3 месячный ребенок уход и развитие. Развитие малыша на третьем месяце жизни

Физическое развитие.

Прибавка в весе на третьем месяце жизни должна составлять 700 – 800 г. Рост увеличивается в среднем на 2,5 см. По средним показателям объем головы у мальчиков в три месяца составляет примерно 40,9 см, а объем грудной клетки – 41,5 см. В то время как у девочек эти показатели несколько меньше: объем головы и грудной клетки трехмесячной девочки – 40 см. В это время продолжается укрепление опорно – двигательного аппарата ребенка. Совершенствуется центральная нервная система. Кости малыша очень хрупкие и подвержены внешним воздействиям. Родители должны быть предельно внимательны в обращении с малышом, чтобы ему не навредить. Например, тугое пеленание или неправильная посадка ребенка могут привести к деформации костей. К концу третьего месяца уходит физиологически повышенный тонус мышц ребенка. Ребенок способен к некоторым осознанным движениям, его ручки, ножки, шея и туловище становятся более подвижными. Тянется к игрушкам, разжимает пальчики. Ребенок может захватить погремушку и притянуть ее к себе. На руках у родителей в вертикальном положении кроха хорошо удерживает голову. Он свободно поворачивает голову во все стороны. Малыш рассматривает свои руки, следит за их движением, подносит их к личику.

Психоэмоциональное развитие.

Ребенок в трехмесячном возрасте хорошо реагирует на звук: может определить от куда он идет, поворачивается на него. Малыш слушает маму, когда она с ним разговаривает. Малыш уже может улыбаться, узнает голос мамы, звуками может выразить свои эмоции, желания и недовольства. Ребенок пытается поднять голову, когда лежит на спине. Если положить его на животик, он начинает приподниматься на локтях. Ребенок вырабатывает хватательные движения ручек. Он следит за движением мобиля над кроватью, пытается тянуться к ней и хватать. Малыш всматривается в игрушки. Его внимание привлекают крупные узоры. Ребенок наблюдает за заинтересовавшим его предметом лежа на спине, на животе, на боку, находясь на руках у родителей.

Здоровый малыш может упираться стопами о поверхность, если поддерживать его под мышки. При этом его ноги согнуты в тазобедренном суставе. Кроха меняет позы во время сна. Ребенок может следить взглядом за движущимися родителями, домашними животными. Малыш вслушивается в звуки. Малыш улыбается, когда видит мамино лицо. В три месяца он может гулить. Может звуками подражать голосу родителей или музыке. Малыш хочет, чтобы ему уделяли все внимание. Для этого он хныкает, улыбается, кричит, гулит и т.д. Может проявлять свое недовольство, если с ним прекратили общаться, отобрали игрушку, что – то беспокоит. Кроха вздрагивает, когда слышит резкий звук. Прислушивается к звукам. Он ненадолго может сосредоточиться на игрушке. Всматривается в лица родных. Ребенок пытается общаться со взрослыми гулением, криками. Он может гулить наедине с собой. В три месяца малыш умеет пить водичку с ложечки. Радуется, когда его купают.

Распорядок дня.

К третьему месяцу у малыша уже сформирован режим сна и бодрствования. Ребенок должен спать 16 - 17 часов в сутки. В дневное время малыш спит примерно 4 раза по 1,5 - 2 часа. Кормить его следует 6 - 7 раз в сутки. Между кормлениями должно пройти 3 - 3,5 часа. Ребенку необходимо давать витамин D. Педиатр назначит, как и сколько его давать ребенку.

Прогулки.

Гулять с ребенком надо много, до 6 часов в день. Малышу очень нужен свежий воздух. Гуляйте в любую погоду. Только при морозе ниже "-10", педиатры не рекомендуют гулять с крохой. Приучайте аккуратно ребенка к солнышку. Солнечные лучи способствуют укреплению организма, так как под их воздействием кожа ребенка самостоятельно вырабатывает витамин D. Таким образом, идет естественная профилактика организма от рахита, анемии, повышается иммунитет. В крайнем случае, малыша можно вынести в коляске на лоджию. Только обязательно проследите, чтобы не было сквозняка и на ребенка не попадали прямые солнечные лучи.

Кормление.

Очень сложно проследить за тем, сколько молока съедает малыш, когда он только на грудном вскармливании. Но известно, что в день кроха съедает 800 - 850 г. То есть за раз ребенок съедает 120 - 140 г. Можно рассчитать необходимое количество молока по - другому: Вес ребенка разделите на шесть. Полученный результат - то количество молока, которое надо съесть малышу. Лучше кормить ребенка грудным молоком. Мама не должна забывать сцеживать остатки молока после кормления и правильно питаться. Если приходится докармливать ребенка или переводить его на искусственное вскармливание, используют адаптированные молочные смеси. Инструкция по применению заменителя грудного молока и возраст ребенка, с которого можно кормить его написаны на упаковке. Кроме заменителей грудного молока, ребенку можно давать такие кисломолочные продукты, как биолакт, нарине, ацидофильное молоко, мацони, кефир, который можно найти на молочной кухне. Покупной кефире, для ребенка такого возраста, не подходит, так как там слишком много микробов. В любом случае, перед тем, как дать ребенку любые продукты питания, ОБЯЗАТЕЛЬНО проконсультируйтесь с педиатром! С 3 месяца можно давать малышу капельку фруктового пюре (предпочтительнее начинать с яблочного или грушевого) и сока, но только не более 2 раз в день и обязательно после кормления. Количество сока не должно превышать 25 г. Вводите сок с нескольких капель и внимательно следите за реакцией ребенка. Фруктовое пюре можно давать 2 раза в день после кормления по 3 чайные ложки. Начинать прикорм лучше с яблочного пюре.

Уход за трехмесячным малышом.

Каждое утро протираете глаза ребенка от внешнего края ко внутреннему ватным тампоном, смоченным в чистой воде. Потом протрите другим, смоченным в чистой воде, ватным тампоном все личико. У малыша в этом возрасте уже функционируют слезные железы. Ватными жгутиками надо чистить ребенку нос и ушки. Ногти следует стричь регулярно, но не коротко, закругленно на руках и прямо на ногах. Купать ребенка надо каждый день без мыла до кормления. Температура воды – 36 – 37 градусов. Мыло используют не чаще 1 – 2 раз в неделю. Ребенка уже можно не пеленать. Игрушки должны быть чистыми, легко мыться. Нельзя давать малышу мелкие предметы и игрушки с острыми краями.

