Целомудрие – это…. Целомудрие – что это такое

Целомудрие (Целомудренность) как качество личности – способность быть верной мужу, наладить с ним близкие и сокровенные отношения, относиться уважительно и благожелательно к нему, его родственникам и друзьям, воодушевлять и помогать мужу в его деле, разделять вместе с мужем взятые им обеты.

Жил один очень могущественный мужчина, он обладал незаурядными способностями. Как-то он попытался покорить весь мир. Его жена была настолько целомудренна, что никто не мог победить ее мужа в сражении. Самые сильные личности этого мира, а муж ее был не так уж и могуществен, неспособны были его победить, потому что сила женского целомудрия — самая большая в этой Вселенной. Только обманом, хитростью они смогли его победить. К его жене явился враг в облике мужа, и жена этого человека подумала, что это ее муж… то есть приняла другого мужчину за своего мужа. В тот же момент ее муж потерял свою защиту и был убит.

Многие путают целомудренность с девственностью, сводя всё к анатомическому подходу, к дефлорации, к физическому наличию девственной плевры. Мужчины порой удивляются: «Как это жена может быть целомудренной?» Целомудренность – одно из самых замечательных качеств женщины. Руслан Нарушевич дает ему точное определение: «Целомудрие означает — вера в то, что я могу получить все счастье, которое женщина может получить через мужчину в своей жизни, потому что есть разные источники счастья, я могу получить от одного мужчины. Не все счастье, которое теоретически может получить женщина, а все, которое мне нужно от мужчины, я могу получить от одного мужчины. Все. Мне достаточно просто его узнать. И все это называется целомудрие. И женщина целомудренно себя ведет до того, как еще встретила мужа. Все, что вы думали о целомудрии до сих пор, никакого отношения к этому термину почти не имеет. Это понимание того, что для меня есть человек близкий, который исполнит мои желания и позаботится обо мне. А удовлетворенность — это второе качество женщины, которое позволяет ей самой решать, когда я довольна, а когда нет».

Целомудренность – это сосредоточенность на одном мужчине. Кто-то сказал: «Женщина хочет многого, но от одного мужчины, а мужчина хочет одного, но от многих женщин». Целомудренность – это не простая констатация физической чистоты женщины, это способность женщины в своем уме концентрироваться на одном мужчине. Недаром при соединении семи цветов радуги образуется белый цвет – цвет целомудрия, чистоты и мудрости.

В то же время, если магия чистоты и целомудренности будет проявлена не вовремя и не на того, кого надо, эти добродетельные качества личности разрушают личность женщины, ибо убивают в ней веру в себя. Быть верной ничтожеству, куда опаснее для женщины, чем качество неверности. Это дурная верность в невежестве. Нужно осознавать к кому ты проявляешь целомудрие. Это качество личности произрастает из любви к мужу, а не из глупости, страха одиночества или каких-либо условностей.

Когда Бхарати Махараджа спросили о сути целомудрия, он ответил: «Целомудрие для ученика (как и для человека) – это принадлежать одному и быть недотрогой для других. Целомудрие — это синтез недотроги и потаскухи. Эта та, кто принадлежит кому-то одному и совершенно недоступна для другого. То есть… она закрыта для всего остального мира, чтобы не возбуждать похотливых взглядов в свой адрес. Но для своего супруга она полностью открыта, она полностью доступна. В этом и есть целомудрие».

Целомудрие – это аккумулятор женской энергии. Какова связь между силой женщины и целомудрием? Ум женщины тесно связан с чувствами, он в шесть раз сильнее, чем у мужчин. Если женщина впускает в свой мир чувств и ума единственную личность – своего мужа, она наделяет его огромной силой. Это и есть целомудрие. То есть жить его интересами, заботами, проблемами и думать исключительно о нем, не замечая других мужчин. Когда женщина распыляет внимание на разные объекты, энергия пропадает. Муж становится беззащитен перед напастями мира.

Есть такой анекдот. Утро, завтрак. Мама, папа, сын. — Мам, отгадай: О чем постоянно думает женщина? Слово из трех букв! Мать шлеп сыну подзатыльник! Сын, плача: — Это — «ДОМ»! Муж разворачивается — шлеп жене подзатыльник: — О доме нужно думать, о доме!

