Бриллиантовая пыль для. Алмазная пыль и яд в бокале. Большая энциклопедия нефти и газа

Л.Рохлин.
Бриллиантовая пыль

Непроницаемо чёрные, нестерпимо холодные ночи в пустынях северной Мексики. Если ночью пристально вглядется в небо, то может показаться, что находишься на дне глубокого колодца и где-то там, в немыслимой вышине, как в подзорную трубу увидешь мириады ярко сверкающих ледяных звёзд, слабую туманность и сквозь неё таинственный лик бегущей луны.

Так ей и казалось, когда не было сил идти и она валилась от усталости, невольно глядя в небо. Но идти надо было. Её толкали и они ползли не в силах подняться, под завывание ветра и песка, крепко, изо всех сил держась за верёвку, единственной ниточкой связывающей их между собой и казалось вообще с миром. Ветер был так силён и нёс так много песка, что невозможно было открыть глаза, а когда он чуть затихал, то в таинственном сиянии луны вдруг проглядывало дьявольское очертание большого кактуса. А ещё эти мерзкие колючки, жадно цепляющиеся, царапающие до крови...

Ануш только сейчас почувствовала как ноет расчёсанное тело. Нельзя было опереться на спину, лежать, дотрагиваться до ног и рук, даже на шее торчали острые иголочки.. Озноб пробирал до костей...
Она очнулась. Кажется и не спала. Открыла глаза и... испугалась тишины, но более жуткого мрака. Боялась шевельнутся. «Господи! где я? мамочка...» Послышался шорох где-то рядом, она инстинктивно сжалась и вновь на ослабевшее сознание нашла дрёма. Но ещё успела промелькнуть мысль - «Господи! За что... наваждение какое-то.»
И всё таки она уснула, так как вновь её разбудил крик охранника. Ануш открыла глаза и... дико закричала от страха, увидев в луче солнца двух толстых крыс, шумно старающихся опрокинуть тарелку тюремного завтрака, подсунутого под решетку.

Они таки сожрали её завтрак и не обращая на узницу внимания, продолжали возиться и принюхиваться, привстав на задние лапки и устремив бусинки удивлённых глаз на человека. Зло попискивая, в поисках следующей пищи,они медленно удалились.
Ануш не отрывала глаз от жуткой картины, вцепившись руками в тоненькое одеяло, не замечая как камера постепенно заполняется солнечными лучами. Вот они достигли её ног, стали медленно подниматься, заливая помещение бодрящим светом.
Узница, всё ещё не шевелясь, внимательно следила за движением лучей и когда они заполнили всё пространство камеры, повернула голову к исходу к решётке. И вновь испугавшись, пронзительно закричала. Увиденное настолько поразило её, что молодая женщина вжалась в стену, забыв о боли, буквально распластавшись. Ей показалось, что она лежит на краю пропасти.

Прямо за решеткой камеры змеилась узенькая тропинка, а за ней... пустота. Как будто земля провалилась в бездну. Ануш, немного успокоившись, приподняла голову. Противоположный борт «бездны» еле проглядывал в клубах тумана, седые космы колыхались от слабого ветра. Сквозь разрывы тумана, напротив, виднелись чёрные глазницы зарешёченных камер-пещер. Она даже увидела или ей показалось...людей двигающихся, лежащих. Переборов страх, Ануш встала и сделала несколько шагов к рещётке, жадно смотря по сторонам.
Солнце между тем, поднявшись достаточно высоко, пожирало туман и вскоре её глазам открылась картина...ада.

Напротив, на самом деле, тянулись ряды зарешёченных пещер. Они уходили вертикально вниз, волнообразно и параллельно. Виднелись железные мостики, соединяющие борта ада. Проглядывали и нижние ряды камер-пещер. Солнечные лучи только - только проникли туда, разгоняя туман. Вот они коснулись дна ада, высветили его и Ануш увидела узенькую ленту реки, даже разглядела маленькие барашки волн на порогах.
Оказалось, что её ряд камер был самым верхним, выше лишь бугристая поверхность земли с рядами высоких столбов, опоясанных колючей проволокой.

Ануш смотрела во все глаза, забыв обо всём, настолько поразительным и таинственным казался ей открывшейся пейзаж. «Господи, где это я? Что со мной творится? Ведь только совсем недавно была в моём розовом Ванадзоре.» Мысли неслись вихрем, перескакивая, обрываясь, наполняя обескровленную душу леденящим ужасом... И видимо уже в беспамятстве дико завыла...забилась.
И вновь её разбудил крик охранника.
Белые занавески на зарешёченных маленьких окнах, белые стены и неровный белый потолок в трещинках и паутине, рядом пустые железные кровати со свёрнутыми тощенькими полосатыми матрасами и подушками. «Больница – промелькнуло в сознании – а где-же камеры, ...ад или померещилось» Но было тепло и действовало лекарство и Ануш вновь провалилась. Дыхание становилось всё более ровным, губы вдруг растянулись в улыбку, такую жалостливую, наивную.

Ей снился сон!
Долгий, бессвязный, мучительный. Из глубины дремлющего сознания выплывали яркие картинки, тускнели, всплывали другие, никак не связанные с предыдущими. Глубокий сон сковал тело. Он казалось, словно с экрана зрителям, демонстрировал действительную её жизнь, до мельчайших подробностей. Розовое детство, родителей, учёбу... любовь. Она даже просыпалась, но сон продолжался и наяву. Ануш лежала с закрытыми глазами, пока не проваливалась вновь и новые картинки, то радостные, то печальные заполняли сознание.

С тех пор прошло 12 лет. Она ничего не забыла, до мельчайших подробностей и это событие юности и последующих лет, как тяжелый камень на шее, не давало выпрямится. С некоторых пор ей всё труднее стало держать в себе эти картинки, хотелось рассказать, поделится. Но только не близким. Мало-ли, ещё превратно поймут.
И она выбрала меня, учителя истории её единственной девочки.

Какое гордое, красивое слово – Армения!
Есть мнение, что на Армянском нагорье рождён библейский человек. Возможно! Там ведь был когда-то прекрасный климат, который сохранился и до наших дней в межгорных долинах на побережье Чёрного моря.
В одной из долин, в живописной местности Лори Памбак, издавно поселились люди, построив розовый город Ванадзор.
В этом городе я и родилась, кажется вечность тому назад в семье школьного учителя математики. Когда мне минуло 14 лет решено было, что пойду учится в городской медтехникум, следуя семейной традиции.

Двоюродный дед врач, мама – фармацевт, теперь и моя очередь.
Мне было всё равно. Техникум, так техникум! Какая разница, лишь бы не мешали, не вторгались в мои мысли, тщательно охраняемые тайны души.
Жила во мне с ранней поры страсть. Я очень стеснялась делится ею с подругами и тем более с родителями. Не поверите, но с некоторых пор безумно полюбила...бриллианты.
Вы удивлены! Я могу вас понять. Маленькая девочка и бриллианты – что общего!
Ну вот случилось так. Полюбила, как своё одиночество, как безмолвие каменных водопадов в горах, прерываемое рокотом ручья, пением птиц.

Был у моего двоюродного деда, главного в городе судмедэксперта, друг. Ювелир! Давно их свела судьба в каком-то тёмном криминальном деле. Ювелир был стар, одинок и богат. Я тогда не понимала насколько. Мой дед часто брал меня с собой гулять и поначалу редко, а потом всё чаще и чаще по моей просьбе мы заходили к ювелиру. Дед любил с ним вспоминать былое, а я тем временем рассматривала его богатства. Он доверял деду, узнав мою замкнутость и молчаливость, учуяв мою страсть, стал доверять и мне. Неторопливо, старчески шлёпая босыми ногами по каменному полу, он открывал заветную дверцу в стене, за древними, казалось ещё более чем хозяин часами и перед моим всегда изумлённым взором возникал сказочный музей...драгоценных камней.

Он любил только камни, без оправы и перебирая их короткими, морщинистыми пальцами, рассказывал таинственные истории и легенды о более крупных экземплярах, о долгой и нередко кровавой жизни камней, о их владельцах, о ценности, формах огранки, старых мастерах огранки, о цвете и чистоте камня и о многом другом.
Видя моё восхищение, ювелир приходил в экстаз, оживлялся, размахивал руками, сверкал глазами и рассказывал, рассказывал... Потом уставал, долго, молча смотрел на меня и смеялся. Этакое старческое булькание вырывалось из груди, как сипение древней физгармонии. Потом он легонько выталкивал меня за дверь, задвигал часы и...музей закрывался.

