком на будущее. Это
всего лишь пережитки старого, основанного на страхе мышления. Почему бы
девочке не извлечь урок из своей удачи? Почему бы ей в очередной
раз не убедиться, что родители заботятся о ней и готовы при возможности
прийти на помощь. Если ваш спутник жизни что-то забудет, вы непременно
захотите прийти ему на помощь. Вы сделаете все, что в ваших силах. Детям
точно так же, как и нам, нужна поддержка близких – а возможно, даже
больше. Узнать из собственного опыта, что родные всегда придут тебе на
помощь, гораздо важнее, чем ощутить боль огорчения от того, что тебе
снижают оценку за работу, над которой ты с таким усердием трудилась.

Приверженцы школы естественных последствий сказали бы,
что это была для Лорен хорошая возможность понять, к чему приводит
рассеянность, чтобы в будущем она была повнимательнее. Да, в будущем она
действительно стала бы бояться забыть что-то важное, но страх –
не лучший побудительный фактор. Чтобы помнить, не нужно бояться.
Позитивное воспитание не нуждается в страхе, чтобы научить детей не быть
рассеянными. Успех точно так же научит ребенка быть внимательнее.

Позитивное воспитание не нуждается в страхе, чтобы научить детей не быть рассеянными.

Когда человек боится совершать ошибки, он только
совершает их еще больше. Многие люди заметили, что страх притягивает
именно те ситуации, которых мы боимся. Например, когда я надеваю новый
галстук, нередко получается так, что я ставлю на нем пятно в первый же
выход. С другой стороны, когда я надеваю новый галстук, мне говорят
больше комплиментов.

Если я думаю главным образом о том, как хороша моя
обновка, многие лк5ди замечают ее и делают комплименты. Если же я
беспокоюсь, как бы не запачкать галстук пищей, это происходит неизбежно.
Страх совершить ошибку не только привносит в нашу жизнь ненужную
тревогу, но и приводит к тому, что мы совершаем больше ошибок.

Ожидание положительных последствий – гораздо лучший
побуждающий фактор. А страх не обязательно учит ребенка осознавать
последствия того или иного поведения. Оставьте естественные последствия
природе – не нужно разыгрывать из себя Господа Бога. Вместо этого
родители должны делать все возможное, чтобы помочь детям. Если вы не
можете в чем-то помочь ребенку, не помогайте; но если можете -помогите
непременно.

Оставьте естественные последствия природе, не нужно играть в Бога.

Труднее всего ответить вот на какой вопрос: не
слишком ли многим я жертвую ради детей? Если родители подвергают себя
лишениям, значит, они дают своим детям слишком много, и те в результате
становятся чрезмерно требовательными.

Если вы даете детям слишком много, это легко исправить.
Дети сами дадут вам понять, что вы даете им сверх меры. Они станут
излишне требовательными, и их запросы начнут вас возмущать.

Значит, настало время давать поменьше. Это нормальная коррекция взаимоотношений, и ничего страшного тут нет.

ПОЧЕМУ РОДИТЕЛИ БОЯТСЯ ПООЩРЯТЬ ДЕТЕЙ

Иногда
родители боятся, что, если они станут поощрять ребенка, у того исчезнет
естественное стремление к сотрудничеству. Они живо представляют себе
привыкшего к поощрениям ребенка, который спрашивает по любому поводу: «А
что я буду с этого иметь?» Затем воображение этих родителей рисует, как
их ребенок начинает требовать за сотрудничество все больше и больше.
Такой кошмарный исход маловероятен, однако он возможен в том случае,
если родители не удовлетворяют всех остальных потребностей ребенка.

Всякий раз когда вы просите ребенка о сотрудничестве,
где-то в глубине его сознания действительно возникает совершенно
здоровый вопрос: «А что я буду с этого иметь?» – и, если его потребности
удовлетворяются должным образом, он не требует большего. Дети
сотрудничают потому, что в них от рождения заложено стремление слушаться
родителей – ради того, чтобы те их любили. Если ребенок осознает свои
потребности и верит, что получит необходимую поддержку, он идет на
сотрудничество с большой охотой.