Целомудрие жены – это бронежилет для мужа. На могущество энергии целомудрия обращали внимание мудрецы древности. Во время войн мужья целомудренных жен погибают редко. Поэт Константин Симонов написал своей нецеломудренной жене замечательные строки о силе целомудренности:

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: -Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Мудрецы заметили, что целомудренная женщина близко и сокровенно строит отношения с мужем, становится ему близким другом, вдохновляющим преодолевать с энтузиазмом жизненные вершины. В этом ей помогает именно энергия целомудрия. У мужа, которого жена обгаживает подругам, сплетничает про него с соседями, как закон, не складывается карьера, его не уважают друзья и коллеги, он становится объектом насмешек и пренебрежительных отзывов.

Жадность – враг целомудрия. Когда женщина проявляет жадность к половым наслаждениям, муж ее в какие-то периоды жизни может перестать удовлетворять. Она начинает проявлять к нему неверность сначала в мыслях, затем в словах и действиях и, наконец, опускается до измены.

Целомудренность предполагает постоянное доброжелательное отношение к мужу. Мужчина должен быть уверен, что при всех обстоятельствах, его маленькая жена выручит и спасет его из самых критических ситуаций. Он воспринимает ее как большое благо, данное судьбой.

Мы приходим в этот мир, чтобы обрести целомудрие. Целомудренная женщина, непременно возвратится домой, к Богу. Древняя мудрость гласит: «Служить мужу, всегда желать ему добра, одинаково благожелательно относиться к его родственникам и друзьям, исполнять те же обеты, что и муж, - вот четыре правила, которым должны следовать добродетельные женщины».

Читаем дальше: «Добродетельная женщина должна со вкусом одеваться и носить золотые украшения, чтобы доставить удовольствие своему мужу. Всегда опрятная и привлекательная, она должна заботиться о чистоте и порядке в доме: подметать полы и мыть всё водой и другими средствами. Она должна заботиться о домашней утвари, следить, чтобы в доме всегда стоял аромат благовоний и цветов, и с готовностью исполнять желания своего мужа. Скромная, правдивая, владеющая своими чувствами, она должна говорить с мужем ласково и с любовью служить ему, учитывая время и обстоятельства.

Добродетельная женщина должна быть нежадной и удовлетворенной при любых обстоятельствах. Она должна умело вести домашние дела и хорошо знать законы религии. Она всегда должна быть внимательной и чистоплотной, а речь её - приятной и правдивой. Так добродетельная женщина должна с любовью служить своему мужу, если он не падший».

Петр Ковалев 2013 год

Энциклопедия изречений
  • игумен
  • прп.
  • прп. Пётр Дамаскин
  • блаж. Августин
  • Галина Муравник
  • Татьяна Макиенко
  • Можно ли достичь подлинного целомудрия вне Церкви?

    Целомудрие, в высшем значении этого слова, признаётся в христианстве одной из важнейших личностных добродетелей. Как следует из самого наименования, целомудрие сопряжено с внутренней целостностью, цельностью. Что же это за цельность, в чём она состоит?

    Как известно, только что созданный человек, до того, как дерзнул согрешить, не испытывал ни малейших внутренних противоречий в душе. Все его душевные силы действовали слаженно и гармонично, плоть всецело и ненасильственно подчинялась душе. Пребывая в таком состоянии, человек жил и действовал в соответствии со своим естеством, наслаждался естественной для него радостью богопознания, богообщения.

    О том, что целомудрие достигается не иначе как путем стяжания праведности, человеку было возвещено ещё во времена Ветхого Завета (). Но Ветхозаветная не обладала той полнотой благодатных спасительных средств, которыми наделена Церковь Христова, и конечно же, праведность ветхозаветного человека отличалась от праведности, свойственной христианским святым.

    Праведность как норма жизни, а значит и связанное с ней (подлинное) целомудрие достижимы лишь во Христе. Об этом хорошо сказал Сам Господь: «без Меня не можете делать ничего » ().