Редактор: врач-педиатр Потапова Людмила, закончила педиатрический факультет СарГМУ, клиническая ординатура по инфекционным болезням.

Мнение педиатра Коваль Анастасии "3 месяц жизни"

Три месяца жизни-это первый рубеж, достижения которого ждут все мамочки. Ребенок немного подрос, и уже способен к осознанному контакту с родителями. Он различает человеческое лицо, мимику и голос, обратившегося к нему взрослого, приветствует улыбкой и агуканьем, умеет захватывать погремушки, пытается дотянуться до висящих над ним игрушек, с удовольствием лежит на животе опираясь на предплечья, некоторые уже умеют самостоятельно переворачиваться.

Питание

В этом возрасте основным источником питания для малыша является молоко матери. Большинство детей при этом не нуждается в допаивании водой. Режим кормлений строго индивидуален и формируется у каждой пары мама-ребенок свой. Основной характеристикой нормального питания является хорошая прибавка в весе, а не время прошедшее между кормлениями. В среднем оно может составлять от 1,5 до 3,5 часов. Остатки молока сцеживать не нужно, тк его количество при естественном вскармливании подстраивается под нужды ребенка. А избыток может вызвать лактостаз и мастит. При недостаточной ежемесячной прибавке, следует совместно с врачом решить необходимость докорма смесью.

Её тоже поможет выбрать ваш педиатр, с учетом особенностей малыша.

Прикормы в этом возрасте не вводятся. Нормальная прибавка 800 гр (плюс-минус 200).

Уход

Утро маленького человечка начинается с умывания. Протирается личико и глазки чистой водой. Носик и ушки чистятся по мере загрязнения.

В течение дня ребенка подмывают теплой водой с мылом обязательно после того как он покакает, и по мере необходимости, но уже без мыла. Влажные салфетки лучше использовать только при отсутствии возможности воспользоваться водой. Несмотря на все удобства, они все же содержат отдушки и прочие вещества не всегда желательные для детской кожи.

День заканчивается вечерней ванной. Особо возбудимых детей лучше купать в обед.

Температура должна быть 37-37,5 градусов, как наиболее благоприятная для комфортного самочувствия ребенка. Стоит учитывать,что в отличие от взрослых, малыш еще не умеет хорошо подстраиваться под изменение температур. Если вы хотите начать закаивание, то следует помнить о принципе регулярности и постепенности в приучении к более холодной воде. После основного купания ребенка опаласкивают водой с температурой на 0,5-1 градус ниже.

Прогулки

Прогулки играют очень важную роль в развитиии ребенка. Они помогают обогатить кровь кислородом, являются частью закаливания и знакомства с окружающим миром.

Их длительность в среднем от 2 до 4 часов в день. А в хорошую погоду до 6-7 часов.

При невозможности выйти на улицу можно вынести коляску на время дневного сна на балкон. Одевать малыша следует как себя, плюс один дополнительный слой одежды. Чтобы узнать не замерз ли ребенок, следует обратить внимание на нос, если он теплый-то все в порядке. Для прогулки можно пользоваться как колясками,так и слингами или кенгуру. В последних ребенку обеспечивается не только контакт с мамой, но и более полный обзор для получения новых впечатлений. Обратите внимание на позу ребенка и соответствии вашего переносного устройства возрасту.

Дополнительные занятия

В этом возрасте ребенок способен воспринимать стишки и музыку в течение 3-5 минут, его интересуют игрушки, можно стимулировать малыша тянуться за ними, полезно проводить знакомство с различными тканями и фактурами,а также звуками. Если ребенок на прогулке не спит, стоит побольше рассказывать о том,что происходит вокруг.

Дома следует проводить закаливающие процедуры (воздушные ванны, обтирания) , подобрать комлекс массажа и гимнастики, соответствующий умениям малыша. С ним обычно знакомят в комнате здорового ребенка в поликлинике. Также возможно его сочетание с потешками. Также хорошо способствует развитию и нормализации мышечного тонуса плавание.

Автор статьи Коваль Анастасия Андреевна,
врач-педиатр, закончила Кировский Государственный Медицинский Институт, мама со стажем

Дата публикации: 20.09.2011
Дата обновления: 16.03.2012.
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Елена 23.06.2016 19:18
Интересно, в одной статье две противоположные рекомендации, я так не поняла нужно доплачивать или нет?

Анастасия 10.06.2016 14:16
Статьи правда за 2012 год. Желаю всем мамам быть адекватно современными и грамотными.

Алина АХ 04.06.2015 18:51
ирина, у каждого свое мнение на этот счет!!! Я вот соглашусь с мнением, что лучше кормить ребенка до полугода только своим молоком ну или смесями, а потом только вводить прикорм. Допустим, моя мама нам тоже рано кашу начала давать так моя сестра с гастритом выросла. Так что свою ляльку я сначала молоком кормила, а потом молоко пропало перевела на смесь Нэнни и прикорм стала вводить только ближе к 6 месяцам, развиваемся и растем нормально, главное с ЖКТ проблем нет.

ирина 28.04.2015 22:27
Все что вы пишите насчёт прикорма и питья в 3месяца это все ерунда. Я своей малышки начала варить кашкимолочные в 2.5 месяца и нормально все. А как же раньше было,когда мама не могла кормить грудью, так же варили кашки и все норм было, это сейчас врачи нельзя кормить кашками рано, надо смесями кормить. Так вот какрасто смеси это все хернея, вот из-за них и могут быть проблемы

Баева М 24.04.2015 12:17
Мы тоже кормили ребенка по требованию. Я считаю, что кормежка по графику это просто абсурд. Малыш не наедается, капризничает. Но это касается только грудного вскармливания. Что касается деток, находящихся на искусственном вскармливании, то им график просто необходим. Там и правда нужно выдерживать три часа. У меня сестренка кормить племяшку смесью Нэнни. Малышу вполне хватает, он от кормления до кормления вполне сыт.

3 месяц принесет тебе массу положительных эмоций. В этот период ребенок делает огромный скачок в своем развитии, поэтому буквально каждый день ты будешь все больше удивляться тому, как быстро растет твое чадо.