Если ребенок получает то, что ему нужно, он не требует слишком много поощрений.

Пока ребенок получает то, что ему необходимо, он
осознает свои нужды и не теряется в собственных желаниях. Осознание
потребности в поддержке родителей побуждает ребенка к послушанию и
деликатности. Он не просит все новых наград. Он не сосредоточивается на
вопросе «а что я за это получу?» и не требует большего. Как правило,
дети настаивают на исполнении своих прихотей тогда, когда не понимают,
что им нужно на самом деле.

Взгляды многих педагогов на поощрение ребенка в семье кардинально разнятся. Одни приветствуют все формы поощрения ребенка дома, другие уверены в том, что хорошее поведение, прилежная учеба и посильное выполнение обязанностей по дому – понятия само собой разумеющиеся, никакой дополнительной «награды» не заслуживающие. Так нужно ли поощрять ребенка, и если да, то как это делать?

Существует много ситуаций, когда ребенок заслуживает меры поощрения: оно может быть наградой за выполнение домашней работы, за то, что он посидел с младшим братом или сестрой, достиг определенных вершин в школьных занятиях или секциях и кружках, иногда ребенка поощряют просто за хорошее поведение.

Многие взрослые считают, что поощрениями при воспитании детей они подкупают малыша и «покупают» таким образом его хорошее поведение. На самом деле это не так, почти все формы поощрения ребенка очень важны в воспитательном процессе.


Некоторые методы поощрения ребенка могут также использоваться в побудительных целях, чтобы он лучше сдал экзамен или написал контрольную работу. В общем, для поощрения существуют самые различные поводы и причины, но иногда бывает так, что для этого не требуются причины и поощряют просто так. В таких семьях довольны все: и тот, кто награждает, и тот, кого награждают.

Но, к сожалению, довольно часто встречаются семьи, где родители по разным причинам не желают признавать успехов и достижений ребенка. Они считают, что хорошее поведение малыша — это что-то естественное, само собой разумеющееся и не заслуживающее похвалы.

Как же поощрять ребенка, чтобы не избаловать его? Надо знать, что награда и поощрение не обязательно должны быть материальными. Это могут быть и улыбка, и ободряющие слова. Современные дети начинают больше ценить нематериальные награды, как бы странно это сейчас ни звучало.

Дети доподросткового возраста учатся быть хорошими, делать не только то, что им нравится, но и начинают понимать, что хорошее отношение зависит от приложенных ими усилий — это происходит в случае, когда родители используют награду как поощрение за хорошее поведение.

В современном мире, когда большинство родителей постоянно находятся на работе, дети отчаянно нуждаются во внимании мамы и папы, поэтому для многих большей наградой станет не покупка новой игрушки или телефона, а просто присутствие любимых родителей рядом. Можно объединить поощрение и совместное времяпрепровождение, которое так необходимо» ребенку, например, всем вместе отправиться в аквапарк, кафе или на прогулку.

Дети младшего возраста с удовольствием послушают на одну сказку больше, чем обычно, в качестве награды за хорошее поведение в течение дня. Также малышу можно разрешить дольше погулять во дворе со сверстниками.

Если ребенок достигает определенных успехов в школе или спортивной секции, он, конечно же, заслуживает похвалы или даже поощрения, но родители должны помнить, что учитывать нужно не только конечный результат, но и усилия, которые он приложил к этому делу, проявленное им трудолюбие. У каждого ребенка разный уровень способностей, поэтому поощрять за одни лишь таланты нельзя, большее внимание стоит уделять детям, которым что-либо дается с трудом. Таких детей чаще ругают, чем подбадривают, а ведь именно они больше других нуждаются в одобрении.

При поощрении надо обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка. Скромный или потерявший веру в себя малыш заслуживает большего внимания и, соответственно, некоего поощрения. А вот самоуверенный и заносчивый ребенок требует более осторожного подхода в плане поощрения.

