Анаис Нин - порочная женщина или гениальная писательница? Афоризмы и цитаты анаис нин

Анаис Нин (фр. Anaïs Nin, полное имя Анхела Анаис Хуана Антолина Роса Эдельмира Нин-и-Кульмель, исп. Angela Anais Juana Antolina Rosa Edelmira Nin y Culmell; 21 февраля 1903, Нёйи-сюр-Сен - 14 января 1977, Лос-Анджелес) - американская и французская писательница, известная своими эротическими романами и дневником, который она вела более 60 лет.

Родилась в Нёйи-сюр-Сен близ Парижа. Дочь кубинского пианиста Хоакина Нина, обосновавшегося во Франции (откуда во время Французской революции уехал на Гаити, а потом в США его дед), и кубинской певицы Росы Кульмель, среди предков которой были датчане и французы; выдающимся пианистом стал один из братьев Анаис, Хоакин Нин-Кульмель. После развода родителей (1916) переехала с матерью и братьями в Нью-Йорк, где по достижении 16 лет начала работать как модель. В 1923 вышла за артиста Яна Хьюго (собственно Хью Паркер Гилер). Молодожёны обосновались в Париже, где муж увлекся банковской деятельностью, а Анаис углубилась в писательство, опубликовала книгу о Д. Г. Лоуренсе, занималась психотерапией, училась у Отто Ранка. В 1931-1934 активно общалась с Генри Миллером, дружила с Лоренсом Дарреллом, посещала Арто. В 1939 супруги вернулись в Нью-Йорк, где благодаря влиянию мужа Анаис снялась в нескольких фильмах, в частности в ленте Кеннета Энгера Inauguration of the Pleasure Dome в роли Астарты, а также в фильме Майи Дерен Ритуал в преображенном времени. В 1955 заключила второй брак с литературным агентом Рупертом Полом.

Вчера, 21 февраля, исполнилось 107 лет со дня рождения американской писательницы французского происхождения (и влияния) Анаис Нин .

Кроме красоты и своеобразного стиля, которые видны на её фотографиях, она знаменита ещё несколькими вещами.

Во-первых, дневниками, которые писала (и переписывала) всю жизнь, начиная с 11 лет. С самого начала дневниковые записи были задуманы не (только) для личного чтения, а чтобы и другие читали. Сначала Анаис писала для отца, ушедшего из семьи (поэтому, в частности, она начала вести дневник по-французски, поскольку отец не знал английского; это был способ общения с ним), а потом уже и "для публики" (тогда она полностью перешла на английский). Дневник получился многотомным, причём, каждый том описывает не только отдельный промежуток времени, но и раскрывает некую тему, заявленную в названии. В частности, одна из тем -- инцест. Точно сейчас никто не может судить, конечно, но, судя по всему, ушедший из семьи отец и этот барьер перешагнул...

Во-вторых, своими эротическими рассказами, которые она писала в 40-х годах для заработка, можно сказать, не очень всерьёз. Делала она это на пару с известным мастером этого дела "с мужской стороны" Генри Миллером. Точнее, писали-то они каждый своё, но делились, так сказать, творческими планами, читали и обсуждали написанное и т.д. Отношение самой Нин к своим эротическим рассказам было двойственным. С одной стороны, она помнила, что делала их на заказ и старалась следовать инструкции заказчика, чтобы там не было никакой "лирики". С другой стороны, перечитывая их через много лет, она увидела, что её "лирика" таки "просочилась", и это было уже хорошо. Так что, как минимум, одну книжку своей винтажной эротики она издала ещё при своей жизни (Delta of Venus).

После её смерти (второй) муж издал вторую книжку из текстов, которые не вошли в первую (Little Birds). Говорят, что на её публикацию Анаис согласия не давала, но кто ж сейчас разберёт.

В-третьих, у Анаис Нин была очень бурная любовная жизнь. Кроме первого мужа, который был, последовательно, банкиром, художником и кинорежиссёром, снявшим Анаис в своём фильме (она снималась ещё в нескольких картинах), у неё были любовники из числа знаменитостей, включая того же Генри Миллера, Гора Видала и Лоуренса Даррела (романиста и старшего брата Джеральда Даррела). А потом она и вовсе вышла замуж вторично, не разведясь с первым мужем, за мужчину, который был моложе её на 16 лет.