Развитие ребенка в 3 месяца

Ребенок 3 месяца жизни уже вполне осознанно смотрит на этот мир. Маленький исследователь прислушивается к знакомым и незнакомым звукам, долго и внимательно рассматривает окружающие его предметы, лица людей. Он очень рад, когда кто-то склоняется над его кроваткой, потому дарит осознанную улыбку взрослым. Хоть речевые навыки ребенка еще не развиты, он, активно познавая мир, уже проявляет первые способности к разговорной речи: может произносить отдельные слоги, буквы. Развитие тактильных ощущений и основных рефлексов в этот период приводит к тому, что ребенок уже может не только схватить ручкой погремушку, но и удерживать ее. Итак, что умеет ребенок в 3 месяца?

Что должен уметь ребенок в 3 месяца:

  • весело смеяться вслух;
  • капризничать и хныкать на разные интонации;
  • привлекать внимание родителей;
  • крепко удерживать игрушки в кулачках и тянуть их в рот;
  • поворачиваться со спинки на бок, а также, лежа на животе, приподнимать голову, опираясь о локти;
  • крутить головой;
  • группировать тело, когда его берут на руки.

Нормы веса и роста детей в 3 месяца

Рост,
см

Вес,
кг

Окружность
головы, см

МАЛЬЧИКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

ДЕВОЧКИ

низкий

ниже
среднего

средний

выше
среднего

высокий

Прибавка в весе в этот период жизни малыша должна составлять 750 – 800 г. Рост крохи обычно увеличивается на 2,5-3 см. Согласно статистическим показателям, объем головы у мальчиков в три месяца обычно составляет около 41 см, а объем их грудной клетки – примерно 41,5 см. А у девочек такие показатели немного меньше: объем грудной клетки и головы трехмесячной малышки – 40 см.

Хотя следует понимать: то, сколько должен весить ребенок в 3 месяца - условные усредненные показатели. И если твой малыш не совсем вписывается в указанные нормы, при этом его рост и вес пропорциональны, сон аппетит и настроение - в норме, не стоит сильно переживать.

В три месяца также продолжает совершенствование двигательного аппарата и ЦНС. Хотя кости ребенка еще очень хрупкие. К концу третьего месяца ножки и ручки крохи становятся более подвижными. Ребенок легко тянется к игрушкам, свободно разжимает пальчики. В вертикальном положении на руках у взрослых он уже хорошо удерживает голову. Он также легко может поворачивать голову во все стороны. В трехмесячном возрасте ребенок хорошо реагирует на звук, уже может улыбаться, пытается поднять головку, когда лежит на спине, сам меняет позы во время сна.

Режим дня ребенка в 3 месяца

К третьему месяцу у малыша постепенно вырисовывается более-менее четкий режим дня. По-прежнему очень много времени отводится на сон (около 15 – 18 часов). Постепенно увеличиваются промежутки между кормлениями, в идеале они должны составлять по 3 часа. А ночью перерыв между кормлениями должен быть около 5 – 6 часов. Таким образом, за день у малыша получается около 6 – 7 приемов пищи. После каждого из них ребенок засыпает, но уж не так надолго, как раньше. Где-то через час малыш проснется, и вы сможете вдоволь наиграться, прежде, чем снова пора будет подкрепиться.

Сон и прогулки

Выше мы уже приводили, сколько должен спать ребенок в 3 месяца. Однако разные дети по-разному распределяют это время в течение суток: кто-то дольше спит ночью, и меньше - днем, а кто-то делает более равномерные перерывы на сон. Не столь важно, сколько спит ребенок в 3 месяца, как то, как он спит и как чувствует себя в периоды бодрствования. В любом случае, в 3 месяца уже намного глубже, чем у новорожденного.

Как и в раньше, малышу важно много времени проводить на свежем воздухе. Он может сладко спать в коляске, а проснувшись с интересом наблюдать окружающий мир. Ведь кроха уже достаточно подрос для получения впечатлений.

Ежедневно следует устраивать по две прогулки: летом – по 2 – 3 часа каждая, а ограничиться часовыми «выходами». Важно правильно одевать ребенка зимой: эталонным подходом утепления считается такой: лежащего в коляске малыша одевай, как себя, но только на 1 слой больше.

Летом важно защитить ребенка от попадания прямых солнечных лучей. Да, известно, что витамин D синтезируется только на свету. Но для этого достаточно рассеянного света в тени деревьев. Да и вообще летом гулять лучше в часы наименьшей солнечной активности – с утра до 11:00 и после 17:00 до вечера. Вне зависимости от того, какое лично у мамы отношение к солнцезащитной косметике (считаешь ты ее неприемлемой или наоборот необходимой), обязательно следует обеспечить защиту от солнца: если ребенок гуляет в коляске, расправь козырек, если носишь малыша в слинге, надень ему на голову шапочку или панамку. И выбирай тенистые маршруты.

Уход за ребенком в 3 месяца

Уход за ребенком в 3 месяца ничем кардинально не отличается от уже привычного распорядка. По-прежнему каждое утро умывай кроху теплой водой с помощью ватных тампонов. Нос, пожалуй, уже можно прочищать ватными палочками – теперь они смогут пролезть в узкие отверстия. Моя уши, обрабатывай только наружные части ушных раковин – нельзя проникать ватной палочкой внутрь слухового прохода. Так же часто, как и раньше, следует подмывать ребенка и менять подгузники.

Из новшеств – едва исполнится малышу 3 месяца, с его рук уже можно снимать варежки-царапки. Движения младенца перестают быть настолько неконтролируемыми, как раньше, и он уже не может сам поцарапать себе лицо. Освобождение ладоней открывает широкие возможности для развивающих занятий с крохой. Мама может почаще вкладывать в руку ребенку . Он даже в состоянии удержать их. Для детей такого возраста выбираются игрушки, которые легко мыть теплой водой с мылом. А вот плюшевых зверят отложи до тех пор, пока малыш не подрастет – сейчас из-за своей высокой способности к концентрации пыли, они могут представлять вред и вызывать аллергию.

Купание ребенка

Кроху, как и раньше, купают каждый день. Обычно для этого выбирают время вечером. Хотя подобная традиция, скорее, продиктована житейскими обстоятельствами: только вечером к купанию малыша может присоединиться папа, проработавший весь день.

Однако, не принципиально, чтобы малыш купался именно вечером. Если семье удобнее, купание можно перенести на другое время. Особенно, если ты заметила, что водные процедуры бодрят ребенка, и после ему трудно засыпать.