Вскоре началась смута в Армении. Развалился СССР и люди почувствовав свободу, стали покидать насиженные места в поисках лучшей жизни. Уехал и наш ювелир. Уехал в Америку. Перед отъездом был у него с дедом большой разговор. Резкий, громкий. Я не понимала о чём они спорят и как всегда перебирала в руках камни, любуясь игрой света, наполняясь непонятной страстью, каким-то горением, желанием как ребёнку петь им колыбельные песни.
Очнулась, когда за спиной услышала учащённое сипение ювелира.
«Я тебя очень люблю, дочка – начал он – ты понимаешь камни и они тебя любят, они у тебя в руках расцветают. Слушай меня! Здесь вскоре всё утонет в крови, голоде и драках. Порядка ещё долго не будет. А ты умница, ты должна быть хозяйкой моего музея, деловой и решительной. Ты такая.
Я вижу! Я уезжаю и если Бог даст, то перевезу весь музей и там, в Америке, с друзьями начну новое дело. А ты приезжай ко мне, не думая приезжай, большие дела тебя ждут».

Он гладил мои руки и пристально смотрел в глаза, как будто ещё раз хотел удостоверится в правильности своего решения. Смотрел, как когда-то отец!
Вот так возникла моя большая Мечта! АМЕРИКА!!!
Вскоре я закончила техникум, пошла на работу в тот же госпиталь, где работала мама. Стояла хмурая зима, в горах лили дожди и бурные потоки, неся камни и деревья, размывали берега реки Дебед, заливали соседние улица и старые дома.Всё было серо и непроглядно.
Я была всё также одинока, близких подруг не было, в горах было неуютно и потому сидела дома в те нечастые часы, когда отпускали из госпиталя. Там было много работы, рядом шла война в Карабахе.

Но ведь ненастье проходит! Прошло и это! В горы ворвалась весна, бурная, стремительная, с тёплыми ветрами. Они быстро выпарили накопившиеся за зимние месяцы грязи и невзгоды, набухли почки, проклюнулись первые, яркие листики, а с ними вместе появились и пьянящие запахи нежности и свежести.
В эти дни ко мне пришла долгожданная радость. Я влюбилась, дождалась своего часа. Звали его Вазген, он был тоже из Ванадзора, но с пяти лет разъезжал с отцом и мамой по России из одной воинской части в другие. Потом окончив какое-то военно-техническое училище, приехал к
родственникам в мой город.

Нас познакомили. Он мне запомнился застенчивым, стеснительным, мгновенно краснеющим. Всё выдавало в нём натуру мягкую и нерешительную, но чистую, искреннюю.
Я влюбилась сразу, сердцем поняв, что это моя половина. И он тоже. И уже не отходил, нежно и молча прощаясь вечерами. Он умел нежно любить – и в те годы и сейчас...

Красивая ухоженная женщина слегка покраснела и продолжала...

Вообщем, я рассказала ему всё – о ювелире, своей мечте, необходимости уезжать. Теперь, вдвоём, уж наверняка. Он казалось не слышал меня, со всем соглашался и гладил мои руки, прижимал к губам и восхищённо смотрел, не мигая, в мои глаза. Меня тогда это впервые насторожило и даже расстроило. В нём, казалось, отсутствовало мужское честолюбие, понимание властности, силы денег, карьеры. Он не воспринимал эту сторону моей души, просто как телёнок, шел на запах мамы. Но я тогда не обратила особого внимания, думая, что пройдёт, он очнётся от детского восхищения.
В те же дни мы тайком обручились и он уехал к родителям.

Быстро промелькнул год. За это время Вазген ушел в отставку, принял армянское гражданство, а вскоре с родителями подался в Америку, как беженцы. Я не могла уехать с ними, мы не были расписаны и я осталась ждать вызова.
Я жила его письмами, редкими телефонными разговорами, перечитывала их, воображая его глаза, когда он писал страничку за страничкой своим крупным, ясным, аккуратным почерком.
Надо же такому случится, но в день нашего с Вазгеном обручения, я
получила письмо и от ювелира. Он жил на берегу океана, в громадном городе и как было только мне понятно, довёз свой музей благополучно. Писал, что немного болеет, но более тоскует по маленькой хозяйке музея...а дела идут совсем не плохо...

О письме я сообщила только деду, он обрадовался и с пониманием прищурившись, сказал – «передавай привет ему, моя девочка, он надёжный человек и дай тебе Бог.»
Вскоре Вазген сообщил, что есть один человек в Ереване, который за $5000 провозит людей в Америку без вызова. Я буквально обезумела и несмотря на предупреждения мудрого деда подождать, ринулась в Ереван. Нашла человека, договорилась, со слезами уговорила маму, потом с трудом насобирала деньги, продав мои и мамины драгоценности, наодалживалась... Наконец настал день прощания.
Он совпал с наступлением Нового Года и мы вместе, семьёй, скромно отпраздновали и Новый Год и моё прощание с мамой, дедом, сёстрами и... Арменией.

Поначалу мы прилетели в город Мехико и побродив по аэропорту два-три
часа, наш сопровождающий, тот самый человек из Еревана, которого мы прозвали по армянски «джарфик» (ловкач), объяснил, что теперь летим в Сан Диего, то есть в Америку. И вот уже другой самолёт, через три часа полёта, стал приземлятся.
«Ну вот и всё – решила я – мы в Америке, сейчас увижу Вазгена.» Даже зажмурилась от удовольствия и помнится, найдя в сумочке зеркальце, внимательно на себя посмотрела и от радости тихо засмеялась.
«Что это? Куда нас завезли?» - спросила женщина из нашей группы, когда мы вошли в маленькое зданьице аэропорта.

Да, это не было похоже на огромный аэропорт Мехико и тем более ожидаемый всеми Сан Диего, который рисовался нам вообще грандиозным.
Получив багаж, мы вышли на улицу и...задохнулись от горячего, сухого ветра.
Перед нами расстилалась бескрайняя пустыня, молчаливо-каменистые холмы, залитые горячим солнцем, проросшие кое-где высохшим кустарником. Маленькая площадь, два-три стареньких автобуса и несколько облупившихся такси, которые быстро исчезли, увозя пассажиров в неведомый город.
Нами овладела паника. Стали высматривать нашего джарфика, но он исчез. Мужчины бросились искать его в здании аэропорта, а мы, сбившись в тесную группу, остались ждать под пылающим солнцем. Поиски оказались напрасными и мы, буквально потеряв дар речи, понукаемые одним из наших мужчин, влезли в какой-то заржавленный, пропылённый автобус и поехали... Куда? Мы не знали. Тот мужчина, волнуясь, объяснил, что он кажется идёт в город.

До моего сознания ещё не дошел смысл происшедшего. В сердце ещё неслись пьянящие звуки встречи с Вазгеном. Но это длилось недолго. Убогое здание аэропорта, пустынный пейзаж и вопли – «...где же он, сволочь... убежал « - прояснили сознание и я вдруг отчётливо поняла суть событий.
Меня обманули...где Вазген...как ему сообщить. В автобусе, взяла себя в руки и мучительно думала, как позвонить, откуда. Ведь знала, что Америка где-то рядом...Но мной ещё владело паническое состояние.
Я огляделась. Увидела, что рядом, как и всю дорогу, находятся двое из моего города. Пожилая женщина, Карина, которую я как-то видела в больнице и совсем незнакомый, ещё мальчишка, Ваник. Мне стало почему-то немножко легче, всё таки свои рядом. Мы переглянулись. Ваник даже подмигнул мне.

Вскоре подъехали к одноэтажному простенькому зданию. Оказалось, что это дешёвый мотель. Видимо шофёр понимал, что нужно его пассажирам.
Дальше всё оказалось просто. Женщина в оффисе попросила показать деньги и затем быстро соединила меня с квартирой Вазгена.
Так быстро, что услышав в трубке, как будто с соседней улицы, голос отца
Вазгена, я онемела, задохнулась и что-то неслышно промямлила. Голос отца вновь произнёс.
Слушаю, кто это, ничего не понимаю!» Тогда я закричала – «Это я, Ануш, я рядом, где Вазген. Вы меня слышите, где Вазген?» - кричала я в трубку вновь и вновь. Внезапно раздался голос отца – «...доченька, милая, задержись с вылетом. Нет Вазгена. Понимаешь, нет. Он в больнице. Плохо с ним, очень...- голос замолчал и долго молчал, потом еле слышно произнёс – в психиатрической больнице, доченька. Ты подожди с вылетом, уж извини...»

Я крепко сжимала трубку и слова отца, как капли расплавленного свинца, падали в душу, пробивая в крепчайшем фундаменте моей уверенности трещины.
Не дождался! Не выдержал! Ведь я думала об этом... Слабый ты мой, а как же теперь я, как наши планы. Что мне теперь делать. Господи, что за день такой???»
Трубку я всё ещё держала в руках.
Что говорить отцу? О ведь не понимает, что я рядом. Что говорить, что делать, что говорить, что дальше....Господи, помоги....