    Не бойтесь оттолкнуть жениха строгостью. Многие мужчины считают, что сначала надо пожить в т.н. «гражданском браке», а потом уже жениться. Правда, до женитьбы дело часто не доходит. Начинать отношения с плотской близости – неправильно. Существует определенная последовательность в развитии отношений мужа и жены: сначала – дружба, понимание, узнавание этого человека. Ведь вам жить с этим человеком, разговаривать, делиться впечатлениями, смотреть вместе на мир, воспитывать детей, помогать друг другу, переживать скорби, болезни, трудности – это же самое главное и именно к этому надо готовиться!
    Вы себе ищите не «партнера», а спутника жизни, отца ваших детей. Не бойтесь совершенно внятно и определенно сказать ему о том, что для вас до брака близкие отношения невозможны. Это хорошая проверка того, насколько человек готов уважать ваше мнение и идти вам навстречу. Надо выбрать человека, который умеет держать в узде свои желания, иначе потом они просто могут выйти из-под контроля и все может кончиться трагедией. Если начинать строить отношения на плотских потребностях, это неизбежно исказит сознательность вашего выбора - помешает ваша влюбленность, увлеченность, страстность, зависимость от приятного вам человека. И вы не сможете оценить его трезво.
    Епископ Пантелеимон (Шатов)

    Словарные определения

    Понятие целомудрия, хотя и всегда связано в религиозной традиции с контролем сексуальности, исторически употребляется в разных значениях: нередко оно подразумевает девственность , иногда - нравственную строгость и самоконтроль в более широком значении:

    "Целомудрие: 1. То же, что девственность; 2. перен. Строгая нравственность, чистота (Толковый словарь Ожегова).

    Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля :

    «Целомудренный - сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно».

    Понятие в церковной традиции

    В христианской религиозной традиции целомудрие понимается в значении воздержания от незаконных сексуальных действий и помыслов, а также вообще как скромность в отношениях в широком смысле: во взглядах, речи, одежде .

    Формы целомудрия

    Грехи против целомудрия

    Грехи против целомудрия рассматриваются в контексте истолкования одной из десяти заповедей Моисея «не прелюбодействуй». Любые сексуальные действия помимо брака считаются отступлением от добродетели целомудрия, которая в церковной традиции соотносится с этой заповедью . В частности, в компендиуме Катехизиса Католической церкви говорится:

    «Предание Церкви следует совокупности нравственного учения Ветхого и Нового Завета и считает, что шестая заповедь объемлет все грехи против целомудрия» .

    «Грехи, глубоко противоречащие целомудрию, каждый в соответствии с природой своего объекта таковы: супружеская измена, мастурбация, блуд, порнография, проституция, изнасилование, гомосексуальные действия» .

    Целомудрие в браке традиционно понимается как супружеская верность, а также воздержание от сексуальных практик, причисляемых в христианстве к «неестественным» или «извращенным», целомудрие не состоящих в браке - в сексуальном воздержании. Соответственно, различаются грехи против целомудрия, не имеющие отношения к браку, и грехи против целомудрия, нарушающие достоинство брака. Например, в Катехизисе Католической церкви говорится:

    «Среди грехов, глубоко противоречащих целомудрию, следует назвать мастурбацию, блуд, порнографию и гомосексуальную практику. <…> Прелюбодеяние и развод, полигамия и свободный союз являются серьезными проступками против достоинства брака».

    Представление о том, что любой грех, связанный с сексуальностью, является частным случаем нарушения заповеди «не прелюбодействуй», связывается со словами Иисуса из Нагорной проповеди : «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мтф. 5:27).

    Ссылки

    Целомудрие в энциклопедии «Кругосвет»

    Примечания

    См. также


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :
    • JavaBeans
    • Коксон

    Смотреть что такое "Целомудрие" в других словарях:

      целомудрие - целомудрие … Орфографический словарь-справочник

      целомудрие - безукоризненность, безупречность; здравомыслие, целомудренность, безгреховность, девичество, девичий цвет, неиспорченность, чистота, непорочность, нравственность, невинность, девственность, честь, честность, безгрешность, скромность Словарь… … Словарь синонимов

      Целомудрие - Целомудрие ♦ Clastete Не следует путать целомудрие с воздержанием. Последнее – не более чем фактическое состояние, тогда как первое – скорее добродетель, заключающаяся в победе над вожделением, в особенности над сексуальным вожделением.… … Философский словарь Спонвиля

      ЦЕЛОМУДРИЕ - ЦЕЛОМУДРИЕ, целомудрия, мн. нет, ср. (книжн.). Добродетель, строгость в нравственном отношении. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