Продолжительность каждого купания уже можно немного увеличить – до 15 минут. Особенно, если вы используете не детскую ванночку, а надеваете на малыша круг-воротник и запускаете его во взрослую ванну.
Если малыш занимается настоящим грудничковым плаваньем (в поликлинике или специальном спортивном центре), тогда у домашнего купания остаются только гигиенические цели, и его можно проводить намного быстрее.

Воздерживайся от искушения начать ребенка уже сейчас и не снижай температуру воды в его ванне. Она по-прежнему должна быть на уровне 36 – 37 градусов.

Купать малыша следует ежедневно, за исключением случаев, когда он заболел (даже незначительно повысилась температура), а также после прививок (обычно, медики предупреждают, сколько дней не рекомендуются прогулки и купание после каждой прививки). В дни, когда купание противопоказано, ограничься подмыванием малыша.

Питание ребенка в 3 месяца

За сутки малыш третьего месяца жизни съедает приблизительно 800 - 850 мл молока. Чтобы рассчитать, сколько должен съедать ребенок в 3 месяца, следует его массу тела разделить на 6.

Наших мам учили уже с третьего месяца вводить прикорм в виде фруктовых соков и пюре. Сегодня же ВОЗ рекомендует здоровым детям, пребывающим на грудном вскармливании, не предлагать ничего, кроме грудного молока (в том числе и воду) до исполнении 6 месяцев. И уж точно в первые 3 месяца ребенку не следует предлагать прикорм.

Материнское молоко – это и полноценное питание, и питье, и лакомство и антидепрессант для малыша. Введение же каких-либо дополнений невольно снижает потребность ребенка в молоке и, таким образом, выработку последнего. Вот почему, даже если тебе показалось, что ребенку недостаточно питания, не стоит спешить вводить докорм смесью, а нужно просто увеличить число и длительность прикладываний малыша к груди.

Подробнее о том, как узнать, и насколько обоснованы материнские страхи по этому поводу, мы рассказывали ранее, в описании 2 месяца развития малыша. Надеемся, ты помнишь, что такое «тест на мокрые пеленки». Если нет, открой описание предыдущего месяца и перечитай.

Как развивать ребенка в 3 месяца

Развивай у ребенка интерес к игрушкам и картинкам. Вырежь, нарисуй или купи изображения животных, забавных рожиц, фигурок и показывай ребенку. Рассматривая детали, малыш учится сосредотачиваться на определенном предмете. Объясняй ребенку – что нарисовано на картинке. Он, конечно, тебя еще не поймет, но общение, в любом случае, принесет ему пользу, а мамин голос – радость и успокоение. Кроме визуальных впечатлений важны и тактильные. Вырежь небольшие кусочки разных типов ткани – шелк, вельвет, шерсть, и давай потрогать малышу. Можешь повесить такие тканевые полоски над кроваткой ребенка, пусть он хватает их, тем самым тренируя пальчики. Чтобы ножки малыша привыкали к движению, осторожно возьми их и двигай наподобие движений велосипедиста. Смотри ребенку в глаза, рассказывай стишки, целуй его и почаще бери на руки.

Малыш воспринимает эмоции

Убедится в этом просто. Попробуй поиграть с малышом в такую вот игру. Мама должна сесть на стул у кроватки малыша так, чтобы ребенок не видел ее. А вот сама мама должна хорошо видеть лицо крохи. Убери все предметы, которые могут отвлекать ребенка. Дальше тебе стоит немного напеть грустную мелодию и понаблюдать за малышом. Услышав такое пение, обычно ребенок прекращает движения, лежит тихо, прислушивается к мелодии. Но потом его лицо может стать обиженным, плаксивым и даже грустным. Не доводи малыша до слез, смени грустную мелодию на веселую. Исполняй мелодии с одинаковой громкостью. Посмотри: при исполнении веселой песенки лицо крохи станет сосредоточенным. Он может начать двигать руками и ногами, улыбаться. Поиграйте еще так с ним несколько минут.

Исследуем маму

Когда ты кормишь малыша, его руки должны быть свободны. Важно, чтобы ребенок мог «исследовать» маму, касаться ее. Помоги крохе ощупать твое лицо, нос, волосы. Говори ему при этом ласковые слова.

Зеркало

После купания поднеси . Ему будет интересно смотреть на свое отражение. Пощекочи ему животик. Пусть засмеется. Да и вообще все ваши занятия и упражнения должны доставлять малышу радость.

Меняем пеленки

При этом также можно играть. Положи ребенка на спину и дотронься до различных частей его тела. Говори: «шлеп» при каждом прикосновении. Кроха будет улыбаться и ждать каждого твоего нового прикосновения. Называй части тела, к которым ты прикасаешься.

Кукла для малыша

Сделай для малыша куклу из бумажной тарелки. Пусть вместо ручки у нее будет палочка. Нарисуй веселую рожицу на одной стороне, а на другой - печальную. Поворачивай тарелку перед глазками ребенка с разных сторон. Ты скоро заметишь, что крошке нравится смотреть на игрушку. Он может даже начать с ней разговаривать.

Что мы рассматриваем?

Чаще гуляй с малышом на руках. Обращайте вместе внимание на предметы яркого цвета или загадочной необычной формы. Это должно заинтересовать малыша. Кстати, когда он в кроватке, ему также необходимо что-то разглядывать. И вот тут-то и пригождаются всевозможные мобиле. Если раньше они радовали скорее маму, то теперь ребенок действительно заинтересуется подвешенными игрушками, двигающимися под музыку.

Развивающие игры для ребенка в 3 месяца

Три месяца ребенку – это уже немало. Твой ребенок постепенно приобретает нужный “опыт” игр с руками. Кроха учится захватывать ручками предметы, удерживать их, “не отдавать” их маме, бросать, а также - целенаправленно тянуться к игрушке. Он также пробует предметы губами, пытается потрогать их язычком. Рот малыша становится таким же инстументом познания мира, как и руки.

Игра: «А мы слушаем!»