В моменты, когда дети противятся воле родителей или стараются сделать все наоборот, можно воспользоваться поощрением, чтобы ребенок наконец исполнил то, о чем его просят, вместо того чтобы угрожать наказанием. Награда довольно часто побуждает малыша к сотрудничеству. Например, если ребенок слишком медленно ест, да еще и капризничает при этом, скажите: «Если ты сейчас быстренько все доешь, мы сможем сходить и покататься на твоей любимой горке/погулять на полчасика дольше».

Перед родителями зачастую встает вопрос: как правильно поощрять детей, чтобы не причинить им вреда, чтобы они не выполняли приказы и поручения только из желания получить награду?

Психологи советуя, какие меры поощрения нужно применять к ребенку, рекомендуют следующее:

  1. Если вы используете словесный метод поощрения, то он может быть выражен словами «хорошо», «правильно», «умница». Произнося данные слова, достаточно просто улыбнуться, одобрительно посмотреть на ребенка, погладить его по голове, так он почувствует, что мама и папа довольны его поведением, тем, как он выполнил то или иное задание. Словесное поощрение не менее важно для ребенка, чем материальное.
  2. Время от времени ребенок может получать небольшие награды. Получая их, у него появляется естественное желание доставить родителям ответную радость.
  3. Предусмотрительные родители всегда имеют в запасе несколько способов поощрения в семье: когда ребенок ведет себя плохо, они используют один из них: например, почитать книгу, поиграть в любимую игру вместе, испечь любимый пирог, пойти вместе за покупками, купить любимую сладость, вместе посмотреть телевизор и др.
  4. Ещё один пример поощрения ребенка – это подарок. Но такой метод поощрения ребенка в семье надо использовать крайне осторожно. Дарить следует только то, что будет способствовать умственному и физическому развитию ребенка: книги, развивающие игры и спортивные принадлежности, инструменты, конструкторы и др. При выборе способа поощрения нужно руководствоваться индивидуальными особенностями своего ребенка.

Нужно ли поощрять ребенка и как можно это правильно делать?

Все меры поощрения ребенка в семье должны приносить не только радость, но и выполнять воспитательную функцию.

Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям.

  1. Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков. Например, малыш научился самостоятельно завязывать шнурки, за это можно поощрить, но делать это всякий раз, когда он повторяет данное действие, не надо. И наоборот, нельзя обходить вниманием более значимые поступки. Например, ребенок помог маме вымыть посуду, убраться.
  2. Не стоит поощрять ребенка из чувства жалости. Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации.
  3. Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе. Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения.
  4. Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно.
  5. Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.

Как ребенок реагирует на поощрение дома

У каждого ребенка свой тип темперамента, поэтому для каждого из них одно и то же обещание награды можно сформулировать совершенно по-разному.

Обещая что-либо чувствительному и впечатлительному ребенку, лучше сделать упор на чувства. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые аттракционы, сможем покататься на них дольше. На улице светит чудесное солнышко. Нам будет очень весело и тепло под таким солнышком».

Активному ребенку при обещании поощрения надо делать акцент на самом действии. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. А еще покатаешься с горки и на велосипеде».

В зависимости от того, как ребенок реагирует на поощрение, можно обратить его внимание на чувственные ощущения. Обещание может звучать как сказка. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твою любимую площадку, побудем там подольше. Ты помнишь, какие там необычные качели? Они как машинки, а еще там много домиков, в которых, наверное, живут роботы. А горка как ракета, в ней можно улететь в космос».

Восприимчивому ребенку, обещая поощрение, нужно говорить о времени. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. После того как мы сходим в магазин, мы зайдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. Сейчас ты поможешь мне, а позже у нас будет время сходить погулять».

Вовсе не обязательно формулировать свои обещания согласно конкретному темпераменту, хотя, несомненно, такая постановка вопроса действует на ребенка лучше, но можно высказать свое обещание и простыми словами.