На первой фотографии она с первым мужем, а на второй со вторым:

Вплоть до 60-х годов (прошлого века) литературное творчество Анаис Нин практически полностью игнорировалось как критиками, так и издателями. К счастью, признание пришло к ней ещё при жизни. Помогли сексуальная революция, движение за женское освобождение и тот факт, что Генри Миллер опубликовал свои "Письма к Анаис Нин". Через год вышли её дневники, и они пошли на ура.

Дам две цитаты из Анаис. Первая -- про старение, женское и мужское. Это отсюда: Анаис Нин. Дневник (1956). Перевод Ксении Кунь. (вообще говоря, этот перевод требует редактора; я имею в виду не этого отрывка, а всего текста).

Есть разница между старением мужчины и старением женщины, которая, я надеюсь, однажды исчезнет. Мы допускаем то, что стареет мужчина. Он может стареть благородно, как доисторическая статуя, он может стареть как бронзовая статуя, покрываясь патиной, приобретая характер, качество. Женщине старение не прощается. Мы требуем, чтобы ее красота никогда не увядала. Пленительные женщины, которых я знала, и которые были так прекрасны, не потому ли они не могут стареть достойно, что на них косо смотрят?

Благородно стареют женщины Италии и Мексики. Их культура это допускает. Они перестают носить платья, которые не гармонируют ни с их фигурой, ни с их лицом. Очарование голоса, смеха и живость остаются, но поскольку для нас женственность связана с шелком, атласом, кружевом, цветами, вуалью, то женщина не имеет права обладать красотой каменной скульптуры. С таким благородством старела Корнелия Руньон. Не было ни разрушения, ни распада, а только переход к камню и пергаменту, как будто она обретала свойства статуи. Если для женщины чуть-чуть и трагично увядать, это лишь потому, что мы делаем из этого трагедию. Цвет лица женщины должен соперничать с цветком, ее волосы должны оставаться по-прежнему густыми; старение не представляет собой красоты нового типа – религиозной, готической, классической. Женщина может показаться лишь неприличной, обреченной, покинутой посреди шелков, цветов, духов, креповых ночных сорочек и белого неглиже. Почему ей нельзя сгладить это соперничество длинными черными платьями, как это делают греческие или японские женщины? Именно соперничество со стороны элементов, которые ассоциируются для нас с женщиной, препятствуют переходу к другому роду красоты. Я испытала шок, когда увидела Каресс Кросби36 , одетую в свободное и шуршащее платье сочного красного цвета, на высоченных каблуках, но лицо ее при этом было как фреска, стертая временем. Пудра и помада не ложились на ее иссохшую кожу, и казалось, будто они готовы рассыпаться в прах. Грустным было, что личность Каресс не старела одновременно с телом: ее голос и смех были моложе, как и ее удивительный энтузиазм по поводу «Граждан мира».

Печально то, что женщина, которая стареет, подобна смятому атласу, увядшим цветам, в то время как для мужчины это скорее подобно архитектуре, как будто древнее поверье, предписывающее нам любить мужчину за его характер, а женщину за ее преходящую свежесть, все еще в силе.

Сама Анаис Нин старела довольно приятно, судя по этим фотографиям (хотя и не избежала культурного давления, требующего от женщин косметики вплоть до смертного одра):

Второй отрывок я перевела сама (он тоже требует редактора:)). В нём Анаис Нин описывает, как она понимает женщину будущего.