Очнулась в комнате. Лежала на большой кровати, рядом сидела Карина и гладила волосы. Слёзы продолжали литься и под правым ухом было мокро-мокро. Стояла тишина!
Потом, помню, раздался стук в дверь и не дожидаясь ответа в комнату ворвался весёлый Ваник. «Барэв дзэс! Ну что! Как выбираться будем из этой пустыни. Может останемся, ведь виза-то оказывается дана на полгода. Устроимся, подработаем, наверно и армяне здесь есть, помогут – он говорил и подсмеивался и смех его, как булькание воды, выливаемой из узкогорлого сосуда, смешило и успокаивало.
А вообще-то я ещё в Шереметьево увидел, что в паспорте нет американской визы и оттуда позвонил знакомому. Он посоветовал не поднимать скандала там, в аэропорту, нас бы всех задержали и отобрали паспорта, да и пришили бы какое-нибудь дело...Он сказал летите в Мексику, поближе к границе с Америкой, а оттуда позвони своим родственникам в Лос Анджелес, они найдут как вас выручить. Я уже туда звонил и дал наш адрес, обещали скоро приехать. Я и о вас рассказал. Его довольный вид действовал успокаивающе.

Здесь Ануш надолго замолчала, на глазах навернулись слезинки, она отвернулась и потом последовал потрясающий по откровенности монолог. Она говорила, глядя куда-то в угол...

Я однажды влюбилась. Слепо, бездумно. Просто увидела парня. Красивого, стройного, молчаливого, с обожанием смотревшего на меня, который ужасно краснел неловко дотронувшись, а уж если нечаянно прикасался к груди, то с ним творилось что-то ужасное. Он не смел поднять глаз, что-то
бормотал и долго вздрагивал, видимо вновь и вновь переживая случившееся.
Он нравился мне всё больше и больше, потому что умел молча слушать, а в глазах было столько восторга и обожания. Я буквально купалась в этом восторге, ведь дома я этого не испытывала. А потом он ничего не требовал из того, что рассказывали девчонки. Ничего. Мне было с ним необыкновенно легко. Первая моя любовь и единственная. Я поверила в неё намертво, она впаялась в сознание, стала частью души и я уже не мыслила жизни без Вазгена.

Рядом жили-ходили другие мужчины, но у меня и мысли не возникало, что можно ещё кого-то обнимать. Я совершенно не думала, что любовь может пройти, что могут быть неудачи в жизни, когда рядом любимый... Я верила в успех своей мечты. Я готовилась к ней, как к штурму крепости, а моя любовь служила сверхпрочным фундаментом. О ней можно было и не думать. Я ехала в Америку фактически уже не к Вазгену, а к осуществлённой мечте. А он стал как-бы символом её. Статуей Свободы!

Помолчала и резко обернувшись ко мне, со слезинкой, повисшей на длинных ресницах, в упор продолжала.

Не понимала тогда, каким неожиданно хрупким может оказаться мой фундамент. И вот первые страшные удары в тот день. Как я выдержала, не знаю! Но вытерпела и тогда впервые пришла старая как мир мысль – отныне и навсегда придётся опираться только на себя. Вазген слаб, беспомощен... И эта мысль помогла успокоится окончательно. Я обрела вдруг силы.
Поэтому, когда приехали родственники Ваника, была хотя-бы внешне спокойна и готова к любым действиям.
А действовать пришлось очень странным образом. Надо было с проводником перейти ночью границу Америки, а там нас ждали уже родственники Ваника, которые должны были отвести нас в Лос Анджелес.

Шли мы в полной темноте, связанные верёвкой, по узкой тропиночке. Справа и слева стелился тёмной массой жуткий кустарник, который царапал и рвал одежду и кожу. Мы были в платьях и босоножках, кутались в платки и кофты. Было очень холодно, хотя днём изнемогали от жары. Почему то проводник не довёл нас до шоссе, где должна была ждать машина, бросил, сказав что тут уже рядом, идите мол сами. Так мы его поняли, а он сразу исчез в темноте.
Мы стояли, дрожа от страха и холода. Помню эту жуткую тишину. Лишь холодный ветер кружил, да кружил где-то поверху, завывая и напевая заунывные песни.

Неунывающий Ваник повёл нас. Поначалу всё было хорошо, тропинка чувствовалась под ногами и Ваник даже пошутил что-то. Но потом она вдруг пропала и тогда Ваник повёл нас наугад.
Задул сильный пронизывающий холодный ветер, поднявший в воздух мириады песчинок. Они кружились в бешеном танце и мне казалось, что всё пространство вокруг заполнилось острым колющим песком. Идти стало трудно, ноги скользили или проваливались, иногда по щиколотку, губы и щёки быстро покрылись песчаной коркой, с трудом можно было чуть приоткрыть веки, но это не облегчало, так как видимости всё равно небыло. Мы натыкались на заросли колючих кустов, которые в кровь царапали руки, ноги, тело. Мы падали в овраги и на четверёнках пытались выползти.

Остановиться не могли, инстинктивный страх гнал всё вперёд и вперёд.
Потом, помню, выбились из сил и встали, сбившись в тесную кучку. Ваник всё теребил нас и звал – «...пойдёмте, останавливаться нельзя, замёрзнем, надо идти, скоро рассвет и тогда нас кто-нибудь увидит...»
И мы вновь пошли. Страшно хотелось сесть и заснуть, попить водички...
Потом уже узнала, нас нашли ранним утром пастухи, перегонявшие гурты овец. Мы сидели полузасыпанные у большого камня, крепко обнявшись, в обморочном состоянии.
Но на этом мучения мои не закончились.
Поместили нас в мексиканскую тюрьму. Я вам о ней рассказывала вначале. Помните!

Ещё-бы, как можно забыть картинки её ада. А между тем это были переоборудованные под тюрьму дома индейцев анасази. Они жили здесь 9-10 столетий тому назад, в доколумбову эпоху. Строили свои дома-города в узких долинах. Чтоб к ним не подобрались-бы враги. Эти камеры-пещерки служили им надёжным укрытием.

Ануш продолжала. Страшнее места не найти – грязь, вонь, жуткая теснота, полуголодное существование. И это при том, что мы не знали языка – ни английского, ни мексиканского. Господи, что я пережила за эти три недели, пока нас нашли родственники Ваника и за деньги не вытащили.
Нас вновь разместили в том же мотеле и теперь уж точно проинструктировали, как....попасть в тюрьму, но американскую, откуда под залог выпустят, до рассмотрения дела в суде.
Так и произошло. Пришлось ещё неделю просидеть в тюрьме города Эль Сентро. После той, мексиканской, эта показалась просто раем – кормили хорошо, чистая кровать, в камере по четверо жили. Дворец! Тогда я впервые поняла, как богата Америка.

Наконец, настал день, когда я подъехала к дому, где жил мой Вазген. Конечно, никакой торжественности, никакого возбуждения чувств не испытывала. Скорее наоборот. Будучи медиком хорошо понимала, как
трудно теперь будет с ним. Мной владела скорее апатия, безволие. А уж когда подъехала близко к дому, то почему-то полились слёзы. Я привыкла к нашим розовым домам из туфа, а тут увидела узкий грязноватый переулок, тесно заставленный двухэтажными, совершенно одинаковыми сараями, с узкими балконами по второму этажу.
Когда вышли из машины, я его увидела сразу и слёзы просто хлынули. Никак не могла сдержаться. Он сидел в кресле, на балконе, видимо ещё не отошедший от специальных лекарств, потому что даже не встал, лишь слабо улыбался. Худой, бледный, заросший чуть ли не до глаз. Выглядел каким-то испуганным, пришибленным. Меня кажется узнал...

Чистенько и опрятно было в небольшой квартирке, но из каждого угла откровенно выглядывала бедность, нужда. Мать и отец встретили очень хорошо. Ой, да что рассказывать! Гостей не было, сидели вчетвером, к еде и притронуться не могли. Сидели и молчали. Мать плакала, тихо так, утирая украдкой слёзы, а сама всё смотрела и смотрела на меня.
Что я могла ей сказать? Даже обнять Вазгена стеснялась, ведь не жена ещё!
Легли спать. Мне постелили на стареньком, раздавленном диване. До мельчайших подробностей помню, буду помнить умирая, эту ночь, мою первую брачную ночь...

Уснуть не могла. Давила, до тошноты, одна мысль. «Мамочка, где ты, хочу к тебе и сёстрам, в мой розовый Ванадзор. Там всё моё, до стёртой ступенечки в доме, до родной улыбки старого фотографа, до запахов свежего, только что испечённого хлеба, несущегося по утрам из раскрытых окон, до звонкой музыки, заполняющей до глубокого вечера старые дворы. Мамочка, любимая, возьми меня отсюда. Хочу к тебе...»
Подушка вскоре стала горячей и мокрой. Всю ночь, наверное, проплакала. А под утро, когда чуть задремала, пришел Вазген и сел на пол перед диваном. Гладил руки, молчал, потом вдруг всхлипнул, так жалостно, по ребячьи, прижался лбом и что-то забормотал. Долго так, как истукан, тёрся лбом о мои руки, а я перебирала его чёрные, упругие кудри и тоже молчала...