Вводи ребенка в мир разнообразных звуков. Пусть в течение дня кроха слышит звуки телефонов, дверного звонка, компьютера, телевизора, пылесоса, стиральной машины, фена, звон посуды, столовых приборов и т.д. Даже во время сна днем не оставляй ребенка в абсолютной тишине. Просто немножко приглуши громкость, чтобы никакой резкий звук не напугал ребенка. Обязательно называй источники звука, и, если этот предмет находится в твоей квартире, покажи его малышу. Так он будет лучше ориентироваться в разнообразном мире звуков. Включай детскую музыку, подбери произведения, которые предназначены специально для малышей. Пой песенки, танцуй с ним на руках под музыку – ребенку это обязательно понравится! Такие игры направлены на развитие детского слухового восприятия, мышления и чувства ритма.

Игра “Отдай”

Предложи малышу деревянную ложечку, расписанную яркими красками. Вложи ее в маленькую ручку - пусть он ее схватит, потом ласково потяни ложку к себе, приговаривая при этом: “Ну… отдай”. Кроха выпустит ее – а ты нежно погладь его и скажи: “Спасибо”. Повторяй эту игру, располагая ложку все дальше и дальше от малыша, стимулируй его тянуться к этой игрушке в разные стороны. Такая игра учит ребенка удерживать некоторое время новый предмет в своей ручке, развивает силу его хватательных движений, а также помогает следить за предметом под разными углами. Кроме того, игра налаживает контакт со взрослыми.

Приятных вам открытий!

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев? Как их проводить?

Ребенку 3 месяца: учимся произносить звуки.

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, - «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому - произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Как научить малыша трех месяцев различать свое имя.

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Ребенку 3 месяца: какие игрушки нужны для развития малыша. Развиваем хватательные движения.

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу - в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент - лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми!

Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!

Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.

Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!

Упражнение «Ладошки»

Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).

Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.

Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:

  • Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
  • Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
  • Неваляшка
  • Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
  • Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
  • Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
  • Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.

Ребенку 3 месяца: развитие движений.

В три месяца малыш приобретает новое умение - умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!

Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.

Какие упражнения помогут маме и малышу.

Упражнение «Неваляшка»

Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.

Упражнение «Кто поет?»

Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.

Для упражнения Вам понадобится помощник.

  • Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
  • Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
  • Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
  • Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.

При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.

Упражнение «Уголок подушки»

Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.

К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.

Упражнения для развития вестибулятного аппарата.

Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.

Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.

Упражнение «Подтанцовывание»

В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.

Ребенку 3 месяца: развитие слухового сосредоточения.

Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.

Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)

Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.

Упражнение «Колокольчик на ленточке»

Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.

Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)

  • Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
  • Начните ей шуршать справа от малыша.
  • Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
  • Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.

Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.

Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!

Упражнение «Колокольчик»

  • Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
  • Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
  • Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
  • Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.

Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)

  • Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
  • Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
  • Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
  • Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
  • Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.

В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)

Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка.

В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.

Упражнение «Знакомое и незнакомое»

  • Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
  • Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
  • Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
  • Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
  • Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.

Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.

Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.

В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.

К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.

К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрения – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.

В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.

Трехмесячный ребенок к 4 месяцам умеет:

  • Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
  • Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
  • Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
  • Узнавать близких людей, радоваться им.
  • Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
  • Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
  • По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
  • Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» - переклички с мамой.
  • Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
  • Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
  • Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.

Трёхмесячный малыш начинает постепенно привыкать к окружающей среде, ведь до недавнего времени он существовал в приятной утробе матери, затем увидел опасный мир. Резкая смена обстановки требует немного времени для полной адаптации. Родители крохи могут облегчить этот процесс, занимаясь с ребёнком.

Маме и папе важно знать, что должен уметь малыш на третьем месяце жизни. Если вы заметили какие-либо отклонения, немедленно посетите доктора, займитесь лечением патологии.

Общие сведения

Первый год жизни младенца чрезвычайно важен, малыш развивается стремительно, каждый день преподносит родителям приятные сюрпризы. Новые умения появляются практически ежедневно, особенно скачки в развитии отмечаются на третьем месяце жизни. Способности крохи – результат полученных знаний на протяжении первых двух месяцев существования.

Период адаптации закончен, ребёнок с большим интересом изучает окружающий мир. Психическое, физическое, эмоциональное развитие начинает входить в активную фазу. Доктора выделяют несколько аспектов, которыми кроха может похвастаться на третьем месяце жизни:

  • интенсивное развитие подкожно-жировой ткани приводит к милой припухлости малыша: он становится пухленьким, появляются характерные складочки на ручках и ножках;
  • физически малыш активно развивается, к трём месяцам кроха осваивает умение переворачиваться со спины на животик. Интересное наблюдение: ребёнок может приподниматься на несколько минут, опираясь на предплечья;
  • начинается период, когда начинают прорезываться первые зубки;
  • режим дня и кормления становится постоянным. Малыш кушает и спит приблизительно в одно и то же время, что значительно облегчает жизнь родителям.

Физиологические навыки

Трёхмесячный ребёнок сверхактивный, он интересуется происходящим в окружающем мире, на вашу улыбку обязательно потянет ручки, издаст особые звуки, которые заменяют речь. Обязательно общайтесь с ребёнком, в этот период очень важно уделять внимание крохе.

Рост и вес

Сколько должен весить ребенок в 3 месяца? За третий месяц жизни малыш набирает около 800 граммов, примерно по 200 граммов в неделю. Кроха подрастает на несколько сантиметров, по статистическим данным, к четвёртому месяцу рост грудничка должен быть не менее 56–62 сантиметров. Нормальный вес мальчиков составляет 4,9-7 кг, девочки весят немного меньше – от 4,8 до 6,3 кг. Если отклонения в этих показателях не превышают 5%, то волноваться не стоит.

Рефлексы

Движения малыша в трёхмесячном возрасте становятся более спокойными. Махи, которые присущи новорождённым, постепенно пропадают. Ребёнок может самостоятельно держать голову, опираясь на предплечья. Кроха вытягивает ножки, начинает внимательно их изучать. Грудничка сразу же заинтересовывают различные звуки, игрушки, игры.

Трёхмесячный малыш активно играет сам с собой: осторожно трогает ручками личико, животик, ножки. Для игр подходят самые разнообразные предметы, ребёнок щупает их пальцами, пробует на вкус. Педиатры утверждают, что тактильные ощущения способствуют скорейшему развитию крохи. Доктора рекомендуют принимать активное участие в играх грудничка, всячески помочь ему изучить окружающий мир. Теперь внимательно следите за крохой, всегда подкладывайте одеяло.