Родителям также стоит помнить и том, что поощрять ребенка нужно после того, как он совершил какой-то хороший поступок. Если награда дается авансом, то в таком случае ребенок получает твердую уверенность в том, что можно получить что-то хорошее взамен чего-то.

Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста

Конечно, надо понимать, что необдуманное использование всех способов поощрения ребенка наносит большой вред воспитанию. Дети, которых поощряют за каждый правильный шаг, не видят границ дозволенного, им трудно определять, где заканчивается то, что можно, и начинается то, что нельзя. У такого ребенка развивается перфекционизм, когда, стремясь к лучшему результату, он не в состоянии принять препятствия на своем пути, сильно переживает по поводу неудач. Особенно тяжело это сказывается во взрослой жизни, которая полна препятствий и сложных задач.

Прибегая к чрезмерному использованию похвалы, родители формируют у своих детей завышенную самооценку, эгоизм, себялюбие. В данном случае у ребенка отсутствует уважение к родителям, другим взрослым, а также сверстникам.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, ему в качестве поощрения уже недостаточно шоколадки, он также не пойдет кататься на качелях, т. е. у подростка возникают другие потребности и родителям приходится подстраиваться под них. Как можно поощрять ребенка-тинейджера? Детям в таком возрасте нужны деньги и помощь. Не стоит предлагать деньги ребенку слишком часто, если соблюдать меру, такой вид поощрения оказывается достаточно эффективным.

Если подросток, например, не хочет выполнять просьбы родителей или тратить время на то или иное занятие, родители могут просто предложить ему увеличить количество карманных денег или дать ему небольшую сумму, если он на что-то копит. Если же в семье нет лишних денег, то родители могут предложить ребенку свозить его туда, куда ему нужно, или помочь выполнить какую-то из его домашних обязанностей.

В возрасте от полутора до трех лет закладываются основы дальнейших взаимоотношений ребенка и родителей. Именно в этом возрасте малыш начинает осваивать азы самостоятельности, он учится быть независимым – и ему это нравится.

Поэтому начиная с полутора лет, самое время заняться воспитанием ребенка, основанным на системе поощрений и наказаний. Сразу нужно отметить, что любая система воспитания должна основываться на безусловной любви к ребенку. То есть малыш должен быть уверен в родительской любви вне зависимости от того, плохо он сегодня себя вел или хорошо. Наказание и поощрение ребенка эффективны только на фоне здоровой, доброжелательной семейной атмосферы.

Место наказания в системе поощрений и наказаний детей

Сначала разберемся с наказаниями детей. Наказывать, конечно, нужно, без этого недействительна ни одна воспитательная система. Важно подобрать действенные меры наказания. Это ни в коем случае не должно быть физическое воздействие. Безусловно, родители обладают большей физической силой, и они могут причинить ребенку боль, заставив этим на время прекратить свои шалости. Но, смею вас уверить, физическое наказание не поможет ребенку понять свой проступок и исправиться, а лишь вызовет чувство обиды, озлобленности и страха. Дети, которых бьют родители, нередко вырастают неуверенными, а свой страх неудачи они скрывают за внешней агрессией. К тому же, дети, которых наказывают физически, могут затаить обиду на родителей, и уже став взрослыми «мстить» за обиду своим детям.

Наказание ребенка может состоять в порицаниях и запретах. Так, ребенку в возрасте от полутора до двух лет бессмысленно что-то запрещать, потому что он слишком быстро забывает, за что наказан, и будет воспринимать наказание, как несправедливое. В этом возрасте малыш еще не действует преднамеренно, им руководят сиюминутные желания. Для того, чтобы пресечь негативное поведение детей 1,5-2-х лет, нужно просто научиться переключать их внимание на другие увлекательные занятия. Например, ребенку, разбрасывающему вещи из шкафа, можно предложить почитать книгу, порисовать вместе – уверяю, малыш тут же забудет про лежащую в шкафу одежду. Более того, после он с увлечением будет помогать маме собирать разбросанные вещи.