Женщина будущего, которая уже родилась сегодня, будет полностью свободна от вины за собственное творчество и саморазвитие. Она будет в гармонии со своей силой, не обязательно маскулинной или эксцентричной или какой-то неестественной. Она будет очень спокойна по поводу своей силы и ясности. Она будет уметь разговаривать с детьми и мужчинами, которые поначалу будут побаиваться её. Мужчины волнуются по поводу саморазвития женщин, и зря, поскольку в результате, вместо иждивенки, рядом с ними будет партнёрша. Она не будет рассчитывать, что он будет стражаться со всем миром ради содержания жены и детей, или хотя бы одной жены в роли ребёнка. Женщина будущего не будет стремиться жить опосредованно, через мужчину, а значит побуждать и толкать его изо всех сил сделать нечто, что на самом деле она вполне может сделать сама. Она неагрессивна, она спокойна, она уверена, она способна развить свои способности, она может сама занять своё место.

Напоследок ещё два её портрета:

Анаис Нин Анаис Нин Анаис Нин (фр. Anaïs Nin, полное имя Анхела Анаис Хуана Антолина Роса Эдельмира Нин и Кульмель, исп. Angela Anais Juana Antolina Rosa Edelmira Nin y Culmell; … Википедия

НИН (Nin) Анаис (1903 77), американская писательница испанского происхождения. С 1929 до Второй мировой войны жила в Париже, дружила с А. Арто (см. АРТО Антонен), Г. Миллером (см. МИЛЛЕР Генри) и др., увлекалась психоанализом (см. ПСИХОАНАЛИЗ).… … Энциклопедический словарь

Нин Кульмель, Хоакин Мария Хоакин Мария Нин Кульмель (исп. Joaquín Maria Nin Culmell; 5 сентября 1908, Берлин 14 января 2004, Беркли) американский композитор, пианист и музыкальный педагог кубинского происхождения. Сын композитора… … Википедия

Может означать: Нин («госпожа») в шумерском языке элемент имен богинь (например, Нинхурсаг). Их список см. в статье Шумерская мифология. Нин в древнегреческой мифологии царь Вавилона. Нин река в Великобритании. Нин город в … Википедия

- (1903 77) американская писательница испанского происхождения. С 1929 до 2 й мировой войны жила в Париже, дружила с А. Арто, Г. Миллером и др., увлекалась психоанализом. Кроме автобиографических романов и эротических сочинений, оставила… … Большой Энциклопедический словарь

Нин и Кастельянос, Хоакин Хоакин Нин и Кастельянос (исп. Joaquín Nin y Castellanos; 29 сентября 1879, Гавана 24 октября 1949, там же) кубинский композитор, пианист и музыковед. Отец писательницы Анаис Нин и пианиста Хоакина Нина… … Википедия

Хоакин Мария Нин Кульмель (исп. Joaquín Maria Nin Culmell; 5 сентября 1908, Берлин 14 января 2004, Беркли) американский композитор, пианист и музыкальный педагог кубинского происхождения. Сын композитора … Википедия

Хоакин Мария Нин Кульмель (исп. Joaquín Maria Nin Culmell; 5 сентября 1908, Берлин 14 января 2004, Беркли) американский композитор, пианист и музыкальный педагог кубинского происхождения. Сын композитора Хоакина Нина и Кастельяноса и певицы… … Википедия

Хоакин Мария Нин Кульмель (исп. Joaquín Maria Nin Culmell; 5 сентября 1908, Берлин 14 января 2004, Беркли) американский композитор, пианист и музыкальный педагог кубинского происхождения. Сын композитора Хоакина Нина и Кастельяноса и певицы… … Википедия

Книги

  • Шпион в доме любви , Анаис Нин. В сборник вошли произведения Анаис Нин, француженки, долгое время жившей и творившей в США: роман "Шпион в доме любви", и ряд новелл под общим названием "Дельта…
  • Соблазнение Минотавра , Анаис Нин. Известную американскую писательницу Анаис Нин часто называют "Эммануэль от литературы" . На самом деле произведения А. Нин выходят за рамки столь упрощенного подхода: ее проза психологична и…

В 1914 году семья переезжает Америку. Именно тогда 11-летняя Анаис начинает вести уникальный дневник. Первые записи она адресует отцу, который к тому времени ушел из семьи. К тому времени, когда Анаис закончит дневник, он будет вмещать более 30 тысяч страниц. История женщины с одиннадцати до семидесяти лет.