Детки начинают узнавать голоса близких людей, подражают эмоциям. Показывайте малышу радость, печаль, смех, со временем кроха начнёт понимать их. Только не переусердствуйте, иногда родители перебарщивают, игра выглядит как кривляние.

Психоэмоциональное состояние

В три месяца малыш узнаёт маму и папу, близких родственников, реагирует на их присутствие. Ребёнок пытается разговаривать непонятными звуками. Своё недовольство кроха выражает посредством плача или крика. Дети такого возраста предпочитают проводить много времени на руках, если малыш капризничает без причины (мамы обычно знают, чего хочет кроха), не потакайте его прихотям, дайте ему успокоиться самостоятельно.

Режим дня

У здорового младенца почти сформирован конкретный режим дня, ребёнок спит не менее 10 часов, просыпается для того, чтобы перекусить. Педиатры не рекомендуют подходить к кроватке крохи каждый раз, когда она проснётся. Если ребёнка ничего не беспокоит, то он повозится и заснёт снова.

Сколько спит ребенок в 3 месяца? Дневной сон малыша состоит из 3–4 периодов по 1,5 часа. Отлично, если процесс проходит на улице, особенно при хорошей погоде. Не рекомендуется гулять при ливнях, температуре воздуха ниже 10 градусов. Летом разрешено прогуливаться до шести часов в сутки.

Утром проводите гигиенические процедуры, не злоупотребляйте детской косметикой, если не отмечается никаких дерматитов и других заболеваний. Перед отходом ко сну купайте кроху, температура тела не должна превышать 36,6 градусов. Наличие кожных высыпаний – повод обратиться к педиатру, с его разрешения добавляйте в водичку отвар из череды или ромашки.

Питание младенца

Многие педиатры уверены на 100%, что грудное молоко для трёхмесячного ребёнка является идеальным полноценным питанием. В нём содержатся все необходимые вещества и микроэлементы, которые обеспечивают нормальное развитие крохи. В этот период начинать прикорм кашами, фруктами, овощами не нужно. Разрешено добавлять в рацион немного кипячёной воды, витамина D в виде капель для предупреждения рахита (только с разрешения доктора).

Примерное питание ребенка в 3 месяца и количество молока в сутки – 800 мг, если малыш кушает семь раз, то разовая «доза» еды составляет не более 115 мл. Не препятствуйте, если ребёнок за раз пьёт меньше молока, но просит грудь чаще. Недавние исследования доказали, что кормление по желанию благотворно влияет на психическое состояние ребёнка.

Заболевания, стресс могут привести к небольшой выработке молока у матери. Проблема решается двумя путями:

  • чаще прикладывайте ребёнка к груди;
  • обсудите добавление в рацион крохи искусственных смесей.

Обратите внимание! Если ребёнок находится полностью на искусственном вскармливании, нельзя давать бутылочку по желанию. Оптимальный перерыв между трапезами составляет 3 — 4 часа.

Что должен уметь трёхмесячный малыш

Существуют определённые стандарты, которые выведены на основе статистических данных. Если ваш малыш не соответствует этим требованиям, посетите педиатра. Иногда отклонения свидетельствуют о течении серьёзного заболевания. Вовремя обратившись к доктору, вы предупредите негативные последствия.

Что умеет ребенок в три месяца:

  • отвечать «гуканьем» на речь окружающих;
  • узнавать родителей и близких родственников;
  • отвлекаться от кормления при появлении резкого звука;
  • искать источник шума или раздражения, поворачивая головку, открывая ротик в знак недоумения;
  • привлекать внимание окружающих различными звуками, резкими движениями;
  • начинать плакать от скуки или в знак неприязни к некоторым людям;
  • активно радоваться любимым игрушкам, необычным предметам, домашним животным;
  • следить за траекторией движения ярких предметов;
  • хватать игрушки, другие объекты, тянуть их в рот;
  • исследовать ручками своё тело, руки, лицо мамы (процесс часто наблюдается в период кормления);
  • держать головку прямо, если малыш находится на руках у взрослого человека;
  • некоторые крохи начинают смеяться в этом возрасте;
  • переворачиваться со спины набок и обратно, треть малышей умеет поворачиваться с животика на бочок или спину;
  • сжимать и разжимать ладошки в кулачок;
  • попадать ручками по игрушкам, развешенным над кроваткой;
  • радоваться купанию.

Некоторые родители пугаются, если не замечают за своим чадом определённых действий. Сильно волноваться не нужно, все детки разные и развиваются по-своему. Незначительные отклонения не представляют угрозу, насторожить должны значительные расхождения с нормами.

Меры профилактики хронического пульпита у ребенка описаны странице.

По адресу прочтите о детских развивающих играх для детей 1 — 2 года в домашних условиях.

Развивающие игры

Периоды сна начинают сменяться бодрствованием. Появляется шанс ускорить развитие малыша своими силами. Не укутывайте кроху слишком плотно, пусть развивается двигательная активность. Немаловажную роль играет психоэмоциональная обстановка. Комната малыша должна быть тихой, спокойной, подальше от кухни и туалета. Посторонние звуки мешают нормальному отдыху, негативно влияют на психику крошки.

Зрительное развитие

Детки активно следят за движущимися предметами, надо развивать этот навык. Выберите яркую игрушку, постепенно увеличивайте расстояние между крохой и объектом, поле зрения чада будет увеличиваться, что благотворно влияет на поворот головы малыша.

После трёх месяцев дети фокусируются на предметах намного лучше. Начните играть с крохой в прятки: прячьтесь за вещами, малыш будет искать человека в том месте, где видел вас в последний раз. Такая игра отлично развивает память, зрительные рефлексы.

Слуховое восприятие

Повторяйте звуки, которые издаёт малыш, чётко выговаривайте слова, чтобы малыш потихоньку запоминал правильное произношение слов. Наилучший вариант, если кроха будет слышать аналогичные звуки разными голосами, можете подключить родных. Объясняйте ребёнку, чем занимаетесь, как называются предметы, явления.

Советы родителям:

  • давайте малышу колокольчик, важно чтобы он понимал, что звук исходит именно из этого предмета;
  • включайте классическую музыку, дети любят такие звуки, успокаиваются от неё. Включайте поочерёдно отдельные композиции, вскоре кроха сможет определить отдельную мелодию посредством открывания ротика или хлопанья в ладошки;
  • пойте колыбельные чаду со словами и без, это помогает быстро заснуть малышу.

