Быть левшой: плюсы и минусы. Почему быть левшой классно и чем левши лучше правшей

Титова Наталья, мама троих детей, двое из которых - левши

Около 15% людей являются левшами, то есть примерно каждый седьмой житель планеты. Родители, увидев, что их ребенок не такой, как остальные, начинают опасаться сложностей как в обучении, так и в дальнейшей жизни.

Немного теории: откуда берутся левши

Кто такие леворукие ? Это люди, у которых ведущая рука - левая. Левши же помимо левой руки используют чаще и левую ногу, лучше слышат левым ухом и более четко видят левым глазом. Также в мире есть амбидекстры - те, кто пользуется одинаково хорошо и левой, и правой частью тела.

Как же так получается, что одни люди - левши, а другие - правши? Как правило, женщины носили младенцев на левой руке, ближе к сердцу, а мужчины-воины защищали щитом прежде всего область сердца, поэтому правая рука была у тех и других более свободна для активной деятельности. Так определилось ее преобладание. А леворукость - это исключение из правил.

iconmonstr-quote-5 (1)

«Левшество» также передается по наследству: по статистике, около 50% левшей рождаются у родителей, у которых ведущая рука - левая.

Если один из родителей левша, то ребенку суждено в основном владеть левой рукой более чем в 16% случаев. А если оба родители правши, левшой ребенок будет только в 6% случаев.

Леворукость также бывает следствием патологии развития - от нарушений развития головного мозга до травм правой руки в раннем детстве. Но это уже другая история.

Мой личный опыт: чем отличаются левши от правшей

Я - мама троих детей, один из которых - правша, а двое других - чистые левши. Расскажу про отличие между ними из личного наблюдения.

Правша. Мой ребенок-правша не склонен к спонтанным действиям, неожиданным поступкам, но всегда надежен и тверд в своих убеждениях и предпочтениях. Он последовательно выполняет дела, более структурирован, у него аналитический склад ума, склонность к конструкторской деятельности. Ему важны стабильность и устойчивость, чтобы все было на своих местах - сейчас, завтра, через несколько лет. Во всем этом виден рационализм левого полушария.

Левша. В отличие от него левши - и девочка, и мальчик - более артистичны, обладают тонкой душевной организацией. Это творческие люди, которые любят нестандартные решения. Они выражают себя через чувства, готовы к приключениям, переменам, более открыты миру. Левши не просчитывают варианты («а что будет, если…»), они живут здесь и сейчас, готовы заниматься несколькими делами сразу, у них всегда есть желание улучшать то, что имеют. Перестановка в комнате, поход на три недели, совмещение футбола и театральной деятельности - чем только они не увлекаются! Кстати, театр, сочинение стихов, рисование, хор, игра на гитаре, раскрашивание парных кед в разные цвета - это все следствие работы более творческого правого полушария, которое отвечает за левую половину тела.

Как же так вышло, что в одной семье такие разные дети, спросите вы. Моим детям «левшество» досталось частично через меня (я - амбидекстр), мою бабушку и моего дядю, которые были частично леворукими. Зато в детях леворукость проявилась в полной мере. А вот сын унаследовал гены праворукости от отца.

Если ваш ребенок не проявляет себя с рождения как левша, делайте окончательные выводы о его леворукости не ранее 4-4,5 лет. Для этого используйте специальные тесты на определение ведущей руки.

Помните: левшей ни в коем случае нельзя переучивать, из-за этого могут произойти серьезные сбои в работе межполушарных связей, также это может быть чревато нарушениями здоровья.

Чтобы помочь ребенку быстрее овладеть новыми умениями, купите специальные товары, которые сконструированы под левую руку: ручки, ножницы, прописи.

Преимущества левшей

Да, левшам немного сложно жить из-за неприспособленности мира к их особенностям. Вместе с тем у них много преимуществ, которые надо знать и использовать.

Быстрая адаптация. Тот, кто родился левшой, вынужден всю жизнь приспосабливаться к жизни в праворуком мире. И у них это хорошо получается.