Что творилось в душе, страшно вспомнить! Жалость, любовь, непонятная злость – всё перемешалось, перескакивало, перебивало друг друга. С тем видимо и уснула.
Но отлично помню, что проснулась с ясной мыслью – добиться, только добиться, ведь есть с мной моя мечта, реальная мечта, немедленно звонить моему ювелиру, не умирать же в этих бараках.
В тот же вечер ему и позвонила.
Поверьте, с тех пор больше ни одной слезинки не было. Всё выплакала за те дни и ночи, остался осадок, сгусток энергии. Острой, злой, непримиримой...

Она вновь замолчала и вдруг пристально посмотрела на меня, как бы оценивая. Честное слово, я даже немножко оробел. Увидел, почувствовал буквально кожей, сильную надменную личность, острый взгляд прищуренных глах буравил меня, как-бы в раздумье.
Отчего я так откровенна перед этим чужим человеком, даже не армянином. Сможет ли он понять меня, а если не поймёт? Хватит ли у него чувств, чтобы описать всё случившееся, да и вообще, зачем мне это паблисити...
Видимо что-то удовлетворило её и глаза вновь засияли дружелюбием. Она встала с кресла, достала большой альбом и усевшись рядом сказала.
Я устала и потому дальше рассказ будет в немых картинках и ваших вопросах, к тому же дальше обычная жизнь, как у многих здесь...

Но я не мог успокоится. Чувствовалось по богатой обстановке в доме, её уверенности в себе, умению чётко говорить, привлекая собеседника чисто мужскими особенностями мышления, что в американской её жизни были необычные события, как-то связанные с осуществлением её оригинальной мечты...страсти.

Она молчала, я листал альбом. Вдруг наткнулся на большую фотографию, где в окружении солидных пожилых мужчин, в центре, чуть возвышалась стройная фигура Ануш.... на фоне здания федерального суда Калифорнии. Она была единственной женщиной, во всём безупречно чёрном, лишь крупный зелёный камень на ослепительно белой шее, подчёркивал изящество фигуры и торжественность обстановки.
Вас вновь привлекла американская фемида - обмолвился я.
Да – ответила Ануш – здесь то и разбилась большая мечта маленькой девочки.
Я вопросительно поднял глаза.
О, это длинная история и слава Богу коснулась меня стороной. Я расскажу вкратце, чтобы был в вашем рассказе, здесь она впервые рассмеялась,
Happy End!

Ювелир встретил меня горячо. Чувствовалось, что дела его идут блестяще, да и богатый дом, каких я ещё не видела в жизни, подтверждал это. Он долго распрашивал, ахал и охал, слушая мои мексиканские истории, ругал почему не звонила, потом замолчал, долго молчал, пытливо всматриваясь в меня, как будто размышлял стоит – ли дальше говорить. Наконец, решившись, продолжал.
Оказывается, он с компаньоном организовал большую корпорацию по огранке бриллиантов, особенно изумрудов, доставляемых из Колумбии и других стран. Дела шли хорошо. В конце он добавил.
Ты будешь работать с нами. Ты мне очень нужна, как мои глаза, я уже не успеваю и к тому же ты хорошо разбираешься в камнях...

Вот так началось осуществление моей мечты.
Вновь любимые сгустки солнечных лучей засверкали в руках. Быстро мы стали жить хорошо, переехали всей семьёй в свой дом. Только Вазген поправлялся медленно. Когда поправился, то так и не смог найти работу, имея на руках документы из психиатрической больницы. Внешне он выглядел хорошо, вот только постоянная болезненная улыбка, манера прятать глаза в разговорах и попеременно то бледнеть, то краснеть – выдавали неугасимую болезнь...

Дело наше расширялось, крепло, появлялись новые блестящие горизонты. Наконец, мы начали осуществление самого крупного проекта. Корпорация предложила правительству Колумбии построить в стране современный рудник и большой гранильный завод на 120 тысяч каратов в год. Мы обещали Колумбии открытие кредитной линии в $700 миллионов под залог колумбийских бриллиантов, которые планировались депозировать в американском банке-кредиторе.
Всё шло хорошо. Кредитная линия была твёрдо обещана, генеральный договор прошел все согласования и даже была намечена дата его подписания. Прибыла крупная партия колумбийских изумрудов...Я сама их отвезла в сейфы нашей корпорации, где они должны были находится до подписания гендоговора.
Повторяю, все мы были уверены в положительном исходе дела.

И вдруг, чуть-ли не в один день, случилось непредвиденное.
Буквально катастрофа.
Исчезает компаньон моего ювелира, увезя всё прибывшее количество колумбийских бриллиантов. А через два дня банк кредитор отказывается от сотрудничества. Причину последнего мы выяснили быстро. Накат на банк происходил от мирового монополиста в этом бизнесе. Есть такой, в Южной Африке. Он всеми силами старается и всегда добивается уничтожения в зародыше фирм, обрабатывающих камни в ювелирные изделия не на их предприятиях или не по согласованию с ними на местах.
Начался судебный процесс. Моего ювелира и двух больших чиновников нашей корпорации арестовали, компаньона объявили в розыск...

Меня долго мучили допросами, как свидетеля. Прошло три месяца и в тюрьме... умирает мой ювелир.
Всё лопнуло! Мечта превратилась в пыль. Бриллиантовую пыль. И возвратилась я, как в той сказке, к покосившейся избушке...
Я осмотрелся вокруг. И хмыкнул.
Что не похоже на избушку! Да, пожалуй! Но это малый дом, был значительно больший. Но главное, с той поры пропала мечта. Пропало воодушевление. Имею небольшое дело. Конечно, связанное с бриллиантами, другого уже не умею. Воспитываю дочь и...- здесь я вновь испытал её острый, оценивающий взгляд – когда наплывают воспоминания и тоска по дому юности..., моим розовым горам, иду...вон в ту дверь... любоваться моим музеем. Да, да! Тем самым, помните! Он перед смертью сумел передать его мне.

Здесь красота! Свобода, величие и торжественность. Всё плохое уходит, кажется маленьким и ничтожным.
Только здесь, только с ними я чувствую себя великой частью Природы.
Она замолчала. В глазах стояли слёзы. Я побоялся спросить о судьбе Вазгена. Молча встал, низко поклонился красивому сильному человеку.
И вышел. Больше я не виделся с ней. Да и она не приглашала.

Предисловие.

Всяк алмаз был породой бесформенной.

Ум и сердце кладу на весы...

Бриллиантовой пылью заполнены

Моей трудной карьеры часы.

От души мы крупицу истратили -

Пал песок на стеклянную гладь.

Это - наше уменье эмпатии.

Это - жажда другим сострадать.

Это - нашей души неспокойствие.

Это - страх, что исход предрешен.

Это - как мы порою геройствуем,

Лишь бы только другой был спасен.

Это - наши надежды на светлое.

Это - наше тепло и любовь.

Постараюсь, чтоб чистое, белое

Не запятнала алая кровь.

Лягут радугой наши желания,

Растворится печаль в небесах.

Есть предел моего сострадания.

Есть число у песчинок в часах.

Все, что дышит - то жизнью пресытится.

Есть начало - наступит конец:

Бриллиантовой пылью осыпятся

Боль и слезы из наших сердец.

Е.Романенко. Апрель 2016

Чем отличается бриллиант от алмаза? Алмаз - это вещество, невзрачная бесформенная драгоценность, облепленная со всех сторон ненужной породой, которой еще не касалась рука ювелира. А вот когда мастер возьмет эту породу в свои руки и начнет действовать, то постепенно из неопределенного куска возникает прекраснейшее творение. У каждого ювелира свои секреты, и каждый новый ограненный бриллиант блестит по-своему и по-своему красив.

Поначалу мастер откалывает грубую породу, очищая драгоценную сердцевину. А вот когда вещество уже очищено, начинается самое сложное. Нужно сделать так, чтобы форма была безукоризненной. Все, что мешает этой форме, откалывается тончайшим буром и в виде пыли осыпается на рабочий стол. И нет такого алмаза, после огранки которого не осталось бы этой пыли. Вот только самое главное, чтобы не обратилось в нее больше драгоценной породы, чем нужно, и это в работе ювелира - самое сложное.

В любом случае, если есть пыль, то есть и бриллиант, от которого ее откололи. И наоборот - если есть бриллиант, то не бывает такого, чтобы когда-нибудь с него не сдували мелкую, невзрачную, но по-прежнему бесценную пыль.