Тактильные ощущения и движения

Общайтесь с крохой, проводите лёгкий массаж, плескайтесь во время купания, особое внимание уделите выбору полезных игрушек:

  • покупайте различной формы, текстуры игрушки. Чем больше предметы отличаются между собой, тем интереснее их изучать. Разрешено вешать над кроваткой младенца мешочки, наполненные сухими ароматными травами, заодно разовьётся обоняние;
  • развивайте правильный обхват ладошки: вкладывайте погремушки в ручку грудничку, сразу же отделяя большой пальчик.

Заботьтесь о крохе с рождения, постоянно привлекайте в процесс игры новые предметы, запахи, движения, которые могут заинтересовать младенца. Обязательно прислушивайтесь к рекомендациям врача, уделяйте грудничку много внимания. Для полноценного развития младенца необходим контакт с родителями, другими родственниками.

Не расстраивайтесь, если малыш не соответствует некоторым параметрам, каждый ребёнок развивается индивидуально со своими особенностями. Беспокойтесь только в случае появления несвойственных детям или возрасту неприятных признаков. Заниматься самолечением нельзя, обязательно посетите педиатра.

Педиатр наверняка зафиксирует индивидуальные параметры вашего ребенка на очередном приеме.

Даже если они не совсем соответствуют принятым нормам, не следует паниковать и искать связанные с этим заболевания.

Во-первых , ребенку наверняка передастся состояние родителей. Во-вторых , точное соответствие ни от кого не требуется.

Порой дети на несколько месяцев задерживаются в развитии , а потом резко догоняют и перегоняют своих сверстников. Особенно это касается весовых характеристик и роста.

Если же отклонения касаются психологических процессов, стоит задуматься и больше внимания уделять их корректировке.

Ребёнок в 3-4 месяца- Mamalara

Рост

По статистике, собранной в нашей стране, средний рост мальчиков в этот период — от 56,5 до 62,0 см, девочек — от 56,2 до 61,8 см.

Разница с предыдущим месяцем в росте — 3 см.

Данные по всем странам (согласно Всемирной Организации Здравоохранения) указывают этот промежуток более расплывчато. Рост мальчиков задается в промежутке от 57,3 до 65,5 см., а девочек — от 55,6 до 64,0 см.

Вес

Во всем мире приняты нормы веса для мальчиков этого возраста — от 5,0 до 8,0 кг, девочки могут весить от 4,5 до 7,5 кг.

В нашей стране более строгие рамки — от 4,9 до 7,0 кг. для мальчиков и от 4,8 до 6,3 для девочек.

Разность между измерением веса в предыдущем месяце в среднем должна составлять 800 г.

При чем этот параметр должен возрастать равномерно, по 200 г. за каждую неделю .

Надо заметить, что при недоборе веса врач наверняка порекомендует вводить прикорм раньше или докармливать малыша смесью (если до этого он находился на грудном вскармливании). При избытке веса — наладить кормление по часам соответственно.

В любом случае, меры корректировки не будут иметь фатального и строго контролируемого характера.

Обхват грудной клетки

Средними считаются показатели в границах от 36,5 до 41,6 см. для мальчиков и от 41,6 до 41,4 для девочек . За месяц должно произойти увеличение этого параметра на 1 см.

Эти верхние и нижние границы возрастной нормы достаточно условны, но дают возможность составить общее представление об общем физическом развитии ребенка в данный период.

Особо следует обратить внимание на рост обхвата головы. Он может многое сказать о наличии или отсутствии патологий в развитии головного мозга в этот период.

Для малышей, родившихся раньше срока, эти нормы могут быть сдвинуты в зависимости от срока «недонашивания».

Окружность головы

Обвод головы должен увеличиться по сравнению с прошлым месяцем не более, чем на 1 см.

ВОЗ устанавливает нормы обхвата головы для мальчиков от 38,1 до 42,9 см., а для девочек от 37,1 до 42,0 см. в этот период.

Принятые в советские время стандарты — от 39,0 до 42,5 см. для мальчиков и от 38,0 до 41,2 см. для девочек.

Сон

Общая продолжительность сна к трем месяцем должна быть около 14-15 часов в сутки . Естественно, они разделены на отдельные периоды.

В среднем, период ночного сна — 3-4 часа, а дневного — 2 . Каждый период делится на стадии по 50-90 минут.

Больше половины из всего времени сна в этом возрасте — это так называемый «быстрый» или парадоксальный сон. Во время него мозговые структуры развиваются особенно стремительно.

Малыш может видеть сновидения, двигать ручками и ножками, использовать мимику во сне.

Характерной особенностью трех месяцев является установление цикла из трех стадий :

  1. Бодрствование.
  2. Медленный сон.
  3. Быстрый сон.

До этого времени младенец мог сразу из бодрствования погрузиться в быстрый сон и наоборот. Дремать малыши в этот период еще не умеют.

Также приобретение этого периода — глубокий ночной дельта-сон . Он влияет на восстановление энергозатрат и частично на процессы формирования памяти.

Именно за счет этого самого глубокого погружающего процесса у младенца есть возможность запомнить малую толику из потока лавинообразно поступающей информации.

Остальных стадий сна взрослого человека (дремоты, сонных веретен) в этом возрасте пока нет .

Питание

Для малыша по-прежнему главной и единственной пищей остается грудное молоко или адаптированная .

Не всем подходит такое расписание, но даже те, кто кормят детей по первому требованию, отмечают, что к трем месяцам количество прикладываний заметно сокращается.

За один прием малыш в среднем должен высасывать 150-160 мл. молока или адаптированной молочной смеси . В сутки это 900-960 мл.

В жаркое время года или при недостаточной влажности воздуха возможно допаивать малыша .

Что умеет?

Навыки , приобретаемые в этот период можно разделить на моторные, интеллектуальные и социальные .

К моторным относятся :

  • способность держать головку в положении лежа на животе, с опорой на локти;
  • перевороты на один и другой бок;
  • хватание и удерживание игрушек;
  • угасание ;
  • способность более продолжительное время следить взглядом за предметом;
  • умение с поддержкой (если тянуть за ручки) приподнимать туловище до сидячего положения;
  • способность захвата одной рукой другую.

Интеллектуальные включают :

  • способность вычленить человеческую речь среди прочих шумов;
  • начало исследования своих частей тела;
  • отвлечение от еды ради распознавания шума или яркого предмета.