После двух лет ребенок многие вещи уже делает осознанно, но им не движет скорее любопытство, чем желание навредить. Так, малыш может разлить молоко лишь затем, чтобы посмотреть, как оно капает со стола. В этом случае нужно сделать малышу замечание. Тон должен быть строгим, укоризненным. Покажите ребенку, что вам совсем не смешно. Объясните, что разливать молоко плохо, потому что пачкается стол и ковер, и к тому же если молоко разливать – то пить ему будет нечего. Выговор должен следовать непосредственно после совершения проступка. К тому же, порицание должно быть кратковременным, поругали ребенка – и забудьте о плохом поступке. Если после порицания малыш расстроился и расплакался, не скупитесь на ласку, пожалейте, это не будет проявлением слабости с вашей стороны.

Ребенка старше двух лет можно наказывать с помощью запретов. Ребенок капризничает на улице – значит, прерываем прогулку и идем домой. Малыш кидается игрушками – убираем их в шкаф (например, до завтра). Наказывая ребенка, нужно объяснять ему, почему вы так поступаете. Так, убегать от мамы на улице нельзя, потому что можно потеряться, попасть под машину и пр. Кидать игрушки нельзя, потому что им больно. Аргументируйте свое поведение, и малыш будет внимательнее относиться к вашим замечаниям.

Важным условием любого наказания должна быть его логичность. Нельзя наказывать ребенка сегодня за то, что было ему позволено вчера. Если ребенок сегодня вынул все кастрюли из шкафа – мама молча их убрала, завтра достал кастрюли – мама смолчала, а послезавтра мама за этот же поступок его накажет – уверяю, ребенок этого не поймет. Будьте логичными, если что-то нельзя, это нельзя всегда, если можно сегодня – значит, позволено и завтра.

Место поощрения в системе поощрений и наказаний детей

Теперь о более важном – о поощрениях. Поощрения (как и наказания) детей являются важным элементом воспитания. В возрасте от полутора до трех лет очень важно закрепить в ребенке стремление к правильным «хорошим» поступком. Самой распространенной ошибкой большинства родителей является устоявшееся мнение, что если ребенок ведет себя хорошо – это норма! Результатом такого убеждения является игнорирование детей родителями в случае их хорошего поведения. Ребенок слушался маму во время прогулки – это нормально, малыш собрал игрушки – это норма. А зачем хвалить за то, что нормально? Вот здесь и кроется корень многих проблем. Если ребенок ведет себя плохо, не слушается, делает все наперекор родителям – он вовсе не напрашивается на наказание, он просто просит родительского внимания. И если внимания родителей можно добиться только одним способом – непослушанием, малыш это очень быстро усвоит.

Уделяйте ребенку время, найдите увлекательные совместные занятия. Посмотрите вместе картинки в книжках, научите рисовать зайца – да мало ли можно придумать интереснейших дел! И хвалите, хвалите свое чадо! Не бойтесь этим его избаловать. Внимание и ласка – это не баловство, это необходимость. Ребенок нарисовал солнышка, скажите: «Красиво, молодец». Малыш показал всех зверушек в книжке: «Сынок молодец, он всех знает!»

Позволяйте ребенку участвовать в работе по дому. Пусть сначала он будет больше мешать, чем помогать, но зато у сына или дочки разовьется стремление к помощи в домашних делах. Просите малыша о помощи, пусть быстрее принести полотенце самой, но лучше попросить об этом ребенка. Просьбами о помощи вы учите ребенка самостоятельности и послушанию. К тому же любой малыш рад помочь, и рад получить за помощь похвалу.