      ЦЕЛОМУДРИЕ - ЦЕЛОМУДРИЕ, я, ср. 1. То же, что девственность (по 1 знач. прил. девственный). 2. перен. Строгая нравственность, чистота. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

      Целомудрие - строгая нравственность, чистота отношений между девушкой и юношей. При таких отношениях сохраняется девственность девушки, непорочность юноши. Основой высокой нравственной чистоты является стыдливость качество, приобретаемое человеком с… … Сексологическая энциклопедия

      целомудрие - Старославянское – ц(ять)ломоудрие. Древнерусское – ц(ять)ломудрие. Существительное «целомудрие» является заимствованием из церковнославянского языка. Известно в древнерусском языке с XI в. Слово оформилось на базе двух прилагательных – «целый» и… … Этимологический словарь русского языка Семенова

      Целомудрие - положительное духовно нравственное качество личности, выражающееся в невинности, целостной мудрости, в чистоте помыслов и сохранении девственности девушки до выхода замуж. Это одно из высочайших человеческих качеств, ценившееся в русской… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

      целомудрие - ЦЕЛОМУДРИЕ, я, ср Перен. Книжн. Свойство человека, обладающего высокими нравственными качествами, нравственной безупречностью (честностью, правдивостью, бескорыстием, непорочностью). Целомудрие нравов современной деревни явно пострадало в годы… … Толковый словарь русских существительных

    Что такое целомудрие? Какое значение оно имеет как в мирской, так и в церковной трактовке? Об этом Вы узнаете из статьи Александра Ильяшенко.

    Целомудрие

    Несомненно, целомудрие связано с верой и верностью, цельностью, мудростью, любовью и мужеством. Апостол Павел говорит: «Нет уже Иудея ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Галатам 3.28). Для Господа все едины: не важен ни социальный, ни интеллектуальный, ни национальный признак, ни пол, ни возраст… Каждый человек – драгоценная личность в очах Божиих, у каждого – свое место.

    Место мужчины – быть лидером. Это не значит, что он – лучший, это значит лишь то, что во внешней жизни семьи, в государственной деятельности, мужчина должен занимать присущее ему лидирующее положение.

    Воспитание мужчины начинается, как это ни странно, с воспитания девушки. В женскую природу вложена удивительно прекрасная добродетель целомудрия. О внутренней женской красоте, ее духовной природе, сказал Некрасов: «Есть женщины в русских селеньях (…) Пройдет, словно солнцем осветит, Посмотрит - рублем подарит». Об этом же апостол Петр, который был простым, неграмотным рыбаком, сумел найти поразительные и высокопоэтические слова: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3;3,4). Вот удивительно глубокое определение красоты, которая достойна и девушки, и женщины, и жены, и матери. Эта нетленная красота драгоценна не только пред людьми, но даже пред Самим Господом Богом!

    О духовной силе этой красоты написал советский поэт Константин Симонов в стихотворении «Жди меня и я вернусь». Приведем его заключительную строфу:

    Не понять не ждавшим им,
    Как среди огня
    Ожиданием своим
    Ты спасла меня.

    Нельзя рационально объяснить, как, будучи неверующим человеком, К. Симонов мог признавать, что ожиданием можно спасти? Казалось бы, что для коммуниста, воспитанного на диалектическом материализме, это невозможно. Несмотря на это, Симонову, благодаря несомненному поэтическому таланту – дару Божиему, удалось проникнуть в факт духовной жизни. Целомудрие, как и каждая добродетель, обладает творческой силой.

    Действительно, молитвой, чистотой, стойкостью, мужеством можно спасти не только своего суженого, но и Россию. Хвала той, которая это понимает и хранит целомудрие, как святыню, врученную ей Богом. Горе и беда той, для которой нечистая жизнь становится нормой. Такая, если и пройдет, солнцем не осветит и рублем не подарит… Разве что долларом мутнозеленого цвета.

    Знакомо ли вам впечатление, которое производит росистый луг ранним летним утром? Восходит благодатное ласковое солнышко. На каждой травинке - капелька чистейшей воды, и в каждой капельке искрится и переливается солнечный лучик. Необыкновенная красота! Такова сокровенная красота чистой женской души, которая возвышает и облагораживает тех, кто с ней соприкасается.