Юность Анаис провела в Нью-Йорке. Впервые влюбилась в своего кузена Эдуардо, но тот признался, что питает страсть к мужчинам… Следующим избранником стал банковский служащий Хью Гилер, который станет ее мужем. Решающую роль сыграло то, что Хью высоко оценил отрывки из ее дневника. Кроме того, он пообещал увезти ее в Париж. В 1923 году супруги действительно уезжают во Францию. Анаис обустраивает новый дом со вкусом, проявляя изобретательность, ибо средства позволяли.

Несколько лет она старается быть идеальной женой и хозяйкой. Муж ее обожает, но счастлива в ту пору она не была. Ей казалось, что в жизни не хватает чего-то важного. Она писала в дневнике:

«Обычная жизнь не интересует меня. Я ищу высших ее проявлений. Я хочу доказать, что мысль бесконечна, что мир имеет множество измерений. Сейчас я не чувствую, что живу» .

Хью был первым мужчиной Анаис, но разбудить в ней чувственность не смог. Впрочем, она об этом не догадывалась до тех пор, пока не прочла книгу Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей», где описывались радости физической любви. Чем больше она читала, тем более несчастной и неудовлетворенной себя чувствовала. Ее преследовали «мечты об оргиях».

К тому же она ознакомилась с трудами Фрейда и сделала вывод, что нуждается в психоанализе. Доктору она изливала свои эротические фантазии, а психоаналитик укладывал ее на кушетку и стегал плеткой, уверяя, что Анаис нуждается в подчинении, после этого овладевал ею.

Постепенно Анаис становится своей в кругах местной богемы. Осенью 1931 года она знакомится с Генри Миллером. Он еще не написал свой знаменитый «Тропик Рака» и выдавал себя за грубоватого простолюдина. Эта встреча многое изменила в судьбе Нин. «Рядом с ним жизнь опьяняет», — писала она.

Разумеется, Анаис влюбилась в харизматичного дерзкого бунтаря, но он безумно любил жену Джун, у которой, в свою очередь, был бурный роман с художницей Джин Кронски. Одно время они даже жили втроем. Желая заполучить Генри, Анаис соблазнила его жену. Стараясь удержать его интерес, она действовала хитро — много рассказывала, но не удовлетворяла любопытство, когда он жадно расспрашивал об обожаемой супруге.

Был период, когда Генри и Анаис соперничали друг с другом в том, кто создаст более реалистичный образ Джун. Их переписка становилась все более откровенной и эротически насыщенной. Постепенно они стали больше говорить о себе. Разумеется, закончилось тем, что они стали любовниками. Их связь со временем перерастет в дружбу. А пока Анаис берет Генри на содержание, ибо Хьюго никогда не спрашивал жену о расходах.

Вскоре Миллер пишет «Тропик Рака» — величайший и непристойный роман, который публикует с предисловием Нин. Первую книгу самой Анаис — «Дом инцеста» — ставили в один ряд с классикой психоделической литературы: «Записками курильщика опиума» де Куинси и «Искусственным раем» Бодлера. Нин обладала даром «попадать» в самые модные темы. Психоанализ в тридцатые годы был очень моден, и Анаис не прошла мимо.

Анаис наслаждается жизнью, но ей хочется познать что-то необычное и непривычное. Необычное она открывает с Антоненом Арто, поэтом и философом, наркоманом и , одержимым идеей создания «театра жестокости». Арто закончил в сумасшедшем доме, но пока для Анаис он — кумир.

В дневнике она вспоминает, как однажды Арто представлял свое знаменитое эссе «Театр и чума»: показ завершился неожиданно — с исказившимся лицом Арто упал, закатил глаза, напряг мускулы и издавая жуткие звуки, демонстрировал агонию. Нетрудно представить, какое впечатление производят подобные сцены.

Заряжаясь энергией безумия, Анаис начинает терять голову. Вступает в многочисленные связи, в списке побед — новый психоаналитик, невеста писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Анаис наслаждается собственной развращенностью, считая ее крайней степенью свободы. Её лозунг — «Завоевывать и бросать!». Первым из этого марафона выбыл муж: оскорбленный в своих чувствах, он уезжает.