Творческие способности. Леворукие люди являются более эмоциональными, воспринимают мир скорее визуальными образами. Поэтому они оказываются способными к оригинальному художественному творчеству.

Способность из нерабочей руки сделать рабочую. Левши пользуются правой рукой гораздо чаще, чем правши левой.

Среди гениальных людей очень много левшей: великий актер немого кино Чарли Чаплин, изобретатель и живописец Леонардо да Винчи, римский император Тиберий, художник Пабло Пикассо, ученый Альберт Эйнштейн, автор «Алисы в Стране чудес» Льюис Кэрролл, участник группы «The Beatles» Пол Маккартни, император Наполеон, полководец Александр Македонский, композитор Людвиг ван Бетховен, футболист Диего Марадона, создатель Microsoft Билл Гейтс и другие.

Так что, если вы или ваш ребенок оказались левшами, будьте благодарны судьбе за такой прекрасный подарок и используйте в жизни эти прекрасные преимущества!

Сегодня уже не так заметны, так как старорежимные привычки к переучиванию, чтобы ребенок был «как все», уходят в прошлое. Многие родители вполне спокойно относятся к «леворукости» детей, даже не думая о том, чтобы переучивать ребенка больше манипулировать правой рукой. Но не будет ли ребенок, ведущая рука которого — левая, в чем-либо ущемлен в обществе, которое, в своем подавляющем большинстве, имеет правую руку как ведущую? Вопрос, конечно, интересный....

Десница или шуйца?

Что в переводе с зыка древних славян означает «правая или левая?» Вообще-то леворуких людей на самом деле немало: около 10-15% населения Земли имеют леворукость, которая проявляется не только в том, какой рукой пишет человек, но и в доминировании, ведущем руководстве одного из полушарий, противоположном ведущей и доминирующей руке. Сегодня уже не существует установки на переучивание детей с левой руки на правую в детском саду или школе, но некоторые родители до сих пор опасаются, что не переученная леворукость станет минусом ребенка в школе или помещает ему в дальнейшей жизни. На самом деле это совершенно не так, и леворукость за исключением каких-либо мелких недостатков, ничем не помешает своему обладателю в жизни, а иногда еще и очень поможет!

Сегодня считается, что леворукость определяется наследственностью — обычно в семьях это передается по наследству, а другая часть леворуких — это «вынужденные» левши, перенесшие в детстве перинатальную травму головного мозга, в результате чего правое полушарие взяло на себя часть обязанностей, в том числе и в плане доминирования руки при письме.

Конечно, доминирование одного из полушарий отражается на характере и особенностях поведения, способностях и развитии детей. Но такие совершенно не делают их хуже или лучше, чем правшей. Просто у них будут проявляться свои, присущие именно доминированию правого полушария, склонности и способности, таланты и особенности психики. Принудительное переучивание левшей на правшу приводит к тому, что происходят сбой на уровне нервных связей.

Леврукость или левшество?

Давайте разберемся с терминами. Преобладание левой руки при письме еще совершенно не означает преобладания правого полушария в целом. Под левшеством понимают преобладание и левой руки, и левого глаза и даже всей левой половины тела при жизнедеятельности. Поэтому, если человек пишет левой рукой, но прислушивается правым ухом, указывает правым пальцем, и шагает с правой ноги — это леворукий, а если он все делает с левой стороны активнее — вот это истинный левша.

У правшей преобладающим является левое полушарие, которое «специализируется» на анализе вербальной информации, приходящей из центра речи. У левшей функции между полушариями распределяются несколько по-другому, чем у правшей, и у них нет четкой связи с преобладанием из-за руки именно правого полушария, у них функции более равномерно распределены между обои полушариями. Кроме того, у леворуких детей более выражены пространственно-зрительные функции, которыми занимается именно правое полушарие.

Когда и как выявить?