Отдельного внимания заслуживают материальные поощрения. Однако, следует заметить, что обещание купить куклу в обмен на послушание крайне неэффективно. Ребенок может потерпеть до покупки, а после того, как станет обладателем вожделенной игрушки, он забудет о своем обещании. Да и зачем вести себя хорошо, если кукла уже у него. Более того, завтра он захочет иметь новую игрушку, и будет намеренно изводить родителей непослушанием, добиваясь покупки желаемого в обмен на хорошее поведение. Такой «обмен» может продолжаться бесконечно, так как малыш очень быстро усвоит взаимосвязь «плохое поведение – покупка игрушки». Возникает законный вопрос: а зачем ему вести себя хорошо? Ситуация может завести в тупик.

И в завершение хочется сказать, любите своих детей, балуйте их объятьями и поцелуями. Применяйте и наказание, и поощрение ребенка своевременно и обоснованно. Пусть наказания будут справедливыми, а поощрения – заслуженными. Обращайте на положительные поступки ребенка больше внимания, чем на отрицательные. И малыш чаще будет радовать вас послушанием.

Этот вопрос волнует многих родителей, которые не хотят вырастить эгоистов и вымогателей. Но беда в том, что «просто так» дети их не слушаются.

Попробуем разобраться

Спросим: когда человек нуждается в положительном подкреплении? Вам, например, нужен приз за чистку зубов? Нет? А почему?

Если вам непонятны предпочтения ребенка, советую поиграть в «жетоны радости». Вырежьте из бумаги небольшие кружочки, нарисуйте на одной стороне улыбающееся личико, а на другой в конце каждого дня кратко записывайте, что сегодня больше всего порадовало вашего ребенка. Вскоре перечень стимулов будет готов.

Вы скажете: «Потому что мы понимаем: чистить зубы необходимо, иначе будет кариес».

Да, но в детстве мы не были такими сознательными. Кое-кто наверняка увиливал от чистки зубов. С возрастом уровень сознательности повышается, но не у всех и не во всем. Многие ли готовы «просто так» участвовать в субботнике, в работе школьных родительских комитетов, в деятельности общественных организаций? Как показывает опыт, таких людей немного.

Значит, положительное подкрепление какого-либо действия необходимо, во‑первых, при отсутствии более высокой мотивации (а у ребенка она еще не сформирована в силу возраста.) И во‑вторых, когда что-то трудно, а преодолевать трудности неохота.

Спасают суррогаты

«А если ребенок будет просить награду за каждый чих?» - волнуются взрослые.

Страдая от ревности, чувствуя раздражение или отстраненность родителей, дети подсознательно пытаются утешить себя суррогатами: лакомствами, подарками…

Возникает замкнутый круг: ребенок ведет себя так, что поощрять его не за что, но без поощрений его поведение не улучшится. Уменьшится невротизация ребенка - снизится и потребность в суррогатах.

Кроме того, поощрения не обязательно должны быть материальными. Совместная игра, лишняя сказка на ночь, разрешение чуть подольше не ложиться спать или пригласить в гости приятеля - все это может служить наградой. Если же начнется торговля, прекратить ее просто. Скажите: «Хорошо, но тогда ты мне будешь давать призы в виде игрушек за все, что я для тебя делаю. Начнем прямо сейчас. Ты ведь собрался завтракать, не так ли?» Действует отрезвляюще.

Сравнения не уместны

«А почему нас не поощряли, но мы все равно старались?» - возмущаются взрослые. И тут же сами отвечают на свой вопрос: «Носишься с ними, как с писаной торбой, - и все без толку…»

Конечно, многие проблемы с нынешними детьми возникают от элементарной избалованности. Хотя и двадцать, и сорок, и сто лет назад без поощрений все равно не обходилось. Просто неизбалованному ребенку меньше нужно, чтобы почувствовать себя счастливым.

На заметку

Дети могут запомнить то, что с ними происходило в два года, на всю жизнь, установили канадские ученые. Долгое время существовало убеждение, что мы себя помним не раньше 4 лет. Но наблюдения ученых из Ньюфаундлендского университета за детьми 2–4 лет показали ошибочность этих предположений. Ребенок уже в 2 года вполне может запомнить многое из происходящего с ним. Главное – подробно обсуждать с ним эти события. И – увы! – неприятные случаи запечатлеваются в мозгу малышей намного прочнее, чем радостные события.