    Продолжая наше сравнение, представим, что проехал грузовик и разбрызгал грязую воду из лужи. Тот же луг, та же трава, но не те капельки, они уже ничего не отражают. В наше время так мало молодых людей сохраняет чистоту до брака, поэтому так много браков распадается. Современный человек гонится за удовольствиями, не думая о том, что брак – это труд, это ответственность, это воспитание детей, это необходимость обеспечивать семью.

    Теперь у нас воспитание преимущественно женское, поэтому людей по-настоящему мужественных сейчас редко встретишь. Мало полноценных семей, но много распавшихся, треть детей рождена вне брака. Детей растят матери-одиночки, которые не могут правильно воспитать полноценного мужчину, а ведь нравственно здорового юношу воспитать труднее, чем девушку. И получилось так, что мужчины отошли дальше от своего призвания, чем женщины.

    Природа мужская более подвержена разлагающему влиянию, чем природа женская. Преступность, алкоголизм, наркомания, сквернословие – все это присуще мужской природе в большей мере, нежели женской. Женскую природу из нормы вывести труднее, но труднее и вернуть утраченное равновесие. Когда идеалом становится стремление к комфорту и наслаждению, а деньгами измеряют нравственность, тогда оказывается, что все напоказ и все на продажу. Целомудрие становится не только редким качеством, но даже и подвергается осмеянию. Вот это – одно из самых страшных явлений нашей жизни. Трагично, если девушка, которая по своей природе должна быть хранительницей целомудрия, теряет представление о том, что это удивительно прекрасное качество она должна беречь как зеницу ока, и поддается на дешевый обман.

    Одна девушка рассказывала, что у ее молодого человека умерла мама, он остался один и в течение трех лет у него никого не было. «Представляете, целых три года его никто не жалел!» Вот она его и пожалела, не задумываясь о том, что она - не первая, кого он берет на жалость, да и не последняя. Женская природа расположена к состраданию и жалости. Слава Богу! Конечно, стремление реализовать себя, создав семью, став женой и матерью, в сильной степени присуще женской душе, но нельзя же бежать вдогонку за своей природой. Поэтому любители полакомиться «клубничкой» имеют возможность получить желаемое без всяких усилий: не вступая в брак, не принимая на себя никаких обязательств, не неся никакой ответственности. Установить с молоденькой женщиной на какое-то время близкие отношения, а потом бросить ее, пусть она одна воспитывает своего ребенка! Тем не менее, многие девушки надеются на то, что «он увидит, какая я красивая, заботливая, любящая, и женится на мне». Но если такое желанное лакомство становится доступным, то отказаться от него может только либо дурак, либо благородный человек. Но дураков нет, а благородных людей мало.

    Утрата христианских идеалов чистоты, целомудрия, верности началась уже давно, несколько веков назад. Еще У. Шекспир писал:

    “И добродетель в этот жирный век
    Должна просить прощенья у порока”
    .
    (Гамлет).

    И в наше время молодые люди не видят целомудрия ни во взрослых, ни в своем окружении, культуре. … Директор одной школы в небольшом рабочем поселке заметила, что одна старшеклассница “заскучала”, ходит, как в воду опущенная. Директор пригласила ее к себе в кабинет, разговорила и оказалось, что произошло то, что происходит обычно. За девушкой стал ухаживать молодой человек, у которого, кстати, она была далеко не первая. Когда он добился желаемого, то воскликнул: “Эх! И ты такая же! Все вы такие!”

    Почему же она так страдала? Казалось бы, согласно современным предавлениям, тут нет ничего особенного: “все так живут, так все и поступают”. Однако это всего лишь - самообман, далеко не все так живут и так поступают.

    Наш великий соотечественник, А.В.Суворов, которого по праву можно назвать рыцарем без страха и упрека, говорил: “Мне честь дочери дороже жизни и собственной чести”. Сейчас же царят взгляды прямо противоположные. Не только из нашего разговорного языка, но и из системы ценностей давно исчезли такие понятия, как “честь”, и тем более “женская честь”. Бедная девушка так тяжело переживала от того, что не уберегла свою честь.

    Думая, что встретила любящего человека, она обманулась, и сама себя добровольно отдала на поругание: никакой любви, которую он якобы испытывал, о которой он так красноречиво ей говорил, не было. Просто он ею воспользовался для удовлетворения своей похоти и своего мужского самолюбия. Cамым ужасным для нее было то, что в его словах прозвучала горькая правда, ведь она сама - неповторимая личность, единственный в своем роде человек, унизила себя, позволив чтобы кто-то воспользовался ею, как объектом наслаждения или самоутверждения.