Преобладание левой руки можно выявить не ранее черытех-пяти лет, до этого все дети являются амбидекстерами — то есть одинаково орудуют обеими руками или демонстрируют смену периода преобладания левой и правой руки. Первые сложности могут возникать при первых попытках ребенка учиться письму, праворуким родителям сложно показать правильный захват карандаша или ручки с другой руки. Но это дело вполне поправимое. Как же выявить леворукость у малыша? Дайте ему карандаши и смотрите за тем, какой рукой у него получаются более правильные и четкие рисунки, какой рукой ему удобнее орудовать. Но иногда точно выяснить леворукость можно только ближе к пяти-шести годам, когда начинается обучение письму.

Титова Наталья, мама троих детей, двое из которых - левши

Около 15% людей являются левшами, то есть примерно каждый седьмой житель планеты. Родители, увидев, что их ребенок не такой, как остальные, начинают опасаться сложностей как в обучении, так и в дальнейшей жизни.

Немного теории: откуда берутся левши

Кто такие леворукие ? Это люди, у которых ведущая рука - левая. Левши же помимо левой руки используют чаще и левую ногу, лучше слышат левым ухом и более четко видят левым глазом. Также в мире есть амбидекстры - те, кто пользуется одинаково хорошо и левой, и правой частью тела.

Как же так получается, что одни люди - левши, а другие - правши? Как правило, женщины носили младенцев на левой руке, ближе к сердцу, а мужчины-воины защищали щитом прежде всего область сердца, поэтому правая рука была у тех и других более свободна для активной деятельности. Так определилось ее преобладание. А леворукость - это исключение из правил.

iconmonstr-quote-5 (1)

«Левшество» также передается по наследству: по статистике, около 50% левшей рождаются у родителей, у которых ведущая рука - левая.

Если один из родителей левша, то ребенку суждено в основном владеть левой рукой более чем в 16% случаев. А если оба родители правши, левшой ребенок будет только в 6% случаев.

Леворукость также бывает следствием патологии развития - от нарушений развития головного мозга до травм правой руки в раннем детстве. Но это уже другая история.

Мой личный опыт: чем отличаются левши от правшей

Я - мама троих детей, один из которых - правша, а двое других - чистые левши. Расскажу про отличие между ними из личного наблюдения.

Правша. Мой ребенок-правша не склонен к спонтанным действиям, неожиданным поступкам, но всегда надежен и тверд в своих убеждениях и предпочтениях. Он последовательно выполняет дела, более структурирован, у него аналитический склад ума, склонность к конструкторской деятельности. Ему важны стабильность и устойчивость, чтобы все было на своих местах - сейчас, завтра, через несколько лет. Во всем этом виден рационализм левого полушария.

Левша. В отличие от него левши - и девочка, и мальчик - более артистичны, обладают тонкой душевной организацией. Это творческие люди, которые любят нестандартные решения. Они выражают себя через чувства, готовы к приключениям, переменам, более открыты миру. Левши не просчитывают варианты («а что будет, если…»), они живут здесь и сейчас, готовы заниматься несколькими делами сразу, у них всегда есть желание улучшать то, что имеют. Перестановка в комнате, поход на три недели, совмещение футбола и театральной деятельности - чем только они не увлекаются! Кстати, театр, сочинение стихов, рисование, хор, игра на гитаре, раскрашивание парных кед в разные цвета - это все следствие работы более творческого правого полушария, которое отвечает за левую половину тела.

Как же так вышло, что в одной семье такие разные дети, спросите вы. Моим детям «левшество» досталось частично через меня (я - амбидекстр), мою бабушку и моего дядю, которые были частично леворукими. Зато в детях леворукость проявилась в полной мере. А вот сын унаследовал гены праворукости от отца.

Если ваш ребенок не проявляет себя с рождения как левша, делайте окончательные выводы о его леворукости не ранее 4-4,5 лет. Для этого используйте специальные тесты на определение ведущей руки.

Помните: левшей ни в коем случае нельзя переучивать, из-за этого могут произойти серьезные сбои в работе межполушарных связей, также это может быть чревато нарушениями здоровья.