К социальным навыкам , приобретаемым в 3 месяца можно отнести:

  • усложнение комплекса оживления (улыбка, более управляемые движения рук);
  • узнавание и различение членов семьи;
  • смех в голос;
  • осознанное привлечение к себе внимания;
  • гуление;
  • фиксация взгляда в вертикальном положении, налаживание контакта «глаза в глаза» при кормлении.

Чему и как можно и нужно научить?

Зрение

В этом возрасте особенно эффективно развивается зрительное восприятие . Помочь малышу освоить навык фиксации взгляда на предмете можно, помещая в поле его зрения яркие предметы.

Хорошо подойдут игрушки, издающие различные звуки . При чем перемещать предметы нужно медленно и по возможности расширять амплитуду движений. За счет этого увеличится пространство охвата взглядом малыша.

Для этой же цели можно развесить по дому яркие картинки и время от времени совершать неспешные прогулки по дому с малышом таким образом, чтобы он обращал на них свое внимание, фиксировал взгляд на несколько секунд.

Слух

Настал период гуления . Прислушивайтесь к звукам, которые произносит малыш и повторяйте их.

Лучше, если это будет делать не только мама, но и остальные члены семьи. Так кроха поймет, что звуки универсальны и начнет копировать их.

Для развития слуха можно поиграть вместе с малышом в «найди откуда звук» .

Включите музыкальную шкатулку, звучащую игрушку или другой источник шумовых эффектов. Потом с ребенком на руках пройдитесь по всем комнатам, ища этот источник.

Очень полезны для малыша будут танцы под любимую музыку . Кроме развития слуха, это является своеобразной гимнастикой.

Интеллект

Игра «прятки» или «ку-ку» очень хорошо подходит для развития интеллектуальных навыков малыша. Очень скоро вы заметите, что ребенок не отводит взгляд от того места, где раньше была мама или папа.

Подкрепленная эмоционально положительным зарядом (ведь близкий человек в конце концов находится!), она может стать отличным средством к становлению терпения, вниманию, памяти и многих других процессов.

Тактильные и обонятельные ощущения

Подберите или изготовьте игрушки из разных материалов. Они должны отличаться не только внешним видом, но и содержанием: насыпьте внутрь крупы, муки, комки бумаги, других наполнителей.

Их можно время от времени давать малышу в ручки или подвесить над его . Хорошо подходят в качестве наполнителей различные душистые травы: шалфей, мята, ромашка.

В магазинах также продаются игрушки с разными фактурами ткани, зеркальцем, погремушкой . Наилучшая для развития форма — в виде небольшого кольца. Так малышу будет легко обхватывать интересующий предмет.

Развитие ребенка в 3 месяца
https://youtu.be/bPXBCpTXvx0

Психическое, эмоциональное развитие

К третьему месяцу жизни ребенок становится все более социализированным и психически развитым существом. Это проявляется в:

  1. Улыбке. Она может возникать в ответ на ласковое обращение, появление знакомого лица или во сне.
  2. Гулении. В этом возрасте малыш может «разговаривать сам с собой». Постепенно (при условии постоянного общения) такие порывы сменяются подражательными элементами.

    О полноценном разговоре речи пока не идет, но контакт и желание общаться, улавливание интонаций должны проявляться вполне явственно.

  3. Сформированном комплексе оживления.
  4. Способности фиксировать взгляд в вертикальном положении , рассматривать что-либо по несколько минут.
  5. Более выраженном исследовательском инстинкте . Малыш в этом возрасте даже способен прерывать сосание ради того, чтобы прислушаться или разглядеть новый предмет.

Еще одна характерная особенность этого периода: малыш может выражать недовольство даже в том случае, если просто заскучал.

Задача заботливых родителей в такие моменты — обеспечить равномерный приток информации, не перегружая малыша ею при этом.

Развитие органов чувств

Глаза . Приобретается способность видеть на 4 метра и более. Следит взглядом в зоне диаметром до 80 см. Возникает устойчивая фокусировка взгляда на предмете.

Уши . Возникает произвольность: малыш может вслушиваться конкретно в интересующий его звук. Также ему интересно искать источник шума.

Язык . Вкусовые рецепторы пока находятся на уровне 6-го месяца внутриутробного развития. Они пока не приспособлены к восприятию никакой другой пищи, кроме грудного молока или специальной смеси.

Нос . Обоняние сформировано еще на 4-6 неделе жизни, особых изменений в 3-й месяц с ним не происходит.

Кожа . Осязательный мир ребенка расширяется, на всем теле появляется большее количество рецепторов, связанных с возрастанием связей между нейронами в головном мозгу.

Вестибулярный аппарат . Чувство равновесия становится тоньше, малыш более чутко улавливает свое положение в пространстве и учится подстраиваться под него.

Двигательная активность

Обязательными процедурами для ребенка в этом возрасте являются гимнастика, массаж, водные и воздушные процедуры . Проводить их может как специалист, так и родитель.

Главное — соблюдать правила и переключать малыша на другой вид деятельности при первых признаках недовольства.

Гимнастика . Лучше проводить ее два раза в день. Обязательные комплексы включают выкладывание на животик, подтягивание к себе до сидячего положения и пр. Можно дополнить их упражнениями на фитболе.

Массаж . С 3-х месяцев ребенок полностью готов к принятию детского массажа в полном объеме, а не только поглаживающих и потряхивающих движений.

Заботливому родителю надо знать, что он обязателен . Даже здоровый ребенок будет гармонично развиваться только при условии планомерного ухода, в который входит массаж.

Ванна . Разные специалисты придерживаются диаметрально противоположных мнений насчет этого процесса. Единство только в одном — вода в жизни малыша должна присутствовать ежедневно.

Общепринятая практика — наливать в маленькую теплой воды и ставить детскую «горку» для удобства. Но дело в том, что удобно это, в конечном итоге, только родителю.

Малыш в 3 месяца уже способен в полной мере получить удовольствие от водных процедур.

Тем более, что запачкаться до такой степени, что его нужно непременно целиком обработать специальным средством, ребенок за день просто не успевает.

3 месяца — особый период в жизни ребенка , еще одна ступенька к взрослению и пониманию мира.

Каждый малыш индивидуален в своем развитии, но общепринятые нормы помогут родителям узнать, в каком направлении приложить больше сил, на что обратить внимание.