Через некоторое время Анаис обнаружила, что беременна. Поразмыслив, она возобновляет супружеские отношения с мужем, который только рад этому. Довольны и мать Анаис, и брат. Сама же она не из тех, кто ищет легких путей. Если бы ее осудили, она бы с радостью родила, но поскольку все обрадовались, бунтарская натура Анаис начала сомневаться. Она исписывает десятки страниц: «Этому не должно быть места в моей жизни…».

В итоге, на шестимесячном сроке она решает провести процедуру искусственных родов. Следует отметить, что Генри никогда не высказывался против того, чтобы стать отцом, и Хьюго с удовольствием бы воспитывал ребенка…

Родилась девочка, которая умерла через несколько минут после появления на свет. Потом Анаис подробно описала в дневнике эту варварскую операцию. Она писала:

«Ноги я раскидывала для радости, мед наслаждения стекал по ним — теперь эти ноги корчатся от боли, кровь стекает по ним…». «Глядя на мертвую дочь, я чувствовала, что ненавижу ее за причиненные страдания, но потом настало время печали», «Я предназначена для любви мужчин, а не для рождения детей» .

Мужу она солгала, что случился выкидыш… Бедный Хьюго поддерживал жену, как мог.

Анаис жила между Францией и Америкой. С началом Второй мировой войны она окончательно перебирается в Нью-Йорк, где реализует свои творческие амбиции. Анаис привлекала внимание самых интересных людей своего времени, они создавали вокруг нее нечто вроде клуба по интересам, рождая самые невероятные проекты. Так, Анаис и несколько ее приятелей написали несколько эротических рассказов и продавали по доллару за страницу.

«Большинство рассказов, — вспоминала она, — были написаны на голодный желудок. Впрочем, голод полезен для стимуляции воображения…» .

С середины 40-х она начинает работу над серией книг «Внутренние города». Успех приходит к роману «Шпион в доме любви». Анаис говорила: «Это первое исследование того, как женщина отделяет чувственность от любви, чтобы обрести свободу» .

В 1955 году Анаис выходит замуж за актера и критика Руперта Пола, который моложе ее на 16 лет. Замужество было незаконным, поскольку брак с Хьюго не был расторгнут. Более того, она вновь с ним мирится и виртуозно скрывает мужей друг от друга. Когда Хьюго, уже после смерти Анаис узнал, что был не единственным мужем, он был страшно потрясен.

В 1966 году Нин готовит первый «выпуск» дневников. Еще до появления в печати дневники стали легендой. Публикация стала событием и для самой писательницы. Ведь дневник создавался на протяжении десятилетий. Анаис, которую знали друзья и близкие, и одержимая автор «Дневников» — две разные женщины. После публикации пришла слава. Не зря она выбрала для начала записи времени знакомства с Миллером и Арто. Экспериментатор Миллер и Арто, с его идеей насилия, были культовыми фигурами.

В 1960−70 годы Анаис блаженствует. Ей нравится всё: мода, повальное увлечение молодежи наркотиками и свободной любовью, музыка. Она становится духовным лидером для молодого поколения. Читает лекции о феминизме, сексе, наркомании, . В 1977 году она издает сборник эротических рассказов «Дельта Венеры», который становится бестселлером. А 14 января того же года, в зените славы, Анаис умирает от рака.

Вышедший в 1986 году фильм «Генри и Джун» рассказал эту историю. В 1992 году выходит еще один том дневников с шокирующим названием «Инцест». Из прозы Нин можно только догадываться о том, что и отец был ее любовником. Вымысел и действительность в ее произведениях переплелись. Ложь и правда — относительны.

Оскар Уайльд писал: «Жизнь — это головокружительный роман с самим собой» . Анаис Нин подхватила: «Зачем люди летают на Луну, когда существует куда более далекое и полное опасностей путешествие, к самому себе» . Анаис Нин превратила собственную жизнь в произведение искусства.