Чтобы помочь ребенку быстрее овладеть новыми умениями, купите специальные товары, которые сконструированы под левую руку: ручки, ножницы, прописи.

Преимущества левшей

Да, левшам немного сложно жить из-за неприспособленности мира к их особенностям. Вместе с тем у них много преимуществ, которые надо знать и использовать.

Быстрая адаптация. Тот, кто родился левшой, вынужден всю жизнь приспосабливаться к жизни в праворуком мире. И у них это хорошо получается.

Творческие способности. Леворукие люди являются более эмоциональными, воспринимают мир скорее визуальными образами. Поэтому они оказываются способными к оригинальному художественному творчеству.

Способность из нерабочей руки сделать рабочую. Левши пользуются правой рукой гораздо чаще, чем правши левой.

Среди гениальных людей очень много левшей: великий актер немого кино Чарли Чаплин, изобретатель и живописец Леонардо да Винчи, римский император Тиберий, художник Пабло Пикассо, ученый Альберт Эйнштейн, автор «Алисы в Стране чудес» Льюис Кэрролл, участник группы «The Beatles» Пол Маккартни, император Наполеон, полководец Александр Македонский, композитор Людвиг ван Бетховен, футболист Диего Марадона, создатель Microsoft Билл Гейтс и другие.

Так что, если вы или ваш ребенок оказались левшами, будьте благодарны судьбе за такой прекрасный подарок и используйте в жизни эти прекрасные преимущества!

Сейчас в школах не переучивают. Пусть ребенок пишет так, как ему удобно и нравится. Но он же не все делает левой рукой? Что-то же он делает правой. Думаю, что ничего особого делать с руками не стоит. Правую руку он не "потеряет".

Каждое полушарие головного мозга имеет свои специфические функции. Например, у “чистого” правши (таких в странах Европы примерно 42 %) за речь, чтение и письмо отвечает левое полушарие. Правое - имеет более глобальные функции: в его ведении находится восприятие музыки, звуков природы. У “чистых” левшей (примерно 10 %) - все наоборот. Но ведь, как известно, правой частью тела управляет левое полушарие, а левой - правое. Поэтому, когда левшу заставляют писать правой рукой, он не может задействовать свое правое полушарие, ответственное за контроль речи, чтения и письма.Однако доминирующая рука отчетливо устанавливается только к трем - пяти годам. В этом возрасте можно использовать следующие функциональные тесты: переплетение пальцев, “аплодирование”, перекреста рук на груди (поза Наполеона), “прицеливание” (см. тест “Правое или левое?”). Еще можете почитать здесь
www baby com ua

В том что ребенок "левша" нет ничего страшного.Это в 80-е годы активно переучивали,вплоть до того,что привязывали левую ручку к телу!Сейчас доказано,что такие детки даже более одаренные чем "правши"!Работает активней полушарие мозга,отвечающее за "гениальность" в гуманитарных науках и творчестве!Правой рукой ребенок тоже пользуется,просто не заостряйте на этом внимание - и все будет замечательно.Удачи Вам!

Переучивать ребенка ни в коем случае нельзя. Леонардо да Винчи, например, одинаково хорошо владел левой и правой рукой. Джими Хендрикс научился играть на гитаре правой рукой, он играл, перевернув гитару вверх тормашками. При этом он натягивал струны гитары в обратном порядке, чтобы они располагались как на обычной гитаре.

Некоторые исследования доказывают, что люди-левши чаще становятся преуспевающими учениками. Умственные способности левшей имеют иную структуру, они имеют более широкий диапазон способностей. Также гены, определяющие леворукость, управляют развитием центров мозга, отвечающих за развитие речи ребенка.

Левши, по данным ученых США, обладают такими же способностями, как и праши. Разница в активности полушарий мозга. У правшей активно левое полушарие, у левшей - правое. Но переучивать ребенка ни в коем случае нельзя, потому что это может привести к снижению активности обоих полушарий. От природы у ребенка активное левое полушарие, а активность правого для организма ребенка - не физиологично. Конечно, он должен развивать и правую руку, но это не значит, что она должна быть активнее левой.
А развивать ее надо так же, как и правую, учить выполнять ей такие же функции, какие выполняют правши.

Марш, марш левой! Плюсы и минусы левшества. Проблемы левшей в школе Зеркальное письмо. Нейропсихологическая диагностика.

Левшами являются около 10% людей. И несмотря на то, что с варежкой на левой руке дети на уроках не сидят(как это было во времена переучивания левшей), тем не менее, некоторые родители и учителя иногда считают левшей просто как не желающих работать «как все» правой рукой и проявляющих упрямство. Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо правильно диагностировать в рамках нейропсихологической диагностики, учитывать в процессе обучения и воспитания.

Причины. Леворукость изучена недостаточно, и нет единого мнения о том, почему люди предпочитают действовать разными руками. Основные из cуществующих теорий следующие:

При перинатальном происхождении леворукости, часто сопровождающейся другими нарушениями, важно понять что леворукость - не причина этих проблем, а особенность, которая, как и те нарушения, стала следствием неблагоприятных факторов развития.

Асимметрия рук, т. е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук (амбидекстрия) обусловлены особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей доминирующим, как правило, является левое полушарие, специализирующееся на переработке вербальной информации (у 95% правшей центр речи расположен в левом полушарии).

У левшей же расположение основных функций между полушариями более сложно и не является просто зеркальным отражением асимметрии мозга, обнаруживаемой у правшей. Функциональная асимметрия у левшей менее выражена, в частности, центры речи могут быть расположены как в левом, так одновременно и в правом полушарии, а зрительно-пространственные функции, выполняемые обычно правым полушарием, могут контролироваться также и левым. Таким образом, у левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.

Леворукость или праворукость отчетливо устанавливается только к 3-5 годам. В раннем дошкольном возрасте родители и воспитатели не всегда обращают специальное внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. При обучении новым действиям дети стараются сделать так, как говорит взрослый: брать ложку в правую руку, держать карандаш правой рукой и т. п. И ребенок-левша, выполняя требования взрослого, делает так, как ненасильственного переучивания многие родители могут и не подозревать, что их ребенок - левша.

При овладении бытовыми навыками скрытая леворукость ребенка, как правило, не сказывается на успешности выполнения действий, однако, приступая к систематическому обучению в школе, особенно при овладении письмом и чтением, такие дети могут встретиться с трудностями.

Поэтому важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу. Вместе с диагностикой других психических особенностей развития детей определение ведущей руки, глаза и уха входит в комплекс нейропсихологической диагностики.

Методы оценки ведушей руки, ведущего глаза и ведущего уха:

По соотношению всех трех видов асимметрии, выявленных этой методикой -"рука - ухо - глаз", могут быть выделены 27 индивидуальных профилей, где П - преобладание правой функции, Л - левой, А - равенство функций.

Дети - левши обладают определенной спецификой познавательной деятельности, определяемой с помощью нейропсихологических проб. Это относится как к истинным левшам, так и к переученным, у которых полушария мозга выполняют несвойственные им функции. Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие, что ведёт к возникновению трудностей. Не все особенности, которые будут перечислены ниже, можно найти у любого левши. Одни будут ярко проявляться, другие – лишь слегка, а третьи – будут совсем отсутствовать.




Преимущества левшей:

Способы помощи детям-левшам:

Нужно также:

1. Помочь ребёнку - левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

2. Не требовать правонаклонного письма, более целесообразным будет писать прямо;

3. Не требовать от ребёнка-левши безотрывного письма;

4. Любые двигательные действия раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

5. Выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию(особенно в тех случаях, когда есть проблемы, например, «зеркальное письмо»)

6. Не проявлять негативного отношения к леворукости, говорить ребёнку о его сильных сторонах, преимуществах леворукости.


Морозова Ирина Михайловна, детский психолог