Безусловно, надо учить детей бескорыстию, учить настоящей любви, которая отдает себя, ничего не требуя взамен. Но, как в любой учебе, учитель должен владеть предметом гораздо лучше учеников и быть методически грамотным. Будь он хоть доктором наук, но, если начнет преподавать первоклашкам, как студентам вуза, толку не жди.

Почему же, когда речь идет об обучении математике, мы понимаем эти нехитрые истины, а когда речь идет о воспитании - забываем? Поощрения и похвала для детей - аналог наглядных пособий, без которых немыслима учеба в школе. Мы ведь не заявляем, что дети должны учиться «и так», раз взрослые учатся без картинок!

Стимул для «трудных»

Советую учесть вот еще что: нервных детей по сравнению с предыдущими поколениями стало заметно больше. А расстройство психического здоровья практически всегда отражается на поведении. Именно соблюдение тех или иных поведенческих норм зачастую представляет главную трудность для «проблемных» детей.

И если мы хотим их этим нормам научить, то должны действовать так же, как действуют умные учителя, имея дело с учениками, которые, мягко говоря, не блещут способностями. С одной стороны - им облегчают задачу, а с другой - стараются заинтересовать, подбадривают, стимулируют.

«А как поощрять? - часто спрашивают родители. - Ему ничего не нужно. Лишишь мультика - в ответ: «Ну и ладно!»

Без конфет и мороженого вполне обходится. На днях его в цирк не взяли. Сначала расстроился, а теперь и не вспоминает».

Но своевольные и демонстративные дети, которым свойственно такое поведение, вовсе не бесстрастные аскеты. Наоборот, они повышенно конкурентны. Значит, и потребностей у них обычно больше, чем у сверстников. Просто родители не к тому апеллируют.

Для демонстративных детей главный стимул - общение и публичное признание их заслуг. Подкреплять хорошее поведение демонстративного ребенка нужно совместными играми, прогулками, лаской, разговорами, похвалой.

Приглядитесь к детям: что они любят, ценят, просят. Многие взрослые спешат дать ребенку по максимуму, даже не дожидаясь его просьб.

А потом недоумевают: столько ему всего сделали, а он еще больше распоясался. Но, если человека, не успевшего проголодаться, закармливать, толку не будет.

В воспитании детей я не сильна, у меня их пока нет. Но, думаю, надо ребенка поощрять и не обманывать его ожиданий. Помню, девочкой я мечтала о собаке. Мама говорила: вот окончишь на отлично первый-второй-третий класс, тогда куплю тебе щенка. Но я так его и не дождалась. Обидевшись, стала хорошисткой. Сейчас думаю, а что было бы, поощри меня мама, как обещала? Вдруг не кто-то, а я стала бы основателем «Майкрософта»…

Система похвалы и наказания практикуется в воспитании всех детей, но вот проблема в том, что родители не всегда правильно знают, как применять ее. Поэтому в поведении детей чаще можно заметить больше негатива, чем позитива. И не все понимают, что поощрение детей дает более качественные результаты, чем их наказание.

Все родители привыкли, что поощрение и наказание детей должно зависеть от того, как ребенок ведет себя . При любых проступках следует наказание, а за какие-либо достижения будет похвала. Но вот родители чаще всего не замечают или не обращают внимания на малейшие детские достижения, воспринимая их как должное. Свое родительское внимание они концентрируют только на плохих поступках, за которые следует наказать. И потом родители жалуются, что их ребенок ведет себя плохо, и его не за что поощрять.

А ведь на самом деле поощрение детей может быть намного эффективнее, чем их наказание . Поощрять ребенка следует правильно. Действительно, не любое поощрение в семье может считаться правильным с точки зрения процесса воспитания. Так, родители часто пользуются откупом - они дают ребенку сладости или деньги за выполненную работу или хорошие оценки. Чем вам не поощрение? А ведь такой подход к поощрению детей неверен. Родители сами создают ситуацию, в которой ребенок учится не видеть свои достижения, а получать за них что-то ценное. Такие меркантильные отношения приводят к тому, что ребенок может возненавидеть физический или умственный труд, ведь за него ему в прямом смысле слова платят.