Собаку с энтеритом удалось вылечить. И вон те люди с аллергией у котенка тоже вроде бы остались довольны лечением. И тем не менее, Ира готова была выть волком. У нее болела голова от постоянного недосыпа и стресса, руки тряслись от того же, а сама она, казалось, тонет в огромном темном омуте своего незнания. Всего недели четыре с небольшим назад она стала ветврачом, а ее уже нагружали по полной. Директор клиники и по совместительству ее главный врач Сергей Николаевич решил, что с него хватит работы без выходных, повысил ее, на тот момент фельдшера, до врача и сказал, что с понедельника по пятницу включительно и видеть не хочет всех этих пушистых тварей рядом с собой. Впрочем, ему все равно приходилось регулярно выслушивать, кто как поносит и чем блюет и, выдохнув для успокоения, рассказывать своей паникующей подчиненной, что нужно назначить в каждом таком случае.

Паникующая подчиненная же по сто раз на дню молилась небу, чтобы к ней больше записывались на стерилизации или кастрации, или на какую другую хирургию. По барабану, кто именно, кошки или собаки, главное, чтобы нужно было резать, перевязывать или шить - этому она, слава богу, научилась еще тогда, когда ассистировала Сергею Николаевичу на операциях. Тем более, было очень неловко выписывать лечение для тех, кто уже на протяжении двух лет привык видеть ее за спиной главврача и никак в принадлежащем ему кресле за приемным столом.

Сейчас же, получив больше свободного времени, Сергей Николаевич имел возможность расширять свой крошечный подвальчик из двух с половиной отремонтированных комнат, чтобы наконец завести собственный рентген и УЗИ. Пока же приходилось сотрудничать с другой клиникой, а это было не очень хорошо - примерно половина из тех, кто уходил туда на исследование, там же и оставались. Директор возлагал на Иру большие надежды, ожидая, что она научится хорошо хотя бы чему-то одному из этих двух видов диагностики и хоть немного повысит рейтинг клиники. Девчонка-то она была, вроде бы, талантливая, да и учиться хотела. Сергей Николаевич регулярно напоминал ей об этом, даже разрешил взять купленную им литературу по ультразвуковой и рентген-диагностике в качестве домашнего чтива. Он, разумеется, понимал, что сейчас голова у нее занята совершенно другим, и ничему из данных материалов в ней пока не было места, но все равно торопил ее с изучением методов визуальной диагностики. Ира, кивая головой на автомате, смотрела на него уставшими опухшими глазами и соглашалась со всем, что он скажет. На большее она пока была не способна.

Зазвенел телефон. Ира подняла трубку, искренне надеясь, что это кто-то запишется на стерилизацию. Но нет - спросили, сколько стоит прием. Обреченно выдохнув сумму, она встала с приемного кресла, положила трубку и направилась в операционную, где стоял шкаф с различными сыпучими продуктами и холодильник - выпить чаю с горя. Через полчаса она впервые увидела Степу.

Степе, серому котенку "дворянской" породы, было пять месяцев, весил он половину килограмма, хрипло дышал и почти беззвучно мяукал. Первым, что сказали хозяева, появившись с порога, была фраза "Ой, а мужчины-врача нету сегодня, да?", и это сразу опустило настроение почти под ноль. Пришлось объяснять, что его смены теперь в субботу и воскресенье, а все остальное время на приеме царствовала она. Протянув задумчивое "Ааа", женщина, принесшая котенка, помолчала немного, после чего все-таки соизволила рассказать дожидающейся ответа Ире, что же все-таки случилось (наверное, думала, доживет ли котенок до выходных, с досадой решила девушка). Новоиспеченная горе-врач подумала, что надо бы взять кровь на анализ и уколоть какой-нибудь спазмолитик, но, как всегда, ощутила острую нужду проконсультироваться с начальником. Вообще-то она уже с неделю пыталась перебарывать в себе это желание, но иногда (особенно часто под вечер, когда думать уже не хотелось, или в таких случаях, когда шли к Сергею Николаевичу, а попадали к ней) подобные попытки заканчивались неудачей. Например, сейчас.

Попросив хозяев подождать немного, пока она сходит за материалами для анализов (что было только для отвода глаз), она судорожно натыкала в телефоне номер главврача.

Да, Ир? - раздался после нескольких гудков усталый голос Сергея Николаевича. Сегодня это был уже третий звонок.

Сергей Ни-николаич... у меня котенок здесь на приеме, он плохо дышит, недовес и голоса почти нет. Чего делать ему? Я анализ крови возьму и папаверин у-у-уколю?

Нахрена тебе там папаверин? Бери анализ крови, смотри эозинофилы. Они его от гельминтов обработали?

Эээ... не спросила.

А почему не спросила? Спрашивай. Смотри эозинофилы.

А па... папаверин?..

Да забудь ты про папаверин! Не поможет он тебе. Антибиотик сделай, амоксоил вон какой-нибудь. Он хорошо при бронхитах помогает.

Поняла. До свидания.

А стул какой? - уточнила Ира, подписывая шприц с только что взятой кровью. Осталось только уколоть амоксоил. - Понос был?

Нет, не было, - судя по тону, у хозяйки кончалось терпение. - Если бы у него были глисты, я бы заметила, наверное?

Не... необязательно, - ветврач покачала головой. - Иногда даже очень опытные специалисты не могут сказать сразу, есть глисты или нет. Эм, ну... нужно для верности глистогонить раз в квартал. Тем более если вы его нашли на улице, так ведь? Вот. Надо было сразу обработать, а то... неизвестно, может у него и есть... ну, глисты.

В разделе на вопрос Самой страшной казнью на древнем Востоке считалась чашка кофе с бриллиантовой пылью. Почему? заданный автором Капля Турецкой Крови лучший ответ это Провинившегося или неугодного придворного султан лично поил кофе в который предварительно насыпали мелкую бриллиантовую крошку. Считалось, что это даже делало кофе особенно вкусным. В течение дня почти невесомые бриллианты наносили тысячи мельчайших порезов на стенки кишечника и пищевода несчастной жертвы. Через неделю обреченный умирал от внутреннего кровотечения и перитонита.
Источник: казни

Ответ от Простецкий [гуру]
Если я неошибаюсь,
то что - то с машонкой...


Ответ от Невропатолог [гуру]
Брильянтовая пыль, как и табачная закупоривает мельчайшие сосуды, но только гораздо быстрее 🙁


Ответ от философичный [гуру]
Наверняка пыль под воздействием кофе собирается в цельный бриллиант и разрезает человеку внутренности.


Ответ от ПОЛИНА [активный]
она кровообращение нарушает - резет сосуды причем мелко и человек умирает от внутреннего кровотечения


Ответ от Мексиканский Негодяй Антонио [гуру]
После чего срали бриллиантами. Этакая курочка - ряба.:)) 0



Ответ от Алла_ЧКА [гуру]
Я думаю, что стенки желудка превращались в решето и человек умирал от внутреннего кровоизлияния


Ответ от Бумага Марака [гуру]
Потому, что тогда но-шпы не было))



Ответ от ЀОМАН [гуру]
Сильно скрепит на зубах:)


Ответ от Алексей [гуру]
Не бриллиантовую, а алмазную, она не растворяется. Почки засоряются и погибают. Без работы почек жизнь коротка и мучительна.
Кофе, быстро усваиваемый продукт и является хорошим тонизатором, т. е. кофе активно всасывается организмом.
Если эту пыль добавить в стакан воды, человек даже и не заметит, всё пройдёт через пищевод.


Ответ от Vitek [гуру]
Ужасные муки могут вызвать почки. Ведь все жидкости проходят через них. Скорей всего почки не могут фильтровать алмазную пыль.

Надежда Александровна Лохвицкая.

Алмазная пыль

Пьеса в 1 действии

Из репертуара Петербургского Литейного Театра.

Действующие лица:

Ми (молоденькая певица). Вор . Банкир . Поэт . Музыкант . Горничная .

Хорошо обставленная комната гостиницы. Направо большое окно, завешенное кружевной шторой. В глубине дверь. Налево альков. Всюду сундуки, картонки, большие корзины с цветами и венки, ленты. Посреди комнаты круглый стол: накрыт ужин. За столом Ми , банкир , поэт и музыкант .