    В современный разговорный язык прочно вошло слово “пользователь”. Говорить о том, что данный человек - пользователь, например, компьютера, значит говорить о его профессиональной принадлежности, а если он пользователь женской красоты и неопытности, то - о безнравственности, более того, - о подлости.

    Но и восклицание этого молодого человека - свидетельство его личной трагедии, потому что не встретилась на его пути та, которую не склонить ко греху никакими соблазнами, которая непреклонно берегла бы свою честь, и свою чистоту, целомудрие и любовь неповрежденными и нерастраченными вручила бы своему мужу. Такой девушке можно верить, такую можно любить, с такой можно связать свою судьбу навсегда.

    Нельзя думать, что грешить можно безнаказанно. Нравственные законы столь же реальны и столь же объективны, как и законы материального мира. Они существуют и действуют независимо от того, признаем ли мы их действие и существование, или нет. Содеянное зло неизбежно обращается против того, кто его сотворил. Об этом свидетельствует жизненный опыт многих и многих знаменитых и мало кому известных людей.

    Подчас приходится сталкиваться с ситуациями, по-видимому совершенно безнадежными. В церковь приходят самые разные люди и нередко совершенно случайно. Девушка попросила подвезти ее и, узнав, что водитель едет в храм, пошла вместе с ним. Ожидая, пока священник освободится, расплакалась, а потом крепко заснула. Оказывается, она потеряла работу, а вместе с ней и жилье, поскольку нет денег, чтобы его оплачивать, и уже неделю нигде не живет, спит где придется. “Где ты работала?”, - “В казино”, - “Что же, и “этим” занималась?”, - “Да, с тринадцати лет”. Мать умерла, отца она не помнит… Она осталась совершенно одна на всем белом свете, образования нет, ничего кроме своего постыдного ремесла она не умеет. Для других в двадцать лет жизнь только начинается, а для нее уже все позади…

    Видимо, это достаточно типичная картина: подросток бросает дом, школу и пускается искать несбыточного счастья, но через несколько лет, потеряв все, и стыд, и честь, и человеческое достоинство, а заодно красоту и свежесть молодости, остается в безнадежном одиночестве. Как ужасно, что эта неповторимая пора, которая естественным образом характеризуется чистотой сердца, оптимистической наивностью, радостью, поисками добра в мире, становится вопреки природе временем тьмы, пороков и смерти.

    Широко известно горестное восклицание Есенина: “О моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств!” Все растрачено и безвозвратно потеряно. Почему? “Похоть же, зачав, рождает грех; а сделанный грех рождает ” (Иак. 1,15). Здесь речь идет о смерти нравственной, которая может наступить раньше физической. Разврат убивает способность любить и всегда связан с цинизмом, который не щадит даже самых близких людей. “У нее нет не только виллы, о которой она врала, но даже маленькой виллочки. Одни ножки, да и те старые ”, - так Есенин не постыдился написать своему приятелю об Айседоре Дункан, которую, казалось бы, любил. «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это; побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится», - говорил премудрый Соломон (Притчи 6.32,33).

    Массовая культура насаждает как идеал то, что порицал царь Соломон три тысячи лет назад. В результате снижается как нравственный уровень культуры, так и нравственный уровень самого общества. Это можно подтвердить словами эстрадных песенок. Одна была популярна в 70-х годах, другая написана недавно. «Я свою любовь сберегу, Через реки перекину мосты, Если только я поверить смогу, Что идешь навстречу ты». Лирический герой обещает сохранить свою любовь, если «дама его сердца» идет навстречу, а если нет – то, очевидно, ни любовь беречь не будет, ни мостов перекидывать.

    Современная песня еще красноречивее. На смеси французского с нижегородским певец плаксивым голосом капризного ребенка обращается к дорогой: «Шерри, как горько сидеть у закрытой двери. Но я сижу, но я стучу, но я стучу, но я достучусь…». Я своего добьюсь, но не интеллектом, ни мужеством, ни решимостью, ни трудолюбием, а стуком. Не мужчина, не рыцарь, а стукач! Во что же мы выродились, если подобные произведения воспринимаются, как имеющие право на жизнь и встречаются аплодисментами, а не тухлыми яйцами?