Не все родители понимают, что плохое поведение их детей напрямую связано с тем, на чем именно концентрируют внимание взрослые . Если родители обращают больше внимания на плохое поведение, то дети будут продолжать вести себя таким же образом. Если же акцентировать внимание на хорошем поведении, то поощрение детей принесет отличные результаты. Главное - правильно подбирать слова для похвалы и поощрения.

Подумайте, какие способы поощрения детей вы используете? Некоторые могут ответить, что это какая-либо награда за хорошее поведение (сладости или деньги). Для других поощрение детей - это освобождение от некоторых обязанностей, например, помыть сегодня посуду или убрать у себя в комнате. Но такое поощрение детей в корне неверно. Взрослые, сами того не понимая, изначально неправильно относятся к детям. Детей следует не баловать постоянно, а награждать за их достижения .

Для начала пересмотрите ваши высказывания в сторону ребенка , когда вы видите, что он чего-то не сделал. Все высказывания с негативным контекстом приведут к тому, что ребенок будет продолжать свои действия, которые приносят плохие результаты. Например, «ты снова не убрал свои игрушки» будете говорить вы, когда в следующий раз увидите беспорядок в комнате. Но когда ребенок наконец-то сам уберет свои игрушки, вы этого не заметите и подумаете, что его действия следует воспринимать, как само собой разумеющееся. А ведь простой фразы «молодец, как у тебя чисто в комнате!» было бы достаточно, чтобы подтолкнуть ребенка к выполнению нужных вам действий в следующий раз.

Поощрение детей также можно разработать в определенной системе . Напишите список дел, которые должен выполнять ваш ребенок каждый день. Вечером ставьте напротив каждого пункта звездочки. За выполненную работу всегда должна быть похвала. А вот к тому, что осталось невыполненным, следует относиться безразлично. За выполнение всех обязанностей должно быть поощрение ребенка. Это может быть поход в цирк или зоопарк. Пускай ваш ребенок увидит, как он добивается определенных успехов.

Поощрение детей также можно делать и в другой форме. Если ваш ребенок отказывается делать что-то, не кричите на него. Замените негативное выражение позитивным, но с уговором «если» . Например, не говорите, «ты опять не хочешь чистить зубы». Замените это выражение на такое: «если ты сейчас быстро почистишь зубы, у нас останется еще время, чтобы прочитать тебе две сказки вместо одной». Как видите, вы не наказываете ребенка, а просто корректируете его поведение так, как вам это нужно.

Следует учесть, что поощрение детей также может зависеть от их личностных качеств. Так, есть дети, которые не могут добиваться целей самостоятельно . Им всегда нужно, чтобы ими кто-то руководил. Любые собственные достижения следует поощрять, чтобы ребенок смог поверить в свои силы.

Существует еще один тип детей, которые стараются выполнить всю работу очень тщательно . Они переоценивают свои возможности и берутся за любое задание с такой щепетильностью, что чаще всего бросают все дела на полпути, так и не выполнив их, ведь они не могут отличить главное от второстепенного. В этом случае поощрение детей должно происходить не за окончательный результат, а на протяжении всего процесса выполнения работы, чтобы дать им почувствовать уверенность в своих силах.

Детей, которым все удается без особых проблем, следует поощрять очень осторожно . Дело в том, что в этом случае поощрение детей может нанести больше вреда, чем пользы. Подобный ребенок может стать слишком самоуверенным. К тому же, он может обесценивать достижения других детей, таким образом ставя себя выше других. Хвалить такого ребенка следует не за все заслуги, а только за те, которые дались ему действительно с трудом или же за помощь, которую он оказал другим детям. Только в этом случае поощрение ребенка будет эффективным.