Музыкант (Ми) . А по-моему, вы сегодня пели еще лучше, чем вчера. Уверяю вас. Банкир . О? Всегда отлично! Все равно. Поэт . Ах, я бы сказал... у вас всегда такой металлический звук и это в лучшем смысле этого слова... А сегодня ваш голос был еще метал... металличнее. Банкир . Ха-ха! Это оттого, что он вырабатывался при посредстве презренного металла. Ха-ха-ха! О? Правда? Ми (сидит боком на стуле, руки на спинке стула, голова опущена) . Ску-учно! Музыкант . Как может быть скучно после такого успеха? Успех окрыляет. Когда я выходил за вами на эстраду и слышал, как они там ревели от восторга, я прямо готов был заплакать от счастья. А его светлость! Вы видели, что с ним делалось? Ха-ха-ха! Банкир . Глаз не сводил. Поэт . Мучительно! Я не хочу! (Наивно.) Зачем это так? Музыкант . А вы все печальны! Ну, полноте! Вы устали? Дайте ручку! (Хочет поцеловать ее руку.) Ми (отстраняясь) . Ску-учно! Банкир . Странно! Чего же скучать! Мы приехали в самый разгар сезона. Пятьсот человек купающихся в море. Одних ревматиков более ста. И с желудочными болезнями много. Не понимаю, чего тут скучать. О? Поэт (банкиру). Там, кажется, есть еще немного вина в бутылке? Пожалуйста. Благодарю. Ми! Я пью за ваши глаза, темные и длинные, как две ночи любви... Банкир . О? Музыкант . Как вы сегодня пели! Там есть еще вино? Я люблю с грушей. Банкир . Вот зимой здесь, я полагаю, скучно. Курорт закрывается, все разъезжаются. Остается маленький гнилой городишко. Скверно! Ми . Нет - хорошо! Я знаю. Я здесь родилась... Банкир . О? Музыкант . Я пью за родину Ми! Так вам здесь, значит, все знакомо? Ми . Нет. Я восемь лет не была здесь. С тех пор все так изменилось. И курорт тогда был совсем маленький. Кургауза не было... Музыкант . Восемь лет тому назад. Да вы тогда, верно, были совсем крошечной девочкой! Да? Позвольте вашу ручку. Банкир . Ха-ха! Закрутил комплимент, так сейчас требует и вознаграждения! Ха-ха! А ты не давай руку, пусть не работает в кредит. Ха! Ми . Ну, полно! Мне было уже пятнадцать лет, когда барон увез меня в город учиться петь. Поэт . В пятнадцать лет! В пятнадцать лет! (Закрывает глаза рукой и задумывается ). Ми . Как странно, что вдруг пригласили сюда... Как сказка. Банкир . Ну, какая же сказка, когда это правда. О? Если правда, то, значит, уже не сказка, потому что сказка не есть правда, а есть выдумка. Правду я говорю? Нужно уметь рассуждать правильно! Музыкант (встает и рассматривает корзину с цветами). Какая роскошь! Бездна вкусу! Это, вероятно... от его светлости? Ми . Нет. Он мне ничего не прислал. Музыкант . Странно! Это меня удивляет! Он так смотрел на вас... Банкир . Смотрел, смотрел, а денег дать не хотел! Ха-ха! (Поэту). Это как по-вашему - стихи? Видите, вам за это деньги дают, а я могу просто так, даром. Ха-ха! Смотреть смотрел, а денег дать не желал. О? Сбился! Как-то прежде лучше выходило. (Закуривает сигару и подходит к музыканту.) Все нюхаете цветы? А они не вам предназначались. Ха-ха! Я шучу. Поэт (Ми, тихо) . Скоро ли они уйдут, эти скучные люди! Ми! Дорогая! У вас золотые ресницы! У вас золотые волосы! Я брошу вас на красный шелк подушки, брошу, как горсть червонцев!.. Ми! Неужели... Вы подумайте! Вот я, как черный раб, за вами следую всюду... вдыхаю пыль ваших сандалий... Ми . Чего? Пыль? Поэт . И слышу только "нет"! Черное "нет" с стальными копытами. Ми! Тогда зачем же вы поете? Зачем вы поете? Тогда не смейте петь! Ми . Вот еще! - У меня контракт!

Поэт закрывает лицо руками и так стоит.

Музыкант (вполголоса банкиру) . Я счастлив, что разговор об этом букете свел нас с вами вместе... сблизил... то есть я хотел сказать, что вообще ценю... (Быстро.) Не сможете ли одолжить мне небольшую сумму на короткий срок? На самый короткий, уверяю вас! Банкир (с досадой) . Я положительно не понимаю вас, молодой человек! Это такая бестактность... Здесь, в присутствии дамы, вы позволяете себе... Нет и решительно нет. (Поспешно отходит к поэту.) Ми (подходя к музыканту). Вы чем-то встревожены? Музыкант . О, нет! Впрочем, все то же. Я люблю вас, Ми! Поэт (не открывая лица) . Не пойте! Я молю вас только об этом сострадании... Зачем вы поете? Банкир . О? Когда же я пел? Поэт (открывает лицо, удивленно озирается) . Ах! Это вы! (Трет себе лоб.) Я хотел сказать вам что-то очень интересное... Банкир . О моем пении? Поэт . Гм... да... нет, вы можете петь... Ах, да - не можете ли вы одолжить мне до завтра пятьдесят... Банкир . О? Дорогой мой, что же вы не сказали раньше! Я только что отдал вашему товарищу все, что имел при себе! Какая досада! Музыкант (Ми) . Хоть бы они ушли скорее: я хотел бы побыть с вами вдвоем. Вы бы спели для меня. Для меня одного, Ми! Ми . А знаете, мне уже надоело все только петь да петь. Точно уж я не человек, а канарейка. Скучно. Музыкант . Ми! Не говорите так. Ах, если бы вы знали! Вчера вы пели с распущенными волосами, они так колыхались, ваши волосы, как струны. Мне казалось, что они звенят и поют. Вы вся певучая, Ми! Сегодня я не буду спать всю ночь. Я напишу музыку, новый романс для вас, Ми! Ми (указывая на поэта) . На его слова? Музыкант . Да, на его последние стихи к вам. Уплыли мои корабли Голубые в тумане... (Садится к роялю и берет аккорды). Уплыли... уплыли... Горничная (входит) . Там пришел из магазина посыльный. Спрашивает барышню. Банкир . О? Что такое? Пойдем, посмотрим. Может быть, надо уплатить...

Все уходят. Тихо приоткрывается окно. Осторожно озираясь, влезает вор , подкрадывается к письменному столу, шарит, пробует открыть ящики отмычкой. Слышатся шаги и голоса возвращающихся. Вор прячется за занавеску алькова.