    Нравственная деградация дошла до такого уровня, что любители расточать ласки вместе со стихотворным персонажем Н. Гумилева в свое оправдание могут сказать:
    «Я нигде не встретил дамы,
    Той, чьи взоры непреклонны»
    .

    Но в том-то и дело, что если девушка непреклонно хранит свою чистоту, тогда она решительно отличается от окружающих. Вовсе не внешние привлекательность и красота драгоценны в девушке, а ее целомудрие. Девушка должна быть неприступной. Вот тогда в мужчине проявятся его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, доброта и нежность… Он станет доблестным рыцарем, защитником женской чистоты и целомудрия. И он должен завоевать доверие и любовь, проявив качества не сластолюбца, а настоящего мужчины.

    Достоинство человека, независимо от пола, возраста, карьеры, семейного положения и т. п., определяется чистотой его души и праведностью жизни. Такими людьми невозможно манипулировать, навязывать то, что противоречит голосу их совести. Такие люди не позволят себя унижать, напротив, они способны преподать нравственный урок любому, не взирая на его чины и звания.

    Благодарную память о таких, казалось бы, малозначительных эпизодах сохранил и передал нам замечательный писатель Б. Шергин.
    «…Царский чиновник едет мимо лодемских крестьян, сидящих на бревнах.
    - Эй, борода!
    - Все с бородами, - усмехнулись крестьяне.
    - Кто у вас тут мастер? - сердится чиновник.
    - Все мастера, кто у чего, - отвечают крестьяне.
    - Я желаю купить здешнюю игрушку - кораблик!
    - За худое понятие об учтивости ничего не купишь, - слышится спокойный ответ».

    Православные крестьяне не стали топтать друг друга в конкурентной борьбе за рынок сбыта, а хранили свое достоинство, не уронив и человеческого достоинства неучтивого чиновника. Знаток низменных сторон человеческой природы, фашистский идеолог доктор Й. Геббельс сформулировал принцип, который звучит так: «человека дешевле купить, чем напугать». К счастью, этот циничный принцип нельзя считать универсальным, потому что нравственного человека ни купить, ни запугать нельзя.

    1 Б. Шергин. Понятие об учтивости. Океан-море русское. Москва. Молодая Гвардия. с. 207.

    Исторически требования целомудрия основаны на религиозных этических представлениях и нравственных заповедях.

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 3

      ✪ Целомудрие. Бессмысленное и беспощадное.

      ✪ Как девушке воспитать в себе смирение и целомудрие? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)

      ✪ 35/63 Добротолюбие. Девство и целомудрие.

      Субтитры

    Словарные определения

    Понятие целомудрия, хотя и всегда связано в религиозной традиции с контролем сексуальности, исторически употребляется в разных значениях: нередко оно подразумевает девственность , иногда - нравственную строгость и самоконтроль в более широком значении:

    Целомудрие - добродетель, строгость в нравственном отношении.

    Целомудрие: 1. То же, что девственность; 2. перен. Строгая нравственность, чистота.

    Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля :

    Целомудренный - сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно.

    Понятие в церковной традиции

    Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности . Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий (духовная прелесть), нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность. Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу . Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия - смирение .

    Формы целомудрия

    Грехи против целомудрия

    Грехи против целомудрия рассматриваются в контексте истолкования одной из десяти заповедей Моисея «не прелюбодействуй». Любые сексуальные действия помимо .

    Целомудрие в браке традиционно понимается как супружеская верность, а также воздержание от сексуальных практик, причисляемых в христианстве к «неестественным» или «извращенным», целомудрие не состоящих в браке - в сексуальном воздержании. Соответственно, различаются грехи против целомудрия, не имеющие отношения к браку, и грехи против целомудрия, нарушающие достоинство брака. Например, в Катехизисе Католической церкви говорится:

    «Среди грехов, глубоко противоречащих целомудрию, следует назвать мастурбацию, блуд, порнографию и гомосексуальную практику. <…> Прелюбодеяние и развод, полигамия и свободный союз являются серьезными проступками против достоинства брака».

    Представление о том, что любой грех, связанный с сексуальностью, является частным случаем нарушения заповеди «не прелюбодействуй», связывается со словами Иисуса из Нагорной проповеди : «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мтф. 5:27).