Ми (впереди всех. Идет к зеркалу. Держит в руках большое ожерелье из разноцветных камней) . Да, это красиво! Банкир . О? Еще бы! Вот это я понимаю! Что там цветы и всякая э... дрянь! Вот это подарок так подарок! Дай, я тебе застегну. Ты не умеешь. С такими вещами нужно уметь обращаться... Музыкант . Бездна вкуса! Я предчувствовал, что его светлость окажется тонким знатоком! Ми . А я не люблю драгоценностей! Я никогда ничего не ношу. Если подносят, всегда продаю. Банкир . Ну, уж эту вещь продать не придется! Во-первых, завтра нужно непременно надеть ее на концерт. А в антракте пойти поблагодарить его светлость. Непременно! Иначе - скандал! Музыкант . Ах, для карьеры это очень важно. Какой шик! Завтра весь город будет говорить об этом! Послезавтра вся Европа! Какой безумный успех! Они завтра взбесятся от восторга! Как будут на нее смотреть. А потом - портреты во всех газетах, описания! А я - я буду ей аккомпанировать. И на эстраде - я и она! Поэт (тихо Ми) . Он только о себе! Вечно о себе! Заметьте. О своей презренной маленькой карьере... Банкир . Жалко, что он послезавтра уже уезжает. Может быть, еще раскошелился бы. Ми (поэту) . А вам нравится? Поэт . Да... Ваше лицо может украсить даже бриллианты. Музыкант . Эта фраза, кажется, уже напечатана вами? Поэт . Что вы хотите этим сказать? Музыкант . Только то, что сказал. Банкир . Превосходные камни! Поэт . Что вы хотите сказать? Музыкант . Я сказал, что эту фразу вы говорили уже много раз при других обстоятельствах, то есть другим женщинам, а потом, может быть, даже напечатали в книге, посвященной той старой плясунье... впрочем, мы поняли друга друга. Поэт . Плясунье? Это той, для которой вы писали свою легенду вальса? Музыкант . Потом. Потом мы поговорим подробнее. Поэт (пожимает плечами, подходит к банкиру) . А как вы полагаете, это дорого стоит? Банкир . Эта штучка-то? Да, как вам сказать... Я бы ее купил тысячи за две, а с его светлости содрали и все три. Музыкант . А я буду аккомпанировать. За здоровье его светлости! Ура! (Чокается с Ми.) Но вам надо быть повеселее. Непременно надо! Поэт (надменно) . Откуда вы берете ваше "надо"? Я хотел бы знать. Музыкант . Из своего сердца, господин поэт. Из своего сердца. Кажется, источник хороший. Ми! Вы царица этого источника. В нем вечно звенит ваше верхнее "до". Рыдает ваше глубокое "ля". Как жаль, что он не подарил вам цветов вместо этих камней. Я бы тогда мог попросить у вас один на память. А камни нельзя. (Наивно.) Ведь, правда, нельзя? Ми снова подходит к зеркалу. Банкир (Ми) . Неужели ты не можешь выпроводить этих двух жирафов? Возмутительно! Они, кажется, расположились ночевать здесь. О? Дай, я спрячу твое ожерелье в свой чемодан. У меня замок секретный. Ми . Оставьте меня в покое! Ведь не вы мне его подарили, так нечего вам и волноваться. Вот, назло оставлю его у себя! Банкир . О? А на ночь нужно же снять. Ми . И спать так и буду в нем. Поэт . Божественно! Нет, вы всегда должны носить камни. Вы должны - понимаете? Банкир . Я всегда это говорил. Сколько раз уговаривал. Мне самому неловко. Все знают, что я покровительствую молодой артистке, а у артистки ни одного камушка. Это мне портит кредит! Отзывается на делах. Еще подумают, что у меня нет денег. Ну, если не хочет принимать в подарок, то может просто поносить, а я потом спрячу. У меня много прекрасных вещей еще от покойной жены. От второй. Она имела свое состояние. Я понимаю, что, если женщина влюблена, то она не требует ничего, но раз уже все равно вещи есть, то уж это глупо. Поэт . Ми влюблена! Подвиньте мне лампу. Мне холодно! (Опускает голову.) Банкир . Электрическая лампа плохо греет. У вас верно насморк. Нужно насыпать горчицы в носки... Поэт (ежится) . Оставьте! Мне больно! Молчите! Я не могу... Банкир . Ну, да. Это простуда. (Ми.) И почему не носить хорошие камни, настоящие камни. Я знаю, что все наши этуали {Звезды (от фр . etoile).} носят подделку. Большинство. Их теперь так ловко фабрикуют. Прямо стекло. Шлифуют алмазной пылью. Издали и не отличишь. Поэт . Алмазной пылью? Банкир . Ну, да. А я бы дал ей поносить настоящие. Я бы позволил репортерам освидетельствовать их хотя через лупу. Можно было бы даже пригласить оценщика. О? Поэт . Алмазная пыль... Как это красиво. Она летит, блестит, сверкает, осыпает стекло, и оно делается бриллиантом, живым, радостным камнем... Толпа смотрит на него издали, верит его красоте и ценности. Ах, тише, тише! Не стряхните алмазную пыль! Не обнажайте тусклого стекла! Алмазная пыль! прекрасная! Я плачу! Банкир . Вино здесь скверное, но очень крепкое! Ха-ха! Не правда ли, господин музыкант? (Подмигивает на поэта.) Ми . Ну, что же вы все сидите! Уходите. Я спать хочу. Банкир . Прекрасная хозяйка намекает нам, что она утомлена. Музыкант . Я ухожу. Простите! Спокойной ночи. Поэт . А я уже ушел... Давно ушел и далеко, далеко. Банкир . Прощайте, господа. А я с разрешения хозяйки выкурю еще сигару. Ми . Нет, нет! Нельзя. Я устала. Уходите все вместе. Я позвоню прислуге, она закроет за вами двери и посветит. Внизу уже темно. (Подходит к звонку и долго звонит ).

Входит горничная .

Ми . Проводите их. Только всех. Не забудьте кого-нибудь на лестнице. Смотрите хорошенько! И заприте покрепче. Банкир (искусственно смеется) . Ха-ха! Это забавно! Поэт может на крыльях пролезать в дверную скважину. Заткните пробкой. Ха-ха! (Уходят.)

Ми одна перед зеркалом. Через некоторое время возвращается горничная .

Ми . Ушли? Посмотрите-ка! Хорошо? Еще бы. От его светлости. Горничная . Вот красота! Господи! Чего только на свете нет! Ми . Завтра поеду его благодарить, а послезавтра он уже уедет. Тогда продадим! Продадим! Накупим всякой дряни. Ты получишь новую кофточку. Горничная . Лучше передничек. Здесь продаются такие хорошенькие! Все на вздержку и сбоку бантик. Ми . Сбоку? Ну, ладно. Куплю передник. Только бы продать подороже. Горничная . За этакую штуку немало денег отвалят. Ми . Еще бы! Она, говорят, тысяч десять стоит... А может быть, и двадцать. Горничная . Ого! Ми . Ну, иди спать. Мне ничего не надо. Завтра уберешь. Горничная . Спокойной ночи! (Уходит ).

Несколько минут Ми ходит по комнате, смотрится в зеркало. Затем подходит к алькову и одергивает занавесь. Вскрикивает, бежит к звонку, хочет звонить, но вор вскакивает и хватает ее за руку, зажимает ей рот и защелкивает дверь на замок. Несколько минут борются молча.

Вор . Молчи! Молчи!.. Попробуй только!.. Я тебя, подлая... Ага!.. Убью на месте!.. (Ми вдруг перестает бороться, смотрит на вора пристально, опустив руки.) Вор . Ну, то-то! Не будь дурой! (Отпускает ее.) Ми . Ты! Это ты!.. Нет, быть не может. Подожди... Глаза твои... Никас! Никас! Да, ну же! посмотри же на меня как следует! Вор (удивленно) . Н-нет. Я вас не знаю. Ми . Ха-ха-ха! Ты не узнал меня? Ну, вспомни! Миленький, вспомни! Ну, взгляни на мои волосы! Волосы! Уж они-то не переменились, Никас! Вор . А, ну тебя к чёрту! Не знаю я вас. Сказал, что не знаю. Ми . Ну, подумай еще! Помнишь, забор на площади? Зеленый забор с калиткой. Ну? А помнишь, на нем три девчонки сидели, давно... лет восемь тому назад... Одна была Эрли, другая... Вор . А, вот оно что! Ну, как я могу помнить всех девчонок, которые сидят на заборе! Выдумала тоже. Так вы, стало быть, сидели прежде на заборе? Ми . Ну да! Никас, милый! Ведь я - Ми. Помнишь, долговязая Ми! У меня тогда были такие длинные ноги, а теперь я небольшая. Посмотри, Никас, видишь, какая я? Вор . Н-да... теперь как будто ростом не вышла. Ну-с, так значит, ты теперь богатая. А мы что же, баловались вместе, что ли? Как будто я припоминаю... Ми . Ах, нет! Ты на меня и смотреть не хотел. Ты такой был важный! Учился у слесаря. Передник носил, на голове ремешок... Дрался с самыми сильными парнями. Помнишь, на площади с сыном сапожника? Он тебе глаз подшиб. Господи, как я плакала! Кажется, как никогда в жизни!.. Знаешь, Никас, ты мне так нравился! Так нравился! Больше всех на свете. Сижу, бывало, на заборе и мечтаю: вот вырасту я большая, стану красавицей, лучше всех и богатой-богатой. Приду, или нет - приеду к тебе в карете. Ты удивишься - это кто? Это я, известная вам Ми! А ты скажешь - вы еще красивее, чем были на заборе. И... ты меня поце... Ха-ха! Вот смешно! Вор . А ты теперь богатая? Ми . И знаешь, когда я ехала сюда, я все думала, всю дорогу думала, неужели я увижу Никаса! Вот мы здесь уже несколько дней. Я все потихоньку бегала по улицам, искала тебя на прежних углах. Такая глупая! Точно ты так сидишь там до сих пор, это восемь-то лет! Ха-ха! Спрашивала про тебя в лавке на углу, хозяин меня не узнал, а про тебя сказал, что давно не видно. Старая прачка умерла. Прямо не знала, куда сунуться. И вдруг! Ха-ха! Ну какая я, право, счастливая! Ну, подумай только. Искала, и вдруг ты приходишь воровать прямо ко мне! Ну точно сказка! Удивительно. Вор . Ну, чего же тут! Мало ли, где я бываю. Всегда можно встретиться. Раз как-то напоролся на агента сыскной полиции. Он, понимаешь ли, оделся купцом и валяет из себя богача. Ну-с, а я подсел к нему - то да се... Ми . Нет, это прямо сказка! Знаешь, я бы тебе прежде никогда и не посмела всего этого рассказать про это... Ну, словом, что ты мне нравишься. Ты только подумай! Как я об этой минуте мечтала. А ведь теперь все это сбылось! Сбылось! Никас! Ну, взгляни же на меня! Вор . Да ведь я уже смотрел же! Откуда, скажи, ты разжилась всем этим, деньжонками и прочим? А? Ми . Ты прямо удивительный, Никас! (Смотрит на него восторженно.) Сколько я за эти годы народу перевидала! И все такие образованные, важные, знатные! Ухаживают! Любезничают! Но знаешь, Никас, нет, это правда - ни одного не было такого, как ты! Серьезно! И красивые, и молодые, и всякие, - но все не то. Какие-то манеры у них не такие, как у тебя. У тебя, Никас, замечательные манеры. Вор . Н-да... говорят. Ну, да ладно. Скажи мне лучше, с чего ты так разжилась и за что тебе подарки дарят. Вот какие штучки. (Трогает ожерелье ). Ми . Ах, да, ведь ты и не знаешь! Я пою. Я чудесно пою! Знаешь, они прямо плачут, когда я пою, так это у меня хорошо выходит. Они говорят, что меня нельзя не любить, что когда я пою... Слушай, Никас, я спою тебе, для тебя... Милый! Я хочу, чтоб и ты... (Подбегает к роялю.) Вор (хватает ее за руки) . Ни-ни! Одурела! Ночью горланить! Чтоб все сбежались. Вот курица! Ничего не понимаешь! Должен тебе объяснить, голубушка, что у меня со здешним хозяином нелады. Ми . Да? Что такое? Вор . Да так, из-за ерунды! Две шубы и золотые часы принци... пиально. Словом, нам неприятно было бы встретиться после этой размолвки. Ми . Да он не придет сюда. Я имею право петь, когда мне вздумается. Вор . Много ты понимаешь! Да я и сам не желаю. Ночью слушать пение - это расстраивает нервы. Я нежный. Ми . Как жаль!

Вор подходит к столу, берет две ложки и стучит одну о другую.

Вор . Серебро? Ми . Нет, дрянь.

Вор бросает ложки, берет полупустую бутылку и вливает остатки себе в рот, закусывает пирожным.

Вор . Ну-с, так значит, тебе платят за пение. Гм! И много? Кто же тебя этому научил? Ми . Да просто я как-то пела, а старик барон услышал, спросил у бабушки, да и повез меня в город в школу. Сам-то он умер, ну, а уж они меня там выучили. Вор (подходит к столу, трогает ящики) . У тебя есть деньги? В долг мне нужно. Ми . Ну, конечно. Сколько тебе? (Берет со стола сумочку.) Да вот бери все! Здесь - два, три... восемь! Вор . Ты шутишь! Мне нужны большие деньги. Сколько у тебя всего? А? Всего состояния здесь с тобой? Ми . Да вот - восемь. Вор . Валяй дуру! Ми . Честное слово! Импрессарио мне заплатит только по возвращении в город. А здесь все расходы взял на себя банкир. У меня больше ничего нет, Никас! Вор . Черт! Вот вляпался! Ну, а драгоценности есть у тебя? Ми . Ничего нет! Может быть, ты возьмешь мои платья, Никас? Ты не сердись. У меня такие дорогие платья! Ты можешь их продать. Ты все возьми, все. Оставь мне самое простенькое. Право! За них дадут много денег! Здесь таких и не видали! Вор . Тьфу! Вот гусыня! Я пойду по базару с ее тряпками, чтобы меня сразу сцапали! Разве их можно здесь продавать? Из-за них пришлось бы тащиться черт знает куда на пароходе и где подальше. А мне некогда. Мне деньги нужны к завтрему до зарезу. Завтра большая игра. Шулер один приезжает. Ну, да ты все равно не понимаешь. Ми . Как досадно, что именно завтра... Подождал бы несколько дней или завтра вечером. Я бы выпросила у банкира. Вор . Ну, да, вот еще! Есть мне время ждать! Завтра потащут в казино миллионы! Я бы подмазался, подкрасился, оделся бы с иголочки - дура! Ведь я мог бы там пошнырять с полчасика, я бы состояние составил! Они, когда играют, совсем ошалевают. Как индюки. Все карманы нараспашку. Только мне в этом платье никак нельзя. И достать негде. Из-за тебя только ночь даром потерял. Ми . Ах, не говори так. Это больно! Я все бы для тебя сделала. Вор . Дай мне ожерелье. Ми . Что? Вор . Ну, да - ожерелье. У меня есть тут один человек. Он уж сам его дальше сплавит, а мне заплатит. Ну? Ми . Ах, ожерелье! Я про него и забыла. Правда, чудное ожерелье? Это подарок его светлости! Знаешь, я совсем не гордилась, когда он мне его прислал. Мне было все равно. А вот теперь я рада. Я горжусь, что ты видишь меня такой важной персоной. Подумать только. Его светлость сам мне прислал! Это что-нибудь да значит! Теперь ты веришь мне, что я совсем особенная. Видишь, как все меня любят! И вовсе не потому, что я в моде. Ты... А я... одного тебя... Да, да, я отдам тебе ожерелье, только не сегодня. Сегодня я еще не могу. Подожди, не сердись! Видишь ли, я завтра непременно должна надеть его, когда поеду благодарить его светлость. Иначе нельзя. Понимаешь? Этикет. Вот приходи завтра ночью - я тебе его отдам. Никас! Милый! Ведь мне не жаль! Ты не подумай! Завтра, после концерта... Вор . Она все свое! Ведь я же тебе говорю, что мне нужно будет до вечера приодеться и все. Ми . Как же быть... Никас, ну ты подожди. Ты потом приедешь ко мне в город. Я тебе много, много дам денег... все, что у меня будет. Ты увидишь! Там так хорошо! У меня такие красивые комнаты. Вся моя жизнь блестит, как драгоценные камни. Мы вместе будем... Банкира прогоню. Я знаю, что они все с горя повесятся. Пусть! Ну, посмотри на меня! Разве я не красивая? Вот я какая! Вот мои волосы... Видишь? Один говорил, что они, как золотые струны, что они поют. Вор . Волосы? Волосы поют? (Прыскает от смеха.) Вот врет-то! Так, значит, не даешь ожерелья? Ну, пропало мое дело. Ми . Никас! А ты не хочешь меня хоть раз... Никас, милый! Ты и не знаешь, как нам будет хорошо в городе. Вот ты опять не смотришь на меня. (Обнимает его.) Хоть раз! Хоть один разок! Видишь, какая - я вся золотая. Ты положишь меня на красную подушку... как горсть червонцев... Вор . Ха-ха! Вот выдумала. (Целует ее и, тихонько отстегнув ожерелье, прячет его к себе в карман.) Но, однако, мне пора! Если кто-нибудь войдет... Ми . Нет, нет, никто не войдет. Ведь ты сам запер двери... Ну, еще, еще, Никас... Ведь я так ждала тебя, всю жизнь... Меня уже целовали... но я тебя целую первого... Вор . Если меня застанут, - я пропал. Слышишь ты или нет? Ми . Ты единственный... единственный! Я оттого так хорошо пела, что я ждала тебя... Вор . Ну, пусти... Ведь я же вернусь еще. (Обнимает ее одной рукой, другую закидывает за спину и нажимает пуговку звонка.) Ми . Так значит, любишь!.. Милый, милый... Еще! (Стук в дверь и голос горничной.) Горничная . Я здесь! Я здесь! Что случилось? Ми . Нет, нет, ничего! Зачем ты пришла?

Вор вырывается, делает знак молчать и прыгает в окно.

Ведь ты вернешься? Да? Горничная . Вы звонили... Что там? Я позову людей! Ми (открывая двери) . Что с тобой? Горничная . Да как же. Слышу звонок, бегу, смотрю, двери заперты, стучу, а вы что-то шепчете, а меня не пускаете. Уф, прямо коленки дрожат. Ми . Пустяки! Тебе все это показалось. Я и не думала звонить... Помоги мне раздеться... Распусти волосы... Постой - отстегни сначала ожерелье, а то все спутается... Ах! Горничная . Ожерелье? Да где же оно? Вы сняли. Ми (растерянно улыбается, отряхивает платье, заглядывает за стулья и, вдруг ударив себя по лбу, начинает хохотать) . Ха-ха! Ах, ты глупенькая! Ну, пропало ожерелье и баста. Может быть, кому-нибудь оно непременно было нужно... Ты видишь - мне не жаль! Ну, чего ты смотришь? Ведь мы искали вместе - нет его. Значит, пропало и баста. Ха-ха! Прыгнуло в окошко! Горничная . Ах, Боже мой! Вот горе-то. И как это вы только смеяться можете! Значит, кто-нибудь украл! Ай-ай-ай! Такую вещь драгоценную! Я посторонний человек, и то мне до смерти жалко. Сам его светлость прислал. Посыльный, который из магазина приходил, говорил, что этой вещи цены нет! В ней, говорит, золото французское, самое чистое и ни одного простого камушка нет - все искусственные. Вот как! Ми . Что? Что ты сказала? Горничная . Ага! Теперь, небось, жалко стало? Ми . Искусственные... поддельные... Горничная . Только не знаю, что это значит - искусственные... Ми . Это значит... это значит, что он никогда не вернется. (Закрывает лицо руками и плачет.)

